Метод фокус-группы
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Занятие. Метод фокус-группы
Вводные замечания
Фокус-группа представляет собой интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников субъективной информации по интересующей исследователя проблематике.
Первые попытки проведения групповых интервью начались еще в 20-е годы ХХ века в США. Термин «фокусированное интервью» появился в 40-е годы. Основные принципы и методики фокусированного интервью были разработаны Робертом Мертоном и Гертой Герцог в процессе их совместного исследования особенностей восприятия в армейских кругах пропаганды союзников [47], [119].

В 1956 г. вышла книга Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл «Фокусированное интервью» ([119], русский перевод [47]), в которой авторы сформулировали основное достоинство метода следующим образом: «Совершенно неочевидно, что индивидуальное интервью всегда предпочтительнее группового. У последнего есть преимущества и недостатки, причем оказывается, что преимущества значительно превышают недостатки, когда мы стремимся выявить различные понимания одной и той же ситуации большим числом людей. Групповое интервью обычно позволяет получить более разнообразный массив ответов» [47, с. 141].
Термин «фокус-группа» был введён в 1970-е годы, когда метод начал широко использоваться в исследованиях восприятия рекламы различными социальными слоями населения. В 1980-е годы метод фокус-групп начинает все шире применяться и в других областях, таких, как социальные исследования, образование, здравоохранение, психологическая экспертиза различных социальных программ. Приведём несколько подходов к трактовке понятия «фокус-группа».
Р. Мертон перечисляет следующие отличительные особенности метода фокус-группы [119]:
а). интервьюируемые должны быть участниками некоторой определенной ситуации;
б). характер, процессы, общая структура этой ситуации должны быть заранее проанализированы социологом;
в). на основе этого анализа должен быть составлен план интервью, в котором очерчиваются важнейшие вопросы и гипотезы.
г). интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации.
А. Голдман раскрывает суть метода фокус-группы путём расшифровки каждого термина понятия «групповое глубинное фокусированное интервью» [109]:
а). «групповое» означает число взаимодействующих людей, объединенных общими интересами;
б). «глубинное» означает поиск информации, более полной, чем та, которая бывает на уровне межличностного общения;
в). «интервью» означает присутствие модератора, который использует группу как механизм извлечения информации;
г). «фокусированное» означает, что интервью ограничено малым числом вопросов.
Р. Крюгер определяет фокус-группу, как сообщество людей, объединенных в группы по каким-то критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии продуцируются данные, имеющие качественный характер [112].
Основным содержанием метода фокус-группы является групповая дискуссия, включающая фазы ориентировки, оценки и завершающую фазу [58]. Поскольку задача фокус-группы ограничена получением как можно более полной и разнообразной информации о том, как и почему ее участники воспринимают те или иные объекты, то главное внимание уделяется фазе ориентировки, которая включает определение целей и темы дискуссии, знакомство ее участников друг с другом и сбор информации об их мнениях и суждениях по теме дискуссии. В фокус-группах фактически опускается фаза, которая предполагает совместную оценку ее участниками полученной информации или вырабатываемого решения. Завершающая фаза содержит краткое подведение итогов работы без какой-либо оценки ее конкретных участников.
Процедурные особенности метода фокус групп задаются конкретной целью исследования, его задачами, социальными и психологическими особенностями участников, спецификой объекта исследования.
После того, как определены цель и задача исследования, планируется процедура опроса. Основные позиции, которые необходимо прояснить до начала работы [10]:
1) организация места и времени проведения фокус-групп;
2) обеспечение необходимого технического оснащения;
3) критерии отбора участников;
4) подготовка топик-гайда (порядка задавания вопросов);
5) выбор методических приемов в зависимости от планируемого уровня обсуждения получаемой информации;
6) подготовка материалов, необходимых для использования
конкретных методик;
7) обработка и интерпретация данных;
8) формы представления результатов.
Длительность фокус-групп в зависимости от целей исследования колеблется между 1,5 и 3,5 часами. Как правило, для их проведения выбирается время, удобное для респондентов. Это или вечер
рабочего дня, или выходные дни. Участие в группе – это довольно большая умственная нагрузка для респондента, поэтому желательно, чтобы он пришел на группу не слишком усталый, взвинченный или голодный.
Помещение должно быть достаточно просторное. Обязателен большой стол (или несколько столов, составленных вместе), чтобы участники могли видеть друг друга и модератора, а также выполнять на нем различные задания: заполнять бланки, рисовать, клеить. Стулья должны быть максимально комфортные.
