1. Мозг и психика. 2. Стадии развития психики животных. 3. Психика и сознание.
1. Мозг и психика
Естествоиспытатели и врачи, изучающие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга. То, что все психические явления имеют физиологическую основу было научно доказано в работах И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и И. П. Павлова «Учение о двух сигнальных системах». Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим его миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им. Все явления человеческой психики возникают, формируются и развиваются в процессе деятельности мозга, отражающего окружающую действительность. Нервная система человека отличается очень большой сложностью. Основной ее элемент - нейрон. Нейрон представляет собой собственно нервную клетку с отходящим от нее множеством древовидно ветвящихся отростков (дендритов) и одним длинным отростком - нервным волокном, от которого также идут ответвления. Тело нейрона микроскопической величины (в среднем 0,03 мм), но нервное волокно может быть разной длины - до нескольких десятков сантиметров. В нейронах возникает процесс возбуждения. В основе возбуждения лежит особый нервный ток (биоток), который отличается от электрического. Нервное возбуждение распространяется со скоростью до 120 м в секунду. Для человеческого тела это вполне достаточная скорость, так как нервному возбуждению надо пройти расстояние не более 1,5-2 м. Нервные волокна покрыты белой жироподобной миелиновой оболочкой со свойствами изолятора. Эта оболочка обеспечивает проведение возбуждения в определенном направлении (без нее процесс возбуждения распространялся бы беспорядочно). Отдельные нейроны соединяются друг с другом посредством особых контактных механизмов, называемых синапсами, которые во множестве покрывают нейрон. При помощи синапсов осуществляется переход возбуждения от одной нервной клетки к другой. Скопления нервных волокон с общей соединительной оболочкой называются нервами. Скопления тел нервных клеток вместе с денд- ритами составляют серое вещество головного и спинного мозга; скопления нервных волокон - белое вещество. Роль серого мозгового вещества заключается в накапливании, усилении и переработке возбуждения; роль белого вещества - в передаче возбуждения от одних нервных клеток к другим. Нервы проводят возбуждение только в одном направлении - от разных частей тела к мозгу (центростремительные нервы) или, наоборот, от мозга к различным частям тела (центробежные нервы). Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных безусловных рефлексов. Он регулирует мускульные движения тела и конечностей, а также работу внутренних органов. Головной мозг является исторически более поздним образованием, чем спинной мозг. Головной мозг человека представляет собой значительно более сложное образование, чем мозг даже самых высших животных - человекообразных обезьян, не говоря уж о мозге низших животных. Он состоит из ряда отделов, связанных друг с другом. Нижний отдел называется продолговатым мозгом, который соединяет спинной мозг с головным. Над продолговатым мозгом находятся средний мозг, мозжечок, еще выше - промежуточный мозг. Все эти отделы сверху покрыты большими полушариями. Мозжечок регулирует равновесие и обеспечивает координацию произвольных движений. Промежуточный мозг (вместе с подкорковыми узлами образует так называемую подкорку, потому что расположен под корой больших полушарий) имеет большое значение в инстинктивных и эмоциональных проявлениях человека. В продолговатом и среднем мозгу находится особая нервная ткань, которая под микроскопом имеет вид густой сеточки из нейронов с их отростками особого вида. Эта нервная ткань получила название ретикулярной формации (в переводе с лат. - сетчатое образование). Посылая нервные импульсы в большие полушария, ретикулярная формация приводит их в состояние бодрствования, поддерживает их активность. Человек с поврежденной ретикулярной формацией впадает в так называемую кому - бессознательное состояние, напоминающее глубокий сон. Кора больших полушарий мозга. Наиболее развитая часть головного мозга - большие полушария, состоящие из правой и левой половин. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого мозгового вещества толщиной 3-4 мм. Этот слой серого вещества называется корой больших полушарий. В коре насчитывается около 15 млрд нейронов различного размера, формы и строения. Они очень плотно и экономно «упакованы» (в 1 мм3 30 000 нейронов). Благодаря своим отросткам и синапсам клетки коры вступают в многочисленные контакты друг с другом. Число подобных связей в коре выражается астрономическими числами, если учесть, что клеток 15 млрд, а число контактов одной клетки и ее отростков с другими клетками и их отростками может доходить до 6000. Поэтому кора представляет собой единое, слаженно действующее целое. Кора - непосредственная материальная основа мышления и сознания человека. В процессе эволюционного развития кора впервые появляется у пресмыкающихся и птиц, а интенсивно развиваться начинает лишь у млекопитающих. У высших животных - человекообразных обезьян - кора уже значительно развита. Но лишь у человека кора головного мозга достигает наивысшей степени совершенства - в ней гораздо больше клеток (в коре человекообразных обезьян от 2 до 5 млрд нервных клеток), они значительно сложнее устроены, неизмеримо больше и количество связей между ними. Поверхность больших полушарий не гладкая, а имеет складчатый вид, изрезана большим количеством борозд и извилин, наличие которых значительно увеличивает площадь коры. Если расправить и разгладить все складки, то поверхность коры больших полушарий у человека составит более 2000 см2. В коре обоих полушарий головного мозга различают четыре части: лобную, затылочную, теменную и височную. Лобные доли - высшие отделы человеческого мозга. Они последними появились в процессе эволюции. У человека они занимают 29 % поверхности коры, в то время как у человекообразной обезьяны - 16 %, у собаки - 7 %, у кошки - 3 %. При поражении лобных долей целенаправленное осмысленное поведение становится невозможным, любое случайное отвлекающее обстоятельство побуждает к неоправданному поведению. Такой больной не может сосредоточиться на цели, он ведет себя как автомат: увидел лестницу - идет по ней, увидел проходящего мимо человека - непроизвольно пошел за ним, увидел звонок - позвонил; он может зайти, как в дверь, в открытые дверцы шкафа, а потом долго беспомощно стоять там. Он не может решить простейшей арифметической задачи. Остальные доли ведают приемом, переработкой и хранением информации, поступающей от органов чувств. В затылочной доле находятся центры зрения, в височной - центры слуха и обоняния, в теменной - центры кожных ощущении (тепла, холода, давления). Область передней центральной извилины - моторная (или двигательная) область коры, причем верхняя ее часть управляет движением ног, середина - движениями рук, нижняя - движениями лица. Клетки премоторной зоны, лежащие перед передней центральной извилиной, обеспечивают объединение отдельных движений в плавный поток. При поражении клеток этой зоны движения теряют плавность, производятся рывками и толчками. При поражении более глубоких слоев этой зоны человек оказывается не в состоянии прекратить раз начавшееся монотонное движение и продолжает его, часто вплоть до полного изнеможения. Можно сказать, что каждый орган имеет в мозгу свое собственное представительство. Подобная специализация групп нервных клеток, выражающаяся в том, что они играют различную роль и выполняют различные функции, называется локализацией функций (от лат. locos - место, приуроченность явления к определенному месту). Наиболее значительную часть коры больших полушарий занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи - губ и языка. Например, клетки, связанные с туловищем, сконцентрированы у человека на относительно небольшом участке (рис. 1).
|
Рис. 1. Представительство разных частей тела в двигательной области коры (по У. Пенфилду)
Правое и левое полушария головного мозга в отношении осуществляемых функций не являются симметричными. Они «ведают» противоположными половинами тела (левое полушарие - правой половиной тела, и наоборот). Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию как в виде образов, так и слов, но функциональная асимметрия головного мозга проявляется в различной степень выраженности тех или иных функций в левом и правом полушариях. Центры речи расположены в левом полушарии (правое полушарие в этом смысле «немое» и «глухое»). Речь - настолько сложная функция, что существуют три области коры, работа которых обеспечивает речевую деятельность, или, иначе говоря, три центра речи: речедвигательный центр Брока, обеспечивающий возможность говорить (при поражении наступает потеря разговорной речи, хотя человек может произносить звуки), слухоречевой центр Вернике, обеспечивающий возможность слышать и понимать чужую речь (при поражении центра человек не понимает чужой речи), и зрительноречевой центр, или центр чтения и понимания письменной речи. Таким образом, функцией левого полушария является чтение и счет, преимущественное оперирование знаковой информацией (словами, символами, цифрами и т. д.). Левое полушарие обеспечивает возможность логических построений, без которых невозможно последовательное аналитическое мышление. Расстройство деятельности левого полушария, как правило, ведет к нарушению речи (появлению афазий), блокирует возможность нормального общения, при глубоком поражении нервной ткани - к серьезным дефектам