На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Особенности функционирования современной семьи
Особенности функционирования современной семьи
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

1.1. Функционально-ролевая структура семьи

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет определенные функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.
Под функцией понимается сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Не возникает сомнения, что те потребности, которые удовлетворяются в семье, могут быть реализованы и вне семьи, но только семья может все эти потребности объединить и удовлетворить в комплексе.

 


В науке нет единой классификации функций семьи, однако выделяемая разными авторами (А.И.Антоновым, Э.К.Васильевой, С.И.Голодом, И.В.Гребенниковым, М.С.Мацковским, А.Г.Харчевым, Э.Г.Эйдемиллером, В.В.Юстицкисом) совокупность функций довольна схожа. Все функции семьи подразделяются на специфические - вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления, и неспецифические - функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение, содержание и воспитание детей (репродуктивная функция, экзистенциальная функция и функция социализации), сохраняются при всех изменениях общества.
К неспецифическим функциям семьи относят накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению «Я» каждого члена семьи и др. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.
Выделяют функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе.


Функции современной семьи

Сфера семейной

Общественные

Индивидуальные

жизнедеятельности

функции

функции

 

 

 

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества

Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании

Хозяйственно
бытовая

Поддержание физического здоровья членов общества

Получение хозяйственнобытовых услуг одними членами семьи от других членов семьи, уход за детьми

Экономическая

Экономическая
поддержка
несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен на услуги)

Первичного
социального
контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, поколениями

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за аморальное поведение и нарушение норм взаимоотношений между членами семьи

Духовного
общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза

Социально
статусная

Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры

Удовлетворение потребностей в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

Эмоциональная
(психотерапев
тическая)

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия

Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви

Сексуально
эротическая

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей


Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социальноэкономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия (См. Приложение 1).
Для того чтобы функции семьи успешно реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли. В науке понятие функций семьи соотносится с понятиями семейной роли и структуры семьи. Большинство авторов (Э.К.Васильева, М.С.Мацковский, А.Г.Харчев и др.), определяют функции семьи как основное содержание совокупности социальных ролей в семье. Семейные роли выделяются на основании набора функций семьи как малой социальной группы, а также акцентируются отношения между членами семьи в связи с распределением ролей и функционально-ролевой структурой семьи.
Если функции семьи определяют прежде всего содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется в первую очередь распределением ролей, т.е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения (кооперации или разделении функций и т.п.).
Ролевая структура является важнейшей характеристикой семьи и может быть описана рядом параметров:
1) распределение ролей между супругами;
2) степень идентификации каждого супруга со своей семейной ролью (ролями), т.е. осознание меры своей ответственности за реализацию роли;
3) ролевая компетентность, т.е. качественные и количественные особенности реализации роли, насколько эффективно, успешно ее выполнение;
4) распределение ролевой власти, т.е. насколько каждый из супругов ответственен за принятие и реализацию решений в самых разных сферах функционирования семьи.
При описании ролевой структуры семьи важной проблемой является выделение основных семейных ролей. В современной семье супруги могут выполнять следующие роли.
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Выполнение этой роли включает в себя различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением определенного материального уровня существования семьи. Исследования показали, что в основном эта роль воспринимается как мужская, ее выполнение лежит на плечах супруга.
2. Хозяин/хозяйка. Обычно эта роль включает в себя покупку продуктов, приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В современной семье отмечается тенденция к совместному выполнению этой роли женой и мужем.
3. Ответственный по уходу за ребенком. Выполнение этой роли связано с обеспечением ребенку (детям) физиологического и психологического комфорта (пищи, тепла, чистоты, оберегание от опасности и т.д.). Традиционные нормы приписывают выполнение этой роли прежде всего женщине-матери.
4. Роль воспитателя. Эта роль заключается в реализации обязанностей, связанных с формированием ребенка в моральную, компетентную, социализированную личность. Родители прививают ребенку понятие о нравственных нормах, чувство ответственности, чувство ответственности, развивают умение правильно общаться с людьми, помогают в учебе. Степень включенности родителей в эту роль определяется рядом факторов: уровнем образования, полом ребенка и др.
5. Сексуальный партнер. Эта роль включает в себя проявление разного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений супруг.
6. Организатор развлечений, досуга. Эта роль связана с выдвижением разного рода инициатив в сфере досуга семьи, всевозможную активность, предполагающую выход в гости, организацию культурного отдыха, посещение театров, концертов, кинотеатров, планирование и проведение отпуска и т.д.
7. Ответственный за поддержание родственных связей. Эта роль реализуется в организации общения с родственниками, участии в семейных традициях, ритуалах и церемониях. Исследователи отмечают, что в последнее время наблюдается снижение значимости поддержания родственных связей, причем, если молодые супруги вполне удовлетворены ограниченными контактами с родственниками, то пожилые супруги считают, что родственных отношений сейчас явно недостаточно.
8. Роль «психотерапевта». Успешная реализация этой роли связана с активностью, направленной на помощь в решении личностных, жизненно важных проблем, что предполагает умение активно выслушать, выразить одобрение, принятие, симпатию, разобраться в проблеме, оказать эмоциональную поддержку. Следует отметить, что в современной семье эта роль приобретает все большую значимость, само появление этой роли указывает на необходимость удовлетворять потребность членов семьи в личностном комфорте, поддержке. Качество реализации этой роли связано с удовлетворенностью супругов своим браком (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман и др.).
По характеру распределения ролей различают следующие типы семейной организации: централистская - один из супругов является лидером, другой ему подчиняется; автономная - супруги разделяют семейные роли и стараются не вмешиваться в сферу влияния другого; демократическая - супруги вместе осуществляют управление семейными делами. Оптимальной семейной организацией будет та, которая устраивает обоих супругов и благоприятствует полноте семейной жизни.


