На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Общая характеристика методов обучения
Общая характеристика методов обучения
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

В настоящее время существует огромное множество методов, форм, приемов и правил обучения, позволяющих реализовывать различные учебные программы с ориентацией на личностные особенности обучающихся и их индивидуальные способности. Однако их число постоянно растет, появляются новые возможности и способы для модернизации процесса обучения. Многообразие этих возможностей позволяет педагогам находить подходы к каждому обучающемуся так, чтобы каждый из них смог освоить предлагаемый материал и достичь максимальных результатов в его изучении [20].

Методом обучения называется способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения [2]. Приемы в обучении — дополнительные способы работы в процессе обучения, направленные на повышение эффективности методов. Средства обучения — это все то, что содействует повышению эффективности процесса, через что осуществляется дополнительно к методу или в самом методе влияние на эффективность действия метода (учебники, учебные пособия, аудиовизуальные средства). Метод обучения тесно связан с деятельностью и вне деятельности не существует.

Метод обучения предполагает, прежде всего, цель педагога, его деятельность с помощью имеющихся у него средств. В результате возникает цель ученика и его деятельность. Под влиянием этой деятельности возникает и осуществляется процесс усвоения учеником изучаемого содержания, достигается намеченная цель обучения. Этот результат служит критерием соответствия метода цели. Таким образом, любой метод обучения представляет собой систему целенаправленный действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения. Иначе говоря, метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс учения, усвоения учеником содержания образования.

Анализ научной литературы показывает, что нет единого подхода к классификации методов обучения. Рассмотрим некоторые из них.

По источнику знаний (Е.Я. Голант и др.):

1. Словесные методы.

2. Наглядные методы.

3. Практические методы.

 

По способам организации учебной деятельности (М.А. Данилова):

1. Методы приобретения новых знаний.

2. Методы формирования умений и навыков и применения их на практике

3. Методы проверки знаний, умений и навыков.

 

По основным задачам обучения (И.Ф. Харламов):

1. Методы устного изложения знаний.

2. Методы закрепления учебного материала.

3. Методы самостоятельной работы.

4. Методы по применению знаний на практике.

5. Методы проверки.

 

С позиции воспитывающего обучения (Ю.К. Бабанский):

1. Методы организации и осуществления учебной деятельности.

2. Методы стимулирования и мотивации.

3. Методы контроля и самоконтроля.

 

По дидактическим задачам и видам деятельности (В.А. Онищук):

1. Коммуникативные методы.

2. Познавательные методы.

3. Преобразовательные методы.

4. Систематизирующие методы.

5. Контрольные методы.

 

По характеру учебно-познавательной деятельности (И.Я. Лернер и др.): 1. Объяснительно-иллюстративные методы. 2. Репродуктивные методы. 3. Методы проблемного изложения. 4. Частично поисковые методы. 5. Исследовательские методы.

По основным этапам обучения (Б.Т. Лихачев): 1. Методы этапа восприятия первичного усвоения. 2. Методы этапа усвоения — воспроизведения. 3. Методы этапа учебно-творческого выражения [12].

Системным подходом отличается классификация методов, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения. В первую группу обособлены методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический, индуктивный, дедуктивный, репродуктивный, проблемно-поисковый, методы самостоятельной работы, работа под руководством педагога). Ко второй группе отнесены методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении. Третью группу составляют методы контроля и самоконтроля: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы практического контроля и самоконтроля.

Зарубежный опыт позволяет дополнить отечественные классификации методов еще одной классификацией: импрессивными и экспрессивными методами.

Импрессивные методы обучения (от лат. — впечатление, переживание, чувство) сводятся к организации участия детей в экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных. Метод основан на активизации такой деятельности, как:

- получение информации о произведении, его создателе, полное сосредоточение на восприятии и участие в ходе экспонирования произведения;

- соответствующая форма собственной активности участников, выражающая главную идею произведения;

- сопоставление этой идеи с принципами поведения участников, практические выводы в отношении собственного поведения и поступков.

Экспрессивные методы (от лат. — выражение) основаны на создании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают конкретные ценности, как бы выражая себя и одновременно переживая их. Создание картин, скульптур, короткометражных фильмов, других произведений.

К альтернативным методам обучения относятся: анализ конкретных ситуаций, деловая игра, мозговая атака, метод проектов, ТРИЗ, дебаты, интервьюирование различных персонажей и др.

Анализ конкретных ситуаций: а) Ситуация случая. Обучающемуся представляется письменный или видеоматериал, который содержит в себе проблемную ситуацию. На его основе разворачивается дискуссия, цель которой — найти пути решения проблемной ситуации. б) Метод развития инцидента. Описывается инцидент. Обучающиеся могут задавать преподавателю вопросы, выясняя различные детали. Каждый из присутствующих высказывает свое мнение об инциденте и о путях выхода из него. Обучающиеся, выступившие со сходными мнениями, объединяются в подгруппы, и между последними разворачивается дискуссия, цель которой — определить истинные причины инцидента и наилучшие пути выхода из него.

Деловая игра. Цель применения данного метода — выработать у обучающихся умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, творческое мышление, способность оценивать деятельность. Деловая игра — это имитационная игра. Существуют управленческие, ситуационные, ролевые и комплексные типы игры.

Деловые игры можно разделить на следующие этапы: подготовительный, вводная часть, игровой, заключительный. На подготовительном этапе обучающиеся изучают возможности использования общих теоретических методов решения ситуационных задач в данной игре, знакомятся с объектом игрового моделирования, игровой ситуацией, функциями участников, правилами и методикой проведения игры, а также системой оценивания. В конце данного этапа рекомендуется провести проверку подготовки участников в форме репетиции деловой игры или зачета. Во вводной части деловой игры комплектуются игровые группы, выдвигаются лидеры, распределяются роли между участниками. Если на подготовительном этапе не проводилась репетиция деловой игры, рекомендуется провести ее во вводной части. Центральная часть деловой игры — игровой этап. Занятие носит увлекательный, захватывающий характер, если разыгрывается ситуация, затрагивающая только что изученный материал и требующая совершения каких-то действий, поступков или применения навыков коррекции межличностных отношений. На заключительном этапе проводится анализ результатов, подводятся итоги игры, при этом нельзя обсуждать актерские данные участников. Результаты игры анализируют либо педагог, либо сами участники. При обсуждении результатов и подведении итогов объявляются победители, выясняются причины победы одних и поражения других. Выявляются слабые места в теоретической и практической подготовленности обучающихся.

Деловая корзина (in bascet). Цель метода — активизировать обучающихся, ориентировать их на самостоятельное решение различных проблем моделирующей деятельности. В «деловой корзине», в качестве которой может вступать небольшой ящик, помещаются задания, написанные на листках бумаги. Чаще всего они адресуются одному действующему лицу. Обучающиеся поочередно вынимают из «корзины» задания и выполняют их сугубо самостоятельно. За их действиями следят педагог и группа. Затем группа, консультируемая педагогом, еще раз, но уже коллективно, выполняет все задания, что приводит к их более глубокому анализу.

Мозговая атака (brainstorming). Суть метода заключается в том, что для обсуждения конкретной проблемы собирается группа обучающихся, которая делится на две подгруппы: генераторы идей и критики. Генераторы идей высказывают все идеи по решению данной проблемы, которые только приходят в голову. Основные принципы мозговой атаки: 1) не критиковать — можно высказывать любую мысль без опасения, что ее признают неудачной; 2) стимулировать любую инициативу, причем чем страннее кажется идея, тем лучше; 3) стремиться к наибольшему количеству идей; 4) разрешается изменять, комбинировать, улучшать предложенные идеи (свои и чужие). По завершении работы подгруппой генераторов идей приступает к работе подгруппа критиков. Она анализирует, оценивает, синтезирует предложенные идеи, выбирает те, которые обеспечивают решение проблемы.

Метод мозговой атаки реализуется по следующей схеме:

I этап — подготовка к решению проблемы. Задача педагога — информировать членов группы о теме исследования. Подготовка вспомогательных средств, необходимых для регистрации идей и их визуального изображения.

