На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Гендерные исследования одаренности учащихся
Гендерные исследования одаренности учащихся
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Педагогическая одаренность школьников разного пола

Педагогическая одаренность является одним из видов социальной одаренности. Она выступает как готовность к развитию, как психологическая предпосылка способностей к профессиям социономического типа, как потенциальная возможность достижения успеха в целом ряде областей человеческой деятельности, связанных с отношениями в системе «человек – человек» (по Е. Н. Климову). Это профессии учителя, воспитателя, организатора, менеджера, спортивного тренера, психолога, социального работника, юриста и т. д. Педагогическая составляющая профессиональных способностей и одаренности руководителей органов внутренних дел выявлена Б. Б. Коссовым (1988), офицеров ракетных войск – А. Е. Гордеевым (1999), менеджеров – Н. И. Иоголевич (2007) и И. В. Ивенских (2011).

 

педагогическая одаренность

Рис. 8. Модель педагогической одаренности: 1 – педагогическая одаренность;
2 – креативность; 3 – активность; 4 – интеллект; 5 – склонности;
6 – педагогические способности
Компонентный состав педагогической одаренности включает в себя универсальные и специальные характеристики. Опираясь на отечественные и зарубежные исследования, под универсальными характеристиками детской одаренности понимаются активность, интеллект, креативность и интересы, увлеченность ребенка. К специальным характеристикам относятся те индивидуальные свойства школьника, которые, формируясь в процессе жизнедеятельности, обеспечивают успешное выполнение им социальных функций и участие в деятельности пропе-дагогического типа (волонтерское движение, вожатская работа, педагогическое шефство и т. д.). Эти составляющие одаренности являются потенциальными педагогическими способностями, обеспечивающими готовность ребенка к профессиям социономического типа. В нашем исследовании это эмпатия, речевые, коммуникативные и организаторские способности, социальный интеллект, культура взаимодействия, артистизм, способность адаптировать материал соответственно возрасту. Используя графическую метафору Дж. Рензулли, педагогическую одаренность можно представить в виде шести взаимно пересекающихся окружностей (рис. 8).
Методы исследования
Для исследования симптомокомплекса педагогической одаренности использовались методики на выявление склонностей (ДДО – Е. Н. Климов, «Карта интересов» – А. Е. Голомшток, КОС – В. В. Синявский и Б. А. Федоришин), определение уровня эмпатии (А. Мехрабиан), культуры взаимодействия (Т. М. Хрусталева) и изучение педагогических способностей – методика «Драматическая импровизация» Н. А. Аминова и «Опросник учителя» Г. И. Руденко.
Педагогическая одаренность, рассматриваемая как целостная система, обладающая определенной структурой, характеризующаяся многокомпонент-ностью и иерархичностью, функционирует в рамках другой, более крупной системы – системы интегральной индивидуальности человека (В. С. Мерлин, 1986). Поэтому одной из эмпирических задач ее изучения было выявление характера детерминации компонентов одаренности разноуровневыми индивидуальными свойствами (нейродинамическими, психодинамическими, личностными и социально-психологическими). Для изучения свойств нейродинамического уровня использовался анамнестический метод оценки свойств нервной системы, проявляющихся в особенностях поведения и деятельности, Я. Стреляу и метод наблюдения И. М. Палея. Психодинамические характеристики испытуемых выявлялись с помощью опросников Г. Айзенка, В. М. Русалова, В. М. Каткова. Для изучения свойств личности был применен многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла. Социально-психологические характеристики изучались при помощи социометрической методики Дж. Морено.
