На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Просоциальное поведение в структуре профессиональной деятельности специалистов, ориентированных на оказание помощи - Структура просоциального поведения личности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Просоциальное поведение в структуре профессиональной деятельности специалистов, ориентированных на оказание помощи - Структура просоциального поведения личности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Просоциальное поведение в структуре профессиональной деятельности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Профессионально важные качества специалистов, ориентированных на оказание помощи
Структура просоциального поведения личности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Все страницы

 


3 Структура просоциального поведения личности специалистов, ориентированных на оказание помощи


Профессии, ориентированные на оказание помощи (помогающие профессии), предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, а это напрямую связано с проявлением просоциального поведения.
Для качественного осмысления изучаемого феномена считаем необходимым начать анализ с описания основных компонентов структуры просоциального поведения. Заметим, что в выделенных и изученных психологической наукой видах человеческого поведения, от обрядового до экономического, ясно прослеживается трехкомпонентная структура, включающая в себя когнитивный, аффективный и практический блоки.
Так, основой «модели специалиста» помогающих профессий являются психологические детерминанты просоциального поведения, к которым относятся определенные содержательные (личностные) и функциональные (динамические, ситуативные) характеристики (предназначены для изучения особенностей работы (функционирования) системы и ее назначения во взаимосвязи с внутренними и внешними элементами) в совокупности определяющих направленность личности в помогающей профессии (см. рисунок 2.1).

важные каческтва

Рисунок 2.2 - Теоретическая модель содержательно-функциональной наполненности просоциального поведения специалистов помогающих профессий


