На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья - Психолого-педагогическое изучение детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья - Психолого-педагогическое изучение детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическое изучение детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ
Все страницы

 

2 Психолого-педагогическое изучение детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья


Психолого-педагогическое изучение детей младшего школьного возраста


1. Особенности развития


В школьном возрасте ребенок должен принять новые социальные требования. Поступление в школу ставит перед ним задачи, решение которых возможно лишь при достаточно зрелом психофизическом развитии. В этом возрасте формируется новый вид деятельности, требующий от ребенка физической выносливости и умственного напряжения - это учебная деятельность. Появляются связанные с ней новые мотивы и потребности. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была сформирована необходимая база: физическое здоровье, достаточный уровень развития всех психических функций, эмоционально-волевая зрелость, навыки общения со сверстниками и взрослыми, достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, владение элементами грамоты, счета, познавательная активность, интерес к занятиям.
В младшем школьном возрасте появляются такие психические новообразования, как произвольность деятельности, навыки волевой регуляции. Ребенок овладевает способностью контролировать свои действия, планирует их, поэтому деятельность становится целенаправленной.
В процессе обучения все больше психических новообразований отмечается в развитии познавательных процессов. Расширяется объем внимания, способность к его концентрации и распределению; более точным, полным и дифференциальным становится восприятие, формируется воображение.
Важным новообразованием является способность ребенка пользоваться приемами запоминания (опосредованная память).
Благодаря становлению более высокого уровня мышления школьник овладевает знаково-символической деятельностью. Наряду с наглядными формами мышления, которые были ведущими в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте ребенок начинает производить мыслительные операции на основе представлений, отвлекаясь от конкретных зрительных объектов. Все большую роль начинает играть слово; развивается словесно-логическое мышление.


2. Особенности психолого-педагогического изучения младших школьников


Следует иметь в виду, что в зависимости от поставленных диагностических задач психолого-педагогическое обследование может быть проведено либо только дефектологом, либо и дефектологом, и психологом. Однако в сложных дифференциально-диагностических случаях обязательным должно быть проведение психологического обследования специалистом- психологом.
Психолог выясняет причины рассеянности, забывания; искаженности в протекании мыслительных операций, в построении выводов, умозаключений и т. д. При характеристике личности им устанавливаются особенности протекания эмоционально-волевых процессов (наличие эффектных вспышек, депрессивных состояний, неадекватных реакций; степень внушаемости, наличие негативизма и др.).
Обязательно выявляются интересы и потребности ребенка, адекватность его притязаний, самооценки, критичность по отношению к себе и другим; сформированность коммуникативных функций; нарушения в поведении и характере личности. При психологическом обследовании выявляется актуальный уровень развития, устанавливаются потенциальные возможности ребенка, а также взаимозависимости процессов, обеспечивающих познавательную деятельность и влияющих на
эмоционально-волевую сферу и личность.
Эти же сведения могут быть получены дефектологом и в ходе педагогического обследования при определении степени сформированности значимых функций для овладения школьными навыками, при выявлении причин имеющихся трудностей в обучении.
Необходимо также отметить, что наряду со специфическими методами обследования, которые имеются в арсенале психолога и дефектолога, есть и общие методы психологопедагогического обследования, которыми они пользуются: изучение документации; изучение работ детей (рисунков, тетрадей и т.д.); беседа с ребенком и родителями; наблюдение за ребенком в процессе его деятельности; экспериментально - психологические методики. Безусловно, каждый из специалистов (психолог и дефектолог) использует эти методы с акцентом на те сведения, которые им надо получить в ходе психолого-педагогического изучения.
Итак, в каких случаях возникает потребность в проведении психолого-педагогической диагностики детей школьного возраста?
Как правило, поводом становится неуспеваемость ребенка или отклонения в его поведении. Педагоги и родители ждут ответа на вопросы, что с ребенком, каковы причины нарушений и, главное, как ему помочь? Вот почему психолог и дефектолог должны не только поставить психолого-педагогический диагноз, но и разработать конкретные практические рекомендации по работе с ребенком.
Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости - это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность психических процессов и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе, их познавательные интересы не сформированны. Неумение общаться с детьми и взрослыми приводит к переживаниям, а иногда и к конфликтам. Появляется негативное отношение к школе.
Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни ребенка в семье: отсутствие контроля и помощи в учебе со стороны родителей, несоблюдение режима дня, конфликтная ситуация в семье и пр. Особенно тяжелые последствия наблюдаются в тех случаях, когда социально- педагогическое неблагополучие имеет место в ранние месяцы и годы жизни ребенка.
Неуспеваемость может быть связана также и с астеническим состоянием ребенка, вызванным длительной болезнью, вследствие чего ребенок быстро устает, ослабляется его память, внимание, нарушается поведение. Но все эти проявления не носят стойкого характера и не имеют в основе органических нарушений.
По результатам обследования младших школьников составляется протокол обследования, разрабатываются рекомендации (см. раздел 1.4. данного пособия, Приложение 4).


Психолого-педагогическое изучение подростков
1.Особенности развития
Подростковый возраст-это переходной период между детством и взрослостью. В этом периоде происходят резкие качественные изменения анатомо-физиологического состояния ребенка и его психики.
Структуры организма ребенка начинают развиваться быстро и неравномерно, в этот возрастной период происходит половое созревание. Бурные психофизиологические изменения делают психику особенно уязвимой к воздействию вредоносных биологических и социальных факторов, повышают риск возникновения психических заболеваний. Именно в подростковом возрасте формируются разнообразные акцентуации характера, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут развиться в психопатии; возникают выраженные нарушения поведения.
В познавательной сфере также происходят резкие сдвиги. Бурно развиваются сложные формы аналитико-синтетической деятельности, абстрактное мышление, воображение. Для подростков характерны эмоциональная нестабильность, несдержанность, колебания настроения, связанные с появлением чувства «взрослости», упрямство, проявления негативизма. Повышенная ранимость может сочетаться с отсутствием сострадания к другим; развязность и грубость — с застенчивостью и робостью.
Подростковый возраст — период формирования мировоззрения, системы ценностей, интересов («второе рождение личности», по А.Н.Леонтьеву). С одной стороны, подросток стремится утвердить свою индивидуальность, с другой — принадлежать группе, соответствовать ее ценностям, причем принятие групповых норм часто идет некритично. Активно идет развитие рефлексии, самоанализа. Анализируются отношения и со взрослыми, сверстниками, в результате чего могут появиться страхи социального характера, протестные реакции и пр.
Таким образом, даже для нормально развивающегося подростка типичны изменения эмоционально-волевой сферы, увеличивается риск появления девиантного поведения, аффективных нарушений. У детей с отклонениями в развитии дисгармонии подросткового возраста встречаются чаще и выражены значительнее, происходит взаимовлияние специфических нарушений и общих изменений психики, характерных для этого возраста, усиливается влияние неблагоприятных социальных факторов на психическое развитие. Все это может привести к стойкой дезадаптации.
2. Особенности психолого-педагогического изучения подростков с нарушениями развития
Потребность в проведении психологопедагогической диагностике может возникнуть в более старшем возрасте. Известны случаи неточной (а иногда и неправильной) диагностики, в результате чего ребенок оказывался в не соответствующем профилю нарушений учреждении. О необходимости уточнения диагноза можно судить, например, по несоответствию учебных успехов ребенка среднему уровню достижений данной категории детей с нарушениями развития (причем успехи могут быть не только очень низкими, но и очень высокими). Другим показателем может быть, например, выраженная социальная дезадаптация, невозможность приспособиться к школьному коллективу. Уточнение состояния ребенка предоставит ему, хоть и с запозданием, возможность обучаться в учебном учреждении соответствующего профиля.
Выявление конкретных причин трудностей в обучении поможет найти индивидуальный подход к ребенку, «подстроиться» к его возможностям, а в том случае, если нарушения устранимы, - провести коррекционную работу.
Исследование и квалификация состояния психики подростка для выявления причин частных трудностей в обучении (неуспеваемости по отдельным предметам), нарушений поведения и социальной адаптации в целом -может быть одной из задач психолого-педагогической диагностики подростков. Что касается трудностей в обучении, то они вполне возможны и в том случае, когда ребенок учится в соответствующей школе, но имеет ряд индивидуальных особенностей психики, препятствующих усвоению отдельных предметов (нерезко выраженные нарушения пространственной ориентировки, моторики; недостаточная мотивация и пр.).
Очень важно своевременно выявить причины нарушений поведения. Как известно, они могут быть биологического и социального характера; нередко неблагоприятные социальные факторы усиливают действие биологических (например, психопатоподобных нарушений при умственной отсталости). Зачастую нарушения поведения подростков с отклонениями в развитии связаны с чувством собственной неполноценности, ущербности. Таким образом, необходимо исследовать не только самого ребенка (особенности эмоционально-волевой сферы, личности и межличностных отношений), но и микросоциальную среду — семью, класс.
Диагностика структуры психической деятельности подростков может быть проведена с целью профориентации. Подростковый возраст — период самоопределения. И очень важно помочь подростку с отклонениями в развитии правильно оценить свои возможности и выбрать профессиональный путь, важно выявить характер профессиональных интересов подростка.
Психологическое исследование подростков с нарушениями развития опирается на те же принципы, что и изучение детей более младшего возраста. Но существует ряд особенностей. Здесь при установлении контакта с ребенком очень важно учитывать особенности подросткового возраста — тенденцию к самостоятельности, чувство Я. Хотя у подростков с отклонениями в развитии эти черты выражены в меньшей степени, чем у нормально развивающихся детей, следует все же принимать их во внимание.
У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форси-
рованный подход.
