Проблемы семьи и брака - Семья и дети
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Проблемы семьи и брака
Личность. Общество. Семья.
Особенности межличностных отношений юношества
Брак и семья
Основы семейных отношений
Семья и дети
Ключи к заданиям
Литература
Все страницы

Семья и дети

Задания заключительного раздела составлены с учетом того, что юноши и девушки имеют ограниченный опыт общения с детьми. Цель предлагаемых заданий – показать учащимся ценность детей для семьи, для каждого взрослого человека, раскрыть основные проблемы, которые возникают при воспитании детей. В раздел включены задания по определению отношения учеников к детям, изучению взаимоотношений школьников со своими родителями. Часть заданий посвящена проблемам психологии воспитания детей в семье.
Задание 39. Предложите учащимся выразить свое отношение к нижеприведенным утверждениям (согласны – «да», не согласны -»нет»). Сравните результаты ответов юношей и девушек.
Рождение ребенка – это...

  • Благотворная встряска, новые впечатления.
  • Радость в доме.
  • Возможность проявить свою нежность, заботу.
  • Риск для здоровья.
  • Большая физическая нагрузка.
  • Детская ласка, привязанность к отцу, матери.
  • Помощник в семье, опора в старости.
  • Возможность вырастить образованного, интересного человека.
  • Наследник всего хорошего во мне.
  • Трудность воспитания, обучения.
  • Разлад, напряжение в семье.
  • Материальные затруднения.
  • Надежда и будущее родителей.
  • Необходимость на время оставить работу, коллектив. >
  • Бессонные ночи.
  • Возможность проявить свои воспитательные способности.
  • Укрепление семьи и чувств между супругами.
  • Возможность вырастить доброго, отзывчивого человека.
  • Радость материнства (отцовства).
  • Возня с пеленками, бутылочками.
  • Проблема жилья.
  • Самый благодатный объект вложения наших сил.
  • Столкновение с трудностями устройства в ясли, сад.
  • Привязать себя к дому.
  • Потеря лучшей части нашей жизни.
  • Придание смысла жизни.
  • Волнение за его судьбу, будущее.
  • Сложность дать хорошее образование, профессию.
  • Утешение в горе и радости.
  • Зависимость от бабушек и дедушек.
  • Гордость для родителей.
  • Веселые игры, содержательный досуг.

Информация к размышлению. Дети удовлетворяют, как утверждают психологи, ряд потребностей человека:
потребность в покровительстве, заботе о другом человеке, защите слабого;
потребность воспроизведения своего «я» в детях;
потребность в психологической гарантии от одиночества и беспомощности в старости;
желание быть неповторимым для кого-то;
потребность в игре, уходе от профессиональной и внесемейной деятельности (забот);
потребность учить другого, передавать ему опыт;
потребность в любви и нежности.
Задание 40. Предложите ученикам ответить «да» или «нет» на следующие вопросы теста, составленного польскими психологами.

  • Интересовался ли ты когда-нибудь работой своих родителей?
  • Часто ли тебе кажется, что у родителей без всякого повода портится настроение?
  • Можешь ли ты сказать что-нибудь об интересах, надеждах и планах родителей?
  • 4. Часто ли тебе кажется, что родители предъявляют к тебе несуразные требования под влиянием плохого настроения или по прихоти?
  • Считаешь ли ты, что родители вмешиваются в твои дела, потому что относятся к тебе без уважения и убеждены, что ты постоянно поступаешь неправильно?
  • Согласен ли ты с тем, что твои родители давно забыли, что значит быть молодыми?
  • Считаешь ли ты, что родители хотели бы для тебя не того, чего ты хочешь сам, а чего-то другого?
  • Считаешь ли ты, что родители были бы довольны, если бы у тебя совсем не было друзей и подруг и если бы ты все время сидел дома?
  • Часто ли ты делаешь вид, что не замечаешь усталости ли плохого настроения родителей, потому что считаешь, что все равно ничем не можешь им помочь?
  • Часто ли ты заранее уверен, что с родителями все равно ни о чем не договориться, потому что разница в возрасте исключает всякое взаимопонимание?

Задание 41. В городе Иваново, во Дворце культуры и техники текстильщиков, городской народный университет для женщин обсуждал статью «Устыдимся, взрослые!» из еженедельника «Семья» об избиениях детей. Перед началом обсуждения более тысячи женщин заполнили анкету.

  • Ваше отношение к этой статье?

Только трое считают, что подобные темы обсуждать не следует.