Так, на основе теоретического анализа была разработана модель содержательно-функциональной наполненности просоциального поведения специалистов помогающих профессий [115; 119], при построении которой изначально использовались следующие компоненты:
- эмоционально-аффективный, когнитивно-личностный, поведенческий (деятельностный) и мотивационный (Н.В. Кухтова, В.В. Кулешов, П.А. Иванов, О.Е. Игнацкая, Д. Майерс) (1 блок модели) (рисунок 2.2);
- система профессионально важных качеств, которая представляет собой совокупность данных качеств помогающих специалистов (элементов системы), находящихся в определенных содержательных отношениях и связях между собой (структура системы) и образующих определенную целостность, единство (2 блок).
1. Структурные компоненты просоциального поведения специалистов помогающих профессий:
1) Мотивационный компонент - включает профессиональную направленность личности, гуманистические ценностные ориентации, высокий уровень мотивации альтруизма в совокупности устойчивых доминирующих мотивов. В данном случае специалист реализует деятельность, связанную с просоциальным поведением, обеспечивая профессиональную позицию, выступая движущей силой как в повседневной жизни, так и в ситуации нестандартного решения и личностного роста, базируясь на альтруистической мотивации. Так, просоциальное поведение состоит в том, чтобы принести пользу коллегам и «клиентам» посредством обеспечения помощи в решении соответствующей проблемы, трудностей, как правило, на основе альтруизма, направленности личности на других, на общее дело, что является преобладающим в данном аспекте и обеспечено побуждающе-направляющей функцией.
2) Когнитивно-личностный компонент - состоит из рефлексии, компетентности (уровень знаний, умений, навыков, достаточный для успешной профессиональной деятельности), высокого уровня эмпатии, общительности и ориентирует личность не на рассмотрение внешних поведенческих проявлений других людей, а на познание их внутреннего содержания (смысловое назначение действия, психологические причины затруднений). Данный компонент объединяет профессиональные и ситуационно обусловленные знания, необходимые для принятия решения, в которых проявляются личностные особенности специалистов: познавательная активность, общительность, эстетическая впечатлительность, интроверсия и другие, определяющиеся знаниями, децентрацией, в контексте профессиональной роли. Так, в когнитивном компоненте происходят осознание, осмысление просоциального поведения, логическая оценка его значимости и т.п. [81].
Когнитивно-личностный компонент реализуется через идентификационную функцию, осуществляясь посредством выражения просоциальной идентичности, как совокупность личностных характеристик, отражающих моральные суждения и определяющих рефлексивность действий для оказания помощи окружающим людям, которое имеет значение как в плане достижения самоидентичности, личностного роста, самопознания и духовности, так и для реализации эвристических целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий и различных средств массовой информации [42; 129; 131]. Данная функция может выражаться как социальная идентичность, личная идентичность, Я-идентичность.
3) Эмоциональный (аффективный) компонент - позволяет судить о нервно-психической устойчивости согласно нормам профессиональной пригодности, сбалансированности личностных качеств; умении личности понимать собственные чувства и эмоциональные состояния других людей; эмпатии, сопереживании, сочувствии, связанным с эмоциональной сферой личности (М. Девис, А.К. Маркова, Н.В. Яковлева). Так, осмысление эмоционального (аффективного) компонента просоциального поведения личности, эмпирический поиск его составляющих провели такие исследователи, как N. Eisenberg, C.D. Batson, Т.П. Г аврилова, К.Я. Джус, Л.П. Калин- ский, Т.Д. Карягина, Дж. Кок, S.H. Schwartz и др., и пришли к выводу о том, что эмоциональной основой просоциального поведения можно считать эмпатию. Заметим, что хотя эмпатийная составляющая является важным компонентом эмоционального блока просоциального поведения личности, однако, как замечает Т.Д. Карягина [3], сама трактовка феномена в современной академической науке обнаруживает неопределенность термина, противоречивость подходов и концептуализаций.
В свою очередь развитые волевые качества: целеустремленность, дисциплинированность, организованность, ответственность, инициативность, исполнительность, терпимость, самопожертвование - включают в данный компонент социальные установки, опыт и систему отношений личности [184]. При этом Б.И. Додоновым выделены типы общей эмоциональной направленности как склонности людей испытывать различные эмоции и на их основе поступать определенным образом, создавая необходимые эмоциональные ситуации. Альтруистический тип просоциального поведения является ведущим и проявляется во взаимосвязи эмоционального компонента с мотивационным.
Следует отметить, что «просоциальное развитие личности происходит через эмоциональное отношение к другому» человеку (О.Е. Игнацкая) и включает в себя чувства, которые испытывает человек в отношении других людей, и эмоции, отражающие их оценку. Основу данного компонента составляют проявления эмпатии: забота, сострадание, децентрация, сопереживание, личностный дистресс. Как отмечает П.А. Иванов, «эмоции, которые испытывает индивид по отношению к просоциальному поведению». Данный компонент реализуется через интегрирующе-регулятивную функцию.
4. Поведенческий (деятельностный) компонент - реализует определенный способ взаимодействия с окружающими людьми [4; 278] и понимается как сочетание умений и навыков, в частности коммуникативных и конфликтологических (И.В. Макаровской, Е.А. Матюшковой, Л.Л. Михайловой). Данный компонент предполагает оказание помощи, соблюдение нормативных требований в процессе профессиональной деятельности, своевременное обновление арсенала необходимых средств и принятие ответственного профессионального решения. В основе лежат социальные нормы и помогающее поведение и, как следствие, проявление определенного типа просоциального поведения. Кроме того, данный компонент включает развитые моральные качества, доброжелательность, порядочность, отзывчивость, искренность, самоконтроль [119]. По мнению П.А. Иванова, деятельностный компонент отражает следующее: «просоциальные поступки, совершаемые индивидом, опыт данных поступков». Так, этот компонент выражается в демонстрационно-коммуникативной функции, что способствует реализации стратегий поведения при оказании помощи и индивидуальной ответственности за последствия своих поступков.
При этом обращение внимание к доминированию когнитивного компонента в отражении эмоционального состояния другой личности стало характерно для адекватного его понимания. В свою очередь, выраженность эмоционального позволяет судить о преимущественно эмоциональном отклике человека на переживания другого. В поведенческом компоненте является ведущим понимание эмоционального состояния другого человека и оказание активной поддержки другому человеку. В целом О.Е. Игнацкая предлагает структурную модель просоциальной направленности личности, в которую включены: ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный и эмоциональный компоненты. При этом мотивационный компонент сводится к регулятивной функции, что в большей степени отражается в поведении.
2. Система профессионально важных качеств
В основе данной системы находятся профессионально важные качества - индивидуальные качества, влияющие на эффективность деятельности и ее успешность. В соответствии с принципами системного и комплексного подхода к диагностике свойств человека и цели исследования, ПВК классифицируются исходя из иерархической структуры свойств человека [219].
Так, приступая к освоению деятельности, специалисту присущи определенные психические свойства, часть из которых являются профессионально важными. Таким образом осуществляется механизм перехода психического свойства в профессионально значимое качество и характеризуется соответствующим уровнем развития функциональных и операциональных механизмов [115; 297]:
- уровень психических свойств: эмоциональная устойчивость, непротиворечивая Я-концепция, способность к прогнозированию, интеллект;
- уровень социально-психологических свойств: эмпатия, коммуникативность, организаторские способности, ответственность, способность понять другого;
- уровень социальных свойств (с мировоззрением человека): терпимость, желание помочь другим, стремление к благосостоянию, развитию и совершенствованию других людей;
- уровень соматических, психофизиологических свойств, психических состояний и психических процессов. Однако в настоящем исследовании этот уровень не рассматривается, так как данные свойства относятся к медицинской области исследований, среди ПВК не выделяют специфических качеств физической и физиологической организации тела, а также не затрагивают проявления просоциального поведения
К факторам, влияющим на систему профессионально важных качеств, относятся индивидуальные особенности субъекта, социальное окружение, специфика деятельности, опыт, личностные диспозиции (сострадание, заботливость, чувство долга, ответственности).


