На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Проблемы семьи и брака - Основы семейных отношений
Проблемы семьи и брака - Основы семейных отношений
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Проблемы семьи и брака
Личность. Общество. Семья.
Особенности межличностных отношений юношества
Брак и семья
Основы семейных отношений
Семья и дети
Ключи к заданиям
Литература
Все страницы

Основы семейных отношений

Цель заданий данного раздела – сформировать у учащихся понимание сложности психологии общения в семье, привить навыки решения конфликтов в супружеской жизни, расширить представление о вариантах поведения в тех или иных проблемных ситуациях, помочь обобщить положительный опыт взаимоотношений мужчины и женщины с учетом специфики их характера. Предлагаются задания по анкетированию родителей и учащихся, изучению качеств личности старшеклассников, важных для будущих семейных взаимоотношений. Полезную информацию можно почерпнуть из рубрики «Информация к размышлению», из проблемных ситуаций.
Для учителя предлагается примерный вариант опорного конспекта, на основе которого можно составить опорные конспекты по другим темам курса. В данном разделе вновь уделено внимание культуре поведения и общения в быту. На основе этого материала можно составить сюжетно-ролевые игры, задачи.
Задание 22. Предложите учащимся проверить степень их терпимости с помощью теста «Насколько вы терпимы?».
Инструкция: «Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь, выбрав вариант а или б».

  • Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от плана, придуманного вами, потому что точно такой же план предложили ваши друзья? а) Да; б) нет.
  • Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете? а) Чтобы участвовали только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
  • Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости? а). Да; б) нет.
  • Вызывают ли у вас'неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде? а) Если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует; б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
  • Можете ли вы легко найти контакт с людьми иными, чем у вас, взглядами, интересами, положением, обычаями? а) Вам очень трудно было бы это сделать; б) вы не обращаете внимания на такие вещи.
  • Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) Вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка и будет вам неприятна, вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.
  • Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», делаю* не свое дело»? а) Да; б) нет.
  • Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете? а) Вам неприятно, честно говоря, что таким образом внимание отвлечено от вас; б) вы лишь радуетесь за нее (за него).
  • В гостяж вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы? а) Уходите пораньше под благовидным предлогом; б) вступаете в спор.

Задание 23. Стрессы, постоянные перегрузки часто называют «болезнью века». Многие из нас замечают, что становятся все более раздражительны, вспыльчивы, нервозны... Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент? Хотя бы примерный ответ на этот вопрос, быть может, даст учащимся тест «В порядке ли у вас нервы?».
Варианты ответов на вопросы: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».
Раздражает ли вас:
смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
женщина «в летах», одетая как молоденькая девушка?
чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час пик)?
курящая на улице женщина?
когда какой-то человек кашляет в вашу сторону?
когда кто-то смеется невпопад?
когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
когда друг (подруга) или любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
когда в кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма?
когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть?
когда вам дарят ненужные предметы?
громкий разговор в общественном транспорте?
слишком сильный запах духов?
человек, который жестикулирует во время разговора?
товарищ, который часто употребляет иностранные слова?
Задание 24. Одни, играючи решают самые сложные проблемы. Других может «положить на лопатки» и незначительная мелочь. Определите, к какому типу относятся учащиеся, с помощью теста «Умеете ли вы решать свои проблемы?». (Очки за каждый выбранный вариант приписываются после выполнения теста.)

  • Рассказываете ли вы о своих проблемах, неприятностях? а) Нет, это, бы вам не помогло – 3 очка; б) конечно, если есть подходящий собеседник – 1; в) не всегда, иной раз вам и самому тяжело думать о них – 2.
  • Насколько сильно вы переживаете страдания? а) Всегда очень тяжело – 4 очка; б) это зависит от обстоятельств – 0; в) вы стараетесь терпеть, не сомневаясь, что любой неприятности рано или поздно приходит конец – 2.
  • Что вы делаете, если что-то вас глубоко ранит? а) Разрешаете себе радость, которую долго не могли позволить – 0 очков; б) идете к хорошим друзьям – 2; в) сидите дома и «жалеете» самого себя – 4.
  • Когда близкий человек вас обижает, то вы: а) «прячетесь в свою раковину» – 3 очка; б) требуете объяснений – 0; в) рассказываете об этом каждому, кто только готов слушать – ].
  • В минуту счастья вы: а) не думаете о неперенесенном несчастье – 1 очко; б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет – 3; в) не забываете о том, что в жизни есть и много неприятного – 5.
  • Что вы думаете о психиатрах? а) Вы бы не хотели стать их пациентом – 4 очка; б) многим людям они могли бы помочь – 2; в) человек и сам во многом может помочь себе – 3.
  • Но вашему мнению, судьба: а) вас преследует – 5 очков; б) к вам несправедлива – 2; в) к вам благосклонна – 1.
  • О чем вы думаете после ссоры с другом (подругой) или любимым человеком, когда ваш гнев уже проходит? а) О том приятном, что у вас было в прошлом – 1 очко; б) мечтаете о тайном мщении – 2; в) думаете о том, сколько вы от него (нее) уже вытерпели – 3.

Задание 25. Предложите учащимся тест «Насколько вы благоразумны?» На вопросы следует отвечать «да» или «нет».

  • Вы можете выйти из себя по самому незначительному поводу?
  • Боитесь ли вы вывести из себя человека, зная, что он физически сильнее вас?
  • Вы можете начать скандал только для того, чтобы на вас обратили внимание?
  • Вам нравится ездить на большой скорости, даже если это связано с риском?
  • Когда вы болеете, не слишком ли вы увлекаетесь лекарствами?
  • Пойдете ли вы на все для того, чтобы получить то, что вам хочется?
  • Нравятся ли вам большие собаки?
  • Любите ли часами сидеть на солнце?
  • Уверены ли вы, что когда-нибудь станете знаменитостью?
  • Умеете ли вовремя «выйти из игры», если чувствуете, что начинаете проигрывать?
  • Есть ли у вас привычка много есть, даже когда вы не голодны?
  • Предпочитаете ли вы заранее знать, что вам подарят?

Задание 26. Проверить у учащихся наличие чувства юмора, необходимое в семейных отношениях, поможет тест «Есть ли у вас чувство юмора?». На каждый вопрос следует отвечать «да» или «нет».

  • Любите ли вы смеяться?
  • Умеете ли вы с юмором выходить из неприятных ситуаций?
  • Согласны ли с мнением, что брак – самая смешная вещь в мире?
  • Смеетесь ли вы наедине с самим собой, когда читаете или смотрите по телевизору что-нибудь смешное?
  • Если заметили, что вас обманывают, можете ли не показать вида?
  • Рассказывают ли ваши родные, друзья анекдоты, веселые истории?
  • Если вы находитесь в компании, то хотите выглядеть самым остроумным, быть центром внимания?
  • Когда вы в плохом настроении, не раздражает ли в.ас смех окружающих?
  • Из всех жанров не предпочитаете ли вы комедию?
  • Считаете ли себя человеком с чувством юмора?

Задание 27. Тест-прогноз «Каковы вы, мужчины?» Этот тест, хотя и шутливый, поможет юношам лучше понять свое место в будущей семье.

  • Будете ли вы готовить завтрак? (Да – 3 очка, нет – 1.)
  • Будете ли иногда готовить пищу в выходные дни? (да – 3 очка, нет- 1.)
  • Будете ли вы помогать своей жене закупать продукты в выходные дни? (Да – 3 очка, иногда – 2, нет – 1.)
  • Будет ли входить в вашу обязанность обеспечение семьи картошкой из магазина? (Да – 3 очка, иногда – 2, нет – 1.)
  • Когда в доме будет проводиться генеральная уборка, будете ли вы делать ее вместе со своей женой? (Да – 3 очка, иногда – 2, нет -. 1.)
  • Сможете ли вы снабдить кухню приборами, которые облегчат домашний труд? (Да – 3 очка, нет – 1.)
  • Когда ваша жена будет занята, пойдете ли вы на родительское собрание в школу или детский сад? (Да – 3 очка, нет – 1.)
  • Когда у вас в доме перегорят электрические пробки, сможете ли их заменить? (Да – 3 очка, нет – 1.)
  • Будет ли раздражать вас, когда жена отправится в парикмахерскую или косметический зал, а вы останетесь дома готовить еду? (Да -1 очко, иногда – 2, нет – 3.)
  • Будете ли сердиться, когда жена поздно будет возвращаться с работы? (Да – 1 очко, нет – 3.)

Задание 28. Предложите учащимся закончить две фразы:

  • По сравнению с женщинами, мужчины... (указать особенности их характера и поведения, привычки и т. п.).
  • По сравнению с мужчинами, женщины... (указать особенности их характера и поведения, привычки и т. п.).