Педагогическая одаренность изучалась в трех возрастных группах: младшие (3-й класс), средние (8-й класс), старшие (11-й класс) школьники. В качестве испытуемых выступили учащиеся, получившие высокие баллы по показателям педагогической одаренности, диагностированной с помощью «опросника учителя» Г. И. Руденко (1996). Старшеклассники обучались в специализированных педагогических классах школ г. Перми. В каждой возрастной группе учащихся применялись методики, рассчитанные на данный возраст. Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики: корреляционный анализ (линейная корреляция), факторный анализ по методу главных компонент, кластерный анализ, сравнительный анализ (t-критерий Стьюдента). Для обработки полученных данных использовался пакет прикладных программ статистической обработки SPSS.
Обратимся далее к результатам, полученным в исследованиях Г. И. Руденко (1996) и Т. М. Хрусталевой (2003, 2008).
Результаты исследования
Исследование гендерных характеристик педагогической одаренности школьников осуществлялось по трем направлениям:
• анализ степени выраженности показателей одаренности;
• анализ структуры педагогической одаренности;
• анализ характера детерминации компонентов педагогической одаренности.
Степень выраженности компонентов педагогической одаренности
Обнаружено, что педагогически одаренные девочки в младшем школьном возрасте превосходят мальчиков по педагогическим склонностям (Т=2,55; р≤0,05), развитию речи (Т=2,38; р≤0,05), проявлению интеллектуальных возможностей в социальной сфере (Т=1,79; р≤0,07) и чувствительности к индивидуальности окружающих (Т=1,8; р≤0,07).
Девочки-подростки более способны к постижению эмоционального состояния, к сопереживанию, проникновению во внутренний мир другого человека (Т=4,06; р≤0,001); у них лучше развито «чувство меры», «чувство такта», понимание партнера по коммуникации, культуры взаимодействия ( Т=4,78; р≤0,001); у них больше склонностей к профессиям социономического типа ( Т=2,58; р≤0,01).
Педагогически одаренные девушки превосходят юношей по склонностям к профессиям типа «человек – человек» (Т=2,28; р≤0,05) и способности адаптировать материал соответственно возрасту, то есть обладают более выраженной чувствительностью к индивидуально-психологическим особенностям партнеров (Т=1,93; р≤0,059).
Сравнительный анализ гендерных различий в степени выраженности показателей педагогической одаренности показывает, что существует тенденция к уменьшению количества этих отличий к старшему школьному возрасту (младшие школьники – 4 отличия, подростки – 3, старшеклассники – 2). Это можно объяснить большим влиянием на детей младшего школьного возраста, отличающихся возрастной внушаемостью и впечатлительностью, гендерных стереотипов, ожиданий взрослых, жесткой ролевой дифференциации мальчиков и девочек. В юношеском возрасте, когда школьники пытаются построить свой образ взрослого мира, под влиянием современных андрогинных тенденций влияние гендерных установок несколько ослабевает.
Структура педагогической одаренности
В результате исследования взаимосвязей показателей педагогической одаренности младших школьников выявлены качественные и количественные различия. Наибольшее количество связей у мальчиков имеют показатели социального интеллекта и умения адаптировать материал соответственно возрасту (по три связи), у девочек – артистизма и педагогических склонностей (по три связи). Центральным, «ядровым» компонентом педагогической одаренности мальчиков является единство эмоционального (педагогическая чувствительность) и рационального (социальный интеллект) компонентов. Центром педагогической одаренности девочек выступает единство мотивационного (педагогические склонности) и поведенческого (артистизм) компонентов.
В выборке подростков обнаружено, что у мальчиков наибольшее количество связей имеют педагогические склонности, социальный интеллект, артистизм, активность. У девочек – педагогические склонности, артистизм и культура взаимодействия. Ядром педагогической одаренности подростков обоего пола является мотивационный (педагогические склонности) и поведенческий (артистизм) компоненты, обогащаемые в выборке мальчиков компонентом рациональным (социальный интеллект) и активностью, в выборке девочек – чувствительностью и способностями к педагогически целесообразному общению (культура взаимодействия).
Структура педагогической одаренности мальчиков-подростков включает три фактора, обозначенные как «Социальный интеллект», «Социальная активность» и «Речевая импровизация» (табл. 13).