Существуют и специфические особенности, которые необходимо учитывать в ходе установления контакта, поиска верного тона в общении с подростком. Так, дети с гиперкинетической формой детского церебрального паралича могут быть расторможенными, не всегда соблюдают дистанцию в общении со взрослыми, тогда как дети с гемипаретической формой сенситивны, «тормозимы»; подростки с нарушениями слуха более активны, астеничны по сравнению со слабовидящими и незрячими.
При изучении подростков существенно расширяется арсенал диагностических методик, поскольку за период школьного обучения дети далеко продвинулись в своем развитии. Поскольку в целом улучшается интеллектуальное и речевое развитие детей, становится возможным использование довольно сложных методов исследования личности и межличностных отношений — опросников, проективных тестов.
Вместе с тем, хотя исследование личности и межличностных отношений в подростковом возрасте - чрезвычайно важная задача, следует помнить о необходимости тщательного подбора методик исследования с учетом речевых и интеллектуальных особенностей ребенка. Возможности применения многих методик все же остаются ограниченными.
Программа экспериментально-психологического исследования подростков определяет набор конкретных методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления.
Что следует учитывать, при изучении подростков с ОВЗ?
Сформированность навыков, необходимых для социальной адаптации: пользование ванной, забота о волосах, ногтях, вытирание полотенцем, пользование общественным туалетом, надевание одежды и обуви и уход за ними, употребление основной кухонной утвари, умение пользоваться газовыми и электрическими плитами, использование шкал и мер, приготовление простых блюд, выполнение основных домашних поручений, простая стирка и глажение, пользование телефоном и умение сделать вызов срочных служб (врача, пожарных), самостоятельное пользование общественным транспортом и знание правил пешехода, овладение основными предосторожностями против возникновения пожара, умение обратиться за помощью в случае необходимости, распознавание цвета, понимание показаний часов с латинскими и арабскими цифрами на циферблате, пользование будильником, совершение простых счетных операций, устный счет, знание денежных купюр и монет, умение сделать мелкие покупки за наличный расчет, умение отправить письмо, написать имя и адрес, знание социально значимых слов и символов, умение правильно стоять, сидеть и ходить, прием лекарств по назначению, оказание элементарной первой помощи.
Сформированность социальных навыков: установление и поддержание отношений с окружающими, умение получать удовлетворение от этих отношений, умение правильно реагировать на замечания, проявление нормальной реакции на доброту и любовь, владение основными речевыми навыками; умение начать разговор, пользование формулами вежливости: «пожалуйста», «спасибо» и др., умение обратиться за советом, умение пользоваться столовой, умение назначить встречу и быть вовремя при приглашении, умение пригласить и развлечь дома гостей, осознание опасности вредных привычек (курения, употреб-ления алкоголя), осознание моральных норм, относящихся к сексуальному поведению, знание функций таких государственных учреждений, как милиция, больница.
Сформированность трудовых навыков: способность следовать простым инструкциям, употребление простых инструментов, выполнение обычных домашних обязанностей, способность переносить усталость, принятие указаний и руководства, принятие ответственности, принятие роли подчиненного, пунктуальность, умение устанавливать отношения в процессе работы.
Способность проводить досуг и участвовать в развлечениях: умение организовать свободное время, установление дружеских отношений, участие в клубных занятиях и кружках, увлечение чем-либо (хобби), посещение библиотек и музеев, понимание в доступных пределах произведений искусства, способность танцевать, умение посещать кинотеатры и другие места развлечений.
Итак, после осуществления предварительной работы необходимо подобрать соответствующие методики и разработать последовательность их предъявления.
Обычно вначале, после беседы, дают относительно несложные и нейтральные задания, так как на этом этапе еще идет установление контакта с подростком, «прощупывание» его возможностей и личностных реакций на исследование. Затем задания усложняются. Характер заданий лучше варьировать: например, не рекомендуется сначала предъявить все методики «на память» (напомним, что методик, изучающих исключительно одну функцию, в силу системности психики человека, не существует, и речь идет о выявлении той или иной методикой преимущественно той или иной функции), затем - «на мышление» и т.п.
В случае предъявления однотипных методик скорее возникает явление пресыщаемости, ребенок быстрее устает, поскольку выполняет сходные виды деятельности. Программа не должна быть перегружена, но в ходе ее реализации должны быть получены ответы на поставленные при обследовании ребенка вопросы.
По времени исследование подростка обычно не превышает 1,5 ч (а нередко оно занимает и меньше времени, если ребенок быстро истощается), поэтому в случае необходимости и при наличии возможности бывает целесообразно проводить исследование в течение нескольких дней.
Выбор методик всегда должен отвечать принципу всестороннего и целостного исследования, но при этом он в определенной степени зависит от целей и задач обследования.


