На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Основные теоретико- методологические подходы к проблеме просоциального поведения - Модели просоциального поведения в психологии
Основные теоретико- методологические подходы к проблеме просоциального поведения - Модели просоциального поведения в психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Основные теоретико- методологические подходы к проблеме просоциального поведения
Модели просоциального поведения в психологии
Структурные компоненты просоциального поведения личности
Все страницы

 


1.2 Модели просоциального поведения в психологии


Анализ феномена просоциального поведения личности обнаруживает огромный пласт факторов, причин, условий, обуславливающих его развитие и реализацию личностью, а также своеобразие структуры и моделей данного вида поведения, его многоаспектность и полиморфность [277].
При рассмотрении просоциального поведения некоторыми зарубежными исследователями акцент делается на моделях различных компонентов просоциального поведения, согласующихся с теориями и подходами, представленными выше, приводящими к некоторому пониманию феномена просоциального поведения [135].
Разнообразие и разброс моделей просоциального поведения обусловили необходимость систематизации предложенных в научной литературе их классификаций. В связи с этим модели просоциального поведения представляются как когнитивные, эволюционные, социальные, мотивационные, интегративные.
Когнитивные модели просоциального поведения показывают поэтапность действий, необходимых для принятия человеком решения об осуществлении помощи [6]. Любое из когнитивных событий может являться барьером в осуществлении просоциального действия [90]. Так, к когнитивным моделям относятся модель просоциального поведения с позиции принятия решения (В. Latane и J. Darley), модель принятия морального решения (S.H. Schwartz), процессуальная модель (S.H. Schwartz), модель «ожидаемой ценности» (H. Heckhausen), модель «эмпатии» (W.L. Marshall, S.M. Hudson, R. Jones, Y.M. Fernandez), модель «морального поведения» (J.R. Rest), модель «солидарного поведения» (S. Lindenberg).
Модель просоциального поведения с позиции принятия решения (В. Latane, J. Darley)
Принятие решения происходит следующим образом: восприятие необходимости, осознание личной ответственности, оценка вознаграждения и затрат, решение о том, как помочь [268]. B. Latane и J.M. Darley выделили серию из пяти ступеней выбора, которые должен пройти наблюдатель (часто
бессознательно), чтобы решиться оказать помощь (рисунок 1.2). Необходимо отметить, что на каждой стадии наиболее простым выбором является путь наименьшего сопротивления - не делать ничего и, следовательно, не оказывать помощи. Ступени выбора состоят из серии пошаговых действий:
• шаг 1 - наблюдатель должен осознать чрезвычайность ситуации (заметить, что кто-то нуждается в помощи; это требует внимания);
• шаг 2 - правильная интерпретация ситуации как чрезвычайного происшествия (ощутить состояние эмоционального возбуждения);
• шаг 3 - ответственность за действия (интерпретировать состояние возбуждения);
• шаг 4 - знать, что делать (выделить плюсы и минусы);
• шаг 5 - принятие окончательного решения о помощи (принять решение и осуществить его) [11; 121; 268; 270].

решение о помощи

Рисунок 1.2 - Модель принятия решения о помощи B. Latane, J.M. Darley


Так, сначала человек обращает внимание на то, что что-то произошло, и оценивает необходимость предоставления помощи в данной ситуации. Если она нужна, человек определяет необходимость брать на себя ответственность за оказание помощи или нет. Затем взвешивает вознаграждение и затраты в случае оказания или отказа от помощи и, наконец, решает, какая именно требуется помощь и как ее реализовывать [11; 282].
Модель принятия морального решения (S.H. Schwartz) базируется на следующих аспектах морального действия:
• моральные решения, приводящие к межличностным действиям и в результате приносящие пользу другим людям (осмысление исхода своих действий (или бездействий) для благополучия других людей);
• принятые решения становятся моральными, когда человек берет на себя ответственность за них (осмысление последствий полезных действий для других людей в конкретных ситуациях зависит от обстоятельств, а также от личностных и ситуационных факторов, которые взаимосвязаны).
Вытекающие из моральных решений действия и ответственное за них лицо оцениваются как хорошие или плохие в соответствии с теми по
следствиями, которые эти действия имеют для блага других людей. Критериями таких оценок являются принятые в культуре определения хорошего и плохого межличностного поведения нормы, то есть моральные. Так, еще один аспект представлен моральными (или просоциальными) нормами, предписанными обществом, которые частично или целиком признаются личностью в качестве внутренних принципов [288].
Данная модель представлена в работах H. Heckhausen, в которых раскрываются содержательные характеристики просоциального поведения на основе исследований S.H. Schwartz [290]. Исследователь выдвинул гипотезу о наличии взаимосвязи норм (внутренних) и реального просоциального поведения, которое будет осуществляться, наряду с проявлением личностных диспозиций осознания последствий и собственной ответственности. Кроме того, H. Heckhausen предлагает схожую модель, отражающую мотивирующее значение оказанной помощи.
Процессуальная модель (S.H. Schwartz), сущность которой заключается в том, что мотивирующий фактор содержится в самооценке человека, который возможно окажет помощь. Переживание морального долга наблюдается при актуализации относящихся к самому себе ожиданий при восприятии несчастного (бедственного) положения другого человека. Далее поведение «мотивируется желанием действовать в согласии со своими ценностями так, чтобы сохранить представление о себе и избежать ущемления чувства собственного достоинства» [53; 68].
S.H. Schwartz, изучая самооценку помогающего человека, выделяет два типа мотивации оказания помощи: эмоциональное или эмпатическое возбуждение (лежит в основе подходов к объяснению действия помощи, предложенных J. Аronfreed, G. Hornsteyn и M.L. Hoffman) и актуализацию социальных ожиданий (оказание помощи зависит от соотношения позитивных и негативных оценок со стороны других людей, то есть от расчета соотношения затрат и пользы, что лишает просоциальное поведение альтруистического характера) [343].
В своей процессуальной модели альтруистического действия S.H. Schwartz различает четыре стадии, складывающиеся из девяти этапов: актуализация личной ответственности (восприятие нужды и ответственности); актуализация моральной обязанности (конструирование норм); стадия защиты (проверка, переоценка возможных последствий, затрат, исходов и т.д.); стадия реакции (действие или бездействие) [86; 289; 290]. Данная модель имеет схожесть с позицией принятия решения, предложенной В. Latane и J. Darley, так как основным в данных подходах является принятие решение об оказании помощи. При этом характерной особенностью становится мотивационный аспект.
Модель ожидаемой ценности (H. Heckhausen). Основная идея модели состоит в следующем: чем больше будет позитивных последствий, тем скорее будет оказана помощь. Переменные ожидания могут быть различными:
- субъективная вероятность действия, результат которого влечет за собой благоприятные для нуждающегося в помощи последствия;
- инструментальная значимость собственного действия для достижения желаемых последствий (избавления от неприятностей нуждающегося в помощи) [290].
Модель эмпатии (W.L. Marshall, S.M. Hudson, R. Jones, Y.M. Fernandez) рассматривается через призму состояния, которое со временем колеблется и проявляется под влиянием ситуативного контекста. W.L. Marshall и H. Barbaree представляют эмпатию посредством двух стадий: процесс, предшествующий эмпатии (например, эмоциональное признание), и результат (например, помогающее поведение). Согласно этим авторам, процесс эмпатии включает четыре дискретных шага:
1. Признание эмоции - предшественник эмпатии, вовлекает правильную идентификацию эмоций, которые испытывает другой индивид.
2. Ожидаемая выгода - когнитивный компонент процесса эмпатии, выражается в способности понять другого человека или поставить себя на его место.
3. Ответные эмоции - эмоциональный компонент процесса эмпатии и опосредованной ответной эмоциональной реакции другой личности.
4. Результат реакции - связан с наблюдателем при решении, оказать помощь или нет, основанном на чувствах другого человека.
Каждая из стадий полагается на более ранние, и разрушение в любом пункте будет воздействовать на прогрессию через стадии и окончательный опыт эмпатии [352].
Согласно этой модели на эмпатию воздействуют контексты и ситуации. Состояние человека в определенной ситуации может быть связано с прошлыми событиями или воспоминаниями, которые являются важными. Выдвигая на первый план определенные стадии, которые соответствуют эмпатии, эта модель позволяет выявить недостаточность проявления эмпатии у некоторых людей, а также исследовать отношения между эмпатией и связанными с ней конструкциями (например, признание эмоции, познание и социальные навыки) [352].
Модель морального поведения (J.R. Rest) основана на четырех диалоговых составляющих морального поведения, соединяющих такие аспекты психологических теорий, как познание, аффект, поведение и личность. При этом все компоненты взаимодействуют между собой и могут включать в себя несколько психологических теорий, которые способствуют развитию этой модели [195]:
1) моральная чувствительность - активация моральной схемы для осведомленности вовлеченных в ожидаемую выгоду относительно моральных дилемм;
2) моральное рассуждение (доказательство, умозаключение) - процесс оценки, действия наиболее нравственно оправданного из потенциально возможных действий;
3) моральная мотивация - обязательство расположить по приоритетам моральные ценности, моральные действия и другие личностные ценности;
4) моральный характер - постоянство проявления морального поведения, то есть стойкость преодоления препятствий для проявления просоциального поведения (M.J. Bebeau, J.R. Rest и др.) [351].
Схематично это можно представить следующим образом (рисунок 1.3).

