На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Введение в психологию - История развития психологии
Введение в психологию - История развития психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Введение в психологию
Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии
Методы психологии
История развития психологии
Природа и сущность психики и сознания человека
Психологическая теория деятельности
Все страницы

 


1.4 История развития психологии

Теоретические сведения
Однажды Герман Эббингауз (1850-1909), немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии и психологии памяти, высказал кажущуюся парадоксальной мысль: «У психологии краткая история, но долгое прошлое».
Да, действительно, психология как самостоятельная наука существует с середины 19 века, но уже с давних времен, начиная с 6-7 веков до н.э., появляются первые представления о предмете психологии. Они были связаны с понятием души и почти все древние философы, размышляли о сущностном начале любого предмета живой (часто и неживой) природы. Именно в это время формируются первые философские школы, и в греческой культуре устанавливается направленность на познание. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от их принадлежности к материалистическому или идеалистическому лагерю.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) высказал гениальную догадку, что в основе всего сущего лежат атомы. Все в мире, состоит из атомов, а душа - из мелких и наиболее подвижных атомов. Душа придает телу энергию, проникает в тело с первым вдохом и покидает с последним выдохом. Демокрит сделал первую попытку объяснить человеческое познание, разработал развернутую концепцию детерминизма. Его материализм носил наивный материалистический характер.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) имел более сложные представления о душе. С одной стороны, он отрицал взгляды на душу как на физическое тело, с другой - не считал возможным рассматривать ее и как некую идеальную сущность. Душа есть форма (суть, принцип) живых тел. Она выполняет организующую и управляющую функцию; развивается при жизни. Аристотель писал, что если бы глаз был живым, то его душой было бы зрение. Таким образом, им были заложены основы естественнонаучного подхода к изучению психики.
О душе как источнике нравственности и разума рассуждали философы - идеалисты Сократ (470-399 гг. до н.э.) и его ученик и последователь Платон (427-347 гг. до н.э.). Душа, по их мнению, бессмертна, имеет божественное происхождение и призвана управлять телом. Истины изначально заложены в разуме человека, познание - открытие этих истин посредством отыскания противоречий с помощью диалога (метод Сократической беседы). Поскольку душа - самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о здоровье души намного больше, чем о здоровье тела [Гиппенрейтер Ю.Б., 2002].
Итак, на первом донаучном этапе истории психологии, античные философы формулируют основные вопросы психологической науки и осуществляют попытки их решения. Учения Аристотеля и Платона формируют основу европейской культуры и европейского мировоззрения.
Новый крупный этап развития психологии начинается с последней четверти 19 века. У истоков новой психологии стоял Рене Декарт (1596-1650), который, логически обосновывая, доказал, что первое, что обнаруживает человек в себе - это его собственное сознание. Следовательно, главная задача психологии - анализировать состояния и содержания сознания. И позже сознание становится предметом исследования в психологии. Вильгельм Вунд (1832-1920) стремится описать свойства сознания (полифоничность, наличие центра и периферии, ритмичность, объем), выделить его структурные составляющие (простейшие объективные элементы - ощущения, субъективные элементы - чувства), установить связи между ними (ассоциация - процесс пассивного «сцепления» содержаний сознания друг с другом; апперцепция - процесс активного объединения содержаний сознания самим субъектом). Изучалось сознание методом интроспекции. Это специальная сознательная деятельность, направленная на описание того, что чувствует человек (вне зависимости от источников этих чувств). И хотя была проделана большая работа по описанию общей картины сознания, разложить сознание на элементы не удалось, возможности интроспекции оказались очень ограниченными, да и сам метод не был объективным. Кроме этого, в поле внимания попадал слишком узкий круг явлений. И в начале ХХ века психология сознания перестает существовать.
При этом, важно отметить, что в конце XIX - первые десятилетия XX в. психология интенсивно развивалась как экспериментальная наука, ученые получали новые эмпирические данные, расширялись области практического применения психологии, росло число собственно прикладных психологических исследований. Все это приводило к тому, что психология как наука в
своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла свои возможности. И на рубеже веков возникают новые теоретические направления (школы) в психологии, пришедшие на смену ассоцианистической вундтовской психологии: бихевиоризм, психоанализ и гештальтпсихология.

Бихевиоризм.

