Проблемы семьи и брака - Брак и семья
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Проблемы семьи и брака
Личность. Общество. Семья.
Особенности межличностных отношений юношества
Брак и семья
Основы семейных отношений
Семья и дети
Ключи к заданиям
Литература
Все страницы

Брак и семья

При изучении раздела «Брак и семья», а также последующих разделов учащиеся испытывают определенные трудности. Если первые два раздела курса непосредственно связаны с их личным жизненным опытом, то при изучении последующих школьникам необходимо опираться на опыт других людей, что гораздо сложнее.
Основная цель заданий раздела – помочь учащимся понять, что вопрос создания счастливой семьи представляет собой значительную психологическую проблему – выбора спутника жизни, его представления родителям, адаптации в молодой семье. Именно на решение этих проблем направлены задания, представленные в этом разделе.
Задание 17. Предложите учащимся ответить на вопросы нижеприведенной анкеты. Цель анкетирования – определить установки и ценностные ориентации школьников, связанные с созданием семьи. Фамилия в анкете не называется (в правом верхнем углу указывается пол).

  • Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни? (Назовите не более трех главных, с вашей точки зрения, условий.) а) Отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) свобода действий, самостоятельность; м) другие условия (укажите) .
  • В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак? а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) другой ответ (запишите)
    .
  • Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов? а) Вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) другой ответ (укажите) .
  • Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? (На вопрос отвечают и юноши, и девушки.) (Отметьте три самых важных качества.) а) Ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) другой ответ (укажите) .

По вашему мнению, какими качествами должен обладать идеальный муж? (На вопрос отвечают и юноши, и девушки.) (Отметьте три самых важных качества.) а) Ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) другой ответ (укажите) .
Учитель вместе с учащимися обрабатывает и обобщает результаты анкетирования. Сопоставляются ответы юношей и девушек. Анкетирование и обработка анкет проводится во внеурочное время. Результаты докладываются на уроке и на конференции «института семьи».
Задание 18. Учащимся предлагается составить список вопросов для будущего жениха и невесты. Им предстоит побывать в роли психолога-консультанта, чтобы определить обдуманность выбора, спрогнозировать предстоящие трудности в семейной жизни. Список вопросов, составленный школьниками на уроке, сравнивается с нижеприведенным:

  • Имеете ли вы примерно одинаковые представления о жизни и совпадают ли ваши идеалы?
  • Доволен ли ваш избранник (избранница) своей (будущей) профессией?
  • В одинаковой ли мере вы общительны?
  • Был ли один из вас разведен?
  • Можете ли выо всем рассчитывать на своего партнера (партнершу)?
  • Давно ли вы знакомы?
  • Часто ли бывают между вами недомолвки?
  • Одинаково ли вы смотрите на вопросы воспитания детей?
  • Возражают ли родители против вашего брака?
  • Имеете ли вы приблизительно одинаковое образование?
  • Вы оба здоровы?
  • В одинаковой ли степени вы эмоциональны?
  • У вашего избранника (избранницы) хорошее воспитание?
  • Удачен ли брак ваших родителей?
  • Проявляет ли ваш избранник (избранница) необоснованную ревность?
  • Остается ли ваш избранник (избранница) спокойным, даже если вы вспылите?
  • Совпадают ли ваши мнения по вопросам интимной жизни?
  • Уверены ли вы, что ваш избранник (избранница) не имеет вредных привычек?
  • И одинаковой ли мере вы добросовестны?
  • Одинаково ли ваше желание иметь детей?

Задание 19. Говорят: нет некрасивых женщин, есть женщины, которые не хотят быть красивыми. Главное условие женской привлекательности, стоящее всех вкусов и мод, – это здоровье. Стройную фигуру, легкую походку, красивую осанку и цвет лица, бодрое настроение – все это можно создавать и формировать с помощью физических упражнений.
Предложите для девушек выполнять дома тест «Грация».
Инструкция: «На выполнение каждого упражнения отводится 15 секунд. За это время нужно сделать не менее 10 упражнений в каждом из десяти элементов тестами в сумме набрать не менее 100-120 очков. Сразу добиться этого трудно. Однако регулярные тренировки довольно быстро дадут ощутимые результаты.
Если вы набираете больше 120 очков, у вас легкая походка, хорошая осанка, ваши движения грациозны».

