На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психологические особенности поведения человека в экстремальной ситуации
Психологические особенности поведения человека в экстремальной ситуации
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цель: рассмотреть индивидуально-психологические характеристики личности и психологические особенности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

1. Индивидуально-психологические характеристики личности безопасного типа


В литературных источниках отмечается, что на особенности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях в наибольшей степени влияют индивидуально-психологические свойства личности, которые представлены на рис. 15.

восприятие реальности

Рис. 15. Индивидуально-психологические характеристики личности

Отношение к самому себе, являясь индивидуально-психологической характеристикой, оказывает влияние на поведение человека в состоянии стресса. В своих научных работах В.И. Медведев отмечает, что в ситуации стресса проявляются три типа отношения человека к самому себе:
- примитивно - эгоистическое, при котором человек относится к себе, как к «жертве» экстремальной ситуации;
-объективно - индивидуалистическое, когда человек относится к себе как к «жертве», при этом осознавая себя как «ценность», что способствует самосохранению личности;
-адекватную деятельность при стрессе определяет отношение человека к самому себе как одному из многих. 
Отношение к опасной ситуации формируется из ее личностного смысла для человека и значения опасности для общества. Факторы формирования отношения к опасной ситуации отражены на рис. 16.

отношение к ситуации



Рис. 16. Факторы формирования отношения к опасной ситуации

Значимость-ценность - определяется переживаниями, вызванными успешной деятельностью.
Значимость-тревожность - определяется переживаниями, вызванными трудностями, негативными последствиями.
Значительное влияние на поведение человека в опасной ситуации оказывает имеющийся опыт действий. Установлено, что опыт действий повышает уверенность в своих силах и возможностях при решении проблемных вопросов, в то же время, чрезмерная самоуверенность может привести к неоправданному риску.
Ресурсы личности - индивидуально-психологическая характеристика личности, определяющая способности поддержания чувства стабильности и целостности в различных ситуациях.
Способности проявляются в таких направлениях как: -способность переносить и переживать сильные воздействия; -способность сохранять позитивный настрой и уверенность в своих силах;
-способность взаимодействовать с другими людьми и реализовывать свои потребности;
-обладать навыками рефлексии, силой воли и инициативностью, быть нацеленным на личностный рост;
-способность предвидеть последствия и обладание навыками самопомощи.


