Страница 6 из 6
1.6 Психологическая теория деятельности
Теоретические сведения Понятие деятельности в психологии. Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Мещерякова, В. Зинченко, 2008]. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [Немов Р.С., 2004]. Деятельность - это внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью [из лекции Л.А. Головей, 1995]. Из трёх представленных определений очевидно, что деятельность осуществляется осознающим субъектом в процессе его взаимодействия со средой и предполагает предметность и целенаправленность. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Например, предметом познавательной деятельности является разнообразная информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт, предметом творческой деятельности - создаваемый принципиально новый материальный или культурный продукт. В психологии понятие деятельности дифференцируется от понятия активности. Активностью обладает не только человек, но также растения и животные, но их активность ограничена. У животных она сводится к элементарным формам исследования среды обитания и научению, в отличие от разнообразной активности человека, которая в качестве одной из форм включает деятельность. Таки образом, деятельность выступает как специфический вид активности человека. Р.С. Немов [Немов Р.С., 2004] обобщает главные отличия деятельности человека от активности животного. 1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового, по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает. 2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют. 3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях их жизни. 4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции. 5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомофизиологического созревания организма. То есть посредством деятельности человек осознанно меняет среду обитания (природную, культурную) и самого себя. Также необходимо дифференцировать понятия «деятельность» и «поведение». Поведение, в отличие от деятельности, не обязательно предполагает создание некого продукта, может быть спонтанным, не вполне осознаваемым, не иметь конкретной цели, то есть быть хаотичным. Поведение детерминировано условиями ситуации и личностью человека, его характером и анализируется, как правило, именно в этом контексте. Таким образом, деятельность человека - это весьма сложное и многообразное явление. В её осуществлении задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.
Деятельность имеет сложное иерархическое строение, в котором традиционно выделяют 4 уровня: уровень особенных деятельностей (видов деятельности), уровень действий, уровень операций и уровень психофизиологических функций. Уровень деятельности включает такие структурные элементы, как мотив (он предполагает эмоциональное переживание потребности, личностный смысл деятельности) и цель (осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлена деятельность). Деятельность осуществляет субъект, личность, обладающая индивидуальной, системно организованной мотивационной сферой, в которой представлены ведущие мотивы, определяющие общую мотивационную направленность личности и его предпочтение тех или иных видов деятельности. (В разделе, посвящённом мотивационно-волевой сфере личности этот вопрос освещён более подробно). Выбор деятельности, постановка цели имеет индивидуальный личностный смысл в контексте общей жизнедеятельности человека. Действие - это относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, то есть это основная структурная единица деятельности. Как пишет С.Л. Рубинштейн, «задача, в которой цель соотнесена с условиями, определяющими её осуществление, определяет психологическое строение действия» [Рубинштейн С.Л., 2000]. Внутренняя, психическая, деятельность имеет то же строение, что и внешняя, поэтому выделяют как внешние, так и внутренние действия (действия восприятия, мнемические, мыслительные действия, действия воображения). Внешние и внутренние действия взаимосвязаны посредством интерио- ризации и экстериоризации (понятия введены Л.С. Выготским). Интериори- зация (от внешнего - к внутреннему) - процесс формирования стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (например, формирование внутренней речи из внешней речи). Экстериоризация (от внутреннего - к внешнему) - вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в материальном продукте, осуществление замысла. Таким образом, на втором уровне деятельность предстаёт как совокупность взаимосвязанных действий. Способ выполнения действия называется операцией. Ю.Б. Гиппенрей- тер приводит такие примеры различных операций, позволяющих достичь одной цели: «Говорят, женский способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, а мужчины, будто бы, - ушко надвигают на нитку. Это...разные операции, в данном случае двигательные. Ещё пример: вы хотите найти определённое место в книге, но обнаруживаете, что закладка, которую вы раньше положили, выпала. Вы вынуждены прибегнуть к другому способу отыскивания нужного абзаца: либо попытаться вспомнить номер страницы, либо, перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т.п...» [Гиппенрейтер Ю.Б., 2008, С. 107.]. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия и зависят от условий его совершения. Если действие отвечает задаче (промежуточной цели), решение которой приближает к конечной цели деятельности (тому, что человек хочет иметь в итоге), то операция отвечает условиям, в которых эта задача задана и решается. Операции мало осознаются или вообще не осознаются, в реальной жизни практически выпадают из сферы сознательного контроля и протекают автоматически. На четвёртом уровне структуры деятельности находятся психофизиологические функции, которые обеспечивают выполнение операций. Для осуществления операций необходим организм, имеющий опорно-двигательный аппарат и управляемый высокоорганизованной нервной системой, которые позволяют строить сложные движения и координировать их в действия. Проблема механизмов организации движений глубоко изучена выдающимся отечественным физиологом Н.А. Бернштейном, который доказал, что в основе построения движений лежит принцип сенсорных коррекций и действие рефлекторного кольца. На рис. 1 показана общая схема его действия. Подробно о работе рефлекторного кольца можно прочитать, например, в работе Ю.Б. Гиппенрейтер, включённой в список рекомендованной для освоения литературы.
