На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Теоретические основы диагностирования в образовательной организации
Теоретические основы диагностирования в образовательной организации
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

1. Психодиагностические методы

Психологическая диагностика – выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей человека.
Термин «психодиагностика» ввел Г. Роршах в своей книге в 1921 году.
Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков определенных психических качеств, состояний и процессов к их наличию или выраженности у объекта исследования. Задачами психодиагностики являются:

- разработка методов регистрации психических качеств
- проверка надежности и валидности методик
- создание процедур интерпретации получаемых данных
Распознавание и измерение индивидуально-психологических особенностей человека осуществляется с помощью различных групп методов психодиагностики, выделенных Б.Г. Ананьевым:

Организационные методы

Стоится цикл исследования и регулируется взаимодействие всех используемых методов:
- сравнительный – сравнение результатов исследования различных людей
- лонгитюдный – исследование одних и тех же лиц в течении длительного времени
- комплексный

Эмпирические методы:

- психофизиологические методы – использование психофизиологических
индикаторов психических явлений;
- обсервационные методы – методы наблюдения и самонаблюдения;
- вербально-коммуникативные – беседа, интервью, опрос, анкета, тест, анализ ответов респондентов на вопросы и суждения опросников;
- проективные и ассоциативные – анализ особенностей интерпретации внешне неопределенного материала, становящегося объектом проекции или анализ ассоциативных ответов и выборов испытуемых;
- методы социально-психологической диагностики – анализ и оценка личности группой людей, социометрия, групповая оценка личности, референтометрия;
- праксиметрические методы – анализ процессов и продуктов деятельности, хронометрия, профессиографическое описание, оценка изделий, выполненных работ;
- методы моделирования – игры, моделирование ситуаций, математическое моделирование;
- экспериментальные методы – лабораторные, полевые, психолого-
педагогические;
- биографические методы – исследование психологического возраста и
жизненного пути, изучение документации.

Методы обработки данных:

- количественный анализ – математико-статистический метод
- качественный анализ – контент-анализ, метод экспертных оценок, классификация (дифференциация материала по типам, группам, вариантам) и психологическая казуистика (описание случаев, как более полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

Интерпретационные методы:

- генетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития, охватывание всех уровней развития от нейронного до поведенческого.
- структурный метод – интерпретация в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы.

