На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Отчет по педагогической практике - Отчеты о проведении исследовательской работы
Отчет по педагогической практике - Отчеты о проведении исследовательской работы
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Отчет по педагогической практике
План- конспект урока на тему:
Психолого-педагогические анализы занятий
Отчеты о проведении исследовательской работы
Анализ собственной практической и исследовательской деятельности
Все страницы

 

Отчет о проведении исследовательской работы по теме:
«Уровень тревожности у слабослышащих школьников старшего звена»

Целью работы является- исследование школьной тревожности в условиях образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
2. провести диагностику тревожности детей школьного возраста;
3. исследовать факторы, влияющие на возникновение школьной тревожности с помощью теста Филипса;
4. дать рекомендации и советы по проведению профилактической работы по преодолению школьной тревожности.
Объект исследования – проявление школьной тревожности в процессе обучения детей школьного возраста.
Предмет исследования – причины возникновения школьной тревожности у детей школьного возраста.
Опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет". Может проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Инструкция: "Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет".
Обработка результатов:
При обработке результатов выделяют номера вопросов, ответы на которые не совпадают с ключом, это проявления тревожности. При анализе результатов подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту, если оно больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если выше 70%, то можно говорить об очень высокой тревожности.
2. Анализируется число совпадение по каждому из 8 факторов тревожности выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется, так же как и в 1 случае, анализируется общее внутреннее состояние школьника, определяющееся наличием тех или иных тревожащих факторов и их количеством.
Ключ:
При совпадении с ключом ставится 1 балл.
№фак-
тора Наименование фактора Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;
2. Переживание социального стресса 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45;
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26;
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17,22;
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14,18,23,28;
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32.35.41.44.47.

1. ─ 11. + 21. ─ 31. ─ 41. + 51. ─
2. ─ 12. ─ 22. + 32. ─ 42. ─ 52. ─
3. ─ 13. ─ 23. ─ 33. ─ 43. + 53. ─
4. ─ 14. ─ 24. + 34. ─ 44. + 54. ─
5. ─ 15. ─ 25. + 35. + 45. ─ 55. ─
6. ─ 16. ─ 26. ─ 36. + 46. ─ 56. ─
7. ─ 17. ─ 27. ─ 37. ─ 47. ─ 57. ─
8. ─ 18. ─ 28. ─ 38. + 48. ─ 58. ─
9. ─ 19. ─ 29. ─ 39. + 49. ─
10. ─ 20. + 30. + 40. ─ 50. ─


Результаты:
1) Число несовпадений знаков ("+" - да, "-" - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%). Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Было проведено экспериментальное исследование тревожности у детей школьного возраста с помощью методики определения школьной тревожности Филлипса.
В нашем исследовании принимали участие 3 детей школьного возраста.
При проведении данной методики, было выявлено, что у всех детей обучающихся в 7 классе низкий уровень тревожности.
Результаты обработки и бланки ответов в приложении №5.

Отчет о проведении исследовательской работы по теме: «Уровень самооценки у слабослышащих школьников младшего звена »

Цель исследования: изучить особенности самооценки и уровень притязания у слабовидящих подростков»
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности самооценки у слабовидящих подростков;
2. Исследовать уровня притязаний у слабовидящих подростков;
3. Найти расхождение между уровнем притязаний и самооценкой;
4. Сделать вывод.
Объект исследования: самооценка подростков
Предмет исследования: самооценка у подростков с нарушением зрения
Исследование проводилось в группе слабослышащих детей младшего звена, обучающихся в специальной коррекционной общеобразовательной школе. В исследовании участвовало 7 человек, 3 девочки и 4 мальчика. Возраст детей 9-10 лет.
При проведении исследования была применена методика изучения самооценки (Т. Дембо — С. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан).
Исследование проводилось в несколько этапов:
- организационный этап - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых, изучение литературы по данной проблеме;
- исследовательский этап - исследование особенностей самооценки и уровня притязаний слабослышащих детей;
- аналитический этап эксперимента – анализ полученных данных, формирование выводов, подтверждение либо опровержение гипотезы.
Для исследования выбрана диагностическая методика Дембо-Рубинштейна. Она используется для выявления самооценки и уровня притязаний обследуемого.
Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др.
Уровень развития каждого качества стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией. Нижняя точка символизирует самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее.
Предлагается семь таких линий, они обозначают:
1 Здоровье;
2 Ум, способности;
3 Характер;
4 Авторитет;
5 Умение много делать своими руками;
6 Внешность;
7 Уверенность в себе.
Обследуемому предлагался бланк, содержащий 7 вертикальных шкал (по 10 делений в каждой) и инструкцию следующего содержания: «на каждой линии чертой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.
После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя».
При обработке одно деление шкалы принимается за 10 баллов.
Уровень самооценки вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней точки до черты (-). Аналогично, уровень притязаний вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней точки до крестика (х). Значение самооценки притязаний определяется по следующей таблице:
Таблица1. Характеристика самооценки и уровня притязаний
Параметр Количественная характеристика в баллах
Низкий Средний Высокий Очень высокий
Уровень притязаний(У. П.) Менее 60 60 - 74 75-89 90-100
Самооценка (С) Менее 45 45-59 60-75 75-100

Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний определяется как арифметическая разность между этими показателями. Выделяются следующие значения расхождения между самооценкой и уровнем притязаний:
- слабое расхождение - от 0 до 7 баллов;
- умеренное расхождение - от 8 до 22 баллов;
- сильное расхождение - более 22 баллов.
Самооценка - оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Уровень притязаний должен быть выше самооценки, так как это стимулирует развитие личности.
При обработке результатов было выявлено, что 7 детей имеют завышенную самооценку, что может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
Также при обработке было выявлено, что 7 школьников имеют результат менее 60 баллов, что свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.
Результаты обработки и бланки ответов в приложении №6.

Отчет о проведении исследовательской работы по теме: «Уровень самооценки у слабослышащих школьников среднего звена»

Цель данного исследования:
Изучение особенностей самооценки детей школьного возраста.
Задачи диагностической работы:
1. подобрать диагностические методики;
2. провести диагностику;
3. обработать полученные результаты;
4. оформить протоколы исследования;
5. сделать выводы.
Объект исследования:
Личностная сфера школьника.
Предмет исследования:
Особенности самооценки школьника.
Вывод:
Самооценка рассмотрена как психологическая категория. –
Выявлены особенности самооценки школьников.
Рассмотрены особенности самооценки. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов:
-Когнитивный;
-Оценочный;
- Поведенческий;
Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.
Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. Многие исследователи отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие. В практической работе проведено диагностическое исследование в 5-7 классах с использованием методики: направленной на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).
Результаты показали, каков уровень их самооценки на данный момент.
Нормальный и высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего возраста, так как он связан, в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценками родителей и учителей.
Низкий уровень самооценки является возрастной нормой для среднего подросткового возраста. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. Исследование выборки школьников показало присутствие групп с различной самооценкой в одном классе.
Результаты обработки и бланки ответов в приложении №7.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.