Просоциальное поведение в структуре профессиональной деятельности специалистов, ориентированных на оказание помощи - Профессионально важные качества специалистов, ориентированных на оказание помощи |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 2 из 3
|
Рисунок 2.1 - Просоциальность в структуре деятельности
сотрудников МЧС
Однако анализ научных изданий позволяет судить о том, что проявление просоциальности сотрудников МЧС является малоизученным [92; 111; 305].
Несмотря на некоторые различия в психограммах сотрудников МЧС, можно выделить ряд элементов, их объединяющих и относящихся к проявлению просоциальности в структуре профессионально важных психологических качеств (таблица 2.3) [92; 99; 186; 194; 305].
Таким образом, анализ профессиограмм позволяет увидеть разнообразие взглядов к определению профессионально важных качеств сотрудников МЧС, в которых наблюдается неоднозначность исследовательских подходов (В.А. Бодров, Ю.А. Дежкина, С.А. Иващенко, А.В. Осипов, Ю.С. Шойгу) [169].
Таблица 2.3 - Трактовка и подходы к выделению профессионально важных качеств сотрудников МЧС
Автор (источник) |
Профессионально важные качества сотрудников МЧС |
http mozlice um.na.by/psiholog_ profes_voen-yur.php |
cпособность быстро организовывать себя и других; высокий уровень развития воли; способность анализировать и сопоставлять факты; способность быстро принимать решения в зависимости от ситуации; быстрота реакции; физическая выносливость, сила; психическая и эмоциональная устойчивость; умение быстро переключать внимание; организаторские способности; умение убеждать. Личностные качества, интересы и склонности: порядочность, нравственность; организованность; наблюдательность; решительность; умение прогнозировать ситуацию; требовательность к себе и людям; умение быстро ориентироваться в обстановке; физическая и психическая выносливость; эмоциональная устойчивость, выдержанность |
А.В. Осипов, 2009 [217] |
активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, высокая поисковая мотивация, быстрота в принятии решений, совестливость, обязательность, скромность, смелость, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенность в себе, способность принимать решение при недостатке необходимой информации, способность к длительному сохранению высокой активности; умение распределять и переключать внимание, хорошая память, уравновешенность, самообладание при конфликтах, склонность к риску и т.д. |
В.А. Бодров, 2005 [26] |
повышенная активность, достаточно высокая самооценка, упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей деятельности |
С.А. Иващенко, |
высокая самооценка, уверенность в себе и своих силах, высокий уровень организации интеллектуальной деятельности, эмоциональная стабильность, экстраверсия, умеренно выраженный уровень, низкий уровень личностной и ситуативной тревожности, высокий самоконтроль |
Ю.А. Дежкина, |
склонность к риску, нервно-психическая устойчивость, стрессоустойчивость, самообладание и настойчивость, личностная и ситуативная тревожность, уровень невротизации, ответственность и интеллектуальные способности |
Ю.С. Шойгу, 2003 [311] |
способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценить степень важности поступающей информации; оперативность мыслительных процессов; развитое пространственное мышление; активность; умеренная склонность к риску, склонность к соблюдению общественных и групповых моральных норм; высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; толерантность к стрессу и фрустрации; оптимальный уровень личностной и ситуативной тревожности; умение работать в команде |
Исходя из этого, можно выделить профессионально важные качества (сотрудников МЧС), относящиеся к проявлению просоциальности: ответственность, товарищество, чувство долга, совестливость, обязательность, соблюдение моральных норм. И дополнить следующими компонентами: соблюдение социальных норм (взаимности, справедливости, ответственности), альтруизм, сострадание.
Следующим представителем помогающих профессий являются сотрудники правоохранительных органов. Исключительная сложность деятельности органов правопорядка диктует высокие требования к профессиональной подготовленности, что оказывает влияние на формирование у них определенных ПВК и исследование в данном направлении носит фрагментарный характер, в том числе просоциальное поведение сотрудников МВД является малоизученным, так как психологическая служба в силовых системах появилась сравнительно недавно и, следовательно, изучения специфики профессионально важных качеств сотрудников правоохранительных органов до этого времени практически не проводилось [112].
Начиная с 90-х гг. XX в. по наши дни актуальность проблемы повышения результативности профессионально-психологической подготовки и деятельности сотрудников подразделений органов внутренних дел обусловливает усиление внимания ученых и практиков к поиску путей ее решения. Отдельные аспекты этой проблемы нашли отражение в специальной литературе (Н.В. Андреев, О.В. Большакова, Ю.Н. Голованов, Н.Х. Ещенко, В.М. Мельников, И.И. Лацакула). Проблемами формирования профессионально важных качеств у сотрудников спецподразделений органов внутренних дел занимались Н.В. Астафьев, В.Г. Колюхов, Ю.Н. Назаров. Исследованиям отдельных сторон профессионально-психологической подготовки разных категорий сотрудников органов внутренних дел к деятельности в экстремальных условиях посвящены работы С.П. Безносова, А.А. Бородич, А.М. Буланова, А.А. Волкова, В.К. Коломейца, О.А. Конопкина, Е.П. Клубова, М.И. Марьина,
А.И. Лапкина, В.Л. Повзика, В.И. Постоева, А.П. Самонова, О.Е. Сапарина, Б.П. Скобелева. Последний научный труд по морально-психологической подготовленности сотрудников органов внутренних дел принадлежит Е.Н. Соколовой. Изучением профессионально-психологической подготовленности сотрудников спецподразделений занимались В.Ф. Дубяга, И.С. Барчуков, А.Ю. Федотов. При этом особенности проявления просоциального поведения сотрудниками правоохранительных органов в исследованиях затронуты не были [98].
Для успешного выполнения профессиональных действий сотру дни- ков правоохранительных органов необходимо иметь определенные профессионально важные качества (таблица 2.4). Однако они отражают лишь некоторые элементы просоциальности (проявление ответственности, добросовестности, способности к эмпатии).
Таблица 2.4 - Сравнительный анализ профессионально важных качеств сотрудников правоохранительных органов
участковый инспектор милиции |
сотрудники оперативнорозыскной деятельности |
сотрудники по дознанию и расследованию преступлений |
работники патрульнопостовой службы |
охранная |
профессиональная наблюдательность; уравновешенность, самообладание при конфликтах; |
повышенная ответственность за свои действия ("отсутствие права на ошибку"); |
развитое правосознание; |
наличие определенного жизненного и профессионального опыта; интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка; наблюдательность; способность к усвоению новых знаний, обучению; активная личностная позиция; мотивация достижений; оперативность в принятии решений; требовательность; контроль над агрессивностью и др. |
наблюдательность и внимание (устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте; эмоциональная устойчивость; |
Так, эффективность правоохранительной деятельности имеет следующие характеристики: продуктивность, выражающуюся в количественных и качественных результатах деятельности; скорость, отражающую быстроту, четкость и организованность действий; темп деятельности, определяющий соотношение «энергичных» участков и спадов в деятельности работника в течение фиксируемого периода времени; полноту, зависящую от объема реализованных действий, необходимых для успешного выполнения деятельности; стабильность, отражающую успешность выполнения деятельности работника в течение длительного периода времени и сохранение устойчивой результативности деятельности.
Одной из наиболее востребованных обществом среди других помогающий профессий является деятельность социального педагога, так как в условиях динамичности социальных процессов и общественных отношений, воздействия рисков и стрессогенных факторов, увеличения числа неблагополучных семей, девиаций детей и подростков возрастает потребность в специалистах, умеющих работать с разными категориями населения. Оказание помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, связано с проявлениями просоциальности работников социономических профессий.
В настоящее время процесс изучения особенностей профессиональной деятельности и формирование профессионально важных качеств специалистов для социальной деятельности как предмет исследования вызывает интерес у многих авторов. Так, ряд исследовательских работ направлен на выявление специфики и принципов профессионального подбора социального педагога (З.И. Васильева, Ф.Н. Гоноболин, С.А. Расчетина и др.), подчеркивается значимость содержательно-педагогических, программных аспектов их подготовки (Е.Б. Балыдина, Н.П. Клушина, М.А. Копыгина, В.Б. Никишина, А.Ю. Чернов и др.), формирования его профессионально - значимых качеств (К.В. Бакланов, Е.Ю. Максимова, B^. Масленникова и др.) и их совершенствования в системе высшей педагогической школы (В.Н. Келасьев, Н.М. Полуэктова, О.Б. Сосновская, Е.Н. Холостова, И.В. Яковлева и др.), выявления проявлений компонентов структуры профессионального мастерства (Е.А. Аксенова, Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев и др.) и достижения профессиональной компетентности (Н.В. Барабошина, М.В. Новикова, О.А. Овсяник и др.) [64; 107].
Одним из основных критериев отбора социальных педагогов является выделение и характеристика профессионально важных качеств, необходимых для решения трудовых задач, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать требованиям профессии [64].
