На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Практическое занятие. Возрастная психология, предмет и методы. Психология развития, факторы и законы
Практическое занятие. Возрастная психология, предмет и методы. Психология развития, факторы и законы
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цель занятия:
1. Обучающая: создать у обучаемых по названой теме занятия целостные представления о феноменах возрастной психологии и сформировать необходимые психолого-педагогические знания, являющиеся неотъемлемой частью профессиональной компетентности врача-педиатра.
2. Развивающая: содействовать развитию используемых компетенций на основе реализации общепедагогических действий с использованием педагогико-психологических приемов: сравнение, анализ, выделение главного, сопоставления и других.
3. Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу учения, а также формированию нравственных взглядов и убеждений на материалах дисциплины.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих
компетенций:
ОК-1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу,
ОК-5 - готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию,
использованию творческого потенциала;
ОК-8 - готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны по данной теме знать:
- содержание ее основных категорий;
- обрести знания об особенностях и сущностных характеристиках основных возрастных этапов развития человека;
- посредством этих знаний создать практические основы для реализации психолого-педагогической деятельности врача.
Обучающиеся должны уметь:
- давать точное соответствие содержания и уровня психического развития и возраста человека;
- осуществлять выбор эффективных психолого-физиологических подходов при решении профессиональных проблем.
Обучающиеся должны владеть:
- навыками сравнения и выделения главного в анализируемых психических явлениях;
- навыками логического и аргументированного анализа психолого-педагогических проблем и явлений.
Контроль исходного уровня знаний.
Выполните тестовые задания № 129-139 (приложение 1).
Глоссарий темы: психология возрастная, онтогенез, объект возрастной психологии, предмет возрастной психологии, детская психология, возраст, возрастная периодизация, возраст психологический, рост, развитие индивидуальное, развитие психики, психология развития.
Содержание основных понятий
Психология возрастная - раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности и возникновения психических новообразований.
Онтогенез - развитие психики от рождения до конца жизни человека или животного.
Объект возрастной психологии - развитие или возрастная изменчивость психических явлений.
Предмет возрастной психологии - человек, в процессе его перехода из одного возраста в другой.
Детская психология - отрасль психологии, изучающая факторы и закономерности психического развития ребенка в начальные периоды онтогенеза от рождения до подросткового возраста. Предметом детской психологии являются изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, их социального развития.
Возраст - конкретная ступень в развитии и жизни человека, имеющая свои хронологические рамки. Каждый возраст характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений (не связанных с индивидуальным различием), являющихся общими для всех нормально развивающихся людей.
Возраст психологический - это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику, указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям среды. Психологический возраст включает в себя уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки и мотивы.
Развитие индивидуальное (онтогенез) - совокупность последовательных морфологических, физиологических и психологических изменений, претерпеваемых индивидом от момента его зарождения и до конца жизни.
Развитие психики - закономерное изменение психических процессов и свойств человека во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру в целом.
Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыдущего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны - они определяются действием общественно-исторических факторов. Ребенок в любом возрасте имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы
в процессе специально организованной деятельности.
Основными параметрами каждого возраста являются:
1) социальная ситуация развития - та ситуация отношений, в которую ребенок вступает в обществе;
2) ведущий тип деятельности;
3) основные психологические новообразования;
4) возрастные психологические кризисы.
Ведущий тип деятельности и та социальная среда, в которой растет и развивается человек, очень быстро начинают вступать в противоречия с новыми потребностями и старыми условиями их удовлетворения. Именно эти противоречия являются движущими силами развития психики.
Традиционно принято разделять жизненный цикл на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.
В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация (по Д.Б. Эльконину; критерий - ведущий тип деятельности):
- период новорожденности (до 1 месяца);
- период младенчества (1-12 месяцев) - непосредственно-эмоциональное общение;
- период раннего детства (1-3 года) - предметно-манипулятивная деятельность;
- дошкольный период (3-7 лет) - сюжетно-ролевая игра;
- младший школьный период (7-11 лет) - учебная деятельность;
- подростковый период (11-15 лет) - интимно-личностное общение;
- ранняя юность (16-19 лет) - учебно-профессиональная деятельность;
- поздняя юность (19-21) - приобретение конкретной профессиональной идентичности;
- молодость (ранняя зрелость) (21-35 лет) - становление профессионала;
- зрелость (35- 55 (60) лет) - работа на благо общества;
- пожилой возраст (55(60)-75 лет) - «поиск себя» в новом качестве;
- старость (75-90 лет) - досуговое увлечение;
- долгожительство - (старше 90 лет) - лечение.
Психология развития - область психологии, изучающая закономерности возникновения и развития психических процессов. Предметом психологии развития является собственно генез, процесс развития с его феноменологией.
Психическое развитие человека в онтогенезе имеет свою специфику.
Чем оно характеризуется?
Рост - это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и изменяется в координатах времени.
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов и структур.
Различают два типа развития (по Л.С.Выготскому):
- преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены стадии, которые явление (организм) пройдет, а также результат, который явление достигнет. Например, пренатальное развитие;
- непреформированный тип - это тип процесса, который не предопределен заранее. Развитие психики в онтогенезе - это непреформированный тип развития, который детерминирован не снизу, а сверху той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества.
Психическое развитие человека идет в двух направлениях:
1) развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и других процессов);
2) развитие личности (интересы, суждения, взгляды, мотивы, поведение).
Рассматривая процесс психического развития, следует рассматривать следующие факторы:
- биологический фактор - генетическое наследство;
- социальный фактор - культурная среда;
- активность самого субъекта.
Факторы непрерывно взаимодействуют и результатом является неповторимость и уникальность каждого из нас.
Основные законы психического развития:
1. Возрастное психическое развитие человека имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни.
2. Закон метаморфозы в развитии: развитие есть цепь качественных изменений.
3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике человека имеет свой оптимальный период развития (сензитивный период). С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания:
- в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие;
- в дошкольном возрасте - память;
- в младшем школьном возрасте - мышление;
- в подростковом возрасте - общие и специальные способности.
Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.
4. Закон развития высших психических функций: они возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными формами (функциями) самого ребенка.
5. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе человеческих отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов (см. схему 1).
Детская психология - раздел возрастной психологии, изучающий закономерности психического развития детей, детские возраста, с их целостной характеристикой, а также причины и условия перехода от одного возраста к другому.
Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причинами развития.
Периодизация детского развития
Овладение Кризис социальной Овладение Кризис отношений отношениями ситуации развития предметами «ребенок-взрослый»