1.2. Факторы, влияющие на стабильность брака


Стабилизация семейно-брачных отношений, укрепление семьи является одной из важнейших задач современной психолого-педагогической теории и практики. По критерию стабильности/нестабильности выделяют следующие виды современной семьи: 1) стабильная семья - характеризуется достаточно развитой способностью супругов конструктивно преодолевать, разрешать конфликтные ситуации; 2) проблемная семья - характеризуется недостаточно развитой способностью супругов преодолевать конфликты; 3) нестабильная семья - характеризуется высоким уровнем конфликтности, отрицательной семейной мотивацией супругов.
Существенное влияние на стабильность супружеских отношений оказывает мотивация заключения брака, а также ориентация на определенный тип брака. Мотивация на брак - сложное по своему содержанию понятие. В современной психологии различают три основных мотивации заключения брака:
Мотивация на брак вообще - брак и семья рассматриваются как социально и личностно значимый для человека институт. Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания жениться или выйти замуж. И, в общем, неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет - все силы тратятся на его поиски.
Мотивация на конкретный тип брака - у человека сформированы определенные представления о том, какой должна быть его семья, каковы роли и обязанности мужа и жены, отца и матери и т.д. Ориентация на такого партнера, который способен осуществить мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.
Мотивация на брак именно с данным человеком - в ходе семейной жизни индивидуальные и личностные особенности и свойства супруга признаются, высоко оцениваются и учитываются. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек со всеми слабостями и недостатками. Это сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства (Н.Н.Обозов, А.Н.Обозова, 1981).
По ориентации супругов на определенный тип брака выделяют:
1) ориентацию на «традиционный» тип брака с достаточно жестким и традиционным распределением ролей в семье. Здесь обнаруживается наличие переноса опыта жизни родительской семьи на свою семью, предпринимается попытка реализовать формы взаимоотношений, сложившиеся в родительской семье. Часто признается за норму довольно далекая эмоциональная дистанция между супругами;
2) ориентацию на «современный» тип брака, предполагающий, что супруги не акцентируют свое внимание на жестком распределении ролей в семье. Одним из самых существенных компонентов семейной жизни признается психологическая поддержка супругами друг друга. У супругов имеется потребность в близкой эмоциональной дистанции, подчеркивается необходимость эффективного общения в семье.
На стабильность семейно-брачных отношений влияют также следующие социально-экономические и демографические характеристики:
а) жилищные условия (например, размер и комфорт жилища);
б) семейный бюджет (например, размер бюджета и способ его распределения);
в) стаж брака, возраст супругов, образование супругов;
г) род занятий, профессия;
д) количество и возраст детей.
Однако социально-экономические характеристики семьи влияют на ее стабильность и благополучие не непосредственно, а преломляясь через внутренние условия ее существования. Неблагоприятное влияние каких-либо объективных факторов может компенсироваться за счет внутренних источников семейной общности: взаимного согласия, силы супружеских чувств, высокой культуры общения, супружеской совместимости и др. (З.А.Янкова, 1979; А.Н.Волкова, Т.М.Трапезникова, 1985).
Специалисты считают, что современный брак основывается в первую очередь на совместимости супругов в личностном плане, что в значительной мере определяется возможностью совместного удовлетворения основных потребностей, среди которых наиболее значимыми для супругов являются следующие:
1) потребность в исполнении определенных семейных ролей;
2) потребность супругов в общении друг с другом, ее удовлетворение связано с совпадением таких качеств супругов, как общительность или замкнутость, при несовпадении этих качеств общительность одного из супругов может вступить в противоречие с замкнутостью другого, что чревато возникновением конфликтов;
3) познавательные потребности супругов;
4) материальные потребности, включающие потребность в совместном приобретении необходимых семье материальных ценностей, в обеспечении материального благополучия семьи;
5) потребность в защите «Я-концепции», удовлетворение которой обеспечивает поддержку представления человека о себе, как некой целостности, возникающего на основе самовосприятия и восприятия этого человека социальным окружением (В.П. Левкович, О.Э. Зуськова, 1987).
Совместимость супругов определяется также особенностями их межличностного взаимодействия, реализующегося на нескольких уровнях отношений: психофизиологическом, психологическом, социально
психологическом, социокультурном. Эти уровни взаимодействия могут рассматриваться также и как направления улучшения, гармонизации семейно-брачных отношений. Исследователи отмечают, что многие характеристики супружеской совместимости активно формируются на первом, втором году супружества. Рассмотрим содержание названных уровней супружеской совместимости, представленных в виде модели Н.Н.Обозовым и А.Н.Обозовой (1982).
Психофизиологический уровень супружеского взаимодействия проявляется в виде сексуальных и эротических (ухаживание, поцелуи, объятия и т.д.) контактов. Соответственно на этом уровне отношений для общения имеют значение не только чисто сексуальные характеристики супругов (тип половой конституции, половая потенция и т.п.), но и особенности телосложения, реактивность организма, психодинамические характеристики поведения, оформление внешности и т.д.
Психологический уровень супружеских отношений реализуется в форме интимной дружбы и любовных отношений, что способствует самовыражению личности, стимулирует развитие ее неповторимой индивидуальности, служит источником моральной и эмоциональной поддержки. Психологически совместимые супруги характеризуются подобием одних и контрастом других личностных черт. Обнаруживают тенденцию к контрасту, в частности, такие черты темперамента, как доверчивость, тревожность, смелость, консерватизм и т.д. Характеристики, определяемые прижизненными влияниями, у совместимых супругов оказываются схожими: интеллектуальность, практичность, беспечность и т.д. Психологическая несовместимость при длительных вынужденных контактах может проявляться в симптомах невротизации, что выражается в расстройствах настроения (депрессивность, раздражительность и т.п.), в дальнейшем возможно появление ипохондрических, неврастенических и других симптомов, нередко добавляется склонность к алкоголизации.
Социально-психологический уровень супружеского взаимодействия проявляется в сотрудничестве супругов по реализации семейных функций, распределении обязанностей для осуществления разных видов деятельности. Семейные функции, преломляясь в сознании личности, выступают в виде установок относительно семейных ценностей: для чего существует семья, что она дает человеку и т.д. В сознании семейные ценности существуют в виде некой иерархической структуры, в которой представлены как самые важные семейные функции, без осуществления которых личность считает свою жизнь неполноценной, так и несущественные с ее точки зрения. Соответственно каждым из супругов на первый план выдвигается реализация той или иной наиболее значимой для него функции: рождение или воспитание детей, организация бытового потребления и т.д. Вполне естественно, что выполнению главных, субъективно более значимых семейных функций уделяется больше внимания, заботы, времени, энергии. Совместимость на этом уровне отношений определяется прежде всего степенью согласованности ролевых представлений о функциях мужа и жены в семье.
Социокультурный уровень супружеского взаимодействия проявляется в общей направленности и мотивации поведения, духовном общении супругов, что находит отражение в соответствии или несоответствии, во-первых, ценностных ориентаций, а, во-вторых, способов и средств достижения жизненных целей. В первом случае речь идет о согласии или несогласии по таким вопросам, как самое важное в жизни, престижное или не престижное, хорошее или плохое, что находит конкретное воплощение в отношении к какому-то событию, человеку и т.д. Во втором случае речь идет о соответствии или различии во взглядах на способах достижения жизненно важных целей: честных и нечестных, достойных и недостойных, и т.п. Духовное общение позволяет супругам понять себя и свое место в окружающем мире, выразить и согласовать интересы и мотивы социального поведения, жизненные позиции.
При анализе супружеских проблем необходимо учитывать также особенности добрачных отношений, например, место и ситуацию знакомства, первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное), продолжительность периода ухаживания, кто выступает в качестве инициатора брачного предложения (муж, жена, другие заинтересованные лица), время обдумывание брачного предложения, ситуация оформления брака и др.
Так, например, знакомство до брака различается не только по характеру, но и по длительности. В ходе исследований было выявлено, что время предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отношений, в частности, что есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака. Как слишком короткий, так и слишком длительный период являются факторами риска для устойчивости брачных отношений в последствии. Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера. Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижается интерес и новизна межличностных отношений.
Изучение предбрачных отношений послужило основанием для выделения двух групп добрачных факторов, оказывающих влияние на стабильность брака: 1)прогностически-благоприятные факторы, которые повышают вероятность успешных и гармоничных отношений в браке, 2)прогностически-неблагоприятные факторы, оказывающие негативное влияние на брачно-семейные отношения (См. Табл.1).
Идеальных качеств для вступления в брак не выделено. Однако проведенные исследования позволяют выделить благоприятные качества для вступления в брак, т.е. свойства, наличие которых повышает вероятность успешного брака. К ним относят (как для мужчин, так и для женщин) такие качества, как: оптимизм и эмоциональную живость; старательность;
способность исполнять подчиненные роли при сохранении собственных суждений; доброжелательность и участливость; умение обращаться с деньгами и др.
Отдельно выделяют качества мужчин, благоприятные для вступления в брак: умение брать на себя ответственность; способность получать
удовольствие, ведя за собой других; уверенность в себе; забота о поддержании равенства в общении; умение подмечать детали и др.