  • Приседания с раскрытой книгой на голове. Приседайте так глубоко, чтобы ягодицы почти касались пяток. (За каждое приседание дается одно очко.)
  • Сядьте на пол, ноги закрепите под шкафом. Руки на затылке. Делайте глубокий наклон вперед, затем откидывайтесь назад до касания спиной пола. (За каждый наклон вперед и назад – одно очко.)
  • Сядьте на пол. На уровне стоп положите носовой платок. Пальцами правой ноги надо взять платок. Согнуть ногу, снова выпрямить ее, выпустить платок. То же самое проделать левой ногой. (Полный цикл движения одной ногой дает одно очко.)
  • Прыжки через лежащую на полу книгу. (За цикл прыжков туда и обратно дается одно очко.)
  • Лежа перед креслом упритесь в пол прямыми руками. Спина прямая, ноги в коленях не согнуты, пальцы ног упираются в пол. «Шагните» на кресло сначала правой рукой, а затем левой. Выпрямите руки, вернитесь в исходное положение. (Весь цикл дает одно очко.)
  • Сядьте на пол. Возьмите в руки полотенце, крепко ухватитесь за его концы. Руки с полотенцем заведите за спину, потом, перенося их через голову, наклонитесь вперед и перебросьте полотенце через стопы. (Получаете одно очко.)
  • Лежа на полу перед креслом, взять с пола книгу и положить ее на кресло. Снять ее и положить на пол. (Получаете одно очко.)
  • Сядьте на пол. Руки за спиной в упоре. Ноги с оттянутыми носками проносите над лежащей на полу книгой и вернитесь в исходное положение. (Получаете одно очко.)
  • Лежа на животе, слегка приподнимите над полом голову, руки и ноги. Без помощи рук и ног перекатитесь на бок, на спину, опять на бок и снова на живот. (Получаете одно очко.)
  • Присядьте в положение низкого старта. Левая нога согнута и находится впереди, правая оттянута назад, руки упираются в пол. Меняйте положение ног. (Когда правая нога впереди, вы получаете одно очко.) Следите за четкостью и правильностью выполнения упражнения.


Каждая девушка мечтает иметь красивую грудь. Японский специалист по точечному массажу Й.Цуцуми считает, что грудь не относится к прирожденным категориям, таким, как рост, например. Ей можно придать красивую форму и упругость практически в любом возрасте, применяя рекомендуемый им способ.
13 положений стоя, руки на поясе, подъемы на носки. Одновременно попробуйте свести локти за спиной как можно ближе друг к другу. Ритмично повторите упражнение 30 раз.
Вдохи и выдохи делайте соответственно через нос и рот.
Массируйте точки «симпу» и «интю», расположенные около груди (на рисунке обозначены звездочками), подушечками пальцев 3-4 минуты каждую.

Упражнение выполняется ежедневно.
Задание 20. Проведите с учащимися учебно-ролевую игру «Знакомство». Re цель – найти оптимальные пути выхода из создавшейся ситуации и проанализировать действия всех участников разговора в доме жениха.
В игре участвуют: два секретаря, которые записывают реплики, предложения, замечания со стороны «болельщиков»; четыре критика, оценивающие действия участников игры; «болельщики».
Действующие лица: жених, Виктор, студент II курса, 20 лет; невеста, Маша, контролер ОТК на заводе, 19 лет; родители жениха: мать – Татьяна Сергеевна, музыковед; отец – Павел Николаевич, инженер.