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон (1878-1958) считал, что психология должна заниматься поведением. Почему? Из соображений здравого смысла, запросов практики (например, как организовать повседневную жизнь, как построить обучение, чтобы быстрее овладеть необходимыми навыками, как изменить нежелательное поведение и т. п.), необходимости введения объективного метода в психологию - метода классического лабораторного эксперимента. Предметом психологии может быть только то, что объективно наблюдаемо. Им и стало поведение, как система наблюдаемых реакций. Эти реакции рассматриваются в связи со стимулом, их вызвавшим (элемент поведения S - R). Сознание полностью исключается из исследований как ненаблюдаемое явление, нет необходимости к нему обращаться. Би- хевиористы ставят перед собой две главные задачи: исследовать, какие стимулы вызывают данную реакцию и определить реакции, который способен вызвать данный конкретный стимул [Гиппенрейтер Ю.Б., 2002]. Дж. Уотсон формулирует три основные проблемы и последовательно их решает с точки зрения бихевиоризма.
1. Соотношение врожденного и приобретенного в опыте. Ученый делает решительный вывод - наследственные предпосылки влияют на поведение человека только в первые месяцы жизни. Далее поведение определяют приобретенные навыки, прижизненно сформированные рефлексы.
2. Проблема человеческих эмоций. По результатам многочисленных экспериментов Уотсон доказывает, что в основе всех эмоций лежат три врожденные: страх, гнев и радость. Остальное богатство человеческих эмоций имеет условно-рефлекторный характер.
3. Проблема мышления. Эта проблема решается также просто - мышление есть не что иное как речь про себя (и для себя) и рассматривается как навык гортани.
Психическое развитие в бихевиоризме отождествляется с научением, т. е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. Проблемы научения и развивающего обучения становятся для ученых ведущими.
Но вместе с развитием бихевиоризма накапливались свидетельства недостаточности упрощенной схемы S - R. Были получены экспериментальные доказательства, что поведение - это не последовательность или сумма реакций, а оно организовано иерархически; крысы в экспериментах демонстрировали научение без подкрепления (латентное научение). И Эдвард Толмен (1886-1959), представитель необихевиоризма, вводит в классическую формулу промежуточную переменную «V». Под ней он понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т.е. влияют на внешнее поведение (образ, цель, познавательные карты и др.). Формула приобретает вид S - V - R. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. Формируется целостный, молярный подход к проблеме поведения.
Позднее, появляется еще одна концепция - оперантный бихевиоризм Берреса Скиннера (1904-1990). Она была сформирована на основе опыта дрессуры животных. Операнты - это пробные реакции, автором которых является сам организм. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Г о- лубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. И только такое научение может приводить к новым формам поведения. И бихевиористы делают далеко идущие выводы, что с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение человека, манипулировать им.
До 60-х гг. XX в. бихевиоризм и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние психотерапевтическую практику (бихевиоральная терапия), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т.п.

Психоанализ.

Понятие было введено Зигмундом Фрейдом (1856-1939) в конце XIX века для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. И только потом появилась психоаналитическая теория для объяснения того, как работает психоанализ как метод. В центре внимания Фрейда оказывается бессознательное. По его мнению, в психической жизни человека есть три уровня: предсознание (те явления психики, которые в данный момент не осознаются, но легко могут быть выведены в сознание); сознание и бессознательное. О существовании бессознательного человек даже не догадывается, его содержания энергично отрицает, т.к. они противоречат его моральным ценностям. Но вытесненные в бессознательное желания продолжают жить и ждут момента, чтобы начать активно действовать и заявлять о себе. Напрямую попасть в сознание они не могут, а проникают туда в виде искаженных заместителей: сновидений, ошибочных действий, невротических симптомов. Фрейд считает, что в психической жизни человека нет ничего случайного и даже самая незначительная с нашей точки зрения мысль всегда связана с нашими бессознательными переживаниями. Как же изучать бессознательное? Фрейд предлагает три метода: метод свободных ассоциаций; метод анализа сновидений (как прямой путь к бессознательному); анализ ошибочных действий (анализ опечаток, забывания имен, оговорок, описок и т.д) [Гиппенрейтер Ю.Б., 2002].
Вскоре Зигмунд Фрейд обнаруживает, что бессознательное многокачественно, что не только самое «низкое», но и самое «высокое» в нашей жизни оказывается бессознательным. И в начале 20-х годов он вводит в анатомию личности три основные структуры: Оно, Я и Сверх-Я (ид, эго и суперэго).
Оно - бессознательная часть нашей личности, подчиняется принципу удовольствия; обозначает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Согласно Фрейду, Оно - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Это энергетическая основа личности. Я - это функция восприятия и осознания внешнего мира и приспособления к нему, подчиняется принципу реальности. Сверх-Я - бессознательная высшая подструктура личности, которая формируется под влиянием всяческих запретов, прежде всего родительских, это наш внутренний судья или цензор. Подчиняется принципу должествова- ния. Требования Оно и Сверх-Я несовместимы, поэтому они находятся в постоянном конфликте, а Я выступает в роли буфера между ними, у Я самая незавидная судьба. Чтобы преодолеть конфликт между подструктурами личности и сохранить целостность личности человек прибегает к механизмам психологической защиты. Например, к подавлению или активному забыванию травмирующих ситуаций, или отрицанию как бессознательному отказу допустить существование чего-либо или проекции как наделению других людей собственными чувствами, которые неприемлемы с точки зрения Сверх-Я и т.д. [Соколова Е.Е., 2003].
З. Фрейд оказал значительное влияние на западную цивилизацию XX века. Он заложил основы новой «философии человека», нового видения человека. А психологию из теоретической науки превратил в практическую, адресованную реальному человеку.