Фамилия не указывается. Обязательно отметить пол отвечающей). Сразу же на уроке можно провести экспресс-анализ ответов, сопоставив высказывания юношей и девушек.
Каждый человек из своего жизненного опыта может вспомнить десятки примеров, характеризующих разнотипность психологических реакций мужчины и женщины на одно и то же явление.
Различие таких реакций объясняется природными – биологическими, физиологическими, гормональными – факторами. Особую же роль в психологии полов имеет фактор социальный – воспитание в семье, в школе, обществе, сложившиеся национальные и семейные традиции.
Э.Сан-Мартин (1975) в журнале ЮНЕСКО «Курьер» приводит итоги опроса большого контингента мужчин и женщин, проведенного в ряде стран. В результате анализа материала выкристаллизовались конкретные, сугубо мужские и женские психологические черты.
Сравните ответы учащихся с мужскими и женскими стереотипами, приведенными в журнале «Курьер».


Черты женского характера

Черты мужского характера

Нежность и мягкость

Твердость и грубость

Чувствительность, эмоциональность

Холодность, рассудительность

Интуиция

Рациональный аналитический склад ума

Импульсивность, неосмотрительность, легкомыслие

Собранность и предусмотрительность

Поверхностность

Умение вникать в суть дела

Хрупкость и слабость

Сила

Смирение, покорность

Властность

Потребность в покровительстве, защите

Независимость, храбрость

Застенчивость

Дерзость

Осторожность, благоразумие

Напористость, решительность

Материнские чувства

Отцовские чувства

Кокетство, обольстительность

Суровость, сексуальная агрессивность

Непостоянство, переменчивость

Упорство

Внешняя привлекательность

Внешность не имеет значения

Неуверенность

Самоуверенность

Пассивность

Активность

Самоотверженность, готовность к самопожертвованию

Эгоизм, любовь к удобствам

Завистливость

Великодушие

Любопытство

Безразличие

Склонность к моногамии

Склонность к полигамии

Непорочность

Опыт любовных связей

Верность

Неверность

Привязанность к дому

Увлеченность делами и работой, широкий круг общественных связей

Мазохизм

Садизм

Истеричность

Одержимость

Задание 29. Еженедельник «Семья» предложил читателям две ситуации из супружеской жизни. Проанализируйте рассуждения учащихся и сравните их с размышлениями психологов на с. 77–78.
Ситуация 1. Ваш супруг (супруга) часто проявляет вспыльчивость. На ваш взгляд, она не обоснованна. Как вы себя будете вести?
Ситуация 2. Некоторые привычки супруга (супруги) вас раздражают. Как вы себя поведете в таких ситуациях?
Задание 30. Предложите ученикам представить себя в роли психотерапевта и постараться помочь посетительнице, которая пришла с жалобой на ревность мужа. Помогите им сравнить свои рассуждения с комментарием психолога на с. 78–79.
«Мой муж становится патологически ревнивым. Я начинаю уже сомневаться в его психическом здоровье. Будучи в отъезде, он звонит несколько раз в день домой. Если меня нет у телефона, то он звонит по всем моим знакомым, пока не найдет. Приехав, снимает с меня форменный допрос.
Ничего приятного в этом нет, я вынуждена играть роль. Вы даже не представляете, какой привлекательной и нежной я становлюсь в такие моменты: мужа всячески ублажаю, говорю ему ласковые слова вперемежку с объяснениями, где была и с кем встречалась...
А потом происходит бурное примирение... Зато следующий день неприятен. Муж ведет себя заискивающе, старается быть внимательным и даже нежным. Я обычно его оскорбляю и стараюсь всячески унизить. Зачем? Вспоминаю, как мне приходилось притворяться вчера, и ко мне приходит злорадное желание сегодня на нем отыграться. Такие сцены происходят примерно в неделю два раза, причем в такой последовательности: сначала сцена ревности, потом сладкое примирение и на следующий день с моей стороны оскорбления».
Задание 31. Предложите учащимся по ролям прочитать диалог мужа и жены. Пусть они попытаются построить диалог так, чтобы конфликт не разгорелся и цель была достигнута: муж занялся бы паласом.
Сравните варианты ответов школьников с вариантом, предложенным психотерапевтами на с. 79.