При любом варианте фокус-группы безусловно необходимой является звукозаписывающая аппаратура. Важно следить, чтобы все, даже участники с очень тихим голосом, были записаны достаточно внятно. Кроме того, лучше избегать ситуации, когда оживленно говорят несколько человек. Всегда следует помнить о том моменте, когда придется расшифровывать звукозапись.
Стандартное количество участников фокус-группы колеблется от 6 до 8. Допустимы очень незначительные отклонения. Если на группу пришло лишь 5 человек, она должна состояться, однако модератор рискует не получить широкого спектра мнений. Считается, что изо всех организационно-подготовительных мероприятий именно рекрутирование в наибольшей степени определяет успех исследования. Критерии отбора участников для фокус-группы зависят от множества факторов: социально-демографических, статусных, материальных, психологических и др. В зависимости от цели и предмета исследования круг респондентов может ограничиваться возрастными рамками. Иногда в число респондентов должны входить люди определенной профессии или определенного социального статуса. Наиболее распространенный способ рекрутирования – «снежный ком». Он предусматривает поиск респондентов с нужными характеристиками через знакомых своих знакомых. Основное требование к участникам группы заключается в том, что они не должны быть лично знакомы с модератором и его сотрудниками.
Для того чтобы успешно руководить дискуссией в фокус-группе, модератор группы должен хорошо знать процессы групповой динамики. Модератору необходимо поддерживать спонтанность и в то же время не допускать отклонений от темы. Он также должен обладать такими качествами, как хорошая память, умение слушать, устанавливать контакт, проявлять искренний интерес к другим людям, способность вызывать доверие и создавать свободную доброжелательную обстановку для высказывания участниками дискуссии своего мнения [103]. Он должен обладать чувством времени, чтобы выполнить всю программу групповой дискуссии в фокус-группе, равномерно распределяя обсуждение конкретных вопросов. Ему необходимо уметь ясно и отчетливо выражать свои мысли как письменно, так и устно.
Руководство дискуссией в фокус-группе требует хорошей памяти, большой концентрации внимания и самодисциплины. Это основные аспекты внутренней подготовки модератора.
Некоторые авторы также отмечают важность того, чтобы модератор не отличался от участников по манере одеваться [112]. Некоторые эксперты по фокус-группам считают предпочтительным, чтобы модератором мужских фокус-групп был мужчина, а женских – женщина. По мнению М. Аксельрод, мужчины не будут говорить с женщиной-модератором группы так, как они говорят с мужчинами. На их высказывания может повлиять стремление произвести впечатление на женщину, ведущую фокус-группу, желание понравиться ей, «а нам необходимо выяснить, какое мнение они высказывают, когда говорят среди своих» [103, с. 7]. По словам Дж. Пантер, очень важно, чтобы модератор обладал чувством юмора [116, с.10], так как оно тесно связано с воображением, способностью к творчеству и спонтанностью.
Перед началом работы группы в течение 5–15 минут обычно образуется небольшая пауза, пока не соберется достаточное количество людей для начала работы. В ходе этой паузы модератор и его ассистент встречают приглашенных на группу, дружески разговаривают с участниками, иногда угощают их чаем. Основная задача предварительной беседы заключается в том, чтобы создать непринужденную, благожелательную обстановку. Надо избегать разговора по теме фокус-группы, лучше говорить о привычных для всех вещах, таких, как погода, спорт, дети. Не следует обсуждать вопросы, которые могут вызвать полярные точки зрения (религия, политика или злободневные местные проблемы).
Руководителю фокус-группы целесообразно во время этой беседы внимательно наблюдать за участниками предстоящей фокус-группы для того, чтобы выявить, кто из них проявляет стремление к доминированию, а кто излишне застенчив или считает себя экспертом. Те, кто много говорит, могут стремиться доминировать в дискуссии и поэтому их желательно по возможности сажать поближе к модератору для того, чтобы ему было легче невербально стимулировать активность остальных. Наиболее застенчивых и скромных участников лучше сажать напротив модератора, чтобы содействовать лучшему контакту глаз.
Успешность группового обсуждения в фокус-группе во многом зависит от того, как пройдут первые минуты ее работы. За это время модератор должен сообщить участникам основные правила работы группы и задать должный тон для обсуждения. Характер конкретных групп непредсказуем. Одна группа может с увлечением участвовать в обсуждении, а другая – быть настороженной и сдержанной. Модератору надо быть готовым к такому разнообразию. Также непредсказуем и ход дискуссии в группе. Обсуждение проблемы может пойти по плану модератора, а может уйти в сторону. Модератору необходимо уметь направить дискуссию в нужное русло.
Список вопросов обычно включает не более десяти вопросов. Первый вопрос модератора должен быть направлен на то, чтобы включить всех членов группы по очереди в дискуссию. После того, как участник уже что-то сказал, ему легче вновь принять участие в разговоре. Кроме того, первый вопрос показывает, что все участники группы имеют нечто общее, и у них есть основа для обмена мнениями. Ответы на первый вопрос также помогают модератору перейти к следующим вопросам.
Модератор должен стремиться сузить дискуссию, сфокусировать ее на тех проблемах, которые являются непосредственным предметом исследования. Как правило, следует переходить от общих вопросов к более специфичным. Такого рода дедуктивный подход помогает находить общую основу для обсуждения и легче переходить к более фокусированным вопросам.
Р. Мертон отмечает следующие уровни структуризации вопросов [47].
Неструктурированный вопрос (свободный с точки зрения и стимула, и ответа): «Каковы Ваши ощущения от совместного обучения студентов из разных стран?» Такой тип вопросов направлен на то, чтобы участники группы в большей степени, чем модератор, определяли фокус внимания. Им предоставляется возможность говорить о любом аспекте обсуждаемой проблемы.
Полуструктурированный вопрос: руководящая роль модератора возрастает, но участники группы обладают значительной свободой выбора.
Тип А: Структурированный по ответу, свободный по стимулу: «Что Вы узнали на вечере интернациональной дружбы, чего не знали раньше?»
Тип Б: Структурированный по стимулу, свободный по ответу: «Каковы Ваши ощущения по поводу конфликта, случившегося между студентом Петровым и преподавателем Ивановым?»
Структурированный вопрос по стимулу и по ответу (в таких вопросах модератор практически полностью контролирует обсуждение): «Исходя из того, что вы узнали о своих однокурсниках из зарубежных стран, кому легче адаптироваться к обучению в нашем вузе, вьетнамцам или туркам?»
Обсуждение в группе обычно начинается с неструктурированных (открытых) вопросов, которые эффективно используются и в дальнейшей работе группы. Их преимущество заключается в том, что они дают возможность участникам высказывать то, что думают именно они в самой разнообразной форме, и не обязательно то, что предполагает модератор фокус-группы. Тем самым открытые вопросы помогают раскрывать особенности восприятия участников группы, выявляют широту и разнообразие их мнений. К концу работы группы задают закрытые (структурированные) вопросы, с
тем, чтобы ответы были более сфокусированы на обсуждаемых конкретных проблемах.
В фокус-группах редко задается вопрос «почему?», так как он предполагает рациональный ответ и, кроме того, вызывает у участников защитную реакцию от ощущения допроса.
Модератор фокус-группы должен уметь контролировать свои вербальные и невербальные реакции на высказывания участников группы (отказаться от всех видов оценки, как положительных, так и отрицательных), а также владеть техникой «пятисекундных пауз» и «просьб об уточнении» [112].
Пятисекундная пауза чаще всего используется модератором после высказывания участника группы. Такая краткая пауза часто провоцирует высказывания дополнительных точек зрения или согласие с только что высказанным мнением. Краткие паузы особенно действенны, когда они сопровождаются контактом глаз модератора с участниками группы.
Важность техники «просьб об уточнении ответа» определяется тем, что участники дискуссии очень часто неясно высказывают свое мнение или ограничиваются словами «Я согласен». В таких случаях модератор может попросить уточнить ответ, например: «Не могли бы вы высказаться об этом подробнее» или «Пожалуйста, расскажите, что вы имеете в виду». Обычно такие просьбы используют в начале работы группы, чтобы показать ее участникам важность точных ответов.
Почти во всех фокус-группах встречаются категории участников, которые условно можно обозначить, как «эксперты», «доминирующие», «застенчивые» и «болтливые». Каждая из них создает трудности для работы модератора с группой и требует особой тактики [10].
«Эксперты» считают себя таковыми, потому что имеют большой опыт в обсуждаемой проблеме, или из-за того, что занимают значимое положение в обществе, или потому, что они уже участвовали раньше в фокус-группах. Они могут оказывать сдерживающее влияние на других участников группы, которые считают их более авторитетными. Наилучшей тактикой по отношению к таким «экспертам» является подчеркивание в самом начале работы группы, что мнение каждого из ее участников одинаково важно и должно быть услышано.