Таблица 1.
Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака

Факторы, прямо коррелирующие со стабильностью брака

Продолжительность знакомства, добрачного ухаживания

Период ухаживания от 1 года до 3 лет

Знакомство в ситуации работы, учебы

Взаимное положительное первое впечатление друг о друге

Положительная оценка респондентами успешности семейной жизни родителей

«Теплые» отношения до брака

Высшее образование мужа

Гомогенность социального положения семьи в целом

Инициатива о заключении брака со стороны мужчины

Принятие брачного предложения после непродолжительного (до 2-х недель) обдумывания

Наличие общих друзей будущей семейной пары

Согласие родителей на брак, их положительная оценка будущего союза

Сопровождение регистрации брака свадебными торжествами

Факторы, обратно коррелирующие со стабильностью брака

Слишком короткий или слишком длительный период знакомства

Ранний возраст вступления в брак мужчин (до 20 лет) и женщин (до 18 лет)

Поздний возраст вступления в брак мужчин (после 30-32 лет) и женщин (после 25-27 лет)

Превышение возраста жены над возрастом мужа

Неустойчивость отношений в период знакомства

Воспитание в неполной семье

Отсутствие сестер/братьев у будущих супругов

Высшее образование жены, более высокий уровень образования жены

Гетерогенность социального положения, национальная гетерогенность супругов

Городское происхождение супругов или городское происхождение жены и сельское - мужа

Наличие добрачной беременности

Отрицательное отношение родителей к браку

 

К благоприятным для вступления в брак качествам женщин относят: способность к эмоциональной поддержке; способность получать удовольствие от помощи другим; спокойное отношение к советам (мужа, свекрови); отсутствие тенденции к соперничеству; отсутствие излишней романтичности и др.
Среди брачных факторов, оказывающих непосредственное влияние на благополучие и стабильность брака, также выделяют две основные группы: 1) позитивные факторы, которые способствуют повышению вероятности гармоничных супружеских отношений; 2) факторы риска, которые оказывают отрицательное влияние на семейно-брачные отношения (А.Н.Волкова, Т.М.Трапезникова, 1985) (См. Табл.2).


Таблица 2.
Брачные факторы, влияющие на стабильность брака

Факторы, прямо коррелирующие со стабильностью брака

Высокие репродуктивные установки женщин

Наличие в семье главы

Совместное принятие основных семейных решений

Равноправное распределение хозяйственно-бытовых обязанностей по уходу за детьми

Совместное проведение супругами свободного времени

Сходство семейных ценностей

Высокая ролевая адекватность

Низкая конфликтность во всех сферах жизни

Высокое уважение и эмоциональное принятие супругами друг друга

Высокая адекватность восприятия супругами друг друга

Факторы, обратно коррелирующие со стабильностью брака

Расхождение репродуктивных установок мужа и жены

Расхождение установок супругов на характер главенства в семье; на профессиональную работу жены; на распределение хозяйственно-бытовых обязанностей; на совместность (раздельность), домашнее (внедомашнее) проведение досуга; на характер духовного общения; на характер помощи со стороны родителей

Ограниченность общения, увлечений, интересов

Отсутствие адаптивного поведения и установок супругов

Негативная оценка друзьями (подругами) другого супруга

Употребление алкоголя супругом

Отсутствие доверия и поддержки со стороны другого супруга

Неудовлетворенность сексуальными отношениями

 

Для того, чтобы глубже понять проблему стабильности брачносемейных отношений, необходимо подробнее остановиться на профилях брака, типах супружеских отношений и их детерминантах.
Профили брака довольно разнообразны и варьируются от пары к паре. В теории динамической супружеской терапии упоминается о семи профилях брака, основанных на реакциях и поведении супругов в браке. В частности, предлагается следующая классификация поведения партнеров в браке (C.Sager, 1976):
1. Равноправный партнер: ожидает равных прав и обязанностей.
2. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви, сентиментален.
3. «Родительский» партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.
4. «Детский» партнер: привносит в супружество спонтанность,
непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности. 
5. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности, ответственен, трезв в оценках.
6. Товарищеский партнер: хочет быть соратником и ищет для себя такого же спутника; не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.
7. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру.
Некоторые партнерские комбинации вполне конгруэнтны (например, независимый - независимый, независимый - рациональный), другие комплементарны (например, «родительский» - «детский»), третьи конфликтны (например, романтический - независимый, «родительский» - «родительский», романтический - равноправный).
Хорошо известна классификация профилей брака на симметричный, комплементарный, и метакомплементарный (J.Haley, 1963). В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя, таким образом, своим партнером (С.Кратохвил, 1991).
Для того чтобы глубже понять детерминанты и типы супружеских отношений, в практику введено понятие «эмоциональная зависимость партнеров от брака» (M.Plzak, 1973). В зависимости от величины различий между партнерами брак может быть оценен как асимметричный или симметричный, а при учете степени зависимости - как благоприятный, обреченный на провал или бедственный. Зависимость для каждого партнера определяется теми последствиями, которые повлечет за собой развод.
Одним из существенных элементов такой зависимости является привлекательность партнера. У женщин - это красота, очарование, типично женское поведение, томность, нежность и др. У мужчины - ум, обаяние, остроумие, общительность, мужественность, общественное признание, лишь отчасти красота и др. Если зависимость умеренная, адекватная, то профиль брака оценивается как благоприятный; если у одного партнера наблюдается чрезмерная зависимость, то брак относят к категории «обреченного на провал», а при двусторонней зависимости - к категории «бедственного».
Приведенные типологии супружеских отношений и профили брака позволяют глубже понять сущность супружества, увидеть его с разных сторон, а также понять факторы, детерминирующие стабильность/нестабильность супружеских отношений.


1.3. Динамика развития семейных отношений


Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. На каждом этапе (стадии) решаются свои, присущие только этому периоду задачи, соответственно и характеристика каждого периода достаточно специфична.
I. Добрачный этап. На этом этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от родительской семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.
II. Брак и его следствия. На этом этапе происходит принятие супружеских социальных ролей, принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с родительскими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
III. Молодая семья. Рамки этапа: от решения о продолжении рода до возвращения жены к профессиональной деятельности или начала посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи и т.д.
IV. Зрелая семья - т.е. семья, успешно выполняющая все свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений, т.к. семья пополняется новой (новыми) личностью. Соответственно изменяются роли родителей. Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи.
V. Семья людей старшего возраста. На этом этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).
Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст (Е.Дюваль, Э.К.Васильева, Ю.Хямяляйнен и др.).
Так, Е.Дюваль (1957) выделяет следующие фазы в развитии семьи:
1. Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
2. Принятие и развитие новых родительских ролей.
3.Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.
4. Введение детей во внесемейные институты.
5. Принятие подростковости.
6. Экспериментирование с независимостью.
7. Подготовка к уходу детей из семьи.
8.Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в глаза».
9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.
Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим им задачам и основным функциям, выполняемым членами семьи. Наиболее полной нам представляется периодизация стадий семейной жизнедеятельности, разработанная Ю.Хямяляйненом (1989) (См. Табл.З).


Таблица 3.
Основные периоды развития и жизнедеятельности семьи, функции членов семьи (родителей и детей)

Этапы

Функции супругов, родителей

Функции детей

1.Стадия
создания
семьи.

Укрепление взаимоотношений между супругами. Установление
взаимопонимания, свободного проявления своих чувств, создание удовлетворяющих обоих сексуальных отношений. Налаживание и укрепление отношений с родителями и родственниками. Распределение домашних обязанностей, времени между домом и работой.
Выработка удовлетворяющего обоих супругов порядка принятия решений. Планирование будущего своей семьи.

 

2. Семья, ожидающая ребенка, и семья с младенцем.

Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка.
Подготовка к материнству и отцовству, привыкание к ролям матери и отца, к новой жизни, связанной с появлением ребенка.
Создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка, проявление заботы о потребностях ребенка. Равномерное распределение домашних обязанностей и обязанностей по уходу за ребенком между супругами.

Развитие доверия к матери, появление привязанности. Развитие координации движений рук и глаз.
Выбор удобного ритма смены покоя и действия. Овладение словами, короткими фразами, речью. Овладение навыками простейшего социального взаимодействия, приспособление к ожиданиям других людей.

3. Семья с ребенком дошкольног о возраста.

Развитие интересов и потребностей ребенка. Преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения из- за хронической нехватки

Преодоление противоречий между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого. Привыкание к

 

времени для собственных нужд. Привыкание к материальным затратам, которые чрезмерно возросли в связи с появлением в семье ребенка.
Распределение обязанностей и ответственности между родителями.
Поддержка удовлетворяющих обоих сексуальных отношений. Развитие отношений с родителями в связи с выполнением ими новой роли (дедушки и бабушки). Сохранение в зависимости от возможностей семьи прежнего круга друзей и своих увлечений вне семьи.
Создание образа жизни семьи, подходов, средств, методов и приемов воспитания детей, формирование семейных традиций.

самостоятельности. Выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность, аккуратность во время еды, гигиена половых органов). Проявление интереса к друзьям по играм, приобретение умений вступать с ними в отношения и общение. Приспособление к запретам со стороны родителей. Стремление быть похожим на маму или папу (половая идентификация).

4. Семья школьника.

Дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, доверие, откровенность).
Забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей.
Развитие и поддержка увлечений и интересов детей. Воспитание у детей интереса к приобретению научных знаний и практических умений.
Учет психофизических особенностей возраста в процессе воспитания детей. Сотрудничество с родителями других школьников, обмен опытом семейного воспитания.

Стремление быть полноправным членом семьи, формирование готовности к
сотрудничеству с матерью и отцом, другими членами семьи.
Постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают. Включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность. Ознакомление и освоение моральных норм и правил поведения группы. Приобретение навыков, необходимых для школьного образования. Осознание значимости причинно-следственных

 

 

связей и формирование научной картины мира. Расширение словарного запаса и развитие речи, обучение четкому и ясному высказыванию и передаче своих мыслей.

5. Семья с
ребенком
старшего
школьного
возраста.

Определение новых функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи.
Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье. Передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности.
Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности. Воспитание детей на собственном примере - взрослого мужчины (женщины), любящего супруга, образцового и достойного семьянина, знающего меру отца (матери).

Формирование положительного отношения к собственному полу и процессу физиологических изменений.
Прояснение для себя роли мужчины и женщины. Ощущение
принадлежности к своему поколению.
Достижение эмоциональной независимости, постепенный отход от родителей.
Выбор профессиональной
деятельности, стремление к
материальной
независимости.
Формирование
собственных убеждений и
мировоззрения.
Дружба со сверстниками противоположного пола, подготовка к браку и созданию собственной семьи.

6. Семья с взрослым ребенком, стоящим на пороге самостоятельной жизни (выходящим в мир).

Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним. Внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь в родительском доме.
Создание доброжелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи.

Осознание своего положения как положения самостоятельного молодого человека, способного отвечать за свои поступки. Создание прочных и одновременно гибких обоюдоприемлемых отношений со своим будущим мужем (женой). Положительное отношение

 

Забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи.
Спокойное вступление в новые стадию брака, подготовка к выполнению ролей бабушки и дедушки.
Создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.

к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером. Создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни. Знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.

7. Семья
среднего
возраста,
«пустое
гнездо».

Качественное обновление супружеских отношений. Приспособление к возрастным физиологическим изменениям. Продуктивное использование большого количества свободного времени. Укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями. Вхождение в роль бабушки, дедушки, воспитание внуков.

Заботливое, но независимое отношение к родителям. Морально-психологическая и материальная поддержка родителей в их новой роли пожилых людей.

8. Постаревшая семья.

Изменение деятельности в соответствии с потребностями пожилых людей. Приспособление к жизни на пенсии.
Воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь детей и других людей.
Подчинение своих дел и увлечений своему возрасту. Осознание собственного отношения к одиночеству и смерти.
Подготовка к неизбежному концу жизни, успокоенность за детей, за продолжение рода, обретение веры, которая поможет уверенно и спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.

Развитие собственной семейной жизни. Проявление заботы о престарелых родителях, оказание им необходимой морально-психологической поддержки и материальной помощи.
Морально-психологическая подготовленность к окончательному уходу родителей из жизни. Подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки).

 

Супружеские отношения также не являются статичными, для них характерна своя динамика развития. Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис (1999) выделяют следующие фазы развития супружеских отношений:
1. Выбор партнера.
2. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве. В случае если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера - психологические, физические и др., которые в начале как бы не замечались, в дальнейшем могут восприниматься гипертрофированно.
3. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие - кто, каким образом, и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Многократно повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся недостаточно эффективными.
4. Стабилъностъ/изменяемостъ. Супруги ежедневно проходит через различные испытания, каждый день отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? Повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое? Необходимый опыт по автоматизации взаимодействий уже накоплен; наверное, можно успокоиться и отдохнуть? В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными.
5. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности/неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы - решение вопроса о том, был ли брак подлинным (и желанным, и гармоничным) или случайным.
Выделение этапов семьи может быть связано со статистикой семейных кризисов. Так, через все этапы жизненного цикла семьи проходят так называемые «нормативные стрессоры» (П.Босс, 1980) - обычные трудности, которые в более или менее острой форме переживают все семьи: на первом этапе жизни - сложности взаимной психологической адаптации; конфликты, возникающие при формировании отношений с родственниками, при решении жилищной проблемы и т.п.; на втором - задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства и т.п. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.
В жизни каждой семьи есть свои критические периоды. В.Сатир (1992) считает, что по мере роста каждого члена семейного коллектива семья проходит определенные этапы, каждый из которых сопровождается кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требует подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил. Она выделяет 10 основных критических периода в жизни семьи:
> 1-й кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.
> 2-й кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.
> 3-й кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, в семью проникают элементы другого мира, что требует адаптации как со стороны детей, так и родителей.
> 4-й кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.
> 5-й кризис: ребенок становится взрослым и покидает родительский дом в поисках независимости и самостоятельности; этот кризис часто ощущается родителями как потеря.
> 6-й кризис: молодые люди вступают в брак, и в семью входят невестки и зятья.
> 7-й кризис: наступление климакса в жизни женщины.
> 8-й кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин.
> 9-й кризис: родители становятся бабушками и дедушками.
> 10-й кризис: умирает один из супругов.
Когда несколько таких кризисов происходят одновременно, то жизнь становится напряженнее и тревожнее, чем обычно. В.Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей.
Исследования С.Кратохвила (1985) показали, что наиболее интенсивными являются два критических периода в жизни семьи. Первый наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами. Второй кризис назревает между 17-м и 25-м годами. В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений и как результат - увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения как отражение бытовых и других проблем; в случае второго - связанное с отделением детей от семьи нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущения пустоты жизни.
Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет немаловажное прогностическое значение, способствует их смягчению и предупреждает неблагоприятные кризисные проявления.


