На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Диагностика эмоционально-волевой сферы личности
Диагностика эмоционально-волевой сферы личности
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Предмет изучения: доминирующие эмоции, эмоциональная направленность, эмоциональный интеллект, самочувствие, активность настроение, утомление, монотония, пресыщение, стресс, копинг-стратегия, волевые особенности, тревожность, агрессивность, эмпатия.

Возможности и ограничения измерения эмоционально-волевой сферы личности

В эволюции сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий - эмоции. Одно и то же явление у разных людей вызывает различные эмоционально-волевые состояния и процессы. Эмоции наполняют нашу жизнь эмоциональным содержанием и определяют степень активности личности. Чувства отвечают высшим социальным потребностям, выражают духовный мир человека и являются характеристикой его личности. Способность человека к самодетерминации и саморегуляции, упорядоченности, целенаправленности и сознательности возможна благодаря волевым проявлениям личности. Воля является психической функцией, которая буквально пронизывает все стороны жизни человека, делает его свободным от внешних воздействий.

Эмоции - это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающиеся в форме переживаний и личной значимости для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Часто в литературе понятия «эмоции» и «чувства» отождествляются. Эмоции и чувства действительно взаимосвязаны, но по сути обладают и существенными различиями. Так, эмоции - это относительно простые переживания, которые возникают в определенной ситуации и исчезают вместе с ней. Они присущи людям и животным. Чувства образуются на основе базовых эмоций, путем опосредования социальными эмоциональными эталонами (этические и эстетические категории). Объектами высших чувств - это явления окружающей социальной действительности в широком смысле слова.
Эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности человека и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека: приспособительная, сигнальная, оценочная, регуляторная, коммуникативная.
Основные характеристики эмоций (см. схему): модальность, знак, интенсивность, длительность, степень осознанности.
Модальность - основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Например, тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражение, ярость - гнева; веселье, ликование, торжество - радости.

 

эмоции

Характер переживания определяет знак эмоций - положительные и отрицательные, в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам. По воздействию на организм и влиянию на последующее поведение человека эмоции разделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность и активность человека, астенические, напротив, снижают. Положительные эмоции чаще оказывают стенический эффект. Большинство отрицательных эмоций выражаются и в той, и в другой форме.
Эмоции характеризуются также интенсивностью, длительностью и осознанностью. Диапазон различий по интенсивности внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик. Например, радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг - эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости. 
По длительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет, иногда в течение всей жизни. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. Иногда имеет место одновременное взаимодействие противоположных эмоций, например любви и ненависти или радости и печали. В этом проявляется амбивалентность эмоций как следствие сложного и неоднозначного отношения человека к объекту, вызывающему переживание.
Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом. Основные формы выражения эмоций - чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, чувство, настроение и стресс.
Чувственный тон проявляется в том, что многие ощущения человека имеют определенную эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев называл этот феномен «пристрастностью» отражения мира и считал его одной из существенных особенностей человеческого познания.
Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их основными характеристиками принято считать относительно небольшую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую выраженность внешних проявлений. Ситуативные эмоции, как правило, не оказывают на поведение человека сильного влияния. В то же время при заметном преобладании в течение длительного периода положительных или отрицательных эмоций они способны изменить его настроение, повысить или снизить работоспособность.
Если происходящие события имеют для человека очень высокую значимость, а ситуация для него слишком сложна и он не справляется с ней, его эмоциональная реакция может выразиться в форме аффекта.
Аффект - это бурное, кратковременное протекание эмоций, сопровождающееся ярко выраженными поведенческими реакциями и Вегетативными симптомами. Аффект полностью захватывает психику человека, так как обладает свойствами доминанты, тормозит все другие процессы. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие этих изменений, неадекватное поведение. В развитии аффекта выделяется два этапа: начальный, когда люди могут себя сдерживать и контролировать и переключаться на что-то другое. Вспышка - усиление аффекта.
Страсть - это сильное глубокое, длительное эмоциональное состояние с высокой степенью осознанности, порождающие высокую активность личности, направленную на достижение своей цели или предмета страсти.
Настроение - более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность людей. Это целостное мироощущение, сохраняющееся в течении относительно продолжительного периода и окрашивающее все поведение человека. Настроение характеризуется относительно большой силой, разной степенью продолжительности и осознанности: кратковременное (приходящее) и длительное (устойчивое). Настроение всегда имеет причину (внешнюю или внутреннюю). К внешним причинам относятся: физическое самочувствие, хронические заболевания, свойства нервной системы, темперамент, характер. Внешние причины в основном связаны с соотношением успеха и неудач, характером межличностных отношений и т. д. Настроение разных людей, вызванное одной и той же причиной, может быть не одинаковым и даже противоположным.
Стресс - состояние нервно-психического напряжения, длительное, степень осознанности долгая. Это общая неспецифическая реакция организма в ответ на интенсивное воздействие стрессоров. Существуют три группы признаков степени стресса: (1) физиологические проявления; (2) возрастание напряженности; (3) изменение функционального уровня деятельности, которые проявляются в изменении его качественного показателя.
Фрустрация - психологическое состояние, выражающееся в крайней подавленности и дезарганизирующая сознание и деятельности людей. Она возникает, когда степень неудовлетворенности выше, чем человек может стерпеть. Она может быть вызвана объективными или воображаемыми причинами. Фрустрация может проявляться в форме агрессии, фиксации и депрессии.
Экстаз - это болезненно восторженное состояние. Достаточно сильное, но кратковременное. Средняя степень осознанности, т.е. человек осознает причину состояния, может управлять своим поведением, но контроль за поведением ослабевает.
В зависимости от характера отношений человека к различным объектам социальной действительности выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные и эстетические. Чувства характеризуются сложностью строения, большой силой и продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретной ситуации и от состояния организма. Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. Они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. В настоящее время в психологической диагностике нет инструментария для обследования чувств.
Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднительных условиях жизнедеятельности. Выделяют следующие функции воли:
- выбором мотивов и целей при их конфликте (селективная функция);
- восполнением дефицита побуждения к действию при отсутствии его достаточной мотивации (инициирующая функция);
- ослаблением избыточной мотивации при нежелательности действия (ингибирующая функция);
- поддержанием выбранного уровня выполнения действия при наличии помех (стабилизирующая функция);
- произвольной регуляцией внешних и внутренних действий и психических процессов.

В зависимости от степени регуляции в психологии выделяют 4 группы действий:
произвольные, привычные, импульсивные, собственно волевые.

Самое широкое понятие - это произвольные действия. Они связаны с достижением какой-либо цели. По мере повторения произвольные действия автоматизируются и переходят в навык (привычное действие). Импульсивные действия - целенаправленные действия, совершаемые в аффективном или стрессовом состоянии. Собственно волевые действия - это целенаправленные действия, которые включают целеустремленность и регулирование хода действий в соответствии с целью, регулируются второй сигнальной системой.
В волевой деятельности проявляются и формируются волевые качества личности. Прежде чем сформировать положительные волевые качества необходимо научиться устанавливать власть своими эмоциями и действиями.
Среди волевых качеств выделяются:
1. Инициативность - умение легко взяться за реализацию возникающих идей по собственному желанию, не дожидаясь стимуляции из вне. Это качество позволяет успешно ставить перед собой и другими людьми новые цели. Существенную роль играет сила, яркость побуждений и интеллектуальные данные. Безынициативный человек - потенциальный исполнитель и подчиненный. Ему будет трудно если возникает необходимость взять на себя обязанности руководителя.
2. С инициативностью непосредственно связана такая характеристика воли как самостоятельность. Люди определяют свои поступки, самостоятельно принимают решение, ориентируясь не на окружающих, а на свои знания и убеждения. Подлинная самостоятельность предполагает сознательное мотивирование и обоснование деятельности. Человек видит объективные основания для того, что бы поступать так, а не иначе.
Противоположностью данного качества является внушаемость - это подверженность чужим влияниям. Внушаемость выражается в снижении сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания. Конформность заключается в тенденции изменять свое поведение, оценку ситуации и возможный действий под влиянием других. Для конформного человека важно, что бы его поведение соответствовало мнениям, оценкам и требованиям окружающих.
3. Решительность - это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответственное решение и неуклонно реализовать их в своей деятельности без лишних помех. Противоположным качеством является нерешительность. Нерешительный человек принимает решения долго, мучительно, неоднократно меняет его. Обычно он привлекает к обсуждению и принятию решения других людей, с тем, что бы в последствии возложить на них ответственность.
4. Настойчивость - это стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. Настойчивость нельзя путать с упрямством. Упрямство - это отрицательное качество личности, когда человек, не смотря на разумные основания, старается настоять на своем.
5. Самообладание - высокий уровень волевой деятельности человека, проявляющийся в умении владеть собой. Это умение выражается в способности заставить себя выполнять принятое решение
С понятием воли тесно связано понятие локус контроль. Данное понятие предложено Д. Роттером. В его основу положено мнение, что люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Локус контроль (от лат. «locus» - место, местоположение и франц. «соп1го1е» - проверка)- это качество, которое характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо себе (внутренний локус контроль), либо обстоятельствам (внешний локус контроль).
Исходя из преобладающего локус контроля выделяют соответственно два типа личностей: экстерналы и интерналы.
Психологические методы изучения эмоционально-волевой сферы в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека (преобладающие в его жизни эмоции, доминирующие средства их выражения и эмоциональную устойчивость). В лаборатории А. Е. Ольшанниковой были разработаны методики изучения эмоциональности, три - для выявления модальности ведущих (базальных) эмоций, одна - выявления средств выражения эмоций (эксперессивности). Отличительные особенности данной группы методик:
- принцип получения оценки (самооценка или внешняя оценка);
- степень глобальности - дробности способа организации оценки;
- непосредственности - опосредованности, косвенности методики в отношении предмета исследования;
- осознанности или неосознанности исследуемых качеств.
Однако данные методики обладают не однозначными показателями валидности.
А. И. Палей, И. В. Пацявичус для диагностики эмоциональности личности применяют метод хронологической регистрации эмоций (своеобразный эмоциональный дневник). Суть этого метода состоит в том, что испытуемому предлагают в течение месяца в хронологическом порядке по определенным параметрам регистрировать свои эмоции. В специальный бланк испытуемые записывали вид эмоциональных переживаний, их знак, интенсивность, вид деятельности, в которой они проявлялись, и временные параметры их изменения.
