На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Лекция. Введение в психологию - Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии
Лекция. Введение в психологию - Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Лекция. Введение в психологию
Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии
Методы психологии
История развития психологии
Природа и сущность психики и сознания человека
Психологическая теория деятельности
Все страницы

 

1.2 Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии

Теоретические сведения

На определенном этапе своего развития человечество создало новую форму знания - научное знание. И с тех пор мир наук непрерывно пополняется, развивается, видоизменяется. Психология занимает совершенно особое место в этом мире. По мнению Ю.Б. Гиппенрейтер, тому есть свои причины. Во-первых, психология - это наука о самом сложном, что известно человечеству. Говорят, что А. Эйнштейн, узнав о исследованиях детского мышления и детской игры Жана Пиаже, великого швейцарского психолога, воскликнул: «О, господи, как сложно то, что изучаете Вы, по сравнению с тем, что изучаю я!». Во-вторых, психология - это единственная наука, где сливаются объект и предмет познания, то есть сознание, мысль совершает поворот на себя самое. В-третьих, у психологии совершенно уникальные практические следствия. Познавая себя, человек будет себя изменять. Психология - наука, которая конструирует и созидает человека [Гиппенрейтер Ю.Б., 2002]
Чтобы понять реальную картину развития наук с целью их упорядочивания и систематизации создаются классификации наук. Например, в древности все науки включались в структуру философии. А сейчас существуют разные подходы к классификации наук. Наиболее известная - дихотомическая классификация, то есть деление всех наук на два класса. Естественные науки, где основными ценностями считается ценность объективного и предметного знания и ценность приращения объективного знания о мире; в которых критерием истинности признается проверяемость и вопроизводимость результатов научного исследования. Главная цель этих наук - выявление общих зависимостей и законов. Основной способ познания в них - объяснение. И гуманитарные науки, где главной ценностью является индивидуальность, неповторимость, где единичное событие рассматривается в своей самоценности и автономности. Представители гуманитарных наук обращены к духовному миру человека. Здесь основной способ познания - понимание.
А что же психология? К какому из этих двух классов наук относится она? Долгое время для психологии и психологов этот вопрос был принципиальным. Какая она - психология? Точная наука, которая имеет возможность объективного объяснения душевного мира человека с его составными частями; которая опирается на принцип детерминизма - признает наличие причины и следствия, связей между ними, оформляемых в законы? Или же психология - наука о человеке «меняющемся», уникальном, познать которого можно лишь во взаимодействии, в диалоге с ним? Деканы первых факультетов психологии в нашей стране А.Н. Леонтьев (Московский университет) и Б.Ф. Ломов (Ленинградский университет) в 1966 году мечтали, чтобы их факультеты считались естественнонаучными. Увы, их мечтам сбыться не удалось. Факультеты психологии и сегодня причисляют к группе гуманитарных факультетов.
У вопроса - естественнонаучная или гуманитарная наука психология - длинная предыстория. В середине Х1Х века крупный немецкий философ Огюст Конт объявил, что надежными могут считаться только лишь те факты, которые получены с помощью строгого научного метода - объективного наблюдения. И разделил все науки на позитивные, то есть основанные на опыте, способные формулировать законы и благоприятствовать развитию общества, и спекулятивные - основанные на частных мнениях. Принцип верифи- цируемости, т.е. подтверждение выводов практикой, стал основным методологическим принципом позитивизма. Место психологии Конт отвел в группе спекулятивных наук. Но благодаря столь нелестному мнению Конта о психологии, разными учеными стали предприниматься попытки перевести психологию в статус позитивной науки.
Середина XIX века была ознаменована рядом открытий, объединенных общим смыслом: «Количественное описание психической реальности возможно!». Это и открытия немецкого физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, который первым эмпирически измерил скорость прохождения нервного импульса, чем заложил основу будущих экспериментов по количественной оценке психофизиологических процессов. Это и работы голландского физиолога Ф. Дондерса, который вывел «личное уравнение» для определения времени реакции человека на различные задания. Э. Вебер разработал математические методы измерения в психологии. А немецкий ученый Г. Фехнер доказал, что количество ощущений зависит от количества раздражения. И со времени открытия лаборатории В. Вундтом в Лейпциге в 1879 году психология начинает свой путь как экспериментальная, объективная наука.