Практическое приложение к разделу

Возраст

Двига
тель
ная
сфера

Мелкая
моторика

Интеллек
туальное
развитие

Социально - коммуникативное развитие

Речевое
развитие

0-1

 

Жмурит-

Редкие

Пытается

Редкие

Реакция со-

год

1

ся и бес-

атетоид-

сосредото-

улыбки при

средоточе-

 

ме-

покоится

ные дви-

чить взгляд

общении со

ния на рече-

 

сяц

при яр-

жения,

на предме-

взрослым.

вом обще-

 

 

ком све-

червеоб-

те.

 

нии;          при

 

 

те; крат-

разные

 

 

общении со

 

 

ковре-

движения

 

 

взрослым

 

 

менно

пальцев

 

 

издает тихие

 

 

припод-

кисти.

 

 

гортанные

 

 

нимает и

 

 

 

звуки

 

 

удержи-

 

 

 

 

 

 

вает го-

 

 

 

 

 

 

лову ле-

 

 

 

 

 

 

жа          на

 

 

 

 

 

 

животе,

 

 

 

 

 

 

спине.

 

 

 

 

 

 

Хорошо

Подерги-

Плавно

Улыбка

Крик инто-

 

2

держит

вания

следит за

при обще-

национно

 

ме-

голову в

пальцами,

предметом,

нии              со

выразитель-

 

сяц

верти-

попытки

удерживает

взрослым,

ный;          на-

 

 

кальном

захвата

предмет в

удержива-

чальное гу-

 

 

положе-

предмета

поле зре-

ние взгляда

ление

 

 

 

нии; лежа  на
животе, длительно удерживает голову.

 

ния, удерживает предмет в поле зрения.

на            лице
взрослого.

 

3ме
сяц

Исчезает реакция выпрямлении туловища при опоре на ноги, опора на предплечья лежа на животе, опора на полусогнутые ноги

Первые направления рук к игрушке, отводит руки до плеча.

Плавно следит                    и
длительно сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете

Комплекс оживления при общении                    со
взрослым.

Певучее гуление, крик с отчетливой интонацией, прислушивается к голосу взрослого.

 

4
ме
сяц

Лежит на животе, опираясь на согнутые руки под прямым углом
предплечья, приподнимает голову, самостоятельно поворачивается на бок

Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку.

Четко локализует источник звука           в
пространстве поворота головы

Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении, узнает маму, радуется при ее виде

Прислушивается к голосу, начинает смеяться в голос.

 

 

Ровно

Берет иг-

Следит

Различает

Продолжи-

 

5

стоит при

рушку из

взглядом за

близких и

тельно пе-

 

ме-

поддерж-

рук взрос-

игрушкой,

чужих. Аде-

вуче гулит с

 

сяц

ке, пово-

лого, за-

дифферен-

кватная ре-

цепочками

 

 

рачива-

хватывает

цирует иг-

акция ожив-

звуков,

 

 

ется со

игрушку

рушки по

ления или

смех, хны-

 

 

спины на

двумя ру-

цвету.

страха.

канье, адек-

 

 

живот,

ками, тя-

 

 

ватно реаги-

 

 

лежа на

нет ее в

 

 

рует на ин-

 

 

животе

рот, пол-

 

 

тонацию.

 

 

опирает-

ный объем

 

 

 

 

 

ся на ла-

движений

 

 

 

 

 

дони вы-

руки ла-

 

 

 

 

 

прямлен-

дони.

 

 

 

 

 

ных рук.

 

 

 

 

6
ме
сяц

Оптическая реакция опоры на руки    -
выпрямляет                и
вытягивает руки в направлении опоры, при поклоне с рук
взрослого, при подтягивании за руки сгибает голову вперед, садится, поворачивается на спину.

Перекладывает игрушку в руках, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его, пытается удержать в руках.

Реакция страха сменяется познавательным интересом, отслеживает перемещение предметов  в
пространстве.

Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступит         в
контакт, боязнь чужого человека.

Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные фонемы, слоги, узнает и реагирует на знакомые голоса.

7
ме-

Сидит, опираясь на руки,

Перекла
дывает
предмет

Долго рассматривает, переклады-

Готовность к совместной игровой

Подолгу активно лепечет.

 

сяц

ползает на животе, с опорой на
локти и колени. Поворачивается с
живота на спину

из одной руки                   в
другую, удерживает его и пытается им манипулировать.

