Лекция «Психология способностей»
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие «способности» и «задатки».
2. Особенности функциональной организации мозга и способности.
3. Типологии способностей.
4. Уровни развития способностей.

Понятие «способности» и «задатки»

Каждый человек, обладая уникальными чертами, отличается особенностями реализации деятельности, осуществления различной активности.
Способности - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. (Готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешное осуществление.)
Б.М. Теплов выделял три особенности, которые отличают способности:
1. индивидуально-психологические особенности человека, отличающие одного от другого;
2. такие особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности;
3. способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
Способности формируются в деятельности на основе задатка. Способности врожденными быть не могут, врожденными могут быть задатки.
Задатки - анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе формирования и развития способностей.
Анатомо-физиологические особенности - особенности нервной системы и ее функционирования.
Таким образом, задатки - условия развития способностей, предпосылки. Для проявления задатков необходимы социальные условия в специальных формах обучения.
Можно представить в виде направленного вектора - где есть исходно задатки и с динамикой личности развиваются способности.
Результат определенного развития личности - способности. Не всегда задатки превращаются в способности. Это зависит от индивидуального развития.
Например, семьи великих композиторов - Бах, Моцарт. Или другой пример, если человек, родившись в семье медика, не становится медиком, то различные термины, названия многих лекарств и пр. особенности медицинской профессии может объяснить. Потому что человек находится с рождения в этой среде, ему легко усваивать то, что является условиями его среды развития, это включается в его любую деятельность.
В процессе формирования задатков и развития на их основе способностей формируется функциональный орган реализации определенной деятельности.


Особенности функциональной организации мозга и способности


Функциональная асимметрия головного мозга - первый уровень основания развития способностей. Уже потому, что в европейской культуре больше тренируется, упражняется и развивается левое полушарие коры головного мозга, то можно заключать, что преобладают функционально, а, следовательно, и качественно отличные способности человека. Эффективность деятельности, в которую включен человек, определяется уровнем сформированности и организации функциональной системы данной деятельности.

Чаще левое полушарие

Чаще правое полушарие

Воспринимает время, последовательная фиксация информации, по частям.

Ответственно за восприятие пространства, информация воспринимается целостно, одномоментно, синтетично.

Осуществляет обработку вербальной информации.

Осуществляет обработку невербальной информации.

Переработка информации медленная, в понятиях, словесно-знаково-логически последовательная, сознательные выводы.

Переработка информации быстрая, в образах, мгновенный, чувственный анализ сложных сигналов, интуиция.

Связано с долговременной логической памятью: на цифры, формулы, слова. Осуществляет прогноз будущего.

Образная и кинестетическая память, память о прошлом.

Содержит механизм абстрактного мышления.

Конкретное мышление.

Доминирует        при решении              словесно
логических задач.

Доминирует при решении                     наглядно
образных задач.

Эмоциональный план: различные волнения, чувство наслаждения, счастья - внутреннее. (Импрессивный план)

Страх, печаль, гнев, ярость и др. - отрицательные эмоции, преимущественно внешнего (экспрессивного) плана.

Сознание направляется на выделение себя из среды («Я»).

Слитность с природой и людьми («Мы»).

Интеллект вербальный, логический, приверженность к теории.

Интеллект невербальный, интуитивный, приверженность к практике.

Любая человеческая деятельность имеет сложную структуру и для ее успешного выполнения недостаточно одного какого-либо качества, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Способности человека к определенной деятельности представляют собой совокупность психических качеств, также имеющих сложную структуру.
Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для различных ее видов.
Например, музыкальные способности. Основное психологическое образование здесь - музыкальность. Состоит из следующих способностей: музыкальный слух, способность к слуховому представлению, музыкальноритмические чувства.
Структура литературных способностей: высокий уровень эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатая фантазия, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др.


Типологии способностей


Большинство психологов подразделяют способности на общие и специальные. Общие способности - способность легко, плодотворно овладевать знаниями в различных видах деятельности. Специальные способности - способности конкретные в одной деятельности. Например, слуховые, музыкальные, литературные, сценические и др.
Другая типология подразумевает разделение способностей на потенциальные и актуальные.
Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. (Могут проявиться, если есть стимул. Например, в поле зрения появился лист бумаги и человек осознал, что хочет учиться рисовать.)
К актуальным способностям относятся только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности.
Чтобы любые потенциальные способности могли развиваться и стать актуальными, важны благоприятные факторы социальной среды (три условия одновременно):
1. Трудности в выполняемой деятельности (оптимальная трудность, человек задействует свои возможности на пределе);
2. Оптимальная мотивация;
3. Положительный эмоциональный настрой.
Существует несколько точек зрения на понимание самого понятия «способности». Платон считал, что способности биологически обусловлены, а обучение и воспитание лишь ускоряет их проявление.
С другой точки зрения способности зависят от веса мозге. Чем больше вес мозга, тем больше способностей у человека. При этом, ученые доказали, что средний вес мозга человека около 1400 грамм. У выдающихся некоторых людей вес мозга составлял, например, у И.С. Тургенева - 2012 гр; у Д. Байрона - 1800 гр; но у известного химика Ю. Либиха - 1362 гр; у писателя А. Франса - 1017 гр. А у умственно отсталых людей вес мозга при этом около трех килограмм.
Хотя в науке эта точка зрения уже устарела, в обыденном сознании все еще связывают величину лба с показателем ума (чем выше лоб, тем умнее человек).
Третья точка зрения - учение о френологии Франца Г алля (от греческого phrenos - «ум», logos - «учение»). Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей от наружной формы черепа человека. Идея состояла в том, что кора головного мозга человека состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Следовательно, степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга.
Френологическая карта включала в себя 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной индивидуальной особенности.
Идея стала считаться антинаучной, как только стало доказанным, что шишки и впадины на коре головного мозга не совпадают с шишками и впадинами на черепе человека.
Четвертая идея принадлежит Ч. Дарвину, Ф. Г альтону. Ученые, анализируя биографии знаменитых людей, выявили, что совершенствования человека происходят путем закона наследственности, выведения группы людей - расы особо одаренных (династии врачей, педагогов, музыкантов и т.д.).
Например, семья музыкантов Баха. С 1550 года булочник В. Бах, отдыхая за музыкой после работы, заложил основу 60 музыкантам на следующие века, включая гения И.С. Баха. (Это не биологическая наследственность, а социальная. У человека есть стремление овладеть знаниями, т.к. он уже готов.)
Пятая (крайняя) точка зрения говорит о том, что способности зависят от качества воспитания и обучения. Например, Гельвеций считал, что способности можно развивать до гениальности, посредством обучения.
Известны эксперименты А.Н. Леонтьева и Ю.Б. Гиппенрейтер по обучению детей музыке. Психологи доказали, что способности можно развивать, но это не всегда будет для человека актуально.


Уровни развития способностей


Об оценке способностей, уровне их сформированности судят по расхождениям межу результатами самостоятельного решения с помощью взрослого.
Способности предполагают готовность к творческому решению задач.
Высокий уровень проявления способностей определяется понятиями «мастерство», «талантливость», «гениальность».
Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческому решению возникающих задач. Человек знает способ и осознает задачу, которую ему нужно решить.
Талант - совокупность способностей, высокий уровень специальных способностей, проявляющихся в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается новизной, оригинальностью. Проявления таланта обусловлено развитием общества, потребностями эпохи и конкретными задачами, которые ставит государство.
Высокий уровень развития способностей называют гениальностью - высшая степень таланта. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Не все индивидуальные свойства гения развиты в одинаковой степени, часто у гения могут доминировать какие-то одни способности более ярко. Например, А.С. Пушкин не знал математику, но выдающийся писатель.
Очень важную роль играет проблема способностей в связи с вопросами профориентации, выбором профессии. Не все качества и свойства личности важны и необходимы человеку в выбранной им профессии. Бывают случаи, что из-за несоответствия свойств личности качествам профессии, человеку приходится менять профессию.
Возникает понятие - индивидуальный стиль деятельности, который включает три компонента: устойчивая система приемов и способов деятельности; эта система обусловлена определенными личными качествами; эта система обеспечивает эффективность деятельности, является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Основную роль здесь играют особенности темперамента, черты характера и способности человека.
Например, человеку подвижному, с высоким темпом реакций, широким кругом общения, чаще и индивидуальный стиль деятельности свойственен быстрый, активный, с легкой переключаемостью с одного на другое, что-то сделал, что-то нет и т.д. Медлительный, планомерный человек, наоборот, индивидуальный стиль деятельности имеет размеренный, постепенный.
Важно помнить о компенсации способностей. Если не развивать что-то одно, то в деятельности может проявляться что-то иное.
Например, снижено у человека зрение, при этом через какое-то время разовьется хороший слух, тактильное восприятие мира. Или у ребенка трудно с пониманием математики, но он успешен в занятиях литературой.
Этапы развития способностей можно выделять через прохождение человеком своего развития, которое максимально формируется в сензитивные периоды - наиболее чувствительное время для социального воздействия на ребенка.


Выделяются периоды:
От 0 до 1 года - эмоционально-позитивный, телесный контакт с материю;
От 1 до 3 лет - манипуляция с предметами внешнего мира;
От 3 до 6 лет - сюжетно-ролевые игры (общение со сверстниками);
С 6 до 10 лет - учебная деятельность (роль учителя);
Младший школьный возраст - общение со сверстниками:
Старший школьный возраст - самоопределение поиска своего места в жизни, смысла в жизни.

Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.