Присутствует достаточно большой «разброс» и разнообразие позиций по выделению и оценке личностных качеств социального педагога, которые позволяют осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне. Это гуманистическая направленность, личная и социальная ответственность, проявление добра и справедливости, собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптивности [299].
В целом М.А. Галагузова и другие исследователи разделяют личностные качества социального педагога на следующие группы:
психофизиологические качества, от которых зависит предрасположенность к данному виду деятельности (они отражают психические процессы и психические состояния). Внимание, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, импульсивность, настойчивость, последовательность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д.;
психологические качества, характеризующие социального работника как личность: самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также сюда включены и стрессоустойчивые качества; высокий уровень протекания психических процессов, эмоциональных и волевых характеристик, устойчивые психические состояния;
психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие и другие;
моралъно-этические (гуманистические) качества: честность, доброта, альтруизм, терпимость, справедливость, тактичность, конфиденциальность, скромность, ответственность, открытость, чувство собственного достоинства и др. [39];
психоаналитические качества: самоконтроль, самокритичность, самооценка.
Следует отметить, что не всегда четко разделяют личностные и профессиональные качества, так как в обоих случаях выделяются порой одни и те же характеристики [25; 242].
В свою очередь в исследованиях Ф.Н. Г оноболина выделяются следующие профессионально значимые качества социального педагога: способность понимать ученика, педагогический такт, способность убеждать людей, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них [46].
И.В. Петренко в своей работе выделяет следующие профессионально важные качества: коммуникабельность, деликатность, тактичность в общении, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, милосердие, эмпатия, организаторские способности, способность оказывать поддержку другому человеку и стимулировать его на развитие собственных сил, бескорыстность, честность, ответственность, высокая нравственность, инициативность, работоспособность, настойчивость [223].
В целом выявлено, что структура профессионально важных качеств социального педагога включает следующие компоненты: организаторский (организаторские способности, лидерство, ответственность, ориентация на служение, креативность), регуляторный (моральная нормативность, поведенческая регуляция, отсутствие склонности к риску), мотивационный (мотивация достижения, ориентация на стабильность места работы), эмоционально-волевой (эмоционально-волевая устойчивость, адаптационный потенциал), социально-перцептивный (эмпатия, социальная чувствительность) [107; 130; 284; 298].
Кроме того, существуют практически единичные работы, касающиеся проявлений просоциальности у социальных педагогов. А проявлением просоциальности считается наличие эмпатии, сопереживания, заботы, доброты, альтруизма, ответственности, справедливости - всего того, что относится к личностным и профессиональным качествам социального педагога [156].
Для них, как считает Т.И. Брессо, необходима просоциальная мотивация, понимаемая как целостная система побудительных процессов, обладающих социальными последствиями и классифицируемых как социально полезные действия. Это процесс, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм профессиональной деятельности как совокупной системы побуждений, отвечающих за выбор и осуществление социономической деятельности на благо других людей и общества в целом [32]. Социальным педагогам необходимо также сформировать навыки просоциального поведения не только у себя, но и у людей, которые, в силу определенных причин, не следуют социальным нормам [87].
Значимой для сегодняшнего этапа структурирования психологического знания является проблема гуманистической направленности и нравственной ответственности. В современном обществе повышается социальная значимость помогающих профессий, среди которых психолог является одним из наиболее востребованных специалистов. Обобщение и систематизация данных по проблеме его профессионально важных качеств (ПВК), выявление сторон и форм проявлений просоциальности как одного из основных качеств выступают задачей актуальной и своевременной. Несмотря на проработанность многих вопросов, до сих пор теория и практика не имеют четких ориентиров в отношении профессионально важных качеств психолога [301]. Их решение способствует эффективному взаимопониманию с окружающими, позволяет сбалансировать негативные аспекты межличностных отношений, служит морально-нравственному росту личности специалиста.
Следует отметить, что психолог является одной из социономических профессий типа «человек-человек», в основе которой лежит просоциальность, направленная в первую очередь на оказание помощи. Так, исследования зарубежных ученых позволяют рассматривать различные типы помощи, в которой нуждаются люди (C.E. Cutrona & D. Russell, 1990;
C. E. Cutrona, P.A. Shaffer, K.A. Wesner & K.A. Gardner, 2007), сосредотачиваясь на оптимальном соответствии социальной поддержки целям нуждающегося в помощи человека, а это является важным в работе психолога [145; 154; 155; 372]. Знание, как помочь другому человеку, - это не просто
знание, а еще и наличие качеств, включенных в компоненты просоциальности (P.E. Shrout, C.M. Herman & N. Bolger, 2006).