мыслительной деятельности. Правое полушарие оперирует образной информацией, обеспечивает ориентацию в пространстве, восприятие музыки, эмоциональное отношение к воспринимаемым и понимаемым объектам. Оба полушария функционируют во взаимосвязи. Функциональная асимметрия - относительное преобладание у личности функционирования левого или правого полушария, что сказывается на ее индивидуально-психологических характеристиках. Работа нервной системы человека. Физиологические процессы, протекающие в коре головного мозга, - высшая нервная деятельность - являются материальной основой психики, поэтому законы высшей нервной деятельности, открытые И. П. Павловым, имеют исключительно важное значение для психологии. Основная форма взаимодействия организма со средой - рефлекс - ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы. В рефлекторном механизме принято различать три части: чувствующую, центральную и двигательную. Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой. Структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре части. Последняя часть контролирует и корректирует протекание третьей части - двигательной. Как только мозг обнаруживает отклонение от заданной программы, если ответное действие выполнено неудачно, он тут же посылает сигнал о соответствующей корректировке действия и направляет деятельность организма по ранее намеченному пути. Это четвертое звено рефлекторного акта получило название обратная связь. Благодаря ее наличию обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма. Рефлексы по происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные, или, по классификации И. П. Павлова, безусловные и условные. Безусловные рефлексы являются функцией главным образом низших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой. Условные рефлексы являются функцией высшего отдела мозга - коры больших полушарий. Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой предварительной тренировки не требует. Он приобретен данным видом животного в процессе всего предыдущего исторического развития и передается по наследству. Условный рефлекс требует определенных условий для возникновения. Условный рефлекс возникает при неоднократном сочетании (совпадении) безразличного для организма раздражителя с безусловным раздражителем (для человека, как мы увидим далее, если с безусловным раздражителем сочетается словесный, достаточно и однократного сочетания). В этом случае в коре полушарий устанавливается связь между двумя центрами возбуждения. Это приводит к облегчению передачи возбуждения в соответствующем направлении. Безразличный ранее, нейтральный раздражитель становится сигналом какого-либо жизненно необходимого явления. Безусловные и условные рефлексы выполняют функцию связи организма с окружающей средой, обеспечивают его приспособление. Причем безусловные рефлексы дают лишь строго ограниченную ориентировку в окружающей среде, а условные рефлексы обеспечивают универсальную ориентировку. И. П. Павлов подчеркивал, что механизм формирования условных рефлексов и их систем лежит в основе воспитания, формирования привычек, навыков. Кора больших полушарий, испытывая на себе воздействие различного рода сигналов, идущих из внешнего мира, совершает сложную аналитико-синтетическую деятельность - анализирует внешний мир, выделяет различные раздражители, воспринимает различные сигналы. Синтетическая деятельность коры состоит в образовании временных связей. Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блокирование временных связей, причем торможение - это также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Существуют два основных вида коркового торможения: внешнее и внутреннее. Внешнее торможение - результат действия какого-либо внешнего сильного постороннего раздражителя. Это явление объясняется тем, что возникновение нового сильного очага возбуждения вызывает торможение других участков коры, и действующий рефлекс тормозится. Особой формой внешнего торможения является так называемое охранительное торможение. Оно возникает под влиянием очень сильных (или продолжительно действующих) раздражителей, которые вызывают сверхсильное возбуждение нервных клеток. Как только раздражение достигает определенного предела, вступает в действие охранительное торможение. Например, перевозбужденный впечатлениями, переутомленный ребенок быстро засыпает, иногда даже сидя у телевизора. Это проявление охранительного торможения. Внутреннее торможение - проявление внутренних закономерностей работы коры. Примером внутреннего торможения может служить угасание условных рефлексов, если они не подкрепляются упражнениями. К этому виду торможения относится и торможение, лежащее в основе выдержки, умения сдерживать непосредственные побуждения, желания. Деятельность коры в любой момент представляет собой сложную мозаику процессов возбуждения и торможения, которые между собой тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Это взаимодействие подчиняется двум основным законам: закону иррадиации и концентрации и закону взаимной индукции. Закон иррадиации и концентрации заключается в следующем: когда под влиянием того или иного раздражителя в каком-либо участке коры возникает возбуждение, то оно не остается в одном месте, а распространяется (иррадиирует) по коре больших полушарий. Это явление называют иррадиацией возбуждения. Одновременно на границе иррадиирующего очага возбуждения возникает другой процесс - торможение, которое ограничивает и направляет процесс возбуждения в определенное русло и к определенному пункту. Это явление называется концентрацией возбуждения. Закон взаимной индукции заключается в том, что нервный процесс вызывает (индуцирует) в соседних участках противоположный процесс. Например, если в каком-либо участке коры возникает возбуждение, то в соседних с ним других участках коры развивается процесс торможения. Это явление называется отрицательной индукцией. Соответственно очаг торможения индуцирует вокруг себя поле возбуждения (положительная индукция). Отрицательная индукция лежит в основе такого психического явления, как отвлечение или понижение внимания к объекту под влиянием какого-либо нового, сильного внешнего воздействия. Пример положительной индукции: маленький ребенок капризничает перед сном, вертится, плачет. Это означает, что развивающийся очаг сонного торможения индуцирует возбуждение двигательных и речевых центров, в результате чего усиливается связанная с этими участками мозга рефлекторная деятельность. Первая и вторая сигнальные системы. Кора больших полушарий мозга испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих как извне, так и из самого организма. И. П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов, или сигнальных систем, как он их обозначал. Разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители он назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных. Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Причем слово выступает в трех видах - как слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое про себя. Самое важное заключается в том, что человек реагирует не на звуковую оболочку слова (или графическое его изображение), а на его смысловое содержание. В одном из опытов у человека вырабатывалась условная реакция (быстрое включение лампы) на слово «дорожка». Затем слово было заменено синонимом «тропинка». И оно вызвало ту же условнорефлекторную реакцию, хотя по звуковому составу отличалось от первого. Сходные по звучанию слова («морошка», «картошка»), но отличные по смыслу такой реакции не давали. Более того, эта же реакция имела место и при употреблении иностранного слова такого же значения, если испытуемый его знал. Если испытуемый не знал этого иностранного слова, то оно воспринималось им только как звукосочетание и соответствующей реакции не вызывало. Вторая сигнальная система - продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы. Животные (например, собака) тоже могут реагировать на слова, но эти реакции есть не что иное, как условные рефлексы не на значение слова, а на звуки человеческого голоса, интонацию. Поэтому соответственно обученная собака ответит одной и той же реакцией, например, на слова «на место!» и «невеста!», произнесенные одинаковым тоном, но не среагирует при этом на слова «ложись на свой коврик». Важнейшее значение сигналов второй сигнальной системы заключается, во-первых, в том, что эти сигналы - такой же реальный раздражитель, как и все остальные. Слово, речь (родителей, воспитателей, а затем и речь, направленная к себе) - своеобразные формирующие и пусковые сигналы разнообразных действий человека. Во-вторых, слово заменяет внешние и внутренние раздражители и поэтому может вызвать ту же реакцию, что и сами раздражители. В-третьих (и это самое важное), слова, представляя собой отвлечение от действительности, допускают обобщение сигналов первой сигнальной системы. Слово может быть сигналом не одного, а сразу множества реальных предметов, объединенных по определенному признаку. Так, словом «книга» люди обозначают множество книг, отличающихся по содержанию, величине, внешнему оформлению, но имеющих существенные сходные черты. Отвлечение и обобщение составляет основу мышления. Вторая сигнальная система является физиологической основой человеческого мышления. У человека обе сигнальные системы неразрывно связаны между собой, они постоянно взаимодействуют. Только такое взаимодействие и обеспечивает полноценное познание объективной действительности. Поэтому так важно при обучении сочетать словесный рассказ с наглядными образами.
2. Стадии развития психики животных
Основной функцией психики является отражение. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в способности одних объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные качества и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации материи. Простейшей формой биологического отражения является раздражимость, которая проявляется уже при переходе от неорганической материи к органической (характеризует растительную жизнь). Но растениям свойственна пассивная форма жизнедеятельности. Стадии животной жизни характерна более сложная форма отражения - чувствительность (способность к ощущениям). Даже простейшие животные активно ориентируются в окружающей обстановке. Появление чувствительности и может служить биологическим признаком возникновения психики. Таким образом, психика присуща всем живым существам, но имеет свои особенности на разных стадиях развития. Стадии развития психики животных (по А. Н. Леонтьеву): 1. Стадия элементарной сенсорной психики (представители: кишечно-полостные, насекомые, черви). Особенность нервной системы: у кишечно-полостных - диффузная нервная система, у червей - цепочная нервная система (нервная система вдоль всего тела, существует голова, которая наиболее чувствительна), у насекомых - узловая (существует дифференциация нервных окончаний - слуховые, глазные и т. д.). Форма отражения окружающего мира на данной стадии - чувствительность. Форма поведения - инстинкт (сложная система безусловных рефлексов, которые вырабатываются многими миллионами поколений и передаются по наследству так же, как и особенности строения тела). Причем, чем примитивнее организм, тем совершеннее система инстинктов и тем больше таких программ заложено от рождения. Нередко эти программы настолько сложны, что некоторые исследователи считают их примером разумного поведения (например, паутина, соты). Но эти программы всего лишь врожденные циклы приспособительных актов, так как они теряют смысл, если искусственно изменить привычные условия. 2. Перцептивная стадия (представители: позвоночные, млекопитающие). Особенность нервной системы: кроме ствола головного мозга (инстинкты) имеется кора больших полушарий (приобретение индивидуального опыта). Масса головного мозга занимает все большее место по отношению к массе тела. Форма отражения окружающего: способность не только ощущать, но и воспринимать предметы и ситуации (анализировать поступающую информацию). Форма поведения: научение (способность накапливать индивидуальный опыт, то есть не только пускать в ход врожденные программы поведения, но и строить индивидуально новые формы поведения, не заложенные от рождения). Но научение протекает путем двигательных проб и ошибок, закрепляется в результате подкрепления. 3. Стадия интеллектуального поведения животных (представители: приматы, высшие животные). Особенность нервной системы: в коре больших полушарий имеются более сложные зоны чувствительности. Форма отражения: способность не только к ощущениям и восприятию, но и к простейшим формам мышления, то есть решать задачу не путем двигательных проб, а предварительно поразмыслив, какие действия нужно совершить. Мышление на этом этапе называют ручным, так как для решения мыслительной задачи здесь необходимы два условия: 1) чтобы предмет, необходимый для решения задачи, находился в поле зрения; 2) чтобы животное имело возможность манипулировать предметом. Для этой стадии характерна большая прочность памяти. Форма поведения: не только инстинкт и научение, но и способность к действиям с орудиями труда (например, обезьяна может сбить яблоко при помощи палки).
3. Психика и сознание
Психика - системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности. Психика человека более сложна по структуре и имеет ряд важных отличий от психики животных: 1) в основе поведения человека, в отличие от животных, лежит только удовлетворение биологических потребностей; 2) человек способен отвлекаться от конкретной ситуации и предвидеть последствия, которые могут возникнуть в связи с ней; 3) человек способен создавать орудия труда по заранее продуманному плану и сохранять их. Кроме этого, у животных орудийная деятельность никогда не совершается коллективно; 4) человек может накапливать и передавать накопленный общественный опыт. Животные подают сигналы по поводу данной ситуации (например, об опасности), человек же может информировать людей о прошлом, настоящем и будущем и усваивать опыт, накопленный другими людьми. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека - высшую стадию развития психики. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, в предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения. Сознание, как высшая часть развития психики, включает в себя следующие компоненты: 1) знание (о себе и окружающем мире), которое человек получает с помощью познавательных процессов; 2) самосознание (выделение себя из окружающего мира и противопоставление себя окружающим); 3) целеполагание (способность ставить цель и достигать ее с помощью волевых усилий); 4) оценка (наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях). Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания являются речь и язык как знаковая система.
Вопросы для самопроверки 1. Расскажите о строении нейрона. 2. В чем выражается функциональная асимметрия головного мозга? 3. Какие законы ВНД были сформулированы И. П. Павловым? 4. Охарактеризуйте основные стадии развития психики. 5. Расскажите о сознании как высшем уровне психического отражения действительности. Каковы основные характеристики сознания?
Практические задания 1. К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров? Чем навыки животных отличаются от навыков человека? 1) Дождевой червь уползает с освещенного места. 2) Марк Твен писал: «Кошка, один раз сев на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту... и на холодную тоже». 3) Дикий дельфин спас тонущего человека. 4) Курица, высидев утят, бросается за ними в воду, пытаясь их спасти, а утята после купания следуют за курицей. 2. С помощью Теппинг-теста определите силу нервной системы одного испытуемого. Источник: Шершнёва, Т. В. Психология: пособие для студентов специальности 1-08 01 01 Ш49 «Профессиональное обучение (по направлениям») : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. - Минск : БНТУ, 2021. - Ч. 1. - 208 с. ISBN 978-985-583-401-5 (Ч. 1).
|