Ситуация 1

Молодые входят в дом. Виктор, смущенный, представляет свою избранницу Машу родителям.
Виктор. Здравствуйте! Познакомьтесь, это моя невеста Маша. Прошу любить и жаловать.
Татьяна Сергеевна (ошарашенный вид). Здравствуйте! Я, мама Виктора, Татьяна Сергеевна. (Зовет отца.)
Павел Николаевич (подходит с веселой улыбкой, протягивает девушке руку): Павел Николаевич. Очень приятно. Наконец-то, мой оболтус решил очеловечиться.
Татьяна Сергеевна (смотрит на мужа презрительным взглядом). Что ты говоришь! Он еще молод! Проходите в зал.
Маша (проходит с Виктором в зал и подает Татьяне Сергеевне цветы. Мать благодарит и удаляется на кухню с мужем. Из кухни доносится тихий бас отца и шепот матери). Витя, мне показалось, что мать не довольна мною.
Виктор. Все образуется. Не волнуйся. (Нежно берет Машу за руку.)
Открывается дверь. Отец вкатывает столик, который скромно накрыт. Мать выходит следом и приглашает всех к столу. Мать разливает чай, изучающе поглядывает на Машу. Маша краснеет, смущается.
Павел Николаевич. Машенька! Не стесняйтесь. Мы же свои. Виктор! Ухаживай получше за Машенькой.
Маша. Спасибо, Павел Николаевич!
Татьяна Сергеевна. Маша,-чем вы занимаетесь?
Маша. Работаю контролером ОТК на заводе. В этом году не поступила в институт. Вот и решила поработать.
Татьяна Сергеевна. А кто ваши родители?
Маша. Мои родители живут в деревне. Отец – механизатор, мать -ветфельдшер.
Татьяна Сергеевна. Большая у вас семья?
Маша. Семья у нас небольшая. У меня есть еще два младших брата.
Павел Николаевич. Хорошо, когда большая семья. Она у вас, наверное, дружная, веселая?
Виктор. Да, у них весело и интересно. Особенно веселые ребята. Они увлекаются техникой. Умеют водить трактор. У старшего брата есть «ЯВА», мы с ним катались, ездили на рыбалку.
Татьяна Сергеевна (удивленно). Ты успел там побывать?!
Виктор. А что тут такого? Знаешь, какая у них баня?!
Татьяна Сергеевна (хватается за сердце). Ох! Мог бы нас предупредить. Так, значит, это и есть твои групповые походы?
Павел Николаевич. Эх! Я бы с удовольствием помылся в русской бане и попарился свежим березовым веничком! Эх, жизнь моя пропащая!
Пауза.
Татьяна Сергеевна повела разговор о культуре, искусстве, чтобы выявить знания, уровень образованности невесты. Маша кое-где затрудняется, но на выручку приходит Виктор. (Здесь участники немного импровизируют. По своему усмотрению задают вопросы.)
Маша что-то шепчет на ухо Виктору.
Виктор. Мама, нам пора. Я провожу Машу.
Уходят.

Ситуация 2

Виктор возвращается домой и видит такую картину: мать лежит на тахте (или сидит прислонившись к стенке с полотенцем на голове), а отец готовит ей лекарство. Виктор в недоумении.
Виктор. Что случилось? Мама, тебе плохо?
Татьяна Сергеевна. И ты спрашиваешь?
(Отец тихонько подает знаки, чтобы Виктор молчал. Мать набирает разгон.)
Татьяна Сергеевна. Как ты смог без моего согласия поехать к незнакомым людям? Какая-то баня? Какая-то рыбалка?! Какую чушь ты нес?! Неужели у вас все это всерьез?! Я надеюсь, что это твое временное увлечение.
Виктор. Мама, ты ошибаешься. Это очень серьезно. Мы решили пожениться. Я думаю, что Маша вам понравится. А твои, мама, взгляды устарели.
Татьяна Сергеевна. Хочу тебя сразу предупредить. Ты еще молод и скоро пожалеешь об этом. Она тебе не пара! Неужели ты этого не видишь?!
Виктор. О чем ты говоришь?! Чем Маша отличается от тебя? Только тем, что у тебя высшее образование. Маша будет учиться. А я буду работать и учиться. Мы так решили.
Татьяна Сергеевна. Вы уже все решили! Прекрасно! Тогда живите, как хотите! С нашей стороны помощи не жди!
Павел Николаевич. Таня! Что ты говоришь?!
Татьяна Сергеевна (перебивает). Ты не отец ему! Тебе его не жалко! Тебе поскорей бы его спихнуть из дому!
Сын уходит.
Вопросы к «болельщикам»: чем закончится эта история? Как бы вы себя повели на месте всех действующих лиц? Почему мать так не хочет женитьбы сына?
Подводятся итоги игры. Оцениваются действия участников, делаются выводы.
Информация к размышлению. Зачитайте учащимся письмо-боль, опубликованное в периодической печати. Предложите им ответить на вопросы автора письма.
Здравствуйте!
Не знаю, попадет ли мое письмо на страницы вашей газеты, но очень хочется, чтобы вы, прочитав эту исповедь, задумались. Мне 20 лет. И уже в эти годы я потеряла веру в людей. Как жить, надеяться, любить? Я не отрицаю, может быть, когда-нибудь я еще буду счастлива, но поверить в это уже трудно. Я долго искала слова, хотела все изложить красивыми словами, но ничего не получается. Не лучше ли написать все, как есть?
Встретились, познакомились, полюбили. Простое, бесхитростное начало. Целый, год солнце светило ярче, небо казалось безоблачным даже в дождливую погоду. Я была счастлива! И все потому, что рядом был любимый человек. Человек, которому я могла отдать все на свете, единственный и неповторимый. Родители приняли его тепло и радушно. Как-то незаметно он стал четвертым членом нашей семьи. Дело шло к свадьбе.
Как я радовалась, когда родственники и друзья восхищались моим избранником. Не просто одобряли, а восхищались. Да я и сама гордилась. Даже часто думала, что не стою этого красавца с длинными ресницами и карими глазами. Но он умел погасить во мне это чувство. Он повторял сотни раз, что я самая красивая, и как счастливы будем мы вдвоем. Все чаще я осознавала, что моя жизнь без него немыслима...
Но вдруг в наших отношениях появилось что-то угрожающее и отталкивающее. Мой милый друг сильно изменился. Нет, он был так же ласков и нежен ко мне, но я видела, я чувствовала, что с ним что-то происходит.
И вот – этот страшный разговор, каждое слово из которого до сих пор звучит в голове. Он начал доказывать, что мы разные люди, что нам просто не по пути. Вы, вероятно, подумали, что он нашел другую? В том-то и дело, что нет. Я и сейчас не знаю, что могло случиться, что толкнуло его на этот шаг. Самым же печальным было то, что к тому времени я узнала, что беременна. Конечно, поспешила ему об этом сообщить. И с этого-то все началось. Я не узнавала его. Он обвинил меня в измене, сказал, что это – не его ребенок, и ему глубоко безразлично, что будет со мной и с малышом. Такого удара я не ожидала. Куда делись его любовь, которой я так дорожила, искренность, доброта?! Куда все это ушло! Я не верила, не могла смириться с тем, что происходит.
Л он ушел... Ушел в такую трудную минуту. Все, что за этим последовало, привело меня на больничную койку. В результате, на третьем месяце у меня был выкидыш. Врачи боялись, что я вообще не перенесу этого стресса. Каждую ночь я безутешно плакала и тщательно подбирала имя своему неродившемуся ребенку...
Сейчас я сама с трудом верю в то, что все позади. А в ушах – отрывки беседы с лечащим врачом: «Милая моя девочка, боюсь, ты никогда не узнаешь, что такое материнство».
Вот и все. Еще долго я буду заставлять себя забыть того, кто причинил мне столько боли и страданий. Уж очень крепкими узами связала я себя с ним.
А как жить теперь?! Как смотреть в глаза тем, кого мы с сияющими лицами приглашали на нашу свадьбу? Сейчас вокруг одна пустота. И кто ее заполнит, кто? Ведь я никому не верю... С уважением, Оля (абон. № 405).
Задание 21. Предложите ученикам сформулировать вместе с родителями заповеди для вступающих в брак. В качестве примера приведем «Заповеди для начинающих» супругов Натальи Лозинской-Толстой и Никиты Толстого, которые прожили в браке 53 года и имели 7 детей и 16 внуков.
...Прежде всего надо влюбиться друг в друга до умопомрачения. Когда умопомрачение пройдет, надо научиться любить друг друга. Это посложнее. Эгоизм – яд семьи. И надо научиться – во всем – не брать, а давать. Замечено, что делать подарки, включая и ласку, заботу, утешение, – еще приятней, чем получать их. Не отказывайте в этом. Сохраняйте чувство достоинства в себе, а пуще того – берегите и поддерживайте чувство достоинства в любимом человеке. Дети -противоядие от эгоизма. Заводите их не меньше двух, и лучше погодков. Они замыкаются друг на друге, освобождают вас от времяёмкого: «Поиграй со мной».