|
Движения могут строиться на пяти уровнях, каждый из которых задействует разные морфологические слои центральной нервной системы: спинной и продолговатый мозг, подкорковые центры, кора головного мозга. Уровень А - уровень тонуса мышц - самый низкий и самый древний. К нему относится непроизвольная дрожь, стук зубами. В - уровень синергии - заведует «внутренним пространством тела», обеспечивая движения без участия более высоких уровней, например, непроизвольная мимика, потягивания. С - уровень пространственного поля. На нём строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов - их форме, положению, длине, весу, например, ходьба, лазание, прыжки, броски, движение рук по клавиатуре пианино или компьютера. D - уровень предметных действий - это корковый уровень, к нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами, например, управление автомобилем, манипуляции с сотовым телефоном, управление кофемашиной, т.д. Е - уровень интеллектуальных двигательных актов - речевых движений, движений письма. Они определяются не предметным, а отвлечённым, вербальным смыслом. В организации сложных движений участвуют сразу несколько уровней - тот, на котором строится движение, и все нижележащие. Таким образом, структура деятельности объединяет целый ряд элементов от уровня видов деятельности с их мотивами и целями до уровня физиологического построения движений. В обобщённом виде это представлено на рис. 2, взятом из учебника по общей психологии А.Г. Маклакова.
|
Виды деятельности.
Человечество за время своего существования создало многообразие видов деятельности. С.Л. Рубинштейн базовыми видами деятельности считал труд, учение и игру. Наиболее изучены и описаны в психологии познавательная деятельность, учение, труд, игра, общение Познание - деятельность, направленная на получение и обновление знаний, разработку понятий, схем, концепций, обеспечивающих понимание окружающего мира и ориентацию в нём. Общей целью познания является постижение истины через выявление в предметах или явлениях окружающей реальности некоторых существенных признаков, на основании которых строится модель данных предметов или явлений. Учение - особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий. Учебная деятельность предполагает усвоение теоретических знаний, формирование умений и навыков, оно может реализовываться как самостоятельно субъектом, так и в учебно-воспитательных учреждениях. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Структура учебной деятельности формируется у детей младшего школьного возраста (у дошкольников имеются только ее предпосылки, одной из которых выступает познавательный интерес), для которых учение является ведущим видом деятельности и определяет возникновение и развитие у них психологических новообразований данного возраста. Труд - деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат - различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений. В каждом виде труда имеется своя, более или менее сложная, техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки. Игра - вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не её результат. В игре главное - участие, то есть важен сам процесс. Игра является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Все игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения, развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Общение - это деятельность, направленная на обмен информацией между общающимися людьми и их взаимодействие. Оно преследует целью установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, достижение целей совместной деятельности. На разных возрастных этапах психического развития та или иная деятельность выступает как ведущая, то есть овладение этой деятельностью и её осуществление обеспечивает основные психичесикие новообразования возраста. Р.С. Немов [Немов Р.С., 2004] выделяет ряд аспектов (линий) прогрессивного преобразования (развития) деятельности: 1. Филогенетическое и культурно-историческое развитие системы деятельности человека. 2. Онтогенетическое освоение и развитие видов деятельности в процессе индивидуального развития человека. 3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития. 4. Дифференциация деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Она обогащается новым предметным содержанием, её объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовой культуры. У деятельности появляются новые средства реализации, они ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации. В процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других ее компонентов, они превращаются в умения и навыки, в результате из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое деятельность? 2. Что является предметом деятельности? 3. Как соотносятся понятия «активность» и «деятельность»? 4. В чём различия активности животного и деятельности человека? 5. Какова структура деятельности? 6. Какие уровни построения движений выделил Н.А. Бернштейн? 7. Какие виды деятельности определены и изучены в психологии? 8. По каким линиям идёт развитие деятельности?
Источник: Психология: учебное пособие / Отв. ред. Е.В. Казакова, М.В. Корехова, Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Издательство «РАО», 2018. - 219 с.
|