Наблюдение

* Наблюдение – целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений.
Сначала люди отождествляли внешние проявления человека с его психической жизнью, были собраны факты, отражающие взаимосвязь между внешними и внутренними особенностями человека, затем они обобщались и появлялись характеристики устойчивой, неизменной связи внешних проявлений и внутреннего содержания психики:
- физиогномика
- строение тела характер (Э. Кречмер и У. Шелдон)
- жесты и мимика (А. Штангль, А. Пиз)
Собранный таким путем материал помог описать и выделить те внешние признаки, за которыми можно наблюдать и которые являются выразителями психической жизни человека:
1) невербальные
- движения туловища: поза, осанка, походка
- движения руки: движение, жест, действие
- движения лица: мимика, физиогномическая маска
- контакты различных частей тела: рук и головы, рук и ног, рук и туловища
- положение тела относительно собственной оси
2) вербальные
- речь: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия
- голос: скрипучий, мягкий, колючий, высокий, молодой, звонкий
3) внешние данные
- одежда, обувь, косметика, украшения, состояние кожи, волос, прическа
Эти внешние проявления человека обычно составляют содержание той или иной деятельности человека, поэтому наблюдение осуществляется за человеком, включенным в реальную жизнедеятельность. Наблюдатель выделяет те или иные ее виды и определяет, через какие признаки можно судить о психических особенностях человека.
Требования к организации процесса наблюдения
- целенаправленность - наблюдение должно быть ориентировано на достижение определенной цели, иначе оно не может быть эффективным, именно целенаправленность позволяет решить, в каких именно ситуациях и какие признаки будут регистрироваться
- подготовленность - перед наблюдением необходимо сформулировать цель, выбрать признаки, разработать карту наблюдения, выбрать или создать подходящую ситуацию. Если этого не сделать, то не будут собраны достоверные данные и произойдет искажение результатов
- регистрация - необходимо осуществлять первичную регистрацию выбранных признаков на этапе непосредственного наблюдения или сразу после него.
- описание - регистрируемые признаки должны описывать только внешние проявления и поведение наблюдаемых, исключая отношения и оценки наблюдателей, указания на мысли, чувства и черты наблюдаемых
- систематичность - наблюдение необходимо осуществлять в течении некоторого времени и в различных ситуациях, значимых для наблюдаемого
Подготовка к наблюдению
Цели наблюдения - средство управления восприятием, обеспечивающее избирательность видения необходимых свойств. Таким образом, наблюдение всегда начинается с постановки цели, это помогает из ситуации выбрать то, что необходимо увидеть. Наиболее типичны следующие цели:
- целостное восприятие изучаемого объекта,
- определение свойств и признаков, присущих объекту.
- изучение объекта как носителя известного свойства и сопоставление
результатов наблюдения с известными признаками.
изучение особенностей поведения объектов, имеющих различные психические характеристики.
Предмет наблюдения - психическое явление, выбранное как объект для изучения, включая характеристику многообразия его проявления, свойства, закономерности протекания, формы существования. Это могут быть поведение, эмоциональные проявления, контакты, групповые взаимодействия, мнения, ценностные предпочтения, переживания. Предварительно необходимо:
- познакомиться в литературе с методами и методиками, в которых уже выделены признаки предмета наблюдения.
- выбрать концепцию, от которой зависит интерпретация и понимание особенностей наблюдаемого объекта.
Ситуация наблюдения - так как психические явления носят как ситуативный, так и устойчивый характер, необходимо определить в каких ситуациях будет проводиться наблюдение:
- ситуации варьируются и охватывают все возможное их разнообразие - устанавливаются психические явления, носящие устойчивый характер.
- наблюдение проводится в одной и той же многократно повторяющейся ситуации – устанавливаются психические явления, носящие ситуативный характер.
Программа наблюдения
В соответствии с ней осуществляется конкретная процедура наблюдения. Она составляется в соответствии с установленными требованиями:
- формулирование цели и предмета наблюдения
- определение объектов, которые фиксируются при наблюдении, убедиться, что у них есть возможность познать изучаемый феномен
- определить и описать ситуации, в которых будет проводиться наблюдение
- установить временные рамки наблюдения, составить его график - определить форму регистрации объектов, вид записи, возможность сопоставления наблюдаемых фактов, полученных в разное время другими наблюдателями
- разработать критерии наблюдаемого явления
- разработать бланки регистрации наблюдаемого явления
Обработка результатов наблюдения
Обработка результатов наблюдения производится обобщением данных, полученных по каждому показателю, с учетом количества наблюдений. Поскольку метод наблюдения по сути своей направлен на изучение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Полученные данные вряд ли можно обработать статистически, поэтому выводы не должны выходить за рамки ситуации и объектов исследования.
Оценка результатов наблюдения
Надежность – степень согласия наблюдателей, дающих отчеты об одном и том же объекте наблюдения.
Воспроизводимость – оценка возможности получения подобных данных другими исследователями в подобной ситуации.
Валидность – решение вопроса о репрезентативности полученных фактов, насколько хорошо их описания соответствуют тем, которые могли бы быть получены другими квалифицированными наблюдателями.

