На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 2
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 2
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 2
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы педагога-психолога
Коррекционно-развивающие занятия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся
Деятельность психологической службы по формированию здоровьесберегающего пространства школы
Все страницы

Использование тренинговых форм в образовательном взаимодействии

Ж.Л.Данилова

В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, часто изменяющимся условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности в образовательном взаимодействии уже малоэффективны.

Психологический тренинг , являясь системой специально организованного интенсивного воздействия среди других психологических методов, позволяет реализовать необходимые условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.
За последние 10-15 лет психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.
Острая необходимость проектирования и прогнозирования результатов психологического воздействия, прежде всего, связана с тем, что отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека.
В связи с этим нам кажется, что последние достижения теоретической психологии дают возможность изменить сложившуюся ситуацию, вооружить практических психологов новым взглядом на психологический тренинг, что в конечном итоге приведет к формированию новой методологии осуществления тренингового воздействия.
В последнее время особую востребованность приобретают исследования, где ведется поиск закономерностей динамики личности участников образовательного взаимодействия в процессе психологического тренинга. Поиск базовых механизмов осуществления группового воздействия важен не только для психологической практики, но и для развития и углубления теоретических представлений студенческой аудитории. В настоящий момент среди практикующих специалистов преобладает подход, при котором тренер устанавливает монологичные отношения с членами группы, скорее самопроявляется, чем дает проявиться участникам [1, с. 58].
Субъектный подход к человеку и его поведению принципиально меняет понимание сущности тренинговой работы. В субъектной парадигме ценен сам процесс:не столь важно, каковы имеющиеся сейчас успехи данного человека на пути построения своего экологического мира, главное — какова динамика этого процесса [2].
В содержательном плане отношения ведущего (преподавателя) с группой в парадигме субъектности носят характер подлинного взаимодействия, а не двух одновременно существующих, взаимно направленных векторов воздействия.
Говоря о тренинговых методах, мы должны подчеркнуть, что в этом случае методы направлены не на объект действительности, а на субъект. Точнее сказать, на субъектов двух типов — индивидуального и группового. Из этого следует, что возможна классификация тренинговых методов на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой как целым.
Однако в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы слиты в едином потоке, поэтому сам ведущий фактически реализует тренинговые методы на трех уровнях:
1) в группе — с отдельным участником; обычно это происходит в случае диадного взаимодействия ведущего и одного из членов группы, либо при демонстрации техники индивидуальной психокоррекционной или консультационной работы, либо при проведении сеанса какого-либо направления психотерапии в присутствии наблюдателей, либо при спонтанном возникновении диалога по какой-либо значимой для всех теме [3, с. 82];
2) с группой — как единым целым; такая ситуация возникает, когда ведущий-преподаватель дает задание, которое должна выполнить вся группа, и обращается именно к группе (или подгруппе), а не к отдельному участнику (такой подход особенно важен в тренинге сплочения);
3) через группу— с отдельным участником посредством самой группы; внешне работа на этом уровне напоминает картинку предыдущего, однако здесь ведущий-преподаватель скрытым образом использует ресурсы группы для воздействия на одного или нескольких участников (разумеется, в целях оказания им психологической помощи, а не ради манипуляции как таковой). Речевое воздействие в тренинге опирается как на аргументацию, апеллируя к социально и культурно обусловленным ценностям, так и на механизмы вариативной интерпретации действительности [4, с. 411].
Следовательно, при анализе тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых учтены, с одной стороны, единство индивидуальных и групповых процессов, а с другой — уровни осуществления деятельности ведущего в образовательном пространстве в системе межличностного взаимодействия "преподаватель-студент".
Действительно, тренинговые формы работы со студентами доказывают свою состоятельность как современные здоровьесберегающие технологии образовательного взаимодействия.
Размышляя о перспективах разработки теории и практики внедрения тренингов в образовательный процесс вузовской подготовки студентов-психологов, важно отметить необходимые условия реализации тренинговых программ.
Во-первых, необходимо обеспечить преемственность тренингов для разных возрастов (младший школьник – младший подросток – подросток – старшеклассник – студент).
Во-вторых, ведущие тренинговых групп должны пройти особую профессиональную подготовку.
В-третьих, следует придерживаться специфической структуры занятий.
В-четвертых, обязательно необходимо проводить динамическое диагностическое сопровождение тренингового процесса.
В-пятых, методические средства, применяемые на занятиях, должны быть разнообразными. Кроме того, следует чередовать индивидуальные и групповые формы работы и способствовать созданию особой предметнопространственной среды тренинга.
И, наконец, принципиально важно, чтобы позиция ведущего была динамичной, обеспечивающей поддержкой и творчеством. Проведение тренинговой работы требует высокой квалификации ведущих, четкого соответствия содержания и методического оснащения занятий поставленным целям и задачам тренинга.

