На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии История создания метода аутогенной тренировки
История создания метода аутогенной тренировки
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

В прошлые века у людей преобладала физическая активность над психической: встав с утра, крестьянин пахал и бороновал, сеял и жал, рубил лес; крестьянки топили печь, носили воду, ухаживали за скотиной, пряли, ткали, шили, стирали... Сев вечером большой семьей за стол ужинать, после тяжелого физического труда сил на скандалы не оставалось. Современный человек в течение дня крайне редко использует свою физическую силу, в то время как психическое перенапряжение растет. В результате повышенных психических нагрузок растет число психосоматических болезней, значительно «помолодели» инсульты и инфаркты [11].

 

В числе способов снятия нервно-психического перенапряжения помимо физической активности, которая в современных условиях чаще всего осуществляется в спортзале, используются различные методы релаксации [9].
Человек способен сам вызывать у себя психофизиологические сдвиги, что демонстрирует опыт с представлением лимона - если в мельчайших подробностях представить себе спелый, сочный лимон, мысленно разрезать его на дольки и положить один ароматный кусочек в рот, то можно наблюдать слюноотделение. Это подтверждает, что созданный в воображении образ способен вызывать психофизиологическую реакцию.
Одним из простых, но достаточно эффективных методов релаксации и, соответственно, способов психопрофилактики эмоциональных состояний является аутогенная тренировка.
Аутогенная тренировка - («ауто» - сам, «генос» - рождение) - метод «самостоятельного вызывания у себя особого - аутогенного - состояния, использования этого состояния и самостоятельного выхода из него» [21, с. 5]. «Аутогенная» свидетельствует о роли самого занимающегося человека в формировании необходимых изменений, а «тренировка» демонстрирует важность и необходимость систематических упражнений [21].
Аутогенная тренировка, а также сам термин аутотренинг были предложены в 1932 г. немецким врачом Иоганном Генрихом Шульцем (1884-1970 гг.).
И. Г. Шульц работал в качестве дерматолога и параллельно в Институте психологии им. П. Эрлиха во Франкфурте знакомил слушателей с гипнозом. В дальнейшем он заинтересовался психотерапией и подтвердил квалификацию невропатолога, стал работать главным врачом в лечебнице в районе Дрездена. С 1924 г. И. Г. Шульц жил в Берлине и написал почти четыреста различных работ [25].
Анализ дневников самонаблюдения людей, вводившихся в транс с помощью гипноза, позволил И. Г. Шульцу сделать вывод о сочетании физиологических сдвигов с определенными ощущениями. Так, ощущение тяжести возникает при расслаблении мышцы, а ощущение тепла появляется при заполнении кровью сосудов тела. Шульц разработал методику, позволяющую вызывать физиологические изменения в организме, обращая внимание на зачаточные ощущения. Например, углублению расслабления мышц способствует пассивная концентрация внимания на том, что руки, ноги, туловище имеют вес, а приток крови интенсифицируется сосредоточением на теплоте своих рук и ног.
Поводом для разработки аутогенной тренировки послужил эффект постгипнотического внушения. К И. Г. Шульцу обратился молодой человек с жалобой на ежедневно появляющийся волдырь на тыльной стороне руки. Дело в том, что ранее на сеансе публичного гипноза И. Г. Шульц прикладывал к кисти этого человека монету, внушив находящемуся в трансе молодому человеку, что монета горячая. В тот день «фокус» не удался - ожог не появился, и, вероятно, И. Г. Шульц не дал установку на отмену этого эффекта. Именно поэтому в то же самое время, начиная со следующего дня после сеанса, у молодого человека и появлялся ожог, свидетельствующий о возможности внушенных изменений после того, как человек вышел из транса.
Аутогенную тренировку Шульц создал, опираясь на ряд практических и теоретических разработок из разных сфер психотерапии.
В дальнейшем работы Шульца поддержали и расширили его ученики и последователи, в результате чего аутотренинг широко применяется во всем мире. В России распространение аутотренинга началось в пятидесятых годах и связано с фамилиями Н. В. Иванова, М. С. Лебединского и А. М. Свядоща [14].

 

Вопросы и задания


1. Кто был основоположником метода аутогенной тренировки?
2. Что послужило стимулом для разработки аутотренинга?
3. Почему методика названа аутогенной тренировкой?
4. Найдите информацию о том, чем обогатили аутогенную тренировку разработки отечественных ученых.
5. Обоснуйте необходимость занятий психопрофилактикой эмоциональных состояний для студентов.
6. Обоснуйте необходимость занятий психопрофилактикой эмоциональных состояний для учитилей.
7. Напишите как минимум 5 способов снятия психоэмоционального напряжения.

Источник: Удалова, Т. Ю. Эмоциональная саморегуляция с использованием аутогенной тренировки : учеб. пособие / Т. Ю. Удалова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2019. - 70 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.