На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Лекция. Введение в психологию - Природа и сущность психики и сознания человека
Лекция. Введение в психологию - Природа и сущность психики и сознания человека
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Лекция. Введение в психологию
Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии
Методы психологии
История развития психологии
Природа и сущность психики и сознания человека
Психологическая теория деятельности
Все страницы

 

1.5 Природа и сущность психики и сознания человека

Теоретические сведения

Понятие психики.

В начале XX века окончательно укоренилось представление о том, что поведение человека преимущественно управляется нервной системой, и, в связи с этим, на смену понятию «душа» пришло понятие «психика». Данные изменения во взглядах были обусловлены влиянием открытый в области физиологии мозга и определили современное материалистическое понимание психики. Согласно этой точки зрения психика - это субъективное отражение человеком предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга [Сидоров П.И., Парняков А.В, 2002]. Психика включает себя: внешний мир, природу, ее отражение; полноценную деятельность мозга; активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Основными функциями психики являются [Крысько В.Г., 1998]:
1. Отражение воздействий окружающей действительности. При этом, психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
- оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
- сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
- психическое отражение углубляется и совершенствуется;
- обеспечивает целостность поведения и деятельности;
- преломляется через индивидуальность человека;
- носит опережающий характер.
2. Регуляция поведения и деятельности - психика и сознание, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.
3. Осознание человеком своего места в окружающем мире - эта функция, с одной стороны, обеспечивает адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, помогает правильно осмысливать и адекватно относиться к происходящему. С другой стороны, благодаря психике и сознанию человек осознаёт себя как личность со своими особенностями, отличающуюся от других людей, но при этом находящуюся в определённы взаимоотношениях с ними.
Структура психики представлена фактами внутреннего субъективного опыта, которые иначе называются - психические явления [Г иппенрейтер Ю.Б., 1997]. К психическим явлениям относят: психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования. Ниже даны определения каждого компонента структуры психики:
1) психический процесс - это психическое явление в динамике (имеет начало, развитие и конец), проявляющееся в виде реакции;
2) психическое состояние - это устойчивый уровень психической деятельности, определившийся в данное время и проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности;
3) психическое свойство - это типичное для данного человека устойчивое образование, определяющее количественно - качественный уровень его поведения и деятельности;
4) психические образования - обеспечивают выполнение основных функций психики (отражение окружающего мира, регуляция поведения и деятельности человека, осознание человеком своего места в окружающем мире), формируются в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта. Психические образования проявляются индивидуальным для каждого сочетанием знаний, умений и навыков.

Понятие сознания.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигаются познание и преобразование окружающей действительности.
Выделяется два основных слоя сознания: бытийное и рефлексивное [Сидоров П.И., Парняков А.В, 2002].
Бытийное сознание необходимо для организации поведения в настоящее время.
Рефлексивное сознание - соотносится со значением и смыслом идей, житейских и научных знаний, общественных норм, которые человек усвоил в своей жизни. Рефлексивное сознание определяет способность к самонаблюдению, анализу, оценке своих действий и мыслей.
Функциями сознания являются формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий, предвидение результата, разумное регулирование поведения и деятельности.
К компонентам сознания относятся: совокупность знаний об окружающем мире, постановка жизненных целей и задач, самосознание и отношение человека к другим людям и окружающему миру.
Ядром сознания является сознание собственного «Я» (самосознание). Самосознание - предполагает сознание своего «Я» в многообразии индивидуальных особенностей, выделении себя из окружающего мира и представлении о себе в сопоставлении с другими людьми.
Компоненты самосознания:
1) самопознание - начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. На более высоком уровне самопознание проявляется в сравнении по типу «Я и Я». В этом случае, человек должен научиться оценивать свои качества. Поступки, сопоставлять каким он был вчера и какой он сегодня посредством методов самонаблюдения и самоанализа.
2) самооценка - это определенное эмоционально - ценностное отношение к себе, вырабатываемое на основе самопознания. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.
3) самовоспитание - это процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Процесс самовоспитания зависит от уровня самооценки.
Гипотеза о происхождении сознания А.Н. Леонтьева [Гиппенрейтер Ю.Б., 1997].
Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, сознательное отражение - это такое отражение предметной действительности, в которой выделяются ее «объективно устойчивые свойства». В этом определении подчеркивается объективность, то есть биологическая беспристрастность сознательного отражения. Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека с появлением сознания мир начинает отражаться независимо от биологических целей и поэтому «объективно». К факторам возникновения сознания относятся:
- коллективный труд, в условиях которого впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности - биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат. Это становится самостоятельной целью, а в деятельности выделяется новая единица - действие. Для того, чтобы совершить действие, человек должен изыскать для себя его смысл. Действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов, и познание устойчивых свойств этих предметов оказывается жизненной необходимостью.
- речь и язык - первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий.

Формирование сознания в онтогенезе.

