На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Практикум Психология здоровья и здорового образа жизни
Практикум Психология здоровья и здорового образа жизни
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13
Тема: Психология здоровья и здорового образа жизни
Цели занятия:
1. Обучающая: сформировать представления о педагогических аспектах деятельности врача, методологических и дидактических основах медико-просветительской (санитарно-просветительской) деятельности, а также психолого-педагогических особенностях обучения пациентов и различных групп населения здоровому образу жизни.
2. Развивающая: способствовать формированию и развитию универсальных компетенций и специальных умений, направленных на освоение педагогических аспектов деятельности врача касающихся формирования у пациентов паттернов поведения, способствующих улучшению здоровья согласно модели обусловленности здоровья и ценностно-социальной модели здоровья.
3. Воспитывающая: побудить интерес к педагогической деятельности с позиций составления проекта здоровьесберегающей программы для пациента и различных групп населения.


Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих
компетенций:
ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.
ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.
ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны
знать
- содержание нормативных документов МЗ РФ и педагогических рекомендаций по организации медико-просветительской деятельности врача;
- теоретические и практические основы психолого-педагогической деятельности врача;
- дидактические требования к осуществлению медикопросветительской работы врача и реализации здоровьесберегающих программ для пациентов и отдельных групп населения, включая группы «здоровых» и группы «риска».
Обучающиеся должны уметь:
- проектировать обучающие программы для пациентов, опираясь на информацию портала «Здоровая Россия» http://www.takzdorovo.ru/; https://www.rosminzdrav.ru/;
- проектировать программы, формирующие здоровьесберегающие паттерны поведения, опираясь на ценностно-социальную модель здоровья;
- осуществлять целесообразный выбор содержания, форм и методов педагогической работы.
Обучающиеся должны владеть:
- навыками составления обучающих программ по здоровьесбережению для пациентов и различных групп населения;
- приемами использования полученных знаний в познавательной и практической деятельности.


Контроль исходного уровня знаний


Выполните тестовые задания № 45 - 50 (Приложение 1).
Глоссарий темы: психология здоровья, здоровьесберегающая программа, модель обусловленности здоровья, здоровье, эмоции, функции эмоций, здоровый образ жизни.
Содержание основных понятий
Психология здоровья - это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека.
Здоровьесберегающая программа - это система воспитательнооздоровительных, медикокоррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия врача и пациента или групп населения
Модель обусловленности здоровья (по Лисицину Ю. П.). По модели обусловленности здоровья основными и определяющими факторами являются: образ жизни — 50 - 55%, внешняя среда — 20 - 25 %, генетическая предрасположенность — 15 - 20 %, здравоохранение — 8 - 10 %.
Социальная компетентность - это способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности.
Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; преамбула Устава ВОЗ).
По определению ВОЗ, здоровье человека - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, когда органы и системы организма человека уравновешены с природной и социальной средой, отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты. Здоровье - это состояние, позволяющее человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, вести здоровый образ жизни, т.е. иметь душевное, физическое, материальное и социальное благополучие.
Эмоции - психофизиологические комплексы процессов и состояний индивида (человека и высших позвоночных животных), системообразующим компонентом которых является эмоциональное переживание - субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания (радости, страха и т.д.) значимости (ценности) воспринимаемых или представляемых ситуаций, их отношения к потребностям и мотивам индивида; как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически и экстренно происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, а также усиления, ослабления, прекращения или даже нарушения текущей деятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Широкое разнообразие эмоциональных явлений традиционно делится на пять классов: эмоциональный тон ощущений, аффекты, собственно эмоции, чувства и настроения.
Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, врожденные гедонические переживания (от греч. Hedone- наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые).
В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются так называемые аффекты - особый вид эмоциональных явлений, отличающихся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации (напр., бегство, агрессию).
Собственно эмоции вызываются не только актуально воспринимаемыми, но и представляемыми и воображаемыми событиями. В силу идеомоторного характера они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили или произошли в прошлом, причем не только с самим субъектом.
Важный этап развития эмоций человека - чувства, которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых эмоций. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека.
Настроения - длительные изменения общего эмоционального фона.
Эмоциональная компетентность - это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Способность к осознанию, пониманию, управлению эмоциями.