Таблица 13
Факторное отображение структуры педагогической одаренности школьников различных возрастов (по Г. И. Руденко)

Показатели

Подростки

Старшеклассники

Мальчики

Девочки

Юноши

Девушки

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

1. Педагогические склонности

585

 

 

843

 

 

738

 

 

703

437

 

2. Творческость

 

 

646

562

 

 

786

 

 

813

 

 

3. Активность

 

764

 

 

 

 

728

 

 

651

530

 

4. Ур . разв. позн. процессов

 

 

 

 

803

 

 

 

 

467

665

 

5. Артистизм

772

 

 

650

537

 

927

 

 

795

 

 

6. Речевые способности

 

562

660

600

 

 

926

 

 

690

 

 

7. Социальный интеллект

848

 

 

742

 

 

936

 

 

779

501

 

8. Сп-ть адаптировать материал

 

698

 

 

 

 

866

 

 

635

589

 

9. Коммуникативные склон-ти

818

 

 

 

 

585

 

834

 

 

 

653

10. Организаторские склон-ти

650

 

 

 

 

 

 

791

 

 

 

771

11. Эмпатия

 

733

 

 

 

692

 

 

853

 

 

 

12. Культура взаимодействия

614

 

645

623

 

568

 

 

 

 

 

 

Доля объясн. дисперсии в %

30

22

16

26

18

15

47

19

13

36

19

11


В выборке девочек-подростков также выявлены три значимых фактора. Это «Социальный интеллект», «Игровой интеллект» и «Чувствительность в сфере межличностных контактов». Сравнительный анализ выявленных структур показывает их своеобразие в зависимости от пола испытуемых. В обеих выборках выделен фактор, описывающий социальный интеллект подростков, однако у мальчиков он связан с коммуникативными и организаторскими, а у девочек – с творческими и речевыми способностями. Второй и третий факторы специфичны для каждой выборки и характеризуют «активность и способности к вербальному творчеству» в выборке мальчиков и «игровой интеллект и чувствительность» в выборке девочек.
Исследование статистически значимых взаимосвязей компонентов педагогической одаренности старшеклассников показало, что ядром педагогической одаренности старшеклассников обоего пола является мотивационный компонент (педагогические склонности) и речевые способности, обогащаемые в выборке юношей социальным интеллектом, в выборке девушек – артистизмом и активностью.
Структура педагогической одаренности юношей и девушек содержит два одинаковых фактора: «Социальная импровизация» и «Способности к межличностному взаимодействию». Третья подструктура специфична. У юношей это «Педагогическая чувствительность», включающая показатель эмпатии. У девушек – «Познавательная активность», включающая в себя показатели познавательных процессов, активности, способности адаптировать материал и социального интеллекта.
Сравнительный анализ результатов корреляционного анализа показателей педагогической одаренности школьников различных возрастов позволяет выявить гендерные характеристики одаренности, проявляющиеся во всех исследуемых возрастных группах. Специфическим для мальчиков-юношей является социальный интеллект, для девочек-девушек – артистизм.
Сравнительный анализ выявленных факторных структур педагогической одаренности школьников разных возрастов показывает, что обнаружены как одинаковые подструктуры, не зависящие от пола испытуемых, так и специфические в зависимости от гендерных характеристик школьников. Общими, гендерно-независимыми в подростковом возрасте являются подструктуры социального интеллекта, в юношеском возрасте – способности к социальной импровизации и межличностному взаимодействию. Специфическими, гендерно-зависимыми оказались подструктуры социальной активности и речевой импровизации подростков и чувствительности юношей – в мужской выборке. В женской выборке: подструктуры игрового интеллекта и чувствительности для подростков и познавательной активности для старшеклассниц.
Детерминация компонентов педагогической одаренности индивидуальными свойствами
При изучении характера детерминации показателей педагогической одаренности индивидуальными свойствами младших школьников обнаружено, что она детерминирована свойствами всех исследуемых уровней индивидуальности. Однако одаренность мальчиков теснее связана со свойствами нейродинамики и психодинамики, а девочек – со свойствами личности.
Показатели педагогической одаренности мальчиков связаны с силой нервной системы и низкой эмоциональной возбудимостью, девочек – как с силой, так и со слабостью нервной системы и с высокой эмоциональной возбудимостью. Выявлены личностные корреляты педагогической одаренности младших школьников. Для мальчиков это общительность (фактор А), эмоциональная стабильность (фактор С), рассудительность (фактор –F), энергичность (фактор –L), уверенность в себе (фактор –О). Для девочек: эмоциональная стабильность (фактор С), смелость (фактор Н), социальная проницательность (фактор N), жизнерадостность (фактор F), высокая добросовестность (фактор G) и мягкосердечность (фактор I).
На основании полученных данных можно составить психологические портреты педагогически одаренных младших школьников.
Одаренные мальчики обладают сильной нервной системой, высокой работоспособностью, эмоциональной стабильностью. Они добры, сердечны, легки в общении, открыты и доверчивы, эмоционально стабильны, спокойны, реалистичны, рассудительны, серьезны и ответственны, умеют держать себя в руках, активны и уверены в себе.
Педагогически одаренные девочки могут обладать как сильной, так и слабой нервной системой, им присуща высокая природная эмоциональная чувствительность, проявляющаяся в мягкосердечности, ранимости, нежности и сентиментальности, компенсируемая на личностном уровне эмоциональной устойчивостью, умением держать себя в руках. Девочки смелы, общительны, дружелюбны, жизнерадостны, импульсивны, подвижны, но в то же время обладают высокой обязательностью, ответственностью, дисциплинированностью.
Корреляционный анализ взаимосвязей показателей педагогической одаренности с индивидуальными свойствами подростков-мальчиков позволил выявить статистически значимые связи с показателями силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов (6 связей). В выборке девочек обнаружено 8 связей с показателями как силы, так и слабости, как уравновешенности, так и неуравновешенности нервных процессов и их подвижности. На уровне психодинамики обнаружены связи компонентов педагогической одаренности с показателями эмоциональной стабильности, низкой импульсивности, экстраверсии – интроверсии, пластичности – ригидности у мальчиков (8 связей) и с показателями импульсивности и экстраверсии – у девочек (2 связи).
Полученные факты свидетельствуют о разной природной составляющей педагогической одаренности подростков в зависимости от пола. Если в выборке мальчиков-подростков проявляется многозначность детерминации педагогической одаренности на уровне психодинамики, то в выборке девочек – на уровне свойств нервной системы. Что можно рассматривать как гендерную специфику природной предрасположенности к формированию разных стилей педагогической одаренности подростков.
Анализ личностных детерминант педагогической одаренности мальчиков-подростков выявил 14 статистически значимых связей. Наибольшее количество связей обнаружено у показателей потребности достижения (3 связи) и факторов А (общительность) и В (интеллект) по Р. Кеттеллу (по 2 связи). В выборке девочек обнаружено 13 связей, в том числе, 3 связи у фактора Q3 (высокий самоконтроль), по 2 связи – у факторов G (высокая нормативность поведения) и Q2 (нонконформизм). При практически одинаковом общем количестве связей ген-дерные различия проявляются в содержании личностного опосредования педагогической одаренности подростков.
На основании полученных данных составим психологические портреты педагогически одаренных подростков.
Одаренные мальчики обладают сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Они характеризуются темпераментальной эмоциональной стабильностью, низкой импульсивностью, могут быть как пластичны, так и ригидны, с различной степенью выраженности экстраверсии – интроверсии. Открыты и добросердечны, общительны, сообразительны, легко обучаемы, склонны к абстрактному мышлению, стремятся к высоким достижениям. Они добросовестны и практичны, ориентируются на собственное мнение, но в то же время подвержены чувствам, застенчивы, тревожны, ранимы, зависимы от группы, напряжены.
Педагогически одаренные девочки могут обладать как сильной, так и слабой нервной системой, подвижными, но полярными по показателям уравновешенности нервными процессами, они импульсивны и экстравертированны. Отличаются развитым самоконтролем, точностью выполнения социальных требований, высокой нормативностью поведения, ответственностью, ориентацией на собственное мнение. Они общительны, эмоционально стабильны, обладают развитым воображением, проницательны и дипломатичны, ориентированы на достижения, но в то же время завистливы и подозрительны.
Сравнительный анализ полученных результатов исследования позволяет выделить общие, не зависимые от пола подростков детерминанты педагогической одаренности. Это подвижность нервных процессов, общительность (фактор А), нонконформизм (фактор Q2), высокая потребность достижения. И в то же время обнаружены специфические, обусловленные гендерными характеристиками подростков, связи. Например, выявлены полярные в разных выборках личностные детерминанты одаренности: факторы С (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость), G (подверженность чувствам – высокая нормативность поведения), М (практичность – развитое воображение).
При изучении разноуровневых детерминант педагогической одаренности старших школьников обнаружено значительное увеличение количества связей со свойствами нейродинамики в выборке девушек. Так, выявлена 21 статистически значимая связь (у юношей – 6 связей). Причем в отличие от девочек-подростков, педагогическая одаренность которых была обусловлена как силой, так и слабостью нервной системы, одаренность девушек детерминирована исключительно показателями силы нервных процессов (14 связей). Достаточно тесные связи обнаружены у показателей уравновешенности (5 связей) и подвижности (2 связи) нервных процессов. В выборке юношей выявлены связи одаренности с подвижностью (3 связи), уравновешенностью (2 связи) и силой (1 связь) нервных процессов. То есть наибольший вклад в развитие педагогической одаренности девушек вносит сила, а юношей – подвижность нервных процессов.
Более тесные связи педагогической одаренности со свойствами психодинамического уровня обнаружены в выборке юношей (12 связей). Это показате-ли пластичности (5 связей), экстраверсии – интроверсии (4 связи), высокой и низкой эмоциональной возбудимости (2 связи) и импульсивности (1 связь). В выборке девушек обнаружено 6 связей с показателями импульсивности, по 2 связи с показателями экстраверсии – интроверсии, пластичности.
Полученные факты свидетельствуют о том, что тенденция более тесных связей педагогической одаренности со свойствами природно-обусловленных уровней индивидуальности в выборке мальчиков, выявленная у младших школьников и подростков, в старшей возрастной группе меняется на противоположную. Обнаружено, что педагогическая одаренность девушек имеет большее количество связей с показателями нейро- и психодинамики (27 связей), чем педагогическая одаренность юношей (18 связей). При этом одаренность девушек имеет преимущественно нейродинамическую, а одаренность юношей – психодинамическую детерминацию.
Сравнительный анализ личностного опосредования педагогической одаренности свидетельствует об увеличении его значимости по сравнению с подростковым возрастом. Однако у юношей этот рост представлен ярче: юноши – 27 связей (подростки – 14); девушки – 20 связей (подростки – 13). На основе полученных данных представим психологические портреты педагогически одаренных старшеклассников.
Для одаренных юношей характерна сильная, уравновешенная, подвижная нервная система, высокая пластичность и выраженная импульсивность. Характеристики же эмоциональной возбудимости и экстраверсии – интроверсии могут быть разнообразными. Педагогически одаренные юноши смелы, активны в социальных контактах, мужественны, самоуверенны, реалистичны, независимы, склонны к доминированию, жизнерадостны, подвижны, сообразительны и быстро обучаются. Они общительны и эмоционально устойчивы, обладают высокой нормативностью поведения и проницательностью, но могут быть повышенно тревожны и ранимы.
Педагогически одаренные девушки обладают сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, высокой пластичностью и выраженной импульсивностью. Так же как и юноши, они могут быть и экстравертами, и интровертами. Личность одаренных девушек характеризуется мягкостью, артистичностью, женственностью, проницательностью, дипломатичностью. Но в то же время девушки социально смелы, активны, жизнерадостны, отличаются высокой нормативностью поведения, настойчивы в достижениях цели, спокойны и уверены в себе, обладают высоким самоконтролем. Однако они могут быть зависимы от группы и несколько консервативны.
Изучение связей педагогической одаренности старшеклассников с разноуровневыми свойствами их индивидуальности позволило выделись как общие, независимые от пола, так и специфические, зависимые от гендерной принадлежности, детерминанты. Общими детерминантами являются сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов, пластичность, импульсивность, социальная смелость (фактор Н), экспрессивность (фактор F), высокая нормативность поведения (фактор G) и дипломатичность (фактор N). Специфические детерминанты компонентов педагогической одаренности выявлены на всех уровнях интегральной индивидуальности старшеклассников. В качестве примера гендерных различий в характере личностного опосредования можно отметить связи показателей педагогической одаренности с полярными характеристиками личности: уверенностью в себе (фактор –О) и чувствительностью (фактор +I) в выборке девушек и тревожностью (фактор +О) и жесткостью (фактор –I) в выборке юношей.
Эмпирическое изучение гендерных характеристик педагогической одаренности школьников различных возрастов позволило выявить как общие, гендерно-независимые, так и специфические, гендерно-зависимые особенности структуры, степени выраженности и характера детерминации показателей педагогической одаренности.
1. Гендерные различия обнаружены при изучении степени выраженности показателей одаренности школьников различных возрастов: девочки-девушки оказались более одарены, чем мальчики-юноши. Общим для девочек всех возрастов является приоритет педагогических склонностей и чувствительности. Специфическим для младшего школьного возраста – речевые способности и социальный интеллект, для подростков – культура взаимодействия.
2. Выявлена структура педагогической одаренности школьников различных возрастов. Для младших школьников характерно единство эмоционального (педагогическая чувствительность) и рационального (социальный интеллект) в выборке мальчиков и мотивационного (педагогические склонности) и поведенческого (артистизм) компонентов в выборке девочек. Структура одаренности подростков включает социальный интеллект как гендерно-независимую подструктуру. Активность и креативность (речевая импровизация) в выборке мальчиков и педагогическая чувствительность и артистизм (игровой интеллект) в выборке девочек выступают в качестве гендерно-зависимых подструктур одаренности. Общими для юношей и девушек под-структурами одаренности оказались способности к межличностному взаимодействию и социальной импровизации. Специфической для юношей – педагогическая чувствительность, для девушек – познавательная активность.
3. Обнаружены общие для всех возрастов и специфические для конкретного этапа онтогенеза гендерные характеристики одаренности. В качестве общей характеристики для мальчиков-юношей выступил социальный интеллект, для девочек-девушек – артистизм. Специфической для подростков-мальчиков оказалась подструктура социальной активности, для подростков-девочек – педагогической чувствительности. В старших классах положение дел несколько меняется. Специфической для юношей является подструктура педагогической чувствительности, для девушек – познавательной активности.
4. Изучение характера детерминации компонентов педагогической одаренности разноуровневыми индивидуальными свойствами испытуемых позволило выявить как общие, независимые от пола, так и специфические, гендерно-зависимые связи. Интересно, что с возрастом изменяется характер индивидуально-психологического опосредования одаренности школьников. В младшем школьном возрасте обнаружена детерминация одаренности мальчиков преимущественно свойствами нижележащих уровней (нейро- и психодинамического), а одаренности девочек – свойствами личности. В подростковом возрасте сохраняются тесные связи одаренности с нижележащими уровнями индивидуальности у мальчиков, несколько увеличивается роль этих уровней у девочек и вырастает значение свойств личности в опосредовании одаренности в обеих выборках. В старших классах сохраняется влияние нейро- и психодинамики на развитие одаренности. Причем одаренность юношей теснее связана психодинамикой, а одаренность девушек – с нейродинамикой. При этом значительно увеличивается роль личности в развитии педагогической одаренности как юношей, так и девушек.

2. Половые особенности проявления музыкальной одаренности

Музыкальная одаренность школьников в русле интегрального исследования индивидуальности изучалась М. Т. Таллибулиной (2003, 2011). Обратимся к ее работам.
Музыкальная одаренность, в понимании М. Т. Таллибулиной, это комплексное психологическое образование, включающее, наряду с музыкальностью, общие свойства человека, качественно своеобразное сочетание которых с компонентами музыкальности обеспечивает возможность успешного и творческого выполнения разных видов музыкальной деятельности. Музыкальность – качественно своеобразное сочетание универсальных для успешного выполнения любого вида музыкальной деятельности (слушание, сочинение, исполнение, преподавание) музыкальных способностей. Музыкальность состоит из более частных компонентов – музыкальных способностей, и является, в свою очередь, также «частью» по отношению к «целому» – музыкальной одаренности.
Таким образом, ядром музыкальной одаренности является музыкальность. Но в то же время музыкальность не исчерпывает понятие музыкальной одаренности. Она составляет лишь «специальный» момент одаренности, которая включает в себя и общие моменты. К общим моментам Б. М. Теплов относит силу, богатство и инициативность воображения, обилие зрительных образов, устойчивость творческого внимания, волевые особенности личности человека.
В исследовании М. Т. Таллибулиной модель музыкальности представлена мелодическим, гармоническим, звуковысотным компонентами музыкального слуха, показателями музыкально-ритмической способности (чувство ритма, метра и темпа), музыкальной памятью, репродуктивным и продуктивным компонентами музыкального мышления. Данный перечень свойств сформирован на основании контент-анализа результатов многочисленных теоретических и эмпирических исследований структуры музыкальности, представленных в современной музыкально-психологической литературе.
Методы исследования
Компоненты музыкальной одаренности изучались с помощью методик оценки музыкальных способностей, разработанных Ю. А. Цагарелли, А. Б. Зелинским и Д. К. Кирнарской (для старших возрастных групп) и В. Е. Кузьминым (для младших школьников). Для диагностики общих компонентов одаренности использовались «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, Л. Пенроуза, и невербальная форма «А» «Теста творческого мышления» П. Торранса.
В соответствии с логикой системного исследования способностей и одаренности изучались также разноуровневые индивидуальные свойства с помощью факторных опросников Р. Кеттелла, тестов темперамента Г. Айзенка, В. М. Ру-салова, и «Методики наблюдения за проявлениями свойств нервной системы» Е. П. Ильина (Таллибулина М. Т., 2011).
Полученные данные обрабатывались методами математической статистики: факторного анализа (метод главных компонент с Varimax-вращением факторов), корреляционного анализа К. Пирсона, сравнения средних значений показателей в независимых группах критерием Ч. Стьюдента.
В исследовании приняли участие 334 школьника в возрасте от 6 до 19 лет, обучающихся на исполнительских отделениях основных инструментальных специальностей (фортепианной, струнной, народной, духовой) музыкальных школ и музыкального училища г. Перми. На основании оценок независимых экспертов и реальных достижений 163 человека из них были отобраны в группу «одаренных музыкантов». В основном это лауреаты и дипломанты региональных, всероссийских и международных музыкальных конкурсов и фестивалей, стипендиаты фондов для одаренных детей.
Результаты исследования
Исследование гендерных характеристик музыкальной одаренности школьников осуществлялось по трем направлениям:
• анализ степени выраженности показателей одаренности;
• анализ структуры музыкальности;
• изучение структуры индивидуальности музыкально одаренных учащихся.
Степень выраженности показателей музыкальной одаренности
Анализ различий в степени выраженности показателей музыкальной одаренности учащихся шел по двум направлениям. Во-первых, это поиск различий выраженности музыкальности в выборках в зависимости от пола. Во-вторых, различия музыкальной одаренности в группах девочек-девушек и мальчиков-юношей в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.
Различий в абсолютной величине показателей музыкальности у мальчиков и девочек младшего школьного и подросткового возраста (по t-критерию Стьюдента) не обнаружено. Выявлены отличия только в юношеской группе музыкантов. Девушки, в сравнении с юношами, имеют преимущество по параметрам музыкально-языковой способности (t-критерий -2,636 (р≤0,05)) и чувству темпа (t-критерий -2,321 (р≤0,05)).
При изучении выраженности показателей музыкальной одаренности младших школьников и подростков при помощи t-критерия Стьюдента обнаружены значимые различия. Мальчики-подростки отличаются более высокими показателями музыкальной памяти (t-критерий -3,482 (р≤0,01)) и продуктивного музыкального мышления (t-критерий -2,512 (р≤0,05)). Последний показатель оказался значимо выше и в группе девочек-подростков (t-критерий -2,089 (р≤0,05)) по сравнению с младшими школьницами. Выявлены более высокие показатели интеллекта подростков-девочек («фактор В», t-критерий -3,526 (р≤0,001) и оригинальности творческого мышления (t-критерий 2,684 (р≤0,01) подростков-мальчиков.
При изучении выраженности показателей музыкальной одаренности подростков и юношей различия обнаружены только в выборке девочек-девушек. Одаренные девушки, по сравнению с девочками-подростками, обладают более высокими показателями музыкального темпа (t-критерий -2,858 (p≤0,01)) и музыкального метра (t-критерий -2,046 (p≤0,05)), однако у них ниже показатели оригинальности творческих идей (t-критерий 2,890 (p≤0,01)).
Структура музыкальности
Структура музыкальности мальчиков и девочек младшего школьного возраста качественно своеобразна (табл. 14). Ключевыми, центральными способностями в структуре музыкальности одаренных мальчиков являются музыкально-ритмическая способность и музыкальный слух, тогда как в группе девочек, наряду с указанными способностями, особое, самостоятельное значение имеет эмоционально-творческая составляющая музыкальности (мелодический слух и творческий компонент музыкального мышления). Данный факт указывает на своеобразие в проявлениях одаренности в связи с полом: музыкальность мальчиков аналитична, музыкальность девочек – эмоциональна и творчески «заряжена».
Таблица 14
Структура музыкальности школьников