 

Литература

  1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. — М.: Ось-89, 2005. — 256 с.
  2. Вачков, И.В., Дерябо, С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  3. Данилова, Ж.Л. Диалогический подход в педагогическом межличностном взаимодействии // Актуалогенез: эмпирические структуры личности. Сборник научных статей. – Витебск, 2006. – С. 81-84.
  4. Кабаченко, О.С. Психологическое воздействие как феномен и проблема психологической безопасности. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2005. - 514 с.

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы педагога-психолога

М.В.Дирко

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: "Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай". Хочется добавить (в реалиях нашего времени): хочешь быть успешным – бегай. Мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А ведь девять десятых человеческого счастья зависит от здоровья. Поэтому важнейший труд учителя - забота о здоровье своих воспитанников. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Примерно каждый второй ребенок в школе нездоров, и посещение школы для многих является испытанием, в результате которого учащийся оставляет в школе частичку своего здоровья. По данным медицинского осмотра (2007/2008 учебного года), І группу здоровья, т.е. абсолютно здоровы, имеют лишь 32% учащихся нашей школы. Поэтому одной из приоритетных задач, решаемых педагогическим коллективом школы, на протяжении нескольких последних лет является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
В школе есть опыт работы по сохранению и совершенствованию здоровья школьников. Вопросы здоровьесбережения ежегодно выносятся на заседания педагогического совета, заседания предметных методических объединений, реализуется внутришкольная программа "Здоровье", в практику ведения уроков внедряются здоровьесберегающие технологии (проектные и Дальтон-технологии, технологии коллективного обучения и французских мастерских, интерактивные игры и др.), в системе внеурочной работы действует комплексный здоровьесберегающий проект "Если хочешь быть здоров", проводятся малые олимпийские игры, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Педагогический коллектив школы рассматривает понятие "здоровье" как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырёх компонентов: здоровья физического, здоровья социального, здоровья психического, здоровья духовно-нравственного. И направляет свою деятельность прежде всего на соблюдение основных факторов, способствующих укреплению здоровья детей в школе. Это создание условий, соответствующих СанПиНам, рациональный режим обучения, сбалансированное питание, обеспечение рационального двигательного режима, своевременные медицинские услуги, оптимальная учебная нагрузка и внедрение в практику образовательного процесса технологий обучения и воспитания, содействующих здоровьесбережению, охрана психического здоровья. На особенностях внедрения в практику работы школы здоровьесберегающих технологий хотелось бы остановиться подробнее. Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям.
Психическое здоровье – это необходимое условие полноценного развития ребёнка. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути. Основная функция психического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между ребёнком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
В течение каждого учебного года в школе проводится мониторинг психического здоровья учащихся, включающий комплекс исследовательских процедур и мероприятий по выявлению тенденций состояния ведущих психологических параметров здоровья: психоэмоционального состояния учащихся, определения "проблемных" зон в развитии личности трудных подростков, адаптация учеников к школьным условиям, характер межличностных отношений в подростковой среде, уровень тревожности, мотивация к учению, особенности взаимоотношений учащихся и педагогов и другие. На основе полученных данных определяются основные направления в работе педагогов-психологов, осуществляется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий формирования здорового образа жизни учащихся.
Развивающая и психокоррекционная работа с учащимися направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Для учащихся начальной школы проводятся групповые занятия, предполагающие активное участие ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности, развитие его саморегуляции. Естественная склонность ребёнка к игровой деятельности, художественному творчеству, богатство детской фантазии побуждают педагогов-психологов активно использовать в коррекционно-развивающей деятельности интерактивные, ролевые игры и креативные методы, в частности, технологии арт-терапиии. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование данных технологий позволяет помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию. Это успешно достигается на занятиях кружков "Лабиринт" и "Познай себя" для учащихся среднего звена и подростков "группы риска". Традиционны в практике работы школы тренинговые занятия для первоклассников, факультативный курс для учащихся 5-ых классов "Психология общения" для оптимизации адаптации к условиям начальной и средней школы. Комплекс подобных занятий позволяет формировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии.
Используются арттерапевтические технологии и игровые формы для активной работы с семьёй с целью оздоровления психологической атмосферы последней, формирования здоровых детско-родительских отношений. Всё более значимой и интересной становится деятельность школьного родительского клуба, ежемесячные заседания которого проходят в игровых увлекательных формах, совместно с детьми, педагогами, где через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений, появляется возможность дистанцироваться от семейных проблем и взглянуть на них с другой стороны, найти способы преодоления внутрисемейных конфликтов, работать на сохранение и укрепление психического здоровья родителей и детей.
В школе создан кабинет социально-педагогической и психологической службы (наряду с кабинетами всех специалистов СППС) для проведения индивидуальной, групповой диагностической и коррекционной работы, занятий кружков и заседаний родительского клуба, психолого-педагогического консилиума.
Педагоги-психологи проводят систематические индивидуальные консультации по результатам мониторинга психического здоровья учащихся для педагогов школы, учащихся, родителей, размещают интересующую родителей и детей   информацию на общешкольном стенде "Путь к совершенству". Традиционна и просветительская работа с родителями учащихся на лекториях университета педагогических знаний, ежегодных общешкольных конференциях ("Мы и здоровье наших детей", "Осторожно, дети!" и др.), родительских собраниях по различным аспектам сохранения и укрепления психофизического здоровья учащихся, гармонизации семейных отношений.
Роль педагога-психолога в вопросах здоровьесбережения школьников неоспорима. Главное, он должен иметь достаточный статус и право участвовать в обеспечении психологической безопасности и в формировании психического здоровья учащихся – того, что с такой легкостью, случайно, попутно может быть нарушено событиями в школе или нечаянными (а порой и сознательными!) действиями учителя и что с таким трудом восстанавливается. "Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!" – эта фраза должна стать лозунгом, аксиомой деятельности современной школы.


Коррекционно-развивающие занятия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся

Е.В.Игнатович

Еще в Древней Греции было известно: "В здоровом теле - здоровый дух". Современные исследования подтверждают взаимосвязь между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. Термин "здоровье" обозначает не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Расстройства и заболевания могут быть вызваны как физическими травмами, так и различными нервно-психическими заболеваниями и стрессами. Основные биологические закономерности развития психики ребенка и взрослого едины, но организм ребенка более уязвим, чем организм взрослого. Здоровье ребенка – понятие не только медицинское, но и социальное. Социальное здоровье ребенка тесно связано с его духовным миром, образом жизни, мотивацией на сохранение и укрепление здоровья. Ведущим показателем здоровья ребенка является его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, включая и социальные условия.
В.Н.Мясищев писал: "Нервозность в детском возрасте, будучи неизлеченной, закрепляется. И человек несет невротический гнет или предрасположенность к этой болезни через всю жизнь". К сожалению, около 70% современных школьников имеют отклонения в эмоциональной, волевой и нравственной сферах. В медицинской литературе и практике широко употребляется термин "психическое здоровье", который был введен в 1979 г. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей. Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношения к людям, окружающему миру, к жизни и пр. Большинство описаний психического здоровья содержит или подразумевает такое важнейшее свойство человека, как стрессоустойчивость, или жизненная стойкость, то есть способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. Оно, в свою очередь, предполагает активность личности, способность ее к усилиям, к определенному напряжению, сопротивлению трудностям. Стрессовая ситуация не приводит психологически здорового человека к душевному смятению, апатии и бездействию, она заставляет его функционировать более интенсивно, с большей самоотдачей. Психологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Целостная деятельность ребенка, специфичная для каждого периода его жизни, определяет те изменения в психике, которые впервые возникают в конкретном возрасте и определяют сознание ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися. Внутренние противоречия выступают движущимися силами психического развития.
Формирование способностей, как общих, так и специальных, имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка. Несформированные способности ведут к недоразвитию личности. У ребенка структура личности только формируется, компоненты развиваются неравномерно. Для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности необходимо создание специальных условий.
Таким образом, в современной психологической литературе накоплен большой объем сведений о соотношении эмоций и мыслительной деятельности человека, созревании аффективной сферы и ее регуляторных возможностях. Личная саморегуляция связана с осознанием и претворением в жизнь социальной позиции ученика. Она определяется степенью мотивации учения и пониманием ребенка его значимости, умением соблюдать требования к деятельности и поведению, способностью управлять произвольными процессами.
Результаты совместного исследования по проблеме "школа и психическое здоровье учащихся", предпринятого учеными России, Германии, Венгрии и Чехии в 1988г., показывают, что разнообразие эмоций, которые испытывает ребенок, во многом формирует его поведение. На этом фоне облегчается или усложняется учебная деятельность, а эмоциональное состояние влияет на его результат.
При разных формах нарушения развития эмоционально-волевая незрелость проявляется в расторможенности, повышенной импульсивности, усиленных невротических реакциях. Специальные занятия призваны сгладить недостатки развития эмоционально-волевой сферы. Такие занятия полезны всем детям, но наиболее значимы для тех, чьи отличительные особенности обусловлены незрелой регуляторной сферой, эмоциональной недостаточностью. На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков. Основные задачи занятий:

