Страница 2 из 5
Тема 2. Умственная отсталость, психическое недоразвитие и поврежденное психическое развитие
Умственная отсталость, причины, виды
Умственная отсталость – стойко выраженное снижение познавательной деятельности, являющееся следствием органического поражения центральной нервной системы, возникающее в результате наследственно обусловленной патологии мозга или его поражения на ранних этапах развития. Кроме того, умственная отсталость – это качественные изменения всей психики личности, при которых страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера. Причинами умственной отсталости являются наследственность, заболевания матери во время беременности (инфекционные, вирусные, паразитарные), хронические заболевания матери, нарушения хромосомного набора, родовые травмы, асфиксии, интоксикация лекарственными препаратами, резус-конфликт матери и ребенка, химическая зависимость родителей, нейроинфекции у ребенка, черепно-мозговые травмы и др. Клинико-патогенетическая классификация умственной отсталости по Г.Е. Сухаревой (1969 г.): 1. Неосложненная форма умственной отсталости. 2. Осложненные формы умственной отсталости (с церебрастени-ческим или гипертензионными синдромами; с выраженными расстройствами поведения; с эмоционально-волевыми расстройствами). 3. Атипичные формы умственной отсталости (с частыми эпилептическими припадками; с прогрессирующей гидроцефалией; с эндокринными расстройствами; нарушениями зрения или слуха). Нарушения интеллекта делят на олигофрению и деменцию.
Характеристика олигофрении
Проблемой олигофрении и ее классификацией занимались Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейеров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, Д.Е. Мелехов, В.Ф. Шалимов, В.М. Явкин и др. Олигофрения – клиническая форма умственной отсталости, характеризующая общее необратимое недоразвитие мозговых структур (прежде всего лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга). Структура дефекта при олигофрении характеризуется недоразвитием всех нервно-психических функций с преимущественным недоразвитием познавательных функций, в первую очередь абстрактного мышления. Признаками олигофрении являются: 1) психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуальной недостаточности; 2) отсутствие прогредиентности; 3) тотальность и иерархичность поражения. Динамика олигофрении связана с возрастным развитием, с декомпенсацией или компенсацией состояния, патологическими реакциями под влиянием возрастных кризов и различных факторов. С.С. Ляпидевский указывал, что при легких формах олигофрении заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Наиболее типичные отклонения в физическом статусе наблюдаются у детей-олигофренов с врожденными заболеваниями, особенно связанными с нарушениями хромосомного набора (например, синдром Дауна). Признаки физического недоразвития чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга, особенно ранних (связанных с патологией эмбриогенеза), а также изменения со стороны внутренних органов. Реже бывают дефекты развития органов дыхания; в отдельных случаях имеют место пороки развития почек, мочевого пузыря, половых органов. Грубых локальных неврологических симптомов при олигофрении, особенно при ее легких формах, может не встречаться; они чаще бывают при сочетании олигофрении с другими локальными поражениями центральной нервной системы, в частности при церебральных параличах. При этом со стороны нарушения функционирования черепно-мозговых нервов могут встречаться следующие симптомы: косоглазие, опущение верхнего века, ритмичные движения глазного яблока (нистагм), слабость (парез) лицевого и подъязычного (отклонение языка в сторону при высовывании) нервов. Двигательные нарушения встречаются в виде нерезко выраженных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера: дети позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений. У большинства детей-олигофренов наблюдаются задержка в формировании речевой функции, дефекты произношения. Со стороны рефлекторной сферы отмечаются оживление сухожильных и периостальных рефлексов, расширение зоны их вызывания, асимметрия. В некоторых случаях наблюдается снижение или отсутствие рефлексов. При нарушении анализаторов наблюдаются сужение диапазона восприятия различных раздражений, нечеткость дифференцировок, их вялость, малая активность. Отмеченные нарушения в работе анализаторов сказываются и на психической деятельности ребенка. У многих детей-олигофренов выявляются симптомы нарушения вегетативной нервной системы: повышенная потливость, сосудистая дистония, изменение дермографизма, повышенные жажда и аппетит. Нарушения психической деятельности при олигофрении составляют основу дефекта. Клиническая картина психических нарушений неодинакова и зависит от ряда моментов: степени тяжести поражения центральной нервной системы, характера патогенного агента и времени его воздействия, вредных влияний, действующих на дальнейших этапах развития ребенка в период активного формирования психических функций. Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Процесс восприятия малоактивен. Выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются. Перечисленные выше нарушения восприятия и представлений отрицательно сказываются на формировании высших психических функций, которые составляют основу интеллектуальной деятельности. Детям бывает трудно найти сходство или различие между предметами по характерным признакам, высказать суждение о предмете, явлении, создавшейся ситуации, самостоятельно оценить ситуацию и найти в ней свое место. Это нередко является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения. Познавательная деятельность умственно отсталых учащихся состоит в недоразвитии словесно-логического мышления. Отмечаются также нарушения волевой сферы. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преобладании движений и действий непроизвольного характера. Кроме того, у них нередко наблюдается стойкое проявление негативизма. Слабость воли у многих детей выражается еще и в том, что они легко подчиняются чужому влиянию (как правило, отрицательному), не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели. Их поведение импульсивно. Произвольное же внимание у большинства олигофренов отличается неустойчивостью – дети легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель, что очень осложняет их обучение. Но в процессе обучения и воспитания внимание становится более устойчивым, расширяется его объем. Этому весьма способствует овладение навыками самообслуживания и выполнения трудовых заданий. К нарушениям психической деятельности относятся расстройства эмоциональной сферы, которая имеет большое значение в процессе познания, поскольку активизирует работу мышления. Чувства таких детей малодифференцированны, бедны [7]. Одно из типичных нарушений – это расстройство речи. При олигофрении отмечается недостаточная сформированность как фо-нетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи. Кроме того, при олигофрении значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отмечаются стойкие нарушения звуко-произношения. Это связано как с недоразвитием аналитико-синтетических процессов, функции самоконтроля, фонематического восприятия и анализа, нарушениями артикуляционной моторики различного генеза, так и с инертностью психических процессов. Такие характеристики аномального развития, как нарушения словесного опосредования и формирования понятий, особенно резко выражены у умственно отсталых детей (В.И. Лубовский, В.Г. Петрова). Словарь накапливается медленно и никогда не достигает уровня, который характерен для детей в норме. У многих бывает нарушена структура слова: они не договаривают окончаний, делают пропуски, искажают или заменяют звуки. Заметно страдает и грамматический строй речи, ослаблен контроль за собственной речью. Нередко затруднено понимание речи окружающих, что в большей мере относится к детям с выраженной формой умственной отсталости.
Классификация олигофрении
Классификация И.С. Певзнера выглядит следующим образом: 1. Неосложненная форма олигофрении. 2. Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов. 3. Олигофрения, осложненная психопатоподобными расстройствами поведения. 4. Олигофрения, осложненная нарушением в области отдельных анализаторов. 5. Олигофрения, осложненная выраженной лобной недостаточностью [20]. По степени выраженности интеллектуального недоразвития выделяются дебильность (IQ = 40–70 %), имбецильность (IQ = 20–39 %) и идиотия (IQ = 20 % и ниже) (МКБ-9). Согласно МКБ-10, существует четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная (переходная форма между дебильностью и имбецильностью), тяжелая (имбецильность) и глубокая (идиотия). Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости. Мышление таких детей конкретно-образное, примитивное, ассоциативное мышление не развито, дети не способны к творческой деятельности. Если с такими детьми заниматься, с возрастом у них происходят адаптация, социализация, овладение навыками письма и чтения.
Имбецильность условно подразделяется на тяжелую и умеренно тяжелую. Речевое развитие отличается примитивностью, односложностью, присутствием штампов, дефектов звукопроизношения. Память механическая, дети могут овладеть навыками письма и чтения. Эмоциональная сфера более скудная по сравнению с дебильностью. Имеются зачатки высших эмоций (сочувствия, переживания). Отличают близких от чужих людей. Прогноз зависит от условий реабилитации, степени дефекта, возраста, в котором началась коррек-ционная работа. Им можно привить навыки самообслуживания, однако они нуждаются в постоянном наблюдении и контроле, не способны к самостоятельной жизни. Идиотия – самая тяжелая степень умственной отсталости. Для таких людей характерны тотальность поражения психики; сохранение примитивных ощущений (холод, голод, боль); речь практически отсутствует, нечленораздельна, могут издавать отдельные слова, не понимая их смысла; у них наблюдается отсутствие какой-либо осмысленной деятельности. Ребенок живет на безусловных рефлексах, его моторная деятельность крайне примитивна, нет целенаправленных движений. Такие люди часто находятся в неподвижном состоянии (постоянном движении), много стереотипий. Характерны эпизоды двигательной возбудимости без каких-либо внешних причин. Эмоции самые примитивные, связаны с общим самочувствием (могут меняться от благодушного настроения до агрессивного и аутоагрес-сивного), при неудовольствии издают крики и вопли. Считаются необучаемыми. Бывают неврологические нарушения (параличи, парезы), множественные дисморфии (изменения внешнего вида), нарушения слуха, зрения, страдают ожирением или истощением. Прогноз неблагоприятный. Нуждаются в постоянном уходе, контроле, нет навыков самообслуживания. Могут иметь извращенные реакции (есть несъедобные вещи), не различать близких и чужих людей. Деменция Деменция – стойкое ослабление познавательной деятельности, сочетающееся со снижением критичности, ослаблением памяти, упрощением эмоций. О деменции говорят, когда заболевание, приведшее к ней, началось в возрасте старше 2–3 лет. В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, вследствие воспалительных заболеваний мозга (менингоэнцефалитов), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов). Деменция подразделяется на следующие функционально-анатомические формы: 1) корковая деменция – возникает из-за поражений коры больших мозговых полушарий; 2) подкорковая деменция – наблюдаются выраженные поражения подкорковых структур; 3) корково-подкорковая деменция – это сочетанный тип заболевания, является характерным для сосудистых поражений головного мозга; 4) мультифокальная деменция – предполагает, что множественные патологические очаги распространяются по всем отделам ЦНС [3]. Деменция у детей бывает двух видов: 1) резидуально-органическая деменция – является следствием травм головного мозга или последствием менингита; 2) прогрессирующая деменция – это наследственное самостоятельное заболевание центральной нервной системы ребенка, а также сосудов головного мозга. Основными причинами заболевания деменцией у детей бывают болезнь Альцгеймера и патология сосудов головного мозга. Реже встречаются деменции, спровоцированные раковыми заболеваниями головного мозга либо сильными черепно-мозговыми травмами. Также выделяют эпилептическую и сосудистую деменции. Эпилептическая деменция – следствие неблагоприятно протекающей эпилептической болезни. Характеризуется замедлением психических процессов, снижением уровня мыслительной деятельности, патологической обстоятельностью мышления, ослаблением памяти, амнестической афазией. Речь обедняется, растягивается, заполняется словесными штампами, появляются уменьшительно-ласкательные слова. Сужается круг интересов до забот о собственном здоровье и благополучии. Могут появиться слащавость, угодливость, льстивость, мелочный педантизм и т. д. Имеют место взрывчатость, обидчивость, злопамятность, мстительность. Сосудистая (атеросклеротическая) деменция возникает при атеросклеротическом поражении головного мозга. Отличия олигофрении от деменции 1. Периоду распада психики при деменции предшествует период нормального развития, когда большая часть мозговых структур уже сформирована. При олигофрении этого периода нет. 2. Структура интеллектуальной недостаточности при деменции неравномерна. Познавательные функции нарушены мозаично, выборочно. При олигофрении недоразвитие нервно-психических функций имеет тотальный характер. 3. Деменция непрогредиентна, олигофрения прогредиентна. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое умственная отсталость? 2. Какие виды умственной отсталости вы знаете? 3. Каковы причины умственной отсталости? 4. Дайте психолого-педагогическую характеристику детям с олигофренией в степени дебильности, имбецильности, идиотии. 5. Что такое деменция? Как она проявляется у детей? 6. Каковы отличия олигофрении от деменции? Рекомендуемая литература Основная 1. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 250 с. 2. Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте : учебное пособие / К.С. Лебединская. – М. : Академия, 2011. – 303 с. 3. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых детей (олигофре-нопсихология) [Электронный ресурс] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. 4. Спатаева, М.Х. Специальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза / М.Х. Спатаева. – Омск : ОмГУ, 2013. – 188 с. (Электронно-библиотечная система IPRbooks).
Дополнительная 5. Виды деменции и причины возникновения [Электронный ресурс] // О депрессии: онлайн журнал по психиатрии. – 6. Донских, Е.В. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей [Электронный ресурс] / Е.В. Донских. 7. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до сер. ХХ века : учеб. пособие / Х.С. Замский. – М. : Академия, 2008. – 368 с. 8. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева [и др.]. – М. : Академия, 2009. – 344 с. 9. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1979. – 192 с. 10. Специальная психология : учеб. пособие для пед. вузов / В.И. Лубовский [и др.] ; под ред. В.И. Лубовского. – М. : Academia, 2005. – 461 с.
|