Формы организации обучения |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология |
Форма организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем и классифицируются по различным критериям. По количеству охваченных учеников выделяются индивидуальное, групповое, фронтальное обучение. По месту учебы — школьные, внешкольные формы и экстернат. К первым относятся школьные уроки, работа на пришкольном опытном участке, консультации, кружковые занятия и т.п., к внешкольным — домашняя самостоятельная работа, экскурсия, занятия на природе и т.д. А экстернат — это особая форма обучения, предполагающая самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов для получения свидетельства об образовании. По длительности обучения различают формы, регламентируемые педагогами, родителями, самими учениками. Среди форм, регулируемых школой и педагогами, — классическое (45 мин.), укороченное занятие (30-35 минут), а также уроки произвольной длительности. История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам: индивидуальной (в античных государствах), индивидуально-групповой (в школах Средневековья), взаимного обучения (Белл-Ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учеников (мангеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени ученики проводили в больших группах (100-150 человек), 20% - в малых (10-15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу. Для учителей начальной школы интерес представляет так называемый Дальтон-план форма индивидуализированного обучения, предложенная в начале XX в. учительницей начальных классов Э. Паркхерст (1887-1973) в американском городе Далтоне. Особенности ее следующие: детям предлагается полная свобода выбора содержания обучения, чередования изучаемых предметов, использования собственного рабочего времени. В начале года каждый ученик составлял с учителем контракт на самостоятельное изучение определенного материала. Ученики работали в отдельных кабинетах — лабораториях, поэтому Дальтон-план имеет и другое название — лабораторный план. В 20-х годах эта форма под названием бригадно-лабораторный охватила и наши школы. Она включала: 1) общую работу (со всем классом); 2) коллективную (группа учеников); 3) индивидуальную (работу каждого ученика). Со временем от этого отказались, и школа возвратилась к испытанной классно-урочной форме. Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее культуру очертили голландский педагог Д. Сил, немецкий профессор И. Штурм, оттачивал систему орден иезуитов во главе с И. Лойо- лой, а теоретические основания подвел Я.А. Коменский [15]. Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: - постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); - каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); - учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); - каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); - постоянное чередование уроков (расписание); - руководящая роль учителя (педагогическое управление); - различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности). Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими, в частности индивидуальной: отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учеников; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития школьников. Вместе с тем она не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых — ориентация на «среднего» ученика и почти полное отсутствие возможности для индивидуальной учебно-воспитательной работы. Классно-урочная форма организации обучения является главной. Кроме нее в современной школе используются вспомогательные, внеклассные, внеурочные, домашние, самостоятельные виды работы. Вспомогательные формы дополняют и развивают классно- урочную деятельность учеников. Это консультации, дополнительные занятия, инструктажи, кружки, клубы, внеклассное чтение, домашняя работа и др. Иногда к внеклассным формам организации обучения относят экскурсии, работу на пришкольных участках, труд в мастерских, походы по родному краю, спортивные соревнования и т.д. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Учебноплановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников, расширить их кругозор. Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников. Функции форм обучения сложны и многообразны. Обучающе - образовательная функция позволяет создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Воспитательная функция способствует активному проявлению всех духовных сил ребенка. Организационная функция требует от учителя четкой организационно-методической подачи материала. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у обучающихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и тоже время. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами обучения выполняют развивающую функцию. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой и игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя ин- тегрирующе-дифференцирующую функцию, реализация которой позволяет детям обмениваться информацией в практических делах, учиться взаимопониманию и взаимопомощи. Систематизирующая и структурирующая функции состоят в том, что организация обучения требует разбивки всего учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять компенсирующую и координирующую функции. Наконец, стимулирующая функция проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответствует особенностям возраста детей, специфике развития их психики и организма. Обязательной составной частью организации и осуществления контроля за процессом обучения является проверка знаний, навыков и умений, осуществляемая в виде постоянного и непрерывного контроля за ходом их формирования, функционирования и совершенствования. Основной ее дидактической функцией является обеспечение обратной связи между учителем и обучающимся, получения педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Цель проверки — определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда [9]. Проверку знаний, навыков и умений учитель может выполнить лишь в том случае, если она осуществляется в соответствии с принципами обучения и обусловленными ими более конкретными требованиями к проверке: - систематичности, предполагающей ее постоянное и непрерывное осуществление; - всесторонности, ориентирующей преподавателя на контроль как за всем процессом формирования знаний, навыков и умений, так и за всеми знаниями, навыками и умениями; - объективности, требующей качественного контроля за формирующимися знаниями, навыками и умениями; - индивидуальности в сочетании с коллективностью, нацеливающих учителя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных школьников, но и всего коллектива; - познавательности, предполагающей важность и необходимость проверки как показателя эффективности процесса формирования знаний, навыков и умений; - дифференцированности, ориентирующей, во-первых, на использование конкретных методов проверки для повышения качества формирования определенных знаний, навыков и умений и, во- вторых, на их комплексное применение в интересах совершенствования всего процесса обучения; - выявления новизны, требующей совершенствования форм и методов проверки знаний, навыков и умений с целью повышения эффективности самой проверки. Проверка может быть: - текущей, когда она осуществляется периодически в ходе всего процесса обучения; - контрольной, когда ее проводят для того, чтобы определить степень