На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Представление о способностях в психологии
Представление о способностях в психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие способностей

Динамика развития науки, как и динамика изучаемых ею явлений, находит свое отражение в понятиях и категориях. Поэтому проблемой номер один в современной психологии способностей является определение самого понятия «способности». Сложность исследуемого феномена отмечали многие психологи. Так, С. Л. Рубинштейн называл проблему способностей одной из самых острых, если не самой острой в психологии. Несмотря на широкое применение понятия «способности», в науке существует достаточно много его определений и пониманий (табл. ).

Таблица
Подходы к определению понятия «способности»
Автор Определение понятия «способности»

 


Б. М. Теплов

Во-первых, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способности» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека

С. Л. Рубинштейн

Способности – это свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности. Это сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности. Это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей, в отличие от навыков, способности – результаты закрепления не способов действия, а психических процессов (деятельностей), посредством которых действия и деятельности регулируются

К. К. Платонов

Способности – это качество личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней

А. Г. Ковалев

Способности – это синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней

В. Э. Чудновский

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности

А. В. Петровский

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся

Ю. Б. Гиппенрейтер

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению

В. Д. Шадриков

Способности – это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии отдельных психических функций

Е. П. Ильин

Способности – это яркое проявление какой-либо функции в определенном качественном выражении за счет имеющихся у человека задатков

Большой вклад в разработку теории способностей и определение понятия «способности» внес Б.М.Теплов (1953, 1961, 1982). Под способностями он понимал индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности какой-либо деятельности (или многих деятельностей) и не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. При этом способности могут объяснять быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков.
Анализируя определение способностей, данное Б. М. Тепловым, В. С. Мерлин (1970, 1990) отмечает, что выделенные признаки способностей являются, несомненно, важными, но недостаточными. Например, такой критерий способностей, как успех в деятельности, может зависеть не только от способностей, но и от знаний, умений, навыков. Для того чтобы по успеху деятельности можно было судить о лежащих в его основе способностях, должен быть перенос, причем этот перенос должен иметь специфический характер. Новая задача должна быть сходна с разрешавшейся ранее не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека. Следующими критериями способностей В. С. Мерлин называет степень готовности человека к преодолению неблагоприятных условий в данном виде деятельности и индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности. «Оригинальность и самобытность приемов, способов работы – один из характернейших признаков, отличающих творчество более способного человека от менее способного» (Мерлин В. С. 1990, с. 29). Этот критерий является общим, поскольку всякая трудовая деятельность в большей или меньшей степени носит творческий характер. Индивидуальное своеобразие приемов и способов работы обнаружено в лабораториях В. С. Мерлина и Е. А. Климова у ткачих-многостаночниц ( Е. А. Климов, 1958, 1964), слесарей-наладчиков (Л. А. Копытова, 1965), учеников токарей ремесленных училищ (С. И. Асфандиярова, М. Г. Субханкулов, М. Р. Щукин, 1964), в различных видах спорта (Б. И. Якубчик, 1964; О. М. Шадрин, 1966), в самостоятельной работе (А. К. Байметов, 1967) и т. д.
С. Л. Рубинштейн понимал способности с позиции пригодности человека к определенной общественно-полезной деятельности. Рассматривая способности как сложное синтетическое образование, С. Л. Рубинштейн включает в их состав «целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности» (Рубинштейн С. Л., 1959, с. 129).

Способности – это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей, результат закрепления психических процессов (деятельностей), посредством которых действия и деятельности регулируются.
Определение способностей с позиции личностно-деятельностного подхода дают А. Г. Ковалев (1960), К. К. Платонов(1984), В. Э. Чудновский (1972), А. В. Петровский (1996). Способности понимаются как качества личности, являющиеся условиями успешного овладения и выполнения деятельности.
Несколько иное определение находим у Ю. Б. Гиппенрейтер. Под способностями понимаются «индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению» (Гиппенрейтер Ю. Б., 1996, с. 246). Однако при таком понимании способностей возникает целый ряд вопросов. Если способности – это готовность к деятельности, то каковы критерии этой готовности? Поскольку готовность возникает до того, как человек включается в учебную, профессиональную и др. виды деятельности, то, следовательно, способности могут существовать до начала деятельности. И можно ли в таком случае успешность в деятельности считать критерием способностей?
В. Д. Дружинин (1999) предлагает объективную и субъективную формулы способностей, рассматривая, вслед за Б. М. Тепловым, в качестве критерия способностей быстроту и легкость овладения деятельностью. Чем больше у человека развита способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее овладевает ею, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности. «То есть неспособный проливает больше пота и слез, чем способный, которому все легче дается» (Дружинин В. Д., 1999, с. 13). При этом объективную формулу способностей автор видит следующим образом:
способность = продуктивность : цена
Тогд а как субъективная формула способностей будет выглядеть несколько иначе:
способность = успешность : трудность
Сторонники функционально-генетического подхода определяют способности с позиции функциональной системы. В. Д. Шадриков рассматривает способности как сущностные качества, благодаря которым реализуется конкретная психическая функция. Давая определение способностей, автор отмечает, что способности человека – это «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии отдельных психических функций» (Шадриков В. Д., 1991, с. 11). Подобная мера выраженности способностей определяется теми же параметрами, что и любая деятельность: производительность, качество и надежность (в отношении рассматриваемой психической функции).
Характеристику способностей как степени выраженности качественных сторон функций (сенсорной, мыслительной, двигательной и пр.) дает Е. П. Ильин (2004). Различия в проявлении какой-либо одной качественной стороны функции обусловлены набором различных задатков и позволяют говорить о различных способностях. Следовательно, способность – это «яркое проявление какой-либо функции в определенном качественном выражении за счет имеющихся у человека задатков. Чем большее число задатков способствует проявлению данной стороны функции, тем в большей мере выражена данная способность. Задатки являются усилителями проявления той или иной стороны функции» (Ильин Е. П., 2004, с. 233).

2. Признаки способностей

Давая общую характеристику способностей, необходимо отметить их основные признаки.

способности

Рис. Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности

Способности являются динамическим образованием, они существуют в процессе постоянного развития. Способность, которая не развивается, отмечал Б. М. Теплов, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только систематические занятия, постоянные упражнения позволяют поддерживать и развивать наши способности. Способности – это активность самого человека, стремление овладеть все более сложными видами деятельности, получить более высокий результат. Вследствие проявления этой активности способности переходят на новый, более высокий уровень своего развития.

К признакам наличия способностей к той или иной деятельности относится удовлетворение, которое получает человек от этой деятельности. Этот личностный фактор часто и является побудителем к новой деятельности, входя в сферу устойчивых притязаний личности. В качестве наиболее устойчивых признаков способностей выделяют также высокий темп обучения соответствующей деятельности, широту переноса, энергетическую экономность достижения высоких результатов деятельности, оригинальность продуктов деятельности, склонности и интересы человека.
Как видно из определения способностей, они не сводятся к знаниям, умениям и навыком. Однако между способностями и знаниями, умениями, навыками все-таки существует тесная связь. С одной стороны, способности развиваются в процессе приобретения знаний, умений и навыков, а отсутствие соответствующих знаний, умений и навыков тормозит развитие способностей. С другой стороны, от способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений, навыков. Более способный быстрее и легче учится, затрачивает при этом меньше усилий, достигает более высоких результатов. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как некоторая возможность. Как образно писал А. В. Петровский, «подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений» (Петровский А. В., 1976, с. 441).
Формирование способностей происходит в процессе овладения определенным образом организованной деятельностью. Способности формируются в деятельности, в деятельности развиваются. Не зря деятельность часто называют матрицей, на которой формируются способности. Между способностями и деятельностью существует двойная зависимость. Развитие способности, по С. Л. Рубинштейну, совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Причем способности и деятельность постоянно меняются местами, выступая то причиной, то следствием друг друга. Эту мысль в дальнейшем развивает Т. И. Артемьева (1977), отмечая, что способности предвосхищают новую деятельность, развиваются в ней и выходят за рамки уже сложившейся деятельности. С одной стороны, способность является результатом предыдущей деятельности человека, а с другой – предвосхищением и опережением его будущей деятельности. Изучая взаимодействие способностей и деятельности, она пришла к выводу, что между ними существует «двойная взаимочередующаяся зависимость». То есть деятельность развивает способности, а способности, развившись, совершенствуют деятельность. Далее новый, более совершенный уровень развития деятельности снова воздействует на развитие способностей. Таким образом, деятельность и способности взаимно развивают и совершенствуют друг друга.
Успешность выполнения любой деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а только своеобразным сочетанием способностей, характеризующих данную личность. Способности, по В. С. Мерлину (1990), включают свойства индивида и свойства личности ( в той степени, в которой они определяют успешность деятельности). Но свойства индивида и свойства личности как способности играют разную роль в успехе деятельности. От свойств индивида, отмечает В. С. Мерлин, зависит только степень успешности деятельности, от свойств личности – не только степень успешности, но и индивидуальные приемы и способы выполнения деятельности, степень преодоления неблагоприятных условий.
Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. Структура способностей определяется, с одной стороны, требованиями конкретной деятельности и поэтому является различной для разных видов деятельности (математической, лингвистической, спортивной и др.). С другой стороны, не все компоненты играют в симптомокомплексе способностей одинаковую роль и имеют одинаковую значимость. Поэтому при недостаточном развитии одних структурных компонентов способностей возможна их компенсация и достижение высокого результата за счет более высокого развития других. О возможности широкой компенсации одних свойств другими писал Б. М. Теплов, отмечая, что «относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» (Теплов Б. М., 1961, с. 143).
Компенсаторные возможности способностей проявляются в обучении и воспитании людей с различными сенсорными дефектами развития, например, лишенными зрения и слуха. При обучении слепоглухой О. И. Скороходовой, потерявшей слух и зрение еще в раннем возрасте, удалось развить способности научного работника и литературные способности. Наличие этих способностей признавал А. М. Горький. Другой пример: отсутствие звуковысотного слуха не помешало развитию профессиональных музыкальных способностей. Как показал Б. М. Теплов, выработка тембрового слуха, памяти на музыкальные интервалы и т. д. позволила выполнять функции звуковысотного различения, т. е. компенсировала недостаточное развитие звуковысотного слуха.
Дальнейшие исследования показали, что в структуре способностей можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, и качества вспомогательные. Первые относятся к группе некомпенсируемых, а вторые – компенсируемых способностей (Н. А. Аминов, 1997). Например, в структуре художественных (изобразительных) способностей ведущими компонентами являются природная чувствительность зрительного анализатора (чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма); художественное воображение и мышление, обеспечивающее отбор существенного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции; развитая образная память и т. д. К вспомогательным можно отнести сенсомоторные качества руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приемов; чувствительность к фактуре поверхности воспринимаемых объектов, например, мягкости, твердости, бархатистости; эмоциональную настроенность художника и т. д. Соотношение ведущих и вспомогательных компонентов способностей у разных людей неодинаково. Даже в рамках одной и той же деятельности разные люди могут обладать различным сочетанием способностей, обеспечивающих успешность деятельности. Один и тот же результат можно достигнуть разными способами, за счет различного сочетания способностей. Поэтому мы можем говорить о своеобразном оригинальном «лице способностей», характеризующем одаренность определенного человека.
Однако недостаточный уровень развития способностей не означает невозможность достижения успеха в деятельности. Е. П. Ильин (2004) обнаружил возможность компенсации способностей как за счет знаний, умений и навыков, так и за счет сформированности индивидуального стиля деятельности. Аналогичные результаты получены Ю. С. Шведчиковой (2002) при изучении деятельности учителей математики, русского языка и литературы. Ею обнаружено, что специальные способности и индивидуальный стиль деятельности могут взаимно компенсировать недостаточное развитие друг друга. Учитель может достигать успеха в педагогической деятельности как за счет развитого стиля деятельности при недостаточном уровне развития способностей, так и за счет высокого уровня развития способностей при недостаточной развитости индивидуального стиля педагогической деятельности.

