Страница 3 из 5
Тема 3. Задержка психического развития как нарушение темпа психического развития
Задержка психического развития как вид дизонтогенеза
|
Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой (1959 г.). Задержка психического развития (ЗПР) – замедление нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых для данного возраста психологических норм. Основной механизм задержки психического развития – нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящихся главным образом к лобным отделам коры больших полушарий [5]. В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей с задержкой психического развития чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общепсихических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций. У детей же старше трех лет становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов. Главными клиническими признаками задержки психического развития являются: запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений (М.Ш. Вроно). Задержка психического развития как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Характеризуя структуру дефекта, Е.С. Слепович так описывает задержку психического развития: – при задержке психического развития его нарушение наступает очень рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искаженно; – для этих детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности; – отмечается ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности; – наблюдается низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанная; – наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность (в сравнении с относительно более высокими показателями мышления и памяти); в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления; – наибольшие трудности вызывают задания, требующие установления сложных причинно-следственных связей, оперирования материалом, отсутствующим в житейском опыте детей; – дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость. Причины задержки психического развития 1. Биологические причины: • патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; • недоношенность; • асфиксия и травмы при родах; • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка; • генетическая обусловленность. 2. Социальные причины: • длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.
Классификация видов задержки психического развития
|
Классификация основных видов задержки психического развития по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер. Первая группа – задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и лицо сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У таких детей наблюдаются большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам, также у них сохраняются игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте. Вторая группа – задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (например, бронхиальная астма), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения. Третья группа – задержка психического развития психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения. Чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм, должны быть неблагоприятные соматические или микросоциальные условия. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания. Четвертая группа – задержка психического развития церебрально-органического генеза. Ее причины – различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое задержка психического развития? 2. Опишите причины возникновения задержки психического развития. 3. Опишите виды групп задержки психического развития по К.С. Лебединской. 4. В чем отличие задержки психического развития от олигофрении? 5. Дайте психолого-педагогическую характеристику ребенка с задержкой психического развития.
Рекомендуемая литература Основная 1. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 250 с. 2. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте : учеб. пособие / К.С. Лебединская. – М. : Академия, 2011. – 303 с. 3. Спатаева, М.Х. Специальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Психология познавательных процессов в условиях психическогодизонтогенеза / М.Х. Спатаева. – Омск : ОмГУ, 2013. – 188 с. (Электронно-библиотечная система IPRbooks). Дополнительная 4. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М. : Педагогика, 1984. – 256 с. 5. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М. : Академия, 2003. – 140 с. 6. Специальная психология : учеб. пособие для пед. вузов / В.И. Лу-бовский [и др.] ; под ред. В.И. Лубовского . – М. : Academia, 2005. – 461 с. 7. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М. : Педагогика, 1990. – 184 с.
|