1.4. Специфика супружеского конфликта. Основные причины нарушения семейного взаимодействия


Супружеский конфликт представляет собой достаточно сложное явление, охватывающее разные уровни взаимодействия супругов. Сам по себе конфликт не может оцениваться однозначно только как отрицательное явление в жизни семьи. Роль конфликта во многом определяется семейным микроклиматом, общим фоном общения, взаимной удовлетворенностью, степенью эмоциональной привязанности супругов.
В настоящее время существует несколько типологий семейных конфликтов. В частности, семейные конфликты подразделяют на конструктивные и деструктивные. При конструктивном конфликте в результате столкновения разных мнений, оценок возникает взаимоприемлемое решение вопроса, рождается ощущение удовлетворенности, снижаются напряжение, раздражение. В случае деструктивного конфликта возникает недовольство исходом взаимодействия, которое обычно не связано с нахождением взаимоприемлемого решения проблемы, остаются ощущение неизбежности новых подобных столкновений, эмоциональное напряжение, раздражение, досада.
По динамике своего проявления различают:
1) актуальные конфликты, выражающиеся в ярких эмоциональных вспышках, вызванных какой-либо сиюминутной причиной;
2) прогрессирующие конфликты, возникающие тогда, когда супруги долго не могут друг к другу приспособиться, вследствие чего растет напряженность;
3) привычные конфликты, обусловленные устоявшимися в отношениях между супругами противоречиями, которые самим супругам практически очень трудно устранить в силу уже сложившихся стереотипов поведения.
Различают также явные и скрытые конфликты. Скрытые конфликты зарождаются и протекают на уровне взаимоотношений супругов, не реализуясь определенное время в поведении. Скрытые конфликты характеризуются следующим: недоверие, безразличие, недовольство собой, уход в себя, длительное плохое настроение. Они часто имеют затяжной характер, очень болезненно переживаются, выявить их не всегда просто. Обострение взаимоотношений супругов приводит к тому, что конфликт охватывает и сферу общения, проявляясь в различных формах конфликтного поведения (вербальная и невербальная агрессия, открытое противоборство и т.д.). Переход конфликта на поведенческий уровень свидетельствует о его обострении, перерастании из скрытой формы в явную (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская, 1987).
Возникновение и характер конфликта могут быть вызваны как объективными (специфика условий протекания, характеристика участников и т.д.), так и субъективными факторами (представления участников конфликта о самих себе, супруге, адекватное или неадекватное осознание роли сторон конфликта и т.д.). Существенное значение в возникновении конфликта имеют те ожидания, которые сформировались у людей к моменту вступления в брак по отношению к своей будущей семье, склонности, личностные особенности, специфика социокультурной среды их воспитания.


Специалисты по проблемам психологии семьи указывают на следующие сферы семейной жизни, чаще всего выступающие источниками супружеских конфликтов:
1) проблемы отношений с родственниками и друзьями;
2) вопросы, связанные с воспитанием детей;
3) проявление супругами стремления к автономии;
4) ситуации нарушения ролевых ожиданий;
5) ситуации рассогласования норм поведения;
6) проявление стремления к доминированию, власти;
7) проявление ревности;
8) расхождения в отношении к деньгам.


В исследовании О.Э.Зуськовой и В.П.Левкович (1987) были выявлены следующие источники конфликтов в супружеском взаимодействии:
1) систематическое нарушение супругами этики семейного общения, низкая культура общения (невнимательность, грубость, сарказм и т.п.);
2) недостаточная удовлетворенность потребности в защите «Я- концепции» в процессе супружеского взаимодействия. Устойчивость «Я- концепции» поддерживается, в частности, постоянством форм общения, ожидаемых со стороны социального окружения. Поддержка,
взаимопонимание, эмоциональный комфорт способствуют осознанию
значимости и ценности своего «Я», сохранению собственного достоинства;
3) расхождения в представлениях супругов о распределении семейных ролей, об их выполнении. Особенно остро конфликт может протекать из-за расхождения в представлении о семейном лидерстве;
4) особенности взаимодействия, связанные со взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях супругов. Нежелание супругов информировать друг друга о своих делах, намерениях, стремление к утаиванию каких-то сведений порождают подозрительность, взаимное недоверие, эмоциональное
напряжение;
5) конфликтность в семье связана с особенностями моральной мотивации супругов: чем выше уровень моральной мотивации супругов, тем ниже уровень конфликтности в семье. Мотивационная структура высшего типа характеризуется преобладанием у человека ориентации на самооценку как ведущего мотива поведения (вместо ориентации на оценку окружающих). Супруги с высоким уровнем моральной мотивации в значительной степени осознают себя субъектами собственной деятельности, руководствуются в своих действиях совестью, как главным регулятором поведения.
Одним из самых распространенных подходов к анализу причин супружеских, да и любых межличностных конфликтов, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного или у обоих. Так как брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей, то частичное или полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака.


