1. Возникновение и развитие психологии как науки
История становления психологии как науки представляет собой последовательность событий и философских открытий. Все это привело к формированию психологии как самостоятельной науки, а также определило основные направления психологии. Психология очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся в будущем. Развитие психологического знания изучает такая наука, как история психологии, основные направления психологии описаны в общей психологии. Следовательно, обратившись к истории психологии, можно проследить, как формировалась философская мысль, послужившая основой для возникновения и развития психологических знаний и основных направлений психологии.
Отечественные психологи выделяют следующие этапы становления психологии как науки: I. Донаучная психология - это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь деятельность и знания слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают: - личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим собой; - общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколения. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих души с определенными живыми существами (тотемами). Он заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э., т. е. до начала объективных научных исследований психики, ее содержания и функций. II. Философская психология - знания о психике, полученное с помощью умозрительных (философских) рассуждений; характерным для этого этапа является поиск объяснительного принципа для психических явлений, и стремление установить общие законы, которым душа должна подчиниться так же, как подчиняются все природные стихии. III. Научная психология возникла относительно недавно - во 2-й половине XIX в. Знания в научной психологии имеют эмпирическую и фактологическую основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое использует для этого специальные методы, главными из которых являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории, конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются (в идеале) всесторонней проверке. Еще один подход к классификации этапов становления психологии как науки: 1- й этап - психология как наука о душе (VI в. до н. э. - XVI в.). Психология представляется в виде философских рассуждений о душе человека. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (anima - душа), согласно которому все живое и неживое собственно и есть душа, существующая независимо от тела или предмета и управляющая ими. В философских трактатах Платона (427-347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) она рассматривается как бестелесная форма, выступающая причиной и целью всех жизненных функций. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, т. е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т. е. именно душа руководит поведением человека. 2- й этап - психология как наука о сознании (XVII в. - первая половина XIX в.). Психология оформляется как наука о сознании человека. Дж. Локк (1632-1704), Д. Хартли (1705-1757) и ряд других мыслителей в рамках рассматриваемого периода уже полагают, что душа присуща только человеку и развивается по мере его жизни в результате усложнения ее первичных элементов посредством их ассоциаций с окружающим миром. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3- й этап - психология как наука о поведении (вторая половина XIX в. - начало XX в.). Психология выделяется из философии в самостоятельную науку в результате создания специальных научных учреждений (лабораторий, кафедр, институтов), изучающих психический мир человека. В это же время для изучения психических явлений начинают использоваться методы эксперимента и интроспекции (самонаблюдения). В. Вундт (1832-1920) и. Э. Титченер (1867-1927) приходят к выводу, что человеком управляет не душа, а сознание, обладающее особой психической причинностью. Это открытие было подтверждено И. М. Сеченовым (1829-1905) в книге «Рефлексы головного мозга» (1863). Задачи психологии на этом этапе - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки не учитывались. 4- й этап (с 10-х гг. XX в.) - предметом психологии становятся закономерности и механизмы психики человека, а также групповых психических явлений. В их основу были положены открытия российских психологов И. П. Платонова (1849-1936), В. М. Бехтерева (1857-1927) и Г. И. Челпанова (1862-1936) условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Психология на данном этапе формировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.
2. Предмет и объект психологии
Термин «психология» переводится с греческого языка на русский язык как «наука о душе» (греч. psyche - «душа», logos - «учение») Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты нашего внутреннего субъективного опыта (наши чувства, мысли, желания, и т. д.). Помимо названных компонентов в него включены и другие формы проявления психики (поведение, неосознаваемые компоненты и т. д.). Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и механизмах проявления психики и сознания человека. В настоящее время вместо понятия «душа» психологи используют понятие «психика». Предметом психологии является психика. Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать окружающий мир и на основе полученного образца целесообразно управлять поведением живого существа. Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира. Основные функции психики: отражение воздействий окружающей действительности, регуляция поведения деятельности, осознание человеком своего места в окружающем мире. Особенности психическое отражение действительности: - во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия; - во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях; - в-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преображение отражаемого, ни в какой мере не отрицает объективную возможность правильного отражения окружающего мира. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой стороны - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления деятельности. Осознание человеком своего места в окружающем мире - функция психики, которая с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социальнопсихологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Психика многообразна в своих формах и проявлениях, включает психические процессы, психические свойства и психические состояния. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды. Психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояния личности. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественноколичественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Свойства личности многообразны и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Психические свойства не существуют вместе - они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности - характеризующую динамическую сторону поведения); способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности); и наконец, характер, как систему отношений и способов поведения. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.). Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). В настоящее время проводятся исследования об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.
3 Основные категории психологии
Категориями в науке называются самые широкие понятия. В психологии такими понятиями являются «отражение» (сущность психики), «деятельность» (форма существования психики) и «личность» (субъект, обладающий психикой). Отражение - как категория психологии, всеобщее свойство материи, способность тел к изменению в результате их взаимодействия. В зависимости от форм существования и движения материи выделяются следующие формы отражения: 1. Отражение в неживой природе: А - физическое отражение (столкнулись два автомобиля, при этом они изменились и отразили свойства друг друга); Б - химическое отражение (два вещества в результате взаимодействия изменяются, отразив свойства, друг друга, образуют новое вещество); 2. Отражение в живой природе: А - физиологическое (съеденная пища после разложения на элементы идет на постройку клеток организма; новые клетки отражают состав пищи); Б - психическое (после съеденного обеда у человека хорошее настроение; или на пути человека возникла канава, он отражает ее ширину, глубину, длину для того, чтобы принять решение о своих дальнейших действиях). Особенности психического отражения: - Активность - обязательно включает в себя движение (глаз пробегает по контуру предмета, рука без движений не опознает предмет). - Избирательность - психика отражает только те внешние воздействия, которые соответствуют потребности (пример - свидетельские показания). - Правильность (но не зеркальность) - проверкой правильности психического отражения является практика; если бы психическое отражение было неправильным, мы бы не познавали окружающий мир. - Опережающий характер - в результате накопления опыта субъект может предвидеть ситуацию и спрогнозировать свою реакцию на нее. Эти особенности дают возможность психике выступать в качестве регулятора поведения, обеспечивая целесообразность действий субъекта. Психика возникла у тех живых существ, которые уже могли отражать не только биологически важные свойства раздражителя, но и незначимые свойства, сигнализирующие о жизненно важных раздражителях. Так, паук реагирует на вибрацию паутины (биологически незначимый раздражитель, сигнализирующий о наличии пищи). Простейшие животные уже проявляют такие способности. Психика в своем развитии прошла очень большой путь от элементарного уровня у первых многоклеточных животных до сложнейшего уровня человека. Развитие психики связано с развитием нервной системы и развитием поведения живых существ. Психика имеет приспособительный характер, и ее уровень зависит от условий жизни, в которых приходится осуществлять целесообразное поведение. А нервная система является физиологической основой психики, самосовершенствовалась под влиянием требований поведения и в результате развития психики. Высшим уровнем развития психики является сознание. Оно принадлежит только человеку. Основные свойства сознания: - Отражение существенных связей между предметами и явлениями (животные отражали вначале отдельные свойства предметов, потом предметы целиком, потом связи между предметами). - Наличие трудовой деятельности как формы поведения. У животных сначала был инстинкт, потом навык, потом интеллект. Это творческое и целенаправленное преобразование мира, которое стимулирует познание мира, а значит и развитие мышления и воображения. - Изготовление, использование и хранение орудий труда указывает на наличие действий, непосредственно не подчиняющихся биологической потребности. В орудиях труда начинает передаваться опыт поколений (у животных только генетический и индивидуальный опыт), зарождается общественное обучение. - Планомерность и преднамеренность сознания развиваются как функции предположения результата труда. - Коллективность и сотрудничество возникают в связи с разделением труда в процессе человеческой деятельности (перед охотой люди уже так распределяют функции, что одни гонят животных, не получая от этого действия реальной пользы, а другие убивают жертву, делясь добычей с первыми). - Появление речи как средства общения. Необходимость договариваться в процессе совместного труда и при передаче опыта стимулировала развитие речи не только как средства общения, но и как средства мышления. - Появление самосознания как способности осознавать себя в отличие от окружающих. Конечно, все эти особенности возникли не на пустом месте. У высших животных (на предшествующей стадии развития находятся в частности, обезьяны) имелись предпосылки на новый уровень развития. Они могли уже использовать предметы для добывания пищи (но не распределяли функции при добывании пищи), общались жестами и звуками (но это еще не являлось речью). Следует учитывать, что психика человека значительно шире, чем сознание. Она включает в себя огромный пласт разнообразных неосознаваемых процессов, которые можно условно разделить на две группы: - никогда ранее неосознаваемые процессы (сон, явление установки, подпороговые раздражители, бессознательное побуждение и др.); - ранее осознаваемые процессы, но ушедшие из сознания в результате формирования навыка (письмо, чтение, ходьба); в случае необходимости (какие-то затруднения в деятельности) эти процессы могут быть возращены в сознание. Следует различать понятия «индивидуальное сознание» (знание конкретного человека об окружающем мире и себе) и «общественное сознание «сознание общества в общественном виде или в виде отношений, например, книги, произведения искусства, мораль, наука и пр.). Общественное сознание развивается и передается от поколения к поколению (включая в себя сознание конкретных видов) и обуславливает формирование индивидуальных сознаний. Деятельность - как категория психологии, человеческая активность, направленная на познание и преобразование окружающего мира и самого себя. У животных тоже существует активность, но она называется поведением или жизнедеятельностью. Деятельность тесно связана с сознанием: - сознание формируется в деятельности (если не будем решать задачи, то мышление и не разовьется); - содержанием сознания становится то, что включено в деятельность (если не будем действовать с предметом, то не будем его знать); - сознание регулирует деятельность и ориентирует человека в условиях ее осуществления (не уяснив ситуацию, не сможем действовать); - сознание проявляется в деятельности (по действиям человека мы судим о его психике). Следовательно, психика человека существует в форме деятельности. Структура деятельности включает различные компоненты. Чтобы возникла деятельность, необходимо появление потребности (переживание нужды - источник активности) и наличие какого-то препятствия, не позволяющего сразу удовлетворить эту потребность (например, вы захотели кушать, но холодильник оказался пустым). В таких условиях возникает поисковая активность, направленная на поиск предмета, который мог бы удовлетворить потребность. Этот предмет удовлетворения потребности называется мотивом. Он будет четко направлять всю деятельность (в нашем примере таким предметом будет обед, а деятельностью - его приготовление Вами). Деятельность состоит из действий (законченный ее элемент), которые будут подчиняться целям (осознанный образ будущего результата); чтобы приготовить обед, вы сходите в магазин (действие), купите продукты (цель). Каждое действие состоит из операций (способы выполнения действий, подчиненные условиям и контролируемые подсознанием). При покупке продуктов Вы выбираете их на витрине, называете продавцу, открываете кошелек, достаете деньги, убираете продукты в сумку и т. д. Операции и реальные предметы выступают в качестве средств выполнения действий. В нашем примере кроме операций средствами являются время и деньги. Деятельность происходит на фоне каких-то внешних и внутренних условий (уровень развития психических качеств, функциональное и эмоциональное состояние). В нашем примере внешними условиями являются отсутствие других людей, которые могли бы это сделать, а внутренними - умение вкусно готовить и хорошее настроение. Деятельность заканчивается результатом (успех-неуспех; потребность удовлетворена или нет) и продуктом, который может быть прямым (мы получим то, что хотели; обед приготовлен) и косвенным (мы получили то, что не ожидали; например, порезали руку, когда чистили овощи). Следовательно, всякая деятельность включает в себя побуждающие компоненты (потребность, мотив и цель); исполнительные компоненты (действия и операции). Всякая деятельность содержит внешние компоненты (действия с предметами и людьми) и внутренние (действия восприятия, памяти, мышления, воображения, переживания). Традиционно выделяют такие виды деятельности, как игру, учение, труд. В процессе развития личности эти виды сменяют друг друга, являясь ведущими видами деятельности для определенного возраста (в рамках этой деятельности происходит развитие психики). Вместе с тем они сосуществуют на всем протяжении жизни. Игра - деятельность, в ходе которой не создается общественно значимый продукт, но происходит овладение миром взрослых. Мотивом игры является удовольствие от ее процесса. Эта деятельность свободная, нерегламентированная, без принуждения извне. В силу того, что игра имитирует действительность (игровое пространство и время, игровые предметы), ребенок может стать субъектом невозможной для него реальности деятельности и осваивать ее. Учение - непосредственная подготовка личности к труду, в ходе чего происходит развитие личности умственно, физически и эстетически. Учение протекает в строгих организационных формах. Мотивами учения являются: чувство долга, ответственности, интерес к результатам и процессу учения. Труд - главная деятельность человека, направленная на создание общественно полезных материальных и духовных продуктов. Она протекает в обязательных для человека оргни- зационных формах. Мотивами труда являются чувство долга, ответственности, материальный интерес, интерес к результату и процессу труда, привычек трудиться. Трудовая деятельность для каждой личности должна быть средством реализации всех ее способностей. Категория личности - одна из базовых категорий психологической науки. В широком плане «личность» человека содержит интегральную целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. В основе психической основы личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и так далее. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции, мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению. Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством является направленность - система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и так далее), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), но и на психические состояния (преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительной доминирующей мотивации), на познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (например, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньшее значение, чем способности). Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессиональной (гуманитарной или «технической») и бытовой (человек для дома, семьи или друзей и подруг). Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью. Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как Я («образ Я», «Я-концепция»), система представлений, о себе обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно. В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентаций в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее развития.
4 Задачи и отрасли психологии
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился круг психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются научные гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Задачи психологии сводятся к следующим: - раскрыть механизмы психики (как мы запоминаем, думаем, переживаем); - установить закономерности функционирования психики (например, как запоминание зависит от времени суток, как быстро мы забываем); - выявить пути развития психики (ребенок не только количественно отличается от взрослого человека, но и качественно); - научиться управлять собственным поведением и поведением других людей. В настоящие время психология представляет собой сложную, весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Основные отрасли психологии: - общая психология - изучает психику взрослого нормального человека без профессиональной принадлежности; - социальная психология - изучает закономерности развития в различных социальных общностях, взаимоотношениях людей в группах; - возрастная психология - изучает закономерности развития психических процессов и свойств личности в разные возрастные периоды; - психология труда - изучает психологические основы трудовой деятельности (проблемы профориентации); - инженерная психология - изучает проблемы взаимодействия человека со сложной техникой; - медицинская психология - изучает проблемы взаимосвязей врача, больного, болезни (психотерапия); - патопсихология - изучает нарушение психики при различных психических заболеваниях. Это далеко не полный перечень отраслей психологии. Более того, можно говорить о возрастающей тенденции дальнейшей дифференциации ее отраслей.
Контрольные вопросы 1. Что означает термин «психология»? 2. Дайте определение психологии как науки. 3. Что является предметом психологии? 4. Назовите этапы становления психологии как науки 5. Что такое психика? 6. Каковы основные функции проявления психики? 7. Назовите основные категории психологии. 8. Перечислите основные задачи психологии. 9. Назовите отрасли психологии. 10. Дайте характеристику различным отраслям психологии.
Темы для рефератов 1. Развитие психологии с древнейших времен и до середины XIX в. 2. Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до конца XX в. 3. Становление, развитие и современное состояние психологии. 4. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. 5. Психика и организм. 6. Мозг и психика. 7. Соотношение сознания и бессознательного.
Источник: Красноплахтова Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л. И. Красноплахтова. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 207 с. |