Вывод по главе 2


Оказание помощи является основой помогающих профессий и подразумевает под собой аффективное, познавательное и волевое измерение, имеющее синергетический эффект, составляющими элементами которого выступают забота, сострадание, эмпатия и альтруизм.
Типология просоциального поведения специалистов, ориентированных на оказание помощи, может рассматриваться в зависимости от [152]:
- вида профессиональной деятельности: психологическая, медицинская, правоохранительная, чрезвычайная (экстремальная) и т.д.;
- формы оказания помощи: публичная-анонимная, экстренная-
отсроченная, опосредованная-непосредственная, групповая-индивидуальная;
- характера принимающей стороны: принятие-отвержение, активность-пассивность, эгоизм-альтруизм, затраты-вознаграждение, мотиви- риванная-немотивированная;
- способа управления: целеполагание, мотивация, направленность реагирования.
Рассмотрены основные направления изучения формирования подсистемы ПВК в рамках концепции системогенеза деятельности (Шадриков, 1980, 1982, 1994). Подсистема деятельностно важных качеств составляет один из основных функциональных блоков психологической системы деятельности, наряду с мотивами, целями, программами деятельности, ее информационной основой и блоком принятия решений (Шадриков, 1982). В процессах системогенеза деятельности ПВК и их системы выступают в роли внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности. Индивидуальные качества, из которых
строится функциональная система, не остаются неизменными в процессе деятельности, а приобретают черты оперативности или тонкого приспособления к ее требованиям (Ошанин, 1977).
Анализ психограмм специалистов помогающих профессий (медицинских работников, психологов, социальных педагогов, сотрудников МВД и МЧС) позволил определить общие ПВК: готовность прийти на помощь, ответственность, отзывчивость, эмпатия, доброта, справедливость. В том числе основными ПВК специалистов системы «человек-человек» являются: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, устойчивое самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, умение сдерживать эмоции, умение слушать и учитывать мнение другого человека, аккуратность, собранность и т.д. Вышеуказанные качества проявляются в зависимости от специфики выполняемых задач и связаны с успешностью профессиональной деятельности.
Так, основой «модели специалиста» помогающих профессий являются психологические детерминанты просоциального поведения, к которым относятся определенные содержательные (личностные) и функциональные (динамические, ситуативные) характеристики (предназначенные для изучения особенностей работы (функционирования) системы и ее назначения во взаимосвязи с внутренними и внешними элементами), в совокупности определяющие направленность личности в помогающей профессии.
Разработана теоретическая модель структурно-функциональной наполненности просоциального поведения специалистов помогающих профессий, которая включает в себя: эмоционально-аффективный, когнитивно
личностный, поведенческий (деятельностный), мотивационный компоненты. А также систему профессионально важных качеств, которая представляет собой совокупность данных качеств помогающих специалистов (элементов системы), находящихся в определенных содержательных отношениях и связях между собой (структура системы) и образующих определенную целостность, единство, и содержит в себе: социальные, социально-психологические, психические свойства и личностные диспозиции.

Начало Основные теоретико- методологические подходы к проблеме просоциального поведения

Источник: Кухтова, Н.В. Психология просоциального поведения в современных иссле дованиях : монография / Н.В. Кухтова. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2021. - 162 с.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.