Контрольные вопросы:
1. Дайте трактовку понятиям «здоровье» и «болезнь».
2. Раскройте и обоснуйте основные параметры холистической (биопсихосоциальной) модели здоровья.
3. В чем особенность ценностно-социальной модели здоровья?
4. Что такое здоровьесберегающая программа?
5. Укажите на роль педагогики и психологии в формировании ценностей здорового образа жизни?

Работа на занятие
Задание 1. Проанализируйте определения «психологии здоровья» отечественной и зарубежной психологической школы.
Психология здоровья - это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья (Дж. Матараццо).
Психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения различных психических и психосоматических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям (требованиям) социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жизнью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути. Психология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологических знаний о причинах заболеваний; факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека. Психологию здоровья можно определить как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути (Никифоров Г. С.).
Психология здоровья, как наука и практика формируется в конце XX века и оказывает влияние на подходы врачей к лечению пациентов. В 1977 г. Д. Энджел предлагает биопсихосоциалъную модель психического здоровья на смену биомедицинской модели. Автор рекомендуется учитывать и использовать при работе с пациентами комплекс социальных и психологических факторов и выводить пациентов на новый уровень в
принятии решений касающихся собственного здоровья.

Биомедицинская модель

Биопсихосоциальная

 

(холистическая) модель

Что вызывает болезнь?

Болезнь либо приходит извне, вызывая физические изменения внутри тела (бактерии, вирусы и др.), либо берет начало изнутри (генетическая предрасположенность, врожденный порок сердца и др.)

Человек - сложная система. Болезнь может быть вызвана множеством факторов: биологическими (вирусы, бактерии, структурные дефекты, генетические и др.); психологическими (представления, эмоции, поведение); социальными (нормы поведения, семья, референтные группы, работа, принадлежность к социальному классу, этнической группе и др.)

 

Кто ответственен за болезнь?


Поскольку болезни рассматриваются как возникающие из-за биологических изменений, находящихся вне контроля человека, люди не считаются ответственными за их появление. Они - жертвы некоторых сил, вызывающих в организме болезненные изменения.

Человек больше не рассматривается как пассивная жертва. Например, осознание роли поведения в возникновении болезни означает то, что на людей может быть возложена ответственность за их здоровье.

 

Как следует лечить болезнь?


Лечение рассматривается с позиций вакцинации, химиотерапии, радиотерапии, хирургии и т.д. Все методы направлены на изменение физического состояния тела.

Лечение должно быть целостным (холистический подход), а не касаться только отдельных болезненных биологических изменений. Это включает и изменение поведения, коррекцию в сфере представлений, формирование стратегии согласия с медицинскими рекомендациями.

 

Кто ответственен за лечение?


Ответственность за лечение возлагается на врачей.

Поскольку лечится целостный индивид, а не только конкретные заболевания его организма, пациент тоже несет ответственность за свое излечение, за изменение собственных представлений и поведения.

 

Какое взаимоотношение между здоровьем и болезнью?


Дискретное, взаимоисключающее и т. п. Это означает, что вы либо здоровы, либо больны. Между этими состояниями не может быть ничего другого

Понятия здоровье и болезнь следует рассматривать как полюсы континуума. На полюсе благополучия - здоровье. На другом полюсе преобладает болезнь, в пределе переходящая в летальный исход. Прибли-

 

жение к этому полюсу сопровождается нарастанием разрушительных процессов, которые порождают характерные симптомы и недомогания. Люди перемещаются по этому континууму от здоровья к болезни и наоборот

Какая связь между психикой и телом?

