Страница 1 из 5 Тема 1. Общее и своеобразное в психическом развитии нормального и аномального ребенка
Предмет психологии детей с проблемами в развитии
Психология детей с проблемами в развитии возникла как объединение нескольких дисциплин (специальной психологии, дефектологии, коррекционной педагогики) и является следствием гуманизации общества, выделения понятия «дети с особенностями в развитии» или «дети с проблемами в развитии». Это пограничная область знаний, имеющая широкую связь с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.).
Предмет психологии детей с проблемами в развитии – закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов. Психология детей с проблемами в развитии изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией. Психология детей с проблемами в развитии рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки сурдопсихологии, олигоф-ренопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии как разделов дефектологии. Поэтому психологию детей с проблемами в развитии определяют как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы). Они проявляются в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняют его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение. Также психология детей с проблемами в развитии изучает психологические особенности детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевыми нарушениями и аутизмом; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением, с одаренностью и пр. Таким образом, психология детей с проблемами в развитии изучает особенности лиц (детей и взрослых) с атипиями (врожденными или приобретенными отклонениями и нарушениями развития) и отношение к ним в обществе на разных этапах его существования. Атипия – это несоответствие норме, развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики. Цель психологии детей с проблемами в развитии – изучение индивидуально-типических особенностей детей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры атипий, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни детей с атипиями. Психология детей с проблемами в развитии ориентирована на детскую популяцию, которая включает в себя три большие группы: нормально развивающихся детей (типичное развитие), одаренных детей (атипичное позитивное развитие, со знаком «плюс»), детей с разными отклонениями и нарушениями развития, выраженными в различной степени, и с девиантным поведением (атипичное негативное развитие, со знаком «минус»). Позитивные и негативные отклонения неоднородны и требуют дифференцированного изучения. Большинство атипий развития с возрастом не исчезают ни спонтанно, ни при направленном воздействии, а проявляются в качественно ином виде. У каждой возрастной группы структура психики, механизмы ее нарушения, а также возможности компенсации или коррекции отклонений существенно отличаются, что сказывается и на социализации, а следовательно, на образе и качестве жизни. Процесс социализации лиц разного возраста с атипией развития зависит от отношения к ним общества. Задачи психологии детей с проблемами в развитии: 1) структурирование науки: установление границ компетентности, уточнение системы понятий, дифференциация и интеграция с другими науками, перспективы развития; 2) исследование психологических механизмов отклонений и нарушений развития, установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития, классификация нарушений психического развития; 3) разработка методов выявления нарушений психического развития и определения их структуры; 4) разработка системы помощи лицам разных возрастных категорий с атипией развития; 5) повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного профиля, формирование толерантности общественного сознания по отношению к людям с атипией развития. Понятие нормы и аномальности в психическом развитии ребенка К аномальным (от греч. anomalos – неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Дефект (лат. defectus – недостаток) – нарушение одной из функций. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Дизонтогенез – это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Тип нарушения психического развития определяют параметры дизонтогенеза: время возникновения нарушения, функциональная локализация нарушения, соотношение между первичным и вторичным дефектами, нарушение межфункциональных взаимодействий. Таким образом, аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании. Среднестатистическая норма – норма развития, которая укладывается в некий средний уровень, а любое отклонение от этого уровня можно считать отклонением. Социально-желаемая (культурная) норма – это тот уровень развития, который является социально-желаемым в данном обществе, стране. Нормой в психологии и поведении человека является состояние, при котором он может функционировать без ущерба для себя или для третьих лиц, т. е. соответствует критериям психического здоровья: – осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»; – чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; – критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам; – соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; – способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; – способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы; – способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств (Елисеев В.В.).
Факторы, нарушающие развитие
Факторы риска – широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка. Контингент детей, подверженных действию того или иного фактора риска, называется группой риска по данному фактору. В зависимости от теоретических позиций авторов наметилось несколько классификаций факторов риска. Та к , В.В. Ковалев выделяет три группы факторов: 1) экзогенно-биологические факторы (нарушения в протекании беременности, родовые травмы, тяжелые соматические заболевания и т. п.); 2) эндогенно-биологические факторы (хромосомные и генные дефекты, различные формы дизонтогенеза); 3) социально-психологические факторы (психическая депривация, неправильное воспитание в семье, психические травмы и др.). Е.И. Казакова также указывает три основные группы факторов риска: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). В.Е. Логунова подразделяет факторы риска на следующие: 1) медико-биологические (нарушения здоровья, врожденные свойства, отклонения в психическом и физическом развитии и т. д.); 2) социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, воровство, драки, попытки суицида, употребление спиртных напитков, наркотиков и т. д.); 3) психологические (неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.); 4) педагогические (несоответствие содержания программ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, преобладание отрицательных оценок и т. д.). Также факторы риска могут подразделяться в зависимости от времени воздействия на развивающийся организм: факторы внутриутробного периода, перинатального периода, новорожденности, младенчества, раннего детства и т. д. Психическое развитие ребенка – сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов. Причинами нарушения психического развития являются: 1) биологические факторы: • врожденные: перинатальная патология, генетические нарушения; • приобретенные: натальные нарушения, постнатальные нарушения; 2) социальные факторы: • неблагоприятная социальная среда: объективные и субъективные воздействия; • депривация: сенсорная, эмоциональная, когнитивная, социальная. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др. В.В. Лебединский выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей: 1) необратимое психическое недоразвитие (олигофрения); 2) задержанное психическое развитие (обратимое – полностью или частично); 3) поврежденное психическое развитие – деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития); 4) дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии); 5) искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм); 6) дисгармоническое психическое развитие (психопатии). Вопросы для самоконтроля 1. Обозначьте предмет и задачи психологии детей с проблемами в развитии. С чем связано выделение психологии детей с проблемами в развитии в отдельную дисциплину? 2. Что такое норма? Какие виды норм вы знаете? 3. Перечислите факторы, приводящие к нарушению психического развития. 4. Каковы причины нарушения психического развития? 5. Перечислите виды дизонтогенеза, выделенные В.В. Лебединским. Рекомендуемая литература Основная 1. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 250 с. 2. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте : учеб. пособие / К.С. Лебединская. – М. : Академия, 2011. – 303 с. 3. Спатаева, М.Х. Специальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза / М.Х. Спатаева. – Омск : ОмГУ, 2013. – 188 с. (Электронно-библиотечная система IPRbooks). Дополнительная 4. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М. : Академия, 2003. – 140 с. 5. Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / В.М. Сорокин ; под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2003. – 216 с. 6. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М. : Академия, 2002. – 256 с. 7. Специальная психология : учеб. пособие для пед. вузов / В.И. Лу-бовский [и др.] ; под ред. В.И. Лубовского. – М. : Academia, 2005. – 461 с.
|