Долгое время психология старательно доказывала свою принадлежность к естественным наукам, добывая эмпирические факты, накапливая их, а затем с помощью рациональной индукции, выводя из фактов теории. Теории обязательно проходили проверку экспериментом. Первые психологические школы: бихевиоризм, гештальтпсихология стояли на позиции точных наук. Естественнонаучная парадигма доминировала и в отечественной психологии. Но постепенно накапливались многочисленные факты, не укладывающиеся в рамки естественнонаучного объяснения человека. Внезапно обнаружили, что «человека потеряли. Как отмечал крупный русский философ М.М. Бахтин «...подлинная жизнь личности совершается как бы в точке... несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего того, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, «заочно». Правда о человеке в чужих устах, не обращенная к нему диалогически, т.е. заочная правда, становится унижающей и умертвляющей его ложью» [Психология личности: тексты..., 1982]. В этих словах выражена суть гуманитарного подхода применительно к личности - нельзя описать, объяснить человека со стороны, как вещь. Возможность понять человека есть только в процессе взаимодействия с ним, в процессе диалога.
В русской психологии серьезный шаг в становлении гуманитарной парадигмы сделали психолог В.П. Зинченко и философ М.К. Мамардашвили. В 1977 году выходит их программная статья «Проблема объективного метода в психологии», где они доказывают реальность субъективности и право субъективной реальности на существование в науке. А психологию призывают искать пути построения многослойного мира психического, искать методы исследования этого мира, которые бы были объективными и вместе с тем психологическими» [Зинченко В.П., Мамардашвили М.К., 1977]. Таким образом, наряду с принципами естественнонаучного изучения человека формулируются требования к гуманитарному изучению личности. В них включили отказ от главенствующей роли эмпирических методов, придание статуса научности не только «верифицируемому» знанию, включение в ситуацию исследования интуиции и здравого смысла исследователя, возможность обобщений для частных случаев и ряд других требований [Юревич А.В., 2005].
Каковы перспективы решения вопроса выбора парадигмы для психологической науки? А.В. Юревич утверждает, что только в сочетании естественнонаучной и гуманитарной парадигм таится сила отечественной психологической науки. Великие русские психологи А.Р. Лурия и Л.С. Выготский работали, как в рамках естественнонаучной, так и гуманитарной парадигм. Равновесие нельзя нарушать, иначе увлекшись одним, например, объемами памяти или коэффициентами корреляции, можно забыть о другом, о личности, о человеке. И наоборот - погрузившись в духовную сущность личности, можно не вспомнить о проблемах, доступных объективному исследованию [Юревич А.В., 2005]. По мнению Д.А. Леонтьева, в том и уникальность психологии, что предмет ее интереса находится как в поле естественных, так и гуманитарных наук и ключевым вопросом является вопрос совмещения этих двух альтернатив. Как решение проблемы он предлагает развести их по целям. Если естественные науки изучают сущее и необходимое, что подчиняется причинно-следственным закономерностям, то гуманитарные науки изучают возможное, то, что может быть, но существование чего не является необходимым, что может возникнуть при наличии определенных предпосылок, но может и не возникнуть [Леонтьев Д.А., 2009]. Например, человек может совершить поступок или что-то сделать просто так, ни почему. Или может случиться то, что считалось невозможным, как говорил М.К. Мамардашвили. Таким образом, жесткая оппозиция: естественнонаучная или гуманитарная уходит в прошлое. А психология, в силу многомерности изучаемой реальности, ориентируясь на обе парадигмы, должна научиться творчески совмещать, а иногда и выходить за их условные рамки.
Более современной считается классификация, построенная по принципу системности, отражающая сложность системность мироустройства. Такая классификация была предложена философом, историком, психологом, методологом науки Б.М. Кедровым в 1955 году на Цюрихском конгрессе философов. В ней психология помещена внутри треугольника, вершины которого образуют естественные, общественные и философские науки. Остальные науки находятся на стыке этих основных. Сам Кедров вспоминал, что Жан Пиаже, великий швейцарский психолог XX века, возражал против того, что психологию не отнесли к числу основных наук, а разместили между ними. Хотя позднее, выступая на Международном психологическом конгрессе в 1966 году в Москве, Пиаже назвал это место психологии в огромном мире наук центральным и сказал, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, биологией, физикой, логикой, социологией и другими науками.

