На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Понятие о психике: формы проявления, функции
Понятие о психике: формы проявления, функции
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от субъекта картины мира и в саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Основное (специфическое) свойство психики заключается в активном отражении окружающей действительности, то есть в активном построении образа окружающего мира, для того, чтобы, имея его в наличии, строить поведение всего организма в этой окружающей его действительности (среде) так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность. Всю совокупность психических явлений, составляющих предмет психологии, можно условно разделить на три класса: процессы, состояния и свойства личности.

Психические процессы можно разделить на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь); эмоциональные (эмоции, чувства); волевые (воля). Психические состояния: стенические (хорошее настроение, радость, счастье и др.); астенические (плохое настроение, грусть, слабость, бессилие и др.); измененные (естественные [сон, медитация, экзальтация, гипноз и др.], наведенные [алкоголь, наркотики и др.]). Свойства личности включают в свой состав: темперамент, характер, способности и направленность.
Строго говоря, любой психический феномен является процессом, который характеризуется своей динамикой. Вместе с тем, деление психических явлений на процессы, состояния и свойства личности вполне правомерно, поскольку каждый из выделенных классов обладает своими специфическими особенностями.
Содержание психики определяется реальной действительностью, воздействия которой отражаются в сознании людей в виде психических процессов, состояний, образований, свойств и социально-психологических явлений.
Психические процессы — это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности, длящейся от доли секунды до десятков минут и более. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
Реальная психика — это непрерывно меняющийся поток психического отражения действительности и взаимодействия с этой действительностью, в котором все психические явления оказываются неразрывно связанными друг и другом. Отражение — это многоуровневый активный процесс переработки информации об объекте отражения и создания адекватной модели этого объекта. Психическое отражение, в зависимости от уровня, принято делить на сенсорное, перцептивное, понятийное и сознательное. Процесс психического отражения на уровне ощущений дает нам информацию лишь о единичных свойствах предметов и явлений окружающей среды (как внешней, так и внутренней). Восприятие — это построение целостного психического чувственного образа, модели реального мира, поэтому, говоря о восприятии, мы пользуемся категорией целостного образа. С образом, в отличие от понятия, связывают преимущественно перцептивные формы знания. К представлению относятся образы памяти и воображения. В отличие от восприятия, представления имеют обобщенный характер и обладают произвольной изменчивостью. Уровни развития нервной системы и органов чувств определяют уровень и формы психического отражения.
Психические состояния определяют уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, свойственные для него в каждый данный момент времени. Они более продолжительны (от нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние активности или пассивности, бодрости или усталости, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.
Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. Например, приобретенные знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.
Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?) и способности (что может человек?).
Социально-психологические явления — это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением, взаимовлиянием людей друг на друга, принадлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиозным конфессиям и др.) [18].
Итак, психология — это определенная культура, содержанием которой является система понятий, сформированных в результате общения в процессе специфической деятельности людей, поддерживающих данную культуру. Любое общение в то же время предусматривает обмен мнениями, представлениями по поводу одного и того же вопроса, которые предлагают наиболее авторитетные участники этого процесса. Одним из таких понятий в психологии является термин «сознание».
Человек может обобщить отношение только используя знак, то есть знак становится средством отображения категории отношений. Но необходимость в знаке появляется в процессе совместной деятельности. Используя один и тот же знак для вычленения той или иной категории отношений, два субъекта становятся обладателями одного и того же знания об этих отношениях. Они становятся обладателями совместного знания о них или сознания.
Термин «сознание» был введен в русский язык Н.М. Карамзиным. Сознание — это знание, построенное на основе использования языка и существующее в знаковой форме. Следовательно, для того чтобы что-то ясно осознавать, необходимо это что-то представить в той знаковой форме, которой обладает данный субъект. Отсюда следует, что полное понимание, осознание какого-то явления наступает тогда, когда отражаемые отношения выражаются в словесной форме. Это хорошо представлено в известном феномене — когда кому-нибудь что-нибудь объясняешь и сам начинаешь лучше это понимать. Но мы не всегда переводим в словесную форму то, что переживаем явно осознанно. Действительно, мы можем, например, сознавать, что мы воспринимаем какой-то объект или ситуацию, и не называть его при этом ни мысленно, ни вслух. Но и в этом случае знаки принимают участие только в скрытой форме, которая проявляется в феномене обобщенности предметного перцептивного образа. Объект осознается нами как определенный предмет в зависимости от того, к какой категории мы его отнесли в момент восприятия. Набор же категорий определяется языковыми средствами.
Таким образом, между развитием знаковой системы как средства отображения категорий отношений и развитием сознания имеется прямая связь. Чем богаче речь, тем богаче и содержание сознания. Речь же в свою очередь тем богаче, чем богаче деятельность и общение в процессе ее осуществления.
Бессознательное представляет собой форму отражения действительности, в ходе которой человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями (сновидения, медитация и др.). Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчета, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены действием инстинктов. Он рассмотрел, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, 3. Фрейд создал трехчленную энергетическую структуру личности (бессознательное, сознание и сверхсознание). В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено.
Выделяют несколько основных классов проявлений бессознательного:
1) неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
2) поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;
3) подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается. Подпороговое восприятие представляет собой форму предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. Проблема бессознательного продолжает разрабатываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.


Вопросы для самопроверки:


1. Дайте определение психики как предмета изучения психологии.
2. Дайте определение понятию «психические процессы».
3. Дайте определение понятию «психические состояния».
4. Дайте определение понятию «психические образования».
5. Дайте определение понятию «психические свойства».
6. Дайте определение понятию «социально-психологические явления».
7. Раскройте сущность понятия «сознание».
8. Дайте определение бессознательному как форме отражения действительности.
9. Кем была начата экспериментальная разработка понятия «бессознательное » ?
10. Вклад З. Фрейда в энергетическую структуру личности.

Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 148 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.