На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Просоциальное поведение в структуре профессиональной деятельности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Просоциальное поведение в структуре профессиональной деятельности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Просоциальное поведение в структуре профессиональной деятельности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Профессионально важные качества специалистов, ориентированных на оказание помощи
Структура просоциального поведения личности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Все страницы

1. Психологическая характеристика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий

Помощь другим людям по праву считается одной из важнейших человеческих ценностей, а для специалистов помогающих профессий становится профессиональной деятельностью. К помогающим профессиям, в широком смысле, относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра), с обучением и воспитанием (воспитатель, учитель, преподаватель, тренер, психолог), с бытовым обслуживанием (продавец, проводник), с правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор), с экстренным оказанием помощи (сотрудники МЧС, охраны и т.д.) [87].

Сам термин «помогающая деятельность» появился в конце XX столетия в гуманистическом подходе, носит непосредственный характер взаимодействия и включает в себя педагогическую, медицинскую, социальную, психологическую и юридическую области (C.R. Rogers) [3; 5; 360]. Интересен и тот факт, что в любой помогающей деятельности просматривается психологический аспект, заключающийся, прежде всего, в возникновении помогающих отношений [142; 239].
По мнению М.Н. Наконечной, «помощь другому - это особая деятельность сопереживания, рефлексивного выслушивания, эмпатической кооперации между двумя индивидами, один из которых находится в трудном положении и нуждается в помощи» [204].
Несомненно, что профессиональная деятельность выступает как одна из важнейших составляющих активности человека (О.А. Абдуллина, Н.А. Аминов, Б.Г. Ананьев, З.П. Беспалько, О.И. Галкина, В.И. Генецинский, Э.Ф. Зеер, Е.М. Иванова, А.К. Маркова, К.К. Платонов, В.Д. Шадриков, А.И. Щербаков и др.), определяется разнообразием сочетания детерминант профессии типа «человек-человек» и личности сотрудника (В.Б. Базилевская, Н.А. Ипполитова, А.А. Леонтьев, А.К. Михальская, А.А. Мурашов, М.Р. Сав- вова, З.С. Смелкова, О.Г. Усанова и др.) [1; 2; 73; 264]. С одной стороны, помогающая деятельность рассматривается как «проявление активности человека в конкретных поступках по оказанию помощи в той или иной сфере жизнедеятельности» [цит. по: 7]; или как поддержка людей в чрезвычайных ситуациях, повышая его потенциал, передавая информационные, материальные и другие ресурсы, необходимые в кризисных и проблемных жизненных случаях [6]. Однако Е.П. Кораблина сопоставляет помогающую деятельность только трех видов: медицинскую, педагогическую, психологическую, указывая на то, что существуют противоречия, присущие всем видам такой деятельности. При этом не выделяет юридическую и экстренную помощь [7]. Следует отметить, что данные помогающие профессии похожи в своих целях, содержании, в некоторых случаях - методах; имея психологическую своеобразность, выражение которой позволяет развиваться и повышать помогающую функцию [8].
Необходимо отметить, что достичь профессиональной самореализации, проявить свою компетентность, добиться максимальных результатов в выполняемой деятельности позволяет сформированное просоциальное поведение (Т.М. Буякас, В.М. Вартанян, Г.Ю. Любимова, Е.В. Мельник, Н.Л. Оганесова, Г.Е. Шибаева и др.), что необходимо как для системы подготовки квалифицированных кадров, так и непосредственно для осуществления помогающей деятельности [307].
Также вызывают интерес исследования М.В. Шакуровой, которая выделяет несколько видов педагогической помощи, непосредственно связана с просоциальной направленностью педагога [11]:
- замещающая помощь, которая предполагает выполнение за обучающегося вместо него той или иной работы без объяснения причин каких - либо событий или проблем, формулировки вариантов выхода из проблемной ситуации;
- помощь по принципу «делай как я» или воспроизведение образца, когда педагог, демонстрируя ребенку образцы поведения, мышления, действия, предлагает обучающемуся использовать их как пример, инструкцию;
- помощь в виде сотрудничества, предполагающую совместное обсуждение возникшей ситуации, актуальной для обучающегося;
- инициирование - отражает оказание помощи на основе совета, умение направлять на правильное выполнение задания (S. Kramer, 1983);
- упреждение, то есть прогнозирование негативных линий развития обучающегося и сотрудников, предотвращение неверных шагов.
В связи с вышеизложенным можно утверждать, что профессиональное поведение специалиста становится помогающим, если:
а) сформированы установки на позитивное принятие себя и окружающих людей, на независимость в поступках и суждениях, на открытость опыту;
б) овладел приемами помогающего поведения, выражающими интеграцию его индивидуально-личностного и ролевого потенциалов [205].
При этом профессиональному развитию должно предшествовать личностное, которое включает в себя проявление просоциальности, что не только определяет призвание работать в социально ориентированных областях, но создает условия для трансляции ориентиров просоциального поведения. В том числе просоциальная направленность, включенная в становление профессионально важных психологических качеств, как многоуровневый и поэтапно организованный процесс интеграции и взаимодействия профессионального развития, психолого-педагогического и профессионального совершенствования руководителя, обуславливается воздействием внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов [170; 179].
Следует указать, что при изучении эмпатии в помогающих профессиях рассматривают два фактора: 1) формирование мотивации, обусловившей выбор профессии; 2) эффективность профессиональной деятельности, обеспечивающей адекватность социальной перцепции и успешность совладания в ситуациях, провоцирующих эмоциональное выгорание (Н.В. Козина, М.В. Панкова) [157; 158].
В свою очередь L.M. Brammer и G. MacDonald выделяют структурированную (как профессия и волонтерская работа) и неструктурированную помогающую деятельность (дружба, семья, общество, группы самопомощи) [9]. Оба вида помощи базируются на помогающих отношениях и становятся профессией путем постепенной трансформации неструктурированной помощи в структурированную, то есть когда субъект помогающей профессии целенаправленно и осознанно начинает использовать специальные компетенции. Однако существуют и другие формы проявления просоциального поведения, лежащие в основе помогающей деятельности. Профессиональная направленность оказания помощи может приниматься во внимание исходя из следующих аспектов: не профессиональном и профессиональном, на различных уровнях (духовном, душевном, эмоциональном, интеллектуальном, социальном, юридическом, физическом и материальном) [202].
В связи с этим можно говорить о прямой корреляции просоциальной и помогающей деятельности. Только остается дискуссионным вопрос о том, что определяет просоциальное поведение специалистов, ориентированных на оказание помощи.
Основной базовой характеристикой, «фундаментом» помогающих профессий является просоциальное поведение (G. Carlo & B.A. Randall, 20о2; N. Eisenberg, 1992; N. Eisenberg & R.A. Fabes, 1998; N. Eisenberg & P.A. Miller, 1987; N. Eisenberg & P.H. Mussen, 1989), выступающее в качестве добровольного, преднамеренного поведения [9] и связанное с социальной компетентностью, академическим и профессиональным успехом, берущее начало в обыденной, повседневной жизни и успешно преобразовавшееся через комплекс мотивов в профессиональную деятельность. Зарубежными авторами отмечается, что при высоком уровне просоциального поведения, как правило, имеются хорошие навыки преодоления и самоконтроль (N. Eisenberg, P.H. Mussen, 1989), что необходимо для реализации профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий. В свою очередь побудительными силами просоциального поведения выступают альтруизм, эмпатия, высокий уровень нравственного мышления, стремление соблюдать общепринятые моральные и этические нормы.
При этом оказание помощи является основой помогающих профессий и подразумевает под собой аффективное, познавательное и волевое измерение, имеющее синергетический эффект, составляющими которого служат забота, сострадание, эмпатия и альтруизм.
Так, M. Jackson & M.S. Tisak выделяют четыре варианта просоциального поведения, которые могут быть связаны с профессиональной деятельностью [22]:
- помогающее (отвечать другим, которые имеют дело с негативными последствиями, но не по своей вине) [224];
- обменное (отказываться от своих собственных потребностей или желаний или ресурсов, чтобы приносить пользу другому);
- сотрудничество (координация поведения, чтобы получить конкретную цель);
- утешительное (действия, направленные на улучшение настроения другого человека), взаимодействие с другими людьми.
Учитывая вышеизложенное, основываясь на концепции педагогической поддержки, просоциальная направленность специалистов помогающих профессий может реализовываться через: помогающую деятельность и поддержку (гуманизм, поддержка обучающихся, поддержка сотрудников).
Отражение концепции педагогической поддержки разрабатывается в настоящее время в трех основных направлениях [10]:
- оказание помощи ребенку в решении его проблем (Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.В. Анохина, Т.В. Фролова и др.);
- принцип гуманистической системы образования (Н.Н. Михайлова, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова и др.);
- учения и различные способности школьников (Е.А. Александрова, М.В. Алешина, И.Ю. Шустова и др.).
В своей совокупности от специалистов помогающих профессий ждут вежливости, доброты, честности, порядочности, эмпатичности, отзывчивости, бескорыстности, ответственности и готовности помочь независимо от своего самочувствия и настроения, индивидуального подхода к каждому конкретному человеку и умения сопереживать горю других людей, сохраняя при этом спокойствие и эмоциональную устойчивость [2-4].
Типология просоциального поведения специалистов, ориентированных на оказание помощи, может рассматриваться в зависимости от:
1) вида профессиональной деятельности: психологическая, медицинская, правоохранительная, чрезвычайная (экстремальная) и т.д.;
2) формы оказания помощи: публичное-анонимное, экстренное- отсроченное, опосредованность-непосредственность, групповая-индиви- дуальная;
3) характера принимающей стороны: принятие-отвержение, активность-пассивность, эгоизм-альтруизм, затраты-вознаграждение, мотиви- риванная-немотивированная;
4) способа управления: целеполагание, мотивация, направленность реагирования.


Обобщенный анализ профессиональной деятельности помогающих специалистов позволил выявить основания и виды помощи (Е.Г. Ромицына).


Таблица 2.1 - Классификация помогающей деятельности

Основания оказываемой помощи

Виды помощи

по времени действия

неотложная, продолжительная

по направленности

прямая, откликающаяся, упреждающая

по пространственной организации

контактная, дистантная

по выполнению функций

диагностическая, диспетчерская, информационная, коррекционная, консультативная, терапевтическая

по количеству участников

индивидуальная, групповая

по вмешательству

директивная, недирективная


При этом характер оказываемой помощи может быть различным у представителей помогающих профессий (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Специфика (характер) специалистов, ориентированных на оказание помощи

 

Характер
оказываемой
помощи

Психологи

Социаль
ные
педагоги

Медицин
ские
работники

Сотруд
ники
МЧС

Сотруд
ники
МВД

Опосредованный-
непосредственный

непосред
ственный

непосред
ственный

непосред
ственный

непо-
сред-
ственный

непосред
ственный

Публичный-
анонимный

анонимный

публичный

публичный

публич
ный

публич
ный

Экстренный-
отсроченный

отсрочен
ный

отсрочен
ный

экстренный

экстрен
ный

экстрен
ный

Групповой-
индивидуальный

групповой - индивидуальный

групповой - индивидуальный

индивиду
альный

индиви-
дуаль
ный

индивиду
альный

Персонифициро
ванный-
неперсонифициро
ванный

персонифи
цированный

персонифи
цированный

персони-
фициро-
ванный

персо-
нифици-
рован-
ный

персони-
фициро-
ванный


Опираясь на взгляд Е.И. Ерошенковой (2019), просоциальное поведение с содержательной точки зрения может быть связано со следующими типами помощи [1]:
1) эмоционально-волевая помощь, направленная на повышение уверенности сотрудников и обучающихся в себе, своих силах, убежденности в возможности преодолеть трудности;
2) информационная помощь, обеспечивающая сведения, необходимые для разрешения проблемной ситуации;
3) интеллектуальная помощь, направленная на осознание обучающимся собственной проблемы, ситуации, с ней связанной;
4) организационная помощь, предполагающая содействие сотрудникам и обучащимся в планировании и реализации плана, управлении ресурсами, согласовании усилий других субъектов помощи и т.д.
В данном контексте просоциальное поведение будет выражаться в сформированности у работника профессионально-ценностных просоциальных установок, просоциальных личностных смыслов (фасилитация, гуманистическая направленность, добровольность, социальная ответственность), просоциальных качеств (альтруизм, аффилиация, высокий уровень самосознания, эмпатийность, социальный оптимизм, социальная активность и др.).

 


 


2. Профессионально важные качества специалистов, ориентированных на оказание помощи


Проблему учета профессионально важных качеств для профотбора и профпригодности нельзя считать решенной относительно целого ряда профессий, в том числе и для специалистов, ориентированных на оказание помощи.
В отечественной психологии исследованием профессионально важных качеств занимаются Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.В. Карпов, М.В. Клищевская, В.Д. Шадриков и многие другие известные психологи.
В научной литературе различают профессионально важные качества в узком и в широком смысле - как менее и как более интегральные психологические «единицы». В широком смысле - это «вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности. Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы» [26].
Обобщенное определение профессионально важных качеств (ПВК) говорит о том, что это отдельные динамические черты личности, психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. При всем многообразии профессионально важных качеств можно назвать ряд из них, которые выступают практически для любого вида трудовой деятельности: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка и т.д. [73; 313; 366].
Однако в понимании ПВК существует много различных подходов и многообразие используемых терминов, которые определяются как:
- внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, что является узловым моментом формирования психологической системы деятельности [297];
- индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью [92];
- психологический потенциал для формирования знаний, умений навыков; знания, умения и навыки - необходимое условие и ресурс для формирования профессиональной компетентности (Е.П. Ермолаевой);
- собственно психические и личностные, так и биологические свойства субъекта профессиональной деятельности - соматические, морфологические, нейродинамические и др. [185];
- психологические особенности сенсорной, мыслительной, моторной деятельностей, а также особенности внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы и особенности личности (Ю.В. Котелова);
- компоненты профессиональной пригодности, то есть такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач [305];
- индивидуально-типологические (индивидуальный стиль деятельности), сенсорные и перцептивные (особенности ощущения и восприятия), ат- тенционные (свойства внимания), психомоторные, мнемические (свойства памяти), иммажитивные (свойства воображения), мыслительные, волевые свойства и интеллектуальные умения (М.А. Дмитриева и А.А. Крылов);
- индивидуальные качества личности, такие как отдельные психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией (Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов).
Многие ученые считают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые в процессе конкретной профессиональной деятельности формируются в специальные (профессиональные) способности.
Для некоторых видов деятельности актуальным является выделение профессионально важных качеств, которые выступают таковыми в повседневной жизни, и тех, что необходимы в усложненных или экстремальных условиях. Последнее объясняется тем, что часто они сопряжены с повышенной опасностью, угрозой и требуют от человека иных качеств и свойств, нежели те, которые необходимы в нормальных условиях. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению связей личностных характеристик и профессионально важных качеств с эффективностью профессиональной деятельности, четкого разграничения между ними как видами детерминант пригодности не существует. В исследованиях, выполненных в рамках системного, субъектнодеятельностного, динамического и личностного подходов, показано, что особенности личности могут выступать как профессионально важные качества в любом виде деятельности. Наряду с этим целый ряд личностных характеристик является специфическим и значим для конкретных видов профессиональной деятельности (Шадриков, 1982; Платонов, 1986; Бодров, 2001; Бодров, Лукьянова, 1981; Пряжников, 2001; Третьяков, 1993; Толочек, 2005; Ильин, 2004; Борисова, 1981; Кудрявцев, 1985; Котик, Емельянов, 1993 и др.) [54].
Анализ профессиональной деятельности, опирающейся на личностные характеристики, основан на аналитической методологической установке и базируется на постулате о том, что результативные параметры деятельности определяются совокупностью личностных характеристик специалистов (К.К. Платонов, Н.Ф. Лукьянова, Е.П. Ильин, Л.Н. Собчик и др.). Концептуально личностные характеристики четко определены и измеряются с помощью строгих диагностических методов.
Другое направление анализа профессиональной пригодности основывается на интегративных профессионально важных качествах (ПВК). Интегративные ПВК представляют собой сложные многокомпонентные образования, продукт синтеза отдельных индивидуальных характеристик (Карпов, 1998), полно отражают специфику деятельности и лежат в основе развития компетенций. Эти качества концептуально недостаточно четко определены, не поддаются строгим диагностическим методам и выделяются по феноменологическим основаниям в результате профессиографиче- ского анализа деятельности. Суть подхода к интегративным профессионально важным качествам, также как и представления о структуре этих качеств как многокомпонентных образований, остаются неразработанными, несмотря на очевидную значимость тщательной операционализации представлений о них в целях оценки пригодности [54].
По мнению Л.Г. Ждановой, для специалистов, работающих с людьми, необходим эмпатийный потенциал, то есть сформированная стабильная совокупность свойств, способностей, установок и других качеств профессионала, способствующих гармонизации межличностных отношений, личностному развитию, эффективному взаимопониманию при оказании психологической помощи. Так как современные тенденции глобализации, социальноэкономические перемены, переход коммуникации в интернет-пространство ведут к усилению проблем равнодушия, безразличия, жестокости, антисоциальному и асоциальному поведению [71; 132]. В том числе эмпатия как способность к сочувствию и сопереживанию становится актуальной не только в контексте профессиональной подготовки, но и для формирования любых «нормальных» человеческих отношений: деловых, личных, дружеских.
Как отмечает И.В. Дементьев, существует тенденция к «массовому производству» специалистов, которая ведет к тому, что проявление сочувствия и сопереживания воспринимается как слабость, а черствость и эгоистичность - как показатель силы [57]. Результатом роста числа некомпетентных специалистов является усиление подобных установок и убеждений в профессиональной среде, следствием чего выступает дефицит эмпатии, просоциальности у специалистов, ориентированных на оказание помощи при декларировании необходимости развития навыков установления конструктивных психологических контактов с субъектами помощи.
Во всех видах деятельности принято различать индивидуальные качества, которые отвечают собственно за ее исполнение (качества исполнения), и те, которые необходимы для восприятия и приема профессионально значимой информации (информационных профессионально важных качеств). Одно и то же ПВК в разных случаях может выступать как ведущее или как базовое, либо как совокупность обоих одновременно.
Катализатором для изучения профессионально важных качеств специалистов помогающих профессий (медицинских работников, сотрудников МВД и МЧС, психологов и социальных педагогов) являются компоненты просоциального поведения, которые составляют определенные виды действий для совершения поступка для блага другого.
К специалистам помогающих профессий и их ПВК предъявляют ряд общих требований, которые можно выделить при анализе психограмм. Так, к медицинским работникам помимо специальных знаний и практических навыков относятся такие профессионально важные качества, как чуткость, внимательность, аккуратность, сострадание, умение наладить контакт с больным. Очень часто плохое физическое состояние больного сказывается и на его психическом состоянии. Больной становится раздражительным, резким, нетерпеливым или мнительным, угнетенным, подозрительным. Здесь очень велика роль заботливого отношения, умения выслушать, посочувствовать, дать полезный совет [26].
Кроме того, существуют следующие требования к индивидуальным особенностям таких специалистов: тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность, быстрая реакция, точная сенсомоторная координация, высокие концентрация и переключение внимания, эмоциональная устойчивость, общительность.
Личностными качествами, интересами и склонностями являются: терпеливость и выдержанность, доброжелательность и приветливость, ответственность, тактичность, внимательность, добросовестность, что служит структурными компонентами проявлений просоциальности [99].
Рассматривая просоциальность как качество, которое интегрирует профессиональную деятельность медицинских сотрудников, возможно допустить, что она занимает важное место в их работе, воздействуя на результативность деятельности, становясь разнообразнее. В связи с этим просоциальность можно расценивать как один из ключевых критериев профессиональной пригодности специалистов. При этом комплексного исследования просоциальности в структуре профессионально важных качеств медицинских работников ранее не проводилось, в связи с чем очевидна значимость данной проблемы [149; 153; 160; 299].
В целом проблемным полем изучения профессиональной деятельности медицинских работников выступают:
- особенности профессионально-личностного развития студентов медицинского вуза и практикующих врачей (А.И. Артюхина, С.А. Лигер и др.), выпускников медицинских училищ (М.В. Меньшикова, Е.А. Нехайчик и др.);
- коммуникативные способности докторов (Л.Л. Алексеева, Л.А. Цветкова и др.);
- профессионально важные качества медицинских работников (В.А. Корзунин, В.Л. Марищук и др.), врачей (П.В. Безродная, И.И. Бенедиктов, А.П. Василькова, Л.А. Лещинский, Е.Б. Одерышева, Л.А. Цветкова и др.), динамика развития отдельных профессионально важных качеств на протяжении всей трудовой деятельности (В.А. Бодров, Е.А. Климов, Ю.П. Пова- ренков);
- поведение докторов (С.А. Лигер, А.А. Чазова и др.);
- профессиональная мотивация (М.Н. Демина, В.М. Зайцева и др.);
- синдром эмоционального выгорания у медицинского персонала (Г.С. Абрамова, Т.В. Большакова и др.);
- личность и профессиональная деятельность врача (В.А. Аверин, Л.Л. Алексеева, Б.Д. Карвасарский, В.А. Москалев, Т.И. Ронгинская, В.А. Храпик, Б.А. Ясько и др.);
- психологические аспекты врачебной деятельности (В.А. Ташлыков, В.А. Чулкова и др.) и социально-психологические факторы успешности деятельности врача (И.П. Гурвич, И. Харди и др.);
- психологическое сопровождение деятельности медицинских работников (М.А. Дерюшева, Л.И. Иванова).
Вследствие этого возможно резюмировать объективно существующую дилемму, требующую изучения, которая в обобщенном виде состоит в необходимости выявления просоциальности, характеризующегося проявлением эмпатии, заботливости, альтруизма, соблюдением социальных норм, помогающей деятельностью, что считается приоритетным при реализации важных свойств личности медицинских работников [27; 73; 87; 92; 99].
В свою очередь следует отметить, что сотрудники МЧС также относятся к помогающим профессиям. Профессия спасателя считается одной из самых опасных, так как связана с экстремальными ситуациями, риском для жизни и огромной ответственностью за других людей, характеризуясь резким возрастанием информационных и эмоциональных нагрузок, усложнением межличностных отношений и воздействием стрессогенных факторов (B.C. Артамонов, 2004; М.И. Марьин, 1996) [56]. Эффективность профессиональной деятельности сотрудников МЧС зависит как от генетически обусловленных свойств личности, так и от профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе работы (В.А. Бодров, 2000; О.Ю. Демченко, В.Ю. Рыбников, 2000; Г.М. Никифоров, 1995) [26; 58; 311].
В связи с особенностями трудовой деятельности сотрудник МЧС должен обладать определенными профессионально важными качествами: смелость, дисциплинированность, решительность, организованность, самодисциплина, пунктуальность, решительность; способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенность в себе, способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление, способность к длительному сохранению высокой активности; умение распределять и переключать внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, хорошая память, уравновешенность, самообладание при конфликтах, склонность к риску; развитые волевые качества; смелость; способность организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач; способность рационально действовать в экстремальных ситуациях; товарищество; стрессоустойчивость; чувство долга; патриотизм; хорошо развитые свойства ощущений и восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание); хорошо развитые свойства внимания; аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; ассоциативность мышления; наглядно-образное мышление; оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; стратегическое мышление; техническое мышление; хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти, умение прогнозировать ситуацию, умение работать в команде).
Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств снижает эффективность профессиональной деятельности, приводит к выгоранию и психосоматическим нарушениям работников (В.А. Бодров, 2004; В.Л. Марищук, 1998, 2002; В.А. Пономаренко, 1990, 2001; В.Ю. Рыбников, 2000) [26].
По мнению А.В. Осипова, профессионально важные качества сотрудников МЧС обусловлены индивидуальностью и формируются в процессе профессиональной деятельности [217], которые заключаются в постоянном столкновении с опасностью при оказании помощи, а помогающее поведение в свою очередь является компонентом просоциальности (рисунок 2.1).

