ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13 Тема: Психология здоровья и здорового образа жизни Цели занятия: 1. Обучающая: сформировать представления о педагогических аспектах деятельности врача, методологических и дидактических основах медико-просветительской (санитарно-просветительской) деятельности, а также психолого-педагогических особенностях обучения пациентов и различных групп населения здоровому образу жизни. 2. Развивающая: способствовать формированию и развитию универсальных компетенций и специальных умений, направленных на освоение педагогических аспектов деятельности врача касающихся формирования у пациентов паттернов поведения, способствующих улучшению здоровья согласно модели обусловленности здоровья и ценностно-социальной модели здоровья. 3. Воспитывающая: побудить интерес к педагогической деятельности с позиций составления проекта здоровьесберегающей программы для пациента и различных групп населения.
Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций: ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу. ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать - содержание нормативных документов МЗ РФ и педагогических рекомендаций по организации медико-просветительской деятельности врача; - теоретические и практические основы психолого-педагогической деятельности врача; - дидактические требования к осуществлению медикопросветительской работы врача и реализации здоровьесберегающих программ для пациентов и отдельных групп населения, включая группы «здоровых» и группы «риска». Обучающиеся должны уметь: - проектировать обучающие программы для пациентов, опираясь на информацию портала «Здоровая Россия» http://www.takzdorovo.ru/; https://www.rosminzdrav.ru/; - проектировать программы, формирующие здоровьесберегающие паттерны поведения, опираясь на ценностно-социальную модель здоровья; - осуществлять целесообразный выбор содержания, форм и методов педагогической работы. Обучающиеся должны владеть: - навыками составления обучающих программ по здоровьесбережению для пациентов и различных групп населения; - приемами использования полученных знаний в познавательной и практической деятельности.
Контроль исходного уровня знаний
Выполните тестовые задания № 45 - 50 (Приложение 1). Глоссарий темы: психология здоровья, здоровьесберегающая программа, модель обусловленности здоровья, здоровье, эмоции, функции эмоций, здоровый образ жизни. Содержание основных понятий Психология здоровья - это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека. Здоровьесберегающая программа - это система воспитательнооздоровительных, медикокоррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия врача и пациента или групп населения Модель обусловленности здоровья (по Лисицину Ю. П.). По модели обусловленности здоровья основными и определяющими факторами являются: образ жизни — 50 - 55%, внешняя среда — 20 - 25 %, генетическая предрасположенность — 15 - 20 %, здравоохранение — 8 - 10 %. Социальная компетентность - это способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности. Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; преамбула Устава ВОЗ). По определению ВОЗ, здоровье человека - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, когда органы и системы организма человека уравновешены с природной и социальной средой, отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты. Здоровье - это состояние, позволяющее человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, вести здоровый образ жизни, т.е. иметь душевное, физическое, материальное и социальное благополучие. Эмоции - психофизиологические комплексы процессов и состояний индивида (человека и высших позвоночных животных), системообразующим компонентом которых является эмоциональное переживание - субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания (радости, страха и т.д.) значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций, их отношения к потребностям и мотивам индивида; как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, а также усиления, ослабления, прекращения или даже нарушения текущей деятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Широкое разнообразие эмоциональных явлений традиционно делится на пять классов: эмоциональный тон ощущений, аффекты, собственно эмоции, чувства и настроения. Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, врожденные гедонические переживания (от греч. Hedone- наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые). В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются так называемые аффекты - особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию). Собственно эмоции вызываются не только актуально воспринимаемыми, но и представляемыми и воображаемыми событиями. В силу идеомоторного характера они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили или произошли в прошлом, причем не только с самим субъектом. Важный этап развития эмоций человека - чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых эмоций. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека. Настроения - длительные изменения общего эмоционального фона. Эмоциональная компетентность - это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Способность к осознанию, пониманию, управлению эмоциями. Контрольные вопросы: 1. Дайте трактовку понятиям «здоровье» и «болезнь». 2. Раскройте и обоснуйте основные параметры холистической (биопсихосоциальной) модели здоровья. 3. В чем особенность ценностно-социальной модели здоровья? 4. Что такое здоровьесберегающая программа? 5. Укажите на роль педагогики и психологии в формировании ценностей здорового образа жизни? Работа на занятие Задание 1. Проанализируйте определения «психологии здоровья» отечественной и зарубежной психологической школы. Психология здоровья - это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья (Дж. Матараццо). Психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения различных психических и психосоматических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям (требованиям) социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жизнью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути. Психология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологических знаний о причинах заболеваний; факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека. Психологию здоровья можно определить как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути (Никифоров Г. С.). Психология здоровья, как наука и практика формируется в конце XX века и оказывает влияние на подходы врачей к лечению пациентов. В 1977 г. Д. Энджел предлагает биопсихосоциалъную модель психического здоровья на смену биомедицинской модели. Автор рекомендуется учитывать и использовать при работе с пациентами комплекс социальных и психологических факторов и выводить пациентов на новый уровень в принятии решений касающихся собственного здоровья.
