На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Математические методы обработки психологических данных - Бисериальный коэффициент корреляции (БКК)
Математические методы обработки психологических данных - Бисериальный коэффициент корреляции (БКК)
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Математические методы обработки психологических данных
Шкалы измерений
Табулирование данных
Квантиль
Меры центральной тенденции
Меры изменчивости
Нормальное распределение
Предварительный анализ выборки
Сравнение средних значений
Сравнение дисперсий
Значимость коэффициента корреляции
Коэффициент ранговой корреляции Кендалла
Бисериальный коэффициент корреляции (БКК)
Однофакторный анализ (ОФА)
Двухфакторный анализ
Проверка нормальности распределения исходных данных
Все страницы

26. БИСЕРИАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ (БКК)

Данный КК вычисляется, когда одна переменная измерена в номинальной дихотомической шкале (0 или 1), а вторая переменная в количественной шкале. Одним из способов описания связи между такими переменными является просто вычисление КК Пирсона по исходным данным. Однако можно воспользоваться более простой формулой для вычисления. В этом случае КК называется точечный бисериальный КК и обозначается prb. Он вычисляется по следующей формуле:
rpb = (x 1 – x 0) : Sx (n1 n0 : n (n – 1) , где x 1 – среднее значение для тех лиц, у которых номинальная переменная у = 1; x 0 – среднее значение для тех лиц, у который номинальная переменная у = 0; Sx – стандартное отклонение для значений по переменной х; n1 – количество лиц, для которых переменная у = 1; n0 – количество лиц, для которых переменная у = 0; n – общее количество лиц, т.е. n = n1 + n0.
Этот КК называется бисериальным, т.к. фактически имеется две серии лиц. Одна серия лиц, для которых номинальная переменная у = 1,а вторая серия лиц, для которых номинальная переменная у = 0.
Пример вычисления бисериального КК.
Пусть переменная х – это рост в см, а переменная у – это пол (1 – мальчики, 0 – девочки). В эксперименте участвовали 15 подростков. Были получены следующие результаты:


х

у

150
170
160
165
140
183
157
152
163
168
180
155
157
160
152

1
0
1
1
0
1
0
0
1
1
1
0
1
0
0

n = 15 n1 = 8 n0 = 7
x 1 = (150+160+…+157) : 8 = 163,25
x 0 = (170+140+…+152) : 7 = 156,57
x = 8,94
rpb = (163,25 – 156,57) : 8,94 8 7; (15 (15 – 1)) = 0,41
n = 15 = 0,05
tнабл = n – 2 rpb : 1 – rpb = 15 – 2 0,41 : 1 – (0,41) = 1,62
/2 = 0,05/2 = 0,025 = n – 2 = 15 – 2 = 13 tкр = 2,16

формула38

27. РАНГОВЫЙ БИСЕРИАЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ

Данный КК вычисляется в случае, когда одна переменная (например, х) измерена в номинальной дихотомической шкале, а вторая (например, у) в порядковой (ранговой) шкале. Этот коэффициент был исследован Кертеном и Глассом. Гласс предложил для вычисления ранговой корреляции формулу, которая не требует подсчета совпадений и инверсии.
rrb = 2/n (y 1 – y 0) , где n – общее количество лиц; y 1 – среднее значение по переменной у для лиц, у которых переменная х = 1; y 0 – среднее значение по переменной у для лиц, у которых переменная х = 0.
Пример: пусть у нас имеются следующие исходные данные:

 

 

х (пол)

у (ранги по росту)

0
1
0
1
0
0
1
1
0
0

1
10
2
9
5
8
4
7
3
6

n = 10
y 1 = (10+9+4+7) : 4 = 7,5
y 0 = (1+2+5+8+3+6) : 6 = 4,167
rrb = 2/10 (7,5 – 4,167) = 0,67


Примечание. Если одна переменная, например, х, измерена в порядковой шкале, а вторая переменная у в количественной шкале, то в этом случае не было разработано и исследовано никакого коэффициента корреляции. В такой ситуации рекомендуется преобразовать данные для количественной переменной в порядковую шкалу, т.е. проранжировать и воспользоваться после этого КРК Спирмена или КРК Кендалла.

Таблица выбора необходимого коэффициента корреляции.