2. Изменения психической деятельности в чрезвычайных ситуациях


Чрезвычайные ситуации оказывают сильные воздействия на пострадавших, которые проявляются не только в виде физических травм, но и сильнейшими психотравмирующими действиями. Негативное влияние на психику человека оказывают вид разрушений, большое количество раненых и погибших, наличие физической травмы. Показано, что острая или хроническая психическая травма может приводить к изменениям психической деятельности человека. Такие изменения называются психогениями.
Психогении -состояния, при которых развиваются изменения психической деятельности человека в результате острой или хронической психической травмы.
Анализ литературных источников показал, что изменения психической деятельности человека развиваются постепенно, при этом одни их формы сменяются другими. Выделяют три фазы изменения психики.
1. Фаза психологического шока. В этой фазе выделяют два компонента. Первый компонент: снижение активности, у пострадавшего снижается способность к ориентации в окружающей среде, наблюдается дезорганизация деятельности. Второй компонент: пострадавший отрицает произошедшее. В норме эта фаза непродолжительна. В этой фазе выделяют две подстадии.
Первая подстадия - наблюдается прямое воздействие поражающих факторов:
-для психики характерны изменения: частичная потеря памяти, сужение поля сознания, изменение восприятия времени, сверхмобилизация психики;
-пострадавший не способен контактировать;
-действия осуществляет автоматически, для спасения себя и близких способен выполнить то, что не по силам в обычной жизни;
-отсутствие болевых ощущений до 15 минут;
-находясь в безопасности, активность сменяется оцепенением и заторможенностью;
-продолжительность этой подстадии до 15 минут.
Вторая подстадия - для этой подстадии также характерен сильный психоэмоциональный шок и сверхмобилизация психики:
- пострадавший способен воспринимать только значимые события;
-действия направлены на взаимопомощь и взаимоподдержку;
-сильная внушаемость может привести к осуществлению необдуманных поступков, например, велика вероятность возникновения паники.
2. Фаза воздействия. На этом этапе человек проявляет сильные эмоциональные реакции на травматическое событие и его последствия, характеризующиеся большой интенсивностью: страх, гнев, агрессия, истерика, плач.
3. Фаза критики. На этом этапе человек начинает критически относиться к себе и своим поступкам, болезненно осознавая неизбежность происшедшего. Анализируя событие по принципу «что бы было, если бы...», постепенно формируется чувство вины выжившего.
Все эти переживания могут сопровождаться глубокой депрессией. После этой фазы может начаться выздоровление, основными компонентами которого являются: отреагирование, принятие реальности, адаптация к новым обстоятельствам. В ситуациях неспособности преодоления чрезмерных стрессовых воздействий происходит фиксация на травме и развитие постстрессовых расстройств.
В литературных источниках приводятся данные, что люди, пережившие психологическую травму, чаще чем другие совершают самоубийства, страдают от алкоголизма и принимают наркотические вещества, при этом увеличивается вероятность возникновения несчастных случаев. Показано, что пережившие в детстве психологическую травму, связанную с насилием, в большинстве случаев становятся насильниками, таким образом выбирая жизненный путь, направленный на саморазрушение.
Анализ литературных источников показал, что большинство людей во время стихийных бедствий и техногенных катастроф (примерно 70-75%) в первые мгновения оказываются в состоянии шока и малоактивными, неспособными контролировать и отвечать за свои поступки. Показано, что у психически здоровых людей продолжительность этого состояния составляет несколько минут, после чего начинается деятельность, направленная на спасение и выживание. Наиболее распространенными психогенными реакциями являются:
1..Аффект - сильное и относительно кратковременное возбуждение, характеризующееся особым эмоциональным состоянием, связанным с изменением важных жизненных обстоятельств.
2. Десинхроноз- рассогласование ритма сна и бодрствования. приводящее в конечном итоге к астенизации нервной системы и развитию неврозов.
3. Изменение восприятия пространственной структуры - состояние, возникающее в ситуациях, если в поле зрения человека отсутствуют какие-либо объекты.
4. Монотонность- функциональное состояние, возникающее при длительной монотонной работе. Появляются ощущения скуки, сонливость. апатия. потеря интереса к окружающим.
5. Паника- характеризуется нарушениями мышления. потерей сознательного контроля и осмысления происходящих событий.
6. Психогенная анестезия - состояние отсутствия чувства боли первые 5-10 минут после получения травм, ожогов при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности, что позволяет некоторым из потерпевших спастись. Одновременно отмечается сверхмобилизация психофизиологических резервов и физических сил.
7. Ограничение информации, особенно личностно значимой — состояние, способствующее развитию эмоциональной неустойчивости.
8. Сенсорная гиперактивация - воздействие на человека зрительных, звуковых, тактильных, обонятельных, вкусовых и других сигналов, по своей силе или интенсивности значительно превышающих пороги чувствительности для данного человека.
9. Сенсорная и социальная изоляция - характеризуется отсутствием воздействия на человека зрительных, тактильных, вкусовых и иных сигналов, что способствует развитию сенсорной депривации. Показано, что особенно чувствительны к этому фактору женщины. Человек, длительное время находящийся в одиночестве, начинает общаться с неодушевленными предметами, «творить собеседника». Это защитная реакция организма в рамках психологической нормы.


