На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Основные теоретико- методологические подходы к проблеме просоциального поведения
Основные теоретико- методологические подходы к проблеме просоциального поведения
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Основные теоретико- методологические подходы к проблеме просоциального поведения
Модели просоциального поведения в психологии
Структурные компоненты просоциального поведения личности
Все страницы

1. Феномен просоциального поведения: дефиниции, теории и подходы

Развитие представлений о просоциальном поведении в психологии началось на Международном психологическом конгрессе в Лейпциге (XXIInd International Congress of Psychology, 1980). Позже было введено в психологическую практику J. Bryan, M. Test, D. Rosenhan & G. White автономно друг от друга для позитивных форм социального поведения. В зарубежной психологии в области изучения термина «просоциальное поведение» довольно часто встречаются такие понятия, как «альтруистическое поведение», «помогающее поведение», «кооперативное поведение» [76]. Вместе с тем существуют однозначно трактуемые дефиниции просоциального поведения, отражающие способ позитивного поведения. В частности, «действия, направляемые на то, чтобы способствовать благополучию других людей», по мнению Н. Heckhausen и Н.Е. Luck, одновременно относятся к помогающему поведению (поведение оказания помощи), альтруистическому поведению и просоциальному поведению. Зарубежные исследователи (R. Bergius, R. Gunther, M. Limbourg, R. Bergius, D. Schneider, W. Herkner) не разграничивают понятий помогающего и альтруистического поведения, равнозначно их понимая [4].