В психологических исследованиях сложились предпосылки, позволяющие осуществить теоретическое осмысление указанной проблемы. К таким предпосылкам следует отнести анализ направлений изучения и выделения профессионально важных качеств психологов [37; 73; 87; 119] (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Психологические исследования профессионально важных качеств психологов
Исследователи (авторы) |
Направления исследования |
А.А. Абрамова, Т.П. Гаврилова, А.А. Деркач, Е.П. Ильин, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.С. Романова |
Профессионально важные качества психологов |
Л.И. Анцыферова, Н.И. Рейнвальд и др. |
Основные (доминирующие) и специальные качества психологов |
В.И. Долгова, Т.А. Казанцева, Ю.Н. Олейник |
Эталонная модель ПВК педагога- психолога |
Г. Бардир, М.С. Битянова, А.Л. Венгер, И.В. Дубровина, А.И. Захарова, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, A.M. Прихожан, В.Э. Пахальян, И. Ромазан, Т.И. Чиркова, Е.А. Чередникова, У.В. Ульенкова, Л.А. Фридман |
Особенности организации труда психолога в условиях образовательных учреждений |
В.В. Кулишов |
Теоретическая модель профессионально важных качеств военного психолога |
Профессионально важные качества психолога изучаются и определяются как индивидуальные особенности субъекта, их можно рассматривать с разных сторон, учитывая многогранность проявлений и характер их выраженности [147; 148]:
• индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения (В.Д. Шадриков);
• психологические качества, относящиеся к субъектнодеятельностным качествам психолога, которые необходимо рассматривать в аспекте профессионально-личностного развития [108; 115];
• качества, влияющие на эффективность осуществления его труда и выступающие в роли тех внутренних условий, «проходя» через которые внешние характеристики и требования деятельности преобразуются в компетентность педагога-психолога [243];
• инвариантные профессионально важные качества педагога- психолога понимаются как совокупность знаний, умений, навыков, социально востребованных качеств и способностей личности, позволяющих ему более успешно решать актуальные задачи во всех направлениях профессиональной деятельности [301].
Проведенный анализ профессиональной деятельности психолога выявил, что по сути своей эта профессия ориентирована на помощь другим людям в решении их самых сложных жизненных проблем (И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников). Как отмечает И.Г. Кочетков, профессионально важные качества представляют систему, в которой обнаруживается совокупность элементов, находящихся в определенных содержательных отношениях и связях между собой, тем самым образуя структурную целостность и единство. По своему содержанию она является преимущественно личностной [115]. Поэтому автором выявлены такие общие профессионально важные качества психолога, как эмпатия, эмоциональная устойчивость, коммуникативность, организаторские способности, ответственность, желание помочь другим, постоянная работа над собой, терпимость, способность понять другого, высокий интеллект, способность к прогнозированию, творческое мышление [281].
Как отмечает А.А. Лебедева, субъективная значимость и иерархичность профессионально важных качеств психолога-консультанта, с точки зрения российских и зарубежных экспертов, включает ответственность, наблюдательность, эмпатию, мыслительные свойства, креативность, коммуникативные свойства [113; 175].
С. Романова среди качеств, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности психологов, выделяет следующие: высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; высокий уровень развития переключения и распределения внимания; хорошее развитие образной и словесно-логической памяти; высокий уровень развития образного мышления; развитие логического мышления; хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память); коммуникативные способности; умение слушать; вербальные способности; ораторские способности; способность к самоконтролю; высокая степень личной ответственности; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; любознательность и обучаемость; тактичность, воспитанность; склонность к сопереживанию; инициативность; целеустремленность, настойчивость; интуиция, умение прогнозировать события; умение хранить тайну; творческое начало; эрудированность [242].
Ряд авторов (А.А. Бодалев, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящева) включают в профессионально важные качества психолога эмпатию, креативность, самообладание, психологическое мышление, рефлексию, умение ставить себя на место другого, развитую интуицию, высокую ответственность [3].
Что касается личностных характеристик, то, по мнению С.В. Костина, такими могут являться: внимательность к индивидуальным вариантам психического развития ребенка, педагогический оптимизм, эмпатия, стремление к познанию себя и других, способность эмоционально притягивать к себе людей, повышенное чувство ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей компетентности, общая эрудиция, гибкость, работоспособность, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, порядочность, честность, морально-нравственная чистоплотность [87].