3. Основные направления психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях


Люди, пережившие травмирующую ситуацию, в большинстве случаев нуждаются в психологической помощи. Существуют общие принципы по оказанию первой психологической помощи пострадавшим.
Принцип нормализации. В начале терапии обсуждается эмоциональное состояние, и задача психолога состоит в убеждении пострадавшего, что переживаемые им экстраординарные чувства являются нормальными. Осознание этого помогает пострадавшему понять причины своего состояния и активно участвовать в терапии.
Принцип партнерства и повышения достоинства личности. Пережив травмирующую ситуацию, пострадавшие становятся ранимыми, склонными к самообвинению, агрессивными, что неблагоприятно сказывается на взаимодействии с окружающими. Возникающие трудности в общении могут приводить к снижению самооценки. Поэтому принцип партнерства и повышения достоинства личности является необходимым.
Принцип индивидуальности. Каждый человек имеет свой уровень стрессоустойчивости, и это нужно учитывать при проведении терапии.
Насколько длительным будет процесс восстановления будет зависеть от выраженности психологической дезадаптации.
Терапевтический процесс разделяется на три стадии.
1. Получение необходимой информации от пострадавшего в процессе доверительных, безопасных взаимоотношений.
2. Терапия, сконцентрированная на травме, включающая в себя работу с травматическим материалом, с целью прекращения отрешенности, отчужденности.
3. Психологическая помощь пострадавшему, направленная на «удаление» от травмы и воссоединение с семьей, друзьями.
Основные направления психотерапевтической помощи:
- коррекция образа Я;
- повышение уровня самооценки;
-повышение уверенности в себе;
-коррекция системы ценностей;
-коррекция отношений к другим;
-приобретение навыков равноправного общения, умений предупреждать конфликты;
-выработка способностей к эмпатии;
-коррекция образа жизни и профилактика негативных эмоций.
Оказавшись на месте происшествия, психологи незамедлительно начинают психологическую работу с пострадавшими, которая носит название психологический дебрифинг.
Психологический дебрифинг - это особым образом организованное обсуждение травматических событий, с целью минимизировать вероятность тяжелых психологических последствий.
Целью группового обсуждения является уменьшение эмоциональных переживаний и снижение риска возникновения посттравматических стрессовых расстройств.
Показано, что психологический дебрифинг наиболее эффективно проводить через 48 часов после происшествия. Пострадавшие способны к рефлексии и самоанализу, пережив период острой реакции на событие.
В дебрифинге выделяют три части:
первая часть - на этом этапе важно определить эмоциональное состояние участников и силу стресса;
вторая часть - на этом этапе идет обсуждение произошедшего, важно, чтобы пострадавшие чувствовали себя защищенными, получая поддержку;
третья часть - на этом этапе пострадавшие получают полную информацию о чрезвычайной ситуации, формирование планов на будущее.
Воздействия психотравмирующих факторов могут способствовать изменению черт характера, проявление которых, не позволят человеку нормально функционировать в обществе. Эти изменения носят название акцентуации, которые могут перейти в психопатию.
Основные типы акцентуаций характера, которые необходимо принимать во внимание при разработке индивидуальных превентивных и коррекционных мер для пострадавших в ЧС.
Гипертимный тип. Для личностей этого типа характерно веселое, бодрое настроение. Они общительны, самостоятельны, быстро усваивают учебный материал.
Циклоидный тип. Характерны перепады настроения: периоды подъема настроения могут сменяться его ухудшением, до возникновения депрессивных состояний.
Лабильный. Для личностей этого типа характерна сильная ранимость, могут проявлять чрезмерные реакции по незначительному поводу.
Сензитивный (тревожный) тип. С самого раннего детства боязливы, пугливы. Испытывают трудности при общении с новыми людьми. Постоянно ощущают свою неполноценность, неуверенность.
Психастенический тип. Личности этого типа испытывают тревогу и опасение перед будущим, пессимисты, стараются тщательно обдумывать и планировать свои действия для обеспечения личной безопасности.
Шизоидный тип. Личности этого типа предпочитают одиночество, необщительны. Внутренний мир их остается непонятным и закрытым для окружающих.
Эпилептоидный тип. Строго оберегают свои интересы и пренебрегают интересами других. В конфликтных ситуациях проявляют несдержанность, агрессивность, могут вымещать свое зло на других.
Истероидный тип. Для личностей этого типа важно быть в центре внимания, когда ими восхищаются, признают их достижения. Предпочитают негативные высказывания в свой адрес, чем безразличие.
Неустойчивый тип. Личности этого типа любят развлечения, у них нет желания учиться и работать. Склонны к мелкому воровству, алкоголизму. Они не задумываются о будущем, не имеют настоящих друзей.