Отрасли психологии.

Психология похожа на живой организм с процессами зарождения, развития, отмирания. За годы своего существования она накопила огромное количество научного знания и превратилась в разветвленную науку. Образ дерева, часто используемый в этом случае психологами, метафорически очень удачно отражает ситуацию. Живое взрослое дерево (психология), имеет ствол (общая психология), много ветвей (отрасли психологии), некоторые из которых из-за болезни или по причине возраста могут отмирать, а на их месте (и не только) появляются новые ростки, а затем и полноценные зрелые ветви (новые отрасли). При этом общая психология, изучающая сущность и общие закономерности психики, «питается» достижениями всех отраслей и обогащает, «питает», в свою очередь, отрасли общей теорией.
В силу подобной «разветвленности» психологии не представляется возможным перечислить все существующие сегодня отрасли нашей науки. Есть различные варианты классификации отраслей психологии. Один из них - деление психологии на фундаментальную (науку, изучающую общие психологические закономерности, имеющие место во всех сферах психической жизни) и прикладную науку (изучающую проблемы внутри конкретных сфер профессиональной деятельности людей). Соответственно с этим идет и выделение отраслей. К фундаментальным относятся:
- общая психология;
- психология личности;
- дифференциальная психология;
- психофизиология;
- нейропсихология;
- социальная психология;
- психология развития;
- психология аномального развития;
- сравнительная психология и зоопсихология.
Так, психология личности занимается изучением социальнообусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания человека.
Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.
Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы.
Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций.
Социальная психология занимается изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристик самих групп.
Психология развития изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности человека. В нее включают: детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию или психологию старости.
Как отдельную отрасль научной психологии выделяют психологию аномального развития (специальную психологию), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития.
Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.
К отраслям прикладной психологии относятся: педагогическая психология; медицинская психология; юридическая психология; экономическая психология; политическая психология; психология религии; психология спорта; психология труда (включая инженерную, военную, транспортную, авиационную и космическую психологию и др.).
Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека.
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней; роль психики в возникновении и протекании болезней; роль психики в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.
Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к судебной и исправительной сфере деятельности.
Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. К важным проблемам относятся: психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.
Психология религии изучает психологические проблемы религиозного сознания, представления и чувства верующих людей.
Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.
Психология труда - это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда. В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.
Еще один вариант классификации, предложен В.В. Петуховым и В.В. Столиным, где на основании трех критериев: область деятельности, субъект деятельности и научная проблема, выделяются группы отраслей и внутри каждой из них есть возможность пополнения перечня (табл. 1).

Классификации отраслей психологии

Критерии выделения отраслей

Отрасли (примеры)

сфера деятельности

психология труда, инженерная психология, педагогическая психология и др.

субъект (объект) психологического анализа

возрастная психология, социальная психология, этнопсихология, зоопсихология и др.

конкретная научная проблема

нейропсихология (проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями), психофизиология (проблема связи психических и физиологических процессов) и др.

Вопросы для самоконтроля
1. В чем уникальность места психологии в системе наук?
2. Психология: естественнонаучная или гуманитарная? Почему?
3. Какое место занимает психология в нелинейной классификации наук Б.М. Кедрова? Ответ аргументируйте.
4. Назовите классификации отраслей психологического знания.
5. Какие отрасли психологии относят к фундаментальным и какие к прикладным?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.