Страница 3 из 3
Профилактическая работа с педагогическими кадрами и семьёй по вопросам формирования психологии здоровья и здоровьесбережения
Е.А.Рымша
Современные исследования показывают, что наличие у человека качеств психологического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье. Здоровый человек, в широком смысле слова, обладает не только физиологическим здоровьем, но и подвижен, восприимчив к внешним изменениям, при этом обладает неким внутренним стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психологической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность. Целью работы педагогического коллектива нашей гимназии является создание Школы Личностного Роста, способствующей формированию успешной, социально востребованной личности, адаптированной к жизни в современном обществе, другими словами, – формирование психологически здоровой личности. Реализация данной цели предполагает наличие показателей психологического здоровья у педагогов и родителей. Самое важное, чтобы мы взрослые сами демонстрировали психологически здоровое поведение и пропагандировали здоровый образ жизни. В рамках профилактической работы с педагогическими кадрами и семьей по вопросам формирования психологии здоровья и здоровьесбережения специалистами нашей службы используются различные формы: семинар-практикум, семинар-студия, лекторий, круглый стол, психологическая акция, индивидуальное и групповое консультирование, тренинговые занятия, фестиваль здоровья, выпуск буклетов, бюллетеней по ЗОЖ, психологический коллаж, рефлексивная диагностика, диагностика личностных особенностей с использованием проективных методик. Наиболее распространенные формы работы с родителями – это общешкольные родительские собрания, семинары-практикумы для родителей, лектории. Эти формы позволяют включить в работу наибольшее количество родителей. Образовательный уровень родительского состава нашей гимназии достаточно высок, и знания в готовом виде зачастую подвергаются критической оценке со стороны родителей, а в некоторых случаях и не принимаются вовсе. Именно поэтому специалистами нашей службы широко используются метафоры и притчи. Иносказательный язык притчи позволяет родителям придти к необходимым выводам без посторонней помощи. А, как известно, решения, принятые самостоятельно, по собственной воле, более прочны и быстрее будут реализованы в повседневной жизни. Такой же эффект в работе с родителями и педагогами имеют рефлексивные и проективные диагностики (например тест Святого Мартина), проанализировать которые взрослые могут самостоятельно под руководством психолога. Полученные результаты предоставляют большие возможности для самоанализа, самовоспитания и самосовершенствования человека. Психологическое здоровье индивида неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентации на высшие этические ценности, с поиском и осознанием путей достижения душевного покоя, а также с активной жизненной позицией и со способностью находить согласие с собой. Активизации потребности в духовном развитии содействует мероприятие "В мире мудрых мыслей", получившее широкое распространение в нашей школе. Впервые эту форму мы применили в рамках декады психологического здоровья. Афоризмы, объединенные одной тематикой, были размещены на дверях учебных, административных кабинетов, в рекреациях. Эта работа вызвала очень активную и эмоциональную обратную связь. Взрослые и дети переписывали афоризмы, просили назвать источники, из которых были выбраны те или иные высказывания. Данная форма работы постоянно используется педагогическим коллективом нашей школы. Реализации этой цели также способствуют психологические акции. Родители, педагоги и учащиеся с энтузиазмом включаются в общую деятельность. В рамках месячника по предупреждению самоубийств специалистами нашей службы была проведена психологическая акция для детей и взрослых "Наши жизненные установки". Вниманию участников образовательного процесса были представлены высказывания известных людей о жизни. Необходимо было с ними ознакомиться и проголосовать бумажным сердечком за тот афоризм, который соответствует внутреннему состоянию человека в данный период жизни. В конце рабочего дня мы смогли обобщить данные и сделать вывод о ведущей жизненной установке участников образовательного процесса гимназии. Эта форма работы нашла свое отражение и в работе с педагогами, учащимися и родителями по профилактике нервно-психических перегрузок. Как известно, существуют специальные приемы снятия психоэмоционального напряжения, которые можно использовать во время работы. Одним из таких способов является способ, связанный с воздействием слова. Человек дает себе словесную установку на предстоящий урок, важную встречу, взаимоотношения с коллегами и т.п. Многие из предложенных афоризмов были использованы нашими педагогами и родителями в качестве жизненных установок, профессиональных кредо. Одной из характеристик психологического здоровья является врожденная потребность человека в самоактуализации, которая выражается в стремлении к самосовершенствованию, реализации своих творческих способностей. Психолого-педагогический семинар-студия по теме "Самоактуализация учителя. Механизмы личностного роста. Коллаж достоинств" предоставил возможность педагогам проанализировать свою профессиональную деятельность, и как результат – построение перспектив развития себя как человека и стимулирование потребности профессионального совершенствования, то есть повышение уровня профессионального самосознания. Одним из ключевых понятий здоровья человека является - гармония, как баланс между различными частями "Я" человека, между физическим, эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным аспектами. Это также гармония между человекам и окружающими людьми, между человеком и природой; гармония не как статическое состояние, а как жизнь в непрерывном развитии, в постоянном изменении. На наш взгляд на психологию здоровья человека можно выразить через метафору: "Каждый человек имеет свой путь, поэтому очень важно определить, какой путь является твоим, и обязательно идти по нему".
Сведения об авторах
- Александрова Алеся Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе УО "ГОСШ № 2 г.Городка",
- Вавилова Ирина Валерьевна, педагог социальный УО "ГОСШ № 2 г.Городка"
- Викулова Надежда Викторовна, учитель биологии УО "Государственная гимназия № 5 г.Витебска"
- Глушонок Светлана Михайловна, педагог-психолог УО "Государственный ЦКРО и Р Докшицкого района"
- Данилова Жанна Леонидовна, преподаватель УО "ВГУ им.П.М.Машерова"
- Дирко Марина Вячеславовна, заместитель директора по воспитательной работе УО "ГОСШ № 2 г.Новолукомля"
- Игнатович Елена Владимировна, педагог-психолог УО "Старолядненская ГОСШ-сад", Лепельский район
- Карпей Галина Игнатьевна, педагог-психолог УО "Россонская ГОСШ им.П.М.Машерова"
- Кулаженко Елена Ивановна, педагог-психолог УО "Оршанская ГОСШ № 11"
- Макарова Елена Альбертовна, учитель физики УО "ГОСШ № 12 г.Витебска"
- Никитина Оксана Николаевна, педагог-психолог УО "Полоцкая ГОСШ № 4"
- Позняк Ольга Викторовна, педагог-психолог УО "Миорский районный государственный ЦКРО и Р"
- Радкевич Татьяна Юрьевна, заместитель директора по основной деятельности УО "Витебский областной государственный ЦКРО и Р"
- Розуменко Ольга Александровна, педагог-психолог УО "Мишковская ГОСШ", Шумилинский район
- Романчук Светлана Зыгмундовна, педагог-психолог УО "Новополоцкая государственная общеобразовательная гимназия"
- Рурис Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог УО "Государственная гимназия № 5 г.Витебска"
- Рымша Елена Анатольевна, педагог-психолог УО "Новополоцкая государственная общеобразовательная гимназия № 2"
Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.5. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008 Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко
[1] [2] [3] [4] [5]
|