  1. Обучение способам внутреннего самоконтроля.
  2. Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
  3. Снятие негативных импульсов.
  4. Формирование позитивной моральной позиции.

В конце каждого занятия учащиеся получают задания на дом. Ребята имеют возможность обсудить дома с родителями домашнее задание, закрепить полученные навыки вне школы.
Целью таких занятий должна быть коррекция поведения ребенка, ликвидация педагогической и социальной запущенности, стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, в конечном итоге – охрана и укрепление нервно-психического, физического и личностного здоровья.
Возможности детского организма велики, и при правильном воспитании и обучении проблемы, возникающие на разных этапах жизни, постепенно исчезнут. Но это зависит от того, насколько взрослые смогут понять особенности ребенка, создать для него условия, в которых воспитание и обучение будет максимально использовать его потенциальные возможности, корректировать нежелательные тенденции в развитии. От того, как будет происходить формирование жизненных навыков ребенка, зависит, станет ли его последующая деятельность творческой. Только тогда он войдет во взрослую жизнь здоровым человеком, понимающим ценность знаний, умеющим трудиться и получать радость, т.е. счастливым человеком.


 

Деятельность психологической службы по формированию здоровьесберегающего пространства школы

Г.И.Карпей

Задача здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, культуру здорового общения, и тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью окружающих людей и членов собственной семьи. В целом здоровьесберегающие технологии способствуют воспитанию среди учащихся культуры здоровья.
Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность детей в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как познать искусство общения с другими людьми, как не стать жертвой преступления, за ответами на все эти вопросы подростки и дети подчас обращаются именно к психологу, учителю. И тогда полученная детьми информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике, а мы можем надеяться, что у них будут формироваться адекватные механизмы адаптации – психологической, физиологической, социальной.
Элементами здоровьесберегающих технологий в работе школьного психолога для реализации творческих задач служат такие методы и доступные формы работы, как дискуссия, психолого-педагогические тренинги, в т.ч. тренинги по развитию коммуникативных навыков, психологической подготовке к экзаменам, снятию тревожности и агрессивности, развивающие занятия по гендерному воспитанию, "фототерапия" и "терапия искусством" в целом. Кроме того, психологом школы третий год проводятся занятия по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы по курсу "Истоки". Все это помогает реализовать индивидуальный подход к учащимся и превратить используемые технологии в здоровьесберегающие.
По нашему убеждению, представленность психопрофилактической составляющей в работе школьного психолога связана не только с развитием прикладной психологии, методов воздействия на психику человека, его поведение, но и психопатологической отягощённостью нынешних детей и подростков, недостатком внимания к их проблемам со стороны родителей.
Эмоционально-поведенческое пространство здоровьесбережения школы также является объектом внимания психолога.
Эмоциональный климат в школе во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что "хороший смех дарит здоровье" сказано немало. Об этом часто ведется разговор психолога и детей на консультациях и тренингах. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика ценится не меньше физкультминутки и стоит в противовес школьной утомляемости, оживляя творческий настрой. На психологических занятиях с детьми уделяется внимание и оценке использования шуток. Примитивно-злобный стереотип шуток, как проявление самоутверждения за счёт других, наносит непоправимый ущерб личностному развитию, духовно-нравственному здоровью. Дети осознают, что, к сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача психолога – попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Тенденция употребления слов-паразитов и ненормативной лексики подростками отражает современное снижение