моральное поведение

Рисунок 1.3 - Составляющие модели морального поведения (J.R. Rest)

Представленные компоненты, несомненно, являются непоследовательными и диалоговыми (D. Narvaez, J.R. Rest). Без моральной чувствительности, то есть без осведомленности о моральной дилемме, каждый из них не инициализирует моральный процесс рассуждения. Если данная схема не будет активизирована, то компонент чувствительности не будет подавать сигнал моральному процессу рассуждения. Однако могут быть случаи, в которых схема активизирована, а процесс рассуждения не инициализирован. Это возможно, когда дефицит в одном из этих четырех компонентов может уменьшить вероятность проявления морального поведения. В целом данная модель служит основой, в которой когнитивный, эмоциональный компоненты и развитие характера могут взаимодействовать, чтобы привести к рассуждению о морали и моральному поведению [351; 359].
Следует отметить, что данная модель согласуется с деятельностным подходом (Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой), в котором выделены моральные и нравственные (опосредствованные и непосредственные) побуждения, выражающиеся в сходных формах поведения, которые получили в психологии название просоциальных (гуманных или альтруистических). Можно полагать, что нравственное отношение к другому человеку является устойчивой характеристикой личности, поэтому оно выражается независимо от конкретных ситуаций. В отличие от этого, поведение, опосредствованное моральной нормой, строго детерминировано и предполагает ее соблюдение только в определенных обстоятельствах [30; 63]. Соответственно, преобладание нравственных побуждений может проявиться в возможности переноса просоциальных форм поведения на ненормативные ситуации, т.е. ситуации, требующие «расширения» знаемой нормы [257].
Модель солидарного поведения (S. Lindenberg) [349] показывает, что во всех ситуациях, поступках человека можно видеть эффект селективной сензитивности, а именно, продвижение и придание важности одним объектам, факторам, причинам и удаление на другой план других. Эта необходимость связана с природой психики человека, особенностями психических процессов (селективность внимания, восприятия и др.). Роль данной сензитивности направлена на выражение значимости тех действий, которые позволяют обеспечивать эффективную его реализацию.
S. Lindenberg указывает на то, что сензитивность определяется селективностью, проявляется не только к ситуативным факторам действий, но в когнитивных представлениях, а также эмоциональном отношении к ситуации [5, с. 23]. Все это обусловлено целью, которая обеспечивает избирательный характер отношения к когнитивной, эмоциональной и другим сторонам ситуации. Цель, совместная с когнитивными процессами, которые она вызывает, называется S. Lindenberg фреймом. Еще одной составляющей фрейма, который позволяет регулировать отношения личности и общества (и его членов), является ментальная модель (это вид ментальной репрезентации, управляющей мышлением и действиями). Необходимо отметить, что представленная модель гораздо шире социальных норм и установок, так как учитывает систему отношений, ожиданий, согласований, притом, что социальная норма содержит в себе в основном правила.

солидарное поведение

Рисунок 1.4 - Модель солидарного поведения S. Lindenberg

Данная модель включает в себя прототипы, которые позволяют создать эталонную версию явлений и ответить на вопросы по поводу этого явления. К примеру: прототип отношений отвечает на вопрос «Если это дружеские отношения, то как я должен вести себя?». При этом фрейм - наиболее важный фактор, который опосредует просоциальное поведение личности (рисунок 1.4).
Так, S. Lindenberg предлагает более сложную версию этой структуры и конкретную версию теории целеполагания, которая объясняет механизмы, посредством которых ситуационный контекст формирует субъективное определение ситуации и действия индивидов. Основными элементами в этой структуре являются характеристики действующего «человека» и ситуации, в которой происходит его поведение.
Так, модели, направленные на моральный компонент просоциального поведения (J.R. Rest, S.H. Schwartz, H. Heckhausen), переводят личностное восприятие обстоятельств, связанных с оказанием помощи в ситуативный контекст, отражающий принятие решения.
Эволюционные модели просоциального поведения основаны на объяснении социального поведения с позиции генетических факторов, имея в основе интуитивные и биологические корни, включая эмпатию и альтруизм [6].
Модель эмпатии с позиции эволюционной психологии (K.E. Zethren) теоретически описывает ключевые конструкции, на основе которых возникает эмпатия. В результате двух опытов эмпатия представлена как двумерная модель, состоящая из отдельных конструкций, свободно изменяющихся и независимых друг от друга. В данной модели сострадание операционализирует как альтруизм на оси X и здравый смысл - как когнитивная комплексность на оси Y (рисунок 1.5), создавая сферы определенных обстоятельств с четырьмя секторами. Один сектор является вероятным, чтобы захватить когнитивную эмпатию, стиль отношений и выражение самости в социальных контекстах. Три других стиля отношений могут уменьшать выражение самости и гипотетически появляться, чтобы заполнить определенную сферу [277; 376].

когнитивная простота

Рисунок 1.5 - Модель эмпатии с позиции эволюционной психологии «circumplex» (K.E. Zethren) (первый опыт)


С эволюционной точки зрения альтруизм является основным способом, чтобы улучшить жизнеспособность более сложного индивида в пределах социальной разновидности. В свою очередь когнитивная комплексность на оси Y - это способность чувствовать нюансы, видеть несколько аспектов ситуации, двусмысленность действий и различия между собой и другими людьми. Когнитивная простота состоит в редукции способности для многомерного осмысления, то есть проявляется в неспособности чувствовать нюансы, нетерпимость тревоги, двусмысленности и т.д.
Также когнитивная комплексность рассматривается как высоко развитая способность, которая необходима для принятия решения в оказании помощи и достижении лучшего выбора в момент, когда помощь может быть предсказана в поведении других людей (например, рефлексивное повышение руки, чтобы отклонить удар и т.д.).
Альтруизм на оси X соединяется как способность видеть общие черты с когнитивной комплексностью на оси Y, которая характеризуется как способность обнаружить различия во взаимодействии с окружающими. Данная взаимосвязь отражена на основе второго опыта, после дополнительных измерений (рисунок 1.6).

когнитивная простота 2

Рисунок 1.6 - Модель эмпатии с позиции эволюционной психологии «circumplex» (K.E. Zethren) (второй опыт, после дополнительных измерений)

Так, эмпатия, альтруизм и когнитивная комплексность сосредоточены на тех моментах, которые показывают три центральных аргумента эволюционного аспекта: способности, альтруизм и комплексность. Альтруизм состоит в способности видеть общие черты между собой и другими, в то время как когнитивная комплексность - это способность видеть различия; и эмпатия (понимание других) помогает каждому развить понятие самости [244; 376].
В социальных моделях просоциальности отмечается значимость таких факторов, как нормы, социальные сети и т.д. Однако воздействие данных внешних факторов неоднозначно - они повышают намерение помогать, но если ситуация изменяется и нет одного из компонентов, то помогающего поведения может не быть [6].
К социологическим моделям относятся модель коллективных действий (V. Zomeren), модель ролевой идентичности (J.A. Piliavin), модель активации норм (J.I. De Groot, L. Steg), модель компонентов просоциального поведения (R. Roche).
Модель коллективных действий (V. Zomeren) разработана в рамках теории социальной идентичности и принимает во внимание три фактора: социальную идентичность, групповые эмоции и групповую эффективность [Van Zomeren et al., 2008 (рисунок 1.7)] [40; 51; 53].

групповые нормы

Рисунок 1.7 - Модель V. Zomeren в контексте помогающего поведения

Так, представленные выше факторы позволяют прогнозировать групповое помогающее поведение как непосредственно, так и опосредованно по отношению друг к другу.
Описывая модель, можно отметить, что идентичность выявляет эмоции представителей ингруппы в отношении социальных явлений и аутгрупп, а также групповую эффективность. В том числе эмоции и групповая эффективность влияют на идентификацию / самокатегоризацию человека, то есть трансформируют социальную идентичность [27; 52; 65; 77].
В представленных случаях вероятность оказания помощи различным группам приблизительно равна и зависит от конкретных эмоций, представлений о групповой эффективности и устойчивости идентификации с группой [8; 45].
Особенно важным является обратное воздействие реального поведения (например, помощь) на эмоции членов группы, их идентичность и представление о своей эффективности. Цикличность модели выражена в сложности действий по отношению к «чужим» в рамках группы [52].
Модель ролевой идентичности (J.A. Piliavin) делает акцент на значении социальных ролей и контекстов. Важными понятиями являются воспринятые ожидания (то есть как близкие люди оценивают его поведение) и ролевая идентичность (интеграция человека с его идентичностью), которые влияют на намерение дальнейшей просоциальной активности [20].
Указанная модель отличается от модели V. Zomeren тем, что в ней не затрагиваются групповые процессы, однако при ее анализе возникает вопрос о необходимости дифференциации компонентов просоциального поведения у представителей помогающих профессий.
Модель активации норм (J.I. De Groot, L. Steg) [334] позволяет объяснить просоциальное поведение в различных контекстах: личные нормы (то есть вести себя определенным образом как моральное обязательство), осведомленность (о негативных последствиях) и ответственность (за негативные последствия от бездействия).
Так, на просоциальные намерения и поведение косвенно влияют осведомленность и ответственность - значимость посредника при этом выполняют активированные ответственностью личностные нормы [91].


Модель компонентов просоциального поведения (R. Roche) включает в себя следующие составляющие:
1. Эмитент (оказывающий помощь): лицо, которое инициирует просоциальные действия, стремясь достичь или улучшить благосостояние, уменьшить страдания другого.
2. Получатель: тот, кто получает выгоду от просоциального действия, проявленного эмитентом.
3. Действие: осуществляемое эмитентом по отношению к получателю.
4. Окружающая среда: понимается как совокупность относительно стабильных внешних условий физического и психологического характера, которые влияют на поведение людей, заинтересованных в просоциальных действиях.
5. Ситуация: это может относиться к психофизическим условиям получателя или определенным внешним событиям. И окружающая среда, и ситуация может сильно повлиять на результат просоциальных действий.
6. Социальные ценности и нормы: понимаются как элементы, которые определяют принципы, соответственно, субъективные и интерсубъективные, регулирующие проявление просоциального поведения. В случае если субъект не придерживается ценностей общества и норм, он может столкнуться с внутренним конфликтом и чувством вины (рисунок 1.8).
Человек, осуществляющий просоциальное поведение в адрес принимающего помощь, испытывает как личную автономию выбора поведения и принятия ответственности, так и эффективность в оценке потребностей другого.