Просоциальность в структуре деятельности

Рисунок 2.1 - Просоциальность в структуре деятельности
сотрудников МЧС

Однако анализ научных изданий позволяет судить о том, что проявление просоциальности сотрудников МЧС является малоизученным [92; 111; 305].
Несмотря на некоторые различия в психограммах сотрудников МЧС, можно выделить ряд элементов, их объединяющих и относящихся к проявлению просоциальности в структуре профессионально важных психологических качеств (таблица 2.3) [92; 99; 186; 194; 305].
Таким образом, анализ профессиограмм позволяет увидеть разнообразие взглядов к определению профессионально важных качеств сотрудников МЧС, в которых наблюдается неоднозначность исследовательских подходов (В.А. Бодров, Ю.А. Дежкина, С.А. Иващенко, А.В. Осипов, Ю.С. Шойгу) [169].
Таблица 2.3 - Трактовка и подходы к выделению профессионально важных качеств сотрудников МЧС

Автор (источник)

Профессионально важные качества сотрудников МЧС

http mozlice um.na.by/psiholog_ profes_voen-yur.php

cпособность быстро организовывать себя и других; высокий уровень развития воли; способность анализировать и сопоставлять факты; способность быстро принимать решения в зависимости от ситуации; быстрота реакции; физическая выносливость, сила; психическая и эмоциональная устойчивость; умение быстро переключать внимание; организаторские способности; умение убеждать. Личностные качества, интересы и склонности: порядочность, нравственность; организованность; наблюдательность; решительность; умение прогнозировать ситуацию; требовательность к себе и людям; умение быстро ориентироваться в обстановке; физическая и психическая выносливость; эмоциональная устойчивость, выдержанность

А.В. Осипов, 2009 [217]
http do.gendocs.ru/ docs/index- 75547.html?page=11

активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, высокая поисковая мотивация, быстрота в принятии решений, совестливость, обязательность, скромность, смелость, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенность в себе, способность принимать решение при недостатке необходимой информации, способность к длительному сохранению высокой активности; умение распределять и переключать внимание, хорошая память, уравновешенность, самообладание при конфликтах, склонность к риску и т.д.

В.А. Бодров, 2005 [26]

повышенная активность, достаточно высокая самооценка, упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей деятельности

С.А.        Иващенко,
2003 [83]

высокая самооценка, уверенность в себе и своих силах, высокий уровень организации интеллектуальной деятельности, эмоциональная стабильность, экстраверсия, умеренно выраженный уровень, низкий уровень личностной и ситуативной тревожности, высокий самоконтроль

Ю.А.         Дежкина,
2008 [56]

склонность к риску, нервно-психическая устойчивость, стрессоустойчивость, самообладание и настойчивость, личностная и ситуативная тревожность, уровень невротизации, ответственность и интеллектуальные способности

Ю.С. Шойгу, 2003 [311]

способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценить степень важности поступающей информации; оперативность мыслительных процессов; развитое пространственное мышление; активность; умеренная склонность к риску, склонность к соблюдению общественных и групповых моральных норм; высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; толерантность к стрессу и фрустрации; оптимальный уровень личностной и ситуативной тревожности; умение работать в команде

Исходя из этого, можно выделить профессионально важные качества (сотрудников МЧС), относящиеся к проявлению просоциальности: ответственность, товарищество, чувство долга, совестливость, обязательность, соблюдение моральных норм. И дополнить следующими компонентами: соблюдение социальных норм (взаимности, справедливости, ответственности), альтруизм, сострадание.
Следующим представителем помогающих профессий являются сотрудники правоохранительных органов. Исключительная сложность деятельности органов правопорядка диктует высокие требования к профессиональной подготовленности, что оказывает влияние на формирование у них определенных ПВК и исследование в данном направлении носит фрагментарный характер, в том числе просоциальное поведение сотрудников МВД является малоизученным, так как психологическая служба в силовых системах появилась сравнительно недавно и, следовательно, изучения специфики профессионально важных качеств сотрудников правоохранительных органов до этого времени практически не проводилось [112].
Начиная с 90-х гг. XX в. по наши дни актуальность проблемы повышения результативности профессионально-психологической подготовки и деятельности сотрудников подразделений органов внутренних дел обусловливает усиление внимания ученых и практиков к поиску путей ее решения. Отдельные аспекты этой проблемы нашли отражение в специальной литературе (Н.В. Андреев, О.В. Большакова, Ю.Н. Голованов, Н.Х. Ещенко, В.М. Мельников, И.И. Лацакула). Проблемами формирования профессионально важных качеств у сотрудников спецподразделений органов внутренних дел занимались Н.В. Астафьев, В.Г. Колюхов, Ю.Н. Назаров. Исследованиям отдельных сторон профессионально-психологической подготовки разных категорий сотрудников органов внутренних дел к деятельности в экстремальных условиях посвящены работы С.П. Безносова, А.А. Бородич, А.М. Буланова, А.А. Волкова, В.К. Коломейца, О.А. Конопкина, Е.П. Клубова, М.И. Марьина,
А.И. Лапкина, В.Л. Повзика, В.И. Постоева, А.П. Самонова, О.Е. Сапарина, Б.П. Скобелева. Последний научный труд по морально-психологической подготовленности сотрудников органов внутренних дел принадлежит Е.Н. Соколовой. Изучением профессионально-психологической подготовленности сотрудников спецподразделений занимались В.Ф. Дубяга, И.С. Барчуков, А.Ю. Федотов. При этом особенности проявления просоциального поведения сотрудниками правоохранительных органов в исследованиях затронуты не были [98].
Для успешного выполнения профессиональных действий сотру дни- ков правоохранительных органов необходимо иметь определенные профессионально важные качества (таблица 2.4). Однако они отражают лишь некоторые элементы просоциальности (проявление ответственности, добросовестности, способности к эмпатии).


Таблица 2.4 - Сравнительный анализ профессионально важных качеств сотрудников правоохранительных органов

участковый инспектор милиции

сотрудники оперативнорозыскной деятельности

сотрудники по дознанию и расследованию преступлений

работники патрульнопостовой службы

охранная
деятельность

профессиональная наблюдательность; уравновешенность, самообладание при конфликтах;
способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;
тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека; умение отстаивать свою точку зрения;
способность к воссозданию образа по словесному описанию;
умение делать выводы из противоречивой информации; память на внешность и поведение человека; способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми

повышенная ответственность за свои действия ("отсутствие права на ошибку");
способность к интенсивной
межличностной
коммуникации с
асоциальными и
криминальными
личностями;
высокая
психофизиологическая выносливость; способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение; постоянная интеллектуальная активность (анализ непрерывно меняющейся информации, удержание в памяти большого количества фактов);
способность к ролевому перевоплощению, речевая находчивость

развитое             правосознание;
честность;                мужество;
принципиальность; добросовестность; исполнительность, дисциплинированность; развитая                               мотивация
достижения; выраженная мотивация
самоактуализации и др.; высокий уровень интеллекта; гибкость                         мыслительных
процессов;               творческое
мышление;
наблюдательность; умение прогнозировать; развитая интуиция; хорошая память; развитое              произвольное
внимание и др.; умение устанавливать
психологический контакт, владение коммуникативной техникой                 поведения;
наличие организаторских качеств и др.; устойчивая и адекватная самооценка; самостоятельность и независимость; ответственность; самоуважение и др.

наличие определенного жизненного и профессионального опыта; интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии; уверенность в себе, настойчивость, способность к противодействию нарушителям правопорядка; наблюдательность; способность к усвоению новых знаний, обучению; активная личностная позиция; мотивация достижений; оперативность в принятии решений; требовательность; контроль над агрессивностью и др.

наблюдательность и внимание (устойчивость внимания; распределение внимания; хороший объем внимания; умение видеть малозаметные изменения на охраняемом объекте; эмоциональная устойчивость;
самообладание; упорство в преодолении возникающих трудностей; высокая активность;
ответственность; самокритичность и др.; способность принять решение при недостатке информации; способность найти целесообразную в зависимости от ситуации форму общения; умение согласованно действовать с другими сотрудниками и др.; хорошая зрительная память на обстановку охраняемого объекта, на внешность и поведение человека и др.; быстрое действие в условиях дефицита времени


Так, эффективность правоохранительной деятельности имеет следующие характеристики: продуктивность, выражающуюся в количественных и качественных результатах деятельности; скорость, отражающую быстроту, четкость и организованность действий; темп деятельности, определяющий соотношение «энергичных» участков и спадов в деятельности работника в течение фиксируемого периода времени; полноту, зависящую от объема реализованных действий, необходимых для успешного выполнения деятельности; стабильность, отражающую успешность выполнения деятельности работника в течение длительного периода времени и сохранение устойчивой результативности деятельности.
Одной из наиболее востребованных обществом среди других помогающий профессий является деятельность социального педагога, так как в условиях динамичности социальных процессов и общественных отношений, воздействия рисков и стрессогенных факторов, увеличения числа неблагополучных семей, девиаций детей и подростков возрастает потребность в специалистах, умеющих работать с разными категориями населения. Оказание помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, связано с проявлениями просоциальности работников социономических профессий.
В настоящее время процесс изучения особенностей профессиональной деятельности и формирование профессионально важных качеств специалистов для социальной деятельности как предмет исследования вызывает интерес у многих авторов. Так, ряд исследовательских работ направлен на выявление специфики и принципов профессионального подбора социального педагога (З.И. Васильева, Ф.Н. Гоноболин, С.А. Расчетина и др.), подчеркивается значимость содержательно-педагогических, программных аспектов их подготовки (Е.Б. Балыдина, Н.П. Клушина, М.А. Копыгина, В.Б. Никишина, А.Ю. Чернов и др.), формирования его профессионально - значимых качеств (К.В. Бакланов, Е.Ю. Максимова, B^. Масленникова и др.) и их совершенствования в системе высшей педагогической школы (В.Н. Келасьев, Н.М. Полуэктова, О.Б. Сосновская, Е.Н. Холостова, И.В. Яковлева и др.), выявления проявлений компонентов структуры профессионального мастерства (Е.А. Аксенова, Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев и др.) и достижения профессиональной компетентности (Н.В. Барабошина, М.В. Новикова, О.А. Овсяник и др.) [64; 107].
Одним из основных критериев отбора социальных педагогов является выделение и характеристика профессионально важных качеств, необходимых для решения трудовых задач, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать требованиям профессии [64].
Присутствует достаточно большой «разброс» и разнообразие позиций по выделению и оценке личностных качеств социального педагога, которые позволяют осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне. Это гуманистическая направленность, личная и социальная ответственность, проявление добра и справедливости, собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптивности [299].
В целом М.А. Галагузова и другие исследователи разделяют личностные качества социального педагога на следующие группы:
психофизиологические качества, от которых зависит предрасположенность к данному виду деятельности (они отражают психические процессы и психические состояния). Внимание, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, импульсивность, настойчивость, последовательность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д.;
психологические качества, характеризующие социального работника как личность: самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также сюда включены и стрессоустойчивые качества; высокий уровень протекания психических процессов, эмоциональных и волевых характеристик, устойчивые психические состояния;
психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие и другие;
моралъно-этические (гуманистические) качества: честность, доброта, альтруизм, терпимость, справедливость, тактичность, конфиденциальность, скромность, ответственность, открытость, чувство собственного достоинства и др. [39];
психоаналитические качества: самоконтроль, самокритичность, самооценка.
Следует отметить, что не всегда четко разделяют личностные и профессиональные качества, так как в обоих случаях выделяются порой одни и те же характеристики [25; 242].
В свою очередь в исследованиях Ф.Н. Г оноболина выделяются следующие профессионально значимые качества социального педагога: способность понимать ученика, педагогический такт, способность убеждать людей, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них [46].
И.В. Петренко в своей работе выделяет следующие профессионально важные качества: коммуникабельность, деликатность, тактичность в общении, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, милосердие, эмпатия, организаторские способности, способность оказывать поддержку другому человеку и стимулировать его на развитие собственных сил, бескорыстность, честность, ответственность, высокая нравственность, инициативность, работоспособность, настойчивость [223].
В целом выявлено, что структура профессионально важных качеств социального педагога включает следующие компоненты: организаторский (организаторские способности, лидерство, ответственность, ориентация на служение, креативность), регуляторный (моральная нормативность, поведенческая регуляция, отсутствие склонности к риску), мотивационный (мотивация достижения, ориентация на стабильность места работы), эмоционально-волевой (эмоционально-волевая устойчивость, адаптационный потенциал), социально-перцептивный (эмпатия, социальная чувствительность) [107; 130; 284; 298].
Кроме того, существуют практически единичные работы, касающиеся проявлений просоциальности у социальных педагогов. А проявлением просоциальности считается наличие эмпатии, сопереживания, заботы, доброты, альтруизма, ответственности, справедливости - всего того, что относится к личностным и профессиональным качествам социального педагога [156].
Для них, как считает Т.И. Брессо, необходима просоциальная мотивация, понимаемая как целостная система побудительных процессов, обладающих социальными последствиями и классифицируемых как социально полезные действия. Это процесс, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм профессиональной деятельности как совокупной системы побуждений, отвечающих за выбор и осуществление социономической деятельности на благо других людей и общества в целом [32]. Социальным педагогам необходимо также сформировать навыки просоциального поведения не только у себя, но и у людей, которые, в силу определенных причин, не следуют социальным нормам [87].
Значимой для сегодняшнего этапа структурирования психологического знания является проблема гуманистической направленности и нравственной ответственности. В современном обществе повышается социальная значимость помогающих профессий, среди которых психолог является одним из наиболее востребованных специалистов. Обобщение и систематизация данных по проблеме его профессионально важных качеств (ПВК), выявление сторон и форм проявлений просоциальности как одного из основных качеств выступают задачей актуальной и своевременной. Несмотря на проработанность многих вопросов, до сих пор теория и практика не имеют четких ориентиров в отношении профессионально важных качеств психолога [301]. Их решение способствует эффективному взаимопониманию с окружающими, позволяет сбалансировать негативные аспекты межличностных отношений, служит морально-нравственному росту личности специалиста.
Следует отметить, что психолог является одной из социономических профессий типа «человек-человек», в основе которой лежит просоциальность, направленная в первую очередь на оказание помощи. Так, исследования зарубежных ученых позволяют рассматривать различные типы помощи, в которой нуждаются люди (C.E. Cutrona & D. Russell, 1990;
C. E. Cutrona, P.A. Shaffer, K.A. Wesner & K.A. Gardner, 2007), сосредотачиваясь на оптимальном соответствии социальной поддержки целям нуждающегося в помощи человека, а это является важным в работе психолога [145; 154; 155; 372]. Знание, как помочь другому человеку, - это не просто
знание, а еще и наличие качеств, включенных в компоненты просоциальности (P.E. Shrout, C.M. Herman & N. Bolger, 2006).
В психологических исследованиях сложились предпосылки, позволяющие осуществить теоретическое осмысление указанной проблемы. К таким предпосылкам следует отнести анализ направлений изучения и выделения профессионально важных качеств психологов [37; 73; 87; 119] (таблица 2.5).


Таблица 2.5 - Психологические исследования профессионально важных качеств психологов

Исследователи (авторы)

Направления исследования

А.А. Абрамова, Т.П. Гаврилова, А.А. Деркач, Е.П. Ильин, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.С. Романова

Профессионально важные качества психологов

Л.И. Анцыферова, Н.И. Рейнвальд и др.

Основные (доминирующие) и специальные качества психологов

В.И. Долгова, Т.А. Казанцева, Ю.Н. Олейник

Эталонная модель ПВК педагога- психолога

Г. Бардир, М.С. Битянова, А.Л. Венгер, И.В. Дубровина, А.И. Захарова, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, A.M. Прихожан, В.Э. Пахальян, И. Ромазан, Т.И. Чиркова, Е.А. Чередникова, У.В. Ульенкова, Л.А. Фридман

Особенности организации труда психолога в условиях образовательных учреждений

В.В. Кулишов

Теоретическая модель профессионально важных качеств военного психолога


Профессионально важные качества психолога изучаются и определяются как индивидуальные особенности субъекта, их можно рассматривать с разных сторон, учитывая многогранность проявлений и характер их выраженности [147; 148]:
• индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения (В.Д. Шадриков);
• психологические качества, относящиеся к субъектнодеятельностным качествам психолога, которые необходимо рассматривать в аспекте профессионально-личностного развития [108; 115];
• качества, влияющие на эффективность осуществления его труда и выступающие в роли тех внутренних условий, «проходя» через которые внешние характеристики и требования деятельности преобразуются в компетентность педагога-психолога [243];
• инвариантные профессионально важные качества педагога- психолога понимаются как совокупность знаний, умений, навыков, социально востребованных качеств и способностей личности, позволяющих ему более успешно решать актуальные задачи во всех направлениях профессиональной деятельности [301].
Проведенный анализ профессиональной деятельности психолога выявил, что по сути своей эта профессия ориентирована на помощь другим людям в решении их самых сложных жизненных проблем (И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников). Как отмечает И.Г. Кочетков, профессионально важные качества представляют систему, в которой обнаруживается совокупность элементов, находящихся в определенных содержательных отношениях и связях между собой, тем самым образуя структурную целостность и единство. По своему содержанию она является преимущественно личностной [115]. Поэтому автором выявлены такие общие профессионально важные качества психолога, как эмпатия, эмоциональная устойчивость, коммуникативность, организаторские способности, ответственность, желание помочь другим, постоянная работа над собой, терпимость, способность понять другого, высокий интеллект, способность к прогнозированию, творческое мышление [281].
Как отмечает А.А. Лебедева, субъективная значимость и иерархичность профессионально важных качеств психолога-консультанта, с точки зрения российских и зарубежных экспертов, включает ответственность, наблюдательность, эмпатию, мыслительные свойства, креативность, коммуникативные свойства [113; 175].
С. Романова среди качеств, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности психологов, выделяет следующие: высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; высокий уровень развития переключения и распределения внимания; хорошее развитие образной и словесно-логической памяти; высокий уровень развития образного мышления; развитие логического мышления; хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память); коммуникативные способности; умение слушать; вербальные способности; ораторские способности; способность к самоконтролю; высокая степень личной ответственности; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; любознательность и обучаемость; тактичность, воспитанность; склонность к сопереживанию; инициативность; целеустремленность, настойчивость; интуиция, умение прогнозировать события; умение хранить тайну; творческое начало; эрудированность [242].
Ряд авторов (А.А. Бодалев, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящева) включают в профессионально важные качества психолога эмпатию, креативность, самообладание, психологическое мышление, рефлексию, умение ставить себя на место другого, развитую интуицию, высокую ответственность [3].
Что касается личностных характеристик, то, по мнению С.В. Костина, такими могут являться: внимательность к индивидуальным вариантам психического развития ребенка, педагогический оптимизм, эмпатия, стремление к познанию себя и других, способность эмоционально притягивать к себе людей, повышенное чувство ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей компетентности, общая эрудиция, гибкость, работоспособность, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, порядочность, честность, морально-нравственная чистоплотность [87].
Вариативный набор профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога, по Е.Г. Ромицыной, может быть представлен следующим образом: общечеловеческие (гражданственность, нравственность, интеллигентность, трудолюбие, человеколюбие, высокоразвитый интеллект), профессионально-отраслевые (коммуникативные, организаторские, диагностические, ценностно-этические, рефлексивные, творческие), профессионально-специфические (социабельность, эмпатийность, тактичность, стрессоустойчивость, толерантность эмоциональная привлекательность) качества [243].
В соответствии с Единой структурированной номенклатурой психограмма психолога описывает профессионально важные качества, необходимые в их служебной деятельности (Г.М. Зараковский, И.Н. Чунаева, В.А. Жильцов, С.Ю. Шустова, А.Л. Волокитин) [95; 120; 299].
1. Ценностно-побудительные качества личности: альтруизм, чувство долга; склонность личности к сотрудничеству; потребность в общении и др.
2. Регуляторные качества личности: самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность в работе, организованность, самодисциплина, ответственность, трудолюбие, целеустремленность, терпеливость, эмоциональная уравновешенность, оптимизм, самообладание, самоконтроль и др.
3. Общие операциональные качества: цветовая и слуховая дифферeн- циaльнaя чувствительность, речевой слух; зрительная долговременная и оперативная память; способность к образному представлению процессов, явлений; аналитичность и синтетичность, логичность, оперативность; вербальность мышления; объем, концентрированность, устойчивость во времени, переклю- чаемость, способность к распределению, помехоустойчивость внимания и др.
4. Специальные операцональные качества взаимодействия с людьми: общительность, дружелюбие, отзывчивость, дипломатичность и др.
5. Энергопластический потенциал индивида: активность, умственная работоспособность, выносливость.
6. Регуляторные качества организма: переносимость динамических и статических физических нагрузок, умение сохранять работоспособность при развивающемся утомлении.
7. Анатомические и внешне эстетические качества: презентабельность.
Для психологов-практиков характерна готовность к контактам, умение их поддерживать, сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения, эмоционально притягивать к себе других людей, интеллектуальность, высокая чувствительность, ответственность, опора на себя при принятии решений. Профессионально успешных психологов-практиков, занимающихся дифференциально-диагностической и психокоррекционной работой, отличают высокий вербальный интеллект, интуиция, эмпатия, развитые коммуникативные способности, у них высокие показатели поисковой активности и индивидуализма, высокие баллы как по формальнологическим интеллектуальным пробам соотносятся с более выраженными чертами абстрактного гуманизма и демонстративности при меньшей мягкости и способности к состраданию [162].
Из этого следует, что требования к профессиональным качествам обеспечиваются совокупностью качеств личности, которые содержат основные или инвариантные для психолога характеристики психологов [301]. Очевидным становится, что основными профессионально важными качествами психолога различной направленности являются эмпатия, отзывчивость, альтруизм, ответственность, желание оказывать помощь. Именно эти характеристики служат структурными компонентами проявлений просоциальности, однако исследований, где раскрывались бы такие особенности, на данный момент не выявлено [302].
Таким образом, любая деятельность реализуется на базе системы ПВК и требует определенной их совокупности, которая является их закономерно организованной системой и специфична для той или иной деятельности. Она не задана в готовом виде, а формируется у субъекта в ходе освоения им деятельности.
Анализ психограмм специалистов помогающих профессий (медицинских работников, психологов, социальных педагогов, сотрудников МВД и МЧС) позволил определить общие ПВК: готовность прийти на помощь, ответственность, отзывчивость, эмпатия, доброта, справедливость. В том числе основными ПВК специалистов системы «человек-человек» являются: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, устойчивое самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, умение сдерживать эмоции, умение слушать и учитывать мнение другого человека, аккуратность, собранность и т.д. Вышеуказанные качества проявляются в зависимости от специфики выполняемых задач и связаны с успешностью профессиональной деятельности [110].
Так, профессионально важные качества относятся к качествам высокой степени обобщенности и многокомпонентным и являются деятельностноспецифичными. Они отвечают структуре деятельности и выступают в качестве системных образований. Отражая специфику деятельности и, как следствие, демонстрируя высокую корреляцию с ее результативными параметрами, интегративные профессионально важные качества вместе с тем соотносятся с просоциальными проявлениями. Показано, что ПВК в качестве компонентов пригодности, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач, принято рассматривать как более или менее интегральные единицы анализа (Толочек, 2005; Собчик, 2002; Шадриков, 1994) [54].

 


 


3 Структура просоциального поведения личности специалистов, ориентированных на оказание помощи


Профессии, ориентированные на оказание помощи (помогающие профессии), предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, а это напрямую связано с проявлением просоциального поведения.
Для качественного осмысления изучаемого феномена считаем необходимым начать анализ с описания основных компонентов структуры просоциального поведения. Заметим, что в выделенных и изученных психологической наукой видах человеческого поведения, от обрядового до экономического, ясно прослеживается трехкомпонентная структура, включающая в себя когнитивный, аффективный и практический блоки.
Так, основой «модели специалиста» помогающих профессий являются психологические детерминанты просоциального поведения, к которым относятся определенные содержательные (личностные) и функциональные (динамические, ситуативные) характеристики (предназначены для изучения особенностей работы (функционирования) системы и ее назначения во взаимосвязи с внутренними и внешними элементами) в совокупности определяющих направленность личности в помогающей профессии (см. рисунок 2.1).

важные каческтва

Рисунок 2.2 - Теоретическая модель содержательно-функциональной наполненности просоциального поведения специалистов помогающих профессий


Так, на основе теоретического анализа была разработана модель содержательно-функциональной наполненности просоциального поведения специалистов помогающих профессий [115; 119], при построении которой изначально использовались следующие компоненты:
- эмоционально-аффективный, когнитивно-личностный, поведенческий (деятельностный) и мотивационный (Н.В. Кухтова, В.В. Кулешов, П.А. Иванов, О.Е. Игнацкая, Д. Майерс) (1 блок модели) (рисунок 2.2);
- система профессионально важных качеств, которая представляет собой совокупность данных качеств помогающих специалистов (элементов системы), находящихся в определенных содержательных отношениях и связях между собой (структура системы) и образующих определенную целостность, единство (2 блок).
1. Структурные компоненты просоциального поведения специалистов помогающих профессий:
1) Мотивационный компонент - включает профессиональную направленность личности, гуманистические ценностные ориентации, высокий уровень мотивации альтруизма в совокупности устойчивых доминирующих мотивов. В данном случае специалист реализует деятельность, связанную с просоциальным поведением, обеспечивая профессиональную позицию, выступая движущей силой как в повседневной жизни, так и в ситуации нестандартного решения и личностного роста, базируясь на альтруистической мотивации. Так, просоциальное поведение состоит в том, чтобы принести пользу коллегам и «клиентам» посредством обеспечения помощи в решении соответствующей проблемы, трудностей, как правило, на основе альтруизма, направленности личности на других, на общее дело, что является преобладающим в данном аспекте и обеспечено побуждающе-направляющей функцией.
2) Когнитивно-личностный компонент - состоит из рефлексии, компетентности (уровень знаний, умений, навыков, достаточный для успешной профессиональной деятельности), высокого уровня эмпатии, общительности и ориентирует личность не на рассмотрение внешних поведенческих проявлений других людей, а на познание их внутреннего содержания (смысловое назначение действия, психологические причины затруднений). Данный компонент объединяет профессиональные и ситуационно обусловленные знания, необходимые для принятия решения, в которых проявляются личностные особенности специалистов: познавательная активность, общительность, эстетическая впечатлительность, интроверсия и другие, определяющиеся знаниями, децентрацией, в контексте профессиональной роли. Так, в когнитивном компоненте происходят осознание, осмысление просоциального поведения, логическая оценка его значимости и т.п. [81].
Когнитивно-личностный компонент реализуется через идентификационную функцию, осуществляясь посредством выражения просоциальной идентичности, как совокупность личностных характеристик, отражающих моральные суждения и определяющих рефлексивность действий для оказания помощи окружающим людям, которое имеет значение как в плане достижения самоидентичности, личностного роста, самопознания и духовности, так и для реализации эвристических целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий и различных средств массовой информации [42; 129; 131]. Данная функция может выражаться как социальная идентичность, личная идентичность, Я-идентичность.
3) Эмоциональный (аффективный) компонент - позволяет судить о нервно-психической устойчивости согласно нормам профессиональной пригодности, сбалансированности личностных качеств; умении личности понимать собственные чувства и эмоциональные состояния других людей; эмпатии, сопереживании, сочувствии, связанным с эмоциональной сферой личности (М. Девис, А.К. Маркова, Н.В. Яковлева). Так, осмысление эмоционального (аффективного) компонента просоциального поведения личности, эмпирический поиск его составляющих провели такие исследователи, как N. Eisenberg, C.D. Batson, Т.П. Г аврилова, К.Я. Джус, Л.П. Калин- ский, Т.Д. Карягина, Дж. Кок, S.H. Schwartz и др., и пришли к выводу о том, что эмоциональной основой просоциального поведения можно считать эмпатию. Заметим, что хотя эмпатийная составляющая является важным компонентом эмоционального блока просоциального поведения личности, однако, как замечает Т.Д. Карягина [3], сама трактовка феномена в современной академической науке обнаруживает неопределенность термина, противоречивость подходов и концептуализаций.
В свою очередь развитые волевые качества: целеустремленность, дисциплинированность, организованность, ответственность, инициативность, исполнительность, терпимость, самопожертвование - включают в данный компонент социальные установки, опыт и систему отношений личности [184]. При этом Б.И. Додоновым выделены типы общей эмоциональной направленности как склонности людей испытывать различные эмоции и на их основе поступать определенным образом, создавая необходимые эмоциональные ситуации. Альтруистический тип просоциального поведения является ведущим и проявляется во взаимосвязи эмоционального компонента с мотивационным.
Следует отметить, что «просоциальное развитие личности происходит через эмоциональное отношение к другому» человеку (О.Е. Игнацкая) и включает в себя чувства, которые испытывает человек в отношении других людей, и эмоции, отражающие их оценку. Основу данного компонента составляют проявления эмпатии: забота, сострадание, децентрация, сопереживание, личностный дистресс. Как отмечает П.А. Иванов, «эмоции, которые испытывает индивид по отношению к просоциальному поведению». Данный компонент реализуется через интегрирующе-регулятивную функцию.
4. Поведенческий (деятельностный) компонент - реализует определенный способ взаимодействия с окружающими людьми [4; 278] и понимается как сочетание умений и навыков, в частности коммуникативных и конфликтологических (И.В. Макаровской, Е.А. Матюшковой, Л.Л. Михайловой). Данный компонент предполагает оказание помощи, соблюдение нормативных требований в процессе профессиональной деятельности, своевременное обновление арсенала необходимых средств и принятие ответственного профессионального решения. В основе лежат социальные нормы и помогающее поведение и, как следствие, проявление определенного типа просоциального поведения. Кроме того, данный компонент включает развитые моральные качества, доброжелательность, порядочность, отзывчивость, искренность, самоконтроль [119]. По мнению П.А. Иванова, деятельностный компонент отражает следующее: «просоциальные поступки, совершаемые индивидом, опыт данных поступков». Так, этот компонент выражается в демонстрационно-коммуникативной функции, что способствует реализации стратегий поведения при оказании помощи и индивидуальной ответственности за последствия своих поступков.
При этом обращение внимание к доминированию когнитивного компонента в отражении эмоционального состояния другой личности стало характерно для адекватного его понимания. В свою очередь, выраженность эмоционального позволяет судить о преимущественно эмоциональном отклике человека на переживания другого. В поведенческом компоненте является ведущим понимание эмоционального состояния другого человека и оказание активной поддержки другому человеку. В целом О.Е. Игнацкая предлагает структурную модель просоциальной направленности личности, в которую включены: ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный и эмоциональный компоненты. При этом мотивационный компонент сводится к регулятивной функции, что в большей степени отражается в поведении.
2. Система профессионально важных качеств
В основе данной системы находятся профессионально важные качества - индивидуальные качества, влияющие на эффективность деятельности и ее успешность. В соответствии с принципами системного и комплексного подхода к диагностике свойств человека и цели исследования, ПВК классифицируются исходя из иерархической структуры свойств человека [219].
Так, приступая к освоению деятельности, специалисту присущи определенные психические свойства, часть из которых являются профессионально важными. Таким образом осуществляется механизм перехода психического свойства в профессионально значимое качество и характеризуется соответствующим уровнем развития функциональных и операциональных механизмов [115; 297]:
- уровень психических свойств: эмоциональная устойчивость, непротиворечивая Я-концепция, способность к прогнозированию, интеллект;
- уровень социально-психологических свойств: эмпатия, коммуникативность, организаторские способности, ответственность, способность понять другого;
- уровень социальных свойств (с мировоззрением человека): терпимость, желание помочь другим, стремление к благосостоянию, развитию и совершенствованию других людей;
- уровень соматических, психофизиологических свойств, психических состояний и психических процессов. Однако в настоящем исследовании этот уровень не рассматривается, так как данные свойства относятся к медицинской области исследований, среди ПВК не выделяют специфических качеств физической и физиологической организации тела, а также не затрагивают проявления просоциального поведения
К факторам, влияющим на систему профессионально важных качеств, относятся индивидуальные особенности субъекта, социальное окружение, специфика деятельности, опыт, личностные диспозиции (сострадание, заботливость, чувство долга, ответственности).


Вывод по главе 2


Оказание помощи является основой помогающих профессий и подразумевает под собой аффективное, познавательное и волевое измерение, имеющее синергетический эффект, составляющими элементами которого выступают забота, сострадание, эмпатия и альтруизм.
Типология просоциального поведения специалистов, ориентированных на оказание помощи, может рассматриваться в зависимости от [152]:
- вида профессиональной деятельности: психологическая, медицинская, правоохранительная, чрезвычайная (экстремальная) и т.д.;
- формы оказания помощи: публичная-анонимная, экстренная-
отсроченная, опосредованная-непосредственная, групповая-индивидуальная;
- характера принимающей стороны: принятие-отвержение, активность-пассивность, эгоизм-альтруизм, затраты-вознаграждение, мотиви- риванная-немотивированная;
- способа управления: целеполагание, мотивация, направленность реагирования.
Рассмотрены основные направления изучения формирования подсистемы ПВК в рамках концепции системогенеза деятельности (Шадриков, 1980, 1982, 1994). Подсистема деятельностно важных качеств составляет один из основных функциональных блоков психологической системы деятельности, наряду с мотивами, целями, программами деятельности, ее информационной основой и блоком принятия решений (Шадриков, 1982). В процессах системогенеза деятельности ПВК и их системы выступают в роли внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности. Индивидуальные качества, из которых
строится функциональная система, не остаются неизменными в процессе деятельности, а приобретают черты оперативности или тонкого приспособления к ее требованиям (Ошанин, 1977).
Анализ психограмм специалистов помогающих профессий (медицинских работников, психологов, социальных педагогов, сотрудников МВД и МЧС) позволил определить общие ПВК: готовность прийти на помощь, ответственность, отзывчивость, эмпатия, доброта, справедливость. В том числе основными ПВК специалистов системы «человек-человек» являются: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, устойчивое самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, умение сдерживать эмоции, умение слушать и учитывать мнение другого человека, аккуратность, собранность и т.д. Вышеуказанные качества проявляются в зависимости от специфики выполняемых задач и связаны с успешностью профессиональной деятельности.
Так, основой «модели специалиста» помогающих профессий являются психологические детерминанты просоциального поведения, к которым относятся определенные содержательные (личностные) и функциональные (динамические, ситуативные) характеристики (предназначенные для изучения особенностей работы (функционирования) системы и ее назначения во взаимосвязи с внутренними и внешними элементами), в совокупности определяющие направленность личности в помогающей профессии.
Разработана теоретическая модель структурно-функциональной наполненности просоциального поведения специалистов помогающих профессий, которая включает в себя: эмоционально-аффективный, когнитивно
личностный, поведенческий (деятельностный), мотивационный компоненты. А также систему профессионально важных качеств, которая представляет собой совокупность данных качеств помогающих специалистов (элементов системы), находящихся в определенных содержательных отношениях и связях между собой (структура системы) и образующих определенную целостность, единство, и содержит в себе: социальные, социально-психологические, психические свойства и личностные диспозиции.

Начало Основные теоретико- методологические подходы к проблеме просоциального поведения

Источник: Кухтова, Н.В. Психология просоциального поведения в современных иссле дованиях : монография / Н.В. Кухтова. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2021. - 162 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.