общего уровня культуры, ухудшение психологического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения. На занятиях психолог разъясняет детям, что человек, привычно и часто использующий ненормативную лексику, уже имеет отклонения в области психологического здоровья. И процесс его дальнейшей деградации будет продолжаться, если эту привычку не прекратить. Детям доводятся до сведения, что известна и тесная связь этого феномена с уровнем асоциальности, вероятностью криминального окружения, злоупотреблением алкоголя и других одурманивающих веществ. Из понимания здоровья как единого целого, в котором физическое, психическое, духовно–нравственное здоровье соединены теснейшими взаимосвязями, следует подтверждаемый исследователями факт патогенного воздействия употребления ненормативной лексики не только на психическое, но и на соматическое (телесное) здоровье, благодаря процессам резонансных колебаний клеточных структур. С опорой на источники детям рассказывается, что если молитва, по убеждениям и ощущениям представителей любой религии, оказывает оздоравливающее действие не только на верующего, но и на любого молящегося, то ненормативную лексику можно сравнить с "антимолитвой", разрушающей и душу, и тело.
Задача психолога и педагогов школы нам видится в том, чтобы воспрепятствовать развитию этой тенденции, направить свои усилия на формирование моды на речевую культуру (как составную часть общей культуры человека). Мы с полным правом причисляем этот подход к здоровьесберегающим и потому, что принципы этой работы по большей части совпадают с формированием моды на здоровье, как стратегического направления общегосударственной политики в области здравоохранения.
Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели ещё много столетий назад. В XX веке появилось направление работы под общим названием "терапия искусством". Ролевые "арттерапевтические" игры и тренинги, совместный просмотр и обсуждение кино-, мультфильмов, "фототерапия" – эти технологии применяются в практике психолога нашей школы с профилактической, коррекционной и развивающей целью.
Участники совместного просмотра фильмов получают возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через посредника, каковым является персонаж фильма. А целительные свойства кинотерапии воздействуют чаще всего на бессознательную сферу детей и основаны на работе определенных психологических механизмов. Целебный эффект не только кинотерапии, но и арттерапевтических приемов в работе с детьми достигается еще и потому, что дает личности возможность пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни.
Конечно, мы относимся осторожно к правильному подбору фильма. Он должен быть позитивным, учить детей высшим ценностям: добру, любви, правде, терпению, красоте. Фильм должен соответствовать целям терапии, учитывать возраст и психологическую ситуацию группы детей.
Нами практикуется применение "фототерапии" в целях оздоровления, прояснения и решения психологических проблем, а также развития и гармонизации школьника. Работаем чаще с готовыми фотографиями или создаем свои снимки. Разные варианты работы с фотографиями мы используем и в арттерапевтических играх как здоровьесберегающие технологии.

Фотография ценна тем, что символизирует различные воспоминания. Ребенок может пережить те или иные события прошлого, забытые чувства. Через это можно выйти на неосознаваемые внутренние конфликты и потребности. Особой областью применения фотографий является работа с детьми и подростками, перенесшими утрату, потерпевших травмы, имеющих посттравматический стресс. Эта работа является одной из форм здоровьесберегающих технологий.
Одним из элементов здоровьесберегающих технологий служат занятия по гендерному воспитанию со старшеклассниками, у которых резко меняются социальные роли, и они часто нуждаются в помощи по развитию навыков конструктивного общения, эмпатии, культуры взаимоотношений. Разработанные нами занятия способствуют этому, а также и пониманию социальных ролей мужчины, женщины, здоровых чувств, ответственности друг за друга и свои семьи.

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.5. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

[1] [2] [3] [4] [5]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.