Страница 1 из 3 Психосберегающий подход в психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса
С.З.Романчук
В современном обществе востребован здоровый, социально адаптированный и активный человек, который способен обеспечить себе, своим близким высокий материальный уровень. И всё же чаще всего на здоровый образ жизни человека вдохновляют болезни, жизненные кризисы. Кардинально изменить положение вещей может целенаправленная работа, проводимая в рамках общеобразовательной школы.
Учреждения образования нового типа отличаются повышенной нагрузкой. По показателям здоровья в рейтинге школ города Новополоцка гимназии, лицей занимают последнюю позицию. Таким образом, можно сделать вывод, что одарённые и способные учащиеся чаще всего имеют проблемы со здоровьем. Причиной этому является не только повышенная нагрузка, но и высокая эмоциональная чувствительность данной категории детей, высокий уровень притязания родителей. Основной стратегией, используемой как в сфере образования, так и в других сферах деятельности, стала пропаганда здорового образа жизни. Однако данный аспект несёт в основном информационную функцию. Задача воспитания и обучения в данном направлении заключается не в подавлении эмоций учащихся, их неадекватного реагирования на те или иные жизненные ситуации, а в том, чтобы научить учащихся воспринимать мир таким, какой он есть, эффективно взаимодействовать с социумом, оптимально использовать свой внутренний потенциал. Психосберегающие технологии – совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, в котором выполняются, как минимум, четыре требования: - учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, потенциальных возможностей; - предотвращение чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки; - обеспечение морально-психологического климата в коллективе, поддержание и укрепление психического здоровья детей; - обучение средствам психической самозащиты. Психосберегающий подход является наиболее эффективным для сопровождения одарённых и способных детей. Для реализации модели психического здоровья субъектов образовательного процесса перед психологом стоят следующие задачи:
- Отслеживание динамики развития учащихся в условиях школьного обучения.
- Оптимизация социальной среды для создания условий сохранения и повышения уровня психологического здоровья учащихся.
- Повышение уровня психологической культуры педагогов и родителей.
Для отслеживания динамики развития учащихся в условиях школьного обучения используются мониторинговые исследования, которые помогают составить психологический портрет личности учащегося, учебной группы, образовательного учреждения в целом; проводится психологический анализ некоторых особенностей развития познавательной, мотивационной, личностной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся; формулируются общие выводы и рекомендаций для учащихся, педагогов и администрации гимназии. С целью оптимизации социальной среды для создания условий сохранения и повышения уровня психологического здоровья учащихся психологом проводятся групповые занятия, которые способствуют позитивному самоощущению, побуждают ребенка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения, побуждают ребенка к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых для него видах деятельности. Оптимальная форма работы с детьми младшего школьного возраста — групповые психологические занятия "Психологическая азбука для начальной школы". С первого класса дети знакомятся с понятием "чувство", учатся понимать свои чувства и чувства других. Во 2-м классе делается акцент на обучении детей способам контроля над чувством злости и агрессивным поведением. Затем переходят к изучению личностных качеств (честность, сердечность, нежность и др.). Необходимо делать акцент на ознакомлении детей именно с позитивными качествами, поскольку взрослые чаще всего обращают внимание на негативные, и в результате многие дети просто не видят позитивных качеств ни у себя, ни у своих сверстников. Для побуждения ребенка к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых видах деятельности в 4-ом классе используется игровое целеполагание. Систематическая и целенаправленная работа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности младших школьников способствовала снижению уровня тревожности и, следовательно, успешной адаптации учащихся 5-х классов. Подростковый возраст многие называют сензитивным для личностного развития. Дети открывают свой внутренний мир, стремятся изучать его, открыты самопознанию. Поэтому психологические занятия выходят на новый уровень значимости. Первая задача психолога в работе с подростками, в особенности с младшими, — помощь в проявлении и осознании своих чувств. На групповых занятиях подросток имеет возможность получить важнейший ресурс для прохождения кризиса — абсолютное принятие его взрослым. Поскольку подросток сам себе обычно кажется "гадким утенком", а окружающие его взрослые часто боятся и отрицают изменения в нём, подростку просто необходимо, чтобы кто-то принимал его и показывал ему это. Поэтому второй задачей можно считать повышение ресурсных возможностей подростков. Третья — помощь в понимании подростками того, что с ними происходит.Им важно знать, что происходящие с ними изменения нормальны, что они встречаются почти у всех сверстников, но в разное время, понимать перспективы своего развития. Такая помощь может предоставляться подросткам либо на индивидуальных встречах, либо через обсуждение наиболее типичных вопросов на тематических классных часах. В старшей школе сохраняется значимость взаимодействия с учащимися. Однако в отличие от основной школы оно становится более камерным, индивидуальным. Яркие групповые формы теряют свою актуальность, да и загруженность учащихся является препятствием. Индивидуальные консультации чаще направлены на поддержку учащихся и помощь в поиске ресурсов в обучении. Одна из важнейших проблем, которая решается в старшей школе, это проблема социализации учащихся, т.е. успешной адаптации к современной жизни в целом. Результативностью профилактической и коррекционной работы в средней и старшей школе являются повышение уровня доверия к психологу, достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, навыков саморегуляции, которые позволяют учащимся демонстрировать свои знания на городском и областном уровнях. Приоритетными направлениями в работе с педагогами и родителями являются индивидуальное и групповое консультирование. Наиболее эффективной формой такого взаимодействия являются заседания медико-психолого-педагогический консилиума. Цель занятий спецкурса для педагогов "Психосберегающие технологии": пропаганда и формирование здорового мышления у педагогов, раскрытие у них новых личностных ресурсов, создание базы данных эффективных методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учителя и ученика. Эффективность работы по данному направлению обусловлена показателями роста психологического комфорта в педагогическом коллективе. Основное формирование личности ребенка, а также процесс социализации, прежде всего, начинается в семье. На занятиях психологического практикума родители анализируют различные модели поведения и отрабатывают их в упражнениях, таким образом, они активно участвуют в построении ребенком "образа Я", ценностных ориентаций, в развитии его интеллекта, эмоций, в формировании мировоззрения, влияя на отношение ребенка к себе, другим, миру.
|