Кроме того, схожими определениями являются «альтруистическое поведение», «помогающее поведение», «гуманное отношение». Российские исследователи В.В. Абраменкова (2000), Б.С. Братусь (1997), Ф.Е. Василюк, Т.П. Гаврилова (1974), В.Н. Куницына (2001), Т.А. Маркова, Е.Э. Шишлова, М. Юсупов, В.А. Ядов (1995) и другие, рассматривая понятие «гуманные отношения» (как эквивалент просоциальному поведению), описывают их как отношения взаимопомощи, солидарности, соучастия, активного «сопереживания общих ценностей», которые реализуются в общении людей и их совместной деятельности [255; 319]. В большей степени такое поведение ведет к благополучию другого человека, чем самого субъекта, и обусловлено не внешним социальным давлением и не присутствием человека, а наличием у субъекта помощи ряда душевных качеств (личностных диспозиций) - сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности. Гуманность также определяется как система установок на объекты социального окружения, обусловленная нравственными нормами и ценностями самой личности.
При этом просоциальное поведение соотносится с «помогающим поведением» (D. Krebs, 1982; R.B. Cialdini, N. Eisenberg, R. Shell, H. McCreath, 1987; Y. Bar-Tal, 1992; N. Eisenberg, G. Carlo, B. Murphy, P. Van Court, 1995; N. Eisenberg, T.L. Spinrad, A. Knafo-Noam, 2015). Например, R.B. Cialdini, D.T. Kenrick, N. Eisenberg и J.M. Houston полагают, что просоциальное поведение шире помогающего, так как его диапазон простирается от мимолетной любезности через благотворительную деятельность до помощи человеку, оказавшемуся в трудной ситуации (Ильин, 2013,
J.M. Houston, W. Stroebe, 2004). В свою очередь Е.П. Ильин также указывает на то, что необходимость подчеркивания характера помощи существует, так как она может носить как просоциальный, так и антисоциальный характер (помочь сбежать преступнику, украсть что-либо и т.п.) [67; 86; 324].
Развитие представлений о просоциальном поведении можно увидеть, проанализировав его определения, диапазон которых достаточно широк, и, в частности, это означает:
• любые действия с целью принесения пользы другим людям (существу) (D.T. Kenrick, N. Eisenberg, R. Cialdini, E. Aronson, T. Wilson) [11; 207], а также способы реагирования на людей, которые проявляют симпатию, сотрудничество, помощь, содействие, альтруизм (V. Zanden, W. James) [375];
• интенции (намерения) снять или ослабить трудное положение другого человека через пожертвование или оказание любезности (G. Baumann, P. Holfort, Schuch, H.E. Luck);
• вид поведения, где приоритетной задачей ставится помощь другим людям, при этом основным является заботливое отношение;
• поведение, которое заключается в проявлении сопереживания, эмпатии и заботы о других, а также стремлении сделать общество в целом лучше;
• позитивная форма социального поведения (J. Bryan, M. Test) [247];
• особый тип поведения, которое ориентировано на оказание помощи другому без извлечения собственной материальной выгоды, поэтому часто его отождествляют с помогающим поведением (М.И. Логвинова, Т.И. Богачева);
• поведение, в основе которого лежат моральные нормы и общественные интересы, включающие альтруизм, волонтерство, благотворительность, сотрудничество и другие (Е.А. Серова);
• имеет врожденную для человека функциональную психологическую основу взаимной тяги людей друг к другу (Д.В. Сочивко, 2019);
• поведение (действия), направленное на оказание помощи (помогающее поведение) (В.Е. Ким) [317] или доставление какой-то пользы другому в равной степени, как и себе, либо группе людей, включая или исключая себя; это также результат позитивного воспитания, опыт заботы о других, как копирование заботы о себе, сострадание к другим на основе эмпатического переживания того страдания, которое испытывает другой и т.п. (Д.В. Сочивко);
• добровольное поведение, направленное на пользу не только себе, но и другому человеку (людям) (Д.В. Сочивко);
• понимание чувств людей в сложившихся ситуациях, оказание им помощи, сочувствие, сотрудничество с другими людьми в деятельности, имеющей социально значимый характер для общества в целом, и определяется как забота во благо другого человека на основе принципов нравственных ценностей (П.А. Сотникова);
• поведение, которое выгодно группе или популяции в целом, потому что обеспечивает ее выживание даже в случае смерти отдельных особей, пожертвовавших собой (Е.А. Серова);
• действия, направленные на благо общества и предпринимаемые организацией, отдельным человеком бескорыстно, без расчетов на награду (N.R. Paola);
• поведение человека среди людей, бескорыстно направленное на их благо [44];
• обобщение видов поведения, связанных с благополучием других людей и с учетом собственных интересов, включающее в себя некоторые жертвы для субъекта просоциального поведения (S. Lindenberg) [252];
• волевое поведение, направленное на благо других, которое имеет очевидную важность для качественного взаимодействия между людьми и группами [337];
• поведение, осуществляемое ради блага другого человека без ожидания какой-либо внешней награды (J.R. Macaulay, L. Веrkowitz) [253];
• поступки, совершаемые человеком для другого и ради его пользы (R. Cialdini) [294];
• гуманное поведение, в поощрении и развитии которого человечество заинтересовано в первую очередь, являясь многосторонним понятием, включающим в себя действия, позитивно оцениваемые обществом (В.А. Янчук);
• любые действия, связанные с оказанием помощи или намерением оказать помощь другим людям независимо от характера его мотивов; большинство просоциальных поступков не являются абсолютно бескорыстными (C.D. Batson) [327];
• многогранная, неоднородная структура, содержащая различные просоциальные поступки через разнообразные контексты (чрезвычайная ситуация, эмоциональные или анонимные ситуации) и мотивы (альтруистический или гедонистический) [330];
• действие, направленное на улучшение положения принимающего помощь, однако оно ограничивается ситуациями, в которых субъект действия не мотивирован исполнением профессиональных обязанностей, а объектом помощи являются люди сами по себе (а не организация) [321];
• выполнение принятых в данном обществе моральных норм (одна из наиболее простых форм нравственного требования) (J. Hopkins);
• поведение, обладающее позитивными социальными последствиями и привносящее вклад в физическое и психологическое благополучие других людей (L.G. Wispe, 1972), является позитивно оцениваемыми межличностными действиями, соответствующими культурным и социальным стандартам (The Blackwell Encyclopedia of Sociology, 1996) [321];
• поведение, содействующее приспособленности получающего помощь индивидуума за счет приспособленности того, кто помогает (W. Hamilton, R. Trivers, Ch. Darwin, J.F. Rushton) [222; 369; 373];
• поведение, приносящее выгоду другому человеку; оно включает в себя такие действия, которые являются сотрудническими, выражающими любовь или помогающими по отношению к другим (M. Eysenck) [230];
• позитивно оцениваемые межличностные действия, соответствующие культурным и социальным стандартам; объектом просоциального поведения выступают конкретные люди, столкнувшиеся с различного рода проблемами (например, голодающие, неимущие, жертвы природных катаклизмов и т.п.) (Блеквелловская энциклопедия социальной психологии) [321];
• аспект межличностного взаимодействия, включающий в себя элементы социального познания, коммуникативных связей и совместнораспределенной деятельности (Т.И. Брессо) [32];
• общее описательное название моделей социального поведения, которое является общественным по своему характеру и включает в себя эмпатию, альтруизм, помогающее поведение, сотрудничество, щедрость, сочувствие и т.д. [214];
• любые действия, которые: а) имеют целью принести пользу другому человеческому существу, б) доставляют реальную пользу другому человеку (другим людям) и в) совершаются бескорыстно, исключительно из альтруистических побуждений [69];
• поведение человека среди людей, бескорыстно направленное на их благо [44], благо общества и предпринимаемые организацией, отдельным человеком бескорыстно, без расчетов на награду [362] и служит сохранению и укреплению существующих социальных систем [206; 238];
• поведенческое проявление нравственности - социально одобряемое поведение (оказание помощи, акты дарения) [192];
• поведение, продиктованное намерением быть полезным другим (помощь, участие или сотрудничество) [116];
• позитивное, конструктивное, социально полезное поведение; противоположное антисоциальному поведению (D.G. Myers) [182];
• поступок, который помогает другим или направлен на благо окружающих, при этом существует риск для помогающего [114];
• межличностный аспект активности человека, имеющий свою положительную направленность на благополучие другого человека с целью оказания ему помощи;
• поведение, которое без поиска внешних вознаграждений благоприятствует другим людям, группам или социальным целям и увеличивает вероятность генерации позитивной, качественной взаимности, солидарности в последующих межличностных или социальных отношениях, защиты идентичности (R. Roche).
Разноплановость термина «просоциальное поведение» позволяет выделить следующие положительные действия, направленные на оказание помощи другому человеку: помогать (отвечать другим, не рассчитывая на вознаграждение); делиться (отказываться от своих собственных потребностей или желаний, или ресурсов, чтобы приносить пользу другому); сотрудничать (координировать поведение, чтобы достичь конкретной цели); утешать (действовать таким образом, чтобы улучшить настроение другого человека). Просоциальное поведение, солидарность как эмерджентное явление появляются в результате каких-то специфичных обстоятельств, действий и диспозиций людей [103-105].
Так, в большинстве определений подчеркивается, что просоциальное поведение, с одной стороны, - это действия положительной направленности на благополучие другого человека, а с другой - это поступки, включающие в себя сознательное принятие действий самого человека, который оказывает помощь. Однако стоит разводить эти составляющие поведения, где действия могут выступать как помощь, обмен, утешение, пожертвование или волонтерство [295], а также сотрудничество, предназначены для блага других. Выступает как единица поведения, завершенный акт, имеющий как произвольность, так и непроизвольность характера. Поступок при этом определяется как конкретное действие, требующее от человека выполнения моральных норм, мотив и побуждение, намеренность (положительная или отрицательная). Тем самым находят свое выражение нравственный потенциал личности, ее позиции, установки и стремления. Все это вполне вероятно может обуславливаться культурными традициями, убеждениями и взглядами.