вает, стучит,
размахивает, бросает игрушку.
На вопрос «где?», повсюду разыскивает предмет. Ориентация на колокольчик,               зву
чащую игрушку. Развивается
«единое» поле зрения и действия.

деятельности, к общению со знакомыми взрослыми.

 

 

 

Сидит

Сам дер-

Простое

Узнает          и

Использует

 

8

без опо-

жит суха-

подража-

различает

интонаци-

 

ме-

ры, пол-

рик, ябло-

ние в игре

близких лю-

онно выра-

 

сяц

зает на

ко и гры-

- вынима-

дей по фото-

зительный

 

 

четве-

зет его.

ет, стучит,

графии. Иг-

лепет                  как

 

 

реньках,

 

катает. По

ровой кон-

средство

 

 

встает на

 

просьбе

такт             со

произноше-

 

 

колени. У

 

взрослого

взрослым

ния. Повто-

 

 

опоры

 

выполняет

типа игры в

рение оди-

 

 

встает на

 

«ладушки»,

прятки на

наковых

 

 

колени, переступает                 с
ноги на ногу, ложится.

 

«дай ручку».

руках взрослого, реакция на незнакомое лицо.

слогов:      ба
ба, ма - ма.

9
ме
сяц

Встает у опоры. Переступает, ухватившись за опору или при поддержке за руки.

Берет
мелкие
предметы
двумя
пальцами.

На просьбу «дай», «принеси» отыскивает и приносит предметы. Знает свое имя, поворачивается на          зов.
Спокойно относится к высаживанию                  на
горшок.

Подражает в действиях другому ребенку. Общается     с
помощью жестов, мимики.

Лепет с богатым Разнообразным зву- косочетани- ем Интонационно- выразительная имитация фразы.

10
ме
сяц

Стоит и ходит у опоры, придерживаясь одной рукой. Входит и сходит с невысокой

По
просьбе выполняет ранее заученные действия - «сорока», «до свидания», «ладушки».

Показывает            части
лица другого человека. Голосом сигнализирует о биологических нуждах. Формируется

Любит играть в компании с другими детьми.

Повторяет за взрослым новые слоги. Произносит первые ле- петные слова «ма-ма», «тя-тя», «баба». Понимает обращенную

 

 

лестницы с помощью за- ползания или сползания.

 

предметная
деятель
ность.

 

речь.

11
ме
сяц

Уверенно самостоятельно стоит, приседает. Ходит, слегка придерживаясь за опору. Делает несколько шагов без опоры.

Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями. Любит играть кубиками.

Понимает первые обобщения - машинки, кубики, мячики. Показывает чдаистт, и своего тела. Реакция торможения                при
слове «нельзя».

Избирательно относится     к
разным детям и взрослым, игнорирует общение с малознакомыми людьми.

Увеличивается запас лепетных слов. Появляются первые упрощенные слова «кис - кис», «ав - ав».

 

12
ме
сяц

Самостоятельно ходит, без поддержки, приседает встает, выполняет простые поручения.

Собирает пирамидку с небольшими отверстиями, берет мелкие предметы, переклады вает игрушки.

По картинке правильно показывает знакомые предметы и героев. Любит слушать сказки                     с
показом ярких картинок. Различает предметы по форме - кубики, кирпичики, мячики, самостоятельно «читает» толстые книжки. По назначению                 ис
пользует расческу.

Вступает в контакт со знакомыми людьми. Избиратель- ность в общении

Произносит 8-10 облегченных               слов.
Пользуется словами для коммуникации. Понимает обращенную речь, действует по словесной инструкции и показу.

1 - 2 года

Дли
тельно
ходит,

Чертит штрихи и «караку-

Расширяется объем знаний

Развиваются навыки самообслу-

Использует облегченные и          полные

 

наклоня-

ли»         ка-

об        окру-

живания.

слова в мо-

 

ется,

рандашом.

жающем

Дифферен-

мент силь-

 

приседа-

Держит

мире,        по

цируются

ной заинте-

 

ет, пово-

два пред-

сюжетной

эмоции (ра-

ресованно-

 

рачива-

мета в од-

картинке

дость, страх,

сти.

 

ется, пя-

ной руке,

называет

горе, недо-

Отвечает

 

тится.

перевора-

предметы.

вольство).

на простые

 

Переша-

чивает

Различает

Самостоя-

вопросы.

 

гивает

страницы

предметы

тельно ест

Словарный

 

препят-

книги.

по величи-

ложкой сна-

запас          со-

 

ствие

Ставит

не с разни-

чала густую,

ставляет

 

пристав-

друг        на

цей в 3 см.

затем жид-

200-400

 

ным ша-

друга от 2

Обобщает

кую пищу.