Биомедицинская модель
|
Биопсихосоциальная
|
|
(холистическая) модель
|
Болезнь либо приходит извне, вызывая физические изменения внутри тела (бактерии, вирусы и др.), либо берет начало изнутри (генетическая предрасположенность, врожденный порок сердца и др.)
|
Человек - сложная система. Болезнь может быть вызвана множеством факторов: биологическими (вирусы, бактерии, структурные дефекты, генетические и др.); психологическими (представления, эмоции, поведение); социальными (нормы поведения, семья, референтные группы, работа, принадлежность к социальному классу, этнической группе и др.)
|
Кто ответственен за болезнь?
Поскольку болезни рассматриваются как возникающие из-за биологических изменений, находящихся вне контроля человека, люди не считаются ответственными за их появление. Они - жертвы некоторых сил, вызывающих в организме болезненные изменения. |
Человек больше не рассматривается как пассивная жертва. Например, осознание роли поведения в возникновении болезни означает то, что на людей может быть возложена ответственность за их здоровье.
|
|
Как следует лечить болезнь?
Лечение рассматривается с позиций вакцинации, химиотерапии, радиотерапии, хирургии и т.д. Все методы направлены на изменение физического состояния тела. |
Лечение должно быть целостным (холистический подход), а не касаться только отдельных болезненных биологических изменений. Это включает и изменение поведения, коррекцию в сфере представлений, формирование стратегии согласия с медицинскими рекомендациями.
|
|
Кто ответственен за лечение?
Ответственность за лечение возлагается на врачей. |
Поскольку лечится целостный индивид, а не только конкретные заболевания его организма, пациент тоже несет ответственность за свое излечение, за изменение собственных представлений и поведения.
|
|
Какое взаимоотношение между здоровьем и болезнью?
Дискретное, взаимоисключающее и т. п. Это означает, что вы либо здоровы, либо больны. Между этими состояниями не может быть ничего другого |
Понятия здоровье и болезнь следует рассматривать как полюсы континуума. На полюсе благополучия - здоровье. На другом полюсе преобладает болезнь, в пределе переходящая в летальный исход. Прибли-
|
|
|
жение к этому полюсу сопровождается нарастанием разрушительных процессов, которые порождают характерные симптомы и недомогания. Люди перемещаются по этому континууму от здоровья к болезни и наоборот
|
Какая связь между психикой и телом?
|
Психика и тело функционируют независимо друг от друга, это две самостоятельные субстанции. Психи-ка не способна повлиять на мозг, органы и т.д., поэтому изменения в теле считаются независимыми от изменений в психике. Болезнь может иметь психологические последствия, но не может быть вызвана психологическими причинами
|
Психика и тело взаимодействуют. Психологические факторы рассматриваются не только как возможные последствия болезни, но и как вносящие вклад в ее этиологию (происхождение)
|
В настоящее время мировая медицинская практика также использует и ценностно-социальную модель здоровья, которая рассматривает здоровье как терминальную и инструментальную ценность. ВОЗ придерживается данной модели. Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус 2018г. подчеркивает: «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения. Хорошее здоровье — это самое ценное, что может быть у каждого человека. Когда люди здоровы, они могут учиться, работать и поддерживать себя и свои семьи. Когда они больны, уже ничего не имеет значения. От этого страдают семьи и сообщества. Поэтому ВОЗ полна решимости обеспечить хорошее здоровье для всех людей». Ценностно-социальная модель здоровья базируется на модели обусловленности здоровья (Лисицин Ю.П.), где показан определяющий фактор здоровья - образ жизни (50 - 55 %). Ценностно-социальная модель здоровья включает в себя отказ от вредных привычек, адекватную физическую активность, рациональное питание, стрессоустойчивость, эмоциональную и социальную компетентность, способность самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства, реализованные и комфортные личностные отношения и др.
Задание 2. Проведите анализ биомедицинской, биопсихосоциальной, ценностно-социальной модели здоровья. Обоснуйте их преимущества и недостатки. В качестве основных задач психологии здоровья, выделяют следующие (Касаткин В. Н.): 1. Оценка роли поведения в этиологии болезней (например, многие виды рака связаны с диетами, курением, потреблением алкоголя, пренебрежением к медицинским обследованиям). 2. Предотвращение нездорового поведения (например, многие не способствующие здоровью способы поведения обусловлены убеждениями, поэтому профилактика может осуществляться посредством воздействия на убеждения). 3. Изучение взаимосвязи между психологией и физиологией (например, ощущение боли может усиливаться из-за тревоги и ослабевать под влиянием возбуждения или других факторов). 4. Оценка роли психологии в переживании болезни (понимание психологических последствий болезни может помочь облегчить клинические проявления заболевания, например, боль, и уменьшить психологическую симптоматику). 5. Изучение роли психологии в лечении болезни (психологические факторы имеют значение как при возникновении болезни, так и при ее лечении: так, изменение поведения и снижение уровня стресса могут снизить риск последующих сердечных приступов). 6. Изучение мотивов поведения человека, ориентирующих его на поддержание здорового поведения и формирование соответствующих паттернов, повышение возможностей саморегуляции, повышение физической активности и т. п. Формирование паттернов поведения, способствующих улучшению здоровья (отказ от курения и злоупотреблением алкоголя, адекватная физическая нагрузка, медицинские обследования и т. п.) является основной задачей здоровьесберегающих программ при работе врача с пациентами и другими группами населения.