Музыкальные способности

Младшие школьники

Подростки

Юношеский

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Юноши

Девушки

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

III

Зв. высот-й слух

 

632

469

 

625

 

820

 

612

 

445

 

 

Мелодич-й слух

 

878

 

893

 

-524

411

 

 

870

883

 

 

Гармон-й слух

 

745

709

 

590

 

826

 

624

 

505

 

 

Чувство ритма

775

 

724

 

713

 

850

 

681

 

521

621

 

Чувство метра

806

 

738

 

898

 

855

 

803

 

 

 

832

Чувство темпа

930

 

776

 

754

 

852

 

692

 

 

758

 

Муз. память

508

 

763

 

 

352

 

852

 

639

 

425

 

Продукт. муз. мышление

 

573

 

885

 

834

 

849

 

 

 

 

 

Репрод. муз. мышление

 

525

766

 

 

689

 

484

 

 

 

 

 

Муз.-яз. сп-ть

 

 

 

 

 

 

 

 

532

430

676

 

590

ДОД, %

31,5

27,8

39,8

22,2

30,8

20,4

41,6

20,7

33,2

21,3

26,6

17,8

15,7

Сравнение факторных структур музыкальности в группах подростков разного пола позволяет отметить более весомую роль музыкальной памяти у девочек по сравнению с мальчиками (факторные нагрузки 0,852 и 0,352 соответственно). Представляет интере с и выявленная в группе мальчиков « оппозиция» эмоционально-интонационного музыкального слуха и когнитивных компонентов музыкальности (музыкальная память, музыкальное мышление). Данный факт может быть объяснен наличием компенсаторных механизмов в структуре специальных способностей одаренных мальчиков-подростков. Высокая продуктивность музыкальной деятельности в этот период может достигаться психологически различными путями: либо благодаря хорошо развитым эмоциональным компонентам музыкальности (интонационному слуху, эмоциональной отзывчивости на музыку), либо благодаря когнитивным (аналитическим) музыкальным способностям.
В юношеском возрасте в структуре музыкальности значимую роль играет музыкально-языковая способность (способность понимать музыкальную речь, осмысленно воспринимать музыкальные идеи), связывающая все другие компоненты музыкальности (перцептивные, когнитивные, творческие), благодаря чему одаренные юноши и девушки способны не просто слышать и анализировать, но расшифровывать содержательные параметры музыки, теперь музыкальность носит коммуникативный характер. Данный факт в наибольшей мере свойственен музыкально одаренным девушкам.
Структура индивидуальности музыкально одаренных учащихся
Структура индивидуальности одаренных мальчиков и девочек младшего школьного возраста включает блок музыкальных способностей, творческую и личностную составляющие. Однако «наполнение» этих компонентов у мальчиков и девочек различно. У мальчиков высокое развитие музыкальных способностей сопровождается низкими показателями невербального интеллекта и эмоциональной стабильностью. У девочек – высокими показателями невербального интеллекта, хорошо развитым практическим мышлением, отсутствием напряженности, социальной смелостью и артистизмом.
Гендерные различия касаются и креативной составляющей структуры индивидуальности. У мальчиков показатели творческого мышления сопровождаются такими индивидуальными свойствами, как социальная робость, скромность, замкнутость, уравновешенность нервных процессов, склонность к уединению, и высокими показателями вербального интеллекта. У девочек – эмоциональной нестабильностью и высокими показателями мелодического (эмоционально-интонационного) слуха. То есть музыкальная одаренность и ее ключевой компонент – креативность – у мальчиков связана с интеллектом, аналитическими способностями, у девочек – с эмоциональной возбудимостью и интонационным (коммуникативным) музыкальным слухом.
Структура индивидуальности в группе подростков представлена четырьмя компонентами: артистизм, перцептивные музыкальные способности, творческое мышление, когнитивные музыкальные способности. Примечательно большое количество значимых положительных корреляций между компонентами музыкальности и показателями общей одаренности (творческим мышлением и невербальным интеллектом) в общей выборке. Однако в «картине» одаренности подростков-мальчиков невербальный интеллект не обнаружил ни одной значимой связи с компонентами музыкальности. Тогд а как у девочек невербальный интеллект «плотно» взаимодействует и с перцептивными музыкальными способностями (музыкальный слух, чувство ритма), и с когнитивно-творческими компонентами музыкальности (музыкальная память, продуктивное музыкальное мышление).
Высокая музыкальность подростка-мальчика, в отличие от одаренной девочки, сопровождается актуализацией креативного ресурса. При том, что абсолютные значения показателей креативного мышления (оригинальности и беглости) значимо выше именно в группе девочек: различия в показателях оригинальности (t-критерий -4,640 (р≤0,001)), беглости (t-критерий -2,371 (р≤0,05)).
Разную роль в детерминации музыкальной одаренности играют свойства нервной системы. У мальчиков сила и подвижность нервных процессов имеют значение для выраженности показателей музыкально-ритмической способности и оригинальности креативных идей. У девочек сила нервной системы обусловливает эмоционально-интонационный музыкальный слух, чувство метра и гибкость креативного мышления. А показатели музыкального мышления связаны с инертностью нервных процессов.
Итак, общая структура индивидуальности в группах мальчиков и девочек концептуально схожа, но содержательное «наполнение», качественно-своеобразное сочетание ее компонентов различно.
Структура индивидуальности в юношеском возрасте представлена следующими компонентами: артистизм, музыкальные способности, творческое мышление. Специфику структуры индивидуальности юношей, в сравнении с девушками, составляет «оппозиция» компонентов музыкальности (музыкальный слух и музыкально-языковая способность) и показателей невербального творческого мышления. Музыкальная одаренность юношей имеет особое содержание, «узко специализируется», и уровень креативности в музыке не совпадает с уровнем креативности в других сферах. При этом высокие значения показателей музыкальности связаны с практическим мышлением, а высокие значения креативности в невербальной сфере – с абстрактным мышлением. Комплекс показателей музыкальности в группе юношей сопровождается низкими значениями невербального творческого мышления, слабостью нервной системы, низкой эргичностью и пластичностью; рациональностью и непостоянством (факторы I, G в опроснике Кеттелла).
В группе девушек компоненты музыкальности образуют наиболее многочисленные взаимосвязи со свойствами всех рассматриваемых уровней индивидуальности. В отличие от юношей, у девушек показатели творческого мышления связаны с невысоким чувством метра, но хорошим гармоническим слухом; а также такими индивидуальными свойствами, как низкие эргичность и пластичность в социальной сфере (опросник Русалова); мечтательность, нонконформизм, замкнутость (факторы М, Q2, А). Перцептивный музыкальный слух и музыкальная память сопровождают показатели слабости нервной системы, эр-гичности (опросник Русалова); а также проницательности и эмоциональной неустойчивости (факторы N, С). Показатели музыкального ритма, мелодического слуха и музыкально-языковой способности сопровождаются такими свойствами, как оптимизм и консерватизм в интеллектуальной сфере ( факторы F, Q1) и т. д.