В первые годы брака не висите друг у друга на шее все время. Любовью ведь можно объесться, как пирожным. Очень неплохо иметь разные компании: у нее – свои подруги, у него – свои друзья. Если вы живете у родителей, не торопитесь съезжаться: радости свидания становятся особенно острыми. Старайтесь завоевать любовь и дружбу перекрестных родителей. Тут нужны терпение, деликатность, внимание. Впрочем, порой не излишняя и любезная твердость.
В любви, как и во всем хорошем на свете, должен присутствовать юмор. Секс – это страшная, порой темная сила. Ее высветляет юмор. Одна счастливая пара говорила: «Нам хорошо вместе, у нас любовь какая-то веселая. И смех, и грех».
Важный витамин взаимной любви и семейного счастья – активная
творческая жизнь обеих сторон. А творчество включает в себя решительно все, к чему могут быть приложены руки и голова, только непременно с вдохновением, азартом, толковостью и изобретательностью. Вспомните романтическую литературу прошлых веков: сколько прекрасных Любовей и семей распалось (и формально, и по существу) от того, что супругам «с независимыми средствами» не было решительно никакой необходимости что-нибудь делать, чтобы существовать. Начинали «искать ощущений», на стороне, конечно.
Учитесь и научитесь прощать друг другу. Прощение – один из благороднейших видов щедрости, а щедрость ценится всеми, всегда и по высшей цене.
Остерегайтесь синдрома приобретения дефицита – не иммунного, а фирменного. (Болезнь имеет как острое, так и хроническое течение. Заразна. С трудом излечима. Действенная вакцина – юмористическое отношение к страстям вокруг шмоток.)
Разумное строительство семьи – вещь важная. Тут есть простор для особого организационного таланта, облегчающего повседневную жизнь, но – внимание! – бойтесь педантизма и занудства в своих требованиях к точному выполнению программы семейной жизни.
Вспоминается одна из наших поездок на юг, соседи по купе -унылый майор в подтяжках, аденоидная девочка-подросток и жена с лицом, полным мрачной энергии и неукоснительности. Каждые пять минут она говорила мужу: «Павел, учти» – и затем нечто очень правильное и скучное. Павел ерзал, учитывал и, понурившись, глядел на свои подтяжки. Нет, не думаем, что он баловался мыслью, не повеситься ли на них, но тоска в его взгляде была неизбывной.
Так что оставляйте в своей совместной жизни место для импровизации и берите на вооружение дельный совет из популярной книги Карнеги: «Улыбайтесь!»
Информация к размышлению. Счастливые семьи во всем мире породили немало добрых традиций, в том числе и празднование свадебных юбилеев. В европейских странах через год после обручения празднуется обычно ситцевая свадьба, на которой супруги дарят друг другу изделия из ситца. Деревянная свадьба венчает первые пять лет супружества, когда «молодым юбилярам» родственники приносят в дар деревянные поделки, сувениры, мебель. В конце седьмого года совместной жизни отмечается медная. На ней муж и жена обмениваются медными деньгами или колечками, что символизирует их звонкое счастье. И вот первый юбилей – десятилетний: розовая свадьба. Жена обычно должна быть одета в розовое платье, а на стол ставят букет пышных роз.
Хрустальная свадьба отмечается через пятнадцать лет после женитьбы. Приятно считать, что подросшие дети, шаля, перебили в доме стеклянную посуду, и супругам дарят хрустальную, намекая, что и дальше их союз должен быть таким же светлым и чистым. На фарфоровой свадьбе, знаменующей первое двадцатилетие супружества, вместе с новым фарфоровым сервизом на стол ставится та посуда, что еще уцелела после самой первой свадьбы. И это еще один повод для хороших и веселых шуток.
Прошла четверть века со дня счастливого бракосочетания – серебряная свадьба. У мужа и жены действительно настоящий праздник. На безымянные пальцы к золотым кольцам добавляются серебряные, которыми, как и в молодые годы, обмениваются супруги.
Через тридцать лет отмечается жемчужная, а еще через десять -рубиновая. Подарки на них дарит обычно только муж, чаще всего украшения.
Золотая свадьба – полувековой итог совместной жизни супругов. У их взрослых детей уже свои вполне взрослые дети, готовящиеся к вступлению в брак. Часто виновники торжества дарят им на счастье свои обручальные кольца, а сами обмениваются новыми.
Кроме этих свадеб, отмечаются также стеклянная (3 года), полотняная (35 лет), алмазная (60 лет), благодарственная (70 лет). И наконец, долгожители празднуют так называемую коронную свадьбу, которая отмечается супругами с семидесятипятилетним стажем. Эту свадьбу также часто называют платиновой, бриллиантовой.
«Корреспондент «Правды» 22 декабря 1983 года сообщил, что в г. Масаллы (Азербайджанская ССР) в семье Агаевых торжественно отметили знаменательную дату – 90-летие супружеской жизни дедушки Гулама и бабушки Садаф. Им исполнилось по сто десять лет. Одновременно справляли день рождения годовалой праправнучки. Супруги Агаевы воспитали одиннадцать детей. У них около 150 внуков, правнуков и праправнуков. Юбиляры получили много приветственных телеграмм, писем. В их числе от «однолеток», проживающих в соседнем Лерикском районе, известном долгожителями».



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.