Лекция «Ощущение и восприятие»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие ощущения и его виды.
2. Общие свойства ощущений.
3. Психометрическая кривая.
4. Понятие восприятия.
5. Свойства восприятия.
6. Виды восприятия.
7. Сложные формы восприятия.
8. Основные подходы к пониманию процесса восприятия.
9. Развитие восприятия.

Понятие ощущения и его виды

Самые простые психические явления - ощущения. Ощущения взаимосвязаны с восприятием, оба процесса являются чувственным отображением объективной реальности, которая существует независимо от сознания человека и является следствием воздействия на органы чувств.
Ощущения - основной источник информации о внешнем мире, собственном теле. Это основной канал, по которому информация о явлениях внешнего мира доходит до головного мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Сознательная жизнь стала бы невозможной, если бы эти каналы стали закрыты. Без информации, меняющихся ситуаций, стимулов, человек впадает в сонное состояние. Если человека помещать в свето- и звуконепроницаемую камеру, которая изолирует его от внешних воздействий, то сначала человек какое-то время спит, а затем ему становится трудно переносить такое состояние.
Наблюдения ученых показывают, что нарушение притока информации с детства, в связи с глухотой, слепотой человека вызывает задержки психического развития. Если не научить такого человека компенсировать эти недуги при помощи осязания, то он не сможет самостоятельно развиваться.
Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Как появляется ощущение? Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Необходимо обратиться к понятию анализатора, которое включает в себя рецепторы, эфферентные и афферентные пути и мозговое окончание анализатора. Любое раздражение внешнего рецептора (глаза, уха, кожи рук, носа или языка) вызывает раздражение нервных окончаний и информация от рецепторов устремляется по афферентным нервным путям к высшему отделу - головному мозгу. Там, непосредственно в корковых и подкорковых отделах происходит переработка нервных импульсов, которые поступают от периферических отделов. Спецификации нервных клеток и окончаний этих клеток в периферических отделах анализаторов соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Лишь после такой длительной переработки информации человек может ответить, что он увидел красное, съел кислое, услышал резкий звук или мягкий, почувствовал тепло.
Важно разобраться с видами ощущений. Известны 5 специализированных рецепторов в организме человека, которые позволяют формировать те или иные ощущения: - тангорецепторы - рецепторы осязания,
- густорецепторы - рецепторы вкуса,
- фонорецепторы - рецепторы слуха,
- фоторецепторы - рецепторы зрения,
- стиборецепторы - рецепторы обоняния.
В соответствии с этими рецепторами выделяются виды ощущений: вкуса, запаха, слуха, зрения, осязания. Эти 5 ощущений позволяют получать человеку первичную информацию о мире.
Кожные ощущения - адаптация к ним происходит медленно или не происходит вообще. Основные виды чувственности здесь - боль, давление, тепло и холод. Неравномерно располагаясь по различным участкам кожи, данные рецепторы участвуют в формировании тактильных ощущений. Боль выступает защитным механизмом в организме, т. к. сигнализирует о возможных разрушениях, которые может получить человек. Температурные ощущения - ощущения тепла и холода, причем ощущение холода более устойчивы, чем ощущения тепла. (Недаром гласит поговорка: «Жар костей не ломит». Холодное человек распознает быстрее, чем теплое и горячее, т. к. чтобы определить теплое, необходимо, чтобы предмет сначала преодолел порог температуры тела человека 36,6 градусов. Холодное же резко демонстрирует снижение температуры участка кожи.) Вибрационные ощущения - чувствительность колебания воздуха, вызываемая движущимся телом, меняющимся давлением.
Таким образом, все участки поверхности тела человека способны формировать тактильную чувствительность. Есть участки, на которых чувствительность выше, чем на всех остальных - это нос, губы, язык, кончики пальцев. Место кожи, располагающееся между глаз человека над носом, является самым чувствительным для боли в организме человека.
Проверить чувствительность разных участков кожи можно разными способами, например, можно попытаться отличить только при помощи рук, без участия других анализаторов, денежную монету. Если ее ощупывать при помощи ладоней, то узнавание будет несколько сложнее, нежели чем при помощи пальцев рук. А если пытаться узнать монету при помощи пальцев ног, то это будет еще сложнее.
Вкусовые ощущения имеют четыре основные категории - сладкое, соленое, кислое и горькое. Все основные комбинации вкуса являются комбинациями этих четырех. Спецификации различных участков языка и стенок ротовой полости помогают дифференцировать эти ощущения. Кончик и края языка чувствительны к соленому; боковые края языка, далее чем на 1 см от кончика языка и внутренняя поверхность щек чувствительны к кислому; последняя треть языка и корень языка различает горькое; сладкое преимущественно определяется на кончике языка.
Обонятельные ощущения - ощущения, порождающиеся специфическими ощущениями запахов. Это наиболее древние ощущения у человека. Это можно объяснить тем, что располагаются органы обоняния на выгодном месте - впереди, в выдающейся части тела. Второе доказательство древности данного вида ощущений состоит в том, что мозговой конец анализатора располагается глубоко в мозге человека. Обонятельные луковицы расположены под лобовыми долями больших полушарий мозга. Обонятельные ощущения человек способен получать очень быстро, т. к. путь от рецепторов до мозгового окончания очень короток.
Зрительные ощущения дают возможность человеку получать до 90% всей поступающей информации. Особенности строения анализатора позволяют отличать до 200 переходов от светлого к темному. Порождают ощущения электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона - от коротких до очень длинных. Человек видит и различает лишь определенную часть спектра - видимый спектр.
Слуховые ощущения возникают в результате колебания частиц воздуха. Человек ориентируется в направлении источника ощущения и его расстоянии от человека. Слух является посредником для речи. Основное отличие слухового ощущения от зрительного в том, что ухо человека способно реагировать только на механические воздействия из внешней среды, которые связаны с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются человеком как звуки определенной высоты и громкости. Специальная физическая единица - герц, оцениваемая как частота колебаний в секунду, помогает определять высоту и громкость звуков. Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый человеком звук. Но, важно понимать, что очень часто субъективно человек может воспринимать более сильный звук как более высокий, хотя это разные характеристики ощущения.
Можно говорить и о более обобщенных классификациях видов ощущений - это экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные ощущения. К экстероцептивным ощущениям относятся виды ощущений, рецепторы которых расположены на поверхности тела. Они могут быть контактными и дистантными. Контактные вызываются непосредственным прикосновением к рецептору - вкус и осязание, а дистантные ощущения возникают при действии раздражителя на органы чувств на некотором расстоянии - зрение, слух, обоняние. Проприоцептивные ощущения - двигательные, отражают движение или состояние равновесия, участвуют в выполнении функции движения и координации. В осуществлении участвуют связки, сухожилия и вестибулярный аппарат - овальные мешочки и полуокружные каналы. Интероцептивные ощущения - органические ощущения, отражают внутреннее состояние организма - голод, жажда, боль, тошнота и т. п. - сигнализируют о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Общие свойства ощущений