составляющие

Рисунок 1.8 - Составляющие просоциального поведения (R. Roche)

Мотивационные модели включают в себя: двухуровневую модель «альтруизма-эгоизма» (G. Miller), модель мотивации помощи (H. Heckhausen), альтернативные модели объяснения готовности оказания помощи (J.P. Forgas).
Двухуровневая модель «альтруизма-эгоизма» (G. Miller)
Согласно данной модели человек исходит из того, что, по его мнению, полагается ему по справедливости. Кроме того, человек испытывает сочувствие и поступает просоциально (исходя из справедливого, на его взгляд, отношения к ним), если судьба других кажется незаслуженно плохой. Существует мнение, что человек, который считает, что он достиг всего и заслуживает того, чего достиг, очень чувствителен к несправедливости в отношении других [375].
Кроме того, эта модель находит применение и в теории - по отношению к проблеме просоциальной мотивации, которая появляется вследствие эгоистических притязаний человека на справедливое (по его мнению), положение в социальной системе. Если же достигнутый результат ниже уровня персонального стандарта справедливости, появляется эгоистическая направленность, доминирующая просоциальные устремления [9; 65].
Связь между справедливой оплатой, переплатой и альтруизмом по отношению к обездоленным стала темой эксперимента G. Miller, который интересен тем, что раскрывает проблему просоциальной направленности [62]. Результаты привели автора к выводу о суммировании эгоизма- альтруизма и построении двухуровневой модели.
В данной модели некоторые структурные элементы находятся в тесной взаимосвязи и не являются рядоположенными в соответствии с подходом D.G. Myers.
Модель мотивации помощи (H. Heckhausen) указывает на отличные друг от друга виды последствий собственного действия, обладающих специфическим мотивирующим значением: польза от оказания помощи;
затраты на это оказание; оценка действия со стороны других людей; самооценка (осуществляемая самим человеком оценка того, насколько он, совершая это действие, оставался верным внутренне принятым им нормативным ценностям, то есть самоподкрепление); эмоциональное сопереживание внутреннего состояния нуждающегося в помощи человека.
Поведение человека в ситуации помощи (решится ли он оказать помощь и на какие затраты времени, сил и прочего он будет готов) может быть объяснено также с позиции модели «ожидаемой ценности» NT. Feather [24; 229]. Переменными ценностями здесь выступят последствия предпринятого или не предпринятого субъектом действия помощи. Чем выше будет величина позитивных последствий, тем скорее субъект окажет помощь. Эмоциональное сопереживание в рамках этой модели не может играть самостоятельную роль, оно занимает в ней лишь место опосредующего звена [32].
Следует отметить, что в основе помощи лежат эгоистические мотивы, так как человек стремится к удовольствию. Взаимодействуя, человек обменивается материальными и социальными ресурсами (любовь, услуги, статус или информация). При этом используется стратегия «минимакса»: стремится получить больше выгоды (вознаграждения) при минимальных затратах. Выгода может быть «внутренней» (связанной с психологическим состоянием человека) и «внешней» (связанной с материальным вознаграждением или одобрением со стороны других людей).
Вследствие этого человек помогает окружающим в тех случаях, когда нет другого выхода, чтобы добиться своих целей, при этом возможные награды превышают затраты. Однако если необходимы большие усилия, страдания «партнера» вызывают отрицательные эмоции, а помогающий может уйти и вероятность оказания помощи снижается к минимуму [52].
В основе оказания помощи лежат мотивы альтруизма: человек оказывает помощь окружающим людям для улучшения их состояния, даже в тех случаях, когда есть другие способы решения своих проблем, которые в любой момент могут отказаться от взаимодействия. Представители данного мнения ориентируются на оказание помощи, которая требует больших усилий и связана с риском для материального, психологического или физического благополучия помощника [52; 70].
Альтернативные модели объяснения готовности оказания помощи (J.P. Forgas) [338]
Представляется интересной точка зрения J.P. Forgas, основанная на четырех возможных вариантах мотивов, обусловленных просоциальным поведением [270]. Для объяснения мотивации, лежащей в основе просоциального поведения, были предложены четыре различных варианта. Согласно гипотезе сопереживания-альтруизма люди помогают другим, потому что кто-то нуждается в помощи и потому что оказание помощи доставляет им удовольствие. Модель облегчения негативного состояния подразумевает, что люди помогают для того, чтобы уменьшить свои негативные эмоции. Гипотеза эмпатического удовольствия подразумевает, что люди помогают для того, чтобы реально и результативно помочь нуждающемуся в их помощи. Согласно модели генетического детерминизма люди помо
гают тем, кто похож на них самих, в силу подсознательного желания увеличить шансы передачи общих генов последующим поколениям.
Схематично этот взгляд можно рассмотреть следующим образом (рисунок 1.9).