Впервые попытку использовать метод диагностики эмоций по лицевой экспрессии предприняли Э. Боринг, Э Титченер. Они создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения. Эти схемы предъявлялись испытуемым, которые должны были распознать эмоции.
На основе подобного описанному выше подходу к диагностике эмоций П. Экман разработал метод, получивший название FAST (Facial Affect Scoring Technique - техника оценки лицевой экспрессии). Стимульным материалом к этой методике является атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций (гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости). Задача испытуемого распознать эмоцию. Близкую по идее методику CARAT разработал Р. Бак в 1972 году. Методика основана на распознавании слайдов с изображением реакции человека. В 1984 году Д. Ачер разрабатывает тест SIT (Ситуативно-интерактивные задачи). В качестве стимульного материала в этой методике применяются видеозаписи бытовых сцен. Автором были разработаны четкие критерии адекватности понимания эмоций. Аналогом данного метода является методика распознавания эмоций на лицах младенцев родителями (Р. Эмде, К. Изард), модификация Р.Ж. Мухамедрахимов).
Метод словесного портрета широко применеястя специалистами в области социальной перцепции. Так, В. А. Лабунской был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Испытуемый должен описать по определенной схеме особенности другого человека. При этом необходимо назвать экспрессивнее признаками, на которые опирается испытуемый при опознании эмоциональных состояний другого.
Для диагностики эталонов экспрессивного поведения В. А. Лабунской был разработан метод графической фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний. В основе метода лежит прием свободного графического ассоциирования - пиктограмма. Процедура проведения методики близка к методу пиктограммы. Особенностью же процедуры является включение слов-стимулов, обозначающих эмоции.
Психологами установлено, что в зависимости от эмоционального состояния человека происходят специфические изменения цветовой чувствительности глаза. Однако анализ данных многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых привели к однозначному выводу - цвета имеют аффективную значимость, но индивидуальную у каждого отдельного человека.
Метод диагностики эмоций с помощью анализа речи (различных его параметров) успешно осуществляется в области инженерной психологии (Э. Л. Носенко). Однако, остается ряд нерешенных проблем в этой области. Так, собственно возможность диагностировать качество (модальность) эмоций по физиологическим показателям, до сих пор дискутируется учеными.
Трудность изучения эмоций обусловлена в первую очередь тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях, моделировать. Однако современные возможности компьютерных технологий позволяют вести исследования и в этом направлении. Примером, являются работы Т. Джонстоуна, который предложил фиксировать во время компьютерной игры лицевую экспрессию. Компьютерная игра дает возможность одновременно фиксировать многие параметры проявления эмоций: моторные, электофизиологические, речевые. Подобные исследования ведутся и в других областях, например в киноиндустрии (художественно-анимационный фильм «Аватар»). Швейцарский психолог С. Кайзер в своих исследованиях получил паттерны лицевой эксперссии, соответствующих эмоциям счастья, удовлетворения, гордости, разочарования, страха, гнева, печали и других.
Наиболее часто в психологической практике используются опросники эмоциональных состояний, эмпатийных тенденций, личностных особенностей связанных с эмоционально-волевой сферой. Ниже представлено описание наиболее популярных у практикующих психологов методик измерения эмоционально-волевой сферы.
Структура методики «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН) (В. А. Доскин, 1973) представляет собой 30 полярных шкал, отражающих крайние уровни самочувствия, активности и настроения. Испытуемый выбирает степень проявления того или иного состояния использую семибалльную шкалу (интервальная шкала). По результатам количественной обработки делается вывод о степени проявления изучаемых характеристик. Авторами был определен нормативный коридор.
Методика «Дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности» (ДОРС) (А. Леонова, С. Величковская) предполагает выявление уровня выраженности состояний сниженной работоспособности. Испытуемому предлагается выбрать один из четырех ответов в отношении сорока утверждений. В результате количественной обработки рассчитываются степени выраженности основных показателей работоспособности (утомление, монотония, пресыщение, стресс).
Методика «Шкала депрессии» Э. Бека направлена на определение степени выраженности депрессии. Структура опросника включает 20 шкал, в каждом по четыре варианта проявления. Задача испытуемого выбрать тот вариант, которой соответствует его актуальному состоянию.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко применяется для специалистов, активно практикующих в сфере «человек-человек». Структура методики 84 утверждения соответствующие 1 из 12 шкал методики. Каждая шкала - это симптом проявления эмоционального выгорания в соответствии с тремя фазами напряжения, резистенции, истощения. По результатам методики выстраивается индивидуальный профиль, количественные данные соотносятся с нормативными показателями. Интерпретация по методике является комплексной.
Методика «Исследование уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова позволяет выявить эмоциональную эмпатию. Испытуемый оценивает 36 утверждений методики относительно собственных предпочтений по шестибалльной шкале. Количественная обработка позволяет сделать вывод об уровне достоверности представленной испытуемым информации, а также о развитости эмпатийных тенденций.
Опросник эмоциональной направленности Б. И. Додонова оценивает тенденции к переживанию определенной группы эмоций. Методологической концепцией опросника является «полуэмпирическая теория» об эмоциональной направленности личности (Б. И. Додонов), в которой утверждается приверженность личности тем эмоциональным состояниям, которые в большей степени эмпанируют личности. Таким образом, автор сформулировал ряд утверждений в соответствие со шкалами - доминирующими эмоциями личности (эмоциональными предпочтениями): альтруистическая, коммуникативная,
глорическая, праксическая, пугническая, романтическая, акизитивная, гедонистическая, гностическая, эстетическая. Задача испытуемого - оценить каждое утверждение, и построить иерархию эмоций.
Шкала дифффернциальных эмоций К. Изард (в адаптации А. Леоновой) предполагает определение выраженности базовых эмоций (положительных острых негативных, тревожно-боязливых). Испытуемому предлагается оценить насколько каждое из перечисленных переживаний присуще в данный момент времени по пятибалльной шкале. Количественный анализ данных позволяет получить индексы положительных, острых негативных и тревожно-депрессивных эмоций.
Методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла направлена на выявление способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Испытуемый оценивает 30 утверждений по семибалльной (интервальной) шкале. Обработка осуществляется в соответствии с ключом по пяти шкалам: Эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
Шкала ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина) измеряет тревогу как эмоциональное состояние и как личностное свойство. Структура методики представлена двумя шкалами соответственно «личностная тревожность» и «ситуативная тревожность». В каждой шкале 20 утверждений, которые испытуемый оценивает по четырехбалльной шкале. На основе совпадения с ключом делается вывод об уровне проявлений ситуативной и личностной тревожности.
Опросник тревожности Ж. Тейлор был модифицирован Г. Ш. Габдреевой. Новая методика получила название «Шкала тревожности студента». Методика ориентирована на конкретную выборку, включает 30 утверждений, имеющих отношение к жизни студента (успеваемость, взаимоотношения с однокурсниками, преподавателями, подготовка к занятиям, поведение на контрольно-оценочных мероприятиях.
Методика диагностики волевых особенностей личности М. В. Чумакова направлена на выявление волевых свойств личности, таких как ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость энергичность, внимательность, целеустремленность, а также их противоположным полюсам. Испытуемый оценивает собственные проявления в области произвольности поведения и деятельности по 78 утверждениям методики. В соответствии с ключом и таблицей перевода сырых значений в стэны осуществляется качественный анализ самооценки волевых свойств личности.
«Опросник SVF 120» ориентирован на диагностику типичных способов преодоления стрессовых ситуаций. Структура опросника 120 утверждений, продолжающих фразу «Когда мне кто-либо или что- либо вредит (наносит ущерб, стесняет) выводит из состояния психического равновесия, то я...». В отношении оценки собственного поведения по каждому из 120 утверждений испытуемый выбирает один из пяти возможных ответов (никогда, редко, часто, очень часто, всегда). Количественная обработка предполагает перевод сырых баллов по дешифратору в протокол профиля испытуемого. Шкалы дешифратора являются собственно копинг-стратегиями (снижение значения стрессовой ситуации, самоодобрение, самооправдание, отвлечение, замещение, самоутверждение, психомышечная релаксация, контроль над ситуацией, самоконтроль, позитивная самомотивация, поиск социальной поддержки, антиципирующее избегание, бегство от стрессовой ситуации, социальная замкнутость, «заезженная пластинка», беспомощность, жалость к себе, самообвинение, агрессия, прием лекарств). Учитываются доминирующие копинг-стратегии, а также соотношение позитивных и негативных стратегий. На основе данных разрабатываются рекомендации по коррекции.

План семинарского занятия по теме

«Диагностика эмоционально-волевой сферы личности»

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Специфика измерения эмоциональных явлений.
2. Классические методы измерения эмоций и эмоциональных состояний.
3. Опросники для измерения эмоционально-волевой сферы личности.
4. Диагностика произвольности и волевых качеств личности.

Темы рефератов:
«Возможности и ограничения психологических методов оценки эмоций»
«Стимульный материал для изучения эмоциональной эмпатии»
«Условия измерения эмоционального состояния человека»
«Специфика опросников эмоционально-волевой сферы»
«Диагностика эмоций с помощью проективных методик»
«Когнитивный подход в оценке эмоциональной сферы»

Контрольные вопросы по теме:
1. Что такое «эмоции», «эмоциональные состояния», «чувства», «воля»?
2. Назовите основные характеристики эмоций и формы выражения.
3. Какие методы позволяют измерять эмоциональную сферу? К каким группам относятся эти методы?
4. Какие методы используются для установления факта аффективного состояния?
5. Назовите основные методы диагностики настроения?
6. В чем состоит специфика измерения стресса и постстрессового состояния?
7. Какие методики изучения фрустрации вы знаете? К какой группе в классификации психодиагностических методик они относятся?
8. Что такое произвольные действия? Как измерить степень произвольности когнитивно-познавательной сферы?
9. Перечислите волевые качества личности. Какие методики оценки волевых качеств вы знаете?
10. Расскажите о методиках, разработанных в лаборатории A. Е. Ольшанниковой.
11. В чем суть метода хронологической регистрации эмоций?
12. Какие существуют методики оценки эмоций по лицевой экспрессии?
13. Какие причины ограничения измерения эмоций существуют?
14. Назовите основные группы опросников оценки эмоционально-волевой сферы?
15. Опишите концепцию, на которой основана методика B. В. Бойко «Диагностика синдрома эмоционального выгорания».
16. Опишите методологическое обоснование методики Б. И. Додонова «Диагностика эмоциональной направленности».
17. Назовите методологическую основу методики «Шкала дифференциальных эмоций».
18. Что такое копинг-стратегии? Какие методики измеряют копинг-стратегии?
19. Расскажите о методиках измерения эмпатии, агрессии, тревожности?
20. В чем состоит специфика опросников эмоционально-волевой сферы?

Практическое задание

Измеряемое явление эмоционально- волевой сферы

Оцениваемый
показатель

Название методики

Тип методики и стимульный материал

 

 

 

 

 

Психологическая диагностика сфер личности [Электронный ресурс] : лабораторный практикум / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. Ю. Е. Водяха. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2018 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.