слов,             к

 

гом. Ос-

- 6 куби-

предметы

Частично

2 годам по-

 

танавли-

ков, вкла-

по сущест-

одевается с

является

 

вается,

дывает

венным

помощью

фразовая

 

ходит в сторону и назад, бросает мяч.
Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. Прыгает

предметы, открывает и закрывает ящики.

признакам.

взрослых, затем может одеваться самостоятельно. Держит чашку, поднимает ее и пьет.

речь. Употребляет трехсловные предложения с при- лагтельны- ми и местоимениями.

 

на месте, крутит педали трехколесного велосипеда.

 

 

 

 

2 - 3 года

Переша-

Начинает

Подбирает

Умеет са-

В речи ис-

 

гивает

пользо-

по образцу

мостоятель-

пользуются

 

препят-

ваться ка-

и

но аккурат-

сложные

 

ствие вы-

рандашом,

просьбе

но есть, пра-

предложе-

 

сотой

рисунок

предметы

вильно дер-

ния                с

 

20-25см

отсутству-

четырех

жит ложку.

придаточ-

 

чере-

ет.         От-

основных

Полностью

ными. Часто

 

дующим-

крывает

цветов, ос-

сам одевает-

использует

 

ся шагом.

ящик         и

новных

ся, кроме за-

в речи

 

Учиться

опроки-

геометри-

стегивания и

сложносо-

 

бегать,

дывает его

чес

шнуровки.

чиненные и

 

ходить на

содержи-

ких форм.

При необхо-

сложно-

 

носках,

мое. Игра-

Усложня-

димости на-

подчинен-

 

сохра-

ет с пес-

ются сю-

чинает

ные пред-

 

нять рав-

ком и гли-

жетные иг-

пользовать-

ложения

 

новесие

ной. От-

ры с ло-

ся салфет-

 

 

на одной

крывает

гической

кой и носо-

 

 

ноге. Си-

крышки,

последова-

вым плат-

 

 

дит на

использу-

тельно-

ком, начи-

 

 

корточ-

ет ножни-

стью.

нает жалеть,

 

 

ках,

цы, красит

Выполняет

переживать

 

 

спрыги-

пальцем.

простые

за родных

 

 

вает         с

Нанизы-

сюжетные

людей.

 

 

послед-

вает бусы.

постройки,

 

 

 

ней ступеньки.

 

сам
называет их. Появляются элементы «ролевой игры». Начинает задавать вопросы: «где?» «когда?» «почему?» «зачем'?».

 

 

3-4 года

Может пройти по гимнастической
скамейке. Ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками (3-4 раза). Спускается вниз по лестнице, ис-

Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. Обводит по контурам, копирует крест.

Знает название 3-4 цветов и 23            форм.
Может выбрать    из
трех предметов разной величины «самый
большой»,
«самый
малень
кий».

Проявляет интерес         к
действиям других детей, может им подражать. Ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками). Замечает не-

Развивается фразовая речь, ребенок охотно читает наизусть большое количество стихов. Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации.

 

 

пользуя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге                 в
течении 10 с. Сохраняет равновесие при катании на качелях.

 

 

соответствие поведения других детей требованиям взрослого. Пользуется горшком, сам одевается и раздевается, ест, приобретает навыки опрятности.

 

4-5 лет

Свобод-

Рисует

Знает

К 5 годам

Речь фра-

 

но,

коор-

каранда-

«много»,

закладыва-

зовая, грам-

 

диниро-

шом или

«мало»,

ются основы

матически

 

ванные

цветными

«один»,

характера,

оформлен-

 

движения

мелками.

считает до

формирует-

ная. Выпол-

 

рук,

при

Строит

пяти, знает

ся самостоя-

няет

 

ходьбе не

постройки

времена

тельность.

словесные

 

шаркает

более чем

года, время

Вступает в

задания         с

 

ногами.

из 9 куби-

суток. За-

ролевое

предлогами:

 

Бросает

ков. Скла-

дает вопро-

взаимодей-

сзади, меж-

 

мяч

дву-

дывает

сы «что?»,

ствие             с

ду, рядом, к

 

мя

рука-

бумагу

«где?»,

детьми. Со-

и т.д. Пра-

 

ми,

от-

более чем

«почему?».

блюдает

вильно

 

талкива-

1 раз. Оп-

Внима-

элементар-

произносит

 

ет, ловит

ределяет

тельно

ные

все        звуки

 

его, не

предметы

слушает,

правила по-

(исключение

 

прижи-

в мешке

пересказы-

ведения        в

могут        со-

 

мая          к

на ощупь,

вает, выде-

обществе.

ставлять

 

груди.

лепит из

ляет суще-

Сформиро-

свистящие,

 

Прыгает

пластили-

ственное

ваны

шипящие и

 

на одной

на (от2-3

звено           в

гигиениче-

сонорные).