 

схема

Схема 1.

Стратегии изучения психического развития - общий принципиальный путь организации исследования:
- стратегия наблюдения - для накопления фактов и расположения их во временной последовательности;
- стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента для установления изучаемого явления при определенных контролируемых условиях;
- стратегия формирования психических процессов;
- стратегия поперечных срезов;
- лонгитюдинальная стратегия (стратегия продольного изучения) - это изучение одних и тех же людей на протяжении длительного времени;
- экспериментально-генетический метод для выявления качественных особенностей развития высших психических процессов.
Сегодня существуют несколько идей осуществления последней стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:
1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: превращение межличностной во внутриличностную функцию управления.
2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией.
3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психической функции происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план.
4. Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, учитывающая особенности психического развития ребенка в образовательном процессе.

Контрольные вопросы:
1. Что такое жизненный цикл человека?
2. Что такое возрастные кризисы? Охарактеризуйте наиболее важные критические периоды.
3. Проведите сравнительный анализ психологических концепций развития личности.
4. Сопоставьте теории Пиаже и Валлона о когнитивном развитии ребенка.
5. Охарактеризуйте этапы нравственного развития.


Работа на занятии
Задание 1.
а) работая в паре, дайте развернутое определение понятиям «психология развития» и «возрастная психология». Обозначьте главные элементы сходства и различия этих понятий;
б) считается, что возрастная психология акцентирует внимание на психических особенностях людей разного возраста, а психология развития содержит информацию о законах и механизмах возрастного преобразования психики при переходе с одной ступени развития на другую. Согласны ли вы с данным утверждением или эти понятия можно считать синонимичными? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 2. Решите ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5, ОК-8). Работая в группе, определите, доказательством каких факторов являются следующие примеры?
а) в Индии доктор Сингкх нашел в волчьей стае двух девочек. Их назвали Амала (3,5 года) и Камала (5,5 года). Они не умели говорить, ходить на двух ногах, передвигались на четвереньках и т.д.;
б) в роду Бахов было 17 музыкантов в течение 4 поколений. Из них один гений И.С. Бах, четверо - выдающиеся музыканты, остальные - профессиональные.
в) вы можете ответить себе, почему боитесь темноты, змей, пауков, крыс? Почему Вам нравится, что в фильме про Годзиллу побеждает человек?
г) можно ли сказать, что многие современные фильмы формируют у детей агрессию и насилие?
Задание 3. Дискуссия «Факторы развития».
Цели: актуализация знаний по теме; развитие умений: умения излагать свое мнение и аргументировать его, развитие умения слушать и воспринимать чужую позицию, взаимодействовать с другими; развитие навыков саморегуляции и формирование адекватной самооценки; развитие критичности мышления.
Процедура проведения:
1. Участники делятся на подгруппы по числу факторов психического развития. Используя материалы занятия, конспекты лекций, учебники и другое, каждая группа составляет выступление, доказывающее, что выбранный группой фактор является основным, а другие являются лишь условием его действия. Кроме того, группы готовят деструктивные вопросы другим командам.
2. Поочередное выступление групп и ответы на вопросы.
3. Жюри из двух человек оценивает в баллах каждое выступление, каждый вопрос и каждый ответ. За нетактичное ведение дискуссии (крики, перебивание) могут быть поставлены штрафные баллы.
Задание 4. Приведите примеры различных критериев периодизации психического развития. Все ли они являются обоснованными с точки зрения современной возрастной психологии? Аргументируйте свое мнение.
Задание 5. Изучите содержание раздела 16.2 «Развитие» (Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология) и составьте таблицу по предложенной схеме. В таблице укажите название периода и кратко опишите его характерные особенности.

Итоговый контроль
Выполните тестовые задания № 152 - 160 (Приложение 1).

Литература
Основная:
1. Лукацкий М.А. Психология: учебник. — 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. — Москва ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 664с.
Дополнительная:
1. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. Ч. 1.: курс лекций для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 119 с.
3. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Текст]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед.вузов / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. — 106 с.
4. Амиров А.Ф. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. В 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан) / А.Ф. Амиров, З.А Бакирова, Е.Е. Липатова [и др.]. — Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.
5. Коньшина Ю.Е. Возрастная и педагогическая психология (практикум по дисциплине): учеб.-метод. пособие / Ю.Е. Коньшина — Уфа: ГОУ ВПО БГМУ Росздрава, 2006. — 77 с.
6. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сороко- умова. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 208с.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону: «Феникс», 1999. — 672с.
8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - Москва: Тривола, 1995. — 360с.

Источник: Психология и педагогика: практикум для студ. мед. вузов. В 2-х ч. Ч.1. / Сост.: А.Ф. Амиров, А.В. Бехтерева, Ю.В. Ивановский, Ю.Е. Коньшина, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова, С.М. Мочалов, Л.В. Мурзагалина, А.А. Хусаенова. — Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019. — 149 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.