На главную Лекции и практикум по психологии Патопсихология Психология детей с проблемами в развитии - Задержка психического развития как нарушение темпа психического развития
Психология детей с проблемами в развитии - Задержка психического развития как нарушение темпа психического развития
Лекции и практикум по психологии - Патопсихология
Индекс материала
Психология детей с проблемами в развитии
Умственная отсталость, психическое недоразвитие и поврежденное психическое развитие
Задержка психического развития как нарушение темпа психического развития
Психолого-педагогическая диагностика детей с проблемами в развитии
Дифференциальная диагностика
Все страницы

 

 

Тема 3. Задержка психического развития как нарушение темпа психического развития

 

Задержка психического развития как вид дизонтогенеза

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой (1959 г.).
Задержка психического развития (ЗПР) – замедление нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых для данного возраста психологических норм.
Основной механизм задержки психического развития – нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящихся главным образом к лобным отделам коры больших полушарий [5]. В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей с задержкой психического развития чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общепсихических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций.
У детей же старше трех лет становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов. Главными клиническими признаками задержки психического развития являются: запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений (М.Ш. Вроно). Задержка психического развития как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Характеризуя структуру дефекта, Е.С. Слепович так описывает задержку психического развития:
– при задержке психического развития его нарушение наступает очень рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искаженно;
– для этих детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности; – отмечается ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности;
– наблюдается низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанная;
– наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность (в сравнении с относительно более высокими показателями мышления и памяти); в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления; – наибольшие трудности вызывают задания, требующие установления сложных причинно-следственных связей, оперирования материалом, отсутствующим в житейском опыте детей;
– дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость.

Причины задержки психического развития
1. Биологические причины:
• патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
• недоношенность;
• асфиксия и травмы при родах;
• заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;
• генетическая обусловленность.

2. Социальные причины:
• длительное ограничение жизнедеятельности ребенка;
• неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.

 

Классификация видов задержки психического развития

Классификация основных видов задержки психического развития по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер.
Первая группа – задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и лицо сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У таких детей наблюдаются большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам, также у них сохраняются игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.
Вторая группа – задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (например, бронхиальная астма), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.
Третья группа – задержка психического развития психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения. Чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм, должны быть неблагоприятные соматические или микросоциальные условия. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания.
Четвертая группа – задержка психического развития церебрально-органического генеза. Ее причины – различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое задержка психического развития?
2. Опишите причины возникновения задержки психического развития.
3. Опишите виды групп задержки психического развития по К.С. Лебединской.
4. В чем отличие задержки психического развития от олигофрении?
5. Дайте психолого-педагогическую характеристику ребенка с задержкой психического развития.

Рекомендуемая литература
Основная
1. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 250 с.
2. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте : учеб. пособие / К.С. Лебединская. – М. : Академия, 2011. – 303 с.
3. Спатаева, М.Х. Специальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Психология познавательных процессов в условиях психическогодизонтогенеза / М.Х. Спатаева. – Омск : ОмГУ, 2013. – 188 с. (Электронно-библиотечная система IPRbooks).
Дополнительная
4. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М. : Педагогика, 1984. – 256 с.
5. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М. : Академия, 2003. – 140 с.
6. Специальная психология : учеб. пособие для пед. вузов / В.И. Лу-бовский [и др.] ; под ред. В.И. Лубовского . – М. : Academia, 2005. – 461 с.
7. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М. : Педагогика, 1990. – 184 с.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.