Цель занятия: 1. Обучающая: создать у обучаемых по названой теме занятия целостные представления о феноменах возрастной психологии и сформировать необходимые психолого-педагогические знания, являющиеся неотъемлемой частью профессиональной компетентности врача-педиатра. 2. Развивающая: содействовать развитию используемых компетенций на основе реализации общепедагогических действий с использованием педагогико-психологических приемов: сравнение, анализ, выделение главного, сопоставления и других. 3. Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу учения, а также формированию нравственных взглядов и убеждений на материалах дисциплины.
Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций: ОК-1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, ОК-5 - готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала; ОК-8 - готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны по данной теме знать: - содержание ее основных категорий; - обрести знания об особенностях и сущностных характеристиках основных возрастных этапов развития человека; - посредством этих знаний создать практические основы для реализации психолого-педагогической деятельности врача. Обучающиеся должны уметь: - давать точное соответствие содержания и уровня психического развития и возраста человека; - осуществлять выбор эффективных психолого-физиологических подходов при решении профессиональных проблем. Обучающиеся должны владеть: - навыками сравнения и выделения главного в анализируемых психических явлениях; - навыками логического и аргументированного анализа психолого-педагогических проблем и явлений. Контроль исходного уровня знаний. Выполните тестовые задания № 129-139 (приложение 1). Глоссарий темы: психология возрастная, онтогенез, объект возрастной психологии, предмет возрастной психологии, детская психология, возраст, возрастная периодизация, возраст психологический, рост, развитие индивидуальное, развитие психики, психология развития. Содержание основных понятий Психология возрастная - раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности и возникновения психических новообразований. Онтогенез - развитие психики от рождения до конца жизни человека или животного. Объект возрастной психологии - развитие или возрастная изменчивость психических явлений. Предмет возрастной психологии - человек, в процессе его перехода из одного возраста в другой. Детская психология - отрасль психологии, изучающая факторы и закономерности психического развития ребенка в начальные периоды онтогенеза от рождения до подросткового возраста. Предметом детской психологии являются изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, их социального развития. Возраст - конкретная ступень в развитии и жизни человека, имеющая свои хронологические рамки. Каждый возраст характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений (не связанных с индивидуальным различием), являющихся общими для всех нормально развивающихся людей. Возраст психологический - это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику, указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям среды. Психологический возраст включает в себя уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки и мотивы. Развитие индивидуальное (онтогенез) - совокупность последовательных морфологических, физиологических и психологических изменений, претерпеваемых индивидом от момента его зарождения и до конца жизни. Развитие психики - закономерное изменение психических процессов и свойств человека во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыдущего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны - они определяются действием общественно-исторических факторов. Ребенок в любом возрасте имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной деятельности. Основными параметрами каждого возраста являются: 1) социальная ситуация развития - та ситуация отношений, в которую ребенок вступает в обществе; 2) ведущий тип деятельности; 3) основные психологические новообразования; 4) возрастные психологические кризисы. Ведущий тип деятельности и та социальная среда, в которой растет и развивается человек, очень быстро начинают вступать в противоречия с новыми потребностями и старыми условиями их удовлетворения. Именно эти противоречия являются движущими силами развития психики. Традиционно принято разделять жизненный цикл на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация (по Д.Б. Эльконину; критерий - ведущий тип деятельности): - период новорожденности (до 1 месяца); - период младенчества (1-12 месяцев) - непосредственно-эмоциональное общение; - период раннего детства (1-3 года) - предметно-манипулятивная деятельность; - дошкольный период (3-7 лет) - сюжетно-ролевая игра; - младший школьный период (7-11 лет) - учебная деятельность; - подростковый период (11-15 лет) - интимно-личностное общение; - ранняя юность (16-19 лет) - учебно-профессиональная деятельность; - поздняя юность (19-21) - приобретение конкретной профессиональной идентичности; - молодость (ранняя зрелость) (21-35 лет) - становление профессионала; - зрелость (35- 55 (60) лет) - работа на благо общества; - пожилой возраст (55(60)-75 лет) - «поиск себя» в новом качестве; - старость (75-90 лет) - досуговое увлечение; - долгожительство - (старше 90 лет) - лечение. Психология развития - область психологии, изучающая закономерности возникновения и развития психических процессов. Предметом психологии развития является собственно генез, процесс развития с его феноменологией. Психическое развитие человека в онтогенезе имеет свою специфику. Чем оно характеризуется? Рост - это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и изменяется в координатах времени. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов и структур. Различают два типа развития (по Л.С.Выготскому): - преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены стадии, которые явление (организм) пройдет, а также результат, который явление достигнет. Например, пренатальное развитие; - непреформированный тип - это тип процесса, который не предопределен заранее. Развитие психики в онтогенезе - это непреформированный тип развития, который детерминирован не снизу, а сверху той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Психическое развитие человека идет в двух направлениях: 1) развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и других процессов); 2) развитие личности (интересы, суждения, взгляды, мотивы, поведение). Рассматривая процесс психического развития, следует рассматривать следующие факторы: - биологический фактор - генетическое наследство; - социальный фактор - культурная среда; - активность самого субъекта. Факторы непрерывно взаимодействуют и результатом является неповторимость и уникальность каждого из нас. Основные законы психического развития: 1. Возрастное психическое развитие человека имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. 2. Закон метаморфозы в развитии: развитие есть цепь качественных изменений. 3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике человека имеет свой оптимальный период развития (сензитивный период). С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания: - в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие; - в дошкольном возрасте - память; - в младшем школьном возрасте - мышление; - в подростковом возрасте - общие и специальные способности. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. 4. Закон развития высших психических функций: они возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными формами (функциями) самого ребенка. 5. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе человеческих отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов (см. схему 1). Детская психология - раздел возрастной психологии, изучающий закономерности психического развития детей, детские возраста, с их целостной характеристикой, а также причины и условия перехода от одного возраста к другому. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причинами развития. Периодизация детского развития Овладение Кризис социальной Овладение Кризис отношений отношениями ситуации развития предметами «ребенок-взрослый»
 |
Схема 1.