  • Ты что собираешься делать?
  • Палас вытаскиваю из-под дивана, надо же, наконец, его выбить!
  • Пропылесосила бы, и ладно...
  • Ну и лентяй же ты все-таки!
  • Опять начинаешь? Знаешь, я давно хочу тебе...
  • Это я давно хочу тебе сказать, что ты стал, как чужой в доме, сидишь себе у телевизора, а я на кухне вожусь, как ...
  • Другая с твоими делами управилась бы за час.
  • Ну и управляйся, кто тебе не дает?!
  • Ладно, хватит уже, надоело!
  • (Плачет.) Бесчувственный... эгоист...

Задание 32. С целью изучения характера распределения обязанностей в родительской семье предложите учащимся ответить на вопрос: «Кто в вашей семье выполняет различные виды домашней работы?» Фамилия не называется, указывается пол. Результаты обрабатываются учениками и докладываются в классе. Важно сравнить ответы юношей и девушек, их участие в домашнем труде. Аналогично проводится второй вариант задания, с помощью которого выясняются бытовые умения старшеклассников и ориентация их на применение этих умений в будущей семейной жизни. (Если работу выполняют несколько человек вместе или поочередно, отметьте нужное количество пунктов в соответствующих графах.)

Виды работы

Мать

Отец

Родители матери, отца

Я сам (сама)

Мои сестры или братья

Кто-то еще, указать

Приготовление пищи

Мытье посуды

Ежедневная уборка квартиры

Стирка белья дома

Сдача белья в прачечную

Поддержание в порядке одежды

Покупка продуктов

Генеральная уборка квартиры

Оплата счетов

Мелкий ремонт бытовых приборов, мебели, квартиры

Покупка предметов длительного пользования

Трудовые операции

Умею ли
(да, нет).

Будут выполнять
(муж, жена, вместе)

Закупка продуктов
Приготовление пищи
Заготовка солений, варений
Уборка жилья
Ремонт жилья
Ремонт бытовой техники
Шитье, вязание, ремонт одежды
Работе в приусадебном хозяйстве(даче)
Уход за детьми
Задание 33. Предложите ученикам в качестве домашнего задания выполнить тест «Чья очередь мыть посуду?». (Задание выполняется добровольно, поскольку в классе могут быть ученики из неполных семей.)
Многие женщины убеждены, что общество требует от них больше, чем от мужчин. А вот некоторые мужчины думают, что нет ничего легче домашних забот. Кое-кто утверждает, что жены не интересуются работой своих супругов и не могут понять, почему вечером они возвращаются домой такие уставшие. Наверное, поэтому во многих семьях спорят, кто же больше заботится о доме.
Задача учащихся – оценить вклад своего отца в домашние дела. За каждый вопрос, на который они искренне и смело ответят «Отец», записывается одно очко.

  • Кто из родителей ведет более активную жизнь?
  • Кто больше заботится о детях?
  • К кому из родителей вы чаще обращаетесь со своими проблемами?
  • Кто чаще ходит на родительские собрания в школу? '
  • Кто организует детские торжества в саду, школе или дома по большим праздникам?
  • Кто больше читает книг по воспитанию детей?
  • Кто позднее возвращается с работы?
  • Кто в вашей семье выполняет тяжелую физическую работу?
  • Кто больше подвержен стрессам, хандре, апатии?
  • Чья работа более тяжелая?
  • Кому из родителей дольше ехать до работы?
  • Кто из родителей больше заботится о семье?
  • Кто более раздражительный?
  • Кто выполняет домашнюю работу, которая требует наибольшей сосредоточенности?
  • Кто из родителей обычно готовит?
  • Кто чаще ходит за продуктами?
  • Кто в семье шьет, вяжет?
  • Кто стирает?
  • Кто убирает в квартире?
  • Кто из родителей выполняет мелкий ремонт по дому?
  • Кто в основном поддерживает контакты с соседями, друзьями?
  • Кто поддерживает отношения с родственниками?
  • Кто пишет письма от имени семьи?
  • Кто платит за свет, выписывает газеты?
  • Кто кормит кошку, собаку, рыбок?
  • Кто возится в огороде, на даче, занимается комнатными растениями?
  • У кого, не считая отпуска, меньше свободного времени?
  • Кто больше внимания уделяет учебе детей?
  • Кто планирует семейный бюджет?
  • Кто планирует свободное время семьи и за кем остается последнее слово?

