На главную Лекции и практикум по психологии Патопсихология Психология детей с проблемами в развитии - Психолого-педагогическая диагностика детей с проблемами в развитии
Психология детей с проблемами в развитии - Психолого-педагогическая диагностика детей с проблемами в развитии
Лекции и практикум по психологии - Патопсихология
Индекс материала
Психология детей с проблемами в развитии
Умственная отсталость, психическое недоразвитие и поврежденное психическое развитие
Задержка психического развития как нарушение темпа психического развития
Психолого-педагогическая диагностика детей с проблемами в развитии
Дифференциальная диагностика
Все страницы

 

Тема 4. Психолого-педагогическая диагностика детей с проблемами в развитии как отрасль специальной психологии и компонент системы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии

 

Цель, объект, предмет и задачи психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии

Комплексная психолого-педагогическая диагностика — один из важнейших этапов в системе мероприятий, обеспечивающих развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она позволяет определить оптимальный образовательный маршрут и обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с проблемами в развитии, ориентируясь на его способности и возможности.
По Е.А. Стребелевой, целью психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии является контроль за ходом психического развития ребенка для обеспечения индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

Объектом психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии является процесс изучения психического развития детей с ОВЗ
Предметом психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии является выявление возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Задачи психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии:
— раннее выявление отклонений в развитии;
— определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также определение степени выраженности нарушения;
— выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка;
— определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-педагогического воздействия и условий воспитания, а также психолого-педагогической помощи родителям;
— обоснование психолого-педагогического прогноза.

 


Левченко Ирина Юрьевна
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ; возглавляет секцию коррекционной педагогики Федерального экспертного совета. Автор учебников, учебных методических пособий, статей по проблемам аномаль ного развития и организации и содержания деятельности прак тического психолога в специальном образовании. 

Забрамная София Давыдовна
Кандидат педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики Московского государственного педагогического университета, автор более 120 работ по вопросам изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
Является одним из ведущих специалистов в области диагности ки и коррекции нарушений развития детей.

Задачи психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии по И.Ю. Левченко и С.Д. Забрамной:
— раннее выявление нарушений развития у детей;
— определение причин и характера нарушений;
— определение оптимального педагогического маршрута ребенка;
— выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;
— разработка индивидуальных программ развития.

 

Этапы психолого-педагогической диагностики

Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, углубленное изучение ребенка с целью разработки ин- дивидуально-коррекционной программы. Каждый этап имеет свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Первый этап получил название «скрининг».
Слово «скрининг» происходит от английского screen и означает «просеивать», «сортировать». На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации характера и
Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка. Кроме этого, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном уч
реждении, такие как выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также определение минусов той или иной программы обучения и
Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному На практике встречается несколько вариантов выявления детей с проблемами в развитии. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с особенностями ребенка, вызывающими трудности в обучении и воспитании, обращаются со следующим запросом к психологу образовательного учреждения: дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.
В другом случае родители обращаются к психологу с запросом дать оценку особенностям поведения или трудностям в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст рассматривается как подготовительный к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка есть те или иные проблемы психологического плана.
Наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется редко, а по своей процедуре редко отвечает современным требованиям. Используемый при скрининге набор методик часто не отвечает задачам скрининго- вого исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно недостаточна для квалификации нарушения развития. Сегодня остается ведущей скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются.
Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики:
• несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная нехватка научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях (особенно это касается скрининговых обследований детей первых трех лет жизни);
• при разработке методик скрининг-диагностики очень сложной является выработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (в данном случае речь идет о детях раннего и до-
• существенной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т. д. заметно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Второй этап – дифференциальная диагностика отклонений в развитии.
Цель этого этапа – выявить тип нарушения развития. По результатам этого этапа определяются направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, то есть оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК).
Задачами дифференциальной диагностики являются:
• разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;
• выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;
• оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
• определение и обоснование педагогического прогноза.
На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Группа специалистов ПМПК, осуществляющих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа диагностической группы строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.
Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей, относящихся к разным типам (категориям) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В.И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

Третий этап – феноменологический.
Его цель – выявление индивидуальных особенностей ребенка, то есть тех характеристик его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль на этом этапе играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.
Углубленное психолого-педагогическое изучение нарушений развития осуществляется с целью разработки программ коррекции на основании результатов диагностики. Оно требует времени и осуществляется в основном в образовательном, а иногда и в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить следующие:
• выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
• разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;
• оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
• определение условий воспитания ребенка, специфики внутрисемейных отношений;
• помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
• профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
• решение проблем социально-эмоционального плана.
При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей и подростков.
Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка и дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Эффективность коррек-ционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.
Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:
• раннее выявление нарушений развития у детей;
• определение причин и характера нарушений;
• определение оптимального педагогического маршрута ребенка;
• выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;
• разработка индивидуальных программ развития и обучения.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы задачи психолого-педагогической диагностики?
2. Охарактеризуйте основные этапы психолого-педагогической диагностики.
3. Какие основные задачи решаются на каждом из этапов психолого-педагогической диагностики?
4. Выделите круг проблем, существующих на каждом из этапов психолого-педагогической диагностики.

Рекомендуемая литература
Основная
1. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. – М. : Коррекцион-ная педагогика, 2005. – 139 с.
2. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М. : Педагогика, 1989. – 104 с.
3. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Ю. Левченко [и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 6-е изд., пе-рераб. и доп. – М. : Академия, 2011. – CD, Электронно-библиотечная система «Библиотех».
4. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов вузов / Е.А. Стребелев, Г.А. Мишина. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 143 с.

Дополнительная
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5 / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1985. – 368 с.
6. Лубовский, В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В.И. Лубовский // Дефектология. – 1971. – № 6. – С. 15–20.
7. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для вузов / И.Ю. Левченко [и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М. : Академия, 2006. – 319 с.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.