Беседа

* Беседа – активный метод получения информации о психологических свойствах и отношении человека к тому или иному явлению путем ведения с ним тематически направленного разговора, из ответов на вопросы, поставленных при непосредственном общении.
Данный метод активно применяется для психодиагностики в менеджменте.
Беседа как метод неотрывна от беседы как способа общения, поэтому квалифицированное применение беседы немыслимо без фундаментальных психологических знаний, навыков общения и коммуникативной компетенции.
Поскольку любое общение невозможно без восприятия людьми друг друга, постольку метод беседы теснейшим образом связан с методом наблюдения.
Перцептивная информация, получаемая при собеседовании, порой не менее важна и обильна, чем информация коммуникативная.
План беседы
План беседы составляется в зависимости от цели исследования. В план беседы должны быть включены общие и частные вопросы, ответы на которые помогут что-либо уточнить, получить дополнительную информацию об исследуемом, оценить, сопоставить отдельные факты и выявить их взаимосвязи.
Необходимо подготовить как ключевые вопросы, так и вопросы дополнительные (например, возвращающие собеседника, в случае необходимости, к обсуждаемой теме).
Этапы беседы
1. Вводный – установление контакта – приветствие, взаимное представление, для установления контакта необходимо продемонстрировать интерес к исследуемому, к его личности, проблемам, текущему состоянию и отношению к происходящему. На данном этапе у исследователя должно сложиться определенное представление о темпераменте и особенностях респондента, что формирует ход дальнейшей беседы. Этот этап имеет важнейшее значение для успешного развития беседы, первые фразы могут вызвать интерес и желание вступить в диалог, либо уклониться от него.
2. Основной – задание основных вопросов – получение необходимой информации, уточнение наиболее важных сведений, что позволяет выявить направленность человека, его мотивы, выявить его отношение к себе и окружающему миру, раскрыть особенности его эмоционально-волевых и познавательных процессов.
При утрате контакта с собеседником необходимо выяснить причину и постараться восстановить его. Причинами могут быть:
- непонимание вопроса – надо более точно его сформулировать, неумение респондента сформулировать свою мысль может свидетельствовать об особенностях его мышления и эмоционально-волевой сферы – рекомендуется задавать наводящие вопросы
- чрезвычайное волнение, напряженность – необходимо его успокоить, оценивая это состояние как признак, характеризующий эмоционально-волевую сферу
- нежелание быть откровенным по тому или иному вопросу – необходимо указать на противоречивые ответы, факты поведения, данные документов
Для восстановления контакта можно использовать следующие приемы:
- обращение к положительным качествам собеседника
- разъяснение некоторых его индивидуальных особенностей с положительной точки зрения, объясняя, что они не свидетельствуют о том, хороший он или плохой, эти качества могут быть хорошими в одной деятельности и плохими в другой
- установление с ним эмоционального контакта
3. Завершающий – выход из контактов – наиболее трудный этап, необходимо уйти от собственного стереотипа мышления, постараться увидеть и оценить особенности респондентов. Следует обратить внимание на:
- сильные стороны собеседника, которые могут стать базой для его активного проявления и дальнейшего совершенствования
- показать ему слабые стороны, объяснив в каких сферах деятельности они могут быть для него полезны
- тактично указать на негативные черты и определить путь их изменения
Требования к составлению вопросника
Вопросы могут быть сформулированы как в вопросительной, так и в повествовательной форме.
Логика построения вопросника – ответы должны помочь достигнуть цели и решить поставленные задачи, для получения таких ответов необходимо задавать соответствующие по содержанию и форме вопросы. Адекватность ответов цели и задачам исследования обеспечивается адекватностью вопросов.
Надежность получаемой информации – обеспечивается предельной понятностью вопросов и откровенностью ответов.
Для выполнения этих требований существуют правила формулирования вопросов:
Вопрос должен быть:
- логически отдельным – он не должен быть множественным, не должен совмещать два или более подвопроса.
- кратким, лаконичным – длинные вопросы затрудняют их восприятие, понимание и запоминание. К вопросам, касающимся малознакомых опрашиваемому тем, допустимо сделать небольшое предисловие в виде пояснения или примера, но сам вопрос должен оставаться кратким.
- конкретным – лучше касаться отдельных случаев, примеров и ситуаций, чем абстрактных тем и каких-либо обобщений.
Вопрос не должен:
1) содержать малораспространенных слов, особенно иностранных, узкоспециализированных терминов, многозначных слов.
2) содержать указания или намеки на возможные ответы, то спектр вариантов этих ответов должен быть исчерпывающим – если этого не добиться, то вопрос необходимо сформулировать так, чтобы не было никаких подсказок.
3) принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам – если с содержательной точки зрения этого трудно избежать, то необходимо так сформулировать вопрос, чтобы у опрашиваемого была возможность ответить без ущерба для себя, без потери лица.
4) получать стереотипных ответов – такие шаблонные, ни к чему не обязывающие ответы обычно очень слабо насыщены полезной для пользователя информацией.
5) содержать неприятные для респондента слова и выражения, способные вызвать его негативное отношение к вопросу.
Для достижения целей опроса – выявления отношения к чему-либо или наличия определенных психологических явлений – используют только открытые вопросы разного вида, они требуют развернутого ответа и могут начинаться со слов «что», «где», «какой», «почему», «как», «когда» и т.д. При составлении вопросника необходимо учитывать некоторые особенности восприятия вводных слов:
Вопросы, начинающиеся со слов «кто», «что», «где» и «когда» являются фактологическими, так как предполагают односложный ответ, в котором содержаться конкретные факты.
Вопросы, начинающиеся со слов «как», «каким образом», «какой …» являются осмысливающими, так как позволяют задуматься и осознать свои действия или реальное отношение к ситуации.
Вопросы, начинающиеся со слов «почему» и «зачем» являются тяжелыми или деликатными, так как вызывают описательные и защитные ответы, часто при ответе на них возникает чувство вины за происшедшее или ощущение психологического нападения.
Вопросы, начинающиеся со слов «если бы …», «если бы Вы …», «если бы кто-то …» являются вскрывающие, в них первая часть предложения содержит позитивное предположение, а вторая часть возвращает внимание субъекта к проблеме. Такие вопросы позволяют респонденту освободиться от некоторых представлений, ограничивающих свободу мышления или препятствующих правдивым ответам. Например:
Если бы Вам пришлось стать генеральным директором, какие проблемы Вы стали бы решать в первую очередь?
Если бы Вы были уверены, что эта организация очень в Вас нуждается, как бы Вы подходили к своей работе?
Если бы Вам не приходилось оглядываться на прошлое, как бы вы поступили в данном случае?

Анкетирование

* Анкетирование – сбор информации в форме письменных ответов на вопросы, для измерения уровня силы отношения к чему-либо, либо наличия и выраженности психологических качеств.
Требования к построению анкеты
Требования к формулировкам вопросов в анкете такие же, как и в вопроснике, но в анкете они могут быть только закрытыми.
Одним из важнейших принципов построения анкеты – учет специфики культуры, опыта, образовательного уровня, иногда и пола опрашиваемого контингента. Стилистика вопросов и структура анкеты должны соответствовать потенциальной аудитории. Частным проявлением данного принципа выступает требование учета стиля респондента – индивидуально-психологических особенностей человека, проявляющихся в его ответах на анкетные вопросы и не имеющих непосредственного отношения к их содержанию. Можно выделить несколько типичных стилей, препятствующих опросу и получению адекватных ответов:
- Отказ от участия – нейтрализации данного стиля поможет четкая формулировка цели опроса, качественное оформление анкеты, удачный выбор места и времени анкетирования.
- Да-тенденция – сглаживается более развернутыми вопросами.
- Случайность ответов – могут помочь более приемлемые формулировки вопроса и привлекательный вид анкеты.
- Неявное уклонение – преодолению способствует конкретизация вопросов.
- Категоричность суждений – смягчит набор не слишком категоричных ответов или при обработке ответов объединение резких оценок с более близкими.
- Неправда – можно предупредить подчеркнутой анонимностью, благожелательной и деловой обстановкой опроса.
Форма и оформление анкет
По оформлению анкета должна быть привлекательной и наглядной, вопросы напечатаны легко читаемым шрифтом с применением черного цвета на белой
бумаге стандартного формата. Диапазон основной массы анкет от 3 до 100 вопросов.
Обычно анкета состоит из разделов:
1. Вводный – лаконичное и вежливое вступление, которое включает данные об организаторе опроса, обращение к опрашиваемому, описание целей опроса, пояснение по заполнению анкеты, заверения в анонимности опроса.
2. Основной – непосредственно вопросы, предлагаемые варианты и место для ответов.
3. Завершающий – выражение благодарности респонденту, иногда и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.