Таким образом, схожим в большинстве случаев в вышеперечисленных определениях просоциального поведения является оказание помощи, как правило, основанное на альтруистической мотивации (при этом не исключается и эгоистическая составляющая), межличностных, моральных, нравственных, социально-позитивных отношениях.
Анализ содержания просоциального поведения, представленного в его определениях, позволяет выделить свое (авторское) понимание поведения в нашем исследовании. Так, под просоциальным поведением стоит понимать положительные действия субъекта, направленные (адресованные) на другого человека (общество), что обуславливается внутренним давлением (личностными диспозициями) и межкультурным влиянием [150; 151].
В качестве объединяющих дефиниций просоциального поведения выступают: действия, направленные на оказание помощи; поведение; поступки; интенции (намерения), которые приводят к оказанию помощи, включая личностные особенности (эмпатию, сострадание, заботу и мотивационные аспекты (бескорыстно или с расчетом на награду).
Следует отметить, что существуют определенные типологии просоциального поведения. Так, S. Lindenberg выделяет пять видов просоциального поведения: сотрудничество, справедливость, альтруизм, надежность, уважительность к интересам [254].
На основе изученных теорий и экспериментальных положений (C.D. Batson, 1998; G. Carlo & B.A. Randall, 2001; N. Eisenberg 1986; N. Eisenberg & R.A. Fabes, 1998) авторы определили шесть различных типов просоциального поведения [10]:
1) альтруистическое - добровольная помощь, мотивированная заботой о нуждах и благополучии другого человека, которая часто порождается симпатией, а также интернализованными нормами и принципами, согласующимися с помощью другим;
2) уступчивое (помощь в ответ на просьбу) - поведение, которое помогает другим людям, когда его просят;
3) эмоциональное (помощь в эмоциональных ситуациях) - следствие оказания помощи при эмоциональных обстоятельствах, является реакцией на чрезмерное и личное страдание, вызванное чужим несчастьем (горем);
4) публичное (общественное (помощь перед другими)) - мотивируется желанием получить одобрение и уважение других и повысить собственную самооценку и чаще возникает перед аудиторией (при наличии окружающих людей);
5) анонимное (помощь анонимно) - помогающий не нуждается в оценке действий, связанных с оказанием помощи, так как, поступая таким образом, он остается верным ценностям, которые внутренне приняты им самим;
6) экстренное (помощь в чрезвычайных ситуациях) - касается проявления просоциальных поступков в чрезвычайных и трудных ситуациях.
M. Jackson & M.S. Tisak выделяют четыре варианта просоциального поведения, которые могут быть связаны с профессиональной деятельностью [322]:
- помогающее (отвечать другим, которые имеют дело с негативными последствиями, но не по своей вине);
- обменное (отказываться от своих собственных потребностей или желаний либо ресурсов, чтобы приносить пользу другому);
- сотрудничество (координация поведения, чтобы достичь конкретной цели);
- утешительное (действия, направленные на улучшение настроения другого человека), взаимодействие с другими людьми.
Польский ученый Я. Рейковский (1981), рассматривая поведение человека, выделяет его социально позитивные (альтруистическое поведение, кооперативное поведение и помогающее поведение) и негативные формы. В связи с этим альтруистическое поведение понимается как «безраздельное посвящение себя интересам другого человека или общества», без учета собственных интересов. Кооперативное поведение - это деятельность, направленная на пользу обществу и людям, стремление учитывать собственные и общественные интересы.
Помогающее поведение понимается как склонность следовать в своем поведении на благо других людей без самопожертвования и нанесения ущерба своему здоровью [133] и авторитету. Кооперативное поведение - это деятельность, приносящая пользу как обществу, так и самому субъекту, при этом учитываются не только собственные, но и общественные интересы.
В свою очередь, помогающее поведение (оказание помощи) - это предоставление непосредственной помощи кому-то, кто в ней нуждается. Этот термин может употребляться для обозначения ситуации, когда поведение не включает в себя никаких жертв, реальных или потенциальных, а также может быть направленностью личности (совокупность устойчивых мотивов, которые характеризуются интересами, склонностями, убеждениями). Таким образом, действия, описанные в данных трех понятиях, можно отнести к просоциальным [332].
При изучении просоциального поведения наблюдается тенденция к рассмотрению взаимодополняющих теорий, которые позволяют осмыслить этиологию просоциального поведения и во многом подкрепляют и дополняют взгляд D.G. Myers, построенный на теории социальных норм, социального обмена и эволюционной психологии (таблица 1.1).