Сознание в своём развитии проходит несколько периодов:
1. Бодрствующее сознание (8-10 месяцев) - в этот период сознание проявляется только в период бодрствования. Первые элементы сознания представлены реакциями предпочтения (например, засыпает только на руках у матери), появляются первые попытки исследования окружающего пространства. Формируются в мозге структуры в виде «схемы тела», что составляет основу для самосознания в последующем.
2. Предметное сознание (10-1 месяцев - 3 года) - в этом возрасте ведущими являются непосредственные впечатления, которые ребёнок получает, взаимодействуя со средой. На данном этапе формирование сознания тесно связано с развитием первых образных представлений, образного мышления и речи. При этом, ребёнок не называет ещё себя местоимением «Я», не выделяет себя из окружающей среды. Элементы самосознания появляются на 2-3 году жизни. Так, например, других людей ребёнок узнаёт в зеркале на 8 месяце жизни, а себя только в 26 месяцев; на фотографиях других людей узнаёт в 1,5 года, а себя позже.
3. Индивидуальное сознание (3-4 года - 7-9 лет) - появляется сознание своего «Я», начинает развиваться самосознание. Ребёнок выделяет себя из окружающей среды.
4. Коллективное сознание (от 7-9 лет - 14-16 лет) - знание о себе и о действительности начинает сочетаться с пониманием простых форм взаимоотношений между собой и коллективом сверстников.
5. Рефлексивное сознание (14-16 лет до 22 лет) - сознание совершенствуется, приобретаются качества, создающие в последующем основу для научного мышления. При рефлексии сознание обращается на само себя и связано с размышлением над своим психическим состоянием. Появление рефлексии означает окончательное становление самосознания.

Психика и мозг.

Как было сказано ранее, психика является свойством мозга. При этом, соотношение психики и мозговой деятельности представляет собой сложную методологическую проблему, которая называется психофизиологической проблемой. По мнению доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Пятина [Пятин В.Ф., 2001], выделяется несколько исторически сложившихся способов решения этой проблемы:
- вульгарно-материалистический подход: все психические явления сводятся к материальным и отождествляются друг с другом;
- подход психофизиологического параллелизма: согласно этому подходу, мозговые и психические процессы протекают параллельно, но независимо друг от друга;
- системный подход: рассматривает физическое и психологическое в качестве двух подсистем, взаимодействующих друг с другом.
Согласно теории нейропсихизма, психика формируется и развивается у существ, обладающих нервной системой [Сидоров П.И., Парняков А.В., 2002]. Нервная система представлена центральной нервной системой (головной и спинной мозг - отвечает за интеграцию и переработку полученной информации и программирование соответствующей реакции) и периферической нервной системой (отвечает за передачу информации). Периферическая нервная система делится на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система представлена чувствительными и двигательными нервами. Её основная функция - поддержание связи организма с внешним миром. Вегетативная нервная система включает симпатическую и парасимпатическую. Симпатическая нервная система отвечает за мобилизацию ресурсов организма. Парасимпатическая - за сохранение ресурсов.
В эволюции позвоночных наибольшее усложнение получает головной мозг, но только у человека наиболее развитой является кора головного мозга, которая делится на зоны и выполняет определенные функции (табл. 2).

Зоны коры головного мозга

Выполняемые функции

сенсорные

прием и обработка информации от органов чувств и рецепторов

моторные

управление скелетной мускулатурой тела, движениями, действиями человека

ассоциативные

переработка информации: тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью

гностические

осуществление процесса восприятия

праксические

обеспечение тонкой моторики и автоматических движений

Другим важным аспектом, заслуживающим внимания в процессе изучения психики как свойства мозга, является латерализация психических процессов [Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В., 2003]. Под латерализацией психических процессов понимается психофизиологическая характеристика деятельности мозга, основанной на функциональной асимметрии полушарий мозга (правое и левое полушарие выполняют разные функции) [Хок Р.Р., 2010]. Распределение функций у правшей [Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В., 2003] представлено в табл. 3.

Распределение функций у правшей

Таблица 3

Левое полушарие

Правое полушарие

Устная речь, чтение, письмо, вербальное мышление, восприятие размера прозы и поэзии, восприятие ритма музыки, название цветов, классификация цветов, счет, восприятие правой части внешнего пространства, интерпретация мимики и жестов, для левополушарного типа характерен положительный эмоциональный тонус.

Метафорный смысл речи, чувство юмора, эмоциональная окраска речи, интонация устной речи, тембр и гармония в музыке, пространственные понятия и представления, вращение в пространстве, пространственные координаты, общая пространственная ориентация, геометрия, игра в шахматы, распознавание мимики и жестов, узнавание лиц, эмоциональные реакции. Преобладают отрицательные эмоции.

При этом, межполушарные взаимоотношения являются базовым уровнем мозгового обеспечения высших психических процессов. Высшие психические функции у человека (речь, память, мышление) являются сложными формами сознательной и произвольной психической деятельности и имеют сложную динамическую мозговую организацию [Лурия А.Р., 1973].
А.Р. Лурия считал, что мозг состоит из трёх основных функциональных частей: энергетический блок, представленный подкорковыми структурами мозга, ретикулярной формацией; блок приёма, переработки и хранения информации (для зрения - затылочная доля, для слуха - височная, для общей чувствительности - теменная область); блок программирования и контроля поведения (лобные доли). Таким образом, сложная системно-динамическая мозговая организация высших психических функций осуществляется посредством функционирования всех трёх блоков мозга, а не просто определяется мозговой латерализацией.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия «психика». Назовите основные функции психики.
2. Охарактеризуйте структуру психики.
3. Дайте определение понятия «сознание». Назовите функции и компоненты сознания.
4. Назовите и охарактеризуйте этапы формирования сознания в онтогенезе.
5. В чём заключается суть гипотезы А.Н. Леонтьева о происхождении сознания?
6. В чём заключается суть психофизиологической проблемы?
7. Назовите зоны коры головного мозга и какие функции они выполняют?
8. Что такое функциональная асимметрия головного мозга? Какие функции выполняют правое и левое полушария головного мозга?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.