Психика и тело функционируют независимо друг от друга, это две самостоятельные субстанции. Психи-ка не способна повлиять на мозг, органы и т.д., поэтому изменения в теле считаются независимыми от изменений в психике. Болезнь может иметь психологические последствия, но не может быть вызвана психологическими причинами

Психика и тело взаимодействуют. Психологические факторы рассматриваются не только как возможные последствия болезни, но и как вносящие вклад в ее этиологию (происхождение)

В настоящее время мировая медицинская практика также использует и ценностно-социальную модель здоровья, которая рассматривает здоровье как терминальную и инструментальную ценность. ВОЗ придерживается данной модели. Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус 2018г. подчеркивает: «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения. Хорошее здоровье — это самое ценное, что может быть у каждого человека. Когда люди здоровы, они могут учиться, работать и поддерживать себя и свои семьи. Когда они больны, уже ничего не имеет значения. От этого страдают семьи и сообщества. Поэтому ВОЗ полна решимости обеспечить хорошее здоровье для всех людей».
Ценностно-социальная модель здоровья базируется на модели обусловленности здоровья (Лисицин Ю.П.), где показан определяющий фактор здоровья - образ жизни (50 - 55 %).
Ценностно-социальная модель здоровья включает в себя отказ от вредных привычек, адекватную физическую активность, рациональное питание, стрессоустойчивость, эмоциональную и социальную компетентность, способность самореализации; умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства, реализованные и комфортные личностные отношения и др.


Задание 2. Проведите анализ биомедицинской, биопсихосоциальной, ценностно-социальной модели здоровья. Обоснуйте их преимущества и недостатки.
В качестве основных задач психологии здоровья, выделяют следующие (Касаткин В. Н.):
1. Оценка роли поведения в этиологии болезней (например, многие виды рака связаны с диетами, курением, потреблением алкоголя, пренебрежением к медицинским обследованиям).
2. Предотвращение нездорового поведения (например, многие не способствующие здоровью способы поведения обусловлены убеждениями, поэтому профилактика может осуществляться посредством воздействия на убеждения).
3. Изучение взаимосвязи между психологией и физиологией (например, ощущение боли может усиливаться из-за тревоги и ослабевать под влиянием возбуждения или других факторов).
4. Оценка роли психологии в переживании болезни (понимание психологических последствий болезни может помочь облегчить клинические проявления заболевания, например, боль, и уменьшить психологическую симптоматику).
5. Изучение роли психологии в лечении болезни (психологические факторы имеют значение как при возникновении болезни, так и при ее лечении: так, изменение поведения и снижение уровня стресса могут снизить риск последующих сердечных приступов).
6. Изучение мотивов поведения человека, ориентирующих его на поддержание здорового поведения и формирование соответствующих паттернов, повышение возможностей саморегуляции, повышение физической активности и т. п.
Формирование паттернов поведения, способствующих улучшению здоровья (отказ от курения и злоупотреблением алкоголя, адекватная физическая нагрузка, медицинские обследования и т. п.) является основной задачей здоровьесберегающих программ при работе врача с пациентами и другими группами населения.


Задание 3. Решите ситуационную задачу (ОК-1, ОК-8).
Работая в малых группах (4 - 5 человек) спроектируйте для «пациента с вредными привычками» программу формирующую здоровьесберегающие патерны поведения опираясь на ценностно-социальную модель здоровья.
При составлении программы особое внимание обратите на:
- отказ от курения, наркотиков, злоупотребления алкоголем;
- повышение физической активности;
- повышение частоты медицинских обследований;
- снижение рискованного сексуального поведения;
- улучшение психического здоровья;
- повышение возможностей саморегуляции;
- сбалансированное питание.
Подготовьте устную презентацию проекта.
Информационный материал для занятия: портала «Здоровая Россия»:
- takzdorovo ru;
- rosminzdrav ru;
- who.in ru;
- psyj ournal s ru


Наиболее популярной в психологии здоровья является теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана описывающей механизмы мотивации. Опираясь на традиционное различение внешней и внутренней мотивации, они полагают, что мотивация человека зависит от того, насколько удовлетворяются в деятельности его базовые потребности в автономии и компетентности. Внешние стимулы (угроза наказания, дедлайны) снижают внутреннюю мотивацию, а возможность выбора, напротив, повышает ее. В рамках теории самодетерминации поступки человека понимаются как результат его добровольного решения и совершения выбора. Человек может ощущать себя автономным, будучи мотивирован извне: это происходит, если он присваивает внешние ценности и правила, удовлетворяя при этом свои потребности в автономии и компетентности. Рассматривая различные типы мотивации, Э. Деси и Р. Райан выделяют три формы присвоения внешней мотивации.
1. Интроекция - наименее эффективная форма: внешние требования принимаются, но не интегрируются личностью, продолжая рассматриваться как нечто чуждое; функция контроля переходит к эго и самооценке, что влечет за собой гордость и самовосхваление в случае успеха и стыд, и вину в случае неудачи.
2. Идентификация: человек принимает ценность определенного поведения и добровольно берет на себя ответственность за его регуляцию; он испытывает более сильное чувство автономии и не ощущает давления или контроля.
3. Интеграция: человек интегрирует присвоенные ценности со своим чувством аутентичности, создает включающую их новую идентичность, его поведение максимально «приближается» к автономному. Исследования показывают, что автономная мотивация способствует учебным и спортивным успехам; повышению продуктивности и снижению выгорания на работе; здоровому образу жизни и поведения; эффективным результатам при прохождении психотерапии; повышению психологического благополучия. Формирование мотивации, формирование намерения происходит разными способами - с помощью просвещения, рекламы, положительных примеров, тренингов и т. п.


Задание 4. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1):
A. Молодая женщина в расслабленном состоянии еле на веранде дачи. Вдруг вбежала мерзкая лохматая собака и полакала из стакана. Потом вошел любимый муж и попил из этого стакана. Женщина после случившегося долго не могла есть.
Б. У молодого человека приступ шейного радикулита с поразительной точностью совпал по времени с женитьбой, против его воли, матери, которую он очень любил и был от нее зависим.
B. Молодой человек был призван в армию из неполной семьи. В старшине он встретил не только друга, но и заботливую, снисходительную «маму». За два месяца до окончания срока службы старшину перевели на другое место работы. Оставшись без «мамы», солдат заболел ипохондрией.
Итоговый контроль
Выполните тестовые задания № 51 - 59 (Приложение 1).


Основная:
1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В.А. Ананьев. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 384 с.
2. Амиров А.Ф. Педагогические составляющие деятельности врача: учеб.- метод. пособие / А.Ф. Амиров, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2017. — 107 с.
3. Психология здоровья: учеб.для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова.— Санкт-Петербург.: Питер, 2006. — 607 с.


Дополнительная:
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф.Амиров, З.АБакирова, Е.Е.Липатова [и др.].— Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 91 с.
2. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с.
3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.
4. Воронцов Д.В. Клиническая психология: учебник / Д.В. Воронцов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 541 с.
5. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний /Под ред. Ющука Н.Д., Маева И.В., Гуревича К.Г. — Москва: Перо, 2012. — 659 с.
6. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Под ред. Г.Н. Царик. — Кемеров, 2012. — 911 с.
7. Касаткин В.Н. Актуальные проблемы психологии здоровья [Электронный ресурс] / В.Н. Касаткин, А.А. Бочавер // Психолого-педагогические исследования. — 2010. № 5.
8. Полин А.В. Психология для медиков: учебник / А.В. Полина. — Москва: Эксмо, 2009. — 256 с.
9. Старшенбаум Г.В. Психосоматика: руководство по диагностике и самопомощи. — Ростов на-Дону: Феникс, 2016. — 251 с.

Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. 4.2. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коныпина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 129 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.