  • Нужна ли, по-вашему, строгость в воспитании?

Участники опроса единогласно проголосовали за строгость.

  • Какое наказание вы считаете самым сильным для своего ребенка?

Тут мнения разделились. 70% родителей – сторонники нефизических методов. В том числе:
40% – молчание, осуждение, лишение общения.
33-летний инженер, мать 10-летней девочки: «Просто не разговариваю с ней, не замечаю».
40-летняя служащая, мать 12-летней девочки и 8-летнего мальчика: «Молчу, пока не осознает свой поступок до слез».
20% – лишение удовольствий (покупки сладостей, прогулки, просмотра телепередач и т. д.).
39-летний контролер, мать 13-летнего мальчика: «Если нагрубит или принесет двойку из школы, не даю смотреть телевизор в течение недели».
30-летний инженер, мать 9-летней девочки: «Перед сном не читаю книгу, не покупаю сладостей».
10% – угол.
25-летняя сновальщица, мать 3-летней девочки и 4-летнего мальчика: «Ставлю в угол, стоит там до тех пор, пока не осознает поступок».
30% родителей считают самым эффективным наказанием – физическое. В том числе:
10% – шлепают своих детей.
27-летний инженер, мать 3-летней девочки: «Шлепок по попе, серьезная беседа с папой».
28-летняя учительница, мать 4-летнего мальчика: «Шлепаю, говорю, что такой сын мне не нужен, я его не буду любить».
20% – устраивают порку.
34-летняя учительница, мать 10-летнего мальчика: «Крик отца или его удар, а то со мной почти не считается. Я редко бываю дома и всегда спешу».
33-летний инженер, мать 12-летнего мальчика: «Бью сильно ремнем и не пускаю потом гулять».
Девочек, согласно анкетам, бьют ремнем гораздо реже. Зато им больше, чем мальчикам, достается «рукой по попе» и «повышение голоса, словесные унижения».

  • Можно ли обойтись вообще без битья в воспитании? Большинство убеждено, что можно. Но это в идеале. А в реальной жизни «нервы не выдерживают», «срываются».

Предложите старшеклассникам прокомментировать приведенные результаты с точки зрения психолога, врача и юриста. Сопоставьте их мысли с рассуждениями названных специалистов на с. 82-84.
Задание 42. Предложите ученикам прокомментировать ситуацию, сделать прогноз, каким станет ребенок, родившийся в такой семье. Сравните их рассуждения с мнением специалиста на с. 84-85.

Брак вдогонку

Она его любит и очень хочет за него замуж. Он вроде бы тоже ее любит, но не настолько, чтобы жениться. Она боится его потерять и выбирает испытанный способ – в один прекрасный день сообщает, что ждет ребенка. Естественно, от него.
И вот на свет появляется ребенок, рождается новая семья. Но уже через несколько месяцев жизнь в этой семье становится невыносимой: молодожены без конца ссорятся, изводят друг друга взаимными упреками и претензиями, едва выдержав год такого «счастливого» супружества.
Задание 43. Предложите старшеклассникам подумать над ситуацией, которая сложилась в молодой семье. Какие личностные особенности сформируются у ребенка? Сравните их прогноз с мнением специалиста на с. 85.

Не хуже, чем у людей

Они несколько лет женаты. Почти все их ровесники уже имеют детей. Родители и знакомые часто спрашивают: «А вы когда? Уже пора!» «И действительно пора», – понимают супруги. Что это за жизнь без детей! Они раньше об этом думали, но все не было условий -сначала учились, потом долго квартиры не имели, зарплата маленькая.
И вот ребенок появляется. С первых дней жизни молодые родители решают воспитывать его «по науке», не жалея для этого сил и средств. Если они так долго ждали и готовились к его рождению, значит, их ребенок должен быть лучше всех – самым умным, спортивным, музыкальным.
Пока ребенок лежит в кроватке и возится с погремушками, его развитие идет по намеченному плану. Но уже после года вдруг возникают непредвиденные трудности: слишком много капризничает, отказывается от полезных занятий, предпочитает возиться с песком, а не с развивающим конструктором. Это вызывает у родителей раздражение.
Чем дальше, тем хуже. Малыш продолжает обманывать ожидания родителей. Он совсем не выдающийся, хотя и не хуже других детей. Он – сам по себе. В сферу его интересов и склонностей не входят традиционно престижные: он не музыкален, не сочиняет стишки, отказался даже заниматься фигурным катанием.
Правда, остается еще надежда устроить его в английскую спецшколу, но даже любящим родственникам ясно, что «выдающейся личности» из их чада не получится.
Но правы ли родители, вынося «приговор» семилетнему ребенку только за то, что он не вписался в их стереотипное представление об одаренности и исключительности, которых они сами были лишены?
Задание 44. Предложите юношам и девушкам оценить нижеприведенные высказывания о воспитании малыша и отметить, какие из них кажутся правильными (П), сомнительными (?), а какие – неверными (Н). Обсудите с ними обнаружившиеся расхождения во взглядах.


