На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Отчет по педагогической практике - План- конспект урока на тему:
Отчет по педагогической практике - План- конспект урока на тему:
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Отчет по педагогической практике
План- конспект урока на тему:
Психолого-педагогические анализы занятий
Отчеты о проведении исследовательской работы
Анализ собственной практической и исследовательской деятельности
Все страницы

 

План- конспект урока на тему: "Вредные привычки"
Дата: 07.03.2013.
Класс: 5-7 класс.
Тема занятия: Вредные привычки.
Тип занятия: урок в виде презентации (Приложение №3).
Форма проведения:
Фронтальное обсуждение проблемы, коллективное обсуждение
Методы: беседа, дискуссия.
Оборудование:
Компьютер, проектор, доска с магнитами, речевые таблицы с нотированием.
Цель занятия:
а) образовательные: познакомить с привычками, вредными для здоровья.
б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;
в) воспитывающие: воспитывать умения сотрудничать в группе, слушать товарищей, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи занятия:
1. Нарисовать картину: как меняется человек под воздействием вредных привычек, каковы их отрицательные последствия для здоровья человека, его жизни, детей, которые появятся у него в будущем;
2. Формировать у обучающихся стойкую неприязнь к вредным привычкам, осознанную привычку не курить, не принимать алкогольные напитки, не употреблять наркотические вещества;
3. обучение самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы;
4.развитие умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности;
5.развивать мышление, творческие способности.

Список литературы:
1. Алексеев, Д.В. "Вредные привычки, их
негативное воздействие"/ Д. В. Алексеев. – М.: 2003 -66с;

2. Асмолов, А.Г. "Психология личности"/А. Г. Асмолов. - М.: Филин, 1990- 123с;

3. Асимов, Д.П. "Как избавиться от пагубных
Пристрастий"/ Д. П. Асимов. – М.: Агро, 2004-233с;

4. Бабич,Т.А. "Вредные привычки и
реабилитационная работа с подростками"/Т. А. Бабич.- М.: Агро, 2000-132с;

5. Байярд , Р.Т." Ваш беспокойный
подросток: Практическое руководство
для отчаявшихся родителей"/ Р.Т. Байярд.- М.: 2005-125с;

6. Божович,Л. И. "Личность и ее формирование
в детском возрасте"/ Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1998-223с;

7. Выготский,Л. С. "Избранные психологические исследования "/ Л, С. Выготский.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1986-325с;

8. Ковалев, А. Г. "Психология личности"/ А. Г. Ковалёв.-
М.: Просвещение, 1990-225с;

9. Леонтьев, А. Н. "Проблемы развития
Психики"/ А. Н. Леонтьев.- М.: Изд-во МГУ, 1992-332с.

План проведения занятия
1. Организационный момент(5 мин.);
2. Изучение нового материала(20мин.);
3. Закрепление материала(10 мин);
4. подведения итогов(5 мин)
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Михайловна.
Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему. Темой сегодняшнего урока является «Вредные привычки». Мы с вами должны обсудить, что такое вредные привычки, какие виды вредных привычек бывают и как они действую на организм.
Прежде чем начать сегодняшний урок, я предлагаю вам определить ваше эмоциональное состояние.
Ребята, вам предлагаются смайлики разного цвета (красный, желтый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и покажите мне его. Подсчёт выбранных жетонов по цвету. Результаты вывешиваются.
(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).
Ребята, вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, понимаете какую опасность, таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

Девизом нашего занятия станут слова:
Я умею думать, умею рассуждать,
Что полезно для здоровья буду выбирать.