 


Таблица 1.1 - Теории просоциального поведения (по D.G. Myers)

Теория

Уровень
объяснения

Взаимный
альтруизм

Подлинный
альтруизм

социальных
норм

социологический

норма взаимности

норма социальной ответственности

социального
обмена

психологический

внешнее вознаграждение за оказание помощи

дистресс - внутреннее вознаграждение за оказание помощи

эволюционной
психологии

биологический

взаимность

сохранение рода


D.G. Myers отмечает социальные нормы, которые предписывают человеку оказание помощи, вместе с тем норма взаимности связана с ответной реакцией на помощь, при этом не вредить тому, кто ее оказал. Норма социальной ответственности мотивирует человека помогать нуждающимся при отсутствии взаимности.
J. Campbell утверждает, что генетическая эволюция позволяет объяснить некоторые формы просоциального поведения (родительская забота), при этом не разъясняет экстремальных проявлений, связанных с оказанием помощи незнакомым людям, находящимся в беде, руководствуясь социальными нормами [174; 268; 293; 321].
Человек как биологическое существо является высоко социальным и чувствительным к социальным нормам, и некоторые теории предполагают, что нормы необходимы для выстраивания межличностных отношений и сотрудничества. При этом следует понимать последствия и ответственность тех норм, которые человек выполняет, совершая просоциальные действия. Необходимо обозначить два принципиально важных влияния норм: «фокусирующее» - нормы влияют на поведение только тогда, когда на них обращается внимание человека; и второе - «информационное» влияние, при котором норма оказывает более сильное влияние на человека, чем больше других он наблюдает, ведя себя в соответствии с этой нормой.
В работах S.E. Taylor выделены нормы [269], которые имеют прямое отношение к просоциальному поведению: социальная ответственность, взаимность и социальная справедливость, что позволяет дополнить и шире представить взгляды D.G. Myers:
- норма социальной ответственности;
- норма социальной взаимности;
- норма социальной справедливости [268; 294].
В теории социального обмена оказание помощи мотивируется стремлением снизить затраты и увеличить доходы. Схожая точка зрения наблюдается и в других исследованиях. Например, по мнению Э. Аронсона и Т. Уилсона [11; 304], в теории социального обмена человек желает увеличить выгоду и уменьшить затраты и помогает в случае превышения собственных издержек [11; 182]. Вознаграждение за оказанную помощь возможно несколькими способами:
- посредством нормы взаимности (увеличивается возможность того, что будет оказана помощь взамен), что является отличительным моментом в рамках подхода D.G. Myers и сопряжено с теорией социальных норм;
- снижение негативных эмоций свидетеля несчастного случая (оказывая помощь, получает такие возможные награды, как социальное одобрение со стороны других людей и повышенное ощущение собственной ценности) [36].
В свою очередь S.E. Taylor указывает на необходимость изучения просоциального поведения через призму теории социального обмена, в соответствии с которой ответная реакция на получаемую помощь связана с выгодой, которая влечет за собой затраты [268]. Помощь более привлекательна, если впоследствии благодаря ей можно получить равноценную услугу, поправляя тем самым равновесие во взаимоотношениях. Как считает J. Fischer, люди чаще всего с готовностью обращаются за помощью, когда могут отплатить за нее какой-нибудь услугой [358]. B. Latane и другие утверждают, что помощь ценится людьми выше, когда они могут дать что-нибудь взамен [11; 308]. Взаимопомощь является естественной и обычной с друзьями и родственниками: они делают подарки, дают советы и поддерживают друг друга.
Теория социального обмена G.C. Homans представляет собой рационализированную модель поведения, детерминированного внешними обстоятельствами и внутренними мотивами. При этом рациональность действия заключена не в сознательном выборе людей (как у Парсонса), а в следовании правилам социального обмена, поэтому свобода человека оказывается лишь «иллюзией выбора», подчиненного психологическим правилам [3; 16].
Социальный обмен охватывает повседневную жизнь людей и определяет различные уровни социального взаимодействия, выступая в качестве реальных и идеальных моделей поведения [33].
T.A. Wills демонстрирует следующий факт: когда другу, который когда-то помог, будет оказана помощь в ответ, снижаются затраты при последующем обращении за помощью [374]. В исследованиях А. Nadler описан взгляд на то, что помощь может грозить равенству взаимоотношений и нарушать баланс власти [358].
Таким образом, можно говорить о теории обмена, которая, основываясь на общественных отношениях и действии социальных факторов, предполагает, что поведение людей есть не что иное, как постоянный обмен ценностями, ориентированными на общественные интересы, то есть обусловливает достижение долгосрочных выгод. Исследования, проведенные в разных сферах, показали, что люди чаще всего прибегают к коллективным действиям без всякого принуждения в тех случаях, когда решаются вопросы, связанные с предоставлением общественных благ или управлением общественными ресурсами [180].
S. Solomon, J. Greenberg и T. Pyszczynski отмечают, что «оказание помощи тому, кто ее заслуживает (особенно в рамках социальных норм данной культуры), является примером того, как соблюдение культурных стандартов дает индивиду чувство личностной самоценности» [цит. по: 24, с. 132]. G. Hirschberger отмечает, что в основе отказа от просоциального поведения могут лежать несколько причин: 1) нехватка времени; 2) эгоцентрические установки; 3) угроза для субъекта оказания помощи; 4) угроза социальным привилегиям субъекта оказания помощи; 5) самозащитные (эгозащитные) установки [15, с. 210]. Механизм отказа от просоциального поведения должен содержать в себе рациональное обоснование такого выбора, так как просоциальное поведение обладает высокой социальной ценностью [10] и, следовательно, отказ от его реализации находится в области нарушения социальных норм, нарушение которых всегда требует от личности интерпретации, объяснения подобного поступка [260].