Вариативный набор профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога, по Е.Г. Ромицыной, может быть представлен следующим образом: общечеловеческие (гражданственность, нравственность, интеллигентность, трудолюбие, человеколюбие, высокоразвитый интеллект), профессионально-отраслевые (коммуникативные, организаторские, диагностические, ценностно-этические, рефлексивные, творческие), профессионально-специфические (социабельность, эмпатийность, тактичность, стрессоустойчивость, толерантность эмоциональная привлекательность) качества [243].
В соответствии с Единой структурированной номенклатурой психограмма психолога описывает профессионально важные качества, необходимые в их служебной деятельности (Г.М. Зараковский, И.Н. Чунаева, В.А. Жильцов, С.Ю. Шустова, А.Л. Волокитин) [95; 120; 299].
1. Ценностно-побудительные качества личности: альтруизм, чувство долга; склонность личности к сотрудничеству; потребность в общении и др.
2. Регуляторные качества личности: самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность в работе, организованность, самодисциплина, ответственность, трудолюбие, целеустремленность, терпеливость, эмоциональная уравновешенность, оптимизм, самообладание, самоконтроль и др.
3. Общие операциональные качества: цветовая и слуховая дифферeн- циaльнaя чувствительность, речевой слух; зрительная долговременная и оперативная память; способность к образному представлению процессов, явлений; аналитичность и синтетичность, логичность, оперативность; вербальность мышления; объем, концентрированность, устойчивость во времени, переклю- чаемость, способность к распределению, помехоустойчивость внимания и др.
4. Специальные операцональные качества взаимодействия с людьми: общительность, дружелюбие, отзывчивость, дипломатичность и др.
5. Энергопластический потенциал индивида: активность, умственная работоспособность, выносливость.
6. Регуляторные качества организма: переносимость динамических и статических физических нагрузок, умение сохранять работоспособность при развивающемся утомлении.
7. Анатомические и внешне эстетические качества: презентабельность.
Для психологов-практиков характерна готовность к контактам, умение их поддерживать, сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения, эмоционально притягивать к себе других людей, интеллектуальность, высокая чувствительность, ответственность, опора на себя при принятии решений. Профессионально успешных психологов-практиков, занимающихся дифференциально-диагностической и психокоррекционной работой, отличают высокий вербальный интеллект, интуиция, эмпатия, развитые коммуникативные способности, у них высокие показатели поисковой активности и индивидуализма, высокие баллы как по формальнологическим интеллектуальным пробам соотносятся с более выраженными чертами абстрактного гуманизма и демонстративности при меньшей мягкости и способности к состраданию [162].
Из этого следует, что требования к профессиональным качествам обеспечиваются совокупностью качеств личности, которые содержат основные или инвариантные для психолога характеристики психологов [301]. Очевидным становится, что основными профессионально важными качествами психолога различной направленности являются эмпатия, отзывчивость, альтруизм, ответственность, желание оказывать помощь. Именно эти характеристики служат структурными компонентами проявлений просоциальности, однако исследований, где раскрывались бы такие особенности, на данный момент не выявлено [302].
Таким образом, любая деятельность реализуется на базе системы ПВК и требует определенной их совокупности, которая является их закономерно организованной системой и специфична для той или иной деятельности. Она не задана в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности.
Анализ психограмм специалистов помогающих профессий (медицинских работников, психологов, социальных педагогов, сотрудников МВД и МЧС) позволил определить общие ПВК: готовность прийти на помощь, ответственность, отзывчивость, эмпатия, доброта, справедливость. В том числе основными ПВК специалистов системы «человек-человек» являются: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, устойчивое самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, умение сдерживать эмоции, умение слушать и учитывать мнение другого человека, аккуратность, собранность и т.д. Вышеуказанные качества проявляются в зависимости от специфики выполняемых задач и связаны с успешностью профессиональной деятельности [110].
Так, профессионально важные качества относятся к качествам высокой степени обобщенности и многокомпонентным и являются деятельностноспецифичными. Они отвечают структуре деятельности и выступают в качестве системных образований. Отражая специфику деятельности и, как следствие, демонстрируя высокую корреляцию с ее результативными параметрами, интегративные профессионально важные качества вместе с тем соотносятся с просоциальными проявлениями. Показано, что ПВК в качестве компонентов пригодности, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач, принято рассматривать как более или менее интегральные единицы анализа (Толочек, 2005; Собчик, 2002; Шадриков, 1994) [54].
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |