На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 5
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 5
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы специалистов образования 5
Здоровьесберегающие технологии, применяемые при обучении детей с ОПФР на переходном этапе из младшей школы в среднее звено
Профилактическая работа с педагогическими кадрами и семьёй по вопросам формирования психологии здоровья и здоровьесбережения
Все страницы

Психосберегающий подход в психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса

С.З.Романчук

В современном обществе востребован здоровый, социально адаптированный и активный человек, который способен обеспечить себе, своим близким высокий материальный уровень. И всё же чаще всего на здоровый образ жизни человека вдохновляют болезни, жизненные кризисы. Кардинально изменить положение вещей может целенаправленная работа, проводимая в рамках общеобразовательной школы.

 

Учреждения образования нового типа отличаются повышенной нагрузкой. По показателям здоровья в рейтинге школ города Новополоцка гимназии, лицей занимают последнюю позицию. Таким образом, можно сделать вывод, что одарённые и способные учащиеся чаще всего имеют проблемы со здоровьем. Причиной этому является не только повышенная нагрузка, но и высокая эмоциональная чувствительность данной категории детей, высокий уровень притязания родителей.
Основной стратегией, используемой как в сфере образования, так и в других сферах деятельности, стала пропаганда здорового образа жизни. Однако данный аспект несёт в основном информационную функцию. Задача воспитания и обучения в данном направлении заключается не в подавлении эмоций учащихся, их неадекватного реагирования на те или иные жизненные ситуации, а в том, чтобы научить учащихся воспринимать мир таким, какой он есть, эффективно взаимодействовать с социумом, оптимально использовать свой внутренний потенциал.
Психосберегающие технологии – совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, в котором выполняются, как минимум, четыре требования:
- учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, потенциальных возможностей;
- предотвращение чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки;
- обеспечение морально-психологического климата в коллективе, поддержание и укрепление психического здоровья детей;
- обучение средствам психической самозащиты.
Психосберегающий подход является наиболее эффективным для сопровождения одарённых и способных детей.
Для реализации модели психического здоровья субъектов образовательного процесса перед психологом стоят следующие задачи:

 

  • Отслеживание динамики развития учащихся в условиях школьного обучения.
  • Оптимизация социальной среды для создания условий сохранения и повышения уровня психологического здоровья учащихся.
  • Повышение уровня психологической культуры педагогов и родителей.