II этап — свободное высказывание идей. Задача педагога — ознакомление с правилами участия, устное сообщение и визуальный показ однозначной проблемы; поиск такого определения неоднозначной проблемы в случае, если творческая напряженность снижается (путем постановки вопросов, предложения собственный идей, новых подходов и др.). Правила участия: запрещены споры, критика и сравнительная оценка; количество идей важнее их качества; могут быть представлены и чужие идеи; не нужно чуждаться непривычного, утопического. Идеи должны быть представлены в сжатом виде.

III этап — развитие идей. Задача педагога — приведение примеров, поиск комбинаций, представление полного списка идей, рожденных на этапе их высказывания, поскольку возможности комбинировать идеи тем меньше, чем уже плоскость, в которой ведется поиск взаимосвязей между ними. Правила участия такие же, как и во втором этапе.

IV этап — критика идей. Задача педагога — включение в список идей, поступивших после коллективной работы, классификация идей; обеспечение обсуждения, критики и качественной оценки каждой идеи; информирование о проблемах, оставшихся открытыми. Задачи участников: обсуждение, критика и качественная оценка каждой идеи по следующим критериям: соответствие предпосылкам и удовлетворение требований; возможность реализации или ее отсутствие; возможность реализации идей, не отвечающих поставленной цели в других областях; возможность реализации сразу или по истечении конкретного периода времени; возможность реализации без дальнейших исследований.

Метод проекта представляет собой планирование целесообразной деятельности в связи с решением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке. Существуют 4 основных типа проектов.

Первый тип — это производственный проект, который имеет своей задачей выполнение какой-нибудь производственной задачи. Он чрезвычайно разнообразится по степени важности — от песочного детского домика до работ национального или мирового значения. Везде, где активность направлена на изготовление (производство) чего-нибудь, мы имеем дело с этим типом проекта. Где только возможна постановка цели, там имеют место и проекты.

Второй тип — потребительский проект. Его цель — использование чего-нибудь для наслаждения. Художник нарисовал картину — осуществил потребительский проект.

Третий тип — это проект разрешения проблем. Цель этого метода — разрешить проблемы или какие-нибудь интеллектуальные затруднения. Этот тип произошел от первого, так как производственная работа, особенно учебная, непременно заключает в себе некоторые трудности, которые требуют преодоления, т.е. разрешения проблемы.

Разница между первым и третьим типом проектов заключается в том, что в основе третьего типа лежит исключительно проблема, тогда как в первом типе она является случайным элементом. Наличие проблемы еще не составляет проекта. Проблема становится проектом лишь тогда, когда мы ставим цель разрешить ее и стремимся к ее разрешению. Если же цель отсутствует, и учитель требует исполнения работы, то здесь нет проекта, а есть лишь работа. Самое главное в проекте — целевая установка учащегося. Как только цель исчезает, учебный процесс ухудшается. Иногда неизбежно применение фиксированных учебных схем, например, когда требуется та или иная дрессировка, специальные навыки или знания. А в таком случае приходится применять четвертый тип проекта — проект дрессировки или, лучше сказать, проект специализации.

При выборе метода обучения учитель руководствуется общей целью воспитания и конкретной дидактической целью данного урока, учитывая характер материала урока, возраст учащихся, их особенности и уровень готовности к изучению учебного материала. Большое влияние на выбор метода оказывает уровень методического мастерства учителя [2].

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятиям «метод обучения», «прием обучения», «средство обучения».

2. Каковы подходы к классификации методов обучения?

3. Рассмотрите общие подходы к выбору методов обучения.

4. Рассмотрите классификацию методов обучения по Ю.К. Бабанскому: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

5. Рассмотрите классификацию методов обучения по Ю.К. Бабанскому: методы стимулирования познавательной деятельности.

6. Рассмотрите классификацию методов обучения по Ю.К. Бабанскому: методы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.

7. Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный.

8. Раскройте сущность альтернативных методов обучения: анализ конкретных ситуаций (ситуация случая, метод развития инцидента).

9. Раскройте сущность альтернативных методов обучения: деловая игра, деловая корзина.

10. Раскройте сущность альтернативных методов обучения: мозговая атака, метод проекта.

Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 148 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.