Ребята, давайте подумаем, от каких факторов зависит наше здоровье?
Конечно же, многое зависит и от нас, от того какие привычки у нас преобладают.
- Какие бывают привычки? (ответы детей)
- Ребята, какие вредные привычки наиболее опасно влияют на здоровье человека? (алкоголь, курение, наркотики, токсикомания)
Курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков называют вредными привычкам. Этим подчёркивается их пагубное влияние на здоровье человека. Вредные привычки всё больше находят распространение в подростковой среде.
Проблема табакокурения – является, безусловно, болезненной проблемой в нашей стране. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в нашей стране курит почти треть всего населения в возрасте от 15 лет и старше. Желание полностью и навсегда покончить с курением - это непременное условие для избавления от табачной зависимости. Кроме того, успех лечения зависит от силы воли пациента. Табачная зависимость - это болезненный процесс, требующий длительного лечения. Это очень трудное испытание, но курильщик должен знать о вредном влиянии табака на свое здоровье и на здоровье окружающих.
Проблема алкоголизма – одна из актуальных проблем для нашего общества.
Нельзя мириться с прогрессирующим распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей и экономике государства. Увеличение потребления спиртных напитков неизбежно ведёт к росту числа больных алкоголизмом, что ещё более увеличивает материальные и нравственные потери отдельных лиц.
Проблема наркомании – динамическое явление. Её существование подчиняется двум основным законам. Согласно первому из них, чем более терпимо относится общество к потребителям наркотиков, тем чаще психически нормальные люди вовлекаются в одурманивание. По второму закону у человека, живущего среди наркоманов, больше шансов стать потребителем наркотиков, чем у человека, живущего в трезвом обществе. Сегодня мы имеем и вынужденную терпимость к потребителям наркотиков, и сосуществование с ними в одном обществе.
Наша сегодняшняя надежда на приостановление проблемы наркотизма возлагается на меры. Первой из таких мер является своевременное выявление потребителей наркотиков и токсичных средств. Другой важной мерой будет служить профилактика. И третья мера – обучение населения вести здоровый образ, даже если рядом имеются люди, потребляющие алкоголь, наркотики, токсичные вещества.
Обратимся более подробно к описанию вредных привычек.
Привычка курения, которой так бравируют друг перед другом подростки, утверждаясь в своей среде, вредна для всех органов и систем, но особенно вредна она для нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Токсические вещества, содержащиеся в табачном дыме, оказывают пагубное воздействие на ткань мозга, от чего не могут не страдать функции мозга. Эти вещества вызывают повышенную утомляемость нервной системы, отрицательно влияют на скорость проведения нервных импульсов. Поэтому привычка курения весьма негативно сказывается на работоспособности - а значит, и на успеваемости подростка.
Химические вещества, которые присутствуют в табачном дыме, оказывают вредное влияние на кровеносные сосуды. От этого в организме курящего подростка повышается артериальное давление, начинает страдать сердце - оно работает с повышенной нагрузкой, быстрее изнашивается, могут иметь место аритмии. Табачный дым раздражает слизистую оболочку, выстилающую бронхи, воздействует на эту оболочку высушивающе, и та реагирует выделением повышенного количества слизи. В результате у подростка появляется характерный кашель курильщика с обильным количеством мокроты. Особенно силен кашель по утрам - когда возникает необходимость избавиться от мокроты, скопившейся в бронхах за ночь. У подростка, который постоянно кашляет, страдает горло, поскольку струя воздуха при кашле часто ударяет в стенки гортаноглотки и ротоглотки. В слизистой оболочке бронхов и в легочной ткани постепенно (от сигареты к сигарете) накапливаются смолы. Эти смолы придают дыханию неприятный табачно-гнилостный запах.
Кроме того, табачный дым пагубно воздействует на иммунную систему. У подростка, имеющего привычку курить, по сравнению с другими подростками снижена сопротивляемость организма, поэтому он чаще болеет инфекционными, - в частности простудными, - заболеваниями.
У курящего подростка быстро разрушается эмаль зубов, поэтому он страдает от кариеса.
Так как в табачном дыме содержится не менее полусотни различных веществ, курящий подросток рискует в свое время пополнить ряды онкологических больных.
Никотин, содержащийся в дыме табака, - наркотическое вещество. К нему довольно быстро возникает привыкание. И избавиться от никотиновой зависимости бывает очень нелегко - особенно подростку, который в своем нежном возрасте еще не может положиться на крепкую волю, который еще не имеет устойчивого навыка достижения поставленной цели.
Следует знать, что в табачном дыме содержится немало угарного газа. Это вещество, попав в кровь, ведет себя агрессивно - отнимает у тканей кислород. Поэтому у подростка, прикуривающего сигарету за сигаретой, возникает в тканях организма состояние, именуемое кислородным голоданием. Это очень опасное состояние - особенно для организма, который еще находится на стадии развития.
Алкоголь – это вид наркотика. В нашей стране ежегодно 420 тысяч человек умирают от отравления алкоголем.
Спиртное может находиться в красивой бутылке с яркой этикеткой и выглядеть привлекательно, но это в первую очередь наркотик.
Всем известны особенности поведения пьяного человека. Алкоголь действует как депрессант, поэтому после употребления алкоголя притупляется способность ясно мыслить, снижается самоконтроль, нарушается координация движений, затрудняется речь. Попадая в кровь, алкоголь очень быстро разносится по всему организму, оказывая в особенности сильное разрушающее воздействие на головной мозг.
Кроме головного мозга, поражаются также печень, сердце, желудок. Вообще, нет такого органа, который бы не страдал от употребления алкоголя. Потерей контроля над мышечными функциями и появлением галлюцинаций характеризуется белая горячка. Употребление алкоголя во время беременности часто становится причиной психических и физических нарушений будущего ребенка.
Даже малые дозы алкоголя ослабляют восприятие, снижают внимание, сосредоточенность, замедляют скорость реакции на внешние воздействия. Причем, сам водитель зачастую не отдает себе в этом отчета, ему может казаться, что он чувствует себя нормально. Алкоголь приводит к агрессивным действиям по отношению к окружающим людям. Алкоголь сильно понижает трудоспособность человека и увеличивает количество прогулов. Нередко можно наблюдать людей, которые из-за пристрастия к алкоголю потеряли все, что у них было, и стали людьми без дома, без друзей, без цели жизни. Человек может думать, что он свободен, принимать решения и всегда сможет проконтролировать количество выпитого спиртного. Конечно, свобода существует. Но алкоголь – это опасный наркотик.
Наркомания (от греч. nark – оцепенение, mania – безумие, страсть) – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости потребителя от нар¬котиков, постепенно приводящей к разрушению его организма.
Потребление наркотических средств, аналогично потребле¬нию алкоголя и табака: все эти вещества относят к «вредным благам», поскольку они дают потребителю субъективное ощущение удовольствия, но в то же время наносят его организму вред. Наркопотребление может происходить не только «ради наслаждения», но быть рекомендованным врачом в качестве лекарственного средства (как болеутоляющее, снотворное, психостимулятор). Если потребление наркотиков происходит регулярно, то в организме потребителя происходят изменения, в результате которых постепенно формируется физическая или психическая зависимость от наркотиков. В результате этого потребление наркотиков становится необходимым, чтобы снять болезненные ощущения («ломку»). Состояние, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме наркотиков, называют наркоманией. Наркотизм же – это социальное явление, выражающееся в потреблении некоторой частью населения наркотических средств и соответствующих последствиях. Впрочем, часто понятием «наркомания» обозначают как индивидуальное состояние потребителя наркотиков, так и массовое наркопотребление.
Наркотики приносят вред, прежде всего здоровью наркомана. Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Отравление организма становится причиной отравления внутренних органов, особенно печени и почек. Самая распространенная болезнь среди наркоманов - гепатит. Отсутствие наркотика ведет к раздражительности и нервозности, появляется сильное беспокойство. За последний год количество ВИЧ-инфицированных увеличилось в 6 раз.
Алкоголь, табак, наркотики – самый коварный враг человечества. Главная опасность вредных привычек в том, что после приёма появляется не преодолимая тяга к повторному их употреблению. Но человек не понимает, что он становится зависимым от алкоголя, табака и наркотиков, и он не думает о смертельно опасных последствиях, которые таят в себе вредные привычки.
В наше время проблема вредных привычек является одной из важнейших. И пока люди не поймут сущность этой проблемы, наше общество будет утопать во мраке – «алкоголя», «наркотиков», «табака»…