у

х

Номинальная дихотомическая

Ранговая (порядковая)

Количественная

Номинальная дихотомическая

Параграф 25

Параграф 27

Параграф 26
(по у )

Ранговая (порядковая)

Параграф 27

Параграф 23 – 24

Примечание параграф 27

Количественная

Параграф 26
(по х )

Примечание параграф 27

Параграф 21 - 22

28. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ НОМИНАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ СОПРЯЖЕННОСТИ

Иногда измерения двух исследуемых признаков производятся в номинальной шкале, т.е. в шкале классификаций. Например, учащихся можно классифицировать по полу, а также по специальности: гуманитарий или естественник. В этом случае информация может быть представлена в виде таблицы, которая получила название таблица сопряженности. Для ее построения сначала выясняем, сколько уровней содержит тот или иной признак. Пусть первый признак имеет Iуровней, а второй признак - J. В этом случае таблица сопряженности имеет следующий вид:

 

Признак 2

Итого по строкам

Признак 1

f11

f12

f1J

f1

f21

f22

f2J

f2

fI1

fI2

fIJ

fI

Итого по столбцам

f 1

f 2

f J

f n

В этой таблице клетки называются ячейками, а числа, стоящие в ячейках – частотами.
Предположим, что всего у нас имеется n объектов (лиц). Частота fij означает, что среди n–исходных лиц имеется fij, для которых первый признак соответствует i-ому уровню, второй - j-тому уровню. Рассмотрим классификацию 120 людей по полу и политической принадлежности:

 

Демократическая партия

Республиканская

Независимая

Итого по строкам

Муж.

29

36

15

80

Жен.

14

24

2

40

Итого по столбцам

43

60

17

n=120

Таблицы сопряженности используются для проверки независимости двух рассматриваемых номинальных признаков (отсутствие или наличие влияния). Для решения такой задачи воспользуемся общей схемой проверки статистической гипотезы (5 этапов).

  1. этап. Выдвигаются две гипотезы: основная нулевая Н0 о том, что два рассматриваемых признака являются независимыми и альтернативная Н1 о том, что эти два признака являются зависимыми.

2 этап. Выбираем уровень значимости .
3 этап. Вычисляем наблюдаемое значение статистики критерия по следующей формуле:
2 I J 2
набл. = n [ fij : fi fj - 1]
i=1j=1
4 этап. Находим критическое значение статистики критерия. В
2
нашем случае статистика критерия имеет - распределение с числом степеней свободы = (I – 1) (J – 1). Поэтому для нахождения критического
2 2
значения кр необходимо воспользоваться статистической таблицей -
распределения. Находим столбец, соответствующий величине 1 - (если таблицы называются квантили распределения) или величине (если таблицы называются верхние %-ные точки) и строку, соответствующую числу степеней свободы . На пересечении выбранных строки и столбца и
2
находится требуемое нам кр.
5 этап. Делаем вывод о правильности той или иной гипотезы по
2 2
следующему правилу: 1) если набл < кр, то принимается гипотеза Н0, т.е. делаем вывод о том, что два рассматриваемых признака являются независимыми или, другими словами, один признак не влияет на другой. 2)
2 2
если же набл > кр, то принимается гипотеза Н1, т.е. делаем вывод о том, что два рассматриваемых признака являются зависимыми на уровне значимости или, другими словами, один признак влияет на другой.

формула39

Примечание. Уровни признака не должны пересекаться, т.е. один и тот же объект в таблице сопряженности должен попадать только в какую-либо одну ячейку.
Достоверные выводы получатся, если в каждой ячейке частота не меньше 5 fij > 5.
Пример: проведем проверку независимости между политической принадлежностью и полом для исходных данных, приведенных в начале параграфа.
Решение. I = 2; n = 120
J = 3; = 0,01
2 2 2 2 2
набл = 120 [ 29 : 80 43 + 36 : 80 60 + 15 : 80 17 + 14 : 43 40 + 24 : 40 60
2
+ 2 : 40 17 – 1 ] = 4,776
= (2 – 1) (3 – 1) = 2
2
кр = 9,21 – находим из таблицы

формула40

Так как набл > кр, то делаем вывод о том, что сдача зачета зависит от специализации.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.