При этом следует отметить, что на основе теории социального обмена может рассматриваться индивидуалистский подход, который по уровню объяснения просоциального поведения отражается через внутренние и внешние детерминанты (вознаграждение за оказание помощи) и сосредоточен на исследовании взаимосвязи настроения и направленности поведения.
Представители данного подхода считают, что готовность помочь увеличивается в позитивном настроении и связана с удачами и счастливыми воспоминаниями, что подтвержается моделью «аффективной зарядки» (G. Bower и J. Forgas), согласно которой информационная роль настроения разъясняется как избирательная активация, способствующая в подобных ситуациях обращению к памяти. Хорошее настроение порождает позитивные мысли и далее - положительные действия (просоциальное поведение). Положительный опыт человека создает общее настроение благосклонности, которое охватывает саму личность и других людей, а отрицательный опыт демонстрирует противоположное влияние (D. Rosenhan, B. Underwood, B. Moore, А.М. Isen и др.) [25; 65; 222; 231].
Существует и другой подход к информационной роли настроения - модель «аффект как информация», разработанная S.H. Schwartz [222; 321; 370], в котором предполагается, что сиюминутное настроение воспринимается как часть информации. Например, оценка другого человека может быть представлена на своих чувствах и с опорой на эмоции и впечатления [67; 96].
По мнению S.H. Schwartz, позитивные чувства сообщают человеку, что окружающая его обстановка безопасна. Поэтому люди демонстрируют просоциальные действия. Так, сигналы об опасности угнетают социальные стремления, и, наоборот, безопасность является признаком положительного настроения и побуждает к просоциальному поведению.
Обобщив исследования на эту тему, J. Forgas указал на несимметричность влияния положительного и негативного настроения: действие хорошего настроения более сильное и последовательное, чем плохого. На основе эволюционной теории это интерпретируется следующим образом: негативное настроение информирует о предстоящей опасности. И как следствие, у человека возникает плохое настроение, когда он сильно сосредоточен на себе и подавляет просоциальные порывы, ибо возрастает цена, так как увеличивается вмешательство [41; 85].
В своих исследованиях, посвященных сравнению негативного настроения и нейтрального, M. Carlson and N. Miller обнаружили, что межличностная вина как особая негативная эмоция способствует желанию помочь. Так, межличностная вина увеличивается, если индивид наносит ущерб другому человеку, и снижается, если ущерб нанесен ему самому (виктимизация). При негативном настроении у детей наблюдается снижение оказания помощи, в то время как у взрослых отмечается повышение. Чувство вины, вызванное совершенным плохим поступком, увеличивает просоциальное поведение, но при многих обстоятельствах, где чувство вины отсутствует, плохое настроение сокращает просоциальные поступки [268; 321]. C.D. Batson и другие исследователи доказали, что сочувствующие люди надеются на улучшение своего настроения и не снижают просоциальное поведение [51; 87].
В свою очередь межличностный подход включает в себя теорию социального обмена (как инвестиция в будущий обмен) и теорию взаимозависимости и подвергает анализу межличностные отношения как меновые, в ходе которых люди стремятся принять вознаграждение. Так, на основе теории социального обмена люди помогают тогда, когда выгода от помощи превышает ее издержки. В своей теории взаимозависимости G.A. Kelly и J.W. Thibaud приходят к выводу о том, что взаимозависимые индивиды трансформируют меновые отношения, основанные на эгоистическом принципе «ты - мне, я - тебе», в отношения просоциальные [48; 59; 263; 270].
В этом подходе разделяют два типа межличностных отношений: близкие (между друзьями как солидарные, межличностные гармоничные отношения и сплоченность) и поверхностные (награду принимают в соответствии с вкладом каждого при выполнении совместных действий на основе нормы справедливости). Похожее различие установили J. Mills и M.S. Clark, которые противопоставляли меновые (появляются у незнакомых и малознакомых людей) и близкие (возникают у друзей, членов семьи или возлюбленных) взаимоотношения. При меновых взаимоотношениях человек стремится к максимальной награде, следовательно, человек руководствуется эгоистическими мотивами, тогда как при близких - считается с благополучием другого и опирается на просоциальные мотивы [354].
Сочувствие и просоциальное поведение взаимосвязаны и эмпирически подтверждены, так как сочувствие играет важную роль в развитии просоциального поведения, причем стоит оно выше эгоистических целей. Данный подход согласуется с гипотезой «альтруизма как сочувствия», в соответствии с которой мотивирующим является сочувствие. Сочувственное участие как особенность личности может рассматриваться как основа просоциальной мотивации, а преобладание личного дискомфорта - устойчивой эгоистической мотивацией [222].
Следует отметить, что атрибуция и просоциальная самоконцентрация являются составляющими межличностного подхода. И мнение о том, что «человек, который жертвует собой на благо общества», хочет помочь другим людям, включено в стратегию атрибутивного перевоспитания, направленную на изменение самоконцепции помогающего, что увеличивает желание реализовывать социально желательные действия. Так, в прикладном контексте атрибутивное перевоспитание формирует просоциальную самоконцепцию и может способствовать проявлениям просоциальности (J.A. Piliavin) [367].
Эволюционная психология, по мнению D.G. Myers, определяет два типа просоциального поведения: преданность роду и взаимность. В связи с этим гены эгоистичных индивидуумов выживут с большей вероятностью, чем гены жертвующих собой людей [5; 63; 182].
