Вопросы и задания для самопроверки
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Тема 1. Введение в психологическую науку


1. Приведите примеры явлений, которые изучает психология, определите их отличие от явлений, исследуемых другими науками.
2. В чем состоит сложность определения предмета психологии, свой ответ обоснуйте?
3. Определите предмет психологии согласно представлениям различных психологических школ.
4. Определите специфику психических явлений.
5. Дать определение и основные характеристики следующим категориям «психические процессы», «психические состояния», «психические свойства личности».


6. Определите основные предпосылки становления психологии как научной дисциплины, объясните их вклад в становление и развитие психологического знания.
7. Выберите критерии и соотнесите между собой житейские и научные психологические знания.
8. Запишите историческое преобразование определений предмета психологии, опишите основные этапы развития психологии как научной дисциплины, определите предмет и представителей соответствующих определенному этапу.
9. Определите вклад «учений о душе» Платона и Аристотеля в современное определение предмета психологии. Сравните их между собой.
10. Запишите и обоснуйте основные достоинства и недостатки 3-го этапа в развитии психологии как науки о поведении.
11. Обобщите вклад отечественной психологии в становлении психологии как самостоятельной дисциплины.


Тема 2. Структура, задачи и методы современной психологии


1. Психология как научная дисциплина взаимосвязана с биологией, медициной, физиологией, очертите точки соприкосновения и отличия данных дисциплин.
2. Определите задачи психологии как теоретической и практической дисциплины.
3. Определите основные отрасли психологии, знание которых необходимо для вашей специальности.
4. Обоснуйте утверждение, согласно которому, «Общая психология является фундаментальной отраслью психологического знания». Чем
полезным может быть изучение общей психологии для вашей специальности. Какова связь общей психологии с медицинской психологией, с возрастной психологий, с социальной психологий, с дифференциальной психологий и психологией личности.
5. Что определяет структуру общей психологии?
6. Запишите краткую характеристику основных классов психических явлений.
7. Каково значение в психологии выделение категории «парадигма», дайте краткую характеристику основным парадигмам выделяемым в психологии?
8. Выделите основные направления современной психологии, запишите их краткую характеристику, определив предмет изучения, представителей, ключевые характеристики, достоинства и недостатки.


Тема 3. Структура, задачи и методы современной психологии


1. Сравните между собой понятия метод, методика, методология, определите их взаимосвязь.
2. Каково значение методологии при построении психологического исследования?
3. Объясните основное значение методологических принципов при построении психологического исследования.
4. Запишите классификацию методов психологического исследования, определив содержание конкретного вида психологического исследования, его достоинства и недостатки.
5. В чем состоит методологическое значение классификации методов психологического исследования Б.Г. Ананьева?
6. Определите основные достоинства и недостатки наблюдения, эксперимента, метода тестов, метода опроса как методов изучения психической реальности.
7. В чем состоит отличие следующих видов наблюдения «полное включенное», «простое включенное», «невключенное»?
8. Сравните между собой и определите для решения, каких исследовательских задач предназначен лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий эксперименты.
9. Какова история развития метода тестов в психологии?
10. Что является ключевым отличием проективных тестов в психологии? Что такое «проекция» и какое отношения проекция, как защитный механизм личности имеет к проективному тесту?
11. Выделите исходя из названия тем научных статей, дипломных работ, диссертаций: объект, предмет, цель и задачи исследования.
«Психологические основы адаптации учащейся молодежи за рубежом».
«Психологические особенности межличностных отношений в разновозрастной группе детского сада».
«Страхи у младших школьников и психологические способы их разрешения».
12. Преобразуйте утверждения в проверяемые гипотезы.


Пример.
Лучший способ учебы - посидеть ночь перед экзаменом.


Решение.
Студенты получают более высокие оценки, когда учат материал ночью перед экзаменом (это и будет являться гипотезой исследования).


1. С глаз долой - из сердца вон.
2. Кока-кола улучшает память.
3. Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет.
4. Старую собаку новым штучкам не научишь.
5. Дома лучше учиться, чем в библиотеке.
6. В здоровом теле - здоровый дух.


Тема 4. Развитие психики в эволюции человека и животных


1. Опишите основные механизмы психических явлений, в чем состоит эволюционное значение раздражимости и чувствительности. В чем состоит отличие между данными механизмами.
2. Что выступает в качестве объективного критерия возникновения психики?
3. Дать определение психологической категории «психика».
4. Определите содержание основных этапов эволюции жизни.
5. Опишите стадии развития психики и особенности поведения животных по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри.
6. Как соотносятся между собой стадия элементарной психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта со следующими формами поведения инстинкт, навык, интеллект?
7. Объясните следующее положение С.Л. Рубинштейна «Инстинкт целесообразное поведение без сознания цели».
8. Проведите сравнительный анализ психологических категорий «инстинкт», «навык» и «интеллект».


Тема 5. Развитие психики и сознания


1. Каковы основные особенности развития сознания человека?
2. Раскройте роль труда в развитии сознания человека.
3. Раскройте особенности основных характеристик (свойств) сознания человека.
4. Назовите и раскройте психологический смысл структурных компонентов сознания.
5. Укажите основные возможности, причины и условия возникновения сознания человека.
6. Раскройте основную сущность понятия «неосознаваемые психические процессы».
7. Объясните особенности неосознаваемых психических процессов с точки зрения их свойств.
8. Проведите сравнительный анализ свойств сознания и бессознательного.
9. Проясните сущность проблемных вопросов о понятии «бессознательное» в работах К. Ясперса, З. Фрейда, К.Г. Юнга.
10. Проведите сравнительный анализ теоретических концепций К. Ясперса, З. Фрейда, К.Г. Юнга по следующим параметрам: определение, структура, функции (значение).


Тема 6. Биологические основы психики (часть 1)


1. Каким образом соотносится между собой мозг и психика, можно ли утверждать, что мозговые структуры являются доминирующими над психической реальностью, или психическая реальность доминирует над мозговым субстратом? Свой ответ обоснуйте, приведите примеры.
2. Приведите примеры из собственной жизни или жизни окружающих вас людей поведение которых можно описать и интерпретировать с помощью принципа доминанты А.А. Ухтомского, теории функциональных систем П.К. Анохина.
3. Какие психические явления можно объяснить, используя категорию «доминанта»?
4. Как вы считаете можно ли разрушить сформировавшуюся доминанту? Если да, то, какими способами? Свой ответ аргументируйте.
5. Какую роль в регуляции поведения человека выполняет «акцептор действия» введенный П.К. Анохиным в теории функциональных систем.


Тема 7. Биологические основы психики (часть 2)


1. Как развивались учения по проблеме локализации психических функций, укажите сильные и слабые стороны возникших направлений.
2. Укажите и запишите основные положения теории системной динамической локализации психических функций.
3. Определите основные характеристики высших психических функций.
4. Какие функции в природе человека выполняют три основных функциональных блока, выделенных А.Р. Лурия.
5. Определите значение рассмотренных Вами теорий А.А. Ухтомского и П.К. Анохина в рассмотрении психофизиологической проблемы.
6. Назовите и дайте характеристику основным направлениям исследований в области межполушарной асимметрии.
7. Раскройте основную сущность специализации левого и правого полушария головного мозга человека.
8. Укажите физиологические аспекты специализации левого и правого полушария головного мозга человека.
9. Проведите самоисследование доминантности по:
- моторной асимметрии;
- сенсорной асимметрии;
- психической асимметрии.


Тема 8. Биологические основы психики (часть 3)


1. Раскройте основные особенности различных подходов к исследованию понятия «психическое состояние».
2. Дайте определение понятию «психическое состояние».
3. Укажите и охарактеризуйте структурные компоненты психических состояний.
4. Проведите сравнительный анализ различных подходов к классификации психических состояний (Сосновикова Ю.Е., Левитов Н.Д., Мясищев В.Н.).
5. Перечислите и дайте краткую характеристику видов психических состояний.
6. Дайте определения понятиям «сон», «бодрствование» с точки зрения физиологической и психологической науки.
7. Охарактеризуйте структурные компоненты состояния «сон».
8. Охарактеризуйте структурные компоненты состояния «бодрствование».
9. Проведите сравнительный анализ понятий «работоспособность», «утомление».
10. Существует ли взаимосвязь между состояниями «работоспособность» и «утомление»? В чем она заключается?
11. Раскройте основную сущность понятия «стресс».
12. В чем заключается концепция стресса Г. Селье?
13. Перечислите основные способы совладания со стрессом.
14. Какое значение для человека имеют способы и стратегии совладания со стрессом?


Тема 9. Психологическая теория деятельности


1. Записать определение и провести сравнительный анализ психологических категорий активность, реактивность, поведение, деятельность. Привести примеры, подтверждающие содержание данных Вами определений и сравнений.
2. Докажите, приведите примеры аргументирующие принцип согласно которому психика человека формируется и проявляется в его деятельности.
3. Используя нижеприведенные понятия: мотив, потребность, операции, действия, цель, задачи, эмоции, условия, психофизиологические функции, виды деятельности, мотивы-цели, мотивы-стимулы, нарисуйте схему деятельности человека.
4. Каково значение ведущих видов деятельности в формировании и развитии психики человека?
5. В чем состоит отличие потребности и мотива деятельности человека?
6. Сравните между собой следующие понятия: потребность и мотив, цель и задачи, действия и операции, деятельность и действие, движение и навык, навык и привычка, внешняя деятельность и внутренняя деятельность, игровая деятельность и трудовая деятельность.
7. Что в своей жизни человек может освоить посредством процесса интериоризации, приведите примеры. Какое значение выполняет интериоризация в деятельности человека?

Источник: Кузмицкая, Ю.Л. Теоретические и методологические основы общей психологии: учебно-методическое пособие для студентов медико психологического факультета / Ю.Л. Кузмицкая, Е.Д. Мишина. - Гродно : ГрГМУ, 2013. - 152 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.