На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Лекция. Введение в психологию - Психологическая теория деятельности
Лекция. Введение в психологию - Психологическая теория деятельности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Лекция. Введение в психологию
Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии
Методы психологии
История развития психологии
Природа и сущность психики и сознания человека
Психологическая теория деятельности
Все страницы

 

1.6 Психологическая теория деятельности

Теоретические сведения
Понятие деятельности в психологии.
Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Мещерякова, В. Зинченко, 2008].
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [Немов Р.С., 2004].
Деятельность - это внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью [из лекции Л.А. Головей, 1995].
Из трёх представленных определений очевидно, что деятельность осуществляется осознающим субъектом в процессе его взаимодействия со средой и предполагает предметность и целенаправленность. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Например, предметом познавательной деятельности является разнообразная информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт, предметом творческой деятельности - создаваемый принципиально новый материальный или культурный продукт.
В психологии понятие деятельности дифференцируется от понятия активности. Активностью обладает не только человек, но также растения и животные, но их активность ограничена. У животных она сводится к элементарным формам исследования среды обитания и научению, в отличие от разнообразной активности человека, которая в качестве одной из форм включает деятельность. Таки образом, деятельность выступает как специфический вид активности человека.
Р.С. Немов [Немов Р.С., 2004] обобщает главные отличия деятельности человека от активности животного.
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового, по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях их жизни.
4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомофизиологического созревания организма.
То есть посредством деятельности человек осознанно меняет среду обитания (природную, культурную) и самого себя.
Также необходимо дифференцировать понятия «деятельность» и «поведение». Поведение, в отличие от деятельности, не обязательно предполагает создание некого продукта, может быть спонтанным, не вполне осознаваемым, не иметь конкретной цели, то есть быть хаотичным. Поведение детерминировано условиями ситуации и личностью человека, его характером и анализируется, как правило, именно в этом контексте.
Таким образом, деятельность человека - это весьма сложное и многообразное явление. В её осуществлении задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

Структура деятельности.

Деятельность имеет сложное иерархическое строение, в котором традиционно выделяют 4 уровня: уровень особенных деятельностей (видов деятельности), уровень действий, уровень операций и уровень психофизиологических функций.
Уровень деятельности включает такие структурные элементы, как мотив (он предполагает эмоциональное переживание потребности, личностный смысл деятельности) и цель (осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлена деятельность). Деятельность осуществляет субъект, личность, обладающая индивидуальной, системно организованной мотивационной сферой, в которой представлены ведущие мотивы, определяющие общую мотивационную направленность личности и его предпочтение тех или иных видов деятельности. (В разделе, посвящённом мотивационно-волевой сфере личности этот вопрос освещён более подробно). Выбор деятельности, постановка цели имеет индивидуальный личностный смысл в контексте общей жизнедеятельности человека.
Действие - это относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, то есть это основная структурная единица деятельности. Как пишет С.Л. Рубинштейн, «задача, в которой цель соотнесена с условиями, определяющими её осуществление, определяет психологическое строение действия» [Рубинштейн С.Л., 2000]. Внутренняя, психическая, деятельность имеет то же строение, что и внешняя, поэтому выделяют как внешние, так и внутренние действия (действия восприятия, мнемические, мыслительные действия, действия воображения). Внешние и внутренние действия взаимосвязаны посредством интерио- ризации и экстериоризации (понятия введены Л.С. Выготским). Интериори- зация (от внешнего - к внутреннему) - процесс формирования стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (например, формирование внутренней речи из внешней речи). Экстериоризация (от внутреннего - к внешнему) - вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в материальном продукте, осуществление замысла.
Таким образом, на втором уровне деятельность предстаёт как совокупность взаимосвязанных действий.
Способ выполнения действия называется операцией. Ю.Б. Гиппенрей- тер приводит такие примеры различных операций, позволяющих достичь одной цели: «Говорят, женский способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, а мужчины, будто бы, - ушко надвигают на нитку. Это...разные операции, в данном случае двигательные. Ещё пример: вы хотите найти определённое место в книге, но обнаруживаете, что закладка, которую вы раньше положили, выпала. Вы вынуждены прибегнуть к другому способу отыскивания нужного абзаца: либо попытаться вспомнить номер страницы, либо, перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т.п...» [Гиппенрейтер Ю.Б., 2008, С. 107.].
Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия и зависят от условий его совершения. Если действие отвечает задаче (промежуточной цели), решение которой приближает к конечной цели деятельности (тому, что человек хочет иметь в итоге), то операция отвечает условиям, в которых эта задача задана и решается. Операции мало осознаются или вообще не осознаются, в реальной жизни практически выпадают из сферы сознательного контроля и протекают автоматически.
На четвёртом уровне структуры деятельности находятся психофизиологические функции, которые обеспечивают выполнение операций. Для осуществления операций необходим организм, имеющий опорно-двигательный аппарат и управляемый высокоорганизованной нервной системой, которые позволяют строить сложные движения и координировать их в действия.
Проблема механизмов организации движений глубоко изучена выдающимся отечественным физиологом Н.А. Бернштейном, который доказал, что в основе построения движений лежит принцип сенсорных коррекций и действие рефлекторного кольца. На рис. 1 показана общая схема его действия. Подробно о работе рефлекторного кольца можно прочитать, например, в работе Ю.Б. Гиппенрейтер, включённой в список рекомендованной для освоения литературы.

рефлекторное кольцо

Движения могут строиться на пяти уровнях, каждый из которых задействует разные морфологические слои центральной нервной системы: спинной и продолговатый мозг, подкорковые центры, кора головного мозга.
Уровень А - уровень тонуса мышц - самый низкий и самый древний. К нему относится непроизвольная дрожь, стук зубами. В - уровень синергии - заведует «внутренним пространством тела», обеспечивая движения без участия более высоких уровней, например, непроизвольная мимика, потягивания. С - уровень пространственного поля. На нём строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов - их форме, положению, длине, весу, например, ходьба, лазание, прыжки, броски, движение рук по клавиатуре пианино или компьютера. D - уровень предметных действий - это корковый уровень, к нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами, например, управление автомобилем, манипуляции с сотовым телефоном, управление кофемашиной, т.д. Е - уровень интеллектуальных двигательных актов - речевых движений, движений письма. Они определяются не предметным, а отвлечённым, вербальным смыслом.
В организации сложных движений участвуют сразу несколько уровней - тот, на котором строится движение, и все нижележащие.
Таким образом, структура деятельности объединяет целый ряд элементов от уровня видов деятельности с их мотивами и целями до уровня физиологического построения движений. В обобщённом виде это представлено на рис. 2, взятом из учебника по общей психологии А.Г. Маклакова.

схема деятельности

Виды деятельности.

Человечество за время своего существования создало многообразие видов деятельности. С.Л. Рубинштейн базовыми видами деятельности считал труд, учение и игру. Наиболее изучены и описаны в психологии познавательная деятельность, учение, труд, игра, общение
Познание - деятельность, направленная на получение и обновление знаний, разработку понятий, схем, концепций, обеспечивающих понимание окружающего мира и ориентацию в нём. Общей целью познания является постижение истины через выявление в предметах или явлениях окружающей реальности некоторых существенных признаков, на основании которых строится модель данных предметов или явлений.
Учение - особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий. Учебная деятельность предполагает усвоение теоретических знаний, формирование умений и навыков, оно может реализовываться как самостоятельно субъектом, так и в учебно-воспитательных учреждениях. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.
Структура учебной деятельности формируется у детей младшего школьного возраста (у дошкольников имеются только ее предпосылки, одной из которых выступает познавательный интерес), для которых учение является ведущим видом деятельности и определяет возникновение и развитие у них психологических новообразований данного возраста.
Труд - деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат - различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.
В каждом виде труда имеется своя, более или менее сложная, техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки.
Игра - вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не её результат. В игре главное - участие, то есть важен сам процесс. Игра является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Все игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения, развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки.
Общение - это деятельность, направленная на обмен информацией между общающимися людьми и их взаимодействие. Оно преследует целью установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, достижение целей совместной деятельности.
На разных возрастных этапах психического развития та или иная деятельность выступает как ведущая, то есть овладение этой деятельностью и её осуществление обеспечивает основные психичесикие новообразования возраста.
Р.С. Немов [Немов Р.С., 2004] выделяет ряд аспектов (линий) прогрессивного преобразования (развития) деятельности:
1. Филогенетическое и культурно-историческое развитие системы деятельности человека.
2. Онтогенетическое освоение и развитие видов деятельности в процессе индивидуального развития человека.
3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.
4. Дифференциация деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.
В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Она обогащается новым предметным содержанием, её объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовой культуры. У деятельности появляются новые средства реализации, они ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации. В процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других ее компонентов, они превращаются в умения и навыки, в результате из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое деятельность?
2. Что является предметом деятельности?
3. Как соотносятся понятия «активность» и «деятельность»?
4. В чём различия активности животного и деятельности человека?
5. Какова структура деятельности?
6. Какие уровни построения движений выделил Н.А. Бернштейн?
7. Какие виды деятельности определены и изучены в психологии?
8. По каким линиям идёт развитие деятельности?

Источник: Психология: учебное пособие / Отв. ред. Е.В. Казакова, М.В. Корехова, Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Издательство «РАО», 2018. - 219 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.