В.А.Сысенко (1993) выделяет следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей:
1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения (обиды, оскорбления, необоснованная критика).
2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.
3. Конфликты, ссоры, размолвки, психические напряжения, депрессии, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания; психологическое отчуждение супругов.
4. Конфликты, ссоры, размолвки на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и др., приводящим к неэкономным и бесполезным затратам денежных средств семьи.
5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи).
6. Конфликты, ссоры, размолвки на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, на почве благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов.
7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в кооперации и сотрудничестве, а также связанные с разделением труда в семье, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми.
8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.
Таким образом, устойчивость или нестабильность брака В.А.Сысенко рассматривает через призму удовлетворения потребностей супругов. Стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей супругов, но и от удовлетворения эмоциональнопсихологических потребностей. Каждый из супругов должен удовлетворять свою потребность в положительных эмоциональных чувствах. Брак стабилен лишь в том случае, когда супружеское общение несет в себе положительный эмоциональный заряд, когда не один из супругов не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества.
Для каждого из супругов в совместной жизни должен быть достигнут какой-то минимально необходимый уровень удовлетворения потребностей, в противном случае возникает дискомфорт, формируются и закрепляются отрицательные эмоции и чувства. На базе неудовлетворенных или частично удовлетворенных потребностей может возникнуть временное или хроническое физиологическое, психическое напряжение, которое постепенно подтачивает эмоционально-психологическую стабильность брака, разрушает устои семьи.
Характер супружеского взаимодействия определяется во многом личностными особенностями супругов. Конфликтное общение характерно для людей с такими чертами, как агрессивность, обвинительность, обидчивость, авторитарность, стремление к превосходству, высмеиванию, иронии, повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, повышенный эгоцентризм (позиция личности, характеризующаяся фиксацией преимущественно на собственных целях, стремлениях, переживаниях, отсутствием достаточной ориентированности в действиях и переживаниях других людей, утратой эмпатии). В супружеском взаимодействии большую роль играет уровень личностной зрелости каждого из супругов.


Успешность, конструктивный характер супружеского взаимодействия во многом зависит от особенностей сформировавшегося индивидуального стиля семейной жизни, соответствующего онтогенезу и личностным характеристикам супругов и проявляющегося в супружеском общении. Успешность общения определяется следующими моментами:
1) открытость, т.е. отсутствие чего-либо, что по каким-то причинам супруги утаивают друг от друга;
2) подтверждение самооценок друг друга, что способствует формированию более позитивного представления о себе;
3) глубокое взаимопонимание, высокий уровень эмпатии, способность понять мысли и почувствовать эмоциональное состояние супруга, активный обмен мыслями;
4) ситуативная адекватность, т.е. многообразие форм общения, определяемых конкретной ситуацией;
5) наличие у супругов возможно большего числа общих ожиданий и установок, проявляющихся в процессе общения, что позволяет постоянно чувствовать духовное родство, единство взглядов в отношении к миру и окружающим людям;
6) точность невербальной коммуникации, способность «правильно читать» позу, взгляды, жесты, выражение лица;
7) наличие общих символов в общении, выступающих в разной форме
- ласковые прозвища, обращения, особый язык, понятный двум близким людям;
8) постоянное подтверждение через разные формы общения своего сходства в восприятии и понимании супружеских ролей, а также позиций, занимаемых в семье, функций и обязанностей, выполняемых супругами ежедневно.


Среди помех общения выделяют следующие:
1) все формы поведения, дисквалифицирующие высказывания другого,
- противоречия, неоконченные фразы, намеки, манерность произнесения, необоснованное приписывание другому мыслей и чувств, прямое толкование метафор и т.д.;
2) смешение причины и следствия, возникающее, например, в ситуации, когда супруги упорно выясняют, кто первым начал ссору;
3) наличие у супругов ригидных идеалов по поводу того, что каждый из них должен делать, говорить (особенно, если такая ригидность распространяется не только на жену (мужа), но и на всех представителей людского рода);
4) уверенность, что люди в своем поведении и высказываниях должны быть абсолютно логичными, поиск этой логики;
5) постоянный, скрупулезный анализ того, кто прав и кто виноват в разных жизненных коллизиях, ситуациях (Ю.А.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская, 1987).


Рассматривая проблему психологической коррекции конфликтного общения, А.П.Егидес отмечает, что овладение навыками деконфликтизации может сместить акцент с попыток разрешить возникшие конфликты на приобретение умения предотвращать их. Автор описывает целую систему противоконфликтных приемов, цель которых не допускать возникновения конфликтов или конструктивно смягчать их, предотвращая возникновение напряженности.
1. Не рекомендуется ни прямо, ни косвенно демонстрировать свое превосходство в какой-либо значимой сфере семейной деятельности. Гораздо правильнее любое предложение выдвигать «в порядке обсуждения». Очень уместным является использование выражений типа «Мне кажется, что...».
2. Высказывание критических замечаний допускается только в тактичной, приемлемой форме. Акцент следует делать на конструктивных предложениях. При этом важно, чтобы наряду с критикой звучала и самокритика («конечно же, часть вины падает и на меня.»).
3. Использование преимущественно демократического стиля влияния друг на друга («моя точка зрения - одна из возможных»). Пути решения проблемы не навязываются, а предлагается обсуждение преимуществ и недостатков имеющихся вариантов.
4. В семейном сотрудничестве важно создание у каждого из супругов четкого представления о требованиях, ожиданиях по отношению к нему, условиях, способах и средствах достижения целей в разных сферах деятельности.
5. Эффективным приемом является доведение до сознания супруга(и) каких-то отрицательных сторон поступков без прямого обвинения в его(ее) адрес, при этом акцент ставится на описании связанных с этим своих чувств, мыслей, переживаний, своего состояния.
6. Наличие у супругов достаточно сформированного умения слушать и понимать друг друга. Неумение слушать зачастую является основной причиной неэффективного общения, поскольку именно оно приводит к недоразумениям, способствует зарождению конфликта.


