Речь (семинар)
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Цели занятия:
1. Раскрыть сущность речи как познавательного психического процесса и ее физиологическую основу.
2. Рассмотреть виды, функции и свойства речи.
3. Рассмотреть особенности развития речи в филогенезе.
4. Проанализировать положения теорий развития речи.


Учебные вопросы:
1. Понятие речи и ее физиологическая основа.
2. Отличия языка от речи.
3. Виды речи.
4. Функции речи.
5. Свойства речи.
6. Развитие речи в филогенезе.
7. Теории развития речи в онтогенезе.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.
Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:


При подготовке к первому учебному вопросу следует усвоить, что речь и мышление у человека развиваются и проявляются в единстве. Слова являются инструментом словестно-логического мышления, с их помощью формулируются понятия, высказываются суждения, делаются умозаключения. Несмотря на то, что это процессы взаимосвязанные, они значительно отличаются друг от друга. Речь является и средством мышления, и средством памяти, и средством общения между людьми, и средством регуляции поведения. Речь — это познавательный психический процесс, который заключается в отражении действительности с помощью слов (понятий), наделенных определенным смыслом, а также в передаче информации другим людям в процессе общения. Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система.
При подготовке второго учебного вопроса следует обратить внимание на отличия языка от речи. Язык — это система знаков, необходимых человеку для общения и мышления, которые имеют определенное значение и смысл. Речь — это процесс использования языка для общения, при мышлении и для регуляции поведения.
При изучении третьего учебного вопроса важно рассмотреть существующие классификации речи. По форме существования выделяют: внешнюю речь и внутреннюю речь. По форме выражения выделяют: устную речь (монологическую, диалогическую), письменную речь и кинетическую речь. Данные классификации видов речи направлены на описание их отличительных особенностей в целях раскрытия сущности познавательного психического процесса.
Изучая четвертый учебный вопрос, следует принять во внимание, что функции познавательных процессов — эта та роль, которую они играют при взаимодействии человека с окружающим миром. Речь в жизни человека играет две важные роли — позволяет ему общаться с другими людьми и является инструментом мышления и регуляции поведения. В процессе общения речь выполняет следующие функции: выражения, воздействия, обозначения, сообщения.
При изучении пятого учебного вопроса важно рассмотреть такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность. Необходимо подобрать примеры проявления данных свойств речи в практической деятельности человека, проанализировать условия проявления данных свойств и влияющие факторы.
Изучая шестой учебный вопрос, следует учесть, что современный уровень развития речи стал возможным в результате длительного исторического процесса ее формирования. Впервые речь и язык возникли в обществе людей. Ее возникновение связывают с осуществлением коллективной трудовой деятельности, при выполнении которой возникла необходимость согласовывать совместные усилия людей. Первым инструментом общения была простейшая система передачи информации с использованием движений тела, получившая название комплексная кинетическая речь. Дальнейший этап в развитии речи характеризуется постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения. Так появились жесты. Появление собственно речи связано с первичным разделением труда как следствием развития производства, что способствовало возникновению необходимости в речи как инструменте, с помощью которого предметы и явления обозначались бы более точно. В результате дальнейшего исторического развития звуковая речь отделилась от непосредственного действия и стала самостоятельной. Следующий этап развития речи - это появление письменности.
При изучении седьмого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что в настоящее время существуют разнообразные теории, направленные на объяснение возникновения и развития речи. Среди них можно выделить теорию научения, теорию специфических задатков и когнитивные теории. При рассмотрении данных теорий необходимо провести их сравнительный анализ, выделить общие положения и отличительные особенности. Важно ответить на вопрос о причинах разнообразия данных теорий.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:
1. Выготский Л. С. О природе эгоцентрической речи.
2. Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Развитие понятий в онтогенезе.
3. Выготский Л. С. Развитие научных и житейских понятий в детском возрасте.
4. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Язык.
5. Соссюр Ф. Объект лингвистики.
6. Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь.
7. Рубинштейн С.Л. Речь.


Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте толкование понятию «речь».
2. Раскройте физиологическую основу речи.
3. Перечислите основные отличия речи от языка.
4. Приведите примеры классификаций видов речи по различным основаниям.
5. Назовите функции речи.
6. Охарактеризуйте свойства речи.
7. Опишите процесс развития речи в филогенезе.
8. Перечислите основные положения теории научения речи.
9. Перечислите основные положения теории специфических задатков к усвоению речи, предложенной Н. Хомским.
10. Перечислите основные положения когнитивной теории речи, предложенной Ж. Пиаже.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Цели занятия:
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования речи.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением особенностей речи.
3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:
1. Понятие речи и ее физиологическая основа.
2. Отличия языка от речи.
3. Виды речи.
4. Функции речи.
5. Свойства речи.
6. Развитие речи в филогенезе.
7. Теории развития речи в онтогенезе.
Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.
Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.
Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.

Практический материал для занятия:
Задание 9.1. Приведите по два примера проявления каждого свойств речи.
Задание 9.2. Опишите требования, предъявляемые к особенностям проявления речи у сотрудников органов внутренних дел. При описании необходимо указать ситуации из практической деятельности.
Задание 9.3. Опишите индивидуальные особенности речи конкретного человека. В качестве примера можно взять обучающегося вашего учебного взвода.
Задание 9.4. Опишите способы развития речи у сотрудников органов внутренних дел. При описании способов следует учесть задачи, решаемые сотрудниками органов внутренних дел и условия службы.
Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.