прос.поведение

Рисунок 1.9 - Альтернативные модели объяснения готовности оказания помощи (J.P. Forgas)

Так, J.P. Forgas были получены данные в поддержку каждого из перечисленных вариантов, то есть оказание помощи может быть обусловлено более чем одним мотивом в зависимости от ситуации и личности человека, оказывающего помощь.
Интегративные модели. Интеграция моделей, объясняющих оказание помощи, привела к необходимости рассматривать просоциальное поведение через комплексное изучение аффективных, познавательных и волевых аспектов, включающих в себя сострадание, эмпатию, заботу, дружбу, альтруизм как базовые личностные характеристики просоциального поведения и социальные нормы.
К интегративным моделям просоциального поведения можно отнести интегрированную когнитивно-физиологическую модель «возбуждение / затраты - вознаграждение» (J.A. Piliavin), модель «Перспектива заботы» (J.L. Bottorff, J.L. Johnson, W. Neander, J.M. Morse, S.M. Solberg), модель формирования просоциального поведения, ориентированную на заботу о другом
человеке (П.А. Сотникова), модель дружбы и измерение оказания помощи (M.M. Rawnsley), модель «эмпатии-альтруизма» (C.D. Batson), компетентностью модель просоциального поведения (K.A.A. Dunfield), интегративную модель просоциальности SAVE (D. Keltner et al.), психодинамическую модель просоциального, дистантного поведения (Д.В. Сочивко).
Интегрированная когнитивно-физиологическая модель «возбуждение /затраты - вознаграждение» (J.A. Piliavin) (рисунок 1.10).


Модель позволяет объяснить желание помочь в чрезвычайных ситуациях. В случаях когда человек наблюдает необходимость в помощи, он начинает испытывать отрицательное эмоциональное возбуждение с желанием помочь, чтобы снять свой личный дистресс.

прос.поведение2

Так, можно выделить следующие компоненты оказания помощи, а именно, когда существует связь «мы» между «жертвой» и «наблюдателем», когда затрат на помощь немного, а вознаграждения значительны [16; 57]. Данная модель связана с социальными нормами, а также с «личностным дистрессом».
Модель «Перспектива заботы» (J.L. Bottorff J.L. Johnson, W. Neander, J.M. Morse, S.M. Solberg) [357]. Оказание помощи посредством ухода и проявления заботы изучалось в трудах зарубежных исследователей (S. Gorther, 1990; M.M. Leininger, 1978; M.M. Rawnsley, 1990; J. Watson, 1990). Например, J.M. Morath, M. Manthey считали, что оказание помощи - это высокоразвитое умение, основанное на психосоциальном, духовном и физиологическом понимании себя и других. R. Jacques определил термин «забота» как «уход» и утверждал, что именно эта категория больше всего относится к работе медицинских сестер, системе здравоохранения. В данном случае понятия «оказание помощи» и «забота» синонимируются, взаимодействуя и позволяя судить о личностных особенностях и ситуативных факторах [2]. 
В свою очередь понятие «забота» было рассмотрено в работах зарубежных исследователей (J.L. Bottorff, J.L. Johnson, W. Neander, J.M. Morse, S.M. Solberg) на основе 5 эпистемологических перспектив: забота как 1) человеческая черта характера; 2) моральный долг или идеал; 3) аффект; 4) межличностные отношения; 5) терапевтическое вмешательство. Эти подходы в дальнейшем были очерчены через аффективный, познавательный и волевой аспекты, обозначены как сострадание, эмпатия и альтруизм. Так, по мнению ученых, сострадание - это аффективная человеческая черта и моральный долг (J. Cambell, D.A. McNeil, D.A. Morrison, A.J.M. Nouwen), эмпатия - это межличностные отношения, которые являются основой для взаимных терапевтических отношений (D.H. Buie); альтруизм - характеризует действие и вмешательство, инициируемое в ответ на состояние другого человека (M.M. Rawnsley) (рисунок 1.11) [368].

перспектива заботы

Так, модель «Перспектива заботы» демонстрирует наличие множества взаимосвязей:
1. Сострадание связано с эмпатией как человеческой чертой. Как забота проявляется в понятии разделения страдания и его признания, так и понятие гуманности реализуется в сопереживающих отношениях и, наоборот, может привести к увеличению человечности, для того чтобы разделить страдания другого. Вера в ценность сострадания реализуется в сопереживающих отношениях и расширяет понятие морального долга.
2. Сострадание связано с альтруизмом через моральный долг. Моральный идеал сострадания - это необходимая связь, которая активизирует сострадание через действие и вмешательство, выступая в качестве своего рода благосостояния. Так, сострадание связано с альтруизмом через моральный долг и имеет обратную направленность, то есть проявление альтруистических действий обусловлено состраданием через моральный долг и наличие гуманности.
3. Эмпатия и альтруизм взаимозависимы и являются следствием межличностных и диалоговых отношений, которые могут быть терапевтическими [241; 296].
Модель формирования просоциального поведения, ориентированная на заботу о другом человеке (П.А. Сотникова) [266]
Эмоциональным компонентом заботы является эмпатия, которая рассматривается как взаимные отношения, позволяющие распознавать, знать и понимать чувства другого, способность к эмоциональной отзывчивости. Деятельностным компонентом заботы выступает альтруизм как склонность действовать на основе воспринятых потребностей другого человека, как бескорыстная забота о других людях. Сострадание как ценностный компонент заботы связано с эмпатией через гуманность, заботливое отношение к другому человеку. Ценность сострадания заключается в сопереживающих отношениях, проявлении сочувствия к другому человеку. Просоциальные качества личности формируются через заботу и нравственное развитие, ориентированные на общечеловеческие принципы. Просоциальным поведением обладают личности, ответственные за свою жизнь и жизнь окружающих их людей, неравнодушных к проблемам общества и решающих их бескорыстно (рисунок 1.12).

компоненты заботы

Рисунок 1.12 - Модель формирования просоциального поведения, ориентированная на заботу о другом человеке (П.А. Сотникова)

Таким образом, просоциальное поведение направлено на благо других людей и обусловлено такой качественной характеристикой, как забота во благо другого человека с альтруистической, эмпатической и сострадательной направленностью, не способствующая проявлению жадности, скептицизма и материальной выгоды.
Модель дружбы и измерение оказания помощи (M.M. Rawnsley) [368] Еще одну попытку интегрировать составляющие просоциального поведения осуществил M.M. Rawnsley, вводя определение «инструментальная дружба» как метафора слова «забота», что приблизило концепцию аффективных, познавательных и волевых измерений оказания помощи к необходимости изучать проявления сострадания, эмпатии и альтруизма. Характеристики «инструментальной дружбы» определялись автором как: 1 - универсальное понятие; 2 - межличностная причастность к страдающему человеку; 3 - меры, которые помогают облегчить страдание без какой-либо награды за это (рисунок 1.13) [368].

модель дружбы



Рисунок 1.13 - Модель дружбы и измерение оказания помощи
(M.M. Rawnsley)

В дальнейшем концептуальную основу для разработки диагностического инструментария изучения оказания помощи составила предложенная M.M. Rawnsley схема показателей дружбы, в которой дополнены и введены понятия - чувства, понимание, действие.
Модель «эмпатии-альтруизма» (C.D. Batson), указывающаяся на то, что люди помогают другим не только по эгоистическим причинам. Порой мотивы поведения бывают чисто альтруистическими, когда единственная цель - помочь другому человеку, даже если это повлечет за собой затраты для помогающего. C.D. Batson утверждает, что если человек эмпа- тичен, то человек будет помогать из альтруистических побуждений, независимо от взаимности [11; 182; 230]. Также автор выделил два типа эмоциональных реакций человека на страдание другого человека:
- эмпатическое сочувствие: сопереживание, сосредоточенное на страдании, которое испытывает другой человек, и дополненное желанием его уменьшить (сострадательный, мягкосердечный, нежный);
- личное страдание: ощущение собственного дискомфорта и снижение его (обеспокоенный, расстроенный, встревоженный).
Позже C. Batson и N. Eisenberg утверждали, что, во-первых, эмпатия через симпатию приводит к альтруизму, и, во-вторых, личностный дистресс обуславливает просоциальное поведение, которое мотивировано эгоизмом, чтобы облегчить собственное негативное эмоциональное состояние (рисунок 1.14) [327; 328].

ожидаемая выгода

Рисунок 1.14 - Модель «эмпатии-альтруизма» (С. Batson, N. Eisenberg)