Задание 3. Решите ситуационную задачу (ОК-1, ОК-8). Работая в малых группах (4 - 5 человек) спроектируйте для «пациента с вредными привычками» программу формирующую здоровьесберегающие патерны поведения опираясь на ценностно-социальную модель здоровья. При составлении программы особое внимание обратите на: - отказ от курения, наркотиков, злоупотребления алкоголем; - повышение физической активности; - повышение частоты медицинских обследований; - снижение рискованного сексуального поведения; - улучшение психического здоровья; - повышение возможностей саморегуляции; - сбалансированное питание. Подготовьте устную презентацию проекта. Информационный материал для занятия: портала «Здоровая Россия»: - takzdorovo ru; - rosminzdrav ru; - who.in ru; - psyj ournal s ru
Наиболее популярной в психологии здоровья является теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана описывающей механизмы мотивации. Опираясь на традиционное различение внешней и внутренней мотивации, они полагают, что мотивация человека зависит от того, насколько удовлетворяются в деятельности его базовые потребности в автономии и компетентности. Внешние стимулы (угроза наказания, дедлайны) снижают внутреннюю мотивацию, а возможность выбора, напротив, повышает ее. В рамках теории самодетерминации поступки человека понимаются как результат его добровольного решения и совершения выбора. Человек может ощущать себя автономным, будучи мотивирован извне: это происходит, если он присваивает внешние ценности и правила, удовлетворяя при этом свои потребности в автономии и компетентности. Рассматривая различные типы мотивации, Э. Деси и Р. Райан выделяют три формы присвоения внешней мотивации. 1. Интроекция - наименее эффективная форма: внешние требования принимаются, но не интегрируются личностью, продолжая рассматриваться как нечто чуждое; функция контроля переходит к эго и самооценке, что влечет за собой гордость и самовосхваление в случае успеха и стыд, и вину в случае неудачи. 2. Идентификация: человек принимает ценность определенного поведения и добровольно берет на себя ответственность за его регуляцию; он испытывает более сильное чувство автономии и не ощущает давления или контроля. 3. Интеграция: человек интегрирует присвоенные ценности со своим чувством аутентичности, создает включающую их новую идентичность, его поведение максимально «приближается» к автономному. Исследования показывают, что автономная мотивация способствует учебным и спортивным успехам; повышению продуктивности и снижению выгорания на работе; здоровому образу жизни и поведения; эффективным результатам при прохождении психотерапии; повышению психологического благополучия. Формирование мотивации, формирование намерения происходит разными способами - с помощью просвещения, рекламы, положительных примеров, тренингов и т. п.
Задание 4. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1): A. Молодая женщина в расслабленном состоянии еле на веранде дачи. Вдруг вбежала мерзкая лохматая собака и полакала из стакана. Потом вошел любимый муж и попил из этого стакана. Женщина после случившегося долго не могла есть. Б. У молодого человека приступ шейного радикулита с поразительной точностью совпал по времени с женитьбой, против его воли, матери, которую он очень любил и был от нее зависим. B. Молодой человек был призван в армию из неполной семьи. В старшине он встретил не только друга, но и заботливую, снисходительную «маму». За два месяца до окончания срока службы старшину перевели на другое место работы. Оставшись без «мамы», солдат заболел ипохондрией. Итоговый контроль Выполните тестовые задания № 51 - 59 (Приложение 1).
Основная: 1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 384 с. 2. Амиров А.Ф. Педагогические составляющие деятельности врача: учеб.- метод. пособие / А.Ф. Амиров, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2017. — 107 с. 3. Психология здоровья: учеб.для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова.— Санкт-Петербург.: Питер, 2006. — 607 с.
Дополнительная: 1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф.Амиров, З.АБакирова, Е.Е.Липатова [и др.].— Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 91 с. 2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с. 3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 4. Воронцов Д.В. Клиническая психология: учебник / Д.В. Воронцов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 541 с. 5. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний /Под ред. Ющука Н.Д., Маева И.В., Гуревича К.Г. — Москва: Перо, 2012. — 659 с. 6. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Под ред. Г.Н. Царик. — Кемеров, 2012. — 911 с. 7. Касаткин В.Н. Актуальные проблемы психологии здоровья [Электронный ресурс] / В.Н. Касаткин, А.А. Бочавер // Психолого-педагогические исследования. — 2010. № 5. 8. Полин А.В. Психология для медиков: учебник / А.В. Полина. — Москва: Эксмо, 2009. — 256 с. 9. Старшенбаум Г.В. Психосоматика: руководство по диагностике и самопомощи. — Ростов на-Дону: Феникс, 2016. — 251 с.
Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. 4.2. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коныпина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 129 с. |