Практическая работа


Определение стрессоустойчивости личности


Цель работы: определение уровня стрессоустойчивости с помощью теста (Л.Д. Столяренко, 2002).
Предлагаемый тест позволяет оценить уровень стрессоустойчивости. С целью получения объективных результатов на вопросы необходимо отвечать правдиво, выбирая нужный вариант по каждому утверждению. После выполнения задания подсчитывается суммарное количество баллов, и определяется уровень стрессоустойчивости по таблице.
Тест

стрессоустойчивость тест

Интерпретация результатов

стрессоустойчивость

Меньшее количество баллов показывает высокий и очень высокий уровни стрессоустойчивости, что характеризует значительную толерантность к воздействию факторов среды, и способность к сохранению здоровья. Первый и второй уровни стрессоустойчивости свидетельствуют о повышенном уровне тревожности, при этом большое количество ситуаций воспринимаются как угрожающие, сопровождающиеся высоким уровнем психической напряженности, что негативно отражается на состоянии здоровья. Рекомендации могут быть направлены на снижение уровня личностной тревожности, изменению когнитивной оценки ситуаций, а, следовательно повышению стрессоустойчивости.


Контрольные вопросы и задания


1. Назовите индивидуально-психологические характеристики личности безопасного типа.
2. Дайте определение понятию «ресурсы личности».
3. В чем проявляется психотравмирующее воздействие чрезвычайных ситуаций?
4. Дайте определение понятию «психогении».
5. Какие изменения психической деятельности проявляются на первой фазе психологического шока?
6. Какие изменения психической деятельности проявляются на второй и третьей фазах травматического шока?
7. Назовите основные принципы по оказанию первой психологической помощи пострадавшим 
8. Терапевтический процесс разделяется на какие основные этапы?
9. Каковы основные особенности основных этапов терапевтического процесса?
10. Назовите основные направления психотерапевтической помощи.
11. Дайте определение понятию «акцентуации» характера.
12. Что включает в себя психологический дебрифинг?
13. Какие основные типы акцентуаций характера необходимо учитывать при разработке индивидуальных превентивных и коррекционных мер для пострадавших в ЧС?
14. Назовите распространенные психогенные реакции.
15. Дайте определение понятию «десинхроноз».
16. Дайте определение понятию «психогенная анестезия».


Контрольные тестовые задания

1. Укажите индивидуально- психологические характеристики личности, влияющие на восприятие реальности:
а) ответственное отношение к любой деятельности;
б) позитивное отношение к окружающим;
в) особенности нервной системы;
г) особенности характера;
д) отношение к самому себе;
е) высокий уровень функциональных возможностей организма;
ж) опыт действия в травмирующих ситуациях.

2. Установите соответствие между типами отношения человека к самому себе и характерными особенностями:

1. Примитивно-эгоистическое.
2.Объективно-индивидуалистическое. что усугубляет стресс.
3 .Объективно-реалистическое.

А. Человек относится к себе как к «жертве» экстремальной ситуации
Б. Человек относится к себе как одному из многих, что способствует поддержанию поддержанию эффективной деятельности при стрессе.
В. Человек относится к себе, как к «жертве», с пониманием себя как «ценности», что способствует самосохранению личности.

3. Ресурсы личности это:
а) индивидуально-психологическая характеристика, определяющая способности формирования адекватного отношения к опасности;
б) индивидуально-психологическая характеристика, определяющая способности оценки факторов риска в экстремальных ситуациях;
в) индивидуально-психологическая характеристика, определяющая способности поддержания чувства стабильности и целостности в различных ситуациях.