сформированности знаний, навыков и умений; - итоговой, если ее целью является оценка конечных результатов обучения по конкретному периоду всего процесса обучения; - инспекторской, если ее осуществляют представители вышестоящих органов образования. В качестве методов и способов проверки обычно используются: - устный опрос, представляющий собой устную беседу преподавателя с обучающимися; - текущее наблюдение, когда преподаватель постоянно следит за ходом и результатами процесса обучения; - письменная проверка, осуществляемая в форме письменного опроса; - практическая проверка, когда знания, навыки и умения оцениваются в ходе практической деятельности. Проверка знаний, умений, навыков осуществляется в виде оценки, представляющей собой определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов образования. Оценка — единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимости оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности. Проверяя знания, навыки и умения обучаемых, преподаватель (учитель) все время оценивает их. При этом оценка может быть выражена в следующих формах: форме эмоционального отношения; в форме оценочного суждения (словесного поощрения или порицания); в форме отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), которая фиксируется в документах. Существуют педагогические критерии по индивидуальной оценке знаний: - «Отлично» ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практических работ — если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов — уверенно и быстро). - «Хорошо» ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практических работ — если задание выполнено правильно. - «Удовлетворительно» ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, при выполнении практических работ — если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы (например, несоблюдение правил использования инструментом и оборудованием, нарушение последовательности выполнения определенных операции с последующей переделкой и т.д.). - «Неудовлетворительно» ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практических работ — если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. Для того чтобы организация обучения была эффективной, она должна осуществляться на основе тщательного сочетания и продуктивного использования всех составляющих процесса обучения и соблюдения принципов их тщательного планирования. Для этого предназначена методическая система обучения, представляющая собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся. Обучение только тогда продуктивно, если оно строится как методическая система. Характерными чертами современной методической системы обучения являются изучения учебного материала: научно обоснованное планирование процесса обучения; единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки школьников; высокий уровень и быстрый темп изучения учебного материала; максимальная активность и достаточная самостоятельность обучения; сочетание индивидуальной и коллективной работы школьников; комплексирование различных предметов обучения. Методическая система функционирует, только если определяется целями, задачами и содержанием обучения, если она включает в себя планирование, контроль, анализ, и корректировку учебного процесса. Цели обучения определяются преподавателями по каждому учебному предмету и учебному занятию. Содержание обучения определяется программами обучениями по каждому учебному предмету и корректируется учителями в зависимости от целей учебных занятий. Планирование учебного процесса — сложная совокупность действий органов образования и преподавателей, предполагающая расстановку занятий школьников по предметам, времени, месту проведения. Контроль, анализ и корректировка учебного процесса — деятельность представителей органов образования и учителей по управлению, регулированию и повышению эффективности учебных занятий. И, наконец, наибольшей эффективности процесс обучения будет достигать тогда, когда реализуются в нем принципы организации учебного процесса, т.е. основополагающие закономерности развития учебного коллектива и процессов управления учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними. Они являются результатом правильного соблюдения принципов обучения, эффективности применения методов и форм обучения. Обычно они включают в себя следующие принципы. Принцип самоорганизации определяет закономерности формирования и совершенствования организации учебной деятельности и учебного коллектива как самостоятельно функционирующих систем, имеющих свою специфику и конкретные задачи, достижение которых зависит от самих учителей и учеников. Принцип развития предполагает постоянную изменчивость учебного процесса, непрерывное совершенствование его от начально организационных форм до вершин эффективного и продуктивного взаимодействия между учителем и учениками. Принцип самодеятельности ориентирует учителя и обучающихся на проявление инициативы и творчества как в организации педагогического процесса, так и в формировании и совершенствовании знаний, навыков и умений, достижении максимального понимания, единства и сплоченности в совместном дидактическом взаимодействии. Принцип ролевого участия требует от педагога и обучающихся выполнения определенных функций, возложенных на них государством, обществом, органами образования. Учитель (педагог) выполняет роль организатора и руководителя деятельности обучающихся, ответственного за эффективность их развития и продуктивность овладения ими знаниями, умениями и навыками. Обучающиеся, в свою очередь, выполняют роли, которые диктуют им необходимость довериться учителю, положиться на его опыт и педагогическое мастерство. Принцип ответственности требует от всех участников учебного процесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности, а также отчетности за даваемые или получаемые знания, формируемые навыки и умения. Принцип коллективизма предполагает, что преподаватели и ученики функционируют как хорошо отлаженный, эффективный организм, все члены которого стремятся помогать друг другу, готовы совместно преодолеть любые встречающиеся трудности, проявляют взаимную поддержку и терпение в интересах достижения поставленных целей. Принцип психологического обеспечения означает, что учебная деятельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого созданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и высокий морально-нравственный климат, способствующие совместной деятельности и качественному формированию знаний, навыков и умений. Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют друг друга, в совокупности своих проявлений выступают гарантией достижения социально значимых целей учебной деятельности [3]. Вопросы для самопроверки: 1. Назовите основные формы организации учебной работы в современной школе. 2. Дайте характеристику классно-урочной системы. 3. Дайте характеристику Белл-Ланкастерсткой системы взаимообучения. 4. Дайте характеристику батавской системы обучения. 5. Дайте характеристику мангеймской системы обучения. 6. Дайте характеристику системы индивидуализированного обучения. 7. Дайте характеристику бригадно-лабораторного метода организации обучения. 8. Охарактеризуйте метод Трампа. 9. Охарактеризуйте принципы организации процесса обучения. 10. Что из себя представляет методическая система обучения? Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 148 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |