На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 2 - Коррекционно-развивающие занятия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 2 - Коррекционно-развивающие занятия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 2
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы педагога-психолога
Коррекционно-развивающие занятия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся
Деятельность психологической службы по формированию здоровьесберегающего пространства школы
Все страницы

Коррекционно-развивающие занятия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся

Е.В.Игнатович

Еще в Древней Греции было известно: "В здоровом теле - здоровый дух". Современные исследования подтверждают взаимосвязь между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. Термин "здоровье" обозначает не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Расстройства и заболевания могут быть вызваны как физическими травмами, так и различными нервно-психическими заболеваниями и стрессами. Основные биологические закономерности развития психики ребенка и взрослого едины, но организм ребенка более уязвим, чем организм взрослого. Здоровье ребенка – понятие не только медицинское, но и социальное. Социальное здоровье ребенка тесно связано с его духовным миром, образом жизни, мотивацией на сохранение и укрепление здоровья. Ведущим показателем здоровья ребенка является его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, включая и социальные условия.
В.Н.Мясищев писал: "Нервозность в детском возрасте, будучи неизлеченной, закрепляется. И человек несет невротический гнет или предрасположенность к этой болезни через всю жизнь". К сожалению, около 70% современных школьников имеют отклонения в эмоциональной, волевой и нравственной сферах. В медицинской литературе и практике широко употребляется термин "психическое здоровье", который был введен в 1979 г. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей. Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношения к людям, окружающему миру, к жизни и пр. Большинство описаний психического здоровья содержит или подразумевает такое важнейшее свойство человека, как стрессоустойчивость, или жизненная стойкость, то есть способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. Оно, в свою очередь, предполагает активность личности, способность ее к усилиям, к определенному напряжению, сопротивлению трудностям. Стрессовая ситуация не приводит психологически здорового человека к душевному смятению, апатии и бездействию, она заставляет его функционировать более интенсивно, с большей самоотдачей. Психологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Целостная деятельность ребенка, специфичная для каждого периода его жизни, определяет те изменения в психике, которые впервые возникают в конкретном возрасте и определяют сознание ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися. Внутренние противоречия выступают движущимися силами психического развития.
Формирование способностей, как общих, так и специальных, имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка. Несформированные способности ведут к недоразвитию личности. У ребенка структура личности только формируется, компоненты развиваются неравномерно. Для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности необходимо создание специальных условий.
Таким образом, в современной психологической литературе накоплен большой объем сведений о соотношении эмоций и мыслительной деятельности человека, созревании аффективной сферы и ее регуляторных возможностях. Личная саморегуляция связана с осознанием и претворением в жизнь социальной позиции ученика. Она определяется степенью мотивации учения и пониманием ребенка его значимости, умением соблюдать требования к деятельности и поведению, способностью управлять произвольными процессами.
Результаты совместного исследования по проблеме "школа и психическое здоровье учащихся", предпринятого учеными России, Германии, Венгрии и Чехии в 1988г., показывают, что разнообразие эмоций, которые испытывает ребенок, во многом формирует его поведение. На этом фоне облегчается или усложняется учебная деятельность, а эмоциональное состояние влияет на его результат.
При разных формах нарушения развития эмоционально-волевая незрелость проявляется в расторможенности, повышенной импульсивности, усиленных невротических реакциях. Специальные занятия призваны сгладить недостатки развития эмоционально-волевой сферы. Такие занятия полезны всем детям, но наиболее значимы для тех, чьи отличительные особенности обусловлены незрелой регуляторной сферой, эмоциональной недостаточностью. На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков. Основные задачи занятий:

  1. Обучение способам внутреннего самоконтроля.
  2. Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
  3. Снятие негативных импульсов.
  4. Формирование позитивной моральной позиции.

В конце каждого занятия учащиеся получают задания на дом. Ребята имеют возможность обсудить дома с родителями домашнее задание, закрепить полученные навыки вне школы.
Целью таких занятий должна быть коррекция поведения ребенка, ликвидация педагогической и социальной запущенности, стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, в конечном итоге – охрана и укрепление нервно-психического, физического и личностного здоровья.
Возможности детского организма велики, и при правильном воспитании и обучении проблемы, возникающие на разных этапах жизни, постепенно исчезнут. Но это зависит от того, насколько взрослые смогут понять особенности ребенка, создать для него условия, в которых воспитание и обучение будет максимально использовать его потенциальные возможности, корректировать нежелательные тенденции в развитии. От того, как будет происходить формирование жизненных навыков ребенка, зависит, станет ли его последующая деятельность творческой. Только тогда он войдет во взрослую жизнь здоровым человеком, понимающим ценность знаний, умеющим трудиться и получать радость, т.е. счастливым человеком.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.