1. Понятие характера. 2. Понятие черты характера.
Понятие характера
Характер - (от греч. - «печать», «чеканка») - совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в поведении (в деятельности и общении), обуславливая типичные для человека способы поведения. Эти способы действия определяются отношением человека к разным обстоятельствам, в которых проявляется характер. Выделяются 4 аспекта мира, на основе отношения к которым формируются черты характера (предложил А.В. Петровский): - отношение к делу: добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, озабоченность своими результатами; противоположные качества - недобросовестность, безответственность, пассивность и т. д., - отношение к другим людям (родственникам и близким, друзьям, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т.д.): устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, отзывчивость и грубость и т.п., - отношение к себе: самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность; или неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоизм, - отношение к вещам: аккуратное и бережное отношение к вещам, одежде, обуви, книгам, вообще к собственности и т.п. Между отношением к другим людям и отношением к себе находится промежуточное отношение - отношение людей к самому человеку.
Познание своего характера позволяет предвидеть поведение. В деятельности проявление характера зависит от: 1) содержания деятельности, 2) от личностного смысла для индивида, 3) от реальной объективной успешности в деятельности, 4) от субъективного отношения индивида к успехам и неудачам (от уровня притязаний).
Особенно четко проследить проявления характера возможно в трудной для человека ситуации, в борьбе с противодействующими обстоятельствами. Характер и темперамент взаимосвязаны. Темперамент основывается на психофизиологических особенностях и свойствах нервной системы. Характер же зависит от этих физиологических особенностей личности, но и развивается в процессе воспитания человека. Отличительная особенность характера - возможность формирования в течение всей жизни человека, в то время, как темперамент предопределен психофизиологическими особенностями нервной системы. Для формирования характера важны: 1. социальная среда: микросоциум - семья, а также макросоциум - общество в целом; 2. совместная деятельность - коллективная деятельность. Представители, доказывающие существование обоих точек зрения, полагают влияние двух этих компонентов на формирование характера. Можно часто встречать, что преобладает какая-то из сторон действительности. Так, например, Рубинштейн С.Л. полагал, что особенности характера в первую очередь зависят от содержания, от условий, от отношений человека к тому, что он делает. Ведущими являются в формировании характера те условия, в которых находится человек. (Взрослые очень часто эксплуатируют природные особенности ребенка, тем самым свойства темперамента преобразуют в черту характера. Детей не нужно хвалить за их естественное поведение, например, за чрезвычайную быстрость в выполнении той или иной деятельности. Поскольку это приводит к формированию черт характера, которые балансируют свойства темперамента. А развитием здесь могло бы стать формирование не свойственных этому ребенку - усидчивости, осмысления ситуации, упорства и т.д.) Характер формируется на основе направленности личности и составляет единство, силу и целостность характера. Целостность характера предполагает сбалансированность черт характера во всех четырех аспектах. Иногда можно встретить несбалансированный характер. Это происходит в случае, когда имеет место крайне выраженное, несбалансированное, категоричное отношение к одной из четырех сторон действительности. Это делает человека менее эффективным при выполнении разных дел. Для воспитания характера необходимо формировать определенное отношение человека к этим четырем аспектам мира. Невозможно сформировать отдельную черту характера, при этом, не воздействуя на все остальные.
Понятие черты характера
Черта характера - стереотип поведения в данной конкретной ситуации. Черта характера включает в себя три компонента: 1. определенный способ мышления, 2. волевой компонент, 3. чувства. Если проводить соответствие с привычкой, которые возникают в деятельности человека, то можно заметить, что в привычке нет чувства. Черта характера формируется вместе с мотивом. А так как мотив реализуется в действиях, поэтому в характере фиксируется реализуемый мотив. Следует подкрепление эмоционального характера, мотив становится устойчивым в характере. Очень часто можно столкнуться с такой ситуацией, что особенности темперамента одного человека противоположны чертам характера. Например, человек со слабым типом нервной системы формирует у себя такие черты характера, как целеустремленность, упорство, настойчивость. В то время как человек с сильным типом нервной системы формирует у себя - внимательность, щепетильность, бережность отношения к другим людям. В обоих случаях черты характера несколько компенсируют свойства темперамента. Бывает сложно объяснить такие явления, когда характер и темперамент входят в некоторое противоречие, поскольку каждый человек в связи с особенностями своей нервной системы от рождения имеет слабую или сильную возможность формирования отдельных черт характера.
Понятийные прилагательные для темперамента
|
Понятийные прилагательные для характера
|
Двигательная сфера
|
Быстрый,
|
Аккуратность,
|
Подвижный,
|
Дисциплинирность - недисципность,
|
Медленный (вялый),
|
Организованность,
|
Резкий
|
Расхлябанность
|
Эмоциональное реагирование
|
Вспыльчивый,
|
Доброта - злость,
|
Импульсивный,
|
Замкнутость - открытость,
|
Живой,
|
Недоверчивость,
|
Чувствительный
|
Искренность
|
Выделение различных типологий характера - очень разносторонний, многоликий вопрос. Очень много авторов предлагают свои типологии характера, основывающиеся на различных основаниях, учитывающие разные факторы. Некоторые из них отчасти дублируют друг друга.
Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание |