Страница 1 из 2 1. Диагностика ментальных репрезентаций как признака одарённости
Проблема ментальных репрезентаций является для когнитивной психологии одной из ведущих на протяжении последних десятилетий. Под ментальной репрезентацией можно понимать некоторую «оперативную форму» ментального опыта, которая меняется/трансформируется по мере изменения ситуации и интеллектуального вклада субъекта и является достаточно специфической, детальной картиной заданной реальности.
Как показали результаты многочисленных исследований, особенностями ментальных репрезентаций являются: • многообразие их проявлений: от продукта познавательных процессов (Ройс Дж.); интеллектуальной (Савин Е. Ю.) и умственной компетентности (Хант Д.) до умственного (Холодная М. А.) и мысленного образа (Солсо Р.), продукта психической деятельности. (Леонтьев А. Н., Барабанщиков В. А., Гостев А. А., Рубинштейн С. Л., Ломов Б. Ф., Гальперин П. Я.); • их существование в виде целостных семантических единиц, которые не имеют четких неизменно-заданных границ (из-за субъективности человеческого опыта) и являются непрерывно воспроизводимыми структурами, соотносящимися с изменениями в среде, что способствует адаптации человека посредством контроля информации [64, 72]; • они имеют уровневую, иерархическую организацию (включая потенциальный, актуальный, перспективный и результативный уровни) [30] и связаны с предшествующим опытом [98]; • они могут рассматриваться и как процесс (отображения, представления, т.е. способ познания реальности), и как результат познания (описание опыта в рамках картины мира); имеют структуру, включающую ассоциативные, оценочные, понятийные и образные составляющие [58]; • они являются актуальным умственным образом того или иного конкретного события (субъективной формой «видения» происходящего), свидетельством существования особого рода психической реальности, которая хотя и инициируется извне, но зарождается и обеспечивается внутри субъекта [90]; • зависят от целей деятельности и предопределяют характер последующей интеллектуальной деятельности, в том числе, показатели ее эффективности [Селиванов В. В. цит. по 30]. Изучение ментальных репрезентаций дает понимание того, какую смысловую оценку человек дает жизненной ситуации (явлению, событию и т.п.), какое вырабатывает к ней отношение. Диагностическим методом, позволяющим оценить особенности ментальных репрезентаций, может стать метод словесно-образного перевода понятия: методика «Визуальный портрет понятия» (М. А. Холодная, модифицированный вариант пиктографической методики [92]).
Методика «Визуальный портрет понятия» (М. А. Холодная)
Описание методики
Методика предназначена для изучения ментальных репрезентаций, свидетельствующих об отношении человека к воспринимаемому понятию. На основании результатов можно также сделать вывод о степени обобщенности образов как индикатора продуктивности процесса словесно-образного перевода, в баллах, когнитивных способностях и интеллектуальной компетентности субъекта. Методика включает два задания. В соответствии с базовой инструкцией, респонденту предлагается зафиксировать в виде рисунка то первое образное впечатление, которым сопровождался процесс восприятия и первичного анализа содержания заданного слова (первое задание). После этого на другом листе бумаги необходимо сделать рисунок, который бы в образной форме воспроизводил соответствующий объект в его наиболее существенных характеристиках (второе задание). Допустимо использовать в диагностике только первое задание, но дополнять его вербальным описанием существенных характеристик заданного концепта. Возрастной диапазон участников исследования может быть достаточно широким: методика может использоваться для детей и подростков (строгих возрастных норм нет), а также для людей взрослого возраста. Методика может применяться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Установлена высокая надежность и валидность методики, которые позволяют говорить о ее высокой прогностической способности относительно изучения особенностей ментальных репрезентаций. Анализ работы с методикой важно проводить на конкретном примере, поэтому рассмотрим авторский вариант работы со словесно-образным переводом понятия на примере концепта «успешность». В данном примере показана работа с первым заданием, дополненным вербальным описанием концепта. Инструкция: «Сделайте рисунок, который бы, с вашей точки зрения, в образной форме воспроизводил понятие «успешность» учетом его наиболее важных, существенных характеристик. Кратко опишите рисунок. Постарайтесь выполнить задание примерно за 2-3 минуты».
Обработка результатов
В процессе анализа результатов учитываются два критерия обработки словесно-образного перевода рисунков: степень обобщенности образа и тип структуры (схемы) опыта (где фиксируются инварианты различных ситуативных взаимодействий человека со средой).
Оценка степени обобщенности образа: 1 балл - за конкретно-ассоциативные образы (образы других объектов, которые соотнесены с заданным объектом в контексте определенных ситуативных связей, а также предметный образ заданного объекта с элементами его ситуативного окружения); 2 балла - за предметно-структурные образы (предметный детализированный образ заданного объекта; его предметный образ с элементами обобщения; его конкретно-символический образ, в котором респондент на примере другого предметного образа опосредовано фиксирует какой-либо существенный признак заданного объекта); 3 балла - за чувственные образы, в которых содержание понятия передается через гамму сенсорных и эмоциональных впечатлений. Оценка типа структуры (схемы) опыта: 1 балл - за фигуративные структуры (опознание знакомых объектов и событий); 2 балла - за оперативные структуры (правила преобразования информации); 3 балла - за управляющие структуры (планы, стратегии действий в проблемной ситуации).
Интерпретация результатов
Максимальное количество баллов - 6 (3 балла за степень обобщенности образа и 3 балла за тип структуры опыта) свидетельствует о сформированных ментальных репрезентациях понятия (концепта, ситуации, события и т.п.), высокой когнитивной зрелости и интеллектуальной компетентности человека. Минимальное количество баллов - 2 (1 балл за степень обобщенности образа и 1 балл за тип структуры опыта) свидетельствует о низкой сформированности ментальных репрезентаций понятия (концепта, ситуации, события и т.п.), низкой когнитивной зрелости. Рассмотрим возможности обработки и интерпретации методики в примерах.
Пример 1. Студентка, 18 лет
Рисунок и комментарий к нему:
Успешность реализуется за счет преодоления множества преград. Никогда не сдаваться и двигаться к поставленным целям - вот, что принесет значимый результат
|
Оценка степени обобщенности образа
3 балла - преобладание чувственных образов, в которых содержание понятия передается через гамму сенсорных и эмоциональных
|
Оценка типа структуры опыта
3 балла - управляющие структуры: обозначены стратегии действий
|
Заключение:
Сумма - 6 баллов. Преобладание чувственных/эмоциональных образов (горящая лампочка, покоряемая вершина горы), рисунок с фиксацией поступательного движения вперед, описанная стратегия достижения отражают склонность к планированию, продумыванию своих действий в ходе достижения целей, решения различных (интеллектуальных и социальных) задач; высокий уровень развития ментальных репрезентаций успешности, высокий уровень когнитивной зрелости
|
Пример 2.
Студент, 20 лет
Рисунок и комментарий к нему: Чтобы добиться хоть какого-нибудь успеха, нужно проходить через многие трудности, преодолевать лень и страх, и работать над собой
|
Оценка степени обобщенности образа
2 балла - предметноструктурные образы с элементами обобщения
|
Оценка типа структуры опыта
3 балла - управляющие структуры: обозначены стратегии действий
|
Заключение: Сумма - 5 баллов.
Преобладание предметно-структурных образов, рисунок с фиксацией поступательного движения вперед, с наличием причинноследственных связей: графики, лестница достижений (образные модели и схемы), отражают склонность к планированию, продумыванию своих действий в ходе достижения целей, решения различных (интеллектуальных и социальных) задач; высокий уровень развития ментальных репрезентаций успешности, средний с тенденцией к высокому уровню когнитивной зрелости
|
Пример анализа результатов групповой формы диагностики
Исследование проводилось на выборке 822 человек. В исследовании приняли участи молодые люди с разным опытом отношений в родительской семье (благоприятным, средне-благоприятным, неблагоприятным). В рисунках успешности у студентов с благоприятным опытом отношений в родительской семье (ООвРС) зачастую фиксируется преобладание оперативного типа структуры опыта (многообразие различных взаимодействий человека с окружающим миром с правилами преобразования информации), а также предметно-структурные образы (конкретно-символический и предметно-детализированный образ успешности с элементами обобщения). В этой группе достаточно часто встречались рисунки с фиксацией поступательного движения вперед, с наличием причинно-следственных связей: схемы, графики, лестница достижений (образные модели и схемы), что отражает склонность к планированию, рефлексии своих действий и способов для достижения целей, решения различных (интеллектуальных и социальных) задач. В этой группе встречались также рисунки с высокой степенью обобщенности образа успешности: эмоционально-образные рисунки (горящие звезды, фейерверк, сундук с экзистенциальными ценностями), что позволяет говорить о когнитивной и личностной зрелости молодых людей. Студентов со средне-благоприятным опытом отношений в родительской семье отличает достаточно высокая степень обобщенности образа успешности. В этой группе (также, как и в группе с благоприятным ООвРС) часто встречались рисунки с фиксацией поступательного движения вперед, с наличием причинно-следственных связей: схемы, графики, лестница достижений (образные модели и схемы). Студенты с неблагоприятным ООвРС отличаются средней с тенденцией к низкой степени обобщенности образа (в группе очень небольшой процент студентов - 7,6 % демонстрируют высокую степень обобщенности образа при наличии достоверных различий с количеством студентов с низкой степенью обобщенности образа: ф*эмп = 7.23, при р<0,01). В данной группе достаточно часто (в 40 % случаев) встречались конкретно-ассоциативные образы с фигуративным типом структуры опыта (опознание знакомых объектов и событий), т.е. рисунки успешности с перечислением атрибутов успешности: «семья», «богатство», «деньги», «машина», «дом», «карьера». Важно подчеркнуть, что для студентов данной группы успешность представляется, прежде всего, как материальный достаток, который при этом не достигается последовательным, поступательным движением, а возникает «вдруг и сразу». Такие результаты дают основание предположить, что у студентов с неблагоприятным ООвРС преобладает достаточно поверхностное когнитивное оценивание наличных условий и обстоятельств.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение ментальной репрезентации. 2. Перечислите основные особенности ментальных репрезентаций. 3. Какая струткурная организация характерна для ментальных репрезентаций? 4. Как могут рассматриваться ментальные репрезентации: как процесс или как результат познания? 5. Какие элементы включает структура ментальных репрезентаций? 6. Опишите процедуру проведения методики «Визуальный портрет понятия».
|