Для отслеживания динамики развития учащихся в условиях школьного обучения используются мониторинговые исследования, которые помогают составить психологический портрет личности учащегося, учебной группы, образовательного учреждения в целом; проводится психологический анализ некоторых особенностей развития познавательной, мотивационной, личностной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся; формулируются общие выводы и рекомендаций для учащихся, педагогов и администрации гимназии.
С целью оптимизации социальной среды для создания условий сохранения и повышения уровня психологического здоровья учащихся психологом проводятся групповые занятия, которые способствуют позитивному самоощущению, побуждают ребенка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения, побуждают ребенка к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых для него видах деятельности. Оптимальная форма работы с детьми младшего школьного возраста — групповые психологические занятия "Психологическая азбука для начальной школы". С первого класса дети знакомятся с понятием "чувство", учатся понимать свои чувства и чувства других. Во 2-м классе делается акцент на обучении детей способам контроля над чувством злости и агрессивным поведением. Затем переходят к изучению личностных качеств (честность, сердечность, нежность и др.). Необходимо делать акцент на ознакомлении детей именно с позитивными качествами, поскольку взрослые чаще всего обращают внимание на негативные, и в результате многие дети просто не видят позитивных качеств ни у себя, ни у своих сверстников. Для побуждения ребенка к самосовершенствованию, саморазвитию в значимых видах деятельности в 4-ом классе используется игровое целеполагание. Систематическая и целенаправленная работа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности младших школьников способствовала снижению уровня тревожности и, следовательно, успешной адаптации учащихся 5-х классов.
Подростковый возраст многие называют сензитивным для личностного развития. Дети открывают свой внутренний мир, стремятся изучать его, открыты самопознанию. Поэтому психологические занятия выходят на новый уровень значимости. Первая задача психолога в работе с подростками, в особенности с младшими, — помощь в проявлении и осознании своих чувств. На групповых занятиях подросток имеет возможность получить важнейший ресурс для прохождения кризиса — абсолютное принятие его взрослым. Поскольку подросток сам себе обычно кажется "гадким утенком", а окружающие его взрослые часто боятся и отрицают изменения в нём, подростку просто необходимо, чтобы кто-то принимал его и показывал ему это. Поэтому второй задачей можно считать повышение ресурсных возможностей подростков. Третья — помощь в понимании подростками того, что с ними происходит.Им важно знать, что происходящие с ними изменения нормальны, что они встречаются почти у всех сверстников, но в разное время, понимать перспективы своего развития. Такая помощь может предоставляться подросткам либо на индивидуальных встречах, либо через обсуждение наиболее типичных вопросов на тематических классных часах. В старшей школе сохраняется значимость взаимодействия с учащимися. Однако в отличие от основной школы оно становится более камерным, индивидуальным. Яркие групповые формы теряют свою актуальность, да и загруженность учащихся является препятствием. Индивидуальные консультации чаще направлены на поддержку учащихся и помощь в поиске ресурсов в обучении. Одна из важнейших проблем, которая решается в старшей школе, это проблема социализации учащихся, т.е. успешной адаптации к современной жизни в целом. Результативностью профилактической и коррекционной работы в средней и старшей школе являются повышение уровня доверия к психологу, достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, навыков саморегуляции, которые позволяют учащимся демонстрировать свои знания на городском и областном уровнях. Приоритетными направлениями в работе с педагогами и родителями являются индивидуальное и групповое консультирование. Наиболее эффективной формой такого взаимодействия являются заседания медико-психолого-педагогический консилиума. Цель занятий спецкурса для педагогов "Психосберегающие технологии": пропаганда и формирование здорового мышления у педагогов, раскрытие у них новых личностных ресурсов, создание базы данных эффективных методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учителя и ученика. Эффективность работы по данному направлению обусловлена показателями роста психологического комфорта в педагогическом коллективе. Основное формирование личности ребенка, а также процесс социализации, прежде всего, начинается в семье. На занятиях психологического практикума родители анализируют различные модели поведения и отрабатывают их в упражнениях, таким образом, они активно участвуют в построении ребенком "образа Я", ценностных ориентаций, в развитии его интеллекта, эмоций, в формировании мировоззрения, влияя на отношение ребенка к себе, другим, миру.


 

Здоровьесберегающие технологии, применяемые при обучении детей с ОПФР  на переходном этапе из младшей школы в среднее звено

И.Ю.Рурис

Воспитание и обучение человека всегда было очень сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании и обучении.
В связи с тем, что в настоящее время интенсивно развиваются школьные педагогические технологии и появилось много различных направлений, возникает необходимость их дифференцированного применения в зависимости от уровня развития психических процессов и функций ребенка.
Одной из базовых задач школы является формирование здорового образа жизни и обучение умению сохранять свое физическое и психическое здоровье. Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление физического здоровья детей, применяются на протяжении всего пребывания ребенка в гимназии с 1 по 11 классы: режим дня, режим питания, график прогулок. А вот технологиям, направленным на сохранение психического здоровья детей, особое внимание нужно уделять после окончания начальной школы. Ни для кого не секрет, что у детей, обучающихся в общеобразовательных школах, при переходе из начальной школы в среднее звено резко падает успеваемость.
К причинам, приводящим к резкому падению уровня учебной мотивации, и соответственно к снижению уровня успеваемости, выделяются следующие:

  • Самая главная – эмоциональный дискомфорт, который связан с повышенными требованиями (зачастую разными – у каждого педагога свои требования), рвется тесная связь учеников с учителями, у детей пятых классов проявляется острая потребность в покровительстве, сочетается со стремлением демонстрировать независимое демонстративное поведение.