Качество - свойство, которое позволяет отличать одни виды ощущений от других, а также различные вариации ощущения внутри данного вида.
Интенсивность - количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Продолжительность - временная характеристика, которая определяется функциональным состоянием органов чувств или анализаторов, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью.
Психофизические измерения ощущений - основал их Фехнер, который установил, что связь между физическим и психическим может быть количественно выражена. Доказано, что чувствительность имеет определенные пороги различения сигналов, поступающих из окружающей среды - это абсолютный и относительный пороги.
Абсолютный порог - нижний порог ощущения - минимальное раздражения, которое впервые вызывает ощущение. Если взять сигнал ниже этой отметки, то человек его не услышит, не увидит, т. е. не ощутит. Для каждого вида ощущения этот порог свой, он является стабильным, постоянным, хотя есть люди, которые благодаря своим уникальным особенностям могут воспринимать и эти слабо поступающие стимулы.

Психометрическая кривая

Частота случаев возникновения ощущения в % к числу случаев предъявления стимула
(вероятность появления ощущения)

ощущение и восприятие

Относительный порог или дифференциальный порог различения стимулов - минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений. (Очень холодно и просто холодно.) Для разных видов ощущения эти пороги различны между собой, но внутри каждого ощущения это значение постоянно. Его можно посчитать по формуле:
А I
I = const, где I - величина действующего раздражителя, А I - его приращение, величина, на которую раздражитель должен быть изменен, чтобы человек заметил, что ощущение изменилось.
Этот закон впервые был выведен П. Бугером, а подтвержден и уточнен немецким психофизиком Э. Вебером. В психологии этот закон называется законом Бугера-Вебера.
Сама величина, выражающая отношение приращения раздражителя к его исходному уровню, которое вызывает ощущение минимального изменения раздражителя, получила название константы Вебера.
Например, если взять циркуль измеритель, у которого на обоих концах иголки, и поставить его иголки в расстоянии 5 см на коже человека на ладони и на спине, то на ладони человек будет чувствовать два укола иглами, а на спине может почувствовать один укол. Если же сблизить иглы циркуля, то и на ладони можно найти минимальное расстояние (чуть меньше 1 см между иглами) при котором два укола будут восприниматься как один. Это ощущение зависит от площади (поля) участка задействованной кожи.
Следующим важным законом ощущений стоит рассмотреть закон Вебера - Фехнера - основной психофизический закон. Суть закона состоит в том, что для изменения интенсивности ощущения на одну единицу, необходимо изменить силу раздражителя в 10 раз. (Сила ощущения растет в арифметической прогрессии, когда интенсивность раздражителя - в геометрической.)
Формула: E = K* log* I + C
Где Е - интенсивность ощущения, I - величина действующего раздражителя, К и С - константы.
Логарифмическая кривая зависимости величины ощущения от силы раздражителя, иллюстрирующая закон Вебера - Фехнера.

сила ощущения

ощущение и восприятие1

Специфическими особенностями анализаторов можно в психологии считают:
1. Адаптацию - привыкание анализатора к воздействию раздражителя одной мощности в течении определенного периода времени. (Так попадая в темную комнату человек, по прошествии нескольких минут начинает различать часть предметов. Или находясь в комнате с дурными запахами человек адаптируется к ним в течении 90сек и перестает их замечать.)
2. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений к слабым раздражителям. (У детей, занимающихся музыкой, может развиваться звуковысотный слух.) Здесь могут быть как случайно возникающие эффекты сенсибилизации, так и специально тренированные. При первых, можно говорить о компенсации сенсорных дефектов, например, у человека падает зрение или слух, эти ощущения замещаются другими видами - компенсируются - происходит увеличение чувствительности к другим анализаторам - тактильным (осязательным). Другой вариант, это сенсибилизация, вызванная специфическим родом профессиональной деятельности. (Зрение у художника, слух у музыканта и т. д.)
3. Синестезии - возникновение под воздействием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно- слуховые синестезии, т. е. при воздействии слуховых раздражителей у человека появляются зрительные образы. Или при увеличении звукового сигнала, у человека может увеличиться эффективность зрения. Парадоксальный пример, - теплый звук.

Понятие восприятия

Следующим важным понятием при рассмотрении получения сенсорной информации человеком является понятие восприятия.
Восприятие - субъективный образ предмета, непосредственно воздействующий на органы чувств и процесс формирования этого образа. Это не просто сумма ощущений, а очень сложный процесс восприятия целостных предметов с выделением из всего огромного количества признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вкус и т. п.) основных ведущих признаков с одновременным их отвлечением (абстракцией) от несущественных. Восприятие требует объединения в группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории.
При восприятии знакомых предметов, которые человек привык видеть постоянно, узнавание происходит очень быстро, человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической деятельности, при которой человек объединяет одни признаки, отбрасывает другие, несущественные, чтобы воспринимать детали как одно осмысленное целое.

Свойства восприятия

1. Предметность - способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими эти ощущения.
2. Целостность - восприятие дает целостный образ, в отличие от ощущения, которое фиксируется на отдельных свойствах предмета. Образ складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, о которых, в свою очередь, человек узнает при помощи ощущений. Также в некоторых случаях человеку приходится достраивать образ до целостного, потому что он дан отрывочным - не дочерченный квадрат, не обведенный овал лица, незаконченный треугольник и т. д.
3. Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий восприятия. (Константность в восприятии цветов при различном освещении, размеров предмета в связи с его удалением и т. д.)
4. Структурность - восприятие не является простой суммой ощущений - воспринимает человек обобщенную структуру. Например, слушая музыку, воспринимаем не звуки и ноты, а мелодию, узнаем, что играет ее оркестр, а не рояль или человеческий голос, хотя все эти ощущения отличны.
5. Осмысленность - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово.
6. Избирательность - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
7. Апперцепция - зависимость восприятия от психической жизни человека, от особенностей его личной жизни, индивидуальных особенностей человека. Воспринимает не конкретный глаз или ухо, а человек, живой человек, со своими интересами, привычками и т. д.