Эмпирическое изучение гендерных характеристик музыкальной одаренности школьников различных возрастов позволило выявить как общие, гендерно-независимые, так и специфические, гендерно-зависимые особенности структуры, степени выраженности и характера детерминации показателей одаренности.
1. В младшем школьном возрасте значимыми составляющими музыкальной одаренности девочек являются эмоциональность и интонационный музыкальный слух, тогда как музыкальность мальчиков в этот период предполагает высокое развитие аналитических, абстрактных способностей и эмоциональную стабильность.
2. В подростковом возрасте у одаренных мальчиков высокая продуктивность музыкальной деятельности достигается разными путями: либо благодаря эмоциональной стороне музыкальности (интонационному слуху, эмоциональной отзывчивости на музыку), либо благодаря когнитивным музыкальным способностям (музыкальная память и мышление). Причем музыкальность одаренного мальчика предполагает творческую активность, актуализацию креативного ресурса, тогда как у одаренных девочек роль креативности в структуре одаренности невелика, однако имеет значение выраженность невербального интеллекта и музыкальной памяти.
3. У мальчиков-подростков степень оригинальности креативных идей и ритмическую способность определяют сила и подвижность нервной системы. У девочек сила нервных процессов имеет значение для интонационной способ-ности (мелодический слух), чувства метра, а также степени разнообразия креативных идей (гибкость креативного мышления), при этом для высоты показателей музыкального мышления имеет значение невысокая подвижность (инертность) нервных процессов.
4. Одаренность к музыке у юношей «узко специализируется», и уровень креативности в музыке не совпадает с уровнем креативности в других сферах. При этом высокие значения показателей музыкальности сопряжены с хорошим практическим мышлением, тогда как высокие значения показателей креативности в невербальной сфере – с хорошим абстрактным мышлением.
5. Музыкальность одаренных девушек отличает коммуникативный характер, они более, чем одаренные юноши, способны не просто слышать, но «считывать» и расшифровывать содержательные параметры музыки. Кроме того, у одаренных девушек выше показатели абстрактного мышления, они более практичны и реалистичны, тогда как юноши – более мечтательны.
Источник: Хрусталева Т. М., Учебное пособие «Психология способностей» составлено в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям 030300.62 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Бакалавр психологии» и 030301.65 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Специалист». – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 180 с.

 

Это интересно

Рекомендации

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.