«Доминирующие» – это слишком активные участники группы. Для того чтобы переключить внимание с них на других участников, модератору целесообразно использовать такие выражения, как, например: «Это одна точка зрения. Есть ли другие мнения по этому вопросу?»
«Застенчивые» участники говорят мало и тихим голосом. Для их активизации желательно усилить контакт глазами, дать почувствовать, что их высказывания важны и интересны, пригласить ответить на вопрос, назвав по имени.
«Болтливые» участники тратят очень много слов и никак не доходят до основной мысли. Р. Крюгер советует применять по отношению к ним следующую тактику: «Я обычно прекращаю контакт глаз с болтливым участником секунд через 20–30. То же должен делать и ассистент ведущего. Смотрите в свои бумаги, на других участников, отвернитесь от говорящего, изображайте скуку, смотрите на часы, но не смотрите на говорящего. При малейшей остановке модератор должен быть готов задать новый вопрос или повторить прежний для других участников» [112]. Все оставшееся время модератору не стоит встречаться глазами с болтливым участником.
Как отмечают Н.Н. Богомолова, О.Т. Мельникова, Т.В. Фоло-меева, эффективность метода фокус-групп во многом определяется тем, что условия в них максимально приближены к условиям повседневного общения людей. Это делает их привлекательными для участников и способствует их естественному поведению во время группового обсуждения. Здесь, как и в реальной жизни, на характер восприятия различных объектов влияют не только сами эти объекты, но и мнение окружающих, которое катализируется в условиях свободного группового обсуждения. Обсуждения в фокус-группах при адекватном руководстве ими модератором предстают как бы фрагментом привычного для всех общения, в ходе которого исследователь может не только собрать различные мнения, но и проследить, как происходит процесс взаимовлияния в межличностном взаимодействии.
Другим важным достоинством фокус-групп по сравнению с остальными методами опроса является то, что их участники могут в ходе дискуссии спонтанно выражать свои эмоции. Это также делает участие в фокус-группах живым и привлекательным, а эмоции участников служат для модератора дополнительным источником информации.
Считается, что фокус-группы создают благоприятные условия для самораскрытия участников и высказывания искренних мнений. Это обеспечивается, во-первых, непринужденной атмосферой в группе, приглашением модератора высказывать как положительные, так и отрицательные мнения, поскольку и те и другие в равной степени важны для исследования, а во-вторых, тем, что фокус-группы, как правило, формируются на гомогенной основе, особенно по признаку образования и социального положения, чтобы каждый участник чувствовал себя в кругу равных. К числу правил проведения фокус-групп относится приглашение незнакомых между собой людей, что также способствует спонтанности и искренности высказываний.
Результаты фокус-группы, представленные в виде качественных оценок с примерами высказываний ее участников, являются более понятными и достаточно достоверными для заказчиков по сравнению с количественными показателями, представленными в виде сложных шкал и графиков.
Однако метод фокус-групп обладает определенными ограничениями и связан с некоторыми трудностями, которые связаны со следующими моментами [10]:
– в фокус-группе сложнее контролировать ее участников, чем в индивидуальном интервью;
– результаты качественных методов анализа сложнее анализировать, чем результаты количественных методов. Это в полной мере относится и к методу фокус-групп;
– фокус-группы требуют очень искусных модераторов, поскольку их работа гораздо сложнее по многим параметрам, чем работа индивидуального интервьюера;
– трудности организации встречи участников групп, поскольку необходимо собрать определенное количество людей в определенном месте и в определенное время.
Порядок работы
I. Подготовка фокус-группы.
Студенты делятся на две подгруппы. На первом занятии одна подгруппа исполняет роль исследователей и наблюдателей, другая подгруппа – роль приглашенных участников. На втором занятии подгруппы меняются местами. Каждая из подгрупп проводит подготовку своего исследования: конкретизируется тема, разрабатывается сценарий, список вопросов (называемый «топик-гайд»).
Примерные темы для дискуссии:
– Трудности, с которыми сталкивается первокурсник в нашем вузе.
– Хороший и плохой преподаватель.
– Взаимоотношения студентов в группе.
– Взаимоотношения студентов разных национальностей.
– Социально-бытовые условия в вузе.