Биологи-эволюционисты E.O. Wilso и C.R. Dawkins использовали принципы эволюционной теории для объяснения альтруизма. Данная теория получила свое развитие и в рамках эволюционной психологии, объясняющей социальное поведение с позиции генетических факторов. При этом эволюционные психологи считали родственный отбор одним из способов объяснения просоциального поведения, согласно которому поведение идет на пользу генетически родственным особям и связано с естественным отбором [182]. Необходимо отметить, что биолог W.D. Hamilton признал, что с эволюционной точки зрения действия отдельного человека направлены на выживание своего генотипа, а не на собственное выживание [57; 75].
В рамках эволюционной теории можно рассматривать социобиологию, то есть дисциплину, занимающуюся изучением биологических основ социального поведения [375]. Так, вопросы просоциального поведения в данном контексте указывают на то, что альтруистическое и помогающее поведение являются синонимичными, и в биологическом значении помогающее и просоциальное поведение служит аналогом альтруистического поведения [237]. Исходя из этого, альтруизм отражает следствие естественного отбора, так как увеличивает возможность индивида (или его родственников) воспроизвести потомство. Развитие альтруизм происходит под влиянием двух основных причин - выбора родственников и взаимной выгоды [27; 320].
Социобиологи высказывают мнение о том, что выбор родственников детерминируется репродуктивными успехами человека, которые называются совокупной приспособляемостью и обусловлены генами, переходящими в последующие поколения, составляя сумму собственных репродуктивных успехов (например, собственные дети - прямая приспособленность) и пропорция репродуктивных успехов родственников конкретного человека, определяющихся альтруистическим поведением (совокупная приспособленность) [70; 87; 222; 294; 375].
Однако просоциальное поведение не всегда распространяется только на родственников, но и на чужого человека, что обусловлено теорией взаимного альтруизма R. Trivers [222; 321]. Основное положение данной теории свидетельствует о том, что такое поведение способствует естественному отбору, если базироваться на принципе взаимной выгоды («поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы другие люди поступали по отношению к тебе»), и связано с нормой социальной взаимности. В тех случаях, когда оказывающему помощь ничего не стоит так поступить, а выгода за данные действия - высока, такой альтруизм оказывается взаимовыгодным. Так, «взаимный альтруизм» определяется значительным уровнем доверия, стабильностью группы, ее прочностью. Это позволяет повысить вероятность взаимной поддержки и уменьшить риск альтруистических намерений [19; 81; 268]. Данная позиция частично согласуется с социальными нормами.
Вызывает немало возражений мнение о том, что оказание помощи другим является генетической обусловленностью «человеческой природы» (C.D. Batson). Насколько этот подход оказывается применимым к людям, до сих пор не ясно. Можно предположить, что вопреки распространенным представлениям самосохранение отнюдь не всегда оказывается главенствующим мотивом [268].
Несмотря на существующий размах теорий, свзязанных с просоциальным поведением, следует предложить мнение S.E. Taylor, которое [268] отражено в отношении предлагаемой помощи. Так, выделен ряд социально-психологических теорий:
• теория атрибуции (угрозы самооценке), согласуется с межличностным подходом. Данная теория объясняет понимание и готовность людей оказывать помощь при необходимости. Сохранить положительную самооценку получается в тех случаях, когда человек интерпретирует оказание помощи не за счет своих внутренних недостатков, а в связи с внешними и неконтролируемыми факторами [268; 281]. В ряде исследований (J. Fischer, A. Nadler и др.) установлено, что люди принимают помощь со стороны посторонних людей тогда, когда это не связано с личными ошибками, а когда проблема вызвана сложностью ситуации [358].
Кроме того, важным является объяснение мотивов оказывающих помощь людей. Так, поддержанию собственного «эго» способствуют оказание помощи и искренняя забота о благополучии других людей. Кроме того, угрозой самооценке является представление о принятии некомпетентной, неуспешной помощи со стороны незнакомцев. Когда существует угроза самооценке, люди могут сдерживать себя, чтобы обратиться за помощью, даже в случаях острой необходимости. Например, люди с крайней неохотой прибегают к помощи работников социальных служб, опасаясь почувствовать унижение или показаться беспомощными [321];
• теория реактивного сопротивления: утрата свободы позволяет объяснить отношение людей к предлагаемой помощи, в соответствии с которой они пытаются увеличить личную свободу выбора (J.W. Brehm). При ограничении свободы люди реагируют враждебностью и раздражением. Данное психологическое состояние является реактивным сопротивлением. Перспектива утраты свободы также может мотивировать и восстановление своей независимости [268];
• теория группы самопомощи и использования компьютера: оказываемая помощь не всегда принимается людьми положительно. Иногда помощь может ограничивать независимость, снижать самооценку и свое воздействие. Осознание этих процессов способствует описанию причин негативной или неоднозначной реакции на желание другого человека оказывать помощь и причин, по которым люди не хотят обращаться за помощью даже в ситуациях крайней необходимости.
Применение компьютеров и объединения для самопомощи являются источниками просоциального поведения и объясняются социальнопсихологическими факторами. Для оказания помощи друг другу люди с общими проблемами собираются вместе, что позволяет уменьшить затраты на получение помощи, так как это осуществляется людьми, которые сами в ней нуждаются. Это также дает возможность для оказания встречной помощи и осознания того, что и другие люди сталкиваются с подобными трудностями.
Обращение к компьютеру позволяет в доступной форме получать помощь, но уже не от человека. На данный момент компьютеры используются для изучения предметов (дисциплин), являются обучающими и дают возможность, не испытывая неловкости и смущения (появляющиеся из-за понимания своих ошибок и проблем перед другим человеком), обращаться за помощью к справочным материалам в интернет-среде. Престижность компьютерной помощи описана в исследовании М. Наппа и др. [268].


В работах S.E. Taylor определяются иные подходы к изучению просоциального поведения [268]: подход с позиции принятия решения, подход с позиции научения.


1. Подход с позиции принятия решения


В данном случае помощь оказывается человеком при принятии определенных решений, переходящих в конкретные действия. В различных ситуациях принятое решение о помощи сочетается с процессами социального мышления и рациональности его принятия (B. Latane и J.M. Darley).
Представленный подход базируется на процессах, влияющих на восприятие необходимости оказания помощи в возникшей ситуации, и обращается внимание на сравнительную оценку человеком затрат и награждения, вследствие чего принимается решение о помощи.
Модель принятия решений позволяет судить о причинах редкого оказания помощи пострадавшим со стороны свидетелей, наблюдающих за случившимся несчастьем, так как при однократном ответе «нет» - помощь будет невозможной. Недостатком модели является то, что в ней уделяется мало внимания эмоциональным факторам поведения свидетеля. Так, когда очевидец находится в состоянии страха или ужаса, процесс принятия решения происходит неадекватно [65; 68; 230].


2. Подход с позиции научения


В рамках подхода дается объяснение причин помогающего (просоциального) поведения и роли механизмов научения (A. Bandura) и обращается внимание на то, что в процессе развития дети приучаются сопереживать окружающим их людям и оказывать им помощь [116; 268]. Люди учатся помогать через подкрепление: эффекты вознаграждения и наказания за просоциальное поведение, а также путем подражания (в ходе наблюдения за поведением других людей, демонстрирующих оказание помощи) [321].
Подход включает следующие компоненты:
- подкрепление: проявляется в диспозициональной похвале;
- научение: выражается через наблюдение моделей просоциального поведения: реализуется посредством телевизионных программ, а также через примеры ближайшего окружения [230].
Так, в соответствии с основными принципами моделирования и подкрепления, а также механизмами подражания реализуется просоциальное поведение [268]. Следует отметить, что подход с позиции принятия решений выделяет роль сложных когнитивных процессов в регулировании просоциального поведения. Подход с позиции научения позволяет судить о том, что просоциальные действия и нормы люди обретают на основе подкрепления и подражания.
Таким образом, резюмируя, можно сказать, что просоциальное поведение - это действия, предназначенные для того, чтобы приносить пользу другому человеку, обществу [118], и не рассчитанные на какую-либо внешнюю награду [191]. И с эволюционной позиции обозначается как поведение, содействующее приспособленности человека, получающего помощь, за счет приспособленности помогающего [74]. Эволюционисты считают, что направленность на оказание помощи есть результат человеческой эволюции. Другие ученые, наоборот, акцентируют внимание на социальных группах в развитии правил оказания помощи на основе социальных норм (ответственности, взаимности, справедливости).
Представляется, что, встраивая просоциальное поведение в биологическом (социобиологическом) подходе, упускается из виду то, что кроме альтруизма может быть и эгоистическая мотивация оказания помощи, и оно не всегда обусловлено родственной и генетической предрасположенностью. Кроме того, социальные нормы соотносятся с социально- психологическим уровнем объяснения просоциального поведения, поскольку чаще всего это связано с меновым отношением при взаимодействии и ответственностью.
С позиции социальной психологии - это «поступки, направленные на благо другого человека. При этом у помогающего есть выбор: совершать их или нет» [228; 236]. Как следствие, данное поведение включает в себя различные виды действий, ориентированных на совершение поступка для блага другого. Побудительными силами просоциального поведения являются высокий уровень нравственного мышления, стремление соблюдать общепринятые моральные и этические нормы. Выбор поведения осуществляется в ущерб индивидуальным интересам, если индивидуальные и социальные интересы противоречат друг другу [321]. В основе рассмотренных подходов объяснения причин проявления просоциального поведения определяются разные движущие силы: естественный отбор, эмоциональное состояние, социальные связи и т.д., каждый из указанных источников предполагает определенные ожидания со стороны окружающих, на основе которых и формируется просоциальное поведение, которое описывается через такие категории, как проявление заботы об окружающих, помощь при решении разных задач,
воплощение блага, которое приносит людям пользу, сотрудничество и взаимодействие, участие в делах других, наличие сочувствия и сопереживания. Проявления помогающего поведения достаточно многообразны, их нельзя свести только к фиксированной модели поведения [22].
Как отмечает Е.М. Серова, просоциальное поведение является биосоциопсихологическим феноменом, изучение которого предполагает междисциплинарный подход. Данное понимание позволяет рассматривать просоциальное поведение как системный феномен, состоящий из трех уровней: неосознанного (биосоциального), осознанного (личностного) и духовного. Это говорит о том, что просоциальность выступает в своей природной ипостаси, имеет инстинктивную сущность и наследуется, а также является социальным и морально-этическим образованием, сформированным в процессе социализации личности в конкретном социуме [252].
Обобщение изложенных выше точек зрения позволяет конкретизировать и в качестве базового понятия трактовать просоциальное поведение как действия, ориентированные на то, чтобы приносить пользу другому человеку, обществу в целом, и возникающие в результате взаимодействия внутренних и внешних детерминант поведения, определяющих его направленность.

просоциальное поведение


Так, просоциальное поведение будучи социально значимым и одобряемым базируется на биологических основаниях, проявляется через социальные нормы и взаимодействие с окружающей средой и трансформируется
посредством индивидуального (личностного) восприятия о необходимости оказать помощь, что становится возможным посредством внутренних и внешних детерминант, имея различный уровень объяснения (социальный, психологический, биологический) просоциального поведения (рисунок 1.1).
Обобщая теории и подходы к пониманию просоциального поведения, отмечается разносторонность взглядов авторов, что свидетельствует о разнообразии точек зрения на толкование просоциального поведения. При этом практически во всех подходах отмечается роль социальных норм. Однако нигде нет информации о том, что просоциальное поведение может приводить к становлению просоциальности как профессионально важного качества.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.