3. Классификация способностей

В психологической науке существуют различные классификации способностей. Основанием перечисленных ниже классификаций служит либо направленность, либо специализация способностей. Перечислим наиболее известные из них (рис. 4).
Первая, наиболее общая классификация способностей строится на понимании способностей как общей психологической категории. Она делит все способности по их происхождению на природные, или естественные, и специфически человеческие, приобретенные способности. К первой группе природных (естественных) способностей относятся биологически обусловленные способности, общие для человека и высших животных. К ним относятся способности, базирующиеся на психических процессах ( восприятие, память, внимание, элементарное мышление) и способности к элементарной коммуникации. Способности первой группы непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе под влиянием элементарного жизненного опыта человека и животных. В качестве основного механизма их формирования выделяют научение в виде формирования условно-рефлекторных связей, опе-рантного обусловливания, импринтинга и др. В процессе развития этих способностей создается база для развития других способностей, более высокого уровня – специфически человеческих способностей. Специфически человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнедеятельность человека в социальной среде. К ним относят общие и специальные высшие интеллектуальные способности, базирующиеся на использовании речи и логических процессов.
Следующая классификация делит все способности (имея в виду специфически человеческие способности) на общие и специальные. Критерием данной классификации является широта охвата многих или ограниченного количества деятельностей, в которых человек может достигнуть успеха благодаря использованию данных способностей. Таким образом, способности делятся на общие и специальные. К общим способностям относятся те способности, которые определяют успешность человека во многих видах деятельности и общения. Это мыслительные способности, хорошая память, тонкость и точность ручных движений, речь, одинаково необходимые писателю, токарю, музыканту, повару, учителю и др. К числу общих способностей относят также способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с другими людьми. Это социально обусловленные способности, обеспечивающие жизнь человека в обществе, умение адаптироваться среди людей, владение речью, способность правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними, налаживать позитивные отношения в различных социальных условиях. «Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное» (Маклаков А., 2003, с. 538). То есть под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей, без которых невозможно качественное осуществление многих видов деятельности. Для человека с нормой психического развития характерно не наличие или полное отсутствие данного вида способностей, а та или иная степень их выраженности. Таким образом, люди различаются между собой по уровню развития различных компонентов общих способностей.
Специальные способности определяют успех человека в отдельных видах деятельности. Это математические, лингвистические, музыкальные, технические, педагогические, спортивные, художественные и т. д. способности. Отдельные виды специальных способностей могут существовать как независимо друг от друга, так и находиться во взаимодействии, обогащая и дополняя друг друга. Однако каждый вид способностей имеет собственную структуру и специфический характер детерминации. В наших исследованиях при изучении деятельности учителей-предметников выявлены симптомокомплексы специальных способностей учителей разных специализаций: учителей биологии, химии, математики, изобразительного искусства, русского языка, литературы и т. д. Обнаружено, что педагогические и предметные (литературные, языковые, математические, биологические и др.) способности могут находиться в различных отношениях друг с другом. Они могут взаимно обогащать друг друга, то есть находиться в синер-гических отношениях, быть независимы, автономны друг от друга, или в отдельных случаях даже находиться в антагонистических отношениях (Т. М. Хруста-лева, 2004).
Современные исследования способностей позволили выделить еще один вид способностей – интегральные способности (А. В. Карпов, 2003). Интегральные способности представляют собой промежуточный уровень между общими и специальными способностями. К ним относятся способности к принятию решений, предвидению, самоконтролю, устойчивость к неопределенности, способность прогнозирования в вероятностных средах и др. В основе интегральных способностей лежат соответствующие интегральные психические процессы: целеобра-зование, принятие решения, планирование, программирование, экстраполяция, интерполяция, самоконтроль, рефлексия, интуиция и др. В интегральных способностях сохраняются все особенности, свойственные первичным способностям (восприятию, памяти, мышлению), но в них заложены и новые возможности, обусловленные системной деятельностной организацией.