Вступление ребенка в подростковый возраст, в котором отмечается беспокойство, связанное с половым созреванием, компенсировать его подростки пытаются через желание и стремление к доминированию. Это беспокойство связано с осознанием проблем в физическом здоровье, что влияет на снижение самооценки.

  • Усложнение речевого материала и низкий уровень развития коммуникативных навыков. Поэтому, когда говорят о здоровьесберегающих технологиях, применяемых при обучении детей при переходе из младшей школы в среднее звено, нужно говорить, прежде всего, о технологиях, направленных на создание эмоционального благополучия.

Отсюда вытекает основная цель деятельности педагога, который в процессе реализации здоровьесберегающих технологий должен обеспечить эмоциональное благополучие подростка. Основными задачами здоровьесберегающих технологий является:

  • обеспечение благоприятной психологической атмосферы в классе, создание условий для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности;
  • развитие у школьников способности к самопониманию, формированию положительного образа "Я" и навыков конструктивного выражения эмоций, снятия состояния эмоционального дискомфорта, т.е. обучение подростка приемам и методам овладения своим волнением;
  • расширение функциональных и операционных возможностей подростка, формирование у него необходимых знаний и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности чувству уверенности в своих силах;
  • совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром и людьми, в преодолении барьеров в общении, достижении взаимопонимания;

К рекомендуемым технологиям для детей такого возраста можно отнести технологию Эльконина-Давыдова, технологию наглядного моделирования, технологию психогимнастики (автор Чистякова), КТД, обучение приемам эмпатии, экотерапию, нетрадиционные: кинезиология, арттерапия, сказкотерапия, амплификация, которая положительно влияет на активность коры головного мозга.
Хочется отметить особо положительный эффект применения сказкотерапии. Именно она обеспечивает тесный контакт между левым и правым полушариями. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время как правое полушарие свободно для фантазии, творчества. Ребенок на осознанном уровне может и не принимать сказку, но положительный эффект все равно присутствует, так как изменение происходит на подсознательном уровне. Практика показывает, что у благополучных беспроблемных детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении, в то время как у детей с ОПФР терапевтический положительный эффект присутствует.
Для создания у детей этого возраста положительного отношения к познавательной деятельности, направленной на развитие мыслительных процессов, рекомендовано применять стратегию успеха. При организации учебных занятий следует использовать содержательную оценку, то есть в развернутой форме показывать, что ребенок может, что умеет, к чему может приобщиться. Указание на наметившийся прогресс, успех является обязательным компонентом такой оценки. Отсюда вытекает, что здоровьесберегающей эффективной технологией для детей при переходе в среднюю школу является и технология педагогической поддержки. Эффективность применения вышеперечисленных технологий зависит от реализации ряда принципов, которые должны определять характер взаимоотношений педагога и детей: принцип партнерского общения, принцип гуманного отношения к детям; принцип творчества и спонтанности – все дети обладают природной способностью к творчеству.
Здесь необходимо отметить, что должна соблюдаться преемственность в работе по применению технологии между учителями-предметниками, воспитателями и руководителями кружков гимназии.

Эффективность применения здоровьесберегающих технологий напрямую зависит от личностной и методической грамотности педагога. Так же эффективность применения здоровьесберегающих технологий при работе с детьми напрямую зависит от здоровья самого педагога. Данные исследований показали, что уровень невротических реакций у педагогов постоянно повышается и зависит напрямую от стажа и преподаваемого предмета. Среди факторов, провоцирующих невротические реакции педагогов: стиль общения педагогов, технология опросов, педагогическая нагрузка, особенности питания.
При позитивном стиле общения педагог выслушивает учеников, меньше их перебивает, возражения принимает спокойно и приглашает других учеников к обсуждению этих вопросов, в его речи больше положительных прилагательных (хорошо, отлично, прекрасно), лицо выражает радость, удовлетворение. У педагогов с таким стилем общения уровень невротических реакций ниже. У них преобладают позитивные реакции, меньше категорических оценок действий детей, наблюдаются разнообразные виды опросов, дети более активны и свободны. Учащиеся больше участвуют в управлении учебной деятельностью на уроке. Анализ психического здоровья педагогов показывает, что для формирования здоровья детей необходимо создать условия педагогам, чтобы они не только своими знаниями, но и собственным примером показывали ученикам путь к здоровью. Следует отметить, что работу по устранению психической деформации личности педагога следует начинать с основ теории, то есть с убеждения самого педагога, что он нуждается в этих мероприятиях.
В заключение хочется отметить, что педагогам следует строить работу с детьми с применением тех форм и методов, которые учитывают природные мотивационные установки и на этой основе формировать позитивное поведение, направленное на самоусовершенствование своего тела, на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление своего здоровья.