Задание 34. Предложите ученикам на основе опорного конспекта попытаться определить важнейшие проблемы, связанные с семейным бюджетом.

Бюджет семьи

ОФП

Постоянные, меняющиеся фонды

+

Доходы Д = > Р семьи

I

II

III

Умение вести хозяйство

Единый взгляд на траты

Учет бюджета

  • Навыки женского труда
  • Навыки мужского труда

вещи:
обязательные
желательные
престижные

П – плата за жилье
Т – транспорт
О – одежда (д, ж, м)
Пр – продукты
К – культура

Р = П + Т + 0 + Пр + К...= Д тетрадь, конверты

Семейный бюджет – искусство лавирования между желательным и возможным.

Цель учета – удовлетворить потребности и желания каждого члена и всей семьи в целом. Жить с чувством веры в свой семейный коллектив, уметь заботиться о семье и знать, что она заботится о тебе.

Примечание. 1. Начинать комментировать конспект необходимо с вопроса: «Из чего складывается бюджет семьи?» ОФП – общественные фонды потребления. Необходимо отметить их роль в бюджете каждой семьи. Как правило, учащиеся плохо понимают это.
Д – доходы семьи. Объяснить, из чего они(складываются.
Р – расходы семьи. Раскрыть понятия постоянных, меняющихся фондовых расходов. Учащиеся самостоятельно определяют, что составляет различные группы расходов.
2. Второй существенный вопрос конспекта: от чего зависит бюджет семьи? На схеме это обозначено тремя римскими цифрами.
По пункту I – «Умение вести хозяйство» – самостоятельно или с помощью учителя учащиеся объясняют, какое значение в бюджете имеют навыки мужского и женского труда.
Задание первое. Сколько денег экономит семья, если ремонт простейшей бытовой техники (утюг, лампа) производится мужем, а не в мастерской?
Задание второе. Какой способ ведения хозяйства дешевле: питаться в ресторане, кафе, столовой, покупать полуфабрикаты, готовить дома из сырых продуктов?
По пункту II – «Единый взгляд на траты» – задание: парам учащихся предлагается список вещей или ценностных установок (путешествовать, купить машину, модно одеваться, обставить дом, иметь хорошую библиотеку, часто приглашать на щедрый стол гостей и т. д.). Распределить вещи по трем категориям: обязательные, желательные, престижные, учитывая интересы каждого и всех вместе, помня о том, что Д (доходы) должны быть равны или больше Р (расходов).
После выполнения этого задания учащиеся на практике убеждаются, что без учета и бережливости желания каждого члена семьи выполнить невозможно. Теперь можно переходить к пункту Ш.
«Учет бюджета». Объяснив каждое из условных обозначений, учитель обводит красным мелом формулу Р = П + Т + 0 + Пр + К... = Д. Здесь целесообразно показать и прокомментировать специальные способы учета бюджета – конверты, и тетрадь.
3. Последний и основной вопрос: зачем нужно заниматься учетом бюджета? Этот момент очень важен в ходе занятия. В опорном конспекте ответ на вопрос должен быть выделен цветным мелом.
Задание 35. Предложите учащимся в качестве домашнего задания тест для измерения художественно-эстетической потребности. Этот тест могут выполнить и родители учеников. Результаты обсудите на уроке.
Учащиеся указывают свой пол. Фамилия подписывается по желанию. Сопоставляются ответы юношей и девушек, родителей и других членов семьи учащихся. Полученные резулгтаты можно сравнить с данными раздела «эстетическое развитие» теста «ОТКЛЭ».
На каждое утверждение теста необходимо выбрать один ответ: «верно» или «неверно».

  • Думаю, что вполне можно обойтись без общения с произведениями искусства.
  • Я не люблю стихов.
  • Я коллекционирую записи классической музыки.
  • Считаю участие в кружках художественной самодеятельности пустой тратой времени.
  • В театр не пойду без приятной компании, если даже спектакль меня привлекает.
  • Классической музыке предпочитаю джаз.
  • Мне кажется, что люди притворяются, утверждая, что им нравится симфоническая музыка.
  • высказывание «архитектура – застывшая музыка» кажется мне надуманным.
  • Немой кинофильм смотреть скучно.
  • Думаю, что хороший инженер гораздо полезнее обществу, чем композитор.
  • Если бы я был журналистом, я предпочел бы больше писать о происшествиях, чем об искусстве.
  • Выбирая между спортивной и художественной гимнастикой, я предпочитаю первую.
  • Наука учит человека больше, чем искусство.
  • Я больше люблю экранизации литературных произведений, чем сами литературные первоисточники.
  • Прослушивание классической музыки снимает мои неприятности.
  • Считаю, что опера изживает себя.
  • Думаю, что эстрада становится самым популярным видом искусства.
  • Я собираю художественные альбомы и репродукции.
  • Находясь в компании, я обычно не участвую в разговорах об искусстве.
  • Любовь ученого к искусству способствует его научной деятельности.
  • Мне нравятся старинные романсы.
  • Мне больше нравятся люди рассудительные, чем эмоциональные.
  • ' 23. В наше время бальные танцы просто смешны.
  • Я очень люблю слушать и смотреть радио- и телепередачи о композиторах, актерах, режиссерах, художниках.
  • В свободное время я постоянно занимаюсь чем-нибудь из следующих видов деятельности: живопись, лепка, выпиливание, игра на музыкальном инструменте, сочинение стихов и т. д.
  • Я бы занялся искусством, если бы у меня было побольше свободного времени.
  • Я постоянно бываю в театрах.
  • Я постоянно участвую в коллективах художественной самодеятельности.
  • Мне нравится классический балет.
  • Мне кажется, что нет необходимости смотреть в театре тот спектакль, который уже транслировался по телевидению.
  • Я хотел бы работать в профессиональном искусстве.

Задание 36. Предложите учащимся вопросы теста, с помощью которого они смогут определить, насколько рационально ученики проводят свое свободное время. При ответах им необходимо отвечать «да» или «нет».

  • Кажутся ли вам выходные слишком короткими?
  • Бывает ли так, что вам нечем себя занять?
  • Беседуя с товарищами, останавливаетесь ли вы, потому что вам стало скучно?
  • Когда вы с друзьями, кто инициатор всех затей? Вы?
  • Знаете ли вы хотя бы четыре разновидности настольных игр?
  • Любите ли просто бродить без цели?
  • Любите ли читать?
  • Коллекционируете ли вы что-нибудь?
  • Ведете ли дневник?
  • Любите ли решать кроссворды?
  • Считаете ли вы дождь в выходные дни катастрофой?
  • Если вы ждете кого-нибудь или что-нибудь, можете ли себя занять, чтобы не нервничать?

Задание 37. Для выяснения мнения учащихся о причинах развода предложите им из перечисленных мотивов развода выделить только три. Результаты ответов обрабатываются учащимися. Важно сравнить ответы юношей и девушек.

  • Несовместимость характеров, взглядов.
  • Поспешное необдуманное вступление в брак.
  • Измена.
  • Раздельное проживание супругов.
  • Вмешательство в семейную жизнь родственников, знакомых.
  • Материальные и бытовые трудности.
  • Пьянство одного из супругов.
  • Болезнь одного из супругов.
  • Частые ссоры между супругами.
  • Незаинтересованность в семье одного из супругов.
  • Сексуальное несоответствие супругов.
  • Назовите другие причины .

Задание 38. Предложите учащимся проанализировать четыре типичные семейные ситуации. Сравните их рассуждения с размышлениями психолога на с. 80–82.

  • Муж говорит о жене: «У нее нет никакого чувства долга перед семьей. Я не хочу разводиться, но как ей привить чувство долга?»

Жена о муже: «Когда я выходила замуж, он таким не был, а сейчас стал грубым, невнимательным, постоянно унижает мое достоинство, прямо не знаю, что делать...»

  • Муж: «Я ее прошу не кричать на ребенка, а она меня оскорбляет. Наверное, я не так говорю, как надо».

Жена: «Я все по дому делаю сама, а его не могу даже попросить сходить за хлебом... Как я должна вести себя, чтобы он по дому больше помогал?» ,

  • Муж: «У меня дома все хорошо, жена, дети, много друзей, врагов не наживаю... Но постоянно меня преследует ощущение, что я неудачник, чего-то мне все время не хватает... Бросаюсь от одного к другому, пробовал увлекаться женщинами... Как-то не нужно это мне... Что мне делать?»
  • Муж: «Я не люблю жену, но не хочу разводиться ради ребенка, она испортит его своим влиянием, а потом, может быть, я все-таки смогу ее перевоспитать...»


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.