Рабочая программа практики
Лекции и практикум по психологии - Психолого-педагогическая практика

Цели практики

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, проводится в конце первого года обучения студентов, представляет собой лексикографическую практику и предполагает приобретение студентами практических навыков анализа и самостоятельного словарного представления различных аспектов содержания и формы лексических единиц в соответствии с основными принципами теории лексикографии и механизмами реализации этих принципов в основных существующих словарях современного русского языка.


Целями практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности являются:
– расширение и углубление знаний студентов в области лексикографии;
– практическое изучение лексикографической традиции;
– овладение актуальными методиками, принципами и механизмами сбора лексикографического материала, составления словарей и усовершенствования способов представления лексикографического материала, обусловленными потребностями современного общества.

Задачи практики

Основными задачами практики по получению первичных
профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности являются следующие:
учебные:
– актуализация, расширение и углубление теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплин «Русская литература и культура», «Введение в литературоведение», «Введение в языкознание», «Лексикография и терминография» «Изучение языковых единиц в прагматическом аспекте».
– ознакомление студентов с содержанием и современными методами сбора лексикографических материалов, теоретической и практической лексикографии;
– наблюдение над современным состоянием лексикографии, углубление знаний по лексикографии, расширение представлений о специфике бытования слова.
профессиональные:
– приобретение практических навыков работы с разными типами текстов и словарей, необходимых для таких видов профессиональной деятельности, как преподавание русского языка, лингвистическая экспертиза, анализ и редактирование текстов, работа с компьютерными, информационными, поисковыми системами;
– развитие профессионального и творческого мышления при работе со справочным словарным материалом при создании и редактировании текстов разной стилевой принадлежности;
– выработка практических навыков определения лексикографических неточностей, слабых мест, не соответствующих прагматическим потребностям современного общества;
– раскрытие перед студентами важности работы с семантической структурой слова в таких областях знания, как культурология, этнография, история, социология, психология, педагогика и др.
научные:
– формулирование аргументированных умозаключений и выводов относительно структуры и современного состояния лексикографии и лексикографических изданий;
– выявление лексикографических лакун и неточностей, систематическое пополнение и модернизация словарных статей;
– формирование навыков описания словарного материала (составления дефиниций, подбора иллюстративного материала, использования системы лексикографических помет), его систематизации и классификации;
прикладные, в том числе воспитательные:
– выработка основных профессиональных навыков работы лексикографа;
– стимулирование интереса к историческим, культурным особенностям лексической системы языка, особенностям её закрепления в словарях разных типов;
– воспитание гражданской позиции;
– умение работать в коллективе.

Место практики в структуре основной образовательной программы

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, относится к блоку Б2 учебного плана направления подготовки Педагогическое образование, направленность Русский язык – Литература, является обязательным этапом обучения студента.
Практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности предшествуют дисциплины «Русская литература и культура», «Лексикография и терминография», «Изучение языковых единиц в прагматическом аспекте».

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, является их «прикладной» составляющей. Для успешного прохождения учебной практики необходимы теоретические и практические знания, полученные в рамках данных дисциплин: студент должен знать теоретические основы лексикологии и лексикографии, основные типы словарей и их структурные особенности, методологию и принципы составления словарных статей; иметь представление об истории, культуре и традициях общества-носителя исследуемого языка; уметь выявлять, анализировать, описывать семантическую структуру слова и его прагматические составляющие, проводить сравнительно-сопоставительный анализ на материале нескольких языков; систематизировать анализируемый материал, давать ему научную интерпретацию. Прохождение практики необходимо в качестве заключительной формы учебной работы в целях освоения методики сбора словарного материала на основе знаний общих теоретических вопросов по русской литературе и культуре.
Практика является важным звеном в дальнейшем освоении филологических дисциплин, таких, как «Современный русский язык», «История русской литературы», «Теория литературы. Теория языка», а также дисциплин, изучающих современную лингвокультурную ситуацию.
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, стимулирует профессиональную и творческую активность студента, формируя уникальные умения в области работы со словом в тексте и словаре, навыки комплексного исследования лексического состава языка, пробуждает интерес к социальной и исторической специфике изучаемых словарных единиц и их групп, к национальному своеобразию родного и иностранных языков.

Способ и формы проведения практики

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, является стационарной.
Форма проведения практики: дискретная.

Место и время проведения практики

Практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, студенты проходят на кафедре филологии и методики.
Продолжительность практики – 2 недели.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
Процесс прохождения учебной практики направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-4: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
ОК-6: способность к самоорганизации и самообразованию;
ПК-11: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.
В результате прохождения учебной практики студент
должен владеть:
– основами историко-филологических знаний, пониманием движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе (ОК-4);
– методологией научных исследований в профессиональной области (ПК-11);
– базовыми навыками сбора и анализа информации с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ОК-4);
– методикой анализа трудов отечественных и зарубежных филологов (ПК-11);
– навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет (ОК-6);
– основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-6);
– терминологическим аппаратом современной науки о языке и приемами научного исследования языка (ОК-4);
– знанием современных подходов к анализу текста и дискурса (ОК-4);
– нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи (ОК-4).
быть способен:
– ориентироваться в наиболее общих и важных проблемах теоретической и практической лексикографии в современном ее состоянии (ПК-11);
– к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (ОК-6);
– понимать тенденции и перспективы развития языка (ОК-4);
– демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения (ОК-4);
– собирать, классифицировать и анализировать словарный материал (ПК-11);
– анализировать и оценивать филологические проблемы при решении социальных и профессиональных задач (ПК-11);
– проводить и представлять результаты собственных исследований в области филологии (ПК-11);
– применять полученные знания в области теории и истории русского языка и литературы, теории коммуникации и лингвистического анализа текста в собственной профессиональной и научно-исследовательской деятельности (ПК-11).

Структура и содержание практики

Общая трудоемкость практики 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ Этап практики

Этап 1
Подготовительный этап
Проведение установочной конференции по прохождению практики
по получению первичных профессиональных умений и навыков, в
том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской
деятельности.
Проведение инструктаж по технике безопасности.

Этап 2
Теоретическая подготовка
Изучение истории создания важнейших словарей русского языка (замысел, источники, лексикографические приемы обработки материала).
Определение актуальных проблем и методов лексикографии. Анализ словарей русского языка разных типов. Определение лакун в лексикографической продукции.

Этап 3
Экспериментальный этап
Постановка целей и задач исследования, определение объёма исследуемого материала и выбор оптимальных путей и методов решения поставленных целей. Отбор, обработка, анализ, систематизация словарного материала.

Этап 4
Обобщающий этап
Обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по учебной (лексикографической) практике. Подготовка презентации проекта словаря.
Проведение итоговой конференции по учебной (лексикографической) практике, выступления студентов с творческими отчетами.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
– аудиторное обучение (обеспечивает социальное взаимодействие и возможность напрямую общаться с преподавателем; создает интерактивное образовательное пространство);
– интерактивные формы обучения, в том числе и с привлечением сетевых технологий, Internet-pecypcoв (предлагает студентам максимальный уровень гибкости и удобства работы с материалом; дает возможность своевременной актуализации содержания контента);
– внеаудиторная самостоятельная работа студентов, расширение сектора и деятельностный характер которой обеспечивается использованием интерактивных форм обучения.
Формы промежуточной аттестации по итогам практики и процедура оценивания результатов прохождения практики
Формой промежуточной аттестации по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, является дифференцированный зачет.
Оценка за практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, носит обобщенный характер и включает в себя результаты всех выполненных заданий в совокупности, своевременность представления необходимых документов, положительное качество выполнения индивидуального занятия, активную позицию студента на практике.
Оценка за практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, выставляется преподавателем-руководителем на основании анализа работ, выполненных обучающимся за время прохождения практики, проведенных мероприятий и представленных отчетных документов.
Для получения положительной оценки по итогам учебной практики обучающемуся необходимо:
1) выполнить все, предусмотренные рабочей программой практики задания;
2) своевременно предоставить отчет по практике, включающий: а) дневник учебной практики; б) материалы к словарю или проект словаря, актуального для настоящего времени или необходимого в данном регионе (в электронном и печатном виде); в) презентацию подготовленного проекта словаря;
3) принять активное участие в работе конференции по итогам практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
По результатам практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, студент получает оценку, которая складывается из следующих показателей:
– оценивающее наблюдение за студентом в период прохождения практики (оцениваются мотивы, движущие исследователем в работе, его понимание целей и задач, стоящих перед современным специалистом по филологии);
– оценка профессиональной готовности студента к исследовательской работе в современных условиях (оценивается общая дидактическая, методическая, теоретическая подготовка по проведению научных исследований);
– оценка умений планировать свою деятельность (учитывается умение студента прогнозировать результаты своей деятельности, учитывать реальные возможности и все резервы, которые можно привести в действие для реализации намеченного);
– оценка исследовательской деятельности студента (выполнение исследовательской программы, степень самостоятельности, качество обработки полученных данных, их интерпретация, достижение цели);
– оценка работы студента по оформлению отчетной документации и защите результатов проведенного исследования (оценивается качество подготовленного отчета по практике, выступление на итоговой конференции, демонстрация навыков оформления и редактирования текстов с использованием современных информационных технологий).

«Зачтено (отлично)» ставится, если студент демонстрирует практические навыки лингвистического анализа по выбранной теме исследования, умеет составлять программу научного исследования, критически оценивает полученные результаты, верно обосновывает актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы, проводит самостоятельные исследования; студент представил аналитический материал в систематизированном виде по теме исследования.
«Зачтено (хорошо)» ставится, если студент демонстрирует практические навыки лингвистического анализа по выбранной теме исследования, умеет составлять программу научного исследования, проводит самостоятельные исследования, однако недостаточно полно оценивает полученные результаты, имеются недочеты в обосновании актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы; студент представил аналитический материал в систематизированном виде по теме исследования.
«Зачтено (удовлетворительно)» ставится, если студент демонстрирует практические навыки анализа по выбранной теме исследования, проводит самостоятельные исследования, однако исследование составлено не вполне логично, студент не достаточно полно оценивает полученные результаты, имеются недочеты в обосновании актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы; студент представил аналитический материал по теме исследования с замечаниями и рекомендациями.
«Не зачтено» ставится, если студент демонстрирует практические навыки анализа по выбранной теме научного исследования, однако научное исследование не представлено, студент не может оценить результаты, нет обоснования актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы; студент представил разрозненные аналитические материалы по теме исследования, собранные во время практики.
Продолжение Типовые индивидуальные задания
Источник: Шерстяных И. В. Учебная практика: вопросы организации и содержания: учебно-методическое пособие / И.В. Шерстяных. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2018. – 112 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.