Проективные методы
* Проективные методы. Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед») введен Лоуренсом К. Франком (1939) для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предполагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.
Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации – испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.
Особенности проективных методов
Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:
- стимульный материал – неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность.
- формулирование инструкции – в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии
- неограниченное разнообразие возможных ответов – не может быть правильных или неправильных ответов, что создает атмосферу доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя.
- интерпретация результатов – респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Это позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.
- обработка результатов – проективные методики, прежде всего, характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный. Проективные методы предназначены для диагностики неосознаваемых или частично осознаваемых эмоциональных переживаний или отношений. В менеджменте используются достаточно редко, но эффективно. Существует различие в использовании проективных методов в менеджменте и психотерапии: в менеджменте проведение проективных методов используется как инструмент для осознавания существующего отношения, а не для оценки личностных особенностей или текущего состояния, как в психотерапии.

2 Психодиагностические методики

Методика – форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), а также формализованные правила сбора, обработки и анализа информации.
Психодиагностические методики позволяют количественно выразить различные особенности людей, определяющие их внутреннее состояние и отношения с окружающим миром. Это достигается путем организации испытуемому стимульной среды, регистрации показателей его реакций и задания правил преобразования данных показателей диагностическую оценку. При выборе методики следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего, по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. При составлении набора методик:
- целесообразно руководствоваться принципом дополнительности – полученные качественные и количественные данные должны дополнять друг друга. Желательно, чтобы результаты отдельного респондента можно было сопоставить с групповым портретом, тогда углубленный анализ типичного испытуемого может дополнить анализ групповых показателей, а групповые данные помогут понять индивидуальность отдельного респондента.
- облегчает интерпретацию использование в наборе методик, позволяющих получать качественные и количественные показатели.
- более надежные выводы получаются, когда результаты, полученные по одной методике, подтверждаются данными другой.
Выбор количества методик может быть обусловлен многими факторами. Если отсутствует ясная рабочая гипотеза, то для обнаружения факторов, влияний и связей изучаемого явления, необходимо измерять большое количество параметров, что увеличивает количество методик. Но длительное исследование утомляет респондента, замедляет скорость и точность его действий, увеличивается количество непродуманных ответов на вопросы.

3 Моделирование психодиагностического исследования

Схема психодиагностического исследования:
1. Подготовительный этап
- Постановка проблемы
- Выдвижение гипотезы, формулировка целей и задач
- Планирование исследования
2. Основной этап
- Сбор данных
- Обработка данных
- Анализ данных
3. Заключительный этап
- Интерпретация результатов
- Формулировка выводов
- Создание отчета
Интерпретация результатов
Это фаза теоретической обработки данных, она выполняет следующие функции:
1. Преобразование статистически подготовленных данных в эмпирические знания.
2. Получение на базе эмпирических данных теоретических знаний.
Целью данной фазы исследования является обработка отдельных данных чтобы:
1. Определить отношения между данными и гипотезами
2. Провести проверку исходных гипотез
3. Уточнить, расширить, модифицировать имеющиеся гипотезы и развить их до уровня теоретических высказываний
4. Гипотетическое объяснение проблемы довести до уровня ее решения Процедуры интерпретации:
Описание - описать изучаемое явление на естественном языке. Требуется дать предельно полное описание изучаемого явления с использованием при необходимости специальной терминологии и специфической символики. Но это лишь констатация полученных фактов.
Объяснение - объяснить значение и сущность отдельных результатов. Это сведение информации от непривычной к привычной. Определить, не является ли установленный тип отношений частным случаем известного и проверенного общего закона. Ошибка возможна, если принять какую-то причину за главную. Обобщение - выявление для группы объектов наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики, свести высказывания в одну систему, выделить суть, чтобы стало возможным перенести результаты с выборки на всю генеральную совокупность.

Выводы
Выводы должны быть:
• краткими и лаконичными
• отражать существо проблемы исследования
• согласованы с поставленными в начале исследования целями и задачами
• оптимальными по количеству (3-9)
Допустимы как словесная, так и графическая форма представления выводов.
Основные требования к психологическому заключению
1. Психологическое заключение должно соответствовать цели исследования, а также уровню подготовки заказчика исследования к получению такого рода информации.
2. Содержание заключения должно вытекать из задач исследования.
3. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.
4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.
5. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:
- состояние респондента
- характер контакта испытуемого с психологом
- нестандартные условия тестирования

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.