классификация способностей

Рис. Классификации способностей
Рассматривая вопрос о соотношении общих и специальных способностей, большинство исследователей считают, что общие и специальные способности не конфликтуют друг с другом, а находятся в состоянии мирного сосуществования. Они могут дополнять и обогащать друг друга. В отдельных случаях, для некоторых видов деятельности общие способности могут служить базой для формирования специальных способностей (математическая деятельность). В других случаях общие и специальные способности могут находиться в более свободных отношениях, быть более независимы друг от друга (деятельность художника, музыканта). Кроме того, необходимо помнить о том, что есть разные степени общности разных видов деятельности. Поэтому есть ряд постепенных переходов от более специальных к более общим способностям (В. С. Мерлин, 1990).
Следующим критерием для разделения способностей на группы является специфика деятельности (теоретическая, практическая), которую обслуживают данные способности. Теоретические способности связаны со склонностью человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, к логическому мышлению. Практические способности лежат в основе склонности человека к конкретно- практическим видам деятельности. Развитые способности к теоретической и практической деятельности встречаются у одного человека крайне редко. Большинство людей обладают либо первыми, либо вторыми. Только разносторонняя одаренность обеспечивает высокий уровень развития теоретических и практических способностей. Вспомните карикатурное изображение великого ученого, который затрудняется вскипятить чайник, поменять батарейку в часах, не говоря уже о пресловутой лампочке, ввернуть которую для него становится настоящей проблемой.
Еще одним критерием классификации способностей является степень креативности деятельности, которую обслуживают данные способности. С этих позиций все способности делят на репродуктивные и творческие. Репродуктивные способности принято называть учебными способностями, поскольку они позволяют человеку овладеть социокультурным опытом человечества. Этот вид способностей обслуживает учебную деятельность, определяет скорость и качество усвоения знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с возможностью открытий, изобретений, созданием новых предметов материальной и духовной культуры. Спор, что же важнее для развития человека и человечества в целом – репродуктивные или творческие способности, кажется нам беспредметным, поскольку развитие человека и человечества в целом невозможно без того и другого. Отсутствие способностей к усвоению предшествовавшего опыта человечества (учебных способностей) привело бы к тому, что каждое новое поколение было бы вынуждено заново «изобретать велосипед», заново открывать простейшие, азбучные истины. В то же время отсутствие творческих способностей привело бы к отсутствию новых идей, отсутствию открытий. Следовательно, развитие материальной и духовной культуры человечества было бы невозможно, общество тоже топталось бы на одном месте. В жизни каждого конкретного человека учебные и творческие способности также слиты воедино, так как овладение любой деятельностью предполагает не только обучение, но и открытие нового для себя, а иногда и для всего человечества.
Следующая классификация способностей позволяет разделить их на актуальные и потенциальные (К. К. Платонов, Т. И. Артемьева). Критерием в данном случае выступают характер и степень проявления способностей в деятельности. Актуальными называются те способности, которые сумели проявиться в деятельности и тем самым обеспечить ее успешность. Ярко выраженные актуальные способности выступают как одаренность, талантливость и гениальность. Потенциальные способности проявляются, как правило, в жизнедеятельности человека, однако недостаточное развитие или отсутствие каких-либо факторов мешают проявиться им в полном виде в профессиональной или учебной деятельности. В качестве факторов, затрудняющих проявление способностей, могут выступить функциональная недостаточность, низкий уровень саморегуляции, недостаточная мотивация, отсутствие определенных знаний, умений и навыков, низкий уровень образовательной среды и т. д. Наиболее известным примером негативного влияния низкого уровня развития знаний и умений на проявление специальных способностей является случай с поступлением в Академию художеств выдающегося русского живописца В. И. Сурикова. Обладавший высоким уровнем потенциальных художественных способностей, но не владеющий из-за отсутствия специального обучения графическими умениями и навыками, молодой В. И. Суриков « провалился» на вступительных экзаменах и не был зачислен в Академию художеств. Его преподаватели не сумели разглядеть потенциал молодого художника. А инспектор Академии, посмотрев на рисунки В. И. Сурикова, заявил, что за такие рисунки надо запретить даже ходить возле Академии художеств. И только упорные занятия позволили молодому художнику овладеть за три месяца необходимыми умениями и навыками и поступить в Академию художеств.
Деление окружающего нас мира на мир вещей и мир людей обусловило выделение таких способностей, как межличностные и предметные. К межличностным способностям относятся способности к общению, к взаимодействию с людьми, использованию речи как средства общения (коммуникативная функция речи), способности межличностного восприятия и понимания других людей, социально-психологической адаптации. К межличностным способностям относят также способности входить в контакт с людьми, оказывать на них влияние, убеждать, эффективно взаимодействовать с различными социальными группами и т. д. В основе развития коммуникативных способностей лежит способность ребенка реагировать на лицо и голос матери, на основе которой формируется первая социальная форма общения человека – комплекс оживления. В дальнейшем к способности эмоционального общения прибавляются способности понимать психические состояния других людей и адекватно реагировать на них, сначала в форме эмоционального заражения, затем в форме сочувствия. Без развития коммуникативных способностей была бы невозможна социализация человека, приобретение им необходимых форм общественного поведения, а следовательно и психическое развитие человека. Отсутствие этих способностей стало бы непреодолимой преградой на пути превращения человека из биологического существа в социальное. К предметным способностям относят предметно-деятельностные и предметно-познавательные. Примером таких способностей могут служить способности к различным видам деятельности человека: учебной, профессиональной, творческой, познавательной, художественной, спортивной, музыкальной и т. д. Межличностные и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Их сочетание позволяет человеку полноценно развиваться, осваивать и совершенствовать окружающий мир.

Выводы по главе:

1. Проблемой номер один современной психологии способностей является определение самого понятия «способности». Сложность этого образования проявляется в многообразии подходов к его определению. Способности понимаются как индивидуально-психологические свойства, отличающие одного человека от другого; как пригодность человека к деятельности; как сложное синтетическое образование; как качества личности; как ансамбль свойств; как свойства функциональных систем и т. д.
2. Классическое определение способностей принадлежит Б. М. Теплову. Способности – это индивидуально-психологические свойства, отличающие одного человека от другого, обусловливающие успешность деятельности и не сводимые к знаниям, умениям и навыкам.
3. К признакам способностей к какому-либо виду деятельности относятся: высокий темп обучения соответствующей деятельности, широта переноса, энергетическая экономность выполнения деятельности, индивидуальное своеобразие выполнения деятельности, оригинальность продуктов деятельности, высокая мотивация (склонности) к деятельности, удовлетворение от данного вида деятельности.
4. Способности – динамическое образование, существующее в постоянном развитии.
5. Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Однако они связаны между собой. С одной стороны, способности развиваются в процессе получения знаний, умений и навыков, с другой, наличие способностей определяет более высокий темп их получения.
6. Способности развиваются в деятельности. Между деятельностью и способностями существует «двойная взаимочередующаяся зависимость».
7. Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. В структуре способностей выделяются ведущие (некомпенсируемые) и вспомогательные (компенсируемые) качества.
8. Существуют многообразные классификации видов способностей. Их различие заключается в тех критериях, которые легли в основу данной классификации.
9. Выделяются классификации способностей по следующим критериям: общая характеристика способностей (способности природные и специфически человеческие); широта охвата различных видов деятельности (способности общие, специальные и интегральные); степень креативности деятельности (способности учебные и творческие); специфика деятельности (способности теоретические и практические); степень и характер проявления способностей (способности актуальные и потенциальные); выделение в окружающем двух миров: мира людей и мира вещей (способности межличностные и предметные).
Источник: Хрусталева Т. М., Учебное пособие «Психология способностей» составлено в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям 030300.62 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Бакалавр психологии» и 030301.65 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Специалист». – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 180 с.

 

Это интересно

Рекомендации

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.