– Учебная деятельность студентов.
– Научная деятельность студентов.
– Свободное время и внеучебная деятельность студентов.
При составлении топик-гайда в соответствии с выбранной темой разрабатываются следующие типы вопросов (различных уровней структуризации):
– вопросы для вводной части дискуссии;
– основные вопросы;
– дополнительные вопросы;
– фоновые вопросы;
– вопросы для окончания дискуссии.
Подготовка оснащения для дискуссии:
– список вопросов («топик-гайд»);
– карточки с именами для участников дискуссии, в том числе для модератора и наблюдателей;
– комфортные условия для размещения группы;
– демонстрационная доска, бумага, ручки, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, клей, ножницы и прочие предметы для оснащения в соответствии с программой исследования;
– видеокамера, магнитофон и 2–3 микрофона.
На этапе подготовки группа выбирает модератора, его помощников, в обязанности которых входит техническая помощь по ходу дискуссии, а также наблюдателей, которые, имея перед глазами топик-гайд, фиксируют (записывают на видеокамеру, диктофон, бумагу) все происходящее во время дискуссии, а также оценивают работу модератора по следующим показателям:
– знание текста вопросов наизусть и свободу ведения дискуссии;
– максимально комфортное устройство участников фокус-группы;
– коммуникативные навыки модератора;
– атмосферу доверия в группе;
– способность к установлению баланса мнений;
– использование невербальных средств общения;
– соблюдение регламента.
В ходе подготовки каждый студент может выбрать для себя роль, которую он будет играть в качестве участника фокус-группы: «эксперт», «доминирующий», «застенчивый», «болтливый». Рекомендуется обсудить эти роли в своей подгруппе до начала дискуссии.

II. Проведение фокус-группы.
Вводная часть (15 минут). Модератор с помощью организации непринуждённой беседы и фоновых вопросов устанавливает доверительный контакт с группой и членов группы друг с другом. Это хорошо сделать в процессе чаепития. Затем модератор приступает к вводной части исследования, в ходе которой сообщается тема дискуссии и подчеркивается значимость данного мероприятия, а также ценность каждого мнения для результата. Это способствует серьёзному отношению к заявленной проблеме и вниманию к собственным мыслям и чувствам по отношению к обсуждаемой проблеме. После этого модератор представляет каждого участника группы и даёт необходимые пояснения относительно технических средств (микрофоны, видеокамера), а также присутствия наблюдателей.
Основная часть (4–5 часов) состоит из блоков подготовленных вопросов (топик-гайд), которые следуют в логическом порядке. На блоки фоновых и дополнительных вопросов отводится по 10 минут, для основных вопросов – академический час. Общее число вопросов не должно превышать 10: 5–6 основных и 4–5 фоновых и дополнительных. Как правило, первый вопрос модератора «разбивает лед». Его итогом должен стать вывод, что участники могут иметь общее мнение. Основная задача модератора заключается в том, чтобы добиться от всех участников откровенного обмена опытом и мнениями. Обсуждение в группе начинается с открытых вопросов, которые дают широкий спектр мнений. В конце дискуссии модератор задает закрытые вопросы, чтобы получить информацию о конкретных проблемах.
Завершение дискуссии (5–8 минут) должно быть вежливым и логичным. Модератор должен выразить благодарность участникам дискуссии.
III. Обработка и анализ результатов.
Каждая подгруппа студентов обрабатывает результаты своего исследования. Результаты обобщаются и анализируются, а затем представляются в виде отчета.
Сначала группируются ответы и мнения участников группы по каждому из обсуждавшихся вопросов. При анализе высказываний можно использовать цитаты, четко и конкретно выражающие важную точку зрения. Анализируется, какая доля группы выразила то или иное мнение.
В заключение отчёта формулируются выводы по материалам групповой дискуссии: конкретный перечень наиболее острых проблем, требующих решения, а также методы решения этих проблем. Следует также отметить общие характеристики метода фокус-группы, указать сложности, с которыми столкнулась команда в ходе подготовки и проведения дискуссии. Укажите, каким образом может повлиять на результат изменение состава участников дискуссии. Проанализируйте работу модератора в соответствии с приведёнными выше критериями.
По итогам фокус-группы обоснуйте необходимость проведения анкетного опроса студентов и сформулируйте вопросы, которые необходимо будет включить в анкету. Все полученные материалы, сделанные выводы и разработанный список вопросов включите в отчёт.
Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.