Гештальтпсихология.

Кратко представим еще одну научную школу, возникшую в начале ХХ века. Один из ее основателей - Макс Вертгеймер (1880 - 1943). Центральной становится проблема целостности и утверждается новый предмет психологии - целостные структуры психики. Сознание представляет собой не сумму элементов, а целое, так, например, мы воспринимаем мелодию, а не отдельные звуки. То есть анализу должны быть подвергнуты целостные восприятия, а не отдельные ощущения. Единицами анализа выступили «гештальты» как целостные образования. Были открыты более ста законов, по которым работает наше восприятие. Например:
- закон прегнантности (четкости, законченности формы); поле восприятия стремится к структурированию наиболее простым, «экономным» образом, и в нем будут господствовать симметричные, замкнутые, близко расположенные фигуры;
- закон фигуры и фона; фигура - более яркая, крупная, переоценивается во всех отношениях, замкнута, оформлена, ближе к нам, занимает главенствующее положение в поле; фон аморфен, кажется расположенным за фигурой, плохо локализован в пространстве [Соколова Е.Е., 2003].
Закономерности функционирования гештальтов рассматриваются не только как закономерности восприятия, но и всей психической жизни человека. Важным итогом деятельности гештальтпсихологов стали разработанные методики экспериментального исследования восприятия, мышления, личности и полученная в результате богатая феноменология.

Гуманистическая психология.

Основатели Абрахам Маслоу (1908-1970), Карл Роджерс (1902-1987). Это направление, оформившееся примерно в середине ХХ века и провозгласившее своим предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
По мнению Карла Роджерса, для бихевиориста человек представляет собой сложную, но доступную для изучения машину; для психоаналитика - нерациональное больное существо, поведение которого определяется прошлым и бессознательным; и только для гуманистического психолога человек - это личность, создающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей свободы. Гуманистические психологи были яростными противниками экспериментов над людьми, их главными методами были наблюдение, рассуждение и понимание человека. Ведущими принципами данного направления стали убежденность в целостном характере природы человека, уверенность в свободе воли, творческой активности человека, акцентирование роли сознательного опыта и изучение человека в контексте его жизненного пути.

Когнитивная психология.

Возникает в конце 50 - начале 60-х гг. XX века. Одним из основателей когнитивной психологии, очень неясной по своим очертаниям школы, является Ульрик Найссер (1928-2012). Предметом становятся познавательные процессы. Главный метод исследования - классический лабораторный эксперимент. Создается «новая философия» человека. Человек - это своего рода компьютер, который получает, перерабатывает, хранит и использует информацию. Важно проследить зависимость поведения человека от познавательных процессов, сквозь которые человек воспринимает свое жизненное пространство и действует в нем. Центральная для когнитивной психологии проблема - переработка информации, которую человек черпает из внешнего мира. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов, включая ощущения, восприятие, распознавание образов, внимание, обучение, память, мышление, язык и многое другое [Соколова Е.Е., 2003]. Когнитивная психология строится по законам естественных наук; благодаря высочайшей культуре экспериментирования устанавливаются законы, выявляется микроструктура и микро динамика психических процессов. Когнитивная психология до сих пор является самым влиятельным направлением исследования в мировой психологической науке.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенность представлений античных философов о душе?
2. Почему психология сознания оказалась несостоятельной?
3. В чем достоинства и ограничения бихевиоризма?
4. Почему З. Фрейд считал, что бессознательное многокачественно?
5. С какой идеей Вундта были не согласны гештальтпсихологи? Почему?
6. Каковы основные идеи психологических школ, возникших в середине ХХ века?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.