На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Просоциальное поведение в структуре профессиональной деятельности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Просоциальное поведение в структуре профессиональной деятельности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Просоциальное поведение в структуре профессиональной деятельности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Профессионально важные качества специалистов, ориентированных на оказание помощи
Структура просоциального поведения личности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Все страницы

1. Психологическая характеристика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий

Помощь другим людям по праву считается одной из важнейших человеческих ценностей, а для специалистов помогающих профессий становится профессиональной деятельностью. К помогающим профессиям, в широком смысле, относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра), с обучением и воспитанием (воспитатель, учитель, преподаватель, тренер, психолог), с бытовым обслуживанием (продавец, проводник), с правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор), с экстренным оказанием помощи (сотрудники МЧС, охраны и т.д.) [87].

Сам термин «помогающая деятельность» появился в конце XX столетия в гуманистическом подходе, носит непосредственный характер взаимодействия и включает в себя педагогическую, медицинскую, социальную, психологическую и юридическую области (C.R. Rogers) [3; 5; 360]. Интересен и тот факт, что в любой помогающей деятельности просматривается психологический аспект, заключающийся, прежде всего, в возникновении помогающих отношений [142; 239].
По мнению М.Н. Наконечной, «помощь другому - это особая деятельность сопереживания, рефлексивного выслушивания, эмпатической кооперации между двумя индивидами, один из которых находится в трудном положении и нуждается в помощи» [204].
Несомненно, что профессиональная деятельность выступает как одна из важнейших составляющих активности человека (О.А. Абдуллина, Н.А. Аминов, Б.Г. Ананьев, З.П. Беспалько, О.И. Галкина, В.И. Генецинский, Э.Ф. Зеер, Е.М. Иванова, А.К. Маркова, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, А.И. Щербаков и др.), определяется разнообразием сочетания детерминант профессии типа «человек-человек» и личности сотрудника (В.Б. Базилевская, Н.А. Ипполитова, А.А. Леонтьев, А.К. Михальская, А.А. Мурашов, М.Р. Сав- вова, З.С. Смелкова, О.Г. Усанова и др.) [1; 2; 73; 264]. С одной стороны, помогающая деятельность рассматривается как «проявление активности человека в конкретных поступках по оказанию помощи в той или иной сфере жизнедеятельности» [цит. по: 7]; или как поддержка людей в чрезвычайных ситуациях, повышая его потенциал, передавая информационные, материальные и другие ресурсы, необходимые в кризисных и проблемных жизненных случаях [6]. Однако Е.П. Кораблина сопоставляет помогающую деятельность только трех видов: медицинскую, педагогическую, психологическую, указывая на то, что существуют противоречия, присущие всем видам такой деятельности. При этом не выделяет юридическую и экстренную помощь [7]. Следует отметить, что данные помогающие профессии похожи в своих целях, содержании, в некоторых случаях - методах; имея психологическую своеобразность, выражение которой позволяет развиваться и повышать помогающую функцию [8].
Необходимо отметить, что достичь профессиональной самореализации, проявить свою компетентность, добиться максимальных результатов в выполняемой деятельности позволяет сформированное просоциальное поведение (Т.М. Буякас, В.М. Вартанян, Г.Ю. Любимова, Е.В. Мельник, Н.Л. Оганесова, Г.Е. Шибаева и др.), что необходимо как для системы подготовки квалифицированных кадров, так и непосредственно для осуществления помогающей деятельности [307].
Также вызывают интерес исследования М.В. Шакуровой, которая выделяет несколько видов педагогической помощи, непосредственно связана с просоциальной направленностью педагога [11]:
- замещающая помощь, которая предполагает выполнение за обучающегося вместо него той или иной работы без объяснения причин каких - либо событий или проблем, формулировки вариантов выхода из проблемной ситуации;
- помощь по принципу «делай как я» или воспроизведение образца, когда педагог, демонстрируя ребенку образцы поведения, мышления, действия, предлагает обучающемуся использовать их как пример, инструкцию;
- помощь в виде сотрудничества, предполагающую совместное обсуждение возникшей ситуации, актуальной для обучающегося;
- инициирование - отражает оказание помощи на основе совета, умение направлять на правильное выполнение задания (S. Kramer, 1983);
- упреждение, то есть прогнозирование негативных линий развития обучающегося и сотрудников, предотвращение неверных шагов.
В связи с вышеизложенным можно утверждать, что профессиональное поведение специалиста становится помогающим, если:
а) сформированы установки на позитивное принятие себя и окружающих людей, на независимость в поступках и суждениях, на открытость опыту;
б) овладел приемами помогающего поведения, выражающими интеграцию его индивидуально-личностного и ролевого потенциалов [205].