 

Профилактическая работа с педагогическими кадрами и семьёй по вопросам формирования психологии здоровья и здоровьесбережения

Е.А.Рымша

Современные исследования показывают, что наличие у человека качеств психологического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье.
Здоровый человек, в широком смысле слова, обладает не только физиологическим здоровьем, но и подвижен, восприимчив к внешним изменениям, при этом обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.
Целью работы педагогического коллектива нашей гимназии является создание Школы Личностного Роста, способствующей формированию успешной, социально востребованной личности, адаптированной к жизни в современном обществе, другими словами, – формирование психологически здоровой личности.
Реализация данной цели предполагает наличие показателей психологического здоровья у педагогов и родителей. Самое важное, чтобы мы взрослые сами демонстрировали психологически здоровое поведение и пропагандировали здоровый образ жизни.
В рамках профилактической работы с педагогическими кадрами и семьей по вопросам формирования психологии здоровья и здоровьесбережения специалистами нашей службы используются различные формы: семинар-практикум, семинар-студия, лекторий, круглый стол, психологическая акция, индивидуальное и групповое консультирование, тренинговые занятия, фестиваль здоровья, выпуск буклетов, бюллетеней по ЗОЖ, психологический коллаж, рефлексивная диагностика, диагностика личностных особенностей с использованием проективных методик. Наиболее распространенные формы работы с родителями – это общешкольные родительские собрания, семинары-практикумы для родителей, лектории. Эти формы позволяют включить в работу наибольшее количество родителей. Образовательный уровень родительского состава нашей гимназии достаточно высок, и знания в готовом виде зачастую подвергаются критической оценке со стороны родителей, а в некоторых случаях и не принимаются вовсе. Именно поэтому специалистами нашей службы широко используются метафоры и притчи. Иносказательный язык притчи позволяет родителям придти к необходимым выводам без посторонней помощи. А, как известно, решения, принятые самостоятельно, по собственной воле, более прочны и быстрее будут реализованы в повседневной жизни.
Такой же эффект в работе с родителями и педагогами имеют рефлексивные и проективные диагностики (например тест Святого Мартина), проанализировать которые взрослые могут самостоятельно под руководством психолога. Полученные результаты предоставляют большие возможности для самоанализа, самовоспитания и самосовершенствования человека.
Психологическое здоровье индивида неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентации на высшие этические ценности, с поиском и осознанием путей достижения душевного покоя, а также с активной жизненной позицией и со способностью находить согласие с собой. Активизации потребности в духовном развитии содействует мероприятие "В мире мудрых мыслей", получившее широкое распространение в нашей школе. Впервые эту форму мы применили в рамках декады психологического здоровья. Афоризмы, объединенные одной тематикой, были размещены на дверях учебных, административных кабинетов, в рекреациях. Эта работа вызвала очень активную и эмоциональную обратную связь. Взрослые и дети переписывали афоризмы, просили назвать источники, из которых были выбраны те или иные высказывания. Данная форма работы постоянно используется педагогическим коллективом нашей школы.
Реализации этой цели также способствуют психологические акции. Родители, педагоги и учащиеся с энтузиазмом включаются в общую деятельность. В рамках месячника по предупреждению самоубийств специалистами нашей службы была проведена психологическая акция для детей и взрослых "Наши жизненные установки". Вниманию участников образовательного процесса были представлены высказывания известных людей о жизни. Необходимо было с ними ознакомиться и проголосовать бумажным сердечком за тот афоризм, который соответствует внутреннему состоянию человека в данный период жизни. В конце рабочего дня мы смогли обобщить данные и сделать вывод о ведущей жизненной установке участников образовательного процесса гимназии.
Эта форма работы нашла свое отражение и в работе с педагогами, учащимися и родителями по профилактике нервно-психических перегрузок. Как известно, существуют специальные приемы снятия психоэмоционального напряжения, которые можно использовать во время работы. Одним из таких способов является способ, связанный с воздействием слова. Человек дает себе словесную установку на предстоящий урок, важную встречу, взаимоотношения с коллегами и т.п. Многие из предложенных афоризмов были использованы нашими педагогами и родителями в качестве жизненных установок, профессиональных кредо.
Одной из характеристик психологического здоровья является врожденная потребность человека в самоактуализации, которая выражается в стремлении к самосовершенствованию, реализации своих творческих способностей. Психолого-педагогический семинар-студия по теме "Самоактуализация учителя. Механизмы личностного роста. Коллаж достоинств" предоставил возможность педагогам проанализировать свою профессиональную деятельность, и как результат – построение перспектив развития себя как человека и стимулирование потребности профессионального совершенствования, то есть повышение уровня профессионального самосознания.
Одним из ключевых понятий здоровья человека является - гармония, как баланс между различными частями "Я" человека, между физическим, эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным аспектами. Это также гармония между человекам и окружающими людьми, между человеком и природой; гармония не как статическое состояние, а как жизнь в непрерывном развитии, в постоянном изменении. На наш взгляд на психологию здоровья человека можно выразить через метафору: "Каждый человек имеет свой путь, поэтому очень важно определить, какой путь является твоим, и обязательно идти по нему".

Сведения об авторах

  1. Александрова Алеся Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе УО "ГОСШ № 2 г.Городка",
  2. Вавилова Ирина Валерьевна, педагог социальный УО "ГОСШ № 2 г.Городка"
  3. Викулова Надежда Викторовна, учитель биологии УО "Государственная гимназия № 5 г.Витебска"
  4. Глушонок Светлана Михайловна, педагог-психолог УО "Государственный ЦКРО и Р Докшицкого района"
  5. Данилова Жанна Леонидовна, преподаватель УО "ВГУ им.П.М.Машерова"
  6. Дирко Марина Вячеславовна, заместитель директора по воспитательной работе УО "ГОСШ № 2 г.Новолукомля"
  7. Игнатович Елена Владимировна, педагог-психолог УО "Старолядненская ГОСШ-сад", Лепельский район
  8. Карпей Галина Игнатьевна, педагог-психолог УО "Россонская ГОСШ им.П.М.Машерова"
  9. Кулаженко Елена Ивановна, педагог-психолог УО "Оршанская ГОСШ № 11"
  10. Макарова Елена Альбертовна, учитель физики УО "ГОСШ № 12 г.Витебска"
  11. Никитина Оксана Николаевна, педагог-психолог УО "Полоцкая ГОСШ № 4"
  12. Позняк Ольга Викторовна, педагог-психолог УО "Миорский районный государственный ЦКРО и Р"
  13. Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности УО "Витебский областной государственный ЦКРО и Р"
  14. Розуменко Ольга Александровна, педагог-психолог УО "Мишковская ГОСШ", Шумилинский район
  15. Романчук Светлана Зыгмундовна, педагог-психолог УО "Новополоцкая государственная общеобразовательная гимназия"
  16. Рурис Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог УО "Государственная гимназия № 5 г.Витебска"
  17. Рымша Елена Анатольевна, педагог-психолог УО "Новополоцкая государственная общеобразовательная гимназия № 2"

Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.5. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко

[1] [2] [3] [4] [5]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.