Стратегии изучения психического развития - общий принципиальный путь организации исследования: - стратегия наблюдения - для накопления фактов и расположения их во временной последовательности; - стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента для установления изучаемого явления при определенных контролируемых условиях; - стратегия формирования психических процессов; - стратегия поперечных срезов; - лонгитюдинальная стратегия (стратегия продольного изучения) - это изучение одних и тех же людей на протяжении длительного времени; - экспериментально-генетический метод для выявления качественных особенностей развития высших психических процессов. Сегодня существуют несколько идей осуществления последней стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом: 1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: превращение межличностной во внутриличностную функцию управления. 2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. 3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психической функции происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. 4. Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, учитывающая особенности психического развития ребенка в образовательном процессе.
Контрольные вопросы: 1. Что такое жизненный цикл человека? 2. Что такое возрастные кризисы? Охарактеризуйте наиболее важные критические периоды. 3. Проведите сравнительный анализ психологических концепций развития личности. 4. Сопоставьте теории Пиаже и Валлона о когнитивном развитии ребенка. 5. Охарактеризуйте этапы нравственного развития.
Работа на занятии Задание 1. а) работая в паре, дайте развернутое определение понятиям «психология развития» и «возрастная психология». Обозначьте главные элементы сходства и различия этих понятий; б) считается, что возрастная психология акцентирует внимание на психических особенностях людей разного возраста, а психология развития содержит информацию о законах и механизмах возрастного преобразования психики при переходе с одной ступени развития на другую. Согласны ли вы с данным утверждением или эти понятия можно считать синонимичными? Обоснуйте свою точку зрения. Задание 2. Решите ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5, ОК-8). Работая в группе, определите, доказательством каких факторов являются следующие примеры? а) в Индии доктор Сингкх нашел в волчьей стае двух девочек. Их назвали Амала (3,5 года) и Камала (5,5 года). Они не умели говорить, ходить на двух ногах, передвигались на четвереньках и т.д.; б) в роду Бахов было 17 музыкантов в течение 4 поколений. Из них один гений И.С. Бах, четверо - выдающиеся музыканты, остальные - профессиональные. в) вы можете ответить себе, почему боитесь темноты, змей, пауков, крыс? Почему Вам нравится, что в фильме про Годзиллу побеждает человек? г) можно ли сказать, что многие современные фильмы формируют у детей агрессию и насилие? Задание 3. Дискуссия «Факторы развития». Цели: актуализация знаний по теме; развитие умений: умения излагать свое мнение и аргументировать его, развитие умения слушать и воспринимать чужую позицию, взаимодействовать с другими; развитие навыков саморегуляции и формирование адекватной самооценки; развитие критичности мышления. Процедура проведения: 1. Участники делятся на подгруппы по числу факторов психического развития. Используя материалы занятия, конспекты лекций, учебники и другое, каждая группа составляет выступление, доказывающее, что выбранный группой фактор является основным, а другие являются лишь условием его действия. Кроме того, группы готовят деструктивные вопросы другим командам. 2. Поочередное выступление групп и ответы на вопросы. 3. Жюри из двух человек оценивает в баллах каждое выступление, каждый вопрос и каждый ответ. За нетактичное ведение дискуссии (крики, перебивание) могут быть поставлены штрафные баллы. Задание 4. Приведите примеры различных критериев периодизации психического развития. Все ли они являются обоснованными с точки зрения современной возрастной психологии? Аргументируйте свое мнение. Задание 5. Изучите содержание раздела 16.2 «Развитие» (Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология) и составьте таблицу по предложенной схеме. В таблице укажите название периода и кратко опишите его характерные особенности.
Итоговый контроль Выполните тестовые задания № 152 - 160 (Приложение 1).
Литература Основная: 1. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 664с. Дополнительная: 1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. Ч. 1.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 119 с. 3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с. 4. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 5. Коньшина Ю.Е. Возрастная и педагогическая психология (практикум по дисциплине): учеб.-метод. пособие / Ю.Е. Коньшина — Уфа: ГОУ ВПО БГМУ Росздрава, 2006. — 77 с. 6. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сороко- умова. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 208с. 7. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону: «Феникс», 1999. — 672с. 8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - Москва: Тривола, 1995. — 360с.
Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. Ч.1. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коньшина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 149 с. |