4. Укажите основные направления проявления способностей:
а) способность сохранять позитивный настрой;
б) обладать навыками рефлексии;
в) способность переживать и переносить сильные воздействия;
г) способность сохранять уверенность в своих силах.

5. Психогении это:
а) состояния, при которых проявляются отсроченные реакции на травматический стресс;
б) состояния, при которых развиваются клинические проявления стрессовой реакции;
в) состояния, при которых развиваются изменения психической деятельности человека
в результате острой или хронической психической травмы.

6. Установите соответствие между фазами психологического шока, и процессами, происходящими на каждой из них:
1 .Фаза психологического шока.
2. Фаза воздействия.
3. Фаза критики.

А. Человек проявляет сильные эмоциональные реакции на травматическое событие, характеризующееся большой интенсивностью.
Б. Человек начинает критически относиться к себе и своим поступкам.
В. У пострадавшего снижается способность к ориентации в окружающей среде, наблюдается дезорганизация деятельности.

7. Укажите основные компоненты процесса выздоровления.
а) фиксация на травме;
б) развитие посттравматических расстройств;
в) отреагирование;
г) принятие реальности;
д) адаптация к новым обстоятельствам.

8. Установите соответствие между принципами по оказанию первой психологической помощи пострадавшим и характерными особенностями:
1 .Принцип нормализации.
2. Принцип партнерства и повышения
3. Принцип индивидуальности.

А. Каждый человек имеет свой уровень стрессоустойчивости, достоинства личности.
Б. Возникающие трудности в общении могут приводить к снижению самооценки.
В. Человек осознает, что переживаемые им экстраординарные чувства являются нормальными.

9. Выбирете основные направления психотерапевтической помощи пострадавшим в ЧС:
а) коррекция образа «Я»;
б) повышение уровня самооценки;
в) повышение уровня успеваемости;
г) выработка способностей к эмпатии;
д) повышение адаптационных возможностей организма.

10. Психологический дебрифинг это:
а) психотерапевтическое воздействие, приводящее к психическим изменениям;
в) организованное обсуждение травматических событий с целью минимизировать
вероятность тяжелых психологических последствий.

11. Установите соответствие между частями дебрифинга и мероприятиями, проводимыми в каждой из них:
1 .Первая часть.
2. Вторая часть.
3. Третья часть.

А. Идет обсуждение произошедшего, с целью получения защиты и поддержки.
Б. Определение эмоционального состояния участников и силы стресса.
В. Пострадавшие получают полную информацию о ЧС, формируют планы на будущее.

12. Укажите черты, характерные для гипертимного типа акцентуации характера:
а) характерны веселое, бодрое настроение, общительность, самостоятельность;
б) характерны перепады настроения, с возникновением депрессивных состояний;
в) характерна неуверенность, ощущение собственной неполноценности.

13. Укажите черты, характерные для неустойчивого типа акцентуации характера:

а) характерны любовь к развлечениям, склонность к воровству и алкоголизму;
б) характерны желание быть в центре внимания, иметь восхищение окружающих,признание достижений;
в) характерны одиночество и необщительность.

14. Установите соответствие между психогенными реакциями и их определением:

1 Десинхроноз.
2. Аффект.
3. Паника.

А. Рассогласование ритма сна и бодрствования, приводящее в конечном итоге к астенизации нервной системы и развитию неврозов.
Б. Состояние, при котором нарушается мышление, с потерей сознательного контроля и осмысления происходящего.
В. Состояние, характеризующееся сильным кратковременным возбуждением, особым эмоциональным состоянием, связанным с изменением важных жизненных обстоятельств.


Темы рефератов


1. Индивидуально-психологические характеристики личности безопасного типа.
2. Психологические особенности поведения человека в ЧС.
3. Психотравмирующее воздействие экстремальных факторов.
4. Психологическая помощь пострадавшим в ЧС.
5. Основные типы акцентуаций характера.
6. Психогенные реакции и их характеристика.

Источник: Бурдакова, Н. Е. Психологические основы безопасности : учеб.-практ. пособие / Н. Е. Бурдакова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. - 152 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.