 

ноге, хо-

частей),

сказке, на-

ские навыки

Употребляет

 

дит по

шнурует

зывает сю-

-           опрят-

все        части

 

бревну.

ботинки.

жет картин.

ность, умы-

речи, прояв-

 

Прыгает

 

Основной

вание,

ляет слово-

 

попере-

 

вид        дея-

мытье рук

творчество.

 

менно на

 

тельности -

после туале-

Самостоя-

 

одной,

 

игра.

та.

тельно рас-

 

затем на

 

 

 

сказывает по

 

другой

 

 

 

картинке,

 

Подни-

 

 

 

пересказы-

 

мается

 

 

 

вает           не-

 

вверх по

 

 

 

большие

 

лестнице.

 

 

 

произведе-

 

По сиг-

 

 

 

ния         (воз-

 

налу

 

 

 

можна по-

 

может

 

 

 

мощь взрос-

 

сдержать

 

 

 

лого).

 

движе-

 

 

 

 

 

ние.

 

 

 

 

5-7 лет

Хорошо

Может

Подготов-

Избира-

Правильно

 

прыгает,

продеть

ка                 к

тельно и ус-

произносит

 

бегает,

шнурок в

школьному

тойчиво

все звуки,

 

прыгает

ботинок и

обучению.

взаимодей-

замечает

 

через

завязать

Ребенок

ствует           с

ошибки         в

 

веревоч-

бантиком.

владеет

детьми.

звукопроиз-

 

ку. пры-

Умеет ак-

элементар-

Умеет иг-

ношении у

 

гает

куратно

ными клас-

рать с дру-

других          и

 

попере-

закрасить

сифика-

гими деть-

пытается

 

менно на

круг

циями, по-

ми, не ссо-

исправить.

 

одной

диамет-

нятиями и

рясь и со-

Грамотно

 

и на дру-

ром 2 см

использует

блюдая пра-

использует

 

гой ноге,

не более

их для об-

вила игры.

все- части-

 

бегает на

чем за 70

щения,

Учувствует

речи, строит

 

носках.

сек. Акку-

сравнения

в        коллек-

сложные

 

Катается

ратно вы-

и исключе-

тивном соз-

предложе-

 

на двух-

резает

ния. Осу-

дании         за-

ния.

 

колесном

картинки.

ществляет

мысла в иг-

Использует

 

велоси-

Пишет

деятель-

ре и на заня-

обобщаю-

 

педе,

буквы и

ность        по

тиях. Дает

щие слова,

 

учиться

числа.

правилу

как можно

синонимы,

 

кататься

Может

на словес-

более точ-

антонимы,

 

на конь-

большим

ном мате-

ное сообще-

родовые и

 

ках, иг-

пальцем

риале          и

ние друго-

видовые по-

 

рать         в

поочеред-

по         двум

му, внима-

нятия. Мо-

 

хоккей.

но прика-

правилам

телен к со-

жет объяс-

 

 

саться к

одновре-

беседнику.

нить значе-

 

 

кончикам

менно на

 

ние знако-

 

 

пальцев

наглядном

 

мых много-

 

 

той же ру-

материале.

 

значных

 

 

ки (от ми-

Умеет со-

 

слов.

 

 

зинца         к

ставить по

 

 

 

 

указатель ному и обратно).

картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего, будущего.
Допустимы
наводящие
вопросы,
уточнения.

 

 

7—11 лет

Сфор-

Хорошо

Основной

Испытыва-

Владеет

 

мирова-

умеет ра-

вид        дея-

ет сложные

большим

 

ны

ботать с

тельности -

моральные

запасом

 

прыжки.

разными

учеба.         В

пережива-

слов, речь

 

Может

материа-

первых

ния              за

грамматиче-

 

кататься

лами-

классах

свои и чу-

ски оформ-

 

на        лы-

бумагой,

преобла-

жие поступ-

лена. Речь

 

жах,

картоном,

дает меха-

ки.

выполняет

 

коньках,

тканью.

ническая

Способен

коммуника-

 

самокате,

Вдевает

память, к

критически

ционную и

 

велоси-

нитку в

10 годам

анализиро-

сигнифика-

 

педе.

иголку,

развивается

вать черты

тивную

 

Учиться

пришива-

логическая

характера.

функции.

 

плавать

ет пугови-

(смысло-

Первым

Появляется

 

без под-

цы. Маль-

вая) память

здоровает-

письменная

 

держки,

чики мо-

и

ся со взрос-

речь. Ребе-

 

играть в

гут поль-

организу-

лым, благо-

нок овладе-

бадмин-

зоваться

ется мыш-

дарит, усту-

вает в про-

тон, тен-

пилой и

ление:

пает место,

цессе обу-

нис. Мо-

молотком.

ребенок

бережно от-

чения. К 10

жет бы-

 

выделяет

носится        к

годам дети

стро пе-

 

главное,

вещам. Вы-

самостоя-

рестраи-

 

образует

полняет ин-

тельно пи-

ваться во

 

ассоциа-

дивидуаль-

шут по слу-

время

 

ции, осоз-

ные поруче-

ху, списы-

движе-

 

нает важ-

ния, форми-

вают с пе-

ния, рав-

 

ность за-

руются тру-

чатного        и

няться в

 

поминае-

довые навы-

письменно-

колонне,

 

мого, т.е.

ки - убирает

го образца.

шеренге,

 

происходит

комнату,

 

круге.

 

развитие

ухаживает

 

 

 

логического
мышления. Ребенок использует понятия, но пока
еще на уровне научения, а не
основании
собствен
ной
мысли
тельной
деятельнсти.

за цветами.

 

 

 

 

Завершением этого периода является готовность к обучению в старших классах, к самостоя- тель                ной
интеллектуальной деятельности.

 

 

11-14 лет

Измене-

Мелкая

Форми-

Ведущее

Расширяет-

 

ние роста

моторика

руются

место зани-

ся словар-

 

и         веса

сформи-

элементы

мает интим-

ный запас.

 

приводит

рована

теоретиче-

но - лично-

Подростки

 

в некото-

полно-

ского

стное обще-

способны

 

рую про-

стью

мышления.

ние со свер-

варьировать

 

порцио

 

Рассужде-

стниками.

свою речь в

 

наль-

 

ния идут от

Ведущий

зависимости

 

ность.

 

общего к

мотив пове-

от          стиля

 

 

 

частному,

дения             -

общения и

 

 

 

развитие

стремление

личности

 

 

 

операции

найти место

собеседни-

 

 

 

классифика

среди свер-

ка. Особен-

 

 

 

ции, ана-

стников.

ный смысл

 

 

 

лиза            и

Четкое раз-

имеет слэнг.

 

 

 

обобщения.

деление по

 

 

 

 

Предметом

половому

 

 

 

 

внимания и оценки подростка становятся собствен ные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

признаку. Избирательность в выборе друзей. Желание быть самостоятельным во всем.

 

 

Психолого-педагогическая диагностика будущих первоклассников


Перед процедурой обследования важно обратить внимание на ведущую руку ребенка, если ребенок пишет левой рукой, сделать пометку на его работе (левша).
1) Графический диктант.
Перед началом работы уточнить вместе с ребенком пространственные отношения «право», «лево».
Инструкция ребенку: возьми чёрный (простой) карандаш. Найди первую точку. Поставь карандаш на точку. Сейчас мы будем выполнять графический диктант. Я буду диктовать, а ты, не отрывая карандаша от листа, будешь рисовать линию по клеточкам. Готов?
Диктант: три клетки вправо, одну клетку вверх, одну клетку влево, одну клетку вверх, три клетки вправо, одну клетку вниз, одну клетку влево, одну клетку вниз, три клетки вправо. 
Инструкция ребенку: самостоятельно продолжи узор до конца строки
2) Г еометрический узор.
Перед началом работы вспомнить с ребенком геометрические фигуры.
Инструкция ребенку: возьми красный, жёлтый и зелёный карандаши. Найди вторую точку. Перерисуй к себе в листок узор из геометрических фигур. Обрати внимание, что три фигуры изображены вместе, затем пропущена клетка и снова повторяются три фигуры вместе. Самостоятельно продолжи узор до конца строчки.
3) Задача.
На доске прикреплен рисунок белочек. На рисунке 5 белочек (вместо белочек может быть любой раздаточный материал)
Инструкция ребенку: Рассмотри картинку. Кто на ней изображен? Посчитай, сколько предметов на картинке. Возьми чёрный (простой) карандаш. На 3 точке нарисуй столько кругов, сколько белочек на доске. Ниже, на четвёртой точке, нарисуй квадраты, на 1 меньше, чем белочек. Третий квадрат раскрась жёлтым цветом.
4) Письменный текст.
Инструкция ребенку: найди пятую точку. Здесь записаны слова письменными буквами. Ты пока такие буквы писать не умеешь. Возьми чёрный (простой) карандаш. Повтори узор из письменных букв.
5) Ориентировка в пространстве.
Инструкция ребенку: Рассмотри узор из точек. Возьми чёрный (простой) карандаш. Справа повтори один раз узор из точек.
6) Чтение и общая осведомленность.
Инструкция ребенку: ты умеешь читать? Если да: прочитай про себя слова. Возьми чёрный (простой) карандаш. Обведи слово название времени года.
Если ребенок не умеет читать, самостоятельно прочитать ему слова. Задать вопрос: назови слово название времени года.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.