Виды восприятия

Образ, который складывается в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Сложные формы восприятия

К сложным формам восприятия относят восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движений.
Восприятие пространства осуществляется комбинацией нескольких свойств ощущений. Для этого применяются: вестибулярный аппарат, особенно полуокружные каналы, бинокулярное зрение человека, структурность восприятия и соотнесение предметов между собой по расположению - выше, ниже, левее, правее и т. д. Вестибулярный аппарат, позволяющий человеку сохранять равновесие тела в пространстве, регулирует при помощи перемещения жидкости в полуокружных каналах, положение тела в трехмерном измерении. Второй существенный аппарат - бинокулярность зрения и ощущение мышечных усилий от конвергенции глаз. Если проекция предмета на сетчатку обоих глаз будет различной, то контур предмета для человека нечеткий, он раздваивается и необходимо напрягать мышцы глаза, чтобы рассмотреть предмет. Тоже самое происходит и при восприятии предмета относительно чего-то, другого предмета в пространстве. Воспринимаемое пространство никогда не бывает полностью симметричным, всегда есть точки смещения -выше - ниже, левее - правее и т. д. За счет совмещения всех этих условий человек способен ориентироваться среди предметов, выстраивая отношения относительно чего-то во внешней среде.
Восприятие времени в психологии разработано менее чем предыдущий раздел «восприятие пространства». Наиболее элементарной формой восприятия последовательности и длительности являются внутренние «биологические часы» каждого человека, к ним относятся процессы возбуждения и торможения участков коры, усиление и ослабление звука при длительном слушании, ритм дыхания, биение сердца, ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т. п. Эти условия являются наиболее простыми оценками времени. Сложные формы времени человек научается отличать при помощи тренировки, вырабатывая специально эталоны оценки времени - секунды, минуты, часы. Здесь выделяется восприятие последовательности во времени и восприятие длительности. Для оценки каких-то событий во времени, человеку необходимо иметь точку отсчета - привилегированная точка. Обычно за отправную точку берут настоящее, а от него откладывают прошлое или будущее. То есть определяются эти события во времени по их отношению к настоящему.
Восприятие движения - происходит в момент смещения точки по отношению к положению нашего тела, указывает на передвижение в объективном пространстве. Для оценки восприятия движения используется информация из нескольких источников - оценивается сам факт движения, направленность движения и скорость. Нейроны - детекторы движения и новизны, входящие в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса), помогают распознавать движение. Эти нейроны генетически обладают способностью генерировать сигналы при появляющемся движении. Направленность движения оценивается по перемещению отображаемого объекта на поверхности сетчатки, отмечается последовательность сокращения и расслабления определенной группы мышц глаз, головы и туловища, при прослеживании движений объекта.
Часто можно слышать об иллюзиях восприятия, которые могут возникать при разных обстоятельствах. Так если предъявлять стимулы человеку на разном расстоянии друг от друга с промежутком времени меньше, чем 0,1 сек, то человек будет воспринимать движение предмета, не сможет дифференцировать, что это предъявляются стимулы из разных мест. Это явление называется - «фи- феномен».
Другим примером может служить ситуация, при которой человек лишен возможных предметов соотнесения, сравнения относительности движения тела в пространстве. Так в темноте одна горящая точка, без дополнительных предметов сравнения ее положения вызывает автокинетический эффект. Этот эффект заключается в том, что человек начинал воспринимать движение этой точки, т. к. не было ориентиров рядом, а также важно учитывать некоторые колебательные движения глазного яблока, которые также провоцируют такую иллюзию.
Скорость движения, скорее всего, оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Основные подходы к пониманию процесса восприятия

1. Гештальтпсихология.
Школа в психологии, в которой предложено много важных представлений, касающихся факторов организации зрительных ощущений в образы - зрительное восприятие.
В 1923 году такой представитель гештальтпсихологии, как М. Вертгаймер предложил несколько основных принципов зрительного восприятия:
принцип целостности - принцип гештальта. Достраивание образа до целого. Все стимулы действуют на человека совместно и производят впечатление больше, чем представленная сумма ощущений.

Квадрат

квадрат

Все эти фигуры состоят из 8 точек, но человек воспринимает их несколько иначе, комбинирует в целостный образ. Восприятие объектов происходит при организации элементов во что-то целое.

2. Принцип близости

принцип близости


4. Принцип направленности (бесконечности).

принцип бесконечности


Те элементы, которые образуют плавное, непрерывное направление, воспринимаются вместе.
Две пересекающиеся плоскости, чаще именно так и воспринимаются, а не как три отдельные фигуры, поскольку через момент пересечения фигур для глаза доступны три элемента, но воспринимается как два целостных.
5. Принцип симметрии.
Форма воспринимается как «правильная», если имеет одну или несколько осей симметрии.

принцип симметрии

2. Обработка информации «сверху вниз» и «снизу вверх».
1) «Сверху вниз» - восприятие от целостной формы к частям, элементам;
2) «Снизу вверх» - от воспринятых частей, на основе выстроенных гипотез, образуется целостный образ.
3. Сравнение с эталоном.
Идея заключается в том, что в первую очередь человек воспринимает форму. Происходит сравнение представленного предмета для восприятия с уже имеющимся внутренним эталоном - особой внутренней структурой, которая позволяет опознать объект. Сравнение происходит по внешней схожести и близости воспринимаемого предмета, что и является близким к его форме.
4. Подетальный анализ представляет собой рассмотрение каждого элемента в отдельности, что является «высокоуровневой» обработкой информации.
A - R - R - O - W (стрела)
Начинается анализ каждого элемента, каждой буквы, после идентификации буквы, человек может воспринимать слово.
5. Прототипное сравнение.
Подход опирается на идею о том, что в долговременной памяти человека существует идеализированный прототип, который при сравнении с опознаваемым предметом, позволяет говорить о совпадении или не совпадении с ним.
6. Теория информации.
Предложил в 1948 году Клод Шеннон. В теории выделилось 2 основных характеристики: сигнал и шум. Чем больше интенсивность стимула, тем шире сигнал и больше шум, следовательно, человек начинает неадекватно воспринимать.
Количество информации, передаваемой сигналом, не зависит от самого сигнала, но пропорционально количеству возможных альтернативных сигналов.
Вариант избыточности информации: ГРО (М, Б, Д и т. д.)
Вариант недостаточности информации: Д ВЫХОД
Не можем сразу догадаться, что за слово, если известна всего одна буква из него и все.

Развитие восприятия

Ребенок в процессе своего развития постепенно открывает для себя мир, окружающие предметы и людей. Развитие восприятия проходит через все формы деятельности человека: игру, учебу и труд. Процесс исследования идет активно, ребенок подключает все большее и большее количество сенсорных опытов.
Маленький ребенок научается видеть, слышать, осязать, кричать, обнюхивать что-либо, брать в рот и определять вкус.
Например, изучая особенности голоса, ребенок может кричать, пищать, визжать и др. долгое время, при этом он отмечает реакции взрослых людей, окружающих предметов и т. д. Наиболее сильные и важные стимулы запоминает, учитывает в дальнейшем. Вырабатываются определенные устойчивые условные рефлексы. Если информация не подкрепляется извне, то рефлекс в восприятии зрительной информации исчезает, тормозится.
Здесь труднее ситуация с телесными ощущениями, устойчивость их внутренних состояний, образов более сильно связана с глубинными структурами и механизмами мозга.
Пример: фантом конечности. Человек после ампутации части тела - руки, ноги продолжает испытывать, «чувствовать» боль в этой части тела так, словно она не исчезла. Возможна даже попытка двигать этой частью тела.
Но важно понимать, что если человек сознательно еще не освоил эту часть пространства своего тела, и ее ампутировали, то фантом конечности не возникнет. Примерно с возраста 9 лет возникает фантом конечности. Этот возраст условно фиксирует момент, в который мозг человека, его структуры, управляющие движениями, их связи с сенсорными процессами окончательно оформляются.
В психологии до сих пор ученые исследуют такой момент: внутренний или внешний мир большее влияние оказывает на восприятие человека? Всю ли информацию человек получает через органы чувств, или какую-то часть способен получить через акты мышления? Существуют картинки, рассматривая которые, не приходим ни к какому заключению о том, что там изображено. Но если человеку сказать, что можно там увидеть, то видим картинку отчетливо.
Пример: картинка солдата с собакой, проходящим за забором.
Следовательно, восприятие стоит рассматривать как интеллектуальный процесс, который связывается с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений.
Восприятие человека с течением жизни изменяется, под влиянием условий жизни - развивается. Запорожец А. В.: сначала ребенок следит за движениями контуров, больших форм предметов, чаще всего это его мама и папа. Позднее, в это восприятие включает движение рук и ощупывание предмета. Отличает величину, цвет и форму. К дошкольному возрасту ребенок может при помощи только зрительного анализа и синтеза выделять части объекта и объединять их в другое целое.

Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.