Различают следующие виды эффективного слушания: рефлексивное слушание и нерефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание является по существу умением заинтересованно молчать, давая тем самым возможность собеседнику как можно полнее высказаться. Нерефлексивное слушание предполагает нейтральные, краткие, малозначительные ответы, реплики, позволяющие содержательно продолжить беседу. В качестве простейших реакций могут выступить, например, утвердительный наклон головы или фразы типа: «Тебя что-нибудь беспокоит?», «Ты чем-то встревожен?», «Что-то случилось?» и т.п. Такие фразы называют «открывающими», т.е. способствующими развитию беседы, особенно в самом начале, они вдохновляют говорящего, снимают напряжение. Краткие ответы могут сопровождаться также какими-либо формами невербального общения, например, прикосновением руки, выражающим понимание и сочувствие порой лучше многих слов. Нерефлексивное слушание особенно уместно, если собеседник испытывает такие глубокие и сильные переживания, как гнев, горе, обиду, печаль.
Рефлексивное слушание предполагает выражение более активной поддержки, одобрения или неодобрения, доведение до сведения собеседника своей позиции, мнения по затрагиваемым вопросам. При рефлексивном слушании для побуждения собеседника к высказыванию, подтверждения того, что его правильно понимают, поддержания хорошего контакта используются специальные формы ответа, реагирования: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование. Выяснение - это обращение к говорящему за уточнением, чтобы получить дополнительные факты, например: «Я не понимаю, что ты имеешь в виду?», «Не объяснишь ли ты мне это?». Перефразирование предполагает собственную формулировку сообщения, высказывания говорящего с целью
подтверждения собеседником правильности понимания его мысли. Прием отражения чувств связан с акцентированием внимания на чувствах, эмоциональных состояниях, установках говорящего. Для облегчения рефлексивного отражения чувств можно использовать фразы типа: «Вероятно, ты чувствуешь...», «Тебе кажется...». Резюмирование
предполагает ответы, направленные на подытоживание основных идей и чувств говорящего. Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора, беседы в смысловое единство, оставить от беседы цельное впечатление. Резюмирование особенно уместно при обсуждении разногласий, совместном решении проблем, урегулировании конфликтов.
Таким образом, в качестве факторов, предотвращающих возникновение и развитие деструктивных конфликтов в брачно-семейных отношениях, прежде всего можно назвать повышение уровня коммуникативной компетентности супругов, связанное в первую очередь с изменением отношения к окружающему миру, к людям, к себе. Не менее важно и овладение супругами специальной системой практических приемов бесконфликтного общения. Успешность семейных отношений во многом определяется также и сформированностью индивидуального стиля супружеского взаимодействия, включающего характер общения, способы контактов с окружающими, пути преодоления разногласий, психологический микроклимат семьи.

Приложение 1

Типичные нормы традиционной и современной семьи

Сфера семейной жизнедеятельности

Типичные нормы традиционной семьи

Типичные нормы современной семьи

Репродуктивная

Семья должна быть многодетной. Чем больше детей, тем лучше

Рождаемость ограничивается в соответствии с представлениями супругов и планируемым образом жизни

Воспитательная

Детей следует воспитывать в строгой дисциплине. Характер воспитания определяет отец, а занимается им мать

Воспитание детей осуществляется с учетом их интересов, мнений, преобладает воспитание, основанное на силе примеров и убеждений, а не на жесткой дисциплине; считается желательным, чтобы воспитанием занимались оба супруга в равной мере

Хозяйственно
бытовая

Хозяйство обязана вести женщина; в семьях имущих классов мужчины практически освобождены от домашних обязанностей, в семьях неимущих классов они выполняют тяжелую физическую работу

Г ибкое распределение обязанностей между мужем и женой с учетом их умений, навыков, степени занятости на работе и на основе договоренности

Экономическая

«Добытчиком», кормильцем семьи должен быть муж, жена распоряжается теми деньгами, которые он ей выдает

Вклад в материальное благополучие семьи вносят в соответствии с профессиональным положением и возможностями дополнительного заработка как мужчина, так и женщина

Первичного
социального
контроля

Семья осуществляет жесткий контроль над поведением женщины; к

Семья в равной мере осуществляет контроль за отклонениями от

 

мужчине это относится значительно в меньшей степени

социальных норм (пьянство, грубость) в поведении мужчин и женщин

Духовного
общения

Общение между супругами посвящено в основном семейным проблемам, дому, хозяйству, детям, семейным развлечениям, общению с родственниками и др.

Общение носит товарищеский характер и охватывает: семейные проблемы, все сферы жизнедеятельности, производственных дел, любительских увлечений мужа и жены

Социально
статусная

Заключение брака внутри узкого, социально однородного круга. Стремление к повышению социального статуса посредством брака

Социальная гетерогенность брачных союзов, значимость личностных, а не статусных характеристик брачного партнера

Досуговая

Общение с гостями, развлечения, любительские занятия либо
осуществляются супругами совместно, либо муж имеет некоторое право на автономию

Муж и жена имеют одинаковые права на проведение свободного времени вне дома и нередко проводят свой досуг отдельно друг от друга

Эмоциональная
(психотерапевти
ческая)

Теплота, нежность, эмоциональная поддержка ожидаются только со стороны женщин

Супруги ждут эмоциональной поддержки друг от друга с учетом специфики мужского и женского характера

Сексуально
эротическая

Сексуальные отношения имеют подчиненное значение: часто они являются лишь необходимым условием деторождения; не допускаются добрачные связи у женщин, у мужчин они не осуждаются; в имущих слоях широко практикуются внебрачные связи, с точки зрения морали допустимые только для мужчин

Все большее отделение сексуальных отношений от репродуктивных функций: возрастание сексуальной активности женщин, их требований к половой жизни; допущение добрачных половых связей, если в их основе лежит любовь; сексуальные внебрачные связи состоящих в браке мужчин и женщин одинаково осуждаются

Источник: Погодина, Е.К. Основы семейной жизни. Учебное пособие / Е.К. Погодина. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003. - 94 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.