Сама ожидаемая выгода была рассмотрена как многомерная когнитивная конструкция, включающая в себя способность идентифицировать и понимать чувства другого (эмоциональная ожидаемая выгода) и способность распознавать и понимать чьи-либо мысли (когнитивная ожидаемая выгода) (Р.А. Oswald, B. Underwood & B. Moore). Р.А. Oswald утверждал, что способность понять эмоции других больше влияет на проявление альтруизма, чем на способность понять мысли других.
Дальнейшие исследования C.D. Batson и M. Toi позволяют сделать вывод о том, что истинный альтруизм появляется тогда, когда человек ощущает эмпатию по отношению к страдающему человеку [326; 327]. Принимая эту классификацию в качестве условной и общей, но все же правомерной модели описания понятия просоциального поведения, необходимо все же отметить, что в современной психологической литературе в отношении данного понятия существует чрезвычайная разбросанность мнений и взглядов, учитывая тот факт, что мотивационные основания просоциального поведения могут быть различны.
Данная модель имеет достаточно четкую структуру, однако не все выделяемые компоненты являются зависимыми друг от друга.
Компетентностная модель просоциального поведения (K.A. Dunfield) - типология помощи на основе научения и индивидуальных склонностей, которая включает в себя: эмоциональную, инструментальную и материальную помощь. Данные типы предполагают специфические компетенции, которые связаны с диспозициями и могут развиваться в разном возрасте.
Так, просоциальное поведение может рассматриваться в комплексе, на нескольких уровнях анализа. Например, L.A. Penner с коллегами выделяют их три [363; 364]:
1. Микроуровень - анализируется генезис просоциального поведения и его различные варианты (изучается нейропсихологами и эволюционистами).
2. Мезоуровень - рассматривается в диаде «объект-субъект помощи» и конкретной ситуации их взаимодействия (исследуются условия и мотивы оказания непосредственной помощи, в том числе и неосознаваемые) [33; 68].
3. Макроуровень - просоциальное поведение анализируется в контексте групп, изучается внутри- и межгрупповая кооперация, добровольчество и т.д., включая ситуации, в которых личный интерес и групповая выгода взаимосвязаны (например, добровольчество, или волонтерство, а также кооперация) [90].
Интегративная модель просоциальности SAVE (Социокультурные установки, ценности, эмоции) (Keltner et al.) [346]. К модели относятся элементы четырех уровней анализа (интрапсихического, диадного, группового, культурального), обозначается следующей формулой:
М х (Б х (1 + Всебе) + Прец х Врец + Цбезд-я) > Цд-я,
где М - социальная и социокультурная среда, содействующая или препятствующая просоциальному поведению (социальные нормы и ценности, влияние религии);
Б - барьеры (индивидуальные различия в просоциальности и особенности определенного случая);
Всебе - выгода, которую помогающий получает для себя (хорошее настроение, взаимность и пр.);
Прец - представление помогающего о реципиенте (определение нуждающегося в помощи, воспринятое сходство между собой и объектом помощи и пр.);
Врец - выгода, которую получает реципиент;
Цбезд-я - цена бездействия (в том числе испорченная репутация, вина, альтруистическое наказание);
Цд-я - стоимость (цена) действия (деньги, время, силы и другие ресурсы) [31; 97].
В этой формуле исследователи дали унифицированную модель принятия решения о просоциальном поступке, сосредоточив в ней существующие факторы, оказывающие влияние на повышение или уменьшение возможности проявления просоциального действия [95].
Психодинамическая модель просоциального, дистантного поведения (Д.В. Сочивко). При построении данной модели автор исходил из позиции, что в основу поведения положено интрапсихическое взаимовлияние латентных факторов, создающих некоторое внутреннее силовое поле. Такие (психодинамические) модели в большей степени объясняют непо
средственное, малоосознаваемое поведение. Учитывая то, что степень действия каждого фактора у каждого человека различна, рисунков просоциального поведения может быть множество. Тем не менее в дальнейшем возможно построение различных психодинамических его типологий на основе применения кластерного анализа. Важно подчеркнуть, что ни одна типология не станет окончательной. Их характер зависит от обследуемого контингента [272].
Представленные модели позволяют рассматривать различные сценарии проявления просоциального поведения. Однако у них есть определенные ограничения:
- принимаются во внимание отдельные мотивы оказания помощи. В некоторых случаях установлена взаимосвязь между психологическими особенностями человека и аттитюдами по отношению к себе и другим;
- анализируются отдельные компоненты просоциального поведения, при этом не обращается внимание на отношение людей к разным формам помогающей активности как таковой. Кроме того, не всегда учитываются индивидуальные особенности людей и характеристики ситуации [72];
- исследователями недостаточно изучено взаимодействие различных компонентов просоциального поведения [52].
Так, просоциальное поведение можно рассматривать на основе когнитивных, эволюционных, социологических, мотивационных, интегративных моделей. При этом интегративный подход демонстрирует смешение различных подходов с акцентом на мотивационный компонент просоциального поведения, с выраженным приоритетом личностных свойств (все остальные модели).
Таким образом, представленные модели отражают многовекторность рассмотрения просоциального поведения, которое позволит увидеть особенности взаимодействия когнитивных, эволюционных, социальных, мотивационных и интегративных подходов. При этом в большинство моделей включены такие компоненты просоциального поведения, как эмпатия, альтруизм, сострадание, забота, дружба, социальные и моральные нормы, солидарное и дистантное поведение [134; 139; 141].
Следует отметить, что имеется много общего в содержательном плане и можно обнаружить внутри указанных моделей одни и те же конструкты (эмпатия, альтруизм, мораль, забота, дружба) при наличии различной внутренней структуры.

модели поведения

Рисунок 1.15 - Обобщенная характеристика моделей просоциального поведения (Н.В. Кухтова)

При этом описанные модели отличаются низкой точностью для диагностики просоциального поведения и экономичной представленностью, не являясь эмпирически подтвержденными, характеризуя не столько просоциальное поведение в целом, сколько отдельные его компоненты.
Все вышеперечисленное дает нам основание предложить свой, авторский, подход к формулировке модели просоциального поведения с учетом накопленного психологической наукой опыта.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.