Лекция «Характер»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие характера.
2. Понятие черты характера.

Понятие характера


Характер - (от греч. - «печать», «чеканка») - совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в поведении (в деятельности и общении), обуславливая типичные для человека способы поведения. Эти способы действия определяются отношением человека к разным обстоятельствам, в которых проявляется характер. Выделяются 4 аспекта мира, на основе отношения к которым формируются черты характера (предложил А.В. Петровский):
- отношение к делу: добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, озабоченность своими результатами; противоположные качества - недобросовестность, безответственность, пассивность и т. д.,
- отношение к другим людям (родственникам и близким, друзьям, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т.д.): устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, отзывчивость и грубость и т.п.,
- отношение к себе: самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность; или неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоизм,
- отношение к вещам: аккуратное и бережное отношение к вещам, одежде, обуви, книгам, вообще к собственности и т.п.
Между отношением к другим людям и отношением к себе находится промежуточное отношение - отношение людей к самому человеку.


Познание своего характера позволяет предвидеть поведение. В деятельности проявление характера зависит от:
1) содержания деятельности,
2) от личностного смысла для индивида,
3) от реальной объективной успешности в деятельности,
4) от субъективного отношения индивида к успехам и неудачам (от уровня притязаний).


Особенно четко проследить проявления характера возможно в трудной для человека ситуации, в борьбе с противодействующими обстоятельствами.
Характер и темперамент взаимосвязаны. Темперамент основывается на психофизиологических особенностях и свойствах нервной системы. Характер же зависит от этих физиологических особенностей личности, но и развивается в процессе воспитания человека. Отличительная особенность характера - возможность формирования в течение всей жизни человека, в то время, как темперамент предопределен психофизиологическими особенностями нервной системы. Для формирования характера важны:
1. социальная среда: микросоциум - семья, а также макросоциум - общество в целом;
2. совместная деятельность - коллективная деятельность.
Представители, доказывающие существование обоих точек зрения, полагают влияние двух этих компонентов на формирование характера. Можно часто встречать, что преобладает какая-то из сторон действительности. Так, например, Рубинштейн С.Л. полагал, что особенности характера в первую очередь зависят от содержания, от условий, от отношений человека к тому, что он делает. Ведущими являются в формировании характера те условия, в которых находится человек. (Взрослые очень часто эксплуатируют природные особенности ребенка, тем самым свойства темперамента преобразуют в черту характера. Детей не нужно хвалить за их естественное поведение, например, за чрезвычайную быстрость в выполнении той или иной деятельности. Поскольку это приводит к формированию черт характера, которые балансируют свойства темперамента. А развитием здесь могло бы стать формирование не свойственных этому ребенку - усидчивости, осмысления ситуации, упорства и т.д.)
Характер формируется на основе направленности личности и составляет единство, силу и целостность характера. Целостность характера предполагает сбалансированность черт характера во всех четырех аспектах. Иногда можно встретить несбалансированный характер. Это происходит в случае, когда имеет место крайне выраженное, несбалансированное, категоричное отношение к одной из четырех сторон действительности. Это делает человека менее эффективным при выполнении разных дел. Для воспитания характера необходимо формировать определенное отношение человека к этим четырем аспектам мира. Невозможно сформировать отдельную черту характера, при этом, не воздействуя на все остальные.


Понятие черты характера


Черта характера - стереотип поведения в данной конкретной ситуации. Черта характера включает в себя три компонента:
1. определенный способ мышления,
2. волевой компонент,
3. чувства.
Если проводить соответствие с привычкой, которые возникают в деятельности человека, то можно заметить, что в привычке нет чувства. Черта характера формируется вместе с мотивом. А так как мотив реализуется в действиях, поэтому в характере фиксируется реализуемый мотив. Следует подкрепление эмоционального характера, мотив становится устойчивым в характере.
Очень часто можно столкнуться с такой ситуацией, что особенности темперамента одного человека противоположны чертам характера. Например, человек со слабым типом нервной системы формирует у себя такие черты характера, как целеустремленность, упорство, настойчивость. В то время как человек с сильным типом нервной системы формирует у себя - внимательность, щепетильность, бережность отношения к другим людям. В обоих случаях черты характера несколько компенсируют свойства темперамента. Бывает сложно объяснить такие явления, когда характер и темперамент входят в некоторое противоречие, поскольку каждый человек в связи с особенностями своей нервной системы от рождения имеет слабую или сильную возможность формирования отдельных черт характера.

Понятийные прилагательные для темперамента

Понятийные прилагательные для характера

Двигательная сфера

Быстрый,

Аккуратность,

Подвижный,

Дисциплинирность - недисципность,

Медленный (вялый),

Организованность,

Резкий

Расхлябанность

Эмоциональное реагирование

Вспыльчивый,

Доброта - злость,

Импульсивный,

Замкнутость - открытость,

Живой,

Недоверчивость,

Чувствительный

Искренность

Выделение различных типологий характера - очень разносторонний, многоликий вопрос. Очень много авторов предлагают свои типологии характера, основывающиеся на различных основаниях, учитывающие разные факторы. Некоторые из них отчасти дублируют друг друга.

Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.