План- конспект урока на тему: "Память"
Дата: 09.03.2013.
Класс: 2 класс.
Тема занятия: Память.
Тип занятия: урок в виде презентации (Приложение №4).
Форма проведения:
Фронтальное обсуждение проблемы, коллективное обсуждение.
Методы: беседа, дискуссия.
Оборудование:
Компьютер, проектор, доска с магнитами, речевые таблицы с нотированием.
Цели занятия:
1. образовательные: познакомить с видами памяти.
2. развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать
3. воспитывающие: воспитать умения работать в группе.
Задачи занятия:
1. Познакомить с понятием "память".
2. Познакомить с "типами" памяти.
3. Способствовать развитию "когнитивных" процессов.
Список литературы:
1. Блонский, П. П. "Память и мышление"/ П.П. Блонский.-М.:Цицеро,1979-234с.
2. Гарибян, С.А. "Школа памяти"/С.А. Гарибян.-М.: Цицеро, 1992- 64с.
3. Гиппенрейтер, Ю.Б." Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти"/ Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во МГУ, 1980- 480с.
4. Леонтьев, А.Н. "Логическая и механическая память" / А.Н. Леонтьев.-М.:ЧеРо, 2000г – 670с.
5. Лурия, А.Р."Маленькая книжка о большой памяти"/А.Р. Лурия. - М.: Эйдос, 1994г – 296с.
6. Лурия, А. Р. "Внимание и память"/ А. Р. Лурия.-М.: 1975-234с.
7. Рубинштейн, С. Л."Основы общей психологии"/ С. Л. Рубинштейн. - М.: Юнеско, 1989-235с.
8. Уотсон, Д. "Удерживание видимых телесных навыков, или память"/ Д. Уотсон.- М.: ЧеРо, 2000г-269с.

Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Михайловна.
Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему. Темой сегодняшнего урока является «Память». Мы с вами должны обсудить, что такое память, какие виды памяти существуют и как развить их у себя.
Память- это запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Рассмотрим основные виды памяти.
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
- от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).
- от приемов заучивания (механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.)
- логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;
- образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
- мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации.
Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
К основным механизмам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит "запечатление", закрепление новой информации посредством ее кодирования и связывания с приобретенным ранее опытом. Наиболее эффективным способом запоминания является осмысленное запоминание (образование логических связей между объектами восприятия). Очень важна установка на запоминание — цель, которую ставит человек перед собой. Целенаправленное, преднамеренное запоминание есть необходимое условие любой деятельности. На запоминание влияют особенности и состояния личности запоминающего: его отношения к запоминаемому материалу (интерес, познавательная потребность, активность в процессе запоминания, осознание значимости запоминаемого для своей деятельности).
Сохранение – это процесс удержания информации в памяти, ее переработки и преобразования.
Воспроизведение – это актуализация в сознании ранее свормированного психологического содержания. Формы воспроизведения:
- узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
- воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
- припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации.
Забывание – естественный процесс. Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям.
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести.
Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня.
Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации; 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание небольших объемов с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации по истечении некоторого времени.
Ребята, давайте подведём итог нашему уроку!
Что мы подразумеваем под памятью?
Мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.