Страница 3 из 6
1.3. Теоретическое исследование предмета
Теоретический анализ предмета предполагает, что методологические понятия существуют не сами по себе, а представляют собой определенную систему. Это означает, в первую очередь, что каждое понятие выполняет определенные функции в системе методолого-психологического знания. Не будем здесь об этом говорить (в свое время это подробно обсуждалось, так как эти вопросы подробно обсуждались при выстраивании системы когнитивной методологии [Мазилов, 2007]. Теоретический анализ предмета предполагает в первую очередь выявление функций, которые должен выполнять предмет психологической науки, а также его основные характеристики. Представляется, что речь может идти о следующих функциях. Основные функции предмета: а) Конституирование науки. б) Обеспечение работы «машины предмета». Это одна из основных функций. Имеется в виду то, что за счет внутрипредметных отношений в рамках предмета возможно построение моделей, увеличивающих объем психологического знания. Поскольку в состав внутреннего мира человека входят психические образования, имеющие разное происхождение и различную обусловленность, возникает перспектива разрабатывать психологию, руководствуясь известным положением Э. Шпрангера объяснять психическое через психическое. в) Определение предмета исследования (главная роль в конституировании предмета исследования). Эта функция позволяет конструировать предмет конкретного научного психологического исследования. г) Роль предметного стола. Предметный (операционный) стол (М. Фуко) - необходимый атрибут как предметной дисциплины, так и научного исследования. Сопоставление понятий, их сравнение возможно только в том случае, если они находятся в одной плоскости психологического исследования. д) Предмет должен определять границы науки, то есть охватывать все пространство дисциплины. Как уже отмечалось, трактуется внутренний мир человека максимально широко, в него включены и сознательные и бессознательные психические явления. Более того, такая широкая трактовка позволяет включить в архитектонику внутреннего мира такие разные механизмы (и показать их роль и значение) как отражение и конструирование. е) Дидактическая функция. Основные характеристики предмета. А) Предмет должен существовать реально, должен не быть «искусственно» сконструированным (для того, чтобы быть предметом науки в подлинном смысле слова), то есть он должен быть не свойством каких-то других предметов, а исследоваться должна психическая реальность (иными словами, предмет должен иметь онтологический статус). Б) Предмет должен быть внутренне достаточно сложным, чтобы содержать в себе сущностное, позволяющее выявлять собственные законы существования и развития, а не сводить внутренне простое психическое к чему-то внеположному, обеспечивая тем самым редукцию психического. В) Понимание предмета должно быть таково, чтобы позволить разрабатывать науку психологию по собственной логике, не сводя развертывание психологических содержаний к чуждой психологии логике естественного или герменевтического знания. Г) Понимание предмета должно быть таким, чтобы обеспечить возможность психологического объяснения (нередуктивного). Д) Понимание предмета должно быть целостным и не допускать замены целостного предмета на его «замену»: в качестве «подмены» обычно используют единицу, замещающую реальный предмет (почему-то считается, что единицу легче изучить). Е) Понимание предмета должно быть экологичным, он должен органично вписываться в окружающий мир, гармонировать с биосферой и ноосферой. Проверку на право быть предметом психологии успешно прошел конструкт «психическая реальность» (К. Юнг), что подтверждает жизнеспособность такого подхода. Кратко на рассмотрении этого вопроса остановимся в следующем параграфе. И уже самое последнее. Наивно было бы полагать, что психология близка к своему финальному состоянию. В этой работе мы уже приводили слова Юнга, что мы пока далеки, чтобы приблизительно понять сущность психологического фактора: «мы еще очень далеки от того, чтобы даже приблизительно понять его сущность» [Jung, 1968, S. 41]). Представляется, что мы медленно движемся в нужном направлении.
|