Страница 3 из 5
Диагностика восприятия
I. Исследование восприятия вербальных стимулов Тест Мюнстернберга Методика направлена на исследование восприятия слов. Инструкция. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Время выполнения задания - 2 минуты. Пример: «лгщьбапамятьшогхеюжп».
Стимульный материал: бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихологиябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
Обработка результатов и интерпретация: Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). В тексте содержится 25 слов. Для взрослых испытуемых нормативным считается результат – 20 и более баллов (желательно без пропуска слов). Низкие показатели - 18 и менее баллов. Для подростков нормативным показателем рассматриваются значения от 15 баллов.
Ключ
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтрпсихологиябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
II. Иследование восприятия невербальных стимулов
Тест Готшальдта
Методика включает в себя карточки с изображением вложенных фигур ( приложение 2). Тест Готшальдта используется для диагностики когнитивного стиля «полезависимость-поленезависимость». Мы использовали методику для оценки эффективности восприятия, фиксируя время выполнения и количество правильных заданий. Инструкция
Помните:
- В каждом рисунке имеется один из элементов той же величины и также расположенный как на образце;
- В каждом рисунке имеется только один из элементов.
Ключ для обработки:
1. А
|
6. В
|
11. Б
|
16. Д
|
21. Г
|
26. Б
|
2. Б
|
7. А
|
12. А
|
17. А
|
22. Б
|
27. А
|
3. В
|
8. В
|
13. А
|
18. Д
|
23. Г
|
28. Д
|
4. Г
|
9. Д
|
14. В
|
19. Б
|
24. А
|
29. В
|
5. В
|
10. Д
|
15. Б
|
20. В
|
25. Д
|
30. Б
|
За каждый правильный (совпадающий с ключом) ответ присваивается 1 балл. Индекс полезависимости рассчитывается по формуле: I=Nt, где N - общая сумма баллов (т.е. число правильно выполненных заданий), а t - время работы над всем тестом в минутах. Интерпретация:
- Если I больше 2,5, то можно делать вывод о выраженной поленезависимости.
- Если I меньше 2,5, то можно делать вывод о выраженной полезависимости.
Восприятие поленезависимых - аналитично, восприятие полезависимых -синтетично. Эффективность восприятия подростков с трудностями в обучении отражены в таблице 1, 2.
Исследование внимания Методика Шульте
Данная методика позволяет оценить распределение и устойчивость внимания. Стимульным материалом служат 5 черно-белых 25-значных таблиц (приложение 1). В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Испытуемый по очереди просматривает все 5 таблиц и находит в них, указывая, все цифры от 1 до 25. Учитывается скорость работы с каждой таблицей; определяется среднее время работы с одной таблицей (числовой индекс распределения внимания). Устойчивость внимания рассчитывается путѐм сравнения между собой времени, затраченного на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время не меняется, меняется незначительно (не превышает 10 секунд), то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания. Инструкция: Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций. Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена \"кривая истощаемости (утомляемости)\", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой): • эффективность работы (ЭР), • степень врабатываемости (ВР), • психическая устойчивость (ПУ). Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле: ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где Тi - время работы с i-той таблицей. Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.
Возраст
|
5 баллов
|
4 балла
|
3 балла
|
2 балла
|
1 балл
|
10 лет
|
45 и меньше
|
46-55
|
56-65
|
66-75
|
76 и больше
|
11 лет
|
35 и меньше
|
36-45
|
46-55
|
56-65
|
66 и больше
|
12 лет
|
30 и меньше
|
31-35
|
36-45
|
46-55
|
56 и больше
|
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР= Т1 / ЭР
Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4 / ЭР Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
|