Высказывания

П

?

Н

В первые три месяца младенцу необходимы только сон, еда, покой.
Отцу нужно включиться в контакт с младенцем только тогда, когда малыш начинает что-то понимать и узнавать знакомые лица.
Разговор с ребенком, который еще ничего не понимает, не имеет никакого смысла.
Если мать занимается исключительно малышом, то есть не ходит на работу, то отцу ни к чему учиться носить, кормить, поить, пеленать, нянчить ребенка.
Всем младенцам нужно одно и то же, поэтому достаточно делать все в точности так, как рекомендуют книги, и все будет в порядке.
С первых же дней жизни у ребенка должно быть множество игрушек, которые будут его развивать. Пока ребенок не говорит, потребности у него в основном «биологические» (еда, питье, переодевание), а духовные потребности появляются только в конце первого года жизни, с появлением речи.

Задание 45. Предложите ученикам выполнить тест «Отец в семье», с помощью которого они смогут определить свою ориентацию на роль отца в семье.
Инструкция: «Перед вами 24 утверждения. При оценке «согласен» вы получаете 2 очка, «не вполне согласен» – 1 очко, «не согласен» – О очков. Результаты фиксируются на отдельных листках. Пишется номер утверждения и рядом – оценка его ответа». Сравните предпочтения юношей и девушек.

  • Мужчина лучше справляется с большим ребенком, чем с маленьким.
  • После развода дети должны оставаться с матерью.
  • Хороший муж обычно бывает и хорошим отцом.
  • Мужчины, как правило, не умеют проявлять свои чувства так же открыто, как женщины.
  • В вопросах воспитания мнение отца должно быть решающим.
  • Первое время после рождения малыша женщина может уделять мужу меньше внимания.
  • Лучше вообще жить без отца, чем терпеть отца равнодушного.
  • Поскольку считается, что женщина все делает лучше мужчины, • пусть она и воспитывает детей.
  • Когда у ребенка что-то не ладится, он всегда идет к матери.
  • Чем сильнее любовь к малышу, тем легче его воспитывать.
  • Отец должен только тогда вмешиваться в воспитание, когда жена об этом попросит.
  • После развода родителей маленький ребенок совершенно не замечает отсутствие отца.
  • Женщины, как правило, балуют детей.
  • Отцам полезно проводить отпуск вместе с детьми.
  • Мальчики с ранних лет должны воспитываться иначе, чем девочки.
  • Некоторые дети охотнее проводят время с отцом, чем с матерью.
  • Я представляю, что ребенок для моей (моего) жены (мужа) будет важнее, чем я.
  • Во всех вопросах воспитания я смогу успешно заменить жену (мужа).
  • Ребенок должен больше уважать отца, чем мать.
  • Моя жена (мой муж) всегда будет вмешиваться, когда я буду начинать заниматься с детьми.
  • Мужчина при желании может обращаться с новорожденным не хуже женщины.
  • Отец важнее для сына, чем для дочери.
  • Моя жена (мой муж) не будет относиться ко мне серьезно как к воспитателю.
  • Когда в семье есть бабушка, воспитывать ребенка намного легче.

Информация к размышлению. Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И тем не менее в сочинениях многих педагогов обнаруживаются правила, принципы, заповеди разумного воспитания. Поразмышляйте вместе с учащимися над ними. Возможно, удастся дополнить эти заповеди. (
Заповедь первая: никогда не предпринимайте воспитательных . воздействий в плохом настроении.
Заповедь вторая: ясно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь третья: предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь четвертая: не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели. '
Заповедь пятая: не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не: «Ты – молодец», а обязательно: «Ты – молодец, потому что...».
Заповедь шестая: если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.
Заповедь седьмая: оценивайте поступок, а не личность: Сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определенным.
Заповедь восьмая: дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорите), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая: воспитание – это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей — от дальней к средней и от нее к сегодняшним.
Заповедь десятая: воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.