При этом профессиональному развитию должно предшествовать личностное, которое включает в себя проявление просоциальности, что не только определяет призвание работать в социально ориентированных областях, но создает условия для трансляции ориентиров просоциального поведения. В том числе просоциальная направленность, включенная в становление профессионально важных психологических качеств, как многоуровневый и поэтапно организованный процесс интеграции и взаимодействия профессионального развития, психолого-педагогического и профессионального совершенствования руководителя, обуславливается воздействием внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов [170; 179].
Следует указать, что при изучении эмпатии в помогающих профессиях рассматривают два фактора: 1) формирование мотивации, обусловившей выбор профессии; 2) эффективность профессиональной деятельности, обеспечивающей адекватность социальной перцепции и успешность совладания в ситуациях, провоцирующих эмоциональное выгорание (Н.В. Козина, М.В. Панкова) [157; 158].
В свою очередь L.M. Brammer и G. MacDonald выделяют структурированную (как профессия и волонтерская работа) и неструктурированную помогающую деятельность (дружба, семья, общество, группы самопомощи) [9]. Оба вида помощи базируются на помогающих отношениях и становятся профессией путем постепенной трансформации неструктурированной помощи в структурированную, то есть когда субъект помогающей профессии целенаправленно и осознанно начинает использовать специальные компетенции. Однако существуют и другие формы проявления просоциального поведения, лежащие в основе помогающей деятельности. Профессиональная направленность оказания помощи может приниматься во внимание исходя из следующих аспектов: не профессиональном и профессиональном, на различных уровнях (духовном, душевном, эмоциональном, интеллектуальном, социальном, юридическом, физическом и материальном) [202].
В связи с этим можно говорить о прямой корреляции просоциальной и помогающей деятельности. Только остается дискуссионным вопрос о том, что определяет просоциальное поведение специалистов, ориентированных на оказание помощи.
Основной базовой характеристикой, «фундаментом» помогающих профессий является просоциальное поведение (G. Carlo & B.A. Randall, 20о2; N. Eisenberg, 1992; N. Eisenberg & R.A. Fabes, 1998; N. Eisenberg & P.A. Miller, 1987; N. Eisenberg & P.H. Mussen, 1989), выступающее в качестве добровольного, преднамеренного поведения [9] и связанное с социальной компетентностью, академическим и профессиональным успехом, берущее начало в обыденной, повседневной жизни и успешно преобразовавшееся через комплекс мотивов в профессиональную деятельность. Зарубежными авторами отмечается, что при высоком уровне просоциального поведения, как правило, имеются хорошие навыки преодоления и самоконтроль (N. Eisenberg, P.H. Mussen, 1989), что необходимо для реализации профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий. В свою очередь побудительными силами просоциального поведения выступают альтруизм, эмпатия, высокий уровень нравственного мышления, стремление соблюдать общепринятые моральные и этические нормы.
При этом оказание помощи является основой помогающих профессий и подразумевает под собой аффективное, познавательное и волевое измерение, имеющее синергетический эффект, составляющими которого служат забота, сострадание, эмпатия и альтруизм.
Так, M. Jackson & M.S. Tisak выделяют четыре варианта просоциального поведения, которые могут быть связаны с профессиональной деятельностью [22]:
- помогающее (отвечать другим, которые имеют дело с негативными последствиями, но не по своей вине) [224];
- обменное (отказываться от своих собственных потребностей или желаний или ресурсов, чтобы приносить пользу другому);
- сотрудничество (координация поведения, чтобы получить конкретную цель);
- утешительное (действия, направленные на улучшение настроения другого человека), взаимодействие с другими людьми.
Учитывая вышеизложенное, основываясь на концепции педагогической поддержки, просоциальная направленность специалистов помогающих профессий может реализовываться через: помогающую деятельность и поддержку (гуманизм, поддержка обучающихся, поддержка сотрудников).
Отражение концепции педагогической поддержки разрабатывается в настоящее время в трех основных направлениях [10]:
- оказание помощи ребенку в решении его проблем (Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.В. Анохина, Т.В. Фролова и др.);
- принцип гуманистической системы образования (Н.Н. Михайлова, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова и др.);
- учения и различные способности школьников (Е.А. Александрова, М.В. Алешина, И.Ю. Шустова и др.).
В своей совокупности от специалистов помогающих профессий ждут вежливости, доброты, честности, порядочности, эмпатичности, отзывчивости, бескорыстности, ответственности и готовности помочь независимо от своего самочувствия и настроения, индивидуального подхода к каждому конкретному человеку и умения сопереживать горю других людей, сохраняя при этом спокойствие и эмоциональную устойчивость [2-4].
Типология просоциального поведения специалистов, ориентированных на оказание помощи, может рассматриваться в зависимости от:
1) вида профессиональной деятельности: психологическая, медицинская, правоохранительная, чрезвычайная (экстремальная) и т.д.;
2) формы оказания помощи: публичное-анонимное, экстренное- отсроченное, опосредованность-непосредственность, групповая-индиви- дуальная;
3) характера принимающей стороны: принятие-отвержение, активность-пассивность, эгоизм-альтруизм, затраты-вознаграждение, мотиви- риванная-немотивированная;
4) способа управления: целеполагание, мотивация, направленность реагирования.


Обобщенный анализ профессиональной деятельности помогающих специалистов позволил выявить основания и виды помощи (Е.Г. Ромицына).


Таблица 2.1 - Классификация помогающей деятельности

Основания оказываемой помощи

Виды помощи

по времени действия

неотложная, продолжительная

по направленности

прямая, откликающаяся, упреждающая

по пространственной организации

контактная, дистантная

по выполнению функций

диагностическая, диспетчерская, информационная, коррекционная, консультативная, терапевтическая

по количеству участников

индивидуальная, групповая

по вмешательству

директивная, недирективная


При этом характер оказываемой помощи может быть различным у представителей помогающих профессий (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Специфика (характер) специалистов, ориентированных на оказание помощи

 

Характер
оказываемой
помощи

Психологи

Социаль
ные
педагоги

Медицин
ские
работники

Сотруд
ники
МЧС

Сотруд
ники
МВД

Опосредованный-
непосредственный

непосред
ственный

непосред
ственный

непосред
ственный

непо-
сред-
ственный

непосред
ственный

Публичный-
анонимный

анонимный

публичный

публичный

публич
ный

публич
ный

Экстренный-
отсроченный

отсрочен
ный

отсрочен
ный

экстренный

экстрен
ный

экстрен
ный

Групповой-
индивидуальный

групповой - индивидуальный

групповой - индивидуальный

индивиду
альный

индиви-
дуаль
ный

индивиду
альный

Персонифициро
ванный-
неперсонифициро
ванный

персонифи
цированный

персонифи
цированный

персони-
фициро-
ванный

персо-
нифици-
рован-
ный

персони-
фициро-
ванный


Опираясь на взгляд Е.И. Ерошенковой (2019), просоциальное поведение с содержательной точки зрения может быть связано со следующими типами помощи [1]:
1) эмоционально-волевая помощь, направленная на повышение уверенности сотрудников и обучающихся в себе, своих силах, убежденности в возможности преодолеть трудности;
2) информационная помощь, обеспечивающая сведения, необходимые для разрешения проблемной ситуации;
3) интеллектуальная помощь, направленная на осознание обучающимся собственной проблемы, ситуации, с ней связанной;
4) организационная помощь, предполагающая содействие сотрудникам и обучащимся в планировании и реализации плана, управлении ресурсами, согласовании усилий других субъектов помощи и т.д.
В данном контексте просоциальное поведение будет выражаться в сформированности у работника профессионально-ценностных просоциальных установок, просоциальных личностных смыслов (фасилитация, гуманистическая направленность, добровольность, социальная ответственность), просоциальных качеств (альтруизм, аффилиация, высокий